d9e5a92d

Предмет социологии семьи. Понятия брака и семьи

Чтобы говорить о том, что такое социология семьи, нужно вспомнить о том, что вообще представляет собой социология как наука. В буквальном переводе это наука о человеческом общении, об отношениях между людьми.

Если говорить более точно, то это система знаний о том, как устроена общественная жизнь людей, обо всех более или менее значимых проявлениях социальных общностей, к какому бы типу они ни принадлежали. Наконец, самое узкое значение социологии как науки таково: это область научного знания, в центре которой находится исследование структуры социальных явлений, процессов, отношений, функционирования и развития всей социальной организации общества.
Социологическое видение семьи характеризуется, к примеру, тем, что индивидуальное своеобразие личностей рассматривается через исполнение ими внутрисемейных ролей, через систему статусов членов семьи, составляющих ту или иную социальную структуру, которая выполняет тот или иной набор социальных функций. Статусно-ролевой набор и структурно-функциональное своеобразие характеризуют и предопределяют межличностные симпатии и антипатии, взаимосвязи и взаимоотношения членов семейной общности.

Социолог семьи обращает внимание на формы общежития семейных людей, типы семьи, способы установления и прекращения взаимоотношений, семейный образ жизни и т.п. В центре его внимания - возраст вступления в брак, мотивы отказа от брака, проблемы моногамии-полигамии и т.п.
Говоря о социологии как науке, можно обратиться к такому понятию, как социологизм. Оно означает первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды.

Иначе говоря, эту самую социальную реальность могут объяснять и представители биологических или технических наук, и тогда выведение на первый план собственно социальных механизмов функционирования того или иного явления и будет означать социологизм как способ исследования действительности.
То же самое происходит и в том случае, когда используется социологический подход к исследованию той или иной сферы человеческого сознания и поведения, будь то политика, экономика, медицина, образование и т.п.
Специалисты тех или иных областей науки находят социологическую составляющую в полученном знании об обществе и индивиде и определяют её как основополагающую.
Следовательно, социологизм может быть свойствен анализу семьи, осуществлённому любым специалистом - не социологом. Однако собственно социологическое исследование позволяет получить системное знание о семье как социальном целом, знание, имеющее не только научную ценность, но и практическую значимость.
Социология как предмет утверждает автономию социальной реальности по отношению к другим видам реальности, и в особенности биологической и психической. Она трактует общество как внеиндивидуальную реальность.

Самостоятельность социологии как науки подтверждается наличием собственного арсенала методологических средств, которые независимы от других наук, и в том числе от биологии и психологии. К их числу относятся структурный функционализм, символический интеракционизм, этнометодология, теория социального действия, концепция социального обмена и др. В этом смысле социология семьи также обращается к названным теоретическим позициям, оставляя за скобками собственно человеческую реальность, духовное Я индивида.

Ответ на вопрос почему? касается только тех явлений, которые связывают индивида с обществом, со всей совокупностью его социальных структур, учреждений и организаций и имеют социальную окраску.
Задачами чистой социологии как науки являются, с одной стороны, развитие социологической теории, методологической базы исследований, а с другой - решение проблем прикладного характера. Среди таких проблем -накопление эмпирического знания о закономерностях общественного развития путём проведения прикладных социологических исследований, интеграция теоретических и эмпирических исследований, образование и просвещение различных социальных групп и слоев общества, социализация молодёжи и других социальных групп в меняющихся социальных условиях, подключение личности к выполнению социальных ролей, изучение конфликта личности и её социальной роли, дезадаптации и дезинтеграции, контркультуры личности или группы и т.п.
На этом фоне предмет социологии семьи может быть обозначен в широком смысле как социологическая наука о семье, истоки которой восходят к философскому осмыслению роли рода и семьи в организации всей социальной жизни человечества. Именно посредством брачных и семейных отношений передавались не только опыт существования, но и опыт сохранения и возобновления жизни поколений.

В семье происходит общение между её членами, причём в самой интимной его форме. Здесь организуются те или иные формы и виды межличностных отношений между людьми.

Социология семьи предъявляет знание о семейной общности в самом обобщённом виде, изучает структуру семейной группы, процессы, происходящие в ней, состояние сознания индивидов, её составляющих, эволюцию семейной группы, исторического типа семьи.
То, что социология семьи - самостоятельная наука, ответвление от общей социологии можно легко доказать. Предмет её изучения - одна из сфер жизнедеятельности человека, одно из проявлений культуры - сфера семьи. Известно, что наряду с семьёй индивид входит и в такие социальные общности, как этнос, конфессиональная группа, производственный коллектив, общественные организации и движения и т.п.

Каждая из них становится, в свою очередь, объектом изучения для таких ответвлений социологической науки, как социология религии, социология этноса, социология труда и управления, социология политики и т.п.
Вместе с тем есть в социологии семьи и своя специфика. В отличие, к примеру, от педагогики или психологии, которые также обращаются к семье как к социальной группе, целью изучения в социологии семьи являются не только отдельные индивиды как объекты или субъекты воздействия, но и малые социальные группы как совокупные субъекты жизнедеятельности (род, семья).

Индивид выступает лишь как представитель социальной (в данном случае - семейной) общности, как носитель свойственного ей сознания и поведения. Он представляет интерес постольку, поскольку им исполняются те или иные социальные роли, и в том числе - отца или матери, брата или сестры, свекрови или тощи, дочери или сына и т.п.
Социологическое видение семьи характерно также и тем, что собственно биологическое начало в семье, как, впрочем, и её психологическое ядро, не столько остаются за рамками исследования социологами, сколько как бы растворяются в социологической составляющей анализа семьи.
Так, возобновление жизни поколений, сексуально-эмоциональная разгрузка супругов, измеряемые биоритмами человеческого организма и индивидуальными физиологическими потребностями людей, трактуются в социологии семьи как сексуальная и репродуктивная функции семьи - одни из прочих её социальных функций. В самом деле, брак есть не что иное как одобренный обществом половой союз мужчины и женщины, однако собственно сексуальные отношения, их нормальное и аномальное проявления изучает медицинская наука; положение женщины в семье и обществе - сравнительно новая наука феминология; этнические и расовые особенности вступления в брак, специфику репродуктивного и матримониального поведения людей - демография, что оставляет для социологии семьи свой, достаточно определённый и узкий взгляд на существо взаимоотношений мужчины и женщины как брачных партнёров.
Удовлетворённость или неудовлетворённость семейной жизнью интересуют психологов в силу того, насколько семья решает задачи самоактуализации личности, реализации ею своего личностного потенциала, способствует или препятствует развитию и совершенствованию личности. Социолог будет рассматривать данные характеристики семейной общности с иной позиции - будет ли сохранён брак и не распадётся ли семейная группа как единое целостное образование.
Иначе говоря, поскольку общество в социологии - внеиндивидуальная реальность, индивид исследуется только как носитель индивидуально-типических ролей и статусов, но не как индивидуум, не как своеобразная и неповторимая личность.
Как и другие науки, отпочковавшиеся от общей социологии, социология семьи использует теоретико-методологические наработки своей прародительницы. К анализу семьи как малой группы имеют отношение такие известные в общей социологии методологические подходы, как структурный функционализм, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология, теория социального конфликта и т. д.
Важное методологическое значение имеет то обстоятельство, что социология семьи исследует семью не как единое и неделимое социальное явление, но как систему тесно связанных между собой социальных феноменов, среди которых - супружество, родительство и родство. Каждая из этих составных частей равно значима по отношению к другим.
Так, с одной стороны, традиционная семья основывается на той или иной форме супружества, брака. С другой стороны, в традиционной семье рождаются дети, и изучению подлежит исследование родительства. С третьей стороны, в традиционной семье есть дяди и тёти, близкие и дальние родственники, в ней, наконец, присутствуют старики, которые либо живут среди близких, либо остаются после ухода взрослых детей во взрослую жизнь без опоры и поддержки.

Это явление, именуемое родством, также не может не интересовать социолога, профессионально исследующего особенности взаимоотношений и взаимосвязей между членами семьи. Только в этом триединстве можно говорить о существовании и развитии семьи как социальной структуры.

Взятые по отдельности, данные феномены могут быть интересны специалистам других профилей - демографам, статистикам, педагогам и психологам, социальным работникам и врачам, историкам и культурологам и т.д.
Здесь следует подчеркнуть такой важный момент. Не каждый теоретик семьи сегодня согласен с мыслью о том, что семья должна непременно представлять собой названное триединство.

Западная теоретическая социология всё чаще исходит из представлений о том, что каждая семья имеет право самостоятельно решать, к какой форме или модели стремиться. Например, в Америке наиболее популярной для семейной сферы является идея партнёрства.



Она означает следующее: мужчина и женщина могут выбрать наиболее подходящую для себя форму отношений, будь то сожительство, регулярные встречи с проживанием на разных территориях, совместное воспитание детей от предыдущих браков или рождение собственных вне брака, смена партнёров в рамках дружеской коммуны и т.п. Заключение официального брака вовсе не является обязательной нормой, как и непременное появление детей в семье. Столь же непопулярной является здесь идея расширенной семьи, совместного проживания взрослых детей со своими родителями.

Престарелых членов семьи предпочитают сдать в приют или в интернат, нежели жить рядом в границах одной большой семьи. Таким образом, и родительство, и родство отходят на второй план, супружество же всё более явно обретает неформальный оттенок.
Отечественные социологи подобных метаморфоз с семьёй не столько не замечают, сколько фактически не принимают, несмотря на их присутствие в социальной действительности. Их позиции остаются в какой-то степени внеисторичными, оторванными от современных реалий, носят стереотипный характер и могут быть описаны скорее в морально-этическом или в социально-демографическом, нежели в социологическом ключе.
Следуя логике ведущих российских социологов семьи - С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.И.

Антонова, В.М. Медкова, Л.И. Савинова и др., мы не можем назвать семьёй одиноко живущего человека, что вполне объяснимо. Однако не является семьёй, с их точки зрения, и бездетная семейная группа.

В российской социологии её принято обозначать как брачную пару. Мать и дитя, существующие де-факто как автономная социальная группа, опять-таки рассматриваются как пример неполной семьи, (осколочной), феномен некоего ополовиненного родительства, выступающего в качестве одной из трёх обязательных составляющих нормальной семьи.
Иначе говоря, беда современной российской социологии в том, что в марксистской социологической традиции исследования семьи сложился некий стандарт, отойти от которого не могут себе позволить ни более молодые, ни более зрелые учёные. Новации в семейной сфере воспринимаются как отклонение от существующей столетиями нормы, и это отклонение оценивается однозначно негативно. Вариантов же, как известно из теоретической социологии, в исследовании нормы может быть не меньше трёх - одобряемое ненормативное поведение, неодобряемое ненормативное и нормативное, санкционированное обществом.

К сожалению, современные учёные проявляют излишнюю склонность к фиксации нормативных моделей поведения семейных групп, дают заведомо негативную оценку ненормативным, морально неодобряемым формам семьи и фактически не относят к одобряемым моделям семейных групп ни одну из тех, что не является традиционной. В этом, на наш взгляд, один из существенных изъянов в российской социологии семьи, тормоз, мешающий более реалистично взглянуть на те процессы, которые происходят в современной семье.
Специфика семьи как социальной группы в социологии рассматривается через исполнение ею посреднической миссии между индивидом и обществом. Данная взаимосвязь не столь очевидна, как кажется. В истории индивид действительно находился на более низкой ступени иерархии, включающей в себя социум как общее, социальное целое и какой-либо из его социальных институтов как частное, элемент социального целого.

В семейной сфере индивид занимал скромное положение внизу пирамиды, после социума и семьи как малой группы. Тем самым подчёркивалось подчинённое, зависимое положение индивида в обществе, ибо и та и другая социальные структуры оказывали на него давление.

Оказываясь представителем и малых, и больших групп, отдельный индивид вынужден был прибегать к помощи тех или других социальных организаций для достижения своих целей.
В настоящее время в обществе сложилась иная ситуация. В условиях демократизации российского социума индивид волен принимать самостоятельные решения, отличающиеся от решений тех групп, в которых он состоит.

И самое значимое в данном контексте индивидуальное решение - о вступлении или невступлении его в брак. Разновидность данного решения - прекращение брачных отношений при отсутствии их стабильности или устойчивости. В данной ситуации можно говорить о том, что не столько семья является посредником между обществом и индивидом, сколько индивид выступает посредником между семьёй и социумом.

Его действиями или решениями направляется жизнедеятельность семейной группы, и субъектом этих действий или решений могут быть и мужчина, и женщина, и взрослый, и ребёнок, и старый, и малый.
Другой отличительной характеристикой семьи как предмета изучения является единство её статических и динамических характеристик, целостность её как социальной структуры. Так, в социологии семьи принято исследовать семью в единстве нескольких позиций: как социальный институт и малую группу, в русле социокультурной динамики и в ракурсе динамики межличностных отношений.

С первой точки зрения семья представляет собой социальный институт - равный среди равных. Существует позиция, согласно которой семья является основополагающим социальным институтом, основой общества.

Кроме того, семья является показателем социальной дифференциации общества, способом определения социальной принадлежности и статуса индивида.
Исследование семьи как малой группы позволяет производить анализ не статусно-ролевой или функциональной структуры семьи как социальной организации, а моделей и типов семейных структур, специфики исполнения ими социальных функций. В поле зрения социолога попадает конкретная семья, в ней исследуются взаимодействия и взаимоотношения, выявляются свойственные именно этой семейной группе особенности семейного образа и условий жизни, уровень удовлетворённости ими.
Социокультурная динамика семьи есть трансляция опыта, традиций, правил и норм общежития поколений. При этом очевидно, что семейная группа находится под воздействием общепринятых социальных норм, культуры того или иного исторического периода жизнедеятельности.

Ввиду этого факта каждая семья, характеризуясь только ей свойственными чертами, передавая только ей свойственные традиции, представляя собой фамилию, династию, имеет и нечто общее со всеми теми семейными группами, которые её окружают в данное время и в данном месте.
Социально-психологическая динамика семейной общности состоит в изменении отношений между супругами, между родителями, между родителями и детьми, а также между самими детьми на отдельных этапах семейной истории или жизненного цикла семьи.
Таким образом, семья подвергается исследованию и как один из социальных институтов общества, и как малая социальная группа, и как типичное для своей эпохи, и как неповторимое в своей сути явление. Как следует из сказанного, необходимо объединять такие подходы в её изучении, как социокультурный, социально-психологический и институциональный.

В таком контексте институциональный подход позволяет изучить посредническую роль семьи в освоении индивидами социальных ценностей и норм, социально-психологический - в расстановке акцентов в отношениях между индивидами в процессе развития семейной группы, а социокультурный - в усвоении членами семейной общности тех традиций и правил, которые были выработаны на протяжении целых поколений жизни членов того или иного социального целого.
Сами понятия брака и семьи различаются в подходах разных исследователей, как отечественных, так и зарубежных. В соответствующей главе будут рассмотрены современные теории и концепции семьи, каждая из которых содержит своё определение семьи.

В данный момент есть смысл остановиться на двух подходах с семье и браку, которые разделяют как время, так и расстояние - географическое и мировоззренческое.
Первый подход - позиция отечественного теоретика социологии А.Г. Харчева, который стоял на позициях марксистской социологии.

Второй подход - английского социолога Э. Гидденса, чьи взгляды носят этнометодологический характер и имеют самое непосредственное отношение к современным реалиям.
В концепции А.Г. Харчева социальная сущность брака и семьи выявляется в их тесной взаимозависимости как исторически взаимосвязанных феноменов. В то же время учёный указывает и на различные проявления названных сущностей.

Так, брак определён А.Г. Харчевым как исключительно парное отношение, а если точнее, то как исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей. Семья же, в отличие от брака, есть групповое отношение.

Ее можно определить как основанное на браке или родстве и имеющее исторически определённую организацию социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и регулярной взаимопомощью, необходимость в котором обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Таким образом, у А.Г. Харчева прослеживается достаточно последовательная и научно обоснованная позиция, в которой он продолжает своего знаменитого предшественника П.А.

Сорокина, о чём далее ещё будет сказано, и отмечает важное значение брачно-семейных отношений в определении социального статуса индивида, а следовательно, и в процессе социального стратифицирования общества.
Трактовка семьи А.Г. Харчевым была принята на вооружение современными социологами семьи и широко популяризировалась.

В последние годы она была несколько модифицирована, обновлена. Так, Российская социологическая энциклопедия даёт определение семьи А.Г. Харчева и М.С.

Мацковского, которое звучит так: семья есть общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Иначе говоря, в данном определении просматриваются как институциональные, так и групповые характеристики семьи.
Подобное изменение трактовки семьи со стороны социолога марксистского направления можно оценить как безусловно положительное явление в истории российской социологии семьи, поскольку двумя десятилетиями раньше А.Г. Харчев противопоставлял такие типы семьи, как собственническая и трудовая и рассматривал семью в русле устаревшего ныне формационного подхода.
В других энциклопедических изданиях семья анализируется как социальная группа, обладающая чертами социальной общности, как относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни и, на этой основе, общностью социальных установок и интересов.
Семья исследуется также как организация, имеющая формальную и неформальную структуры. Она является формальной организацией, поскольку представляет собой объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определённых норм и правил.

Её формальная основа зиждется на юридически закреплённых правах, статусах и обязанностях супругов, родителей и детей. Неформальные признаки семьи как организации состоят в наличии такого типа организованности её как системы, который существует не внутри организованной формальной системы, а наряду с нею.
Как указывает А.И. Пригожин, причины возникновения неформальных организаций могут быть различны: неизбежная ограниченность, недостаточность формальных организаций, нетождественность индивида его организационной (формальной) функции, возможность его организационной самодеятельности, стремление к дополнительному (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми в целях удовлетворения разнообразных социальных потребностей.
Таким образом, есть смысл обозначить семью как социальную общность, взаимосвязь в которой осуществляется на основе супружества, родительства и родства, обеспечивается взаимными моральными обязательствами членов семьи друг по отношению к другу и их совместной хозяйственно-экономической деятельностью.
Западная социология рассматривает семью в качестве социального института и малой социальной группы. В частности, Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С.

Тернер определяют современную семью как относительно изолированные нуклеарные домохозяйства, как модифицированные расширенные семьи, в которых между необязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами.
Э. Гидденс видит в семье группу людей, непосредственно связанных родством, взрослые члены которой берут на себя ответственность за детей и заботу о них. Как мы видим, групповой характер семейной общности подразумевает, по Гидденсу, прежде всего вертикаль, систему родства и родительства, в которой выделяются кровно-родственные отношения, смысл которых состоит в высокой моральной ответственности старших по отношению к младшим, в исполнении взрослыми функции социального контроля и социализации подрастающего поколения.
Иначе говоря, в современных западных демократиях понятие брака, супружества претерпевает значительные метаморфозы, размывается, и триада постепенно превращается в усечённую структуру - в диаду, которая объединяет только взрослых и детей, но не супружеских партнёров. Можно сказать, что это та ось, по которой проходит грань между традиционным и инновационным представлениями о брачно-семейных отношениях.
Таким образом, брак и семья, будучи тесно связанными между собою, остаются, тем не менее, самостоятельными социальными феноменами. Брак является глубинной основой семьи, её стрежнем, направляющей силой. Семья, основанная на браке, может претендовать на групповую целостность и устойчивость. В ней присутствуют все три типа отношений, необходимых для нормального функционирования семейной структуры.

Отсутствие брака в любой его разновидности деформирует семью, сохраняя лишь два типа отношений их трёх возможных - родственные и родительские. Этим ущемляются потребности каждого из членов семейной группы, нарушается семейное единство, блокируется способность семьи быть полноценным средством социального контроля и социализации, снижается её воспитательный потенциал и ограничиваются возможности личности в овладении ценностями и нормами тех социальных образований, в которых она находится. Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое место занимает социология семьи в системе социологических наук?
  2. В чём различие между социологическим подходом к исследованию семьи и социологизмом в её изучении?
  3. Каково соотношение понятий брак и семья?
  4. В чём состоит специфика предмета социологии семьи?
  5. Какова иерархия таких субъектов деятельности, как личность, семья и социум?
  6. Является ли семьёй пара молодожёнов?

Гофман А.Б. Социологизм. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

С. 324.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования: Автореф. докт. филос. наук. М, 1963.

С. 11.
Там же.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Семья. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.

Осипова. М: Издат. группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.

С. 462.
Там же. С. 338.
Там же. С. 346.
Там же. С. 347.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. С.А.

Ерофеева М.: ОАО Изд-во Экономика, 2002. С. 190.
Там же. С. 191.
Giddens A. Sociology. Third edition. - Polity Press, UK, 1997. p. 140.



Содержание раздела