d9e5a92d

Методы и задачи социологии семьи

Социологическое исследование, как свидетельствует социологический словарь, есть сфера профессиональной активности, обеспечивающая систематическое получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития общества с помощью методов и средств, накопленных и разрабатываемых наукой, это, во-первых. Во-вторых, это вид систематической познавательной деятельности, направленный на выработку новых знаний и открытие закономерностей, характеризуемый объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

В-третьих, из того же источника, - это способ получения знания о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
Исследуя тот или иной объект, в качестве которого могут выступать семья, брак, брачно-семейные отношения, социолог ведёт деятельность научно-познавательного характера, которая позволяет ему получить новое знание о реальности. Это знание не приходит само по себе, оно становится результатом напряжённого и длительного труда, направленного на решение той или иной научной проблемы.
Невозможно провести исследование без наличия тех или иных мотивов у самого исследователя, будь то научно-исследовательский интерес, участие в престижном виде научной работы (получение гранта, например), материальный стимул и т.п.
Понятно, что одного интереса или материальной заинтересованности недостаточно, чтобы овладеть суммой знаний, претендующих на новизну. Помимо осознанной потребности в исследовании социальных реалий социологу необходимо также подробное знакомство с имеющимися разработками в данной проблематике и, на этой основе, достоверное знание максимально большего числа источников.

Только на основании изученного материала специалист может сформулировать проблему, указав на наличие неизученных аспектов темы, выявить противоречие между имеющимися знаниями и теми потребностями, которые порождены актуальной социальной практикой.
Следующим его шагом после изучения имеющейся теоретической, методической, статистической и иной литературы станет формулировка цели исследования, а уже затем - разработка исследовательской программы и её дальнейшая реализация.
Выбор методов исследования является одним из ключевых моментов в деятельности по разработке его программы. Вообще метод - понятие, используемое для характеристики способов получения и уровня анализа в социологической науке.

Под методом понимается сбор и интерпретация изучаемых фактов, любой другой первичной информации о социальных процессах, явлениях и событиях.
Однако метод - не самоцель, он целиком и полностью зависит от избранной методологии исследования. Самое широкое представление о том, что такое методология, содержится в социологических словарях.

Так, социологический энциклопедический словарь определяет методологию как 1. Науку о методе. 2. Систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

3. Совокупность приёмов исследования, применяемых в данной науке.
В частности, различаются методы сбора и методы обработки первичной исследовательской информации. Группа методов сбора информации включает в себя традиционные для гуманитарных наук методы наблюдения, изучения документов, эксперимента, опроса, тестирования.

Одни из них носят количественный, другие - качественный характер и способствуют получению либо массива фактических данных по исследуемой проблеме, либо глубокого анализа изучаемого явления.
К примеру, если исследователь работает в методологии структурно-функционального и системного подходов, то он исследует семейную группу или брачные отношения как систему с определёнными структурой, функциями, что требует выбора количественных методов исследования. Им будут проведены анализ документальных источников, письменные и устные опросы, эксперимент, наблюдение, социометрический и экспертный опросы - то есть те виды работ, которые позволят собрать исчерпывающий количественный материал по проблеме.
Если же исходить из идей понимающей социологии, то тогда есть смысл обратиться к качественным методам исследования, и в том числе к фокус-группам, глубинному или стандартизированному интервью в рамках исследуемых семей, к психологическому и социально-психологическому тестированию её членов и т.д.
Собранные данные подлежат анализу и интерпретации. Методы обработки собранных данных разделяются на теоретические, логические, математические, статистические, аналитические.

Их основное назначение - описание как фиксация результатов эмпирического исследования, объяснение как раскрытие сущности изучаемого объекта и подведение социального явления под всеобщую закономерность, понимание как непосредственное постижение смысла субъективной человеческой реальности.
В процессе применения количественных методов исследования результат будет выражен в проверке выдвинутой гипотезы, в решении поставленной практической проблемы. Качественные методы исследования позволят дать описание и объяснение социальной реальности (фактов, событий, явлений), определённых частных состояний и их применения.

С их помощью можно провести операционализацию тех или иных теоретических понятий. Качественные методы расширяют и углубляют знания, полученные количественным путём, интерпретируют факты и способы, результаты их осознания субъектами социального действия.
Применительно к исследованию семьи как предмета изучения всё вышесказанное может быть осмыслено следующим образом.
К началу XXI века проблемы социальных преобразований в институте семьи были исследованы многократно и на разных уровнях. Семья как объект изучения подвергалась анализу с различных сторон её жизнедеятельности.

Направления этих исследований можно сгруппировать и обозначить как философско-социологическое, историко-этнографическое, нравственно-психологическое, медико-социальное, политико-правовое и социально-экономическое. Их результатом является выявление, описание, интерпретация, систематизация., анализ и обобщение фактов, имеющих первостепенное значение для изучения брачно-семейных отношений.
Важность этих исследовательских процедур трудно переоценить, однако они не дают чёткого ответа на один из самых актуальных вопросов социальной практики - каким будет российский институт семьи в недалёком будущем. Ответ на этот вопрос тем более важен, что общество всё ещё находится в состоянии социально-экономического кризиса, который наложил свой отпечаток на все сферы социальной практики, в том числе и на брачно-семейные отношения.
Иначе говоря, современному исследователю-социологу предстоит выяснить, каков характер происходящих преобразований социума как целостной системы и семейной сферы как одной из его подсистем. Суть противоречия состоит в том, что российское общество, находясь в эволюционном движении к новой социальной реальности, выражающей основные признаки постиндустриальной эпохи, фактически не успевает за революционными изменениями, происходящими в институте семьи.

Если общество только лишь переживает всесторонний процесс трансформации, то семья уже видоизменилась. В ней произошёл переход к качественно новому состоянию, определяемый как трансформационный процесс.
Кроме того, на процессы, носящие глобальный характер, накладываются процессы, вызванные социально-экономическим кризисом в постсоциалистических обществах, и в том числе - в российском обществе. Функционирование в нормальных и в экстремальных условиях в любой из социальных систем происходит с разной эффективностью, и в том числе - в институте семьи.

Вот почему возникает необходимость некоего комплексного исследования состояния семьи как социального института с позиции направленности происшедших в нём институциональных преобразований, во-первых, и с позиции влияния на него во многом стихийных социальных и экономических процессов, во-вторых. Необходимо обозначить проблемы семьи, которые общество должно решать в условиях нормального, не кризисного функционирования.
В современной социологии помехой в получении нового знания о семье является традиционализм в оценках её состояния, о чём уже было сказано выше. Изменения в институте семьи оцениваются российскими социологами с позиций прогресса или регресса, тогда как более рациональной была бы иная оценка этих процессов - с позиции естественного развития семейной общности.

Семья развивается, приспосабливается к новому этапу развития общества и в этих условиях восстанавливает те типы внутрисемейных отношений, реанимирует те модели устройства семейной жизнедеятельности, которые были присущи ей на более ранних этапах эволюции и которые сегодня воспринимаются как аномальные, деформационные. Только связав воедино особенности переживаемого обществом периода и субъективно-объективные факторы развития собственно института семьи, можно сделать объективные выводы о направлении его модернизации и тех её последствиях, с которыми неминуемо столкнется российское общество в недалёком будущем.
Иначе говоря, если в объектом исследования социолога становится институт семьи, переживающий процесс модернизации в условиях осуществления социальных реформ, то исследователь обращается к семье как к социальной системе и к семье как к малой социальной группе. Логика исследования предполагает выявление объективных структурных и функциональных особенностей института семьи и, на этой основе, - особенностей институционального поведения членов семейной группы.

Последнее обстоятельство имеет особое значение в связи с тем, что взаимоотношения между индивидом и семейной группой определяют специфику функционирования семейной общности и, вследствие этого, характер взаимоотношений между семьёй и обществом.
Поскольку семья есть социальная система, внутренне упорядоченная, части которой согласованно взаимодействуют в соответствии с её структурой, то можно выделить присущие данной системе системные качества. Они представляют собой семейные нормы и ценности, которые возникают на основе социальных норм, претерпевают известную трансформацию и предписывают индивиду выбор той или иной модели поведения, зачастую не соответствующей социальным ожиданиям.
Следовательно, фокус исследовательского интереса должен быть направлен на семью как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Именно внутри данной группы формируются социальные нормы и ценностные ориентации, которые определяют в дальнейшем весь спектр социальных проявлений индивида и, в том числе, в сфере брачно-семейных отношений.


Методы данного исследования, которые могли бы дать социологу качественно новое знание о состоянии российского института семьи, могут быть самые разные - от наблюдения, социологического опроса, изучения документов (статистических, демографических, исторических, этнографических, экономических, медицинских, психологических, социологических и т.д.) до проведения глубинных интервью, фокус-групп по определённым проблемам семейной жизнедеятельности, социологического и психологического тестирования членов семейных групп. Как уже указывалось, выбор методов будет обусловлен избранной социологической парадигмой - структурно-функционального подхода, структурализма, функционализма, теории обмена, этнометодологии, символического интеракционизма и т.д.
Между тем не вызывает сомнения тот факт, что семья не только многосложный объект анализа. Её состояние неизменно отличают социальная и культурная динамика, что было отмечено в предыдущей главе данного пособия, а также подвижность внутренних процессов, социально обусловленная. Традиционный в социологии взгляд на семью как на исторически меняющуюся форму объединения людей, основанную на браке и (или) кровном родстве, предполагает исследование не только современного состояния брачно-семейных отношений, но и тенденций их развития в условиях социально-экономического кризиса. Однако на основе данного подхода невозможно описать всё многообразие семейных форм и моделей, изменившихся представлений о нормах и ценностях брачно-семейных отношений, поскольку они выходят далеко за рамки традиционных представлений о семье и браке.

Изучение этих модернизировавшихся представлений о семье, имеющихся в массовом сознании, приобретает тем большую актуальность, чем дальше продвигается российское общество по пути реформ - политических, экономических, социальных, которые непосредственно влияют на жизнедеятельность семьи как социальной группы.
Как исследуются в социологии семьи происходящие в её рамках изменения? Зачастую на уровне здравого смысла, чаще - путём обобщения различных социальных фактов без их системной интерпретации. Вот почему до сих пор не найдены ответы на вопросы глобального характера: сохраняется ли институт семьи в его традиционном понимании? Действительно ли современная семья оказалась в состоянии распада и её отдельные социальные функции отмирают, как пишут многие исследователи?

Каким является состояние семьи в начале нового века - критическим, кризисным или модернизированным, обновлённым, как заявляют отечественные и зарубежные учёные?
Анализ теоретических работ последних лет, посвящённых институту семьи, и явлений социальной жизни, связанных с ним, наводит на мысль о том, что некритический перенос характеристики состояния всего российского общества на рубеже веков как кризисного на институт семьи является неубедительным. Сохраняется противоречие между знанием о том, что институт семьи претерпевает известную модернизацию в условиях трансформирующегося общества, и незнанием о том, какую модель семьи российское общество получает в итоге данной модернизации.
В связи с этим одной из важнейших целей современной теоретической социологии является выявление характерных особенностей функционирования современной российской семьи в период социальной трансформации и формирования новой социальной общности в новых социокультурных условиях её жизнедеятельности.
В соответствии с указанной целью можно выделить следующие задачи социологических, теоретического и прикладного характера, исследований современной семьи:

  • - выявить отношение людей к браку как форме организации жизни семьи и специфику брачно-семейного поведения россиян в условиях переживаемого семьёй процесса модернизации и продолжающегося в российском обществе социально-экономического кризиса;
  • - определить социальные факторы, в наибольшей степени влияющие на функционирование института семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
  • - выявить особенности отношения россиян к семье и семейному образу жизни как социальным ценностям;
  • - установить меру удовлетворённости современной семьи качеством жизни в эпоху социально-экономического кризиса и характер влияния данного фактора на процесс жизнедеятельности семейной группы;
  • - определить тенденции развития семьи как социального института, переживающего процесс модернизации;
  • - выработать практические рекомендации для системы государственного управления по укреплению брачно-семейных отношений и определению наиболее значимых направлений семейной политики.

Очевидно, что исследование названных вопросов было бы целесообразно производить на основе структурно-функционального и системного анализа, что, как выше отмечалось, отсылает исследователя к количественным методам. В.А. Ядов на этот счёт заметил, что если мы исходим из системно-структурных представлений об обществе и функциональности его институтов как главной предпосылки анализа данных, то будем использовать количественную методологию.

Если же мы исходим из идей понимающей социологии, качественные методы более уместны. Более того, целью исследования может стать и проверка выдвинутых теоретических гипотез, что опять-таки, по В.А.

Ядову, предполагает следование количественному подходу.
В этом смысле подобное социологическое исследование семьи может быть основано на двух взаимодополняющих исследовательских приёмах - изучении документов и анкетном опросе как наиболее универсальных количественных методах. В частности, можно изучить данные Всесоюзных переписей населения, в том числе и осенней переписи 2002 г., сопоставить их с результатами микропереписи населения в Российской Федерации и Республике Татарстан 1994 г. и собственных исследований; данные архивов Управления ЗАГС при Кабинете министров РТ за соответствующий период времени по вопросам брачности, разводимости, рождаемости; данные Госкомстата России и Республики Татарстан по социальной демографии; материалы социологических исследований, осуществлённых в России и за её пределами и посвящённых рассматриваемым в исследовании проблемам; публикации в специальной научной периодической литературе, связанные с тематикой исследования; теоретические и теоретико-прикладные труды современных исследователей брачно-семейных отношений.
Если же задачами исследования станут в большей степени выявление и систематизация изменений, свойственных семье как малой социальной группе, то тогда уместнее всего будет обратиться к другим научным парадигмам, и прежде всего - к парадигме символического интеракционизма. Будут актуализированы соответствующие теории - теория обмена, теория конфликта, теория социальных изменений и т.д.

В качестве приёмов осуществления измерительных процедур в этом случае будет более удобно прибегнуть к использованию качественных методов сбора первичных данных, таких как групповая дискуссия, включённое наблюдение, глубинное интервью.
Анализ полученных данных следует проводить посредством таких методов, как изучение предпочтений (ранжирования, множественного сравнения), группировки, кросс-культурных сравнений, сравнительно-исторический, математическая статистика, моделирование.
Так, метод изучения предпочтений означает совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении некоторого набора объектов по заданному критерию. Социолог вычленит ценности, которые могут быть разделены испытуемыми, а затем и их оценки относительно того или иного объекта исследования, обращаясь к избранному критерию. К примеру, если это будет критерий качества жизни российской семьи, то удовлетворённость респондентов уровнем оплаты труда, а с ним и материально-технического обеспечения своего жилища можно будет рассмотреть по некоей шкале, включающей факторы этой удовлетворённости.

На высшей её ступени будут одни условия материальной жизни семьи, на низшей - другие.
Метод кросс-культурных сравнений есть метод выявления универсальных специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур. Здесь социолога семьи могли бы заинтересовать факты, характеризующие условия и образ жизни русских, татар, чуваш, евреев, башкир - тех народов, история которых различна, а социальные условия фактически одинаковы.

На стыке социологии и этнологии могло бы получиться весьма любопытное исследование.
Метод сравнительно-исторический - метод, с помощью которого выявляются общее и особенное в исторических явлениях путём сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений. В исследовании семьи этот метод был бы полезен в ситуации анализа современного состояния семьи в сравнении с такими фазами в её развитии, как древнее общество, родоплеменная организация жизни людей и т.д.
Математические методы в социологическом исследовании позволяют получить формальное подтверждение наличию или отсутствию взаимосвязей между теми или иными факторами, явлениями социальной жизни индивидов, групп, институтов. Так, выводы математической статистики являются наилучшим аргументом в защиту рабочей гипотезы исследования. Выведенные путём математического анализа корреляты означают либо сходство, либо различие в настроениях, оценках, мнениях исследуемых групп.

Если сравниваются семьи сельские и городские, нуклеарные и осколочные, однодетные или многодетные, на ранних или на поздних стадиях своего существования, то можно получить достоверное подтверждение тому, в чём совпадают или не совпадают позиции их представителей.
Таким образом, в прикладном исследовании эмпирически проверяются выдвинутые исследователем положения и предположения теоретического и практического характера, недостаточно полно и всесторонне проработанные в соответствующих исследованиях отечественной семьи.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое метод, методология?
  2. Какие методологические направления социологической теории вы знаете?
  3. Какими методами и на основании каких методологических подходов социолог сможет получить знание об изменениях в структуре и функциях современной семьи?
  4. Объясните разницу между количественными и качественными методами исследования.
  1. Объясните, почему количественных методов недостаточно для анализа поколенчатой структуры современной семьи.
  2. Какие задачи ставит перед собой теоретическая и прикладная социология семьи?

Лубский А.В. Социология: Краткий тематический словарь /Под общ. ред. Ю.Г.

Волкова. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2001.

С. 291.
Там же.
Там же.
Денисова Г.С. Исследования методы в социологии. В кн.: Социология: Краткий тематический словарь / Под обще.

Ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2001.

С. 295.
Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., исп., фр. и чеш. языках / Под ред.

Г.В. Осипова. М.: Издат. группа ИНФРА-М.-Норма, 1998.

С. 180.
См. А.Н. Данилов.

Трансформационные процессы в обществе. В кн.: Новейший философский словарь /Сост. А.А.

Грицанов. Минск: Изд-во В.М Скакун, 1998.

С. 726.
Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. языках / Под ред. Г.В. Осипова.

М: Издат. группа. ИНФРА.М - НОРМА, 1998.

С. 315.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности.

С. 481.
Социологический энциклопедический словарь. С. 178.
Социологический энциклопедический словарь. С. 178.
Там же. С. 179.
:: :: :: :: :: :: :: :: :: ::



Содержание раздела