d9e5a92d

Механизмом трансформации

Вместо него А.Г. Харчев выступил с прогнозом будущего развития семьи, сообщив о перспективе усиления ряда выполняемых семьёй функций, а следовательно, и о повышении её социальной ценности.

Учёный провозгласил неизбежность доминирования нравственно-этической составляющей в брачно-семейных отношениях, выразив свою убеждённость в том, что будущее семьи - в её преображении из экономико-правового института в моральный.
Механизмом подобной трансформации должны стать, по мнению Харчева, высокие нравственные убеждения людей и, в неменьшей мере, социальный контроль за их поведением в сфере брака и семьи.
Иными словами, А.Г. Харчев построил модель семьи, завершающую его теоретико-методологический анализ данного объекта.

В ней им были выделены три наиболее важные, с его точки зрения, основы: 1 - моногамия, 2 - любовь как замена экономическому расчету и духовность в противовес быту, 3 - высокая стабильность как следствие приоритетности нравственных ценностей людей и контроля за ними со стороны социума.
Концепция семьи А.Г. Харчева оказала заметное влияние на развитие социологии семьи как науки в те годы. Появились работы, развивающие идеи российского учёного в том или ином направлении.

К примеру, социолог Е.Т. Ларионова, описывая социальную сущность семьи при социализме, в качестве её экономической основы называет общественную собственность на средства производства.

Личную собственность, создающуюся в подсобном хозяйстве семьи, исследователь не обходит своим вниманием, подчёркивая вместе с тем то обстоятельство, что последняя накладывает на семью соответствующий отпечаток. Как и А.Г.

Харчев, Е.Т. Ларионова выделяет нравственные основы семьи, подчёркивая первенствующую роль социального фактора над биологическим и любовь как норму идеального брака. Идя вслед за своим предшественником, социолог выдвигает тезис о сближении правовых и моральных семейных норм, утверждая добровольный, сознательный характер следования правовым предписаниям. В качестве примера названной тенденции называется рост числа межнациональных браков, усыновление детей иных с усыновителем национальностей.

Красной нитью проходит в исследовании данного автора мысль о том, что центр семейного благополучия переместился в нашем обществе с экономических отношений в область нравственную, духовную.
М.-Б.Х. Агаев, адаптируя найденную А.Г. Харчевым схему к условиям Дагестанской АССР, так же как и Е.Т.

Ларионова, останавливается на правовых и нравственных основах брака и семьи, исследуя брачно-семейные отношения в условиях перехода от социализма к коммунизму, определяет патриархальный быт как пережиток феодально-капиталистического прошлого, постулирует свершившуюся замену правовых норм моральными и сужение хозяйственно-потребительской функции семьи, определяет главную причину разводов в Дагестане - отсутствие взаимной любви и духовной общности у супругов.
Почти одновременно с М.-Б. X. Агаевым проблему межнациональных браков и семьи в СССР исследует Р. Ачылова, проводя сравнительный анализ функционирования смешанных браков в царской России, Советском Союзе и в США. Увеличение числа межнациональных браков и семей исследователь рассматривает не столько как социально-психологический, сколько как социально-политический и социально-культурный феномен.

Смешение народов, рас трактуется ею как отрицание норм старого мира и развитие социалистических наций на основе нового семейно-бытового уклада с позиций его роли в становлении и развитии человечества.
Р. Ачылова, отмечая преемственность в сфере заключения смешанных браков между досоциалистическим и социалистическим обществом, подчёркивает преодоление противоречий классово-антагонистического (феодального, капиталистического) общества и переход от сугубо национальных к нравственным основам внутрисемейного взаимодействия, что полностью соответствует духу концепции А.Г. Харчева.
Г.А. Непримерова исследует межнациональные браки как комплексную проблему на материалах Татарской автономной республики. Ссылаясь на результаты исследования Р. Ачыловой, казанский социолог изучает особенности брака в развитом социалистическом обществе. Ею делается вывод о том, что межнациональные браки становятся тенденцией лишь в условиях социалистического общества, в котором осуществляется национальное равенство различных дискриминируемых в прошлом народов.

Социологическая проблема препарируется через призму воплощения в жизнь ленинской национальной политики и интернационального воспитания трудящихся.
Иными словами, в дальнейшую разработку концепции о социалистическом типе семьи, предложенную А. Г. Харчевым, его многочисленные последователи внесли свой вклад, оставив, тем не менее, незыблемыми её основы, и в том числе - противопоставление духовных и материальных ценностей, признание приоритетности духовно-нравственного начала в семье над материальным, утверждение неоспоримых преимуществ состояния брачно-семейных отношений в социалистическом обществе над данной сферой социальной жизни в буржуазном обществе.
Практические социологические исследования, осуществлённые учёными 60-70-х годов XX века, содержали очень многообразный, интересный и убедительный фактический материал, позволяющий обобщить жизненные реалии в одной из наиболее закрытых социальных систем - семейной. Отображённые в нём тенденции развития российской семьи позднее были взяты за отправный пункт для анализа существующего положения дел новыми поколениями учёных.
Однако прежде чем перейти к другим, более поздним концепциям семьи отечественных социологов, отметим одну существенную деталь. В более зрелые годы А.Г. Харчев, анализируя современное состояние семьи и его отражение в научных трудах учёных-философов и социологов XX века, дополняет своё видение семьи по многим важным позициям. Во-первых, он отмечает то обстоятельство, что теоретических подходов к изучению семьи предложено немало, теории же семьи до сих пор не существует.

Уже в 1979 году, 16 лет спустя после первой своей солидной работы по социологии семьи, учёный разделяет проводимые исследования семьи на две категории - теоретические и практические, научные и прикладные. Во-вторых, опираясь на достигнутые и теми, и другими авторами работ результаты, он приходит к выводу: в активе теоретической социологии - установление двух тенденций развития современной семьи.

Первая из них - дезинтеграционная, вторая - редукционистская.
Следовательно, именно Харчеву принадлежала честь одному из первых объявить о принципиальных разногласиях учёных в интерпретации актуального состояния семьи. Одни из них полагали, что идёт процесс сворачивания в выполнении семьёй её социальных функций вслед за дезинтеграцией всей культурной сферы общества, а другие были убеждены в том, что функции семьи редуцируются, пересматриваются ею в сторону удовлетворения внутрисемейных потребностей.
Иначе говоря, повторно, но уже на ином эмпирическом и теоретическом материале, социолог останавливается на проблеме взаимоотношений семьи и общества и констатирует тот факт, что семья уходит в себя, постепенно отдаляясь от социума. Учёный не развивает эту тему далее, однако методологическое значение данного утверждения нельзя недооценивать.

Качество взаимоотношений семьи и общества, как и их социальная направленность, определяющие социальную роль самой семьи, выступают одним из важных критериев оценки состояния института семьи и перспектив его развития.
В-третьих, среди советских социологов А.Г. Харчев первым обратил внимание на формы семейной дезорганизации, ранее проанализированные У. Дж.

Гудом. В их перечень вошли неполнота семейной группы, распад семьи в результате развода, невыполнение членами семьи своих ролевых обязанностей, семейный кризис ввиду экстремальных внешних, объективных или внутренних, субъективных причин.
Но, что характерно, описывая трудности и проблемы в функционировании семьи, и особенно в капиталистическом обществе, А.Г. Харчев не делает пессимистических выводов по поводу того, что происходит с институтом семьи, ...дезорганизацию семьи при капитализме, - пишет он, - не следует понимать как её общий упадок и разложение, как процесс, уничтожающий сам принцип моногамии...

В этом смысле можно говорить о реконструкции семьи при капитализме.
Иначе говоря, годы спустя учёный значительно смягчил свои позиции и уже не противопоставлял столь резко социалистическую моногамию капиталистической. Претерпел изменения и главный постулат в концепции Харчева - утверждение о низкой роли материально-экономического фактора в процессе функционирования семьи.

Данный фактор учёным более не отвергался, хотя и не был выделен как главный и единственный во влиянии на семью. Брачно-семейные отношения, - подчёркивает Харчев, - имеют не только материальную, но и духовно-психологическую сторону, значение которой в ходе социального прогресса человечества неуклонно возрастает.
Впоследствии акцент на нравственных ценностях социалистической семьи стал одной из наиболее разработанных позиций в научном творчестве А.Г. Харчева.

Его труды получили явственный уклон в сферы психологии, морали, нравственности. Дальнейших шагов в направлении исследования института семьи Харчеву сделать не удалось. Но их начал осуществлять учёный нового поколения - М.С.

Мацковский.
Почти одновременно с выходом в свет главного научного труда первопроходца современной социологии семьи А.Г. Харчева Брак и семья в СССР публикуется совместная работа Харчева и Мацковского под названием Современная семья и её проблемы. Здесь заявлен подход к семье не с теоретико-социологических, а с социально-демографических позиций.

Авторы предпринимают социально-демографический анализ состояния семей, исследуя семью как социальный институт и малую группу, что было отмечено в первой главе настоящего пособия. Ими рассматриваются брачно-семейные отношения через призму социального престижа брака и возможностей его стабилизации в целях укрепления семьи как главного инструмента воспроизводства населения.
Итак, в конце семидесятых годов XX века возникла новая интонация в анализе проблем семьи. Они стали изучаться не столько ради установления научной истины и чисто научного интереса, сколько с ориентацией на блок социальных проблем. Первые послевоенные десятилетия, как всё отчётливее видно сегодня, стали фактически последними более или менее благополучными годами функционирования российского института семьи.



Как отмечают Харчев и Мацковский, высоким был социальный престиж семьи, росло число зарегистрированных браков, снижалось - внебрачных рождений. Однако негативные явления в сфере брачно-семейных отношений имели место, и они становились предметом анализа социологов.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Расскажите, в чём состоит концепция семьи М.М. Ковалевского.
  2. Дайте обоснование семьи как предмета и объекта исследования в трудах П.А. Сорокина.
  3. Объясните существо социологических воззрений на семью А.Г. Харчева.
  4. В чём выражается эволюция представлений о семье в работах А.Г. Харчева?
  5. Каким был вклад М.С. Мацковского в исследование семьи как социального феномена?

Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер. с фр./ Под ред. М.О. Косвена.

М.: ОГИЗ, 1939. С. 97.
См. Ковалевский М. Социология.

Т. 2. Генетическая социология, или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. СПб, 1910.
Сорокин П.А. Система социологии.

Т. 1 С. 140.
Там же.
Сорокин П.А. Система социологии.

Т. 1 С.243.
См. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

М.: Политиздат, 1992.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования: Автореф. дис. ...докт. филос. наук.

М., 1963. С. 11.
Там же.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования.

С. 14.
Там же. С. 18.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования.

С. 18.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования.

С.20.
Ларионова Е.Т. Социальная сущность семьи при социализме: Дис...канд. филос. наук.

Л., 1975. С. 62.
См. Агаев М.-Б.Х.

Развитие брачно-семейных отношений в условиях строительства коммунизма (на материалах Дагест. АССР): Дис... канд. филос. наук.

Махачкала, 1971.
Ачылова Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР: Соц. исследование на мат-ле Киргизии и Узбекистана: Дис...канд. филос. наук.

Л., 1968.
Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования: Дис...канд. филос. наук.

М., 1979. С. 129.
См. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.

М: Мысль, 1979.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.

С. 120.
Там же. С. 363.
См. Харчев А.Г., Мацковский М.С.

Современная семья и её проблемы: социально-демографическое исследование. М.: Статистика, 1978.



Содержание раздела