d9e5a92d

Реконверсия экономического капитала в символический капитал

Таким образом, теория Бурдьё не противоречит теории Вебера, а дополняет ее.
Предрасположенность агента к занятию определенных позиций в полях и в социальном пространстве определяется присущей ему системой диспозиций (хабитусом_ которую агент приобретает в процессе социализации. Хабитус производит стратегии направленное поведение агента во всех жизненных ситуациях. Стратегии представителей одного класса схожи.

Их этого Бурдье делает вывод, что каждый класс в значительной мере воспроизводит себя: наиболее вероятно, что потомки элиты тоже станут элитой, а дети рабочих останутся рабочими.
Так, например, доказано, что, несмотря на широко распространенные требования равенства возможностей, элиты приспособили новые стратегии, чтобы обеспечить свою преемственность от поколения к поколению.
Образование было ключевым моментом в этих стратегиях. Бурдье показал, как родители из высших слоев общества способны использовать свои социальные, экономические, культурные и политические ресурсы, чтобы дать своим детям хорошее образование, которое помогает им в будущем получить высокооплачиваемые и престижные рабочие места.

Важное его открытие состоит в том, что воспроизводство социального неравенства включает в себя культурную составляющую, которая может проявиться опосредованным способом, например через образование.
Престиж образования рассматривается Вебером как специфическая карьерная возможность, которая определяет жизненные шансы социальной группы. Согласно полученным данным, отношение у представителей нового обеспеченного класса России к образованию своих детей можно определить так же, как отношение к предметам потребления: Лучшее из того, что мы можем себе позволить.

Совершенно определенно прослеживается стремление к получению элитарного образования, но какое образование, с точки зрения представителей этого нового социального слоя, считаются элитарным?
Российские школы. В России еще не сложилась система элитных учебных заведений, образование в которых дает определенный престиж. Поэтому основным критерием при выборе школы для ребенка в России, является плата за обучение, по крайней мере высокая плата гарантирует, что в школе будут учиться дети из той же социальной среды.

Полученные нами результаты говорят о том, что социальное окружение в школе часто является определяющим в выборе учебного заведения.
Хорошая школа здесь? Я считаю, что чем школа больше отличается от советской школы, тем лучше. А это можно сказать только о дорогих частных гимназиях.

Но гарантии, что там хорошие учителя нет никакой. Единственная гарантия что там не будет детей из плохих семей, потому, что образование стоит довольно дорого. У меня ребенок учился в Альма матер. Там все дети из богатых семей, это основное, из-за чего я ее туда отдала.

Ну, еще там изучают три языка, что тоже важно. А так, что хорошего может быть в наших школах?

Те же советские учителя, тот же коллективный подход. Там же всех уравнивают, не воспитывают индивидуальность, избранность.

Поэтому надо ехать в Европу.
Исследование показывает, что социальная среда не только формирует престиж учебного заведения, не только влияет на выбор школы, но почти навязывает его.
У меня ребенок учился в Первой английской школе. Я не очень на самом деле хотела, чтобы он там учился.

Там такие дурацкие порядки. И потом, я не видела ничего особенного в уровне образования в ней, хотя туда попасть просто невозможно. Для детей, которые не прошли тесты, а их почти никто не проходит, по крайней мере из всех мне знакомых детей, никто не прошел, неофициальный вступительный взнос 1000 долларов. За что, мне не понятно.

Но, у моего мужа и ребенок генерального директора, и дети двух его замов учатся в этой школе. И он мне сказал: Хватит выпендриваться, давай отдадим ребенка в эту школу.
Таким образом, для представителей нового обеспеченного класса, школа, в которой учится ребенок, точно так же как и место отдыха, марка машины и обстановка в квартире, является важным фактором, который формирует групповую идентичность и идентифицирует индивида как члена новой социальной группы.
Из интервью можно реконструировать еще одну роль, которую играет образование ребенка в формировании идентичности нового обеспеченного класса определение смысла накопления богатства.
Мы достигли такого уровня богатства, которое позволяет жить в этой стране. Нет проблем в бытовом плане, уже нет. Из этого мы выскочили. В принципе, можно уже не работать, до конца дней хватит и нам, и детям.

Но, не одним богатством жив человек. Какое-то уважение важно. Хочется выделяться не только богатством. Мы привыкли думать из литературы, что достаток делает людей черствыми.

На самом деле, это абсурд. Когда у человека нет материальных проблем, он становится добрым, может подумать не только о себе, но и о других. Дети из богатых семей, это же будущая элита. Это хорошие дети.

Они с детства играли в хорошие игрушки, читали красивые книжки, за ними хорошо смотрели, они не лазили по помойкам. А у нас все думают, что если дети росли в богатой семье, то они злобные и глупые, потому что им все легко дается.
Образование используется для приобретения в обществе престижного положения, если не для себя, то для детей. Если дети смогут получить в обществе высокое положение, то этим можно будет во многом оправдать свою сегодняшнюю жизнь, которая часто связана с криминальной и около криминальной деятельностью, характерной для современного российского бизнеса.
Зачем нужны деньги, если мы не можем обеспечить детям счастливое будущее, зачем мы так много работаем. Вы думаете я мечтала заниматься бизнесом? Я выиграла конкурс на лучшего учителя литературы в городе в 1985.

Меня дети обожали. Я только из-за ребенка занимаюсь этим бизнесом, общаюсь с бандитами, иначе нельзя.

Пусть хоть дети реализуют наши мечты...
Можно выделить знания и умения, которые для нового обеспеченного слоя являются очень значимыми в культурном и символическом смысле: знание иностранных языков, бальные танцы, рисование, музыкальное образование.
Мы ходили на бальные танцы в Аничков дворец, рисовать в Эрмитаж, и к нам домой приходила девушка из Англии заниматься английским языком с ребенком. Была еще гувернантка, которая училась в консерватории, но она не учила дочку играть, а просто играла ей сама. Я хотела, чтобы ребенок привык к классической музыке.

Помните в фильме Гранатовый браслет гости собрались, пригласили пианистку, и все слушают музыку, потому что с детства к этому привыкли, потому, что так было во всех дворянских семьях. Наши родители не могли нам этого привить.

Я хоть и закончила музыкальную школу, но толку никакого. Это должно быть в семье.
Данный отрывок еще раз свидетельствует о том, что референтной группой для нового обеспеченного класса во многом являются и российское дворянство и советская интеллигенция. По крайней мере, культурные навыки и образовательный уровень, который был присущ этим социальным слоям, часто рассматривается новой социальной группой как эталон.
Мы всегда старались, чтобы ребенок получил хорошее образование, чтобы был интеллигентным, светским человеком.
Но в России нет света?
Ну и что? Мы же читаем классическую литературу, воспоминания. Я недавно читала воспоминания Александра Бенуа, там столько внимания уделялось детям.

Поэтому, я хочу, чтобы сын говорил на трех языках, хорошо танцевал, разбирался в классической музыке. Я хочу дать ребенку христианское воспитание.

Должно же все вернуться на круги своя.
Итак, можно сделать вывод о том, что новый социальный слой, состоящий из богатых людей, после утверждения своего материального положения, нуждается в приобретении, для себя и своих детей, социального престижа, социального уважения и культурного авторитета. С этой целью новая социальная среда сама формирует систему элитного образования, в которую стремится допускать только представителей своей социальной группы.

Однако, все это не объясняет желания и стремления дать детям западное образование. Очевидно, что в этих тенденциях проявляются другие интересы.
Образование на Западе. По данным газеты Реклама-шанс, в Петербурге на конец 1996 года существовало примерно 15 коммерческих организаций, оказывающих посреднические услуги для получения образования в школах различных странах Запада. Наряду с коммерческими организациями такие услуги предоставляет ряд некоммерческих организаций, например, Совет Министров Северных Стран, British Council и другие.

Это говорит о том, что желающих дать своим детям западное образование не так мало. Обучение в западной школе варьируется от 9 до 12 тысяч долларов в год в странах Северной Европы до 40 тыс. долларов в год в такой стране, как Швейцария.

Эти данные говорят о том, что представители нового обеспеченного класса России тратят значительные средства для того, чтобы обеспечить своим детям западное образование.
Исследование обнаруживает факты реконверсии экономического капитала родителей в образовательный капитал детей, то есть случаи, когда западное образование используется как стратегия сохранения своего социального статуса во втором поколении.
Конечно, в ряде случаев существует взаимное переплетение нескольких стратегий, но тем не менее всегда можно выделить доминирующую.
Реконверсия экономического капитала в символический капитал
Социальное пространство у Бурдьё это пространство противопоставления, различений и дистанцирования. Каждый класс определяет себя через дистанцирование от другого класса в этом социальном пространстве.

Бурдье говорит о том, что весь образ человека, от стиля потребления до его манеры держаться, является различительным признаком, позволяющим определять своих и чужих.
Символический капитал это другое название различий, так как различия функционируют в социальном пространстве символически, как пространство стилей жизни. В пространстве стиля жизни нового обеспеченного класса важное место имеет символическая борьба за престиж, которую Бурдьё называл борьбой за монополию легитимной номинации, то есть за право легитимного видения социального мира.
Ориентации на престиж часто диктуют потребительское поведение: важно иметь квартиру в престижном районе, престижную марку машины, отдыхать на престижном курорте, посылать ребенка учиться в престижные учебные заведения.


Когда мы решили, что отправим ребенка учиться за границу, мы сразу стали думать о Швейцарии. Там хорошая экология, мягкий климат.
А почему, например, не Италия? Страна красивая, климат хороший?
Ну что Вы! Италия это же слаборазвитая страна, одна из самых отсталых стран в Европе.

Там не учатся дети из богатых американских семей. А в Швейцарии учатся, и во Франции учатся. Вообще, когда мой муж хочет что-нибудь купить, или поехать куда-то отдыхать, то он всегда выбирает только самое лучшее, иначе, ему это не нужно. Если машина то Мерседес, если отель то только пятизвездночный.

Поэтому, когда мы выбирали школу ребенку, мы так же искали самое лучшее.
Приведенная цитата показывает, что слово лучшее, в данном случае, употребляется как синоним слову престижное, и что образование детей это такое же престижное потребление, характеризующее стиль жизни, как престижная машина, престижный отдых, престижное жилье.
Можно привести еще один пример стратегии реконверсии экономического капитала в символический капитал.
Раньше в России все, кто занимал хоть какое-то приличное положение в обществе, отправляли своих детей учиться в другие страны. Это началось еще с Петра Первого, ведь в то время, если человек хотел показать, что он прогрессивный человек, он отправлял ребенка за границу.

Это только в совке все хотели быть одинаковыми и не высовываться. А сейчас, сразу видно, кто думает о будущем своем и своих детей, а кто хочет только хапнуть по скорее и свалить куда-нибудь.
Этот пример интересен тем, что, во-первых, опять демонстрирует референтный образ для нового обеспеченного класса, как некоторую смесь черт западной буржуазии и дореволюционного российского дворянства, а во-вторых, показывает, как с помощью образования своего ребенка человек как бы отделяет себя от других, создавая имидж надежного партнера, который заботится и о своем добром имени, и о будущем своей фирмы, и о будущем своих детей. Такое символическое имя дорого стоит в мире бизнеса, поэтому реконверсия в него своего экономического капитала вполне оправдана.
Кроме того, с помощью западного образования респондент пытается дистанцироваться от образа советского человека. Из этого факта можно сделать два вывода.

Первый состоит в том, что образ советского человека не является для данной группы ни референтным, ни престижным. Второй заключается в признании того, что респондент сам себя все еще чувствует именно советским человеком, иначе бы у него не было бы потребности противоставлять свой новый образ старому.

Все это еще раз говорит о том, что новые богатые страдают от потери старой идентичности, и не жалеют ни сил, ни средств для формирования новой.
По данным исследования, такая стратегия характерна для людей, которые являются собственниками предприятий, созданных ими, на основе собственного капитала, которые относятся к нему, как к своему детищу, делу всей своей жизни. В нашей выборке они получили название дети советской интеллигенции.

Они имеют честолюбивые амбиции, которые не смогли реализовать в советское время. Для таких людей, кроме материального благополучия, важны символические стратегии, посредством которых агенты намериваются установить свое видение деления социального мира и своих позиций в этом мире, то есть официальная номинация, звание, социальный статус.
Таким образом, в данном случае реконверсия экономического капитала в образовательный может быть рассмотрена как стратегия увеличения символического капитала, который обладает самоценностью. Реконверсия экономического капитала
в культурный капитал следующего поколения
Для воспроизводства доминирующих позиций в обществе, и тем более при создания новых социальных позиций очень важную роль играет культурный капитал. Согласно теории Бурдьё, он складывается в результате чтения книг, посещения музеев, театров и включает также образовательный капитал личную собственность обладателей дипломов и ученых степеней.

Собственники крупных состояний используют стратегию реконверсии экономического капитала в культурный капитал и в хорошее образование для своих детей, чтобы закрепления позиции своих наследников.
При изучении французского общества Бурдьё пришел к выводу, что, приобретая культурный капитал, французская буржуазия стремится подражать французской аристократии. В дореволюционной России, богатые купеческие фамилии то же стремились дать детям образование, похожее на то, которое получали дети в дворянских семьях.
Для российского нового обеспеченного класса во многих случаях привлекателен образ западного преуспевающего предпринимателя. Возможно, этим объясняется стремление дать ребенку западное образование.
Попытаемся реконструировать образ воспитанного культурного западного человека, который существует в сознании представителей нового обеспеченного слоя.
Те предметы, которые ваш сын выбрал в школе, это вы ему посоветовали или это его самостоятельное решение?
Нет, это он сам. Мне все равно, какие науки он там учит. Потому, что, для меня очень важно, что за год, проведенный там, он стал гораздо лучше говорить по-английски, научился играть в теннис, кататься на горных лыжах. В этой школе обязательно два часа в день заниматься каким-либо спортом.

Здесь у нас не было такой возможности. В Петербурге, мой сын учился в школе, где занятия шли до 7 часов вечера, а потом, еще надо было делать уроки. На спорт времени не было.

И потом, вы знаете, их там учат дисциплине, например, если опоздал на обед на три минуты, то останешься без обеда, манере одеваться: в школу нельзя ходить в кроссовках и рубашках на выпуск. Здесь, он учился в дорогой и хорошей школе, но там не было особых требований к внешнему виду.

Еще, там их учат красиво есть.
А здесь он не умел красиво есть?
Нет, ну, конечно, дома он ел, как мы все, ножом и вилкой. Но там, совсем другое дело. В школе их учат есть рыбу специальной вилкой.

Мы с мужем очень этому рады. Пускай у него не все получается с учебой, но мой муж сказал ему, что как бы он не учился, он все равно будет, пока есть возможность, платить за него.
Из этого отрывка становится понятным, какие навыки считаются престижными и западными для представителей обеспеченного слоя: знание иностранных языков, этикет, владение элитными видами спорта и т.д. В этот список не входят профессиональные знания и общая эрудиция.

Таким образом, речь идет о наборе знаний и умений, с помощью которых можно выглядеть своим среди западных людей.
Подобная стратегия характерна для группы респондентов, получивших название бывшие комсомольцы. И для тех, чья профессиональная деятельность связана с западным капиталом, кто является директором или совладельцем западной или совместной фирмы. Отец мальчика, о котором шла речь, является генеральным директором представительства в Петербурге одной очень известной западной фирмы.

Он хотел бы, чтобы сын позже работал в той же фирме. Для отца самое главное, чтобы за ребенка было не стыдно перед западными партнерами, так как это необходимо для дальнейшего бизнеса.
Вы сказали, что у вас двое детей, но за границей учится только дочь. Сын не захотел учиться там?
Ну, на самом деле, он не очень хотел, а мы не настаивали. Я хотела именно, чтобы дочь поехала в Англию. Она там учится в закрытом пансионе, где учатся дети из хороших семей. Она там изучает языки, историю искусств, занимается хореографией.

Я хочу, чтобы она просто набралась манер, пожила среди воспитанных людей. Стала настоящей женщиной.

Слава богу, в России появляются приличные люди, состоятельные, им же не нужны будут девочки с улицы, они будут жениться на девушках с манерами.
Очевидно, что в стратегии реконверсии экономического капитала в культурный существует гендерный аспект, западное образование девочки связывается с приобретением тех культурных навыков, которые должны способствовать удачному (в смысле социального статуса) замужеству.
Таким образом, реконверсия экономического капитала в образовательный капитал ребенка, может быть интерпретирована, как стратегия реконверсии в его культурный капитал, выраженный в приобретении манер и усвоении правил этикета, больше, чем в приобретении профессиональных знаний. Соотношение экономического капитала с культурным капиталом такого рода необходимо для воспроизводства в современной России социальной позиции той части нового обеспеченного класса, чья деятельность связана с западным капиталом.
Реконверсия экономического капитала
в образовательный капитал ребенка
Обсуждаемая стратегия может быть рассмотрена как частный случай предыдущей стратегии, однако целесообразнее выделить ее отдельно, чтобы нагляднее показать связь реконверсионных стратегий с профессиональной позицией респондента.
Подавляющую часть нового обеспеченного класса России составляют предприниматели, менеджеры и работники кредитно-финансовой сферы. Тем не менее, среди них, есть люди, не связанные с новой профессиями, возникшими в результате рыночных реформ, а являются профессионалами высокого уровня в других областях.
В нашей выборке есть три таких человека, несколько. Выбирая школу или университет для своих детей, они исходят из качества образования в данном учебном заведении по интересующему их профилю.
Юридическое образование в России сейчас очень слабое. С развитием рыночных отношений дела, рассматриваемые в судах, становятся все более сложными и неоднозначными. Кроме этого, молодому адвокату, очень трудно сделать себе имя, никто его не знает, а следовательно, не хочет нанять. Надо обладать какими-то особыми качествами, чтобы тебя сразу заметили.

Муж считает, что хорошее образование это очень важно сейчас. Поэтому мы отправили ребенка в американский колледж, с надеждой, что он сможет поступить в какой-нибудь хороший американский университет.
В данном случае, от образования ждут профессиональных знаний и навыков, которые сыну или дочери помогут, во-первых, реализоваться профессионально, а во-вторых, обеспечить стабильное материальное положение.
Есть и еще одна причина для такой стратегии. Часть нового обеспеченного класса составляют высокооплачиваемые наемные работники, которые являются директорами предприятий, управляющими банков и менеджерами высокого уровня.

Они не владеют собственностью, а только управляют ею, следовательно, они не могут передать детям в качестве наследства ни собственность, ни собственное дело, но они могут дать детям такое образование, которое поможет им в будущем найти высокооплачиваемую работу или в России, или в другой стране.
По большому счету, образование это единственное, что мы может дать ребенку. Конечно, мы купим ему квартиру, можем какое-то время давать ему деньги на жизнь, но мы не можем обеспечить ему безбедное существование на всю жизнь. Мой муж говорит, что будущее за культурными образованными людьми. Халява в России кончилась, когда можно было быстро сделать деньги, когда все друг друга кидали и динамили.

Скоро богатым будет тот, кто умнее, талантливее, образованнее.
Я нисколько не жалею, что моя девочка училась два года в Англии, хоть, конечно, это дорого. У нее так повысилась самооценка! Здесь мне ее никто никогда не хвалил, а там каждый месяц из школы приходили факсы, что она очень талантливая, хорошая.

Приехав сюда, ее сразу взяли в очень престижную школу, а сейчас она сдала экзамены на факультет менеджмента в университете. Она стала такой серьезной по сравнению со своими сверстницами, все благодаря Англии.
Итак, мы можем говорить о том, что для воспроизводства социальных позиций в новом обеспеченном классе, которые занимают высококвалифицированные управленцы, необходимо соотношение экономического и культурного капитала, выраженного в квалифицированных профессиональных навыках, приобрести которые возможно благодаря образованию, полученному на Западе.
Реконверсия экономического капитала в социальный капитал
Понятие человеческий капитал не принадлежит Бурдье. В настоящей работе оно используется для обозначения стратегии, которая направлена в большей степени на повышение статуса, чем на сохранение экономического капитала.
Концепция человеческий капитал появилась в 60-х гг. и связана с именем Беккера. Согласно этой концепции, человек принимает решение увеличить доходы путем инвестирования времени и средств в образование.

На первом этапе он несет убытки, но со временем его потери должны окупиться.
Человеческий капитал неоднороден. Размеры вложений определяются, помимо способностей, еще и возможностями, а возможности определяются экономическим капиталом родителей.

Инвестирование в образование в большой степени свидетельствует о стремлении к повышению социального статуса, вхождению в состав определенных групп даже в том случае, когда это не выражается в росте благосостояния.
В данном исследовании такая стратегия была характерна для респондентов, которые создавали свои фирмы как семейное дело, которое в будущем перейдет по наследству детям. В этом случае экономический капитал инвестируется в образование ребенка точно так же, как он инвестируется в экономическое развитие предприятия.
Обучаясь в развитых западных странах, наряду со знаниями и культурными навыками ребенок приобретает определенные связи с людьми из разных стран, что тоже может быть полезно в бизнесе.
Ребенок должен работать вместе с отцом, я много сил потратила на то, чтобы его уговорить.Он не хотел ехать в Англию, ну, вы сами понимаете, здесь у него друзья, девочка. Но, мы хотели, чтобы он стал настоящим бизнесменом в хорошем смысле этого слова. Мой муж работает по 20 часов в сутки, потому, что он никому не может ничего доверить, все должен делать сам.

Страховой бизнес это очень сложное дело. Считаю, что мой муж просто гений, сумел все сделать сам без всяких связей с бандитами и с бывшими партработниками.

Ему уже почти пятьдесят, старшая дочь никакого интереса к этому делу не проявляла никогда. Вот мы и решили, что сын должен помогать отцу и со временем, взять все на себя. Муж был в Англии по делам, узнал, в каких школах там учатся дети приличных, состоятельных людей, из мира бизнеса, и мы послали туда учиться сына. Пусть поучится настоящему бизнесу, заведет знакомства.

В этой школе, она довольно известная, ей уже 200 лет, учатся дети и из Америки, и из Франции... Я не представляю, что будет с мужем, если все, чего он достиг с таким трудом, будет разворовываться чужими людьми.
Образование ребенка за границей рассматривается как экономическое мероприятие для развития и сохранения бизнеса. К этой же стратегии можно отнести использование образование детей для последующей эмиграции всей семьи. Нестабильность экономической и политической ситуации в России заставляет обеспеченных людей связывать свою дальнейшую судьбу с жизнью на Западе.

Заработать первоначальный капитал проще в России, но жить безопаснее и комфортнее на Западе.
Образование детей как шаг на пути к эмиграции важно с двух точек зрения. Во-первых, ребенок получит такое образование, которое позволит ему найти хорошую работу и чувствовать себя уверенно в другой стране. Во-вторых, за время обучения в школе и университете, ребенок приобретет определенные социальные связи, которые могут быть в последствии использован не только им, но и родителями в процессе адаптации к жизни в другой стране
Я хочу, чтобы моя дочь была человеком мира, поэтому мы платим за ее учебу в Америке. Сначала она там закончила школу, а сейчас учится в Колумбийском Университете.

После окончания университета, она поедет жить в Израиль. У нее уже есть boyfriend из Израиля, который учится в университете вместе с ней. Мы все давно собирается туда переехать.

Но, мы не хотим ехать туда с пустыми руками и жить на пособие, поэтому муж работает здесь, чтобы сделать деньги, и там сразу купить себе, все что надо, а потом жить на проценты. Я надеюсь, что в Израиле, с американским образованием, моя дочь найдет такую работу, что даже, если представить себе что-нибудь очень плохое, например, нашу болезнь, ее денег хватит, чтобы мы все жили лучше, чем здесь.
Таким образом человек вкладывает деньги в образование своего ребенка для того, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь в эмиграции точно так же, как он вкладывает деньги в развитие своего предприятия в России, чтобы потом дороже его продать.
Реконверсия капитала в решение личных и семейных проблем
Реконверсия экономического капитала может происходить не в капитал другого вида, а в эмоциональный и психологический комфорт, или в безопасность ребенка. Такая стратегия не рассматривается в исследовании Бурдьё, как реконверсионная стратегия, так как не является действием, направленным на сохранение социального статуса, но, в нашем случае, ей необходимо отвести особое место, так как она подчеркивает условия в которых проходит формирование нового обеспеченного класса.
Все началось с того, что когда моему ребенку было 13 лет, он однажды пришел со школы и упал в обморок. Я испугалась, решила, что это переутомление, он учился в хорошей школе, где занятия шли с 9 утра до 7 вечера. Но когда врач сказал мне в чем дело, я чуть не упала в обморок сама. Оказалось, что у него отравление какими-то наркотическими веществами.

Когда я немного успокоилась, то решила, что надо его отправить за границу. Я узнала о закрытой школе во Франции, в Нормандии, где детей не отпускают никуда одних, и очень строгие порядки, написала туда, и на следующий год сама отвезла туда ребенка.
В данном случае, экономический капитал и обучение за рубежом, используется для решения проблемы детской наркомании. Столкнувшись с такой проблемой, родители в России не знают, что делать, так как боятся испортить ребенку жизнь, обратившись в государственное лечебное заведение, и сеть анонимных наркологических лечебниц еще не развита.

Тема детской наркомании была закрытой в советское время, поэтому у многих сложилась иллюзия, будто эту проблему можно решить довольно просто, например, путем изоляции ребенка от привычной для него среды.
С детства, мы очень баловали сына, с одной стороны, а с другой очень его опекали. В результате, он стал очень инфантильным. Он учился в дорогой гимназии, я все время следила за его занятиями, но он никак не мог понять, зачем ему учится. Он говорил мне: Мама, ну зачем тебе нужно, чтобы я получил пятерку, ты что, от этого будешь счастливее?

А муж мой, он всего достиг сам и всегда привык быть первым, поэтому такая инфантильность его ужасно раздражала. Мы отдали сына играть в хоккей. У него хорошие данные, он хорошо катался на коньках, но на соревновании, когда надо сделать последнее усилие и забить гол, он этого не делал.

Муж выходил из себя, кричал, говорил, что он, когда занимался спортом, готов был умереть на финише, но быть первым. Дома почти каждый день были скандалы.

Вот мы и подумали, что надо отправить его учиться за границу, там он станет самостоятельнее, и скандалы прекратятся.
Приведенный отрывок также иллюстрирует стратегию, которую можно условно назвать бегство от проблемы. Специфический стиль жизни нового обеспеченного класса России требует демонстрации престижа и честолюбия. Ребенок, не разделяющий честолюбивых стремлений своих родителей к престижу, испытывает стресс от постоянного противоречия с ними, что приводит к семейным конфликтам. Обеспечивая ребенку материальное благосостояние и престижное западное образование, родители пытаются убедить себя, что делают это только ради ребенка.

На самом деле они откупаются от него ради своего спокойствия. В России не принято решать психологические и семейные проблемы с помощью специалистов, и новому обеспеченному классу приходится считаться с существующими российскими традициями.
Существует и еще одна особенность формирования нового обеспеченного класса в российских условиях.
Богатство это очень тяжело. Я не знаю, как к этому относится. Я не могу сказать, что я чувствую себя богатым человеком.

Ощущение богатства приходит, наверное, в следующем, или даже в третьем поколении. Должны возникать желания, соответствующие деньгам, а они не возникают.

Когда ребенок учится за границей, в богатой стране, общается с богатыми людьми, видит, как они живут, как тратят деньги, у него вырабатывается отношение к деньгам, как у богатого человека, а не как у разбогатевшего, он видит, как надо жить.
Новый обеспеченный класс России состоит из людей, богатых в первом поколении, у них нет классового чувства позиции богатых людей. После того, как они достигли положения, которое обеспечивает необходимый уровень потребления, деньги перестают иметь к их жизни непосредственное отношение.

Они не знают, что с ними делать, поэтому отправляют своих детей жить и учиться в развитые западные страны, чтобы их вторичная социализация прошла среди людей, родившихся богатыми, которые имеют это классовое чувство позиции, присущее обеспеченным людям.
Как уже было сказано, такие стратегии вложения экономического капитала, с точки зрения Бурдьё, не могут называться реконверсионными. Но, в данном исследовании, их выделение необходимо, так как они показывают условия, в которых происходит формирование социальной позиции, воспроизводство которой представляет для нас интерес.
Заключение
Стиль жизни нового обеспеченного класса характеризуется престижным статусным потреблением. Это потребление позволяет группе самоидентифицироваться и дистанцироваться от других социальных групп.

Можно сказать, что социальная среда вынуждает индивидуумов к такому потреблению, если они хотят принадлежать к данной социальной среде.
Новый обеспеченный класс России претендует на роль высокостатусной социальной группы, но для этого ему не хватает социального престижа, символического капитала. С этой целью, новая социальная среда сама формирует систему элитного образования, в которую стремится допускать только представителей своей социальной группы.

Таким образом, создание системы элитного образования является способом приобретения авторитета и власти нового обеспеченного класса России.
Западное образование, кроме приобретения авторитета и престижа, для нового обеспеченного класса России, дает еще и возможность воспроизводства определенных его социальных позиций. Оно используется и для решения персональных проблем, причинами возникновения которых являются условия формирования данного социального слоя.

Таким образом, плату за образование можно рассматривать как реконверсию экономического капитала в образовательный капитал второго поколения, так как это является стратегией, направленной на сохранение социального статуса.
В ходе исследования было выявлено несколько стратегий реконверсии экономического капитала. В современной России выбор стратегии реконверсии капитала зависит от занимаемой рыночной позиции, а также опыта, полученного в ходе социализации, проходившей в обществе с другой социальной структурой, другими нормами поведения и другими ценностями.

Таким образом, различные интересы, которые движут представителями нового обеспеченного класса в стремлении к западному образованию, объясняются не различиями в объеме культурного капитала, как говорил Бурдье, а существующими внутриклассовыми различиями. Этот факт очень важен для понимания проблем формирования нового социального слоя, состоящего из богатых людей.



Содержание раздела