d9e5a92d

Демин А. Н. - Самоорганизация при потере работы и формы ее поддержки

Одна из особенностей современной российской жизни, отмечаемая многими гуманитариями, состоит в том, что общественные движущие силы в последние годы все больше перемещаются на уровень конкретного индивида, на уровень индивидуального сознания и действия; в структурировании общества все большую роль играют личностные факторы. Естественно, представители разных наук отмечают разные аспекты данного сдвига, но его общая направленность не вызывает у них сомнений.
Экономисты и социологи все чаще высказывают мнения о значении субъективных факторов в структурировании рынка труда, в частности, указывается на важную роль сознания, индивидуальных мнений, оценок, ожиданий как работников, так и работодателей. Многие люди до сих пор не могут привыкнуть к тому, что рабочие места по щучьему велению не создаются, а порождаются человеческой активностью, находчивостью и креативностью на разных уровнях социального регулирования.

В этой связи важным представляется анализ того, как конкретные люди решают свои проблемы на современном рынке труда, как они организуют свое поведение и свое жизненное пространство.
Данный интерес стимулируется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, современный российский рынок труда мы можем уподобить, используя идеи современной теории систем, сложной развивающейся системе, в которой имеется не только актуальная, но и потенциальная структура, характеризующаяся наличием ряде альтернатив. Какая из них станет реальностью, зависит от многих факторов, в том числе от самих участников рынка труда.
В нынешней ситуации все большее значение приобретает способность последних к саморегуляции и самоорганизации. В методологическом плане это закономерно приводит к стремлению исследователей искать ответы на социальные вызовы в самом человеке.

Не случайно, анализируя возможные сценарии динамики занятости и безработицы в ближайшие годы, специалисты приходят к выводу, что наряду с макроэкономическими факторами будет возрастать значение собственно политики на рынке труда, ключевой задачей которой должно стать повышение и поддержание высокой способности к занятости рабочей силы.
Во-вторых, негативный опыт осуществления социальных программ свидетельствует о необходимости учитывать особенности индивидуального поведения в соответствующих проектах. Как полагают американские социальные психологи Л.Росс и Р.Нисбетт, ненадежность масштабных начинаний в социальной сфере в немалой степени определяется игнорированием так называемых тонких особенностей ситуации, непосредственно связанных с индивидуальными реакциями людей на происходящее.

В отечественной практике регулирования рынка труда немало примеров неэффективных решений. Например, из года в год принимаются решения о квотировании рабочих мест для молодежи; решения эти в своей нынешней форме не могут быть реализованы, поскольку не учитывают особенности сознания молодежи, в частности, ее притязания и стратегии выхода на рынок труда. Еще более наглядный пример связан с пособиями по безработице.

Хорошо известно, что Закон о занятости в той части, которая регламентирует их начисление и выплату, является предметом постоянной критики специалистов, поскольку во многих случаях стимулирует пассивность безработных, толкая их на рентные отношения с государством. Данный закон не учитывает многоуровневую структуру материальных притязаний человека, регулятивный эффект которой весьма различен в ситуациях работы и безработицы.
В-третьих, саморегуляция отдельного человека определенным образом связана с самоорганизацией групп, общностей, социума в целом, представляет собой один из уровней самоорганизации. Мнения людей о самих себе, их планы и действия включаются в представления, регулирующие деятельность социальных систем.

Это является своего рода онтологическим принципом, лежащим в основе существования любой системы, связанной с человеческим мышлением и деятельностью. В таких системах, как известно, всегда есть элемент внутренней неопределенности, поскольку будущее зависит от решений, которые еще только предстоит сделать, а значит, мы не сможем обойтись без учета индивидуальных представлений и действий при изучении процессов социального развития.

При этом важно учитывать взаимную детерминированность процессов самоорганизации, протекающих на уровнях индивида, группы, социума.
Индивидуальное поведение организуется не само по себе, а с учетом имеющихся социальных ресурсов, на пересечении интересов других людей. В то же время социальные ресурсы обнаруживают себя через действия конкретных людей. Группа организуется не сама по себе, а в контексте межгрупповых связей.

Последние, в свою очередь, конструируются, развиваются конкретными группами. И так далее.
Цель исследования и его эмпирическая база
Самоорганизация является имманентным свойством человека, которое актуализируется в сложных, кризисных обстоятельствах. При этом особое значение приобретают рефлексивность и субъектность.

От их развития, как показывают многочисленные исследования, в немалой степени зависит успешность адаптации индивида к меняющимся обстоятельствам жизни.
То, что мы наблюдаем в индивидуальной адаптации, может быть соотнесено с поведением групп различного типа (от первичных контактных до властных структур), их ценностями, практикой реального существования и т.п. и в этом смысле стать предметом поддержки или, наоборот, блокирования. Но для этого нужно проследить, как индивидуальные механизмы самоорганизации могут быть сняты в различных формах групповой и надгрупповой самоорганизации.

Задача объемная и вряд ли решаемая в рамках одной статьи, но отдельные ее части уже сейчас доступны для обсуждения.
Под этим углом зрения я буду анализировать группу безработных, полагая, что их поведение как нельзя лучше подходит для выявления индивидуальных форм самоорганизации на рынке труда. Потеря или отсутствие работы является жизненной трудностью, требующей мобилизации адаптационных ресурсов.

Люди по-разному осмысливают новые для себя обстоятельства и свои индивидуальные возможности, в результате чего они выбирают те или иные формы поведения, в одних случаях способствующие преодолению трудностей, а в других уводящие в состояние глубокой дезадаптации.
Эмпирической базой для дальнейших рассуждений послужили результаты цикла исследований, проведенных в Краснодарском крае и в других регионах в 1996-1998 гг. Их объектом были разные группы незанятого населения (67 человек от 18 до 54 лет разного уровня образования и срока безработицы).

Проведены фокус-группы, нарративные и полуструктурированные интервью.
Обращение к безработным обусловлено не только новизной данной группы в социальной структуре нашего общества, но и спецификой их статуса, который может быть определен как маргинальный. По мнению некоторых авторов, именно в маргинальных точках происходит формирование новых социальных качеств, обнаруживается характер социальных процессов, их направленность и смысл.
Рабочая аналитическая модель исследования выглядит следующим образом: жизненная трудность стресс (состояние дезорганизации) желание преодолеть трудность самоорганизация преодоление жизненной трудности.
Процессы самоорганизации могут быть квалифицированы с точки зрения конструктивности. Критерием конструктивности является направленность на позитивное в социальном (достижение приемлемого социального статуса) и психологическом (удовлетворенность, оптимистичность, уверенность в себе) аспектах преодоление жизненной трудности, возникшей в связи с потерей или отсутствием работы.

Именно такая категория процессов самоорганизации интересовала меня больше всего, поскольку она позволяет целенаправленно искать и проектировать активные формы социальной политики.
Акцент на конструктивной самоорганизации позволяет задать важный теоретический контекст исследуемой проблеме. Речь идет о так называемом совладающем поведении (сoping behaviour).

Рассмотрим его несколько более подробно.
Совладающее поведение
Проблематика совладающего поведения, будучи тесно связанной с вопросами психосоциальной устойчивости, только сравнительно недавно стала перемещаться из периферийных областей социальных и поведенческих наук в центральные. Если в 1960-е гг. ей посвящалось относительно немного работ, то сейчас совладание стало популярным термином и его применяют при описании проблем в учебной и профессиональной деятельности, семейной жизни, в области анализа сбережений, борьбы с зависимостями, консультационном взаимодействии и т.д.
В изучении совладания можно отметить несколько тенденций.
Оформившись в рамках адаптационного подхода, оно сначала связывалось с экстремальными ситуациями, когда обычного приспособления оказывалось недостаточно и требовались дополнительные энергетические траты со стороны субъекта. Затем coping распространилось на описание поведения в поворотные жизненные моменты, то есть в связи со значимыми жизненными событиями. Наконец, данное понятие стало использоваться при описании поведения людей в повседневной действительности (например, в условиях хронических неприятностей). С позиций сегодняшнего дня такая эволюция может трактоваться как открытие особого среза в жизнедеятельности любого человека и этот срез становится полноценным объектом научного интереса.

С другой стороны, совладание, перемещается в плоскость предметов, интересующих социологию и психологию повседневности.
Большое внимание к так называемым промежуточным переменным в процессах возникновения и порождения стресса. С этого сюжета начинал свои исследования один из классиков изучения совладания Р.Лазарус, обозначивший роль когнитивных факторов в развитии стрессовых состояний. Он выделил следующие стадии преодоления: первичная оценка (фиксация трудности), вторичная оценка (оценка своих возможностей, в том числе возможностей своего окружения), третичная оценка (переоценка своих действий, выбор новых альтернатив и построение новых планов).

Наряду с когнитивными конструктами здесь широко изучаются личностные свойства, а также особенности самих ситуаций.
Заметен постепенный переход от изучения факторов риска к контекстуальным моделям, в которых большое значение придается текущим конфигурациям обстоятельств и их влиянию на совладающее поведение. С.Фолкмен, обобщая результаты ряда работ, выделяет два возможных направления в анализе контекстуальных аспктов совладания: через генерируемые многими стрессовыми событиями общие задачи (например, определить значение ситуации лично для себя, поддерживать отношения с членами семьи, друзьями, а также другими лицами, которые могут быть полезными в преодолении кризиса, сохранять и поддерживать чувство компетентности и мастерства и др.); и через личные цели, мотивы, обязательства, которые формируют когнитивную оценку событий.



Он показал как через выбор конкретных стратегий совладающее поведение включается в более широкие фрагменты жизненного цикла.
Признание важности качественного подхода при изучении совладающего поведения объясняется многообразием его форм, контекстуальных зависимостей, влиянием мотивационно-смысловых систем личности.
Следует отметить, что определения совладания нередко грешат чрезмерной размытостью, не позволяющей отделить содержание данного понятия от уже известных. В качестве рабочего можно пользоваться таким: это механизмы эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
Помимо конструктивности (направленности на реальное разрешение проблемы) индивидуального своеобразия, важно обратить внимание на ситуативность совладания, поскольку оно является лишь одним из модусов поведения в трудной жизненной ситуации (к числу других модусов можно отнести защитное поведение, хаотический поиск, то есть активность без когнитивной проработки, немотивированность, или выученную беспомощность и др.), а также на важную роль когнитивных механизмов способность построить план, способность адекватно (с учетом внешних и внутренних факторов) оценить свое взаимодействие со средой и др.
Именно характеристики совладающего поведения и были рассмотрены в исследовании в качестве конструктивных форм реагирования на потерю работы.
Конструктивные формы самоорганизации безработных
Проведенные интервью дали возможность рассмотреть внешнюю и внутреннюю работу людей по преодолению той ситуации, в которой они оказались: осмысление обстоятельств и своих возможностей, конкретные техники и результативность поведения, эмоциональное состояние. В итоге одних респондентов нам удалось отнести к субъектам совладающего поведения, другие были квалифицированы как реализующие защитное поведение, немотивированные и т.п.. Поскольку в исследовании акцентировалась качественная стратегия сбора и анализа данных, мы прежде всего пытались вычленить индивидуальные приемы совладания, обобщенные затем в несколько основных механизмов, имеющих конкретные эмпирические проекции.

Вот их перечень.
I. Использование ресурсов своей межличностной сети достаточно распространенный механизм, который реализуется в нескольких формах:
*Прямое обращение за помощью к родственникам, старым друзьям, знакомым.
*Создание референтного круга общения из себе подобных, в котором культивируется взаимопомощь: Вот уезжала соседка, у нее оставалось и она принесла мне мешочек сахара. Я говорю: Давай!. Приходит ко мне одна женщина, я знаю, что ей надо, вот тебе кулечек сахар.

Другая приносит крупу на тебе пшеничку, третья еще где-то что-то достала. Вот так сейчас, понимаете. На таком уровне каждый должен помогать друг другу. И я считаю, что это очень даже хорошо как тот клуб Одуванчики.

Ведь это здорово, когда ты чувствуешь, что ты не один с этой жизнью (51 год, экономист).
*Внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи): Муж у меня большой оптимист... Он верит в меня и считает, что я знаю гораздо больше, чем то, что мне предлагают.

Я когда ему говорю что, вот, такие-то новые программы, а он говорит, что все это ерунда, если бы тебя взяли на работу меньше, чем через месяц, максимум два, можно все это освоить, понять, изучить и нормально работать (25 лет, техник-электронщик).
Следует признать, что внутрисемейная поддержка является не только важным условием преодоления жизненных тягот и неудач, но порой единственным источником энергии, питающей действия человека в трудной ситуации.
*Использование окружения в качестве заказчиков и потребителей своих услуг и продукции (нянчить для соседских детей, вязать или шить, продавать то, что собрано в лесу или выращено на огороде и др.). Это позволяет поддерживать необходимый уровень жизнеобеспечения и, что немаловажно, жизненного тонуса, пока не найдена работа.
*Репутационная стратегия трудоустройства, когда человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест. Внутреннюю основу этой формы поведения составляет ответственное участие в профессиональной межличностной сети.

Стремясь добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, человек формирует долгосрочные обменные отношения со своим актуальным и потенциальным окружением.
II. Осознание и активное использование индивидуальных ресурсов своих свойств, себя в целом в качестве средства или источника достижения нужного результата, сдвига в лучшую сторону: ... попав в ситуацию безработного, ты еще более остро понимаешь, что только ты сам можешь решить свои проблемы.

Никто тебе не поможет: ни государство и никто другой; то есть ты сам должен подкинуться и найти себе эту работу или сам ее организовать (45 лет, физик).
Человека поддерживает уверенность в том, что определенный навык или другая индивидуальная характеристика (например, способность сходиться с людьми, быстрая обучаемость) является его сильной, выигрышной стороной; она сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных подработках и начинаниях.
III. Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов, которые открываются, планируются, используются самим человеком (предлагаемая работа выступает как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и проч., поэтому на первом этапе бывает не так важна величина зарплаты). Вероятно, общая установка на поиск, накопление шансов является важным условием адаптации в трудной ситуации: В наше время вообще всегда нужно иметь запасной вариант, скажем, не отталкивать его. Иметь его ты может и не будешь иметь, но людей, которые предлагают, не отталкивать, не заедаться.

Я, мол, сейчас мохнатый такой, идите вы все побоку, а завтра ты стоишь нищий (44 года, инженер-снабженец).
IV. Способность видеть множество сфер приложения своих сил позволяет легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, у человека не возникает ощущения завершенного пути.

Возможно, это является некоторым жизненным стилем: Я проработал много лет, делал генераторы на подводные лодки, солнечные батареи и аккумуляторы на спутники. Эта была квалифицированная работа. Все это хозяйство закупали у нас и французы.

Тогда я чувствовал себя специалистом. Это уникальная вещь: только два предприятия занимаются этим, одно из которых находится в Красноярске. И вдруг все это дело сломалось, и оказалось, что такие специалисты не нужны.

И я переучиваюсь, занимаюсь винно-водочной линией, ее настраиваю, и кирпич кладу, и все что угодно. Когда был студентом, и вагоны разгружал (45 лет, физик).
Оказавшись безработным, такой человек соответствующим образом продолжает строить свое поведение: Раньше, когда работал, мысли были о работе, то есть как делать свою работу, то здесь мысли переключаются на то, как ее найти и что ты можешь кроме того, что ты делал до этого, приходится расширять круг своих возможностей. В свое время нас работе на компьютере не обучали. Когда я работал в администрации, я купил самоучитель и начал учиться, но до конца этого не довел, так как эту шарашку разогнали.

Но тем не менее теперь я все равно хочу добить это дело, то есть овладеть этим компьютером.
V. Предметность оценок, намерений, планов. Порой недостаточно знать о той области, где ты можешь чего-нибудь достичь, необходимо еще и построить конкретный путь к ней. Можно считать себя специалистом вообще, а можно видеть, какую конкретную работу ты в состоянии выполнить.

Можно просто питать надежду на улучшение, а можно указать причины, сдерживающие улучшение. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области важный элемент в преодолении трудностей.

Человек может иметь достаточно богатый профессиональный опыт, но умение сфокусировать его на конкретной проблеме, ситуации, запросе является тем механизмом, который переводит опыт в эффективное поведение. Характерен случай с одной из женщин (38 лет, инженер по флоту). С одной стороны, как она говорит: Я немножко и бухгалтером работала, таможней занималась малость, с людьми у нас такая служба была, что постоянно с людьми приходилось, вроде как и с кадрами немного, с автотранспортным участком была связана.

С другой стороны, она сама отмечает, что ее ставит в тупик вопрос: Конкретно что Вы хотите? В принципе я могу и то, и то, и то.

Но как конкретно?
VI. Накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Человек реально опробует разные варианты поиска работы и поведения в кризисной ситуации, нащупывая свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе, тем самым вырабатывая приемлемую стратегию поведения на рынке труда.

Такая апробация, подкрепленная успешными примерами других людей, помогает выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, нащупать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе, выработать эффективную стратегию поведения на рынке труда: Сначала неудачи в поиске работы удручали меня, а сейчас нет, если неудача, ну так что ж нужно двигаться дальше. Дорогу осилит идущий, на блюдечке никто не поднесет.

И тем более я познакомилась с людьми, которые нашли работу хорошую. Вот одна у меня знакомая, она искала, она говорит: Я и там была, и там была. Показывает, как она по всему городу была.

Я поняла что если хочешь найти, надо просто искать (39 лет, старший лаборант).
Та же респондентка далее анализирует один из своих промахов: Вот мне одну работу предлагали. Они меня спросили, молодые там сидели парень и девушка, и как-то в лоб спросили: Сколько вам лет? И сбили меня, я так поникла, не спросила ни какой там оклад, вообще ничего не спросила о характере работы. Так сразу говорю: Я, наверное, вам не подойду.

Я потом подумала, что напрасно я так поступила. Я считаю, что при поисках работы нужно быть более уверенной в себе, мне не хватает уверенности, когда я прихожу, меня можно сбить, выбить из колеи.

Надо больше даже нахрапистости, наверное. Я поняла, что лучший способ обороны это нападение.
* * *
Указанными механизмами самоорганизация безработных, естественно, не исчерпывается. Есть трудно классифицируемые приемы. В то же время у нас имеются основания еще более обобщить уже выделенные.

Например, первый механизм предполагает занятие позиции умного участника межличностной сети (здесь уместно привести слова Р.Лазаруса, указавшего на подоплеку такого участия: Процесс совладания в существенной степени зависит от направленности на другого человека во взаимоотношениях, а также на отношения сами по себе). Второй, четвертый и шестой механизмы связаны с конкретизацией образа самого себя, своих планов и оценок происходящего, а третий и четвертый обеспечивают достраивание контекста текущей жизненной ситуации (я вижу то, чего пока нет, или то, с чем я пока не имею дела).
Также следует отметить, что описанные типы дополняют друг друга и могут присутствовать в поведении одного и того же человека.
Формы поддержки процессов самоорганизации безработных
Изучение совладания имеет ряд интересных следствий.
Совладание неотъемлемо связано со стрессами, фрустрациями, депривациями и т.п. феноменами. Поскольку все они возникают в ситуациях угрозы, неожиданности, невозможности реализовать намерения и ценности, степень распространенности подобных ситуаций может быть связана с типичностью совладания как формы поведения. На практике это означает, что существование социальных групп безработных, мигрантов, выпускников учебных заведений и т.п. превращает совладание в факт социальной динамики, который может определенным образом учитываться в социальных проектах и программах.

Например, важной является возможность взвешивать социальные группы и подгруппы по их готовности не к адаптации вообще, а именно к coping behaviour, то есть к конструктивной адаптации и самоорганизации, в которой осознанные усилия субъекта по регуляции и достижению психосоциального благополучия играют значительную роль. Сведения о том, каким образом можно поддерживать эти усилия, содержатся в табл. 1.
Таблица 1. Соотношения обобщенных механизмов конструктивной самоорганизации безработных, типичных социальных действий, сопутствующих им, и возможных форм социальной поддержки

Обобщенные механизмы конструктивной самоорганизации безработных Сопутствующие социальные действия безработных Формы социальной поддержки безработных
Конкретизация образа самого себя, своих планов и оценок происходящего Профессиональное самоопределение Профессиональная ориентация
Достраивание контекста текущей жизненной ситуации Поисковая активность на рынке труда Профессиональная ориентация
Занятие позиции умного участника социальной сети Актуализация и конструирование личной социальной сети Деятельность неформальных объединений и организаций


Выделенные соотношения, естественно, сложнее. Данную схему можно использовать прежде всего в качестве аналитического инструмента, помогающего определить возможные формы социальной поддержки процессов адаптации безработных.
К числу таких форм безусловно следует отнести профессиональную ориентацию, то есть систему мероприятий, стимулирующих осознание и активное использование человеком своих индивидуальных и социальных ресурсов, что обеспечивает формирование и поддержание готовности к эффективному поведению на рынке труда. Подобного рода мероприятия реализуются в виде консультационных, тренинговых, информационных услуг. Такие услуги на рынке труда должны оказываться отделами Федеральной Службы занятости, но, как свидетельствуют сообщения ее работников, сейчас там однозначно доминирует информирование, причем информирование первичное, которое во многих случаях оказывается явно недостаточным для того, чтобы клиент решил свою проблему.

Ему требуется помощь в психологически обоснованном выборе профессиональной деятельности, овладении навыками самопрезентации и поддержания уверенности в себе, адаптации на новом рабочем месте. Аналогичное положение вещей наблюдается в частных биржах труда.
По-видимому, улучшение ситуации следует искать на путях развития системы консультационного сопровождения профессиональной карьеры, которая вряд ли может быть реализована в существующих формах деятельности Службы занятости, поскольку здесь требуются самостоятельные организационные решения. Уже сейчас некоторые из них достаточно очевидны: создание специализированных профориентационных структур органами местного самоуправления, а также поддержка деятельности неформальных объединений и общественных организаций в сфере занятости.
Общественные организации перспективны не только в плане оказания профориентационных услуг, но и в плане групповой консолидации безработных. Потеря работы сопровождается деформацией социальных связей человека. Она становится особенно болезненным событием, если деформация перерастает в распад привычных межличностных коммуникаций. Последние, являясь одним из важнейших ресурсов в трудной ситуации, способны оказывать существенное влияние на выбор конкретных стратегий совладания.

Обследованные нами безработные неоднократно подтверждали данный тезис, ссылаясь на необходимость получения информации от себе подобных, демонстрируя примеры обмена целями и образцами поведения в различных ситуациях. К сожалению подобных возможностей у безработных не так много: это мимолетное общение в службах занятости или в немногочисленных общественных организациях (в том же Краснодаре их единицы).
Механическим стимулированием общественных организаций данную проблему не решить. Как известно, успех различного рода программ по социальной самоорганизации зависит от традиций и культуры участия населения в социальных объединениях.

Здесь же приходится обратить внимание на неразвитость в современной России института социального партнерства очень часто организации и учреждения, действующие на рынке труда, не могут договориться друг с другом, предпочитая отношениям по горизонтали отношения по ведомственной вертикали.
И все же при малочисленности общественных организаций и объединений людей, оказавшихся без работы и/или ищущих таковую можно выделить некоторые условия для повышения эффективности деятельности таких объединений. Во-первых, это соотнесенность с конкретными и компактными профессиональными или социальными группами (например, профсоюз офицеров, уволенных в запас, или молодежная биржа труда как проявление студенческого самоуправления в учебном заведении). Во-вторых, конкретность, заземленность целей организации.

В-третьих, общность профессиональных и жизненных судеб членов объединения и ее лидеров.



Содержание раздела