d9e5a92d

Попова Е. П. - Социология организаций

Ежедневно каждый человек сталкивается со множеством организаций, от которых либо получает необходимые товары и услуги, либо в деятельность которых он сам включен, будучи производителем этих товаров и услуг. Особенно велика их роль в осуществлении процесса совместной деятельности.

Организации выполняют роль инстанции, осуществляющей соединение и координацию поведения людей, включая их в единый трудовой процесс.
Термин организация используется в различных науках. В экономике, кибернетике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности и применяется к любым системам и процессам.

В социологии организация рассматривается как специфическое социальное, и только социальное образование. Объектом упорядоченности здесь выступают индивиды и социальные группы, включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные социальные функции.

Результат процесса всегда является двояким: целевой продукт или услуга, ради которых и протекает совместная деятельность и образовавшаяся в ходе этой деятельности социальная общность.
Социология организаций частная социологическая теория, относительно самостоятельное направление в теории организации, пытающееся объяснить природу, механизмы функционирования и развития организации, опираясь на положения социологической теории. Принципиальным отличием социологии организаций от других управленческих дисциплин (социальный менеджмент, социальное планирование, социальное проектирование идр.) является то, что социология организаций анализирует не столько процесс целедостижения, сколько природу и состояние коллективного социального субъекта, осуществляющего достижение цели.
Возможность становления и развития социологии организаций как специальной дисциплины обусловлена вычленением в рамках сложной социотехнической системы, именуемой организацией, специфической, собственно социальной подсистемы регуляции социальной организации.
В качестве особого направления в социологии социология организаций сформировалась к концу 50-х гг. XX в. в США. Однако основы ее были заложены еще в конце XIX начале XX в. классической 0колой организации и управления.

B Западной Европе и в на0ей стране социология организации развивается с конца 60-х начала 70-х гг. Боль0ой вклад в популяризацию и развитие этой дисциплины в на0ей стране внесли Д.М. Гвиттти-ани, Н.И. Лапин, А.И.

Пригожин, В.В. Щербина.
В социологии организаций существует множество определений и признаков организации, но все они могут быть сведены к ограниченному числу оснований.
Первым основанием для социологического определения организации является ее рассмотрение в качестве процесса, а именно: организация как процесс упорядочения разнонаправленной активности людей и социальных групп.
Вторым основанием является ее рассмотрение как специфического инструмента достижения цели. Организация здесь выступает средством обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей для достижения поставленных целей. (Такая формулировка сужает границы организации, отождествляя ее функцию с целедостижением.)
Третьим основанием для определения организации является ее понимание как специфического социального объекта (системы) и субъекта деятельности (21, с. 216217).
Наиболее распространенный взгляд на организацию трактует ее как синоним понятия учреждение. Действительно, любые административные учреждения содержат в себе все необходимые признаки организации как процесса, функции и социального объекта (иерархичность, целенаправленность). Однако существует и более 0ирокая трактовка, позволяющая рассматривать в качестве организации любую социальную систему, любой институт, если они направлены на обеспечение целедостижения и выполнение устойчивых социальных функций.

При этом для всех типов организаций характерно выполнение функций интеграции социальных элементов и регламентации их разнонаправленной активности, без чего совместная деятельность людей невозможна.
Целью данного пособия является рассмотрение истории становления проблематики социологии организаций, изменения взглядов на природу и сущность организации, ее структуру и функции, на механизмы функционирования и выживания, на организационную культуру, ресурсы целедостижения, на рациональность выбора организации, на критерии организационного развития. Автор не ставил целью дать подробный анализ основных концепций и направлений в рамках социологии организаций. Эта задача решалась и решается в ряде фундаментальных изданий. Напротив, на основе анализа литературы по указанной дисциплине делается попытка показать логику появления и развития той или иной проблемы.

При этом довольно беглый взгляд на становление проблематики социологии организаций дополняется более подробным освещением некоторых концепций.
При разработке пособия (особенно первой главы) автор активно использовал, кроме прочей литературы, словарь-справочник В.В. Щербины Социология организаций ввиду его информативности, глубины представленного в нем анализа, а также практической недоступности широкому читателю (тираж 500 экз.).



Содержание раздела