d9e5a92d

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни?
Причины конфликтов разнообразны, но в основе их всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, по крайней мере двух сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д. Другая их лишена или имеет недостаточно.

При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.

Так, П. А. Сорокин считал, что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, свободе самовыражения). По его мнению, важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности.
Социальный конфликт это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их не-
совместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.
Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:
намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);
отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
уровнем доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);
адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел.
Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и после-конфликтную.
Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников.

Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь.

Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые сотрудники решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу в уменьшенном составе работников.
Предконфликтная стадия это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия это совокупность определенных действий.

Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация кандидаты на увольнение), частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон (оговорены условия увольнения).
Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).
Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем.

Вторые помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДА
Значительную часть своего времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества.

Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.
Кроме того, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения трудовые отношения.
Социальные отношения, о которых мы говорили выше, это в конечном счете отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе.

Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определенные правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто их коллеги, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д.
От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде всего, от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы.

Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе); потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет ее высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья); потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие еще потребности могут определять трудовую мотивацию человека.
Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника.

Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.
Различают материальные и нематериальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым могут быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т. д.
Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру.
КУЛЬТУРА ТРУДА
В культуре труда исследователи выделяют несколько компонентов.
Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.) и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т. е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их.

Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут.

Повышение культуры труда предполагает создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности.
Во-вторых, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности.

На поведение работников и эффективность трудовой деятельности оказывают влияние также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненные условия работников, их социально-психологические особенности, а также особые жизненные ситуации, способные оказывать влияние на выполнение работы. Психологи изучили те побудительные мотивы, которые определяют успех человека на его служебном поприще и являются основой его семейного благополучия.



Не менее глубокий анализ выполнен ими и для выяснения причин недобросовестного отношения исполнителя к его работе. Чаще всего оказывают негативное влияние на выполняемую человеком работу: алкоголизм и наркомания, семейные конфликты, особенности личности, ее характер, умственные способности, уровень культуры.
В-третьих, культура труда личности это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и качество профессиональных знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Она представляет собой органическое единство знаний и трудовой деятельности.
Важный компонент культуры труда это профессиональные знания. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (водитель, врач, учитель, парикмахер, библиотекарь и т. д.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом.

О качественной работе часто говорят, что она выполнена профессионально. Профессионализм это результат обучения и опыта работы. Работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс его труда.

Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса.
Важный элемент культуры труда работника дисциплина. Условием нормальной трудовой деятельности является добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы (трудовая дисциплина). Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями (технологическая дисциплина).

Кроме того, показателем культуры труда работника является выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (договорная дисциплина). Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в производственной деятельности многих людей.
Культура труда личности во многом зависит от социально-психологических качеств участников трудовой деятельности. Среди них важно выделить трудовую мотивацию личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы трудовой деятельности человека. Культура труда человека проявляется также через совокупность его личных качеств, которые формируются в результате его участия в трудовой деятельности.

К таким качествам можно отнести трудолюбие, чувство хозяина, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, инициативу, исполнительность и др. Трудовые качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, разгильдяйство).

По совокупности трудовых качеств можно оценивать уровень трудовой культуры личности.
Итак, в процессе труда и связанных с ним трудовых отношений не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники: они приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодействия. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1.В нашей повседневной жизни мы постоянно взаимодействуем со многими людьми. Учитесь считаться с их интересами, прислушиваться к их мнению, не подводить своих партнеров.
2.Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с близкими нам людьми (родителями, друзьями, знакомыми, учителями). В случае назревания конфликта внимательно проанализируйте причины и условия его возникновения, подумайте о его возможных последствиях. Это поможет найти разумный выход из конфликтных ситуаций.

Если все же конфликт не удалось предотвратить, будьте готовы не только принять уступки со стороны своих противников, но и сами пойти на компромисс.
3.В любом виде трудовой деятельности высоко ценится не диплом о полученной профессии, а подлинный профессионализм. Постарайтесь использовать профессиональное образование не только для получения соответствующего документа, но и для того, чтобы действительно стать профессионалом.
4.Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам в будущей трудовой деятельности: трудолюбие, дисциплинированность, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, инициативность, исполнительность, способность взаимодействовать с другими людьми. За эти качества вас будут уважать в любом трудовом коллективе.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Слово норма латинского происхождения и означает буквально руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер.

В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.
В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.).

Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.
Далее, правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона.

Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.
Затем моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо плохо, справедливо несправедливо).

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.
Существуют еще и эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек прожил жизнь красиво, что такой-то ведет себя безобразно.

Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.
Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
Наконец, религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм.
Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в его отношениях с техническим устройством.

А медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.
Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, знание социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов.

Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?
Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет.

Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу...

Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).
Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.
Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.
В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.



Содержание раздела