d9e5a92d

Социальная структура общества

Социальная структура общества
МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Как вы уже знаете, люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относится народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья.

Социальные группы, как можно заметить по приведенным примерам, различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Что же дает основание объединить такие непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальные группы»? Ответ на этот вопрос прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания.

Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально значимые признаки. Такими признаками могут быть национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.
Чем вызвано существование социальных групп? Как взаимодействуют в этих группах люди и как эти группы взаимодействуют между собой?

Ответы на эти вопросы дают исследователи-социологи. Они объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. (Вспомните, например, как в глубокой древности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей, как ремесленники одной специальности стали объединяться в особую группу — цех, как появилось цеховое руководство.) Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т. д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе.

Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых, бедных и средних слоев населения, с политической — существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих.
Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет существование в современном обществе этнических и религиозных групп.
Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы?
Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времен. Однако до сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации — условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые.

Именно с такой классификацией вы познакомились в основной школе.
Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.
Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества.

Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.
Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis — находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей).

Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния — люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе».

Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.
Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность.

Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение, по мнению социологов, определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Приведем следующий пример. Из курса истории России XIX в. вы знаете, какое положение в обществе занимали дворяне, помещики, буржуазия, священники, купцы, мещане, казаки, крестьяне.

При этом положение крестьян также было неодинаково: государственные, помещичьи, монастырские и вольные крестьяне.
Образно можно представить каждую социальную группу на определенной ступени социальной лестницы: одни группы находятся выше, другие — ниже.
Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией.
Социальная дифференциация, как утверждают социологи, свойственна любому обществу, так как в любом обществе существуют различные по своему положению социальные группы. Иными словами, существует неравенство — неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие человечества способствовало более сложному социальному расслоению.
Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.

При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.
В то же время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже много лет стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно?

Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь мечта, миф, утопия?
Среди ученых нет единого мнения по этим вопросам. И объясняется это прежде всего различным пониманием слов «равенство» и «неравенство». Например, марксистская теория связывает неравенство с отношениями собственности и эксплуатацией человека человеком.

Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно и связано оно с уничтожением частной собственности на средства производства.
Согласно некоторым другим теориям, социальное неравенство рассматривается как все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности. И поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи построения общества полного социального равенства как несбыточные, утопичные.
В современном обществе социальное равенство все чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп.

В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для представителей всех социальных групп (независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания) в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учебу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти.

При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).
В современных международных документах Организации Объединенных Наций (ООН) ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.
КЛАССЫ ИЛИ СТРАТЫ?
В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы.

Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса — бедных и богатых, т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием.

В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности.


В современной западной социологии понятие класса также используется (например, выделяют средний класс, класс управляющих).
Но более универсальным является понятие страты (лат. stratum — слой). В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование и др.
Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам.

Два основных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода.

А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х годов (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированного умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.
Очевидно, что учет многих признаков при выделении социальных групп позволяет создать более многомерную картину социальной действительности, а значит, и точнее выявлять тенденции ее изменений.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие.

При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства.

Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение.

Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов.

В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
«СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ»
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?
По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов.

Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
В Средние века множество простолюдинов таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения.

К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство.

После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников.

Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям.

В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни.

Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

По направленности интересы можно разделить на экономические, социальные, политические, духовные.
Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют социальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.
Социальные интересы воплощаются в деятельности — ее направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи.

В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы.

Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.
Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.
Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций социального протеста.

В каждой стране существуют законы, разрешающие определенные целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.
Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в органы власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.
Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведет к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.
Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении.
Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления — защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.
Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет создать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1.В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
2.Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.
3.Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.
Семья и быт
Вы уже познакомились с понятием социального института. В этом параграфе речь пойдет о таком социальном институте, как семья.

Многие исследователи считают его базовым, так как социальный институт семьи реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.
Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
Семья как малая группа — это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи.

Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт — институт брака. Брак — признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.
Каждая семья — это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.
Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений.

Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика — отца и мужа.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio — производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей.



Содержание раздела