d9e5a92d

ОТ ДЕТСТВА — К ВЗРОСЛОСТИ

Молодежь в современном обществе
Этот параграф написан не только для вас, но и о вас. Именно вы, 16—17-летние, еще сидящие за школьной партой, но уже устремленные в иную, большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью.

Это взгляд на вас и ваши проблемы с позиций людей старших поколений. Возможно, он не полностью совпадает с вашим собственным представлением «о времени и о себе».

Однако задумайтесь над приведенными здесь фактами и суждениями: это раздвинет границы личного опыта, а возможно, внесет и определенные изменения в ваши взгляды и оценки.
ОТ ДЕТСТВА — К ВЗРОСЛОСТИ
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11—15 лет, а ранним юношеским — 16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст.

Из западной психологии к нам пришел термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen — nineteen).
Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).
Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.
Ж.-Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода — открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир.

Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в юности собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.
ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.), политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры.

Обязательным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества.

Законом предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого человека и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции).

В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.
Однако в юности, как отмечают психологи, многие из новых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать, пробовать. И старшие поколения как бы резервируют за молодыми «право на ошибку», на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо-зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал».

Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно недавно.
В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно короче.
На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями, передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано.
В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Младшие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколько участвуя.

Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий.
Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству регулировалась родственниками.

Нередко браки заключались через посредников — свах: зная «подходящих» (по материальному положению, происхождению) кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак.
В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих начинается довольно поздно: удлинился период учебы, профессиональной подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis — младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе.
Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000 профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведений, около 600 вузов.

В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается около 5,5 млн человек — почти треть молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека.

Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще — с престижным университетом. По прогнозам в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы (последних уже более 300). Большинство негосударственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп.
Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного «пирога» образованию достаются просто «крохи». Но не только этим.

Как показывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком.

Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х годов около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде — это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью.

Это значит, что возрождается сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар затрудняет доступ к нему, оставляя способных и перспективных за бортом, В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.


Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона.

В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.
НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план.

Сама учеба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит дело и сегодня.
Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.
Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест.

Имеющиеся же вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы.

Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе.

Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Закон о занятости населения, принятый в 1991 г., закрепил право собственности граждан России на свою рабочую силу. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений.

Последствия такого шага оказались противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи.

Во второй половине 90-х годов молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков).

Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, занятых в производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск протяженностью не менее 31 дня. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно правомерны.

В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставляемых льгот. Учитывая это, государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профучилищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет, в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоять ее фундаментальным ценностям — контркультура.
Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех.

Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников.

Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества.

Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы.

Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е годы.

Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е годы. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом, В 1987 г. прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.
Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т. п.). Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней.

Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения — преступность — тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде. (Вспомните, что вы знаете об отклоняющемся поведении. Каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Молодежные криминальные группировки отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука.

Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино испытывают не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это таким примером.

В 1993 г. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк.

Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:
— вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
— включение в различные группы сверстников;
— своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
— это скорее культура досуга, чем работы.
Нации и межнациональные отношения
Помимо классов и других социальных групп, социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах.
Как бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.
Следует помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира.
Но, позволяя человечеству сохраняться во всей присущей ему многоликости и своеобразности, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства человечества, многообразия мировой культуры.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
В курсах истории рассматривались такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием определенных социальных и культурных предпосылок.

Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государств.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.
Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики.

Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства.
Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, «перемешивания», «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
В начале XX в. главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма К. Каутский признаками нации считал общность территории, языка, экономической жизни и традиций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать.

Был и другой взгляд: только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.
Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Согласно современным представлениям на этапе формирования нации большое значение имеет территориальное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко утрачивают свою определяющую роль, хотя и сохраняют свое значение.
Единство нации, как считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и у ряда наций — психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.



Содержание раздела