Раздел 3. Выдача персонализированной банковской карты и конверта с ПИН-кодом
3.1. Получение и хранение персонализированных банковских карт учреждениями Банка
Доставка карт и ПИН-конвертов вместе с сопроводительной документацией осуществляется либо ответственным лицом учреждения, либо высылается Картподразделением экспресс-почтой.
Сотрудник учреждения Банка принимает БК и ПИН-конверты к ним по Акту приема/передачи персонализированных БК (Приложение 8). После пересчета БК, проверки БК и ПИН-конвертов сотрудник учреждения Банка ставит на Акте свою подпись. Один экземпляр Акта передается в учреждение Банка, другой остается в Картподразделении.
В учреждении Банка БК и ПИН-конверты хранятся в сейфе.
Вопреки распространенному убеждению о безобразной работе отечественной почты, ситуацию не следует драматизировать. Федеральная почта работает достаточно надежно, а на любую из систем экспресс-почты можно вполне положиться. Рекомендуется подобрать такого почтового оператора, стоимость пересылки отправления у которого не превышала бы $15.
Высылка карточек и ПИН-конвертов почтой на самом деле не является настолько рискованной, чтобы усиленно искать альтернативу. Если между иногородними филиалами банка не поддерживается регулярный "бумажный" документооборот (наш порядок подразумевает именно такую ситуацию), либо регулярный обмен происходит слишком редко, например, раз в месяц, то для передачи карточек и ПИН-конвертов такой альтернативы попросту нет. Поток карточек, пересылаемых в России по почте, практически ничтожен, и поэтому объективной основы для внедрения карточных мошенников и злоумышленников в почтовые структуры пока не существует. Тем не менее, рекомендуем два проверенных способа уменьшения рисков при пересылке:
1) Не высылать карточку и соответствующий ей ПИН-конверт в одном почтовом отправлении (конверте).
2) При упаковке карточек следует класть их между плотными листами бумаги или картонками таким образом, чтобы невозможно было на ощупь определить характер вложения.
Международные системы экспресс-почты, кстати, об этих мерах хорошо осведомлены.
Относительно хранения карточек в учреждениях банка. Разумеется, карточки должны храниться таким образом, чтобы доступ к ним был разрешен только ответственным и специально назначенным должностным лицам. Следует всегда иметь в виду, что для нанесения финансового ущерба не обязательно похищать саму карточку, вполне достаточно обладать информацией о ее реквизитах (номере и т.д.).
Степень защиты места хранения (сейф, металлический шкаф) зависит от степени ограничения доступа в соответствующее помещение, в том числе от системы охраны.
3.2. Выдача банковской карты и конверта с ПИН-кодом физическому лицу
Основную БК может получить Держатель-владелец ЛС либо его представитель, действующий на основании доверенности. Дополнительная карта может быть выдана как лично Дополнительному Держателю, так и Основному Держателю (владельцу ЛС).
При выдаче БК сотрудник учреждения Банка:
- предлагает Клиенту проверить целостность ПИН-конверта. Если целостность ПИН-конверта нарушена, необходимо срочно информировать об этом факте Картподразделение для получения дальнейших инструкций;
- сверяет фамилию и имя, указанные на лицевой стороне БК и ПИН-конверта, с фамилией и именем в документе, удостоверяющем личность Держателя (Приложение 5), обращая внимание на фотографию Держателя и срок действия документа;
- предлагает Держателю БК заполнить в Заявлении на получение БК графу "Карту и ПИН-конверт получил";
- проверяет правильность заполнения графы "Карту и ПИН-конверт получил", проставляет отметку о выдаче БК;
- при выдаче БК и ПИН-конверта Держателю предлагает в своем присутствии расписаться шариковой ручкой на оборотной стороне БК на панели для подписи. Проверяет соответствие подписи на БК и подписи Держателя на Заявлении (Приложения 2, 3);
- при выдаче БК и ПИН-конверта доверенному лицу Держателя дополнительной карты или Держателю основной карты, предупреждает Клиента о том, что он несет ответственность за наличие подписи Держателя БК на полосе для подписи на оборотной стороне карты.
Держатель получает БК с продленным сроком действия в учреждении Банка.
В отношении перевыпускаемой карты описанные правила действуют не обязательно и зависят от технологии ведения базы данных процессинговым центром. Например, номер карты может и не сохраняться, то же касается и ПИН-кода.
Прокомментируем одну распространенную ошибку в организации операционной процедуры выпуска новой карты взамен карты, срок действия которой истекает. В отдельных случаях банки устраивают процедуру таким образом, что инициатива по перевыпуску карты оставляется за самим клиентом. Практически это означает, что клиент за определенное время до истечения срока действия карты должен прибыть в банк и написать заявление о желании перевыпустить карту. Дальше его заявление проходит весь разрешительно-операционный путь, выпускается карта, затем клиент еще раз приходит в учреждение банка для получения карты.
Такой подход, можно не сомневаться, отсечет достаточно большое количество даже вполне лояльных банку клиентов. Гораздо разумнее перевыпускать карту по инициативе банка, при условии, что такой порядок предусмотрен правилами пользования картой. При этом банк еще и гарантированно зарабатывает на перевыпуске.
Порядок продления срока действия БК и документооборот:
- при получении перевыпущенной карты Держатель (физическое лицо, работник Компании) оформляет в обслуживающем его учреждении Заявление о продлении срока действия БК (Приложение 6). Для корпоративной БК Заявление о продлении срока действия визируется руководителем Компании и заверяется печатью Компании;
- Учреждение Банка передает оригинал Заявления о продлении срока действия БК (Приложение 6) в Картподразделение;
- плата за перевыпуск карты удерживается Картподразделением и списывается на соответствующий лицевой счет доходов учреждения Банка (либо на счет межфилиальных расчетов);