d9e5a92d

Движение за секуляризацию церковных земель

Это не спасло от крепостничества ни Данию, ни Швецию. Там до 60% земель было охвачено крепостничеством, как раз тех земель, на которых поселили дворян.

В России всё было не так. Движение за секуляризацию церковных земель (в этом политический смысл реформации) окончилось поражением. Церковь оказалась сильнее государства (вот вам еще один признак восточного деспота!).

В России тоже пришло крепостничество, но оно стало тотальным. В Швеции или Дании на боярских и крестьянских землях не было крепостничества, а только на дворянских.

Иван Грозный сделал крепостничество в России тотальным. Здесь удалась самодержавная революция.
В обществе было две тенденции. На одной стороне стояла церковь как действительный наследник Орды. Единственным институтом в разоренной стране, который процветал после татарского нашествия, была церковь - самый крупный предприниматель, ростовщик, самый крупный землевладелец.

На этой же стороне стояло дворянство и царь. Против были бояре и те, кого я называю предбуржуазией. Ю.Липец: Случайно ли, что иосифляне и идеология примкнувшего к ним Фелофея стали определяющими? Идеология Москва - третий Рим до панславизма была, прямо или косвенно, господствующей идеологией. А.Янов: Иван Грозный сделал эту идеологию господствующей. Случайно ли?

Бесспорно, не случайно. Ливонская война сыграла точно ту же роль в России, что и Первая мировая, то есть вызвала цивилизационную катастрофу.

Тогдашнее правительство России сопротивлялось до конца повороту на Германию, которую хотел завоевать Иван Грозный и был уверен, что только изменники ему в этом помешали. 25 лет продолжалась эта жесточайшая война, так же не нужная России, как и мировая. Ю.Вешнинский: Если считать веротерпимость главным признаком причастности к европейской культурной традиции, то не получится ли, что самым большим европейцем был Чингис-хан. У него в армии были примерно поровну христиан, буддистов, мусульман и т.д.

Это была вынужденная ситуация, а не связанная с духом свободы, и такая ситуация могла возникнуть где угодно. А.Янов: Веротерпимости не было в Европе. Это не признак европейскости. Ю.Вешнинский: Насколько неотвратимой вы считаете цивилизационную катастрофу, которая постигла Россию в результате Первой мировой войны? А.Янов: Самое главное, что России было незачем в эту войну вступать. Не было собственно русского интереса.

Петр Дурново, министр внутренних дел, в феврале 1914 года подал записку царю, где точно описал, чем закончится эта война, включая революцию. А.Давыдов: Я хотел бы поддержать автора в его попытке представить двухкорневую структуру культуры России, ее политической традиции. А.Янов занимается делом исключительной важности, особенно сегодня, когда опять начинается медленное отступление от либеральных идеалов. Эту тему я бы так назвал: альтернатива в культуре России.

Когда автор указывает на два корня в политической традиции, мы должны говорить и о двух корнях, двух источниках, двух основах в русской культуре. То, что докладчик называет симбиозом, скорее объективная структура нашей культуры. В какой степени это симбиоз, трудно сейчас об этом говорить. Задача у автора доклада была чрезвычайно сложная.

Какого рода фактами, событиями он оперирует? Эти факты находятся на грани двух культур - либеральной и традиционной. Интерпретировать их очень трудно. Есть масса монографий, статей, где протест Нила Сорского интерпретируется четко в рамках православия.

И доказать обратное очень сложно. Но это в данном случае и не нужно. Эпицентр фактов, приводимых Яновым, противостоит той традиционной культуре, которую мы привыкли как ярлык наклеивать на нашу российскую культуру.

Но как сегодня, в нынешней политической культуре переплетаются эти два начала? А.Янов: Это есть в книге. А.Давыдов: Второй важный для меня момент в докладе - роль русской православной церкви. Сказанное о ней А.Яновым идет вразрез с сегодняшней модой. Я полностью согласен с ним, что церковь оказалась наиболее последовательной наследницей татаро-монгольского ига в России. Может быть, формулировка не совсем удачна, но мысль, в ней заложенная, абсолютно верна.

Если именно так подойти к истории России, то это позволяет многое понять. А.Янов: Церковь, как наследница татар, нанесла поражение государству, как наследнику Европы. М.Рац: Моя интерпретация доклада, который мне показался чрезвычайно интересным и актуальным, восходит к идеям К.Поппера и состоит в том, что для европейских стран на протяжении всей их истории начиная с античности, характерно противостояние двух тенденций - к открытому и закрытому общественному устройству. И в этом смысле Россия - типичное европейское государство, по крайней мере в той интерпретации истории, как дает А.Янов. Поскольку я не историк и не востоковед, мне трудно судить, насколько эта интерпретация объясняет особенности истории стран Востока.

Это было бы интересно понять с точки зрения попперианской интерпретации, поскольку либо в этом смысле является типичным европейским государством, если для Востока подобная интерпретация не годится, либо она носит вообще универсальный характер. А что мне кажется специфичным для России (это гипотеза для последующего обсуждения), это отставание системы образования и институционализации мысли. Университеты в России появились лет через 500 - 600 после европейских. Национальная философская школа, если успела сформироваться (а это еще не факт), то в самую последнюю минуту перед большевистской революцией.

Именно это обстоятельство - отсутствие технологизированной работы с мыслью - является специфической особенностью России, которая предопределила ее катастрофу в ХХ веке. Именно с этим надо сейчас бороться.

Взять пример с Южной Кореей и начать не столько с экономики, сколько с устройства сотни-другой серьезных университетов. Ю.Вешнинский: Русские конституционалисты больше оставили след в истории литературы, научной мысли, а если брать всю толщу народа, то - и до сих пор - либо эти идеи отторгаются, либо начинают действовать в деструктивном направлении. Свобода превращается в анархию или в волю, институты открытого общества начинают работать на закрытость.

Европейские идеи или остаются в узком элитарном кругу, а если и проникают в толщу , то преобразуются неузнаваемо. Еще Дидро говорил, что Просвещение, попав в Россию, меняет свой цвет. С.Кирдина: Вы говорили о российской политической традиции как о сумме восточной и европейской традиции. Я считаю, что в России существует собственная система политических, культурных традиций и институтов.

Заимствования, которые производились, характерны для любого государства. И не это важно. Для меня политика - система принятия и контроля решений в обществе, которая помогает этому обществу выживать и развиваться, и она была в России своя. Я считаю, что политическая культура - это не менталитет, а реальная политическая система.

Это и административно-территориальное устройство, и круговая порука, и централизованная власть и др. Их много, и они образуют систему, в которой живет наше государство. А.Янов: Когда Наполеон III, а потом Бисмарк ввели у себя всеобщее избирательное право, в России молодые реформаторы, которые делали Россию европейской страной во времена Великой реформы, были неколебимы лояльны самодержавию. Это и есть русская политическая форма.

Это означало, что уже работало славянофильское превращение маргинальной идеи в гегемона. Они были уже заражены этой идеей. Что такое - есть конституция или ее нет? Конституция есть в Европе, а в восточном деспотизме ее нет.

Совершенно очевидно о чем идет речь. Молодые реформаторы (Милютин и др.) при Александре II были против конституции, против любого участия общества в Великой реформе.

С их точки зрения Россия была не европейская страна, а самобытная, у которой есть своя определенная линия - самодержавие. С.Кирдина: Не только самодержавие, были и земские соборы. А.Янов: Земские соборы были противоположны самодержавию, оно их уничтожило. Г.Гольц: Вы идейную основу двух полюсов мировоззрения отрываете от конкретной ткани социально-экономической фактуры. Например, Фоменко говорит, что во время татаро-монгольского ига увеличилось количество православных церквей и монастырей.

И он делает вывод, что никакого ига не было. Но во всяком случае он опирается на какие-то факты, количественные характеристики. Взять вашу идею (я, конечно, несколько утрирую), что горстка диссидентов создала 1991 год и распад Союза.

Но это ведь не так. Или - славянофильская идея привела к Первой мировой войне. Тоже ведь не так. Вы отбросили всю экономику, все истинные корневые причины этих процессов.

У Вас получается, что всю русскую историю создали только идеи. Это сомнительно. А.Давыдов: Мы услышали доклад о возможности методологии, учитывающей две стороны процесса. У доклада нет однозначной картины истории русской культуры, русская культура не либеральная и не деспотичная.

Она всё время и та, и другая. Русская культура многолика.

А мы верим постоянно либо в один миф, либо в другой о нашей истории. Докладчик говорит о двух потенциях в русской истории. Говорить о том, как эти две потенции, два корня сочетались, не входило в задачу автора.

Это нам уже надо разбираться с этим новым, не знакомым для нас лицом России. Как же так, наши бабушки и родители ходили и кланялись в православную церковь, а она, оказывается, наследница татаро-монгольского ига. Вроде бы, дикость. Или, скажем, движение стригольников или движение жидовствующих, или полемика иосифлян и стяжателей.

Нам показывается неоднозначность, двусмысленность, двуликость нашей культуры. И.Левин: Категоричность утверждения, что в нашей историографической теории всецело господствует черно-белая интерпретация - всё что либеральное, это из Европы, а всё самодержавно-деспотическое, это из России - эффектно, но для поклонника Г.Федотова здесь не может быть такой однозначности. Если следовать за мыслью Федотова о том, что изначально европейский феодализм и такого же типа феодализм в России домосковского периода - драматический рубеж между античной Россией и Московией, то здесь такой однозначности нет. И сегодня, если не ограничиваться А.Панариным, такой однозначности в нашей историографической дискуссии не существует.



Что касается собственно методологической стороны доклада, а она интереснее всего для нас, то наличие двух компонентов парадигмы остается без ответа. Если я правильно понял, докладчику ближе методология школы анналов.

Не случайно у него, почти красной нитью, проходит сопоставление XVI века и Октября. При всей рискованности такого подхода, если ему следовать с большей последовательностью, то наверное, надо обратиться к исходным детерминантам российской истории. Именно в момент смены теорико-экзистенциальной парадигмы (воспользуюсь термином докладчика), которая произошла у нас в ходе и после перестройки, когда романтико-оптимистическая парадигма сменилась на фаталистско-традиционалистскую, и начали всплывать те детерминанты, начиная с климатических, которые долго находились под спудом, практически вне серьезного научного исследования. В какой мере наш национальный характер и, следовательно, наша национальная история определены тем, что наш географический центр расположен на уровне Аляски, или тем, что наш сельскохозяйственный цикл продолжается 135 дней?

Не нужны никакие текстологические или филологические исследования нашего фольклора, чтобы понять, что Илья Муромец, опять-таки, как парадигма, определен этим в первую очередь, а не какими-то духовно-психологическими факторами. Или чем определяется отсутствие категории свободы в противоположность категории вольности?

Или климатико-биологические условия: мы представляем собой цивилизацию дерева в противоположность цивилизации камня и поэтому у нас не сложилась философия кантианского типа и т.д. и т.д.
Если предлагается конструкция не в виде синтеза, а в виде черно-белой косички, где перемежаются две линии в русской истории, то естественно, что мысль будет искать какого-то синтезирующего момента, какого-то тигля, где формируется сплав (любимое выражение Грамши). Л.Куликов: Я плохо воспринимаю, когда культуру характеризуют каким-то одним понятием - этатистская и т.д. Если исходить из того, что культура - определенным образом осмысленный исторический опыт, то здесь, в принципе, должно быть всё. Какой в нашем историческом опыте был либерализм?

Если появлялись какие-то идеи, то они не воплощались в действия. Можно, конечно, заняться анализом культуры, и в этом смысле придется выделить те исторические события, которые влияли на формирование культурных представлений об этих явлениях. Но в культуру входит и система точных знаний, которая сложилась в основном на Западе.

То же и в обществоведческих науках - обилие терминов, не принадлежащих русскому языку, а следовательно - не принадлежащих и российской культуре. Это заимствованные вещи, если хотите - общемировые.

И если говорить о российской культуре, то прийдется для начала выделить из нее общемировую составляющую. Н.Шульгин: Само слово традиция должно быть рассмотрено под множественным углом, поскольку оно имеет разные смыслы. Скажем, традиция как результат собственного внутреннего выбора человека, который сознательно относит себя к некой тенденции мысли, прослеживаемой в истории, и традиция как результат внешней интерпретации методолога, который интерпретирует то или иное концептуальное явление, принятие той или иной политической концепции как следование традиции.

В зависимости от этого понимания слова традиция, от приоритета, который мы даем тому или иному смыслу слова традиция в данной культуре, мы имеем общество либо либеральное, либо традиционалистское. С одной стороны - декабристы, которые ориентировались целиком на западную традицию, и которые имели в своих рядах Пушкина, Чаадаева и т.д., с другой стороны - Достоевский, который от этой западной традиции уже отходил. Но принятие традиции Запада будет как раз вторым случаем, когда слово традиция чисто интерпретационно в результате наших собственных концептуальных построений вносится в этот контекст. Декабристы и Пушкин не выбирали данную линию мысли, как то, чему надо следовать также, как следуют верующие доктрине определенной церкви.

Это была реакция на положение России, на космополитическую тенденцию, которая господствовала в России при Александре I, на величие России, которое уже состоялось и не требовало подтверждения. А почвенничество Достоевского - реакция на угнетенное положение России в европейском контексте после поражения в Крымской войне.
То, что сегодня в докладе прозвучало под именем традиции, на самом деле было современной реакцией на современные проблемы, лишь помещенные внешним образом в конкретный исторический контекст. То есть происходит отождествление предыдущих этапов по принципу сходства с тем, что имело место в настоящее время. Но, если бы мы имели функционирование традиции в том смысле, что человек принимает какую-то концепцию также, как верующий принимает ту или иную религию (и такое функционирование термина традиция тоже имело свою традицию), то мы имели бы нечто вроде большевистского варианта, когда западничество было абсолютизировано, догматизировано и безотносительно к реальному контексту России.

Была догматизирована якобинская версия западничества. И провозглашено, что сколь мы являемся передовыми, мы должны следовать этой линии.
В данном случае мы имеем пример традиционалистской интерпретации чисто либеральных, западных и т.д. идей. Поэтому следует провести различение - традиция как чисто методологическая вещь и традиция как результат сознательного внутреннего сакрализующего выбора, это усилило бы целостность понимания. А.Янов: Декабристы не ориентировались на западную традицию, они были частью европейской традиции и не ощущали себя отдельно от нее. Это не мое приписывание им либеральных идей, а их естественность восприятия России как части Европы.

Эта естественность утрачена сегодня. Н.Покровский: Я вспомнил курс русской философии, который слушал в Московском университете в конце 60-х годов в исполнении таких персонажей как Щипанов, Иовчук и др. Они появились в качестве профессоров, заведующих кафедр на волне борьбы с космополитизмом.

Они трактовали тех же исторических деятелей, которых мы сегодня обсуждали. Та крайне реакционная, как мы ее сегодня назовем, трактовка подводила нас к мысли, что большевизм глубоко уходит в корни русской культуры, что истоки большевизма в России стали проявляться после падения татарского ига и даже раньше.

И сегодня мы услышали мифологизированную и увы, идеологизированную версию с противоположным знаком. Опять мы оказываемся под влиянием какой-то концепции, которая требует обязательно, в любом случае привязать Россию к европейской традиции, сделать Европу единой от моря до моря. А.Ахиезер: Значение доклада, мне кажется, прежде всего в том, что он обращает наше внимание на следующий факт: конституционная традиция в России имеет древние корни, идущие от 1614 года. Этот факт плохо вписывался в идеологию исторической науки как до, так и после 1917 года.

Мне кажется, что это очень важная идея, которая позволяет нам углубить наше понимание традиции в России, стимулирует ее всё более глубокое научное осмысление.
Не менее важна и другая идея. Существуют разные, конкурирующие друг с другом подходы к истории России, которые сменяют друг друга как в общественном сознании, так и в науке. Здесь это кажется достаточно общепризнанным. Хотя в одном из выступлении прозвучало странное возражение по поводу факта преемственности идей в России посредством компрометирующей ссылки, что ее признавали и в советский период.

В принципе, еще Плеханов говорил, что противоборствующие концепции одной эпохи содержат в себе нечто общее. Мысль Янова, однако, уходит глубже. Речь идет о том, что обе линии развития, то есть конституционно-демократическая и славянофильско-державная имманентно присущи самой реальной истории страны и история в этой связи приобретает дуальный характер. Докладчик не упомянул свою концепцию циклической смены в истории реформ и контрреформ.

В целом фактически речь идет о несводимости России к одному из принципов, о том, что динамику развития общества можно понять лишь признав дуальность динамики страны, отказавшись от рассмотрения лишь одного из начал как лежащего в основе истории страны и низведения другого до некоторого дезорганизующего начала. Например, отказавшись от рассмотрения славянофильско-державной точки зрения как определяющей для страны, а западническо-конституционной как результата дезорганизующего злодейства.

Идея двойственности должна рассматриваться как методологически исходная, как лежащая в основе понимания динамики страны. Такой подход представляется для России безусловно положительным.

Но тем самым порождаются новые вопросы и проблемы. На первый план выходит проблема отношения между противоборствующими линиями развития. Необходимо ответить на вопрос: как существует целое, единство этих противоборствующих процессов.

А. Янов, видимо, не хотел расширять рамки доклада и не затрагивал эти вопросы. А жаль. От них невозможно уйти.

Я думаю, что концепция социокультурного раскола общества лучше всего может служить методологическим объяснительным принципом такого рода явлений. Этот подход исключает возможность объяснить динамику страны любым односторонне взятым принципом, будь это славянофильство, западничество, коммунизм, национализм и т.д.

Раскол помогает понять динамику противоположных аспектов общества через инверсию и медиацию, через их взаиморазрушение и взаимопроникновение, что порождает в условиях раскола определенные циклы господства и отступления каждого их них.
Л.Митева: Возникает все-таки вопрос о субъекте современной политики. Что, те научно-технические специалисты, которые в какой-то степени поддерживали идеи Сахарова - и в провинции, в глубинке, или то, что сейчас делают депутаты, отражая общественное мнение регионов, или то, что происходит в Совете Федерации, - это что, совсем оторвано от конкретной, коренной России?

Все-таки какое-то отражение субъекта политики в движении мысли в России мы имеем. Какой-то синтез двух линий происходит, и это видно и по выступлениям в Совете Федерации и в Думе.

Нужно сомкнуть чистую теорию с реальной политикой и с теми идеями, которые господствуют в этих представительных органах. Ю.Вешнинский: Сегодня представители научно-технической интеллигенции, которые в свое время, безусловно, во многом поддерживали Сахарова (хотя, может быть, гуманитариев среди них было больше), особенно те из них, которые работали в ВПК и потеряли работу, с азартом читают совсем другие тексты - протоколы Сионских мудрецов, Mein Kampf, соответствующую отечественную литературу.Это трагедия, что самые квалифицированные люди выбиты из колеи. Они сейчас шарахнулись от Сахарова в противоположную сторону. Ю.Липец: Те положения, которые излагал докладчик, часто близко соответствуют понятию социальной эстафеты. И здесь, действительно, может быть одновременное существование на беговой дорожке истории нескольких социальных эстафет, из которых вначале одна приходит вперед, затем другая.
Для понимания истории в целом и политической истории в частности большое значение имеет территориальный императив. Здесь может быть много примеров, я приведу один, не очень известный.

Всем известно, где зародилась идеологическая концепция Москва - Третий Рим, где зародился пролетарский интернационализм, тоже известно, но гораздо менее известно, что идеи панславизма зародились не в России, а среди славянских народов Оттоманской и Австрийской империй. И это подтверждает политико-идеологическое единство имперских организаций Старого Света на протяжении веков. А.Янов: Какую роль играло крестьянство в том, что Россия вступила в роковую для себя Ливонскую войну? В элите сражались две группы, условно говоря - европейская и самодержавная, и победила самодержавная. Какова роль крестьянства во вступлении России в I мировую войну? Мнения крестьянства никто не спрашивал.

А вступили, и это было начало цивилизационной катастрофы, в которой крестьянство, конечно, сыграло гигантскую роль, в этом нет сомнения. Но вступать ли в войну и держать ли страну до победного конца, до рокового предела, когда она должна была лечь под нож бесов, - это было абсолютно элитарное дело.

А в 1884 году каким образом мог предугадать такой конец России, который он называл национальным самоуничтожением, В.С.Соловьев? Он не был знатоком ни социальных институтов, ни социально-политического положения России. И он в 1884 году сказал, что если мы это будем продолжать, в частности, если мы вступим в третью войну за оттоманское наследство, это будет последняя война. Россия перестанет существовать.

Соловьев был единственный человек, который это предсказал, основываясь на эволюции идей, только и исключительно на этом. Британский историк Орланд Фигес в своем 1000-страничном опусе Народная трагедия исследует социально-экономические процессы, массовые движения в России, всё, что касается социальных институтов. И вывод, к которому он приходит, полемизируя с Пайпсом, - не личности, не злые большевики определили судьбу России, а культурная отсталость народа предопределила катастрофу.

Но этот вывод стоит на глиняных ногах. В 1860-х годах или в конце 1870-х, когда в России создалась революционная ситуация в России, никакой цивилизационной катастрофы не произошло, режим этого даже не почувствовал, а отряхнулся и пошел дальше. И что, культурная отсталость народа в 1914 году была сильнее, чем в 1860 - 1870-е годы? Это абсурд.

Человек провел колоссальное исследование, все архивы перевернул, а в итоге гора родила мышь. Это получается, если мы перестаем прослеживать историю идей. Если верить Грамши, а он один из самых крупных мыслителей ХХ века, то Ленин ошибался в том, что организация вначале должна взять власть, а потом насаждать идеи. Это была разовая удача.

Такого больше в истории не будет, а будет превращение идеи в гегемона. Так победил Гитлер, так победил в последствии Мао.

Если мы по привычке будем смотреть только на социально-экономическую сферу, на то же крестьянство, которое чешется или не чешется, то мы рискуем не понять действительного хода истории.
Проблема заключается в том, что Россия не могла не быть европейской страной. И в то же время не могла не прийти к симбиозу (под которым я понимаю сосуществование) европейской и деспотических традиций.

Догосударственное время в России - это конгломерат княжеств. Они все время воюют между собой, истребляют друг друга, но как они устроены?

В них есть холопы - управляющий класс в княжеском хозяйстве, есть кабальные люди, рабы, которые пашут землю. Это одна часть княжеского хозяйства в России.

Другая часть - вольные дружинники, бояре-советники, с которыми отношения как правило контрактные, во всяком случае - нравственно обязательные, и право которых на свободу подкреплено самым могущественным образом - правом уйти от князя. Они просто отъезжали от сеньора, посмевшего обращаться с ними, как с холопами. Князь с деспотическим характером не выживал в жестокой и перманентной междукняжеской войне. Лишившись бояр и дружинников, он быстро терял военную, а стало быть, и политическую силу.

Он мог воевать и быть равным своим соперникам, только будучи либеральным, европейским князем. Но были и рабы, и с ними он обращался как с рабами.
В переписке Курбского и Ивана Грозного как раз можно проследить эти две традиции. Как суммирует Ключевский - все рабы и рабы, и никого, кроме рабов. Это точка зрения Ивана Грозного.

А Курбский защищает такую же лигитимную, такую же древнюю, корневую традицию, которая существовала в России с самого начала - традицию вольных дружинников и бояр-советников. За два столетия от Дмитрия Донского до Ивана Грозного эти бояре-советники сумели превратиться в политический класс, вытеснить холопов.

Именно они превратились в Боярскую думу, а не холопы. Холопы остались холопами.

Задача Ивана Грозного заключалась в том, чтобы превратить бояр-советников в холопов, чтобы ликвидировать эту вторую часть исконного русского мира.
Как видим, в середине XVI века московская политическая машина продолжала обе древние традиции, ухитрившись скомбинировать то, что шло от уклада княжеской вотчины (единоличное лидерство в сфере власти исполнительной) с тем, что шло от вольных дружинников (ограничение власти в сфере принятия политических решений, т.е. законодательной). Дело совершенно очевидно шло к либеральной, европейской конституции, к тому самому, что два поколения спустя предложит стране боярин Салтыков и за что будут ломать копья послепетровское поколение шляхтичей и еще столетие спустя - декабристы. Только не суждено было этому сбыться - ни в московском, ни в петербургском, ни в советском периоде русской истории. Деспотическая традиция восстала против европейского симбиоза - и сокрушила его.

Першего государствования она потребовала, что в переводе на современный язык сверхдержавность как раз и означает. И она, увы, всегда побеждала свою европейскую соперницу - в шестнадцатом, в семнадцатом, в восемнадцатом, в девятнадцатом и, наконец, в двадцатом столетиях.

Победит ли она ее в двадцать первом - вот в чем вопрос.
Л.Куликов сказал сегодня, что если в России и были либеральные идеи, то они не воплощались в действия. А что такое конституция 4 февраля 1610 года?

А выход на Сенатскую площадь в 1825 году декабристов?
Один известный глобалист мне сказал недавно, что к концу XXI века не будет государства, не будет наций как мы их сегодня видим и понимаем. Возможно он прав, это не моя область, но я бы хотел, если это будет общий процесс, чтобы в России спокойно, как и у всех, как во Франции, Китае, Америке, отмирало государство, я не хотел бы, чтобы до этого в ней случилась очередная катастрофа.
В 1914 году русская культурная элита выпустила в издательстве Сытина 8 брошюр - все об участии России в войне. Отдельно стоял двухтомник Василия Розанова Война как способ национального возрождения. Это были Бердяев, Булгаков, Евгений Трубецкой. Владимир Эрн написал брошюру Время славянофильствует - наконец-то, мол, праздник на нашей улице.

Так вот сегодня страх у меня вызывает то обстоятельство, что время, мне кажется, опять славянофильствует. Об этом говорят даже совершенно невинные на первый взгляд замечания, что у России есть свой путь.

У каждой страны свой путь, здесь оспаривать нечего. Каждая страна, тем не менее, - европейская или неевропейская.

То есть можно стоять за самодержавие или за конституцию.
Почему Франция и Германия в то самое время, когда в России наступает апофеоз самодержавия, вводят всеобщее избирательное право? Чтобы знать, что думает народ. А у нас смысл славянофильствования заключался в том, что мы были за самодержавие, а что думает народ - мы догадывались каждый по-своему. Один догадывается, что народ - за самодержавие.

Потом приходит Герцен, потом приходят народники и догадываются, что народ хочет общины - опять славянофильская мысль - и община эта спасет мир. Энгельс пишет Плеханову: Положительно стало невозможно с этими русскими разговаривать в последнее время.

Потому что все они считают, что они со своей общиной спасут мир в отличие от нас, варваров. Это Энгельс говорит о коммунистах, о своих.
То же самое славянофильское мессианство, то же самое славянофильская община, то же самое слаянофильское самодержавие. Мы гадали, гадали и догадались до Первой мировой войны, последствий которой до сих пор не исчерпали, до сих пор мы переживаем эту цивилизационную катастрофу.

Цивилизационная катастрофа, как я себе представляю, это прежде всего распад культурной элиты, она атомизируется, перестает существовать. Значительная часть этой элиты погибла в гражданской войне, рассеялась по миру. Сейчас нет ужасов гражданской войны, никого никуда не отправляют, но тем не менее культурная элита распалась. Вот что происходит сегодня в России.

Время славянофильствует.



Содержание раздела