d9e5a92d

Макаров М. - ВРЕМЯ ИДЕЙНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Большой успех Обамы...но и большие риски...
Итак, столь долгожданный саммит Большой двадцатки завершился, что, несомненно, стало главным мировым событием апреля 2009. Каковы же итоги?
Лидеры Группы двадцати в Лондоне договорились о пакете мер в размере $1,1 трлн., призванном поддержать падающую мировую экономику. Главы стран, представляющие более 85% мирового ВВП, достигли согласия о новых принципах глобального финансового регулирования.

Возможно, это избавит мир от новой волны финансового кризиса.
Эмитирование мировой валюты может быть хорошим выходом из создавшейся ситуации, однако как быть с плохими (безнадежными) кредитами?


СНАЧАЛА - ДЕНЬГИ...

Лидеры G20 договорились увеличить ресурсы Международного валютного фонда в 3 раза до $750 млрд. (в том числе $250 млрд. в виде срочных взносов стран-участниц). Ранее предполагалось, что участие в повышении капитализации МВФ будет добровольным. Добровольность осталась только в возможности внесения остальных $250 млрд.

Китай и Россия будут покупать облигации МВФ, также фонд сможет самостоятельно заимствовать в случае необходимости на открытом рынке. Облигации МВФ будут иметь наивысший кредитный рейтинг, и страны смогут размещать в них свои золотовалютные резервы.

Однако не очень понятно, как будет обеспечиваться этот высший рейтинг.
Здесь проясняется поднимавшийся ранее вопрос о новой мировой валюте. Как и предполагалось многими экспертами, Россия отказалась поднимать вопрос о новой валюте в ходе саммита, однако сразу после его завершения устами официальных лиц заявила, что вопрос новой мировой валюты требует решения.

Китай же, как мы и предполагали, использовал вопрос о мировом статусе доллара, чтобы попытаться получить дополнительные гарантии от властей США о сохранении ценности китайских долларовых активов. Затем, очевидно, получив некоторые гарантии, КНР также сняла вопрос о новой мировой валюте.
В итоговое заявление саммита вошло решение о размещении 250 млрд. SDR ($373 млрд.) среди акционеров МВФ.

Из них $100 млрд. будут направлены на поддержку развивающимся странам.
Теперь, наверное, всем стала понятна вторая, неприятная, сторона вопроса об учреждении заменителя доллара. Разумеется, эмитирование мировой валюты может быть хорошим выходом из создавшейся ситуации, однако как быть с плохими (безнадежными) кредитами?

Очевидно, что в период кризиса МВФ получит большое количество таких активов на своем балансе, быстро превратив выделенные $500 млрд. в обязательства проблемных стран: Исландии, Украины и т.п. Что будет с рейтингами и обеспеченностью обязательств МВФ в таком случае?

Вопрос этот, думаю, беспокоит всех мировых банкиров. И если падение стоимости американского доллара заботит США, что в какой-то мере может поддержать американскую валюту, то с надежность обязательств МВФ ставится под сомнение.
Теоретически, страны при необходимости смогут взять у МВФ денежные средства на сумму, эквивалентную полученным SDR. При этом за использование этих денег не нужно будет платить проценты. Акционеры также смогут предоставить полученные SDR в виде кредитов другим странам и получать за это проценты. Лидеры стран G20 также выделят $100 млрд. для кредитования международных банков развития.

Капитал Азиатского банка развития планируется увеличить на 200%, возможно, будет предпринята докапитализация банков развития Европы (ЕБРР), Америки и Африки. Кроме того, страны двадцатки выделят $250



Главный позитивный итог саммита в том, что он состоялся и завершился общим согласием столь разных экономических и политических систем


SDR специальные права заимствования, которые были созданы МВФ в 1969 году для поддержки резервов стран-акционеров фонда.Они распределяются между странами в соответствии с их квотой в фонде. SDR также служат единицей расчетов МВФ и некоторых других международных организаций
млрд. на поддержку кредитования мировой торговли. Международный валютный фонд предпримет меры по поддержке беднейших стран, вплоть до продажи золота.

Вместе с внутренними мерами, которые приняты каждой отдельной страной, все это составляет глобальный план восстановления мировой экономики беспрецедентного масштаба, говорится в коммюнике G20.

...ПОТОМ - ПОЛИТИКА

По решению G20, реформа квот МВФ должна быть завершена к январю 2011 года. Также Двадцатка признала необходимость проанализировать возможность увеличения роли совета управляющих МВФ в принятии фондом стратегических решений.

Всемирный банк на своем годовом собрании осенью 2009 года должен будет представить конкретные рекомендации по изменению долей и голосов акционеров, системы голосования и внутреннего управления. Реформа банка должна быть согласована к весенней сессии 2010 года.
Главный позитивный итог саммита в том, что он состоялся и завершился общим согласием столь разных экономических и политических систем. Это может показаться слишком малым позитивом.

Однако стоит вспомнить, что в ситуации прошлого глобального кризиса, аналогичного текущему, в 1930-ых, США в лице президента Рузвельта отказались на общемировые действия. Результатом того кризиса стал приход нацистов и Гитлера к власти в Германии и начало Второй мировой войны.

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ ВСЕ-ТАКИ УРЕГУЛИРУЮТ

Крупные банкротства в финансовом секторе и провалы финансового регулирования и надзора стали фундаментальными причинами кризиса так сказано в заявлении Двадцатки. Доверие к мировым финансам требует радикального восстановления. Мы предпримем меры для построения более сильной, более последовательной надзорной и регуляторной основы для будущего финансового сектора, говорится в итоговом документе.

В коммюнике G20 подчеркивается необходимость повышения уровня сотрудничества между государствами в вопросах надзора за финансовой системой.
Лидеры G20 согласились преобразовать Форум финансовой стабильности в Совет финансовой стабильности, расширив его мандат. По этому вопросу до последнего момента был острый конфликт США с Францией и Германией.

Надо отметить, что не так часто мы видим американского лидера, готового идти на серьезные уступки и компромиссы. Это, конечно, говорит нам о серьезности кризиса, но также и о том, что пока надежды на Б. Обаму оправдываются.
Совет будет определять слабые места финансовой системы, способствовать координации и обмену информацией между государствами, отвечать за финансовую стабильность. Также совет будет сотрудничать с МВФ в вопросах предупреждения кризисов.
Кроме того Двадцатка договорилась к июню 2009 года создать постоянные надзорные коллегии для самых значимых групп транснациональных корпораций.
Лидеры G20 решили, что до восстановления роста экономики международные стандарты минимальных требований к достаточности капитала финансовых компаний должны оставаться неизменными. Там, где возможно, требования к капиталу должны быть снижены, чтобы облегчить предоставление кредитов в ухудшившихся экономических условиях. Но после восстановления экономики стандарты достаточности капитала
Национальные регуляторы должны потребовать от рейтинговых агентств усиления контроля над ситуациями конфликта интересов и обеспечения прозрачности и качества процесса присвоения рейтингов должны быть ужесточены. Базельский комитет по банковскому надзору должен пересмотреть минимальные требования к капиталу в 2010 году.


ПРОШЛИ БЕЗЗАБОТНЫЕ ДНИ - ДЛЯ ХЕДЖ-ФОНДОВ, БАНКИРОВ И ДЕРИВАТИВОВ...

Теперь, по решению Двадцатки хедж-фонды или управляющие ими компании пройдут регистрацию и будут обязаны раскрывать необходимую информацию надзорным или контролирующим органам, включая информацию о привлеченных заемных средствах. Правда, была сделана оговорка: по возможности регистрация должна быть сведена к минимуму.
Совет финансовой стабильности разработает механизмы сотрудничества и обмена информацией между органами власти, которые будут контролировать хедж-фонды, чтобы сделать более эффективным надзор в случае, если фонд и управляющая им компания расположены в разных юрисдикциях. Эта работа должна быть завершена к концу 2009 года.
Регуляторы должны потребовать от институтов, работающих с хедж-фондами, эффективного риск-менеджмента, который предполагает мониторинг уровня заемных средств хедж-фондов и установления лимитов на каждого контрагента.
Кроме того, лидеры G20 договорились способствовать стандартизации и устойчивости рынков кредитных деривативов. В частности, по мнению Двадцатки, эффективному регулированию и надзору будет способствовать создание центра клиринговых расчетов.

По итогам саммита, в США уже начата активная работа по регулированию главного по объемам рынка деривативов так называемых кредит-дефолт своп. Это контракты, гарантирующие покупателям страховку от дефолта по базовым контрактам: кредитам, облигациям. Объем этого рынка составляет до $30 (!) трлн.

Именно из-за недопустимо высоких рисков, принятых на этом рынке, стала фактическим банкротом крупнейшая американская компания страхования жизни AIG, спасение которой уже потребовало до $180 млрд. из американских госфондов.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

G20 поддержала принципы контроля над вознаграждениями и выплатами компенсаций в значимых финансовых институтах, разработанные Форумом финансовой стабильности. Страны договорились, что значительный прогресс в их внедрении должен быть достигнут при выплате вознаграждения за 2009 год.

Одобренные принципы предполагают, что советы директоров компаний должны играть активную роль в создании, управлении и оценке схем компенсаций. Причем условия таких компенсаций, включая бонусы, должны учитывать риски.
Также компании будут обязаны раскрывать полную информацию о правилах выплаты компенсаций. Такой шаг направлен на то, чтобы акционеры получали адекватную информацию. Регуляторы будут оценивать правила компенсаций компаний.

При необходимости они смогут вмешиваться и, в частности, увеличить требования к капиталу.

ОФФШОРАМ ПРИХОДИТ КОНЕЦ?

Лидеры G20 призвали все страны внедрить международные стандарты обмена информацией, принятые Двадцаткой в 2004 году. В отношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (tax heavens и non-cooperative jurisdictions), государства G20 готовы принимать согласованные меры. В частности, планируется взимать налоги со сделок с участием контрагентов из non-cooperative jurisdictions.



Кроме того, международным и региональным институтам развития рекомендовано пересмотреть свою инвестиционную политику.
В современном мире именно финансы главное оружие национальной экспансии. При таком развитии возможно создание новых, еще невиданных финансовых инструментов
говых агентств к концу 2009 года. Национальные регуляторы должны потребовать от рейтинговых агентств усиления контроля над ситуациями конфликта интересов и обеспечения прозрачности и качества процесса присвоения рейтингов.

Надзорные механизмы во всех странах не должны противоречить друг другу, а регуляторам следует обмениваться необходимой информацией.

НАСКОЛЬКО ЭТО СРАБОТАЕТ?

Президент РФ Дмитрий Медведев так оценил итоги G20: Мне бы хотелось сказать, что это перелом, но, как ответственный человек, я так говорить не буду. Я не возьмусь, конечно, сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется: сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в мировой экономике еще три, четыре, пять лет назад...

Все те решения, которые были приняты: и по финансовой поддержке, и по стабилизации на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственности государств за их макроэкономическую политику, и по судьбе финансовых институтов все это абсолютно конкретные и серьезные решения, адресованные в будущее. С этим трудно не согласится.
Наверное, жаль, что не прошло предложение Б. Обамы о едином уровне поддержки национальных экономик стран-участниц в размере 4% ВВП. Здесь возникли трудности у стран Европы, поскольку это явно вступало бы в противоречие с пактом финансовой стабильности, на котором основано само существование единой европейской экономики и евро как валюты.
В то же время я лично не очень верю в готовность стран-участниц жестко ограничивать возможности своих финансовых институтов в тот момент, когда мировая экономика перейдет к росту. Здесь мне видится две проблемы. Во-первых, высокий уровень лоббизма в высших органах власти крупных финансовых институтов в таких разных странах, как США и Россия.

Эта проблема стоит крайне остро достаточно посмотреть на размеры выплаченных бонусов получающими госпомощь банкирами в обеих странах. Во-вторых, когда кризис закончится, ограничения на финансовый сектор будут сниматься быстро и без колебаний во всех странах. В современном мире именно финансы главное оружие национальной экспансии.

Именно деньги сильнее любого оружия. При таком развитии возможно создание новых, еще невиданных финансовых инструментов как говорится, вода дырочку найдет...

МИР ЗАТАИЛ ДЫХАНИЕ

Первые 100 дней президента Обамы, на мой взгляд, проведены блестяще: принят огромный пакет стимулов американской экономики, налажены взаимодействия между важнейшими политико-финансовыми институтами в США,



В возможной ситуации резкого скачка инфляции, центробанки будут вынуждены перейти к политике повышения процентных ставок, а это может окончательно добить падающий реальный сектор экономики Американская мечта в значительной степени реализована. Какая новая идея способна вести США вперед?
В текущем кризисе мы наблюдаем неожиданное совпадение двух смен общественных идеологий проведен саммит Большой двадцатки, решения которого приняты фактически консенсусом. А есть еще серьезные подвижки в форматировании автомобильной индустрии, достигнуты первые успехи в разрешении кризиса ипотеки.
Однако риски по-прежнему очень велики. Спад в американской и мировой экономике пока не остановлен. Спрос потребителей и бизнеса продолжает снижаться. Количество невозвращенных кредитов увеличивается.

Растет и число компаний потенциальных банкротов. Темпы роста безработицы не замедляются.
Между тем, могут проявиться и риски перегрева рынков огромной волной горячей ликвидности, вброшенной центральными банками для преодоления финансового кризиса. Меня скорее не радует, а беспокоит бурная волна роста фондовых площадок и рынка нефти, показанная в марте 2009 года, на фоне развития кризиса и снижения спроса.
В возможной ситуации резкого скачка инфляции, центробанки будут вынуждены перейти к политике повышения процентных ставок, а это может окончательно добить падающий реальный сектор экономики.
Поэтому мир смотрит на действия США, очевидного лидера момента, с тревогой и надеждой.
НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ: КРИЗИС -ВРЕМЯ ИДЕЙНЫХ ИСКАНИЙ
Лидерство США в ХХ веке было основано на двух фундаментальных фактах. Прежде всего, США твердо отстаивали идеалы свободы и прав человека (на фоне гитлеровской Германии, сталинского СССР и послевоенного социалистического лагеря это было в высшей степени актуально).

Кроме того, США добились высокого уровня жизни и обеспеченности для большинства своих граждан.
Этот подход был наиболее четко выражен в понятии американская мечта и сформулирован во времена выхода США из Великой Депрессии во времена FDR.
Наверное, символично и достаточно естественно, что именно сейчас, в период полномасштабного глобального кризиса, встает вопрос о глубинных основах ведущего государства мира США.
Что мы наблюдаем? С одной стороны, уровень личной свободы в крупнейших мировых державах значительно вырос за последние 70 лет.

В то же время, мы видим быстрый экономический рост в последнее десятилетие в тех странах, где свобода и права человека точно не являются главными приоритетами государства это те же Китай и Россия.
С другой стороны, американская мечта в значительной степени реализована: средний гражданин США уже имеет автомобиль, хороший дом, приличный заработок. Сейчас американцу приходится серьезно напрягаться, чтобы выплачивать взятые ранее кредиты (до 14% среднего дохода уходит на выплаты).
Какая новая мечта способна вести США вперед? Свобода, которая не является уже эксклюзивным товаром Запада? Еще один автомобиль и еще один дом, но в обмен на необходимость трудиться еще интенсивнее и еще больше залезать в кредиты?

Надо понимать, что для американца потеря кредитной истории жизненная катастрофа. Бизнесы находятся в лучшей ситуации: компания-банкрот, не вернувшая кредит, не тянет за собой в долговую яму своих сотрудников можно найти работу в новой компании и попробовать начать все сначала.
Мне кажется, глубинная, базовая проблема именно в этом: в устарелости и, в некотором смысле, исчерпанности идеологии потребления, консюмеризма.
Можно вспомнить, что смена господствующего ультралиберально-го учения Адама Смита идеологией общества благосостояния и теорией Кейнса в 1930-ых была результатом не только глубокого экономического кризиса, логично переросшего в кризис общественно-политический, но и сменой состояния мозгов. Многие исследователи отмечали, что кризис 1930-ых произошел из-за резкого роста самосознания рабочих, наемных работников, которые не были готовы деклассироваться в период спада, трудиться за кусок хлеба и миску супа по 12 часов в день, как это было за 20 30 лет до этого. Изменение сознания работников привело в условиях кризиса к росту безработицы.

В таких условиях экономика попросту не могла создать хорошо оплачиваемые рабочие места в достаточном количестве.



Косвенное подтверждение нарастания проблем с потребительским спросом следует из последних данных по мировой торговле
Это потребовало от государства (вспомните Новый Курс Рузвельта) изменения экономической и социальной парадигмы. Тогда и появилась американская мечта как цель общества и государства.
Возможно, мы наблюдаем сейчас, в текущем кризисе, неожиданное совпадение двух смен общественных идеологий. В развитых странах окончательный переход к постиндустриальному сознанию (но он пока не оформлен идеологически!), а в бедных странах кризис ультралиберального государства, государства благополучия для немногих, как, например, в России.

ЭКОНОМИКА: СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК БЛИЗКО...

Мировые инвесторы, аналитики, эксперты, воодушевленные удачными переговорами лидеров Двадцатки и огромными пакетами стимулов США и Японии с энтузиазмом бросились скупать акции, облигации и другие активы. Фондовые рынки показали мощный рост фондовые индексы США выросли более чем на 20% от минимумов марта 2009 года.
Отрезвляющим душем может стать прогноз агентства Moody's, вышедший 9 апреля. В соответствии с его данными, вероятность дефолтов корпораций в мире с начала текущего года уже выросла с 4,1% до 7,0% (год назад вероятность дефолтов составляла всего 1,5%), а к концу года уровень банкротств вырастет до 14,6%.

Агентство считает, что в США этот показатель к концу года достигнет невиданного уровня в 13,5%, а в Еврозоне будет еще выше до 21,2%. Этот прогноз агентства Moody's совпал с высказыванием российского министра финансов Алексея Кудрина, который прогнозирует вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики и со снижением цен на нефть.
Российский союз промышленников и предпринимателей в лице Александра Шохина считает, что большая часть российских банков может оказаться под угрозой краха уже осенью 2009 года. Банки, которые выдают сейчас кредиты, в том числе под нажимом правительства, столкнутся с проблемой невозврата.

А сколько банков может поддержать государство посредством субординированных кредитов и докапитализации? Максимум 120.

Таким образом, 90% банков могут оказаться под угрозой, сказал Шохин на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений.
Американская ассоциация CEO считает, что в ближайшие полгода их компании ожидают падение объема продаж, прибылей и новые сокращения занятости. Косвенное подтверждение нарастания проблем с потребительским спросом следует из последних данных по мировой торговле. Так, объем импорта в США за март сократился на 5% в лидерах падения оказались продажи автомобилей из Азии, игрушкек, электроники.

Таким образом, снижаются покупки товаров и не слишком длительного пользования.

КИТАИ: ПЛАН СТИМУЛОВ УЖЕ РАБОТАЕТ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ, НО ТРУДНОСТИ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ

Объем новых кредитов в Китае вырос более чем в 6 раз по сравнению с прошлым годом до рекордных 1,89 трлн. юаней ($277 млрд.) в марте, указывая, что рост в третьей экономике мира восстанавливается. Агрегат M2, самая широкая мера денежной массы, вырос на 25,5%, сообщил Центральный банк Китая 11 апреля.

Это стало самым быстрым ростом с 1998 года и превысило прогнозы в 21,5%. 1 апреля председатель Госсовета Ху Дзиньтау сказал, что план стимулов Китая объемом 4 трлн. юаней начал работать. Городские инвестиции в недвижимость КНР выросли на 26,5% за первые два месяца нынешнего года.

Объемы кредитования в Китае растут быстрыми темпами, что резко контрастирует с проблемами падения кредитования в США, пока не очень успешно пытающимися очистить банки от неликвидных активов. Китай необычен тем, что у него есть большие возможности мобилизовать все его институты: центральное правительство, местные органы власти и всю банковскую систему чтобы резко увеличить государственные инвестиции, сказал экономист Всемирного банка по Азии.

Банки Китая, которые фактически принадлежат государству, уже выполнили большую часть задания правительства по предоставлению экономике 5 трлн. юаней новых кредитов в этом году. Объем кредитов может превысить этот уровень на 3 трлн. юаней,
Антикризисная программа правительства России документ странный. Такое впечатление, что часть программы, описывающая кризис, была написана одним автором, а резолютивная другим считает JPMorgan Chase.

Бум кредита уже заставил банковских регуляторов предупредить в апреле 2009 года, что кредиторы окажутся перед серьезной проблемой в управлении рисками.

РИСКИ БАНКОВ

Центральный банк должен был показать, что он сделал достаточно для оживления экономики. Вопрос теперь в том, не сделал ли он больше, чем было необходимо. Концентрация кредитов в проектах инфраструктуры потенциально опасна для банков.

Сильный рост операций в дисконтных векселях, которые используются как оборотный капитал, заслуживает серьезного внимания. Самые большие риски для экономики Китая и финансовой системы исходят изнутри, а не снаружи. Наибольшим из этих скрытых опасностей является уровень плохих кредитов в Китае.

Кроме того, не все эксперты едины в оценке рисков.

НАДЕЖНОСТЬ КРЕДИТОВ

В начале апреля 2009 года China Merchants Bank, пятый банк по рыночной стоимости в Китае, сказал, что выделение денег для проектов инфраструктуры улучшит качество активов банка. Помимо риска плохих кредитов, бум кредита может раздуть цены на активы и увеличить вероятность роста инфляции.

В этом году индекс Shanghai Composite Index вырос приблизительно на 34%. Чрезмерное увеличение числа кредитов может привести к росту инфляционного давления, усилить риски по кредитам и потенциально вызвать рост неопределенности в экономике, сказала Ма Дзун, главный китайский экономист в гонконгском отделении Deutsche Bank.

СИГНАЛЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

Рост инвестиций, скачок в продажах автомобилей и рост сделок с недвижимостью вот признаки восстановления, отмеченные Всемирным банком в Китае. Согласно правительственному индексу, производство выросло в марте впервые за шесть месяцев. Продажи автомобилей повысились к рекордным 1,08 млн. На этом фоне регуляторы Китая могут проявить больше сдержанности в кредитовании, чтобы принять меры против чрезмерного роста ликвидности.

Банковские регуляторы КНР изучают сейчас, должны ли они ограничить кредит после того, как новые кредиты выросли к максимумам в марте. Однако, экспорт Китая упал на рекордные 25,7% в феврале, китайские цены на сталь в этом году понизились, а ряд отраслей промышленности сталкиваются с большими трудностями.

РОССИЯ: НАМ НУЖНА ВЕЛИКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

В России начало апреля было отмечено важными политико-экономическими событиями: в Государственную Думу был внесен, наконец, откорректированный проект бюджета на 2009 год, а премьер-министр Владимир Путин выступил перед Федеральным Собранием России с отчетом и представлением антикризисной программы правительства. Эти события можно считать своего рода достижениями: впервые за длительный период премьер-министр отчитывался перед Думой, впервые за много лет программа правительства была представлена на обсуждение.
К сожалению, достоинства, на мой взгляд, на этом заканчиваются и начинаются несуразности. Антикризисная программа правительства документ странный.

Такое впечатление, что часть программы, описывающая кризис, была написана одним автором, а резолютивная другим, при этом им не пришло в голову хотя бы немного согласовать позиции.


К описательной части претензий, в целом, нет разве что значительно (примерно в 2 3 раза) занижены цифры падения ВВП России и уровень инфляции в текущем кризисе. Да по сложившейся традиции преувеличивается роль мирового кризиса и преуменьшается собственная некомпетентность правительства но к этому уже все привыкли
Даже если российской власти удастся пройти кризис, не допустив существенной смены элит, внеочередных выборов, тандем Путин-Медведев уже себя исчерпал


Когда же дело доходит до конкретных мер возникают вопросы. Из примерно 1,3 трлн. рублей помощи экономике подавляющая часть (1 трлн. руб.) выделена банкам, причем доминирующая часть крупнейшим, фактически без всяких четких обязательств по кредитованию экономики.

Именно эти банки в конце 2008 года первую часть правительственной помощи бросили на покупку валюты, чем спровоцировали огромный скачок инфляции и падение рубля.
Ничего не сказано и о понижении ставки Центробанком РФ. Считает ли правительство правильным и далее фактически блокировать кредитование? Тарифы ЖКХ также замораживать никто не собирается.

На поддержку рынка труда выделены крайне небольшие суммы. Но все это не главное. У правительства России по-прежнему нет собственной позитивной программы выхода из кризиса.

Все говорит о том, что главная программа, тщательно скрываемая, состоит в том, что надо просто дожидаться, когда новый рост мировой экономики снова погонит цены на нефть и металлы вверх и все снова будет как раньше, в золотые 2000-2008 годы...
Позиция полной несамостоятельности, фактически позиция государства сырьевого придатка, абсолютно не достойна России, она не отвечает на простейший вопрос: А что будет делать правительство, действующая власть, если цены на ресурсы больше никогда не достигнут максимумов 2008 года?. Что если технологии энергосбережения будут развиваться настолько быстро, что даже рост мирового ВВП будет происходить на снижении потребления сырья?

Возможно, это дело далекого будущего, но разве можно игнорировать тот факт, что энергетическая сверхдержава оказалась в полной экономической зависимости от мировой конъюнктуры?

ТАНДЕМОКРАТИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕЧНОЙ. ПРЕЗИДЕНТОМ В 2012 ГОДУ СТАНЕТ ОДИН

Даже если российской власти удастся пройти кризис, не допустив существенной смены элит, внеочередных выборов, тандем Путин-Медведев уже себя исчерпал. Эта конструкция имеет четко ограниченный срок осмысленности передача полномочий (формально) в рамках Конституции при полном сохранении контроля, при сохранении высоких уровней рейтингов двух лидеров. Сейчас же, когда в результате кризиса рейтинги стали гораздо разумнее (и ниже), когда власть уже передана, два первых лица это уже фактор дестабилизации.

Понятно, что даже в случае проведения следующих выборов в 2011 2012 г. (Госдумы и президента) лидером может быть кто-то один или Путин, или Медведев. Тот и другой могут быть наиболее вероятными кандидатами на место лидера но не оба же сразу!

Кроме того, было бы неплохо, с точки зрения снятия напряжения после кризиса, назначить второго ответственным за кризис.
По формальной логике, наиболее подходящим претендентом на выход оказывается В.В. Путин.

Но для него лично это создает высокие риски при резком изменении ситуации в деле Ходорковского и в случае прихода к власти даже самой умеренной оппозиции.
Попытка же сохранить двухголовую конструкцию будет вести к развивающемуся параличу государственной системы России, и этот процесс начнет стремительно расти за год до парламентских выборов то есть уже с середины 2010 года..



Содержание раздела