d9e5a92d

Три вида базовых нормативов платы:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Установлены три вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах нормативов;
- то же, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
- то же, за сверхлимитное загрязнение.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Норматив платы за размещение отходов, являющихся вторичными ресурсами, устанавливаются в размере цен на эти ресурсы, а по остальным - в зависимости от классов токсичности. В случае нарушения природоохранного законодательства виновные могут быть подвергнуты штрафу в административном порядке в соответствии со ст. 43 Закона Об охране окружающей среды.

Виновные обязаны полностью возместить вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, хозяйству.
Однако сумма штрафов и исков при крупных авариях может оказаться настолько велик, что её не сможет выплатить даже мощное предприятие. Чтобы не допустить неизбежного списания претензий в таких случаях, следует широко использовать экологическое страхование, предусмотренное ст. 23 Закона Об охране окружающей среды.

Платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также суммы, взысканные по искам о возмещении нанесённого ущерба и штрафа, поступают во внебюджетный государственный экологический фонд. Средства экологических фондов зачисляются на спецсчета вбанках и распределяются специальным образом. 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% - то же, республиканского, краевого и областного значения; 10% - тоже, федерального значения.

Расходовать средства экологического фонда на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается.
2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1. Методы экономической оценки природных ресурсов
Интересы рационального природопользования и внедрения экономических рычагов требуют решения проблемы экономической оценки природных ресурсов.
Природные ресурсы, являясь частью национального богатства страны, не могут быть учтены в его объеме из-за отсутствия стоимостной оценки. Поиском методов оценки различных видов природных ресурсов давно занимаются специалисты нашей страны, которые предлагают разные подходы к решению этой проблемы.

Наибольшее распространение получили три метода: затратный; рентный; смешанный.
При затратном методе величина экономической оценки природных ресурсов увязывается с затратами на их освоение.
Затратный принцип положен в основу действующей системы платы за природные ресурсы. Уровень платы определяется исходя из расходов на разведку полезных ископаемых, ведение лесного хозяйства и др.
Отечественная практика платного природопользования, а также проведенные эксперименты свидетельствуют о неэффективности данного подхода: принципиальных изменений в использовании ресурсов, а также в объеме их потерь введение этого метода не обеспечило.
Рентный метод получает в настоящее время распространение среди специалистов, сторонники которого связывают ставки платы и величину экономической оценки с эффектом от эксплуатации природных ресурсов. Дифференциальная рента является мерилом вклада данного ресурса в эффективность общественного производства и используется в качестве базы для оценки природных богатств.
В наиболее общем виде зависимость между рентной оценкой природного ресурса и параметрами, ее определяющими, может быть представлена следую-
щим образом:
R=max(aq(Z-S)), (2.1.)
где R - экономическая оценка природного ресурса;
Z - замыкающие затраты на продукцию, получаемую при эксплуатации природного ресурса;
S - индивидуальные затраты на продукцию, получаемую при эксплуатации природного ресурса;
q - коэффициент производительности природного ресурса, показывающий количество продукции на единицу ресурса;
а - коэффициент, учитывающий динамику во времени показателей Z, S, q.
Плату за природные ресурсы на принципах дифференциальной ренты можно рассчитать двумя способами: во-первых, как дополнительный доход от использования природного ресурса повышенной продуктивности, во-вторых, -на основе издержек замещения этого ресурса.
Смешанный подход предполагает учет не только затрат на освоение, но и народнохозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов. В стоимостную оценку природных ресурсов входят затраты по разведке и добыче, дифференциальный доход, затраты по восстановлению природных ресурсов, а также затраты по созданию заменителей для не воспроизводимых ресурсов. В этом случае оценить природные ресурсы предлагается по формуле
Ц=Z/n+(3‘ + З2 + 3)/nt, (2.2)
где Ц - оценка единицы природного ресурса, извлекаемого из месторождения;
Z - полные затраты, или оценка месторождения ресурсов по смешанной методике;
Z/n - затраты предприятий за использование единицы природного ресурса;
31 - средства затраченные на поиск, освоение менее богатых, расположенных в худших условиях, месторождений;
32 - затраты на разработку способов удовлетворения потребности в дефицитных ресурсах за счет вторичной переработки отходов и комплексного использования ресурсов;
3 - затраты на исследование возможности воспроизводить ресурсы искусственным путем либо, если это возможно, создать их заменители;
31, З2, З3 - затраты будущего, вносимые предприятиями за использование единицы природного ресурса и аккумулируемые.
n - величина запасов месторождения в натуральном выражении (т, кг и т.д.);
t - время, через которое возникает потребность в затратах 31, З2, З3.
2.2 Плата за землю
Плата за землю в период перехода к рынку устанавливается на основе расчетных показателей экономических нормативов и взимается в формах земельного налога, арендной платы и платы за временное пользование землей, определяемых в зависимости от качества и местоположения участков земли.
Земельный налог или арендная плата включает в себя плату за право владения и пользования землей, плату за использование относительно лучших по качеству и местоположению участков земли и плату за восстановление земель.
Источником платы за землю является прибыль земле владельцев и землепользователей.
Норматив платы за землю сельскохозяйственного значения определяется по формуле
руб/га годR = R. Kcx J cx
где RJCXнародохозяйственная ценностьсельскохозяйственной земли,руб/га;
Е '-норматив учета фактора времени, I/ год, принимаемый в интервале 0.01; 0.03; 0.05.
Народохозяйственная ценность сельскохозяйственной земли рассчитывается по формуле
у- M SEjcxjcx j min f
где M - созданный в общественном производстве прибавочный продукт, руб/год;
S - земельный фонд, являющийся объектом налогообложения, га;
Y - коэффициент, характеризующий вклад земли как фактора производства в величины прибавочного продукта и принимаемой в пределах 0.1; 0.15; 0.2;
K. - коэффициент региональной дифференциации качества сельскохозяйственных земель; j - регион;
Rjmin - наименьшее значение народохозяйственной ценности земли, соответствующей относительно худшим по качеству и местоположению землям сельскохозяйственного назначения, расположенным в j - том регионе , руб/га. Коэффициент региональной дифференциации качества земель рассчитывается по формуле
Для хвойных пород в nij =1.0; для твердолиственных в п.. =1.7; для мягколиственных в nij =0.2.
Суммарный объем платы за городские земли складывается из единовременных компенсационных платежей и годовых ставок земельного налога.
Единовременные компенсационные платежи составляют полные затраты на воспроизводство городской территории. Их определение основано на расчете показателей:
- полных затрат на обустройство городских территорий , куда входит стоимость головных сооружений и магистральных сетей с сооружениями на них по водопроводу, канализации, теплоснабжению, электроснабжению, слаботочным устройствам, газоснабжению, дождевой канализации;
- затрат на санитарную очистку города (включая улично-дорожную сеть), на посадку зеленых насаждений, на эксплуатацию городского транспорта и на проведение мероприятий по инженерной подготовке территорий;
- затрат на общегородские мероприятия по защите и оздоровлению окружающей среды.
Единовременные платежи устанавливаются по проектным решениям или на нормативной основе. Для ориентировочных расчетов эти платежи можно взять из прил. I табл.

1 с учетом инфляционного коэффициента.
Ставки земельного налога формируются на основе двух видов платежей: воспроизводственных и рентных.
Воспроизводственная часть земельного налога рассчитывается, исходя из срока службы инженерно-транспортных систем и устанавливается в размере
3% от затрат на инженерно-транспортное обустройство городских территорий (строительная рента, величина которой берется из прил. I ,табл. 2) .
Внутрирегиональная дифференциация рентных ставок земельного налога осуществляется в соответствии с удаленностью по дорожной сети региона. Ставки земельного налога в городах в расчете на год могут быть взяты из прил.

I, табл. 3, 4, 5, 6.
Платой за городские земли в первую очередь облагаются территории, занимаемые предприятиями и организациями. Расчет производится по формуле
р = р- [руб I га],
IFІ=\
где Р - суммарный объем платы за городские земли, руб;
Кі - индекс градостроительной ценности территории по районам города;
Fi - территория, занятая предприятием, га.
При необходимости ужесточения экологических требований к вредному воздействию выбросов предприятий в состав земель, за которые взимается плата, включаются территории, занятые установленными санитарно-защитными зонами, и территории, выпадающие из городского баланса из-за высокого их загрязнения. Расчет производится по формуле
PK[руб I га]р;=г- Fi +yI f;i=\ i=\
где Fi -территории, занятые санитарно-защитными зонами, и территории, выпадающие из городского баланса из-за высокого их загрязнения, га;
У - коэффициент относительной весомости ставок платежей по территории санитарно-защитных зон.


Для более пропорционального распределения платы за городские земли между предприятиями, с учетом численности занятых на них трудящихся, в состав платежей включается плата за территорию жилых районов, микрорайонови кварталов, занимаемую существующим жилым фондом или отводимую под новое жилищное строительство для расселения занятых на предприятии трудящихся. Расчет производится по формуле
р,=д-,-IppK- [руб 1 га ]
Z F + rz f; +SY. Fi
i=1 i=1 i=1
где F i - территории, занятые жилыми районами, га;
5 - коэффициент относительной весомости ставок платежей по территории жилых районов.
Индекс градостроительной ценности определяется на основе планировочного и административного деления территории методом зонирования с учетом анализа изменения различных параметров среды: уровня обслуженности территории объектами социальной сферы, доступности к детским и школьным учреждениям, а также к учреждениям торговли, общественного питания, коммунального обслуживания, здравоохранения; благоустройства территории и жилищного фонда; состояние окружающей среды; архитектурно-исторического качества застройки, выразительности ландшафта и др.
Интегрированный показатель индекса градостроительной ценности рассчитывается в долях или баллах с использованием экспертных оценок, каждая из которых определяется на основе натуральных показателей. Экспертная оценка важности фактора в общей оценке территорий определяется индивидуально для каждого города с привлечением квалифицированных специалистов, знающих городскую ситуацию (члены комиссий городской администрации, работники исполнительных органов и городских служб, проектировщики и др.), а также путем опроса населения.
Экологическая оценка отражает степень загрязненности воздушного, водного бассейна, почв, степень зашумленности, радиационный уровень. Связь между степенью превышения ПДК и уровнем загрязнения устанавливается в зависимости от характера выбросов для каждого города совместно с органами санитарной службы.

Особо следует выделить территории, где по условиям экологической ситуации проживание людей недопустимо.
Уровень благоустройства и озеленения территории характеризуется следующими показателями: качеством и обеспеченностью зелеными насаждениями в кварталах, доступностью крупных парковых и лесопарковых массивов зелени, а также пригородных зеленых массивов и других рекреационных зон, долей замощенных и освещенных улиц и т. д.
Выбор критериев эстетической оценки должен производиться на базе учета конкретной природной и градостроительной ситуации. Так, в городе, насыщенном историческими и архитектурными памятниками, некоторые факторы имеют лишь второстепенную значимость для формирования облика города, в то время, как эти же факторы могут определять высокую ценность территорий, например, в городе или районе новостроек.
Традиционно выделяются факторы для историко-архитектурной оценки территории:
- наличие рек и водоемов, возможность архитектурно-пространственной ориентации на них;
- наличие крупных парковых и лесопарковых массивов и возможность ориентации на них;
- выразительность рельефа и возможность ориентации на него;
- степень разнообразия застройки, наличие оживленных улиц и площадей, значительных общественных учреждений;
- уровень благоустройства и озеленения;
- наличие памятников истории и культуры;
- наличие архитектурных ансамблей и других ценных искусственных сооружений;
- наличие малоценной застройки с чересполосным размещением промышленности, жилья, складов;
- наличие участков деградированного ландшафта, заброшенные карьеры, свалки, пустыри.
В обобщенной дифференциации территорий при историко-архитектурной оценке выделяются три категории:
- территории с отрицательными экологическими характеристиками;
- нейтральные (где отсутствуют благоприятные и негативные факторы и нужны мероприятия по обогащению ландшафта);
- территории с благоприятными эстетическими характеристиками.
Коэффициенты относительной весомости ставок платежей, устанавливаемые экспериментальным путем призваны регулировать приоритеты в муниципальной политике землепользования. Так, при многоцелевом характере использования территории санитарно-защитной зоны (размещение подсобных помещений, коммунально-складских и прочих помещений) коэффициент относительной важности принимается меньше 1; снижением ставок платы за территории, занятые жилищным фондом, создается приоритет в использовании городских территорий под объекты социальной сферы.
2.3 Плата за водопользование
Оплате подлежит весь объем забираемой воды: по тарифу - за забор воды в пределах лимита, установленного предприятию органами по регулированию использования и охране вод, и в пятикратном размере - за сверхлимитный набор. Введены доплаты и скидки к тарифу с учетом дефицита водных ресурсов в различных хозяйственных системах (прил. 2, табл.

1, 2).
С 1989 г. до предприятий, объединений и организаций доведены лимиты водопотребления, определяемые с учетом водности источников и научнообоснованных норм водопотребления.
Лимит водопотребления - это нормативный уровень водопотребления предприятия, за который взимается плата по тарифу.
Плата за забор свежей воды определяется так: Т - V ;
~ свеж.лим. - ’
Плата за сверхлимитный водозабор - Т - 5 V ;
Плата за безвозвратное водопотребление - Т - 1.25?б ;
Объем безвозвратного водопотребления:
?безвозвр. = (Q + Q - 62 ) - (б' + б,' - 62) (2-17)
где Q - объём водозабора, т.е. объем воды, забираемой промышленным предприятием из поверхностных и подземных источников;
Q, - объём воды, полученной от других предприятий, в том числе от коммунального хозяйства;
Q2- объём воды, переданной для использования другому предприятию, в том числе коммунальному хозяйству;
Q - объём сброшенных предприятием сточных вод;
Q1' - объём сточных вод, полученный от других предприятий;
Q2' - объём стоков, переданных другим предприятиям
Плата за водозабор в пределах лимита и за безвозвратное водопотребление включается в себестоимость продукции предприятия, плата за сверхлимитный водозабор исключается из прибыли. Прибыль предприятия является фондообразующим показателем: от величины прибыли зависит размер фондов экономического стимулирования, поэтому и администрация и каждый член трудового коллектива заинтересованы в снижении платы за водопотребление, т.е. в сокращении всех видов потребления воды.
2.4 Плата за выбросы загрязняющих веществ
2.4.1. Общие установки по оплате загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами, твердыми отходами
В целях перехода к экономическим методам управления природоохранной деятельностью постановлением Совета Министров РФ от 9 января 1991 года 10 были утверждены временные нормативы платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду и порядок применения нормативов платы на территории России.
В 1993 году были утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Советам Министров республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации краев, областей вменяется в обязанность с привлечением местных природоохранных органов провести это постановление в жизнь, в практику работы, т.е. установить порядок применения временных нормативов всеми предприятиями, независимо от их ведомственного подчинения, и в случае необходимости откорректировать размеры платежей за загрязнение природной среды в сторону уменьшения с учетом экологической ситуации в регионе, а также установить порядок освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисления их в счет платежей.
Плата взимается по нормативам с акционерных обществ, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, а также с других природопользователей, расположенных на территории РФ.
Плата с природопользователей взимается за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
- сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе за сброс через системы коммунальной канализации (местные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства освобождаются от платы за сброс через их стоки загрязнителей промышленного происхождения);
- размещение отходов;
Плата за загрязнение природы представляет собой компенсацию за экономический ущерб от загрязнения окружающей среды и происходит за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении данного предприятия средств.
Если у предприятия нет прибыли (дохода), или оно убыточно, то плата за загрязнение природной среды производится за счет всех имеющихся в распоряжении данного предприятия средств. Плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений природной среды определяется аналогично, т.е. как произведение соответствующих нормативных значений платы за величину превышения фактической массы над допустимой с учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости. В случае загрязнения природной среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов) вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхдопустимая и плата определяется как за превышение допустимых загрязнений.
Плата природопользователей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от используемого топлива, с учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости.
В период проведения природоохранных мероприятий, согласованных с местными контролирующими органами, плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений природной среды определяется этими органами по нормативу платы за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.
Плата за загрязнение природной среды перечисляется природопользовате-лем в учреждение банков на счет фондов охраны природы и используется на проведение природоохранных мероприятий. Перечисление платы происходит ежеквартально в сроки, устанавливаемые местными природоохранными органами с учетом ожидаемой или фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

За нарушение сроков платы взимаются пеня за каждый просроченный день; при уклонении от уплаты сумма платы и пени взыскиваются в принудительном порядке через арбитраж или суд.



Содержание раздела