d9e5a92d

ЭФфект использования попутных веществ

Э = Э + Э + Э + Э + Э + ЭП.К.Р '-'с ^ ^МК^ ^ЭСТ ^ '-'стр ^ '-'лр ^ З 1
где Эс - эффект оздоровления среды (см. формулу 1.3);
Эмк - эффект создания благоприятного микроклимата (аналогичный эффекту Эо н , смотри формулу 1.3);
ЭЭст - эффект создания эстетических ландшафтов, привлекательных для проживания, отдыха и туризма;
Эстр - эффект снижения стоимости строительства при рациональном использовании природных компонентов;
Эдр - эффект использования попутных веществ (отходов);
Э3 - эффект рационального использования территорий с учетом находящихся на них и в их недрах природных ресурсов.
Чистый экономический эффект природоохранных мероприятий слагается из следующих величин:
- предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т. е. предотвращения (снижения) затрат в материальном производстве, в непроизводственной сфере и затрат населения в результате снижения загрязнения окружающей среды;
- прироста экономической денежной оценки природных ресурсов, сберегаемых или улучшаемых в результате природоохранных мероприятий;
- прироста реализуемой продукции в результате более полной утилизации отходов сырьевых, топливно-энергетических, и других материальных ресурсов.
Чистый экономический эффект в расчете на год определяется как разница между экономическим результатом природоохранного мероприятия и затратами на его осуществление. Этот показатель используется для обоснования проектных решений природоохранных комплексов или объектов, когда сравниваемые варианты неодинаковы по своим социальным и экономическим результатам, а средства (капиталовложения) ограничены. В этом случае выбирают тот вариант, который обеспечивает максимально чистый годовой экономический эффект:
ЭГОд = Р-З = Р-(С + ЕН - К)^max,
где Р - экономический результат природоохранных мероприятий;
З - затраты на природоохранные мероприятия.
Экономический результат природоохранных мероприятий выражается в величине предотвращенного годового экономического ущерба от загрязнения
окружающей среды Упр и дополнительного дохода от улучшения производственных показателей деятельности предприятия:
Р = У ПР + ДД. (1.8)
Величина предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды У пр равна разности между величинами ущерба У і, который имел место до осуществления мероприятий, и остаточного ущерба после проведения мероприятий У 2:
УПР = У1 ± У2. (1.9)
Годовой прирост дохода от улучшения производственной деятельности имеет место при утилизации ценных компонентов из отходов производства и промышленных выбросов и определяется по формуле
n m
АД = X QiZ, - X q jz j
І = 1 j = 1
где qj - количество товарной продукции j-того вида (качества), получаемой и реализуемой до осуществления средозащитных мероприятий j=1,2,3...,n);
q, - то же после их осуществления (i=1,2,3... ,m);
Z., Z. - оценка единицы продукции.
Сравнительная экономическая эффективность природоохранных затрат определяется минимальной величиной приведенных затрат, скорректированной по фактору времени. Этот показатель используется при выборе наиболее экономичного варианта среди многих при условии достижения одинаковых результатов по всем вариантам (результатов экономических, социальных и экологических) в границах территории, на которую распространяется воздействие природоохранного мероприятия:
C + ЕН - К ^ min. (1.11)
Для техники, технологии с предупреждающим эффектом:абсолютная эффективность:У факт 0, (1-12)
относительная эффективность:Уфакт/AQ 1 (1-13)
Суммарная эффективность определяется как средневзвешенная по совокупности реципиентов.
Для технологий, устраняющих ущерб, эффективность достигается при условии:
У факт Д Qфакт
где Qфакт - фактический результат предприятия по обезвреживанию, восстановлению;
У факт Д - нормативная доля участия очистных, обезвреживающих сооружений, восстановительного процесса предприятия в регионе.
абсолютная эффективность:
Q'факт УфактД 0, (I*1-5)
относительная эффективность к нормативной базе:
У факт Д л-Q-- 1 (1.16)
факт
Норматив экологической нагрузки есть та критическая масса, за рамками которой геотехническая система всегда неэффективна, а возможная прибыльность затрат говорит лишь о рациональном их использовании, отражая при этом неэффективность самого предприятия, т.е. Уфакт Д' .
Отметим новое качество решения проблемы, когда в расчет принимается величина сверхлимитного фактического ущерба.
Для техники, технологии предупреждающий эффект показывает, во сколько раз превышен норматив экологической нагрузки:
факт 1, Определяется интенсивность (И) доведения экологической нагрузки до нормативного уровня (%) по формуле
И = Уі Уг - 100,
у і -де
где (У, - AQ) - сверхлимитный ущерб до мероприятия;
(У 1 У 2) - предотвращенный ущерб.
Затрудняясь вычленить затраты природоохранного назначения в экологически усовершенствованной технике, технологии, определяют тенденцию изменения эффективности мероприятия.
Относительная эффективность относится к базе остаточного сверхлимитного ущерба, как:
Э _(С, + ЕнС + У, )-(С2 + ЕнС2 + У2)(С2 + ЕнС2) + (У2 -AQ)
где У,,У2 - ущерб до и после мероприятия;
(У2 - AQ) - сверхлимитный ущерб после мероприятия.
Интенсивность доведения в конечном итоге экологической нагрузки до нормативного уровня показывается по формуле
(с,+ЕнС + У, )-(с2+ЕнС2 + У 2)Эн _¦100(с2 + ЕС )+( -AQ)
где (У, -AQ) - сверхлимитный ущерб до мероприятия;
числитель - предотвращенный ущерб.
Этот норматив - ориентир, он планируется на перспективу.
Для реализации естественной взаимосвязи региона и его предприятия в основу расчета положено качество естественного фона региона, а для расчета эффективности технологии, устраняющей ущерб, такие, как рекультивация, очистные, обезвреживающие сооружения.
Рассчитывается взвешенно пореципиентно и в каждом частном случае по соответствующим формулам. Относительное выполнение норматива обезвреживания:
фактД= . 100Н У.
Интенсивность устранения ущерба в регионе измеряется в относительных величинах (%) по формуле
Qфакт- 100Иу =факт норм
Если, по данным эколого-экономического паспорта предприятия, удельные затраты на предотвращение ущерба равны:
С + ЕНС Уі - У2 '
то эффективность мероприятия рассчитывается по формуле
Э =_У1 - У 2_М (С + ЕнС) + С-±ЕУС (У2 -AQ)У1 У 2
где (C + ЕнС ) - приведенные затраты;
(У 2 AQ) - сверхлимитный ущерб после мероприятия.
Для технологий, устраняющих ущерб, эффективность определяется как:
!Q] фактС + ЕС(У'факт Д ^Qфакт )(С + ЕнС ) +факт
При расчете эффективности затрат на охрану окружающей среды величина остаточного сверхлимитного ущерба не учитывается, но при экологической нагрузке в рамках норматива Уфакт ^ AQ) отражает эффективность природоохранных мероприятий.
Обобщенная формула расчета есть отношение предотвращенного ущерба (У 1 - У 2 ) к затратам на достижение результата С2 + ЕнК 2 ):
э3 _-У^ 1
3 С2 + ЕНК 2
В случае затруднений вычленить затраты природоохранного назначения из суммы затрат на экологическое усовершенствование техники расчет производится по формуле
ЭУ _ (С1 + ЕНК1 + У1) (С2 + ЕНК2 + У2 ) 0 (1.27)
Разница показывает уровень предотвращенного ущерба и используется для анализа тенденции экологического усовершенствования техники, технологии.
Для технологий, устраняющих ущерб, определяется объем обезвреживания на единицу затрат для достижения результата:
Qo _Офакт+ ЕНК
Доля израсходованных средств на природоохранную деятельность от норматива определяется по формуле
С _ С + ЕНКП С + ЕНК¦ 100(У 1 AQ)
удельные затраты;
гдеC + ЕНКУ1 У 2
С AQ) - сверхлимитный ущерб до мероприятия. Для технологий, устраняющих ущерб:
C _ C + ЕНКТ С + ЕНК100У факт ДQ,факт
По сумме затрат на природоохранную деятельность эффективность достигается удельными затратами от суммы новых капиталовложений на минималь-
ном уровне 15%. В структуре предпочтение отдается разработке экологически чистой техники и технологии.
Сравнительная экологическая эффективность мероприятия по охране окружающей среды рассчитывается с условием Уфакт AQ по формулам
для техники предупреждающего эффекта:
У1 У2 max,
где Уі, У2 - ущерб, соответственно до и после мероприятия;
для технологий устраняющих ущерб:
Яфакт max
где Яфакт - фактический результат обезвреживания.
При затруднении вычленить затраты природоохранного назначения из суммы затрат на экологически усовершенствованную технику сравнение проводится по формуле
( + ЕНК)(С2 + ЕцК+У2) max.
В случае Уфакт AQ оценивается степень приближения к нормативнойнагрузке.
Для технологии, техники с предупреждающим эффектом: по величине остаточного сверхлимитного ущерба по формуле
minУф АОфакт ^(С + ЕНК )const
по затратам, причем ресурсоемкость - величина, обратная удельным затратам, и определяется как:
max.(Уф АО )const\ факт ^ /C + ЕНК
Затрудняясь вычленить затраты природоохранного назначения в экологически усовершенствованной технике, технологии по остаточному сверхлимитному ущербу, тенденцию роста эффективности определяют по формуле
(с2 + ЕНК2 + У2)- )с2 + ЕНК2 + AQ) - min, (і.зб)
где Ci, C2 - текущие эксплуатационные затраты, соответственно до и после мероприятия;
ЕнКх, ЕнК2 - амортизационные отчисления, соответственно до и после мероприятия;
AQ - норматив экологической нагрузки;
У2 - сверхлимитный ущерб после мероприятия.
Для технологий, устраняющих ущерб: по величине сверхлимитного остаточного ущерба:
^ min.факт(С + ЕнК )const
по затратам:(Уф Д - Qrh )const\ факт г г ZLsфакт /С + енк
где Qфакт - фактический результат обезвреживания;
УфактД - фактический сверхлимитный ущерб;
С + ЕнК - приведенные затраты на достижение результата.
Если рассмотренная расчетно-аналитическая эффективность выявляет оптимальные варианты и прогрессивные тенденции природоохранной деятельности, то хозрасчетная эффективность определяется величиной фактически реализованной прибыли, реально полученной предприятиями, организациями, как разница между доходом и расходом.
Строительство природоохранного объекта, экологическое усовершенствование техники, технологии в хозрасчетных отношениях стимулируется при условии:
Зштраф С + ЕНК ,
где С + ЕнК - приведенные затраты природоохранного назначения.
По указанным выше формулам рассчитывается эффективность комплекса многоцелевых природоохранных мероприятий для объекта в целом. Расчет лишь на этом уровне системы, отражая диалектику взаимосвязи с регионом воздействия, дает взвешенную оценку экологической эффективности мероприятия для отдельно взятой технологической линии (перехода), механизма, машины.



В этом случае экологическая эффективность повышается, например, в системе с последующей рекультивацией.
При экологической нагрузке в рамках норматива эффективность затрат отражает эффективность природоохранного мероприятия. При этом норматив экологической нагрузки есть критическая масса, за рамками которой геотехническая система всегда неэффективна, поскольку необратимые потери среды обитания не восполняются и предельными эффектами производства.

Поэтому экологическая эффективность природоохранного мероприятия подтверждает экономическую эффективность затрат на него. И в случае сверхлимитного ущерба интенсивность доведения в конечном итоге экологической нагрузки до нормативного уровня определяет оптимальный вариант решения экологической задачи, прогрессивной тенденции природоохранной деятельности.
1.4 Перспективы развития экономики природопользованияи природоохраны
Совершенствование экологического механизма природопользования
В условиях перехода к рыночным отношениям предпочтение, в государственном регулировании качества окружающей среды, следует отдавать экономическим мерам - элементам экономического механизма природопользования (ЭМПП). По нашему мнению, ЭМПП должен включать следующие элементы:
- финансовую базу; экологическую индустрию (экобизнес); экологическое планирование; систему лимитов на природопользование (жестких экологических ограничений); систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды (ОС); систему экономического стимулирования рационального природопользования и ОС; социально-экономическую оценку природных ресурсов; систему экологического страхования.
Основой ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. В кредитно-финансовой системе необходимо создать новые структуры, которые позволяли бы осуществлять как сугубо финансовые операции, так и функции объединения средств различных экологических фондов, предприятий и организаций, а также функции контроля за расходованием этих средств.

Такими структурами могли бы быть экологические банки как особые государственные и коммерческие учреждения.
Вторым элементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасль хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:
- по переработке бытовых и промышленных отходов;
- по защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;
-по производству экологически чистых продуктов питания, экологическому воспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений, восстановление и повышение плодородия почв и продуктивности пастбищ, формирование качества ближайшей среды жизни человека и другое. Необходимо экономическими мерами стимулировать создание подобных предприятий.
С формированием экоиндустрии тесно связан экологический рынок. В его рамках необходимо развивать рынок идей, патентов, средощадящей техники и технологий, ресурсов, в том числе и вторичных, товаров, труда, услуг и капитала.

Можно с большой уверенностью предположить, что в ближайшие 50 лет рынок экологических благ займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.
Сегодня в стране нет плане экоразвития, а принимаемые программы малоэффективны из-за слабой экономической проработки, отсутствует четкая экополитика. Одним из важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала до определенного уровня.

Его целью является оптимизация хозяйствования с минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории , так и от ухудшения состояния здоровья населения.
С целью совершенствования существующей системы лимитов на природопользование, кроме установленных предприятием жестких экологических ограничений, необходимо также разрабатывать таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показатели экологической емкости территории должны учитывать допустимую техногенную нагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.
В совершенствовании нуждается и такой элемент ЭМПП, как система платежей за природопользование и загрязнение ОС. В эту систему входят:
- плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, включая воздух для хозяйствования);
- плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия.
Если механизм платы за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан и утвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов еще необходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особенно по проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что же касается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия существует, взимание платы за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОС не осуществляется из-за отсутствия методических разработок.

Тем более полностью отсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.
Что касается системы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ Об охране окружающей среды, на практике она не применяется из-за усложненной процедуры оформления налоговых и других льгот.
Известно, насколько серьезный ущерб хозяйствованию наносит аварийное загрязнение ОС. Его доля в общем объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что в силу ограниченности в средствах как организаций и предприятий, так и государства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное - из государственных резервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную систему экологического страхования. Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всех ее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ. Однако само по себе формирование системы экологического страхования - ещё не гарантия понесенных обществом потерь.

Необходимо на её базе развивать различные формы экологического предпринимательства, предварительно утвердив их в законодательном порядке.
Экономическое стимулирование ООПС. В России стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды (ООПС) осуществляется на законодательном уровне путем:
- установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и иным учреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
- освобождения от налогообложения экологических фондов;
- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введения специального налогообложения экологически вредной продукции;
- применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих ООПС.
Однако следует отметить, что в настоящее время до конца не разработан механизм практического осуществления ряда предусмотренных законом мер. Так, например, установление поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию должно предполагать предварительную ее аттестацию независимой экологической экспертизой и подтверждение этих качеств с определенной периодичностью. Эта периодичность должна устанавливаться на каждый конкретный вид продукции.

Для введения системы социального налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий, необходимо определить место для раннего вида налогообложения, разработать его принципы, обосновать и составить перечень видов экологической продукции и технологий, при использовании которых нужно применять специально повышенное налогообложение. При установлении поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, специального налогообложения экологически вредной продукции необходимо разработать и утвердить порядок введения системы идентификации и дифференциации товаров рынка экологических услуг (экологические марки, марочные и товарные знаки).
Финансовое регулирование природоохранной деятельности. В большинстве развитых стран программы поддержания и улучшения качества окружающей среды были приняты в конце 60-х - начале 70-х гг.

Для организационного обеспечения были созданы специальные государственные учреждения: Агентство по охране окружающей среды (США, Япония), Комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство культуры и окружающей среды (Франция), Консультативный комитет по окружающей среде (Швеция) и др. Задача этих ведомств состоит в разработке стандартов и в обеспечении эффективного механизма воздействия на предприятия - источники вредного влияния на природную среду - в случае нарушения принятых стандартов (национальные стандарты качества воздушной среды, стандарты на выброс особо опасных веществ, приводящих к увеличению смертности или повышению риска заболеваемости населения, стандарт на предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, на удаление твердых отходов).
Помимо прямых затрат правительства на природоохранную деятельность в странах с рыночной экономикой используются и эффективные экономические рычаги стимулирования затрат на защиту окружающей среды. Одним из таких рычагов является ускоренная амортизация оборудования по очистке сбросов и выбросов (для основного производственного оборудования в США, например, срок амортизации составляет 15 лет, а для систем очистки устанавливается льготный срок 5 лет).

Таким путем осуществляется скрытая субсидия в природоохранное оборудование, причем закон уточняет, что речь идет именно об очистных устройствах, не дающих никакой побочной прибыли.
Кроме этого, устанавливаются еще всевозможные налоговые скидки на дополнительные капиталовложения в очистные сооружения, которые полностью или частично освобождаются от налога на основные фонды, на продажу, при аренде, и пр. Специально для стимулирования установки очистных сооружений во многих странах применяется предоставление государственных низкопроцентных займов на продолжительные сроки.

В числе более гибких или более экономичных мер сокращения вредных выбросов в атмосферу необходимо упомянуть компенсационную политику - принцип и продажу прав на выброс. Суть политики компенсации заключается в том, что для создания благоприятных условий экономического роста и вместе с тем сдерживания загрязнения воздушной среды предусматривается возможность строительства нового источника загрязнения только в том случае, когда дополнительный выброс загрязняющих от этого источника компенсируется сокращением выбросов от других источников. Развитием компенсационного подхода стал так называемый бабл - принцип, или принцип пузыря (bubble - пузырь).

В соответствии с этим предполагается, что региональная производственная деятельность и прочие виды человеческой хозяйственности, приводящие к отрицательному воздействию на воздушную среду, осуществляются в некотором гипотетическом пузыре достаточно больших размеров, и задача состоит в наиболее региональном распределении между загрязнителями воздушной среды, ограниченных объемом пузыря возможностей выбросов различных видов загрязняющих веществ. Предприятия, снижая путем дополнительной очистки или усовершенствования технологии объем выбросов определенного типа загрязняющего вещества, становится обладателем права на выброс, которое может быть зарезервировано в специальных банках излишков разрешенных выбросов или продано фирме, заинтересованной в получении такого права.
В России введение платежей за выбросы и сбросы (в дополнение к штрафам за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов) означает, что стратегия природоохранной деятельности все в большей степени начинает использовать положительный опыт природоохранной работы стран с рыночной экономикой.
Согласно ст. 25 Закона РФ Об охране окружающей среды плата взимается за:
- природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, и другие ресурсы);
- загрязнение окружающей среды;
- нарушение природоохранного законодательства в порядке компенсации причиненного ущерба.
Плата за природные ресурсы взимается в соответствии с законами РФ Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Об экологической экспертизе, Об охране окружающей среды и др.
Значительную роль в мобилизации средств для природоохранной деятельности и обеспечения заинтересованности предприятий в снижении промышленных выбросов отводится платежам за загрязнение окружающей среды, которые представляют собой особый вид налогообложения, когда облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятий. Финансовое бремя такого налогообложения распределяется между природопользователями пропорционально наносимому им вреду окружающей среды и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемой налогом величины. В соответствии с новым порядком предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:



Содержание раздела