d9e5a92d

Вторая Ломейская конвенция установила систему Сисмин


Таким образом, если страна сильно зависит от экспортных доходов за один или несколько предусмотренных данной системой товаров, а мировые цены или спрос падают, большая часть из утраченных экспортных доходов будет покрываться за счет Сообщества. ЕС согласился передать в Стабекс 1,5 млрд. экю в течение 1990—1995 гг.
Помимо помощи, оказываемой через Стабекс, Сообщество участвует в ряде товарных соглашений, заключенных под эгидой ЮНКТАД, таких как соглашение о натуральном каучуке. Эти соглашения также имеют целью стабилизирование цен и предусматривают помощь развивающимся странам.
Вторая Ломейская конвенция установила систему Сисмин, которая распространяется на экспорт важнейшей горнодобывающей продукции из стран АКТ и направлена на поддержку горнодобывающей промышленности. Она применяется, когда страна получает , 15% доходов от экспорта одного из предусмотренных в ней минералов (медь, фосфаты, бокситы, алюминий, марганец, железная руда, олово и др.) или 20% таких доходов от экспорта всех производимых ею видов продукции добывающей промышленности (исключая драгоценные металлы, кроме золота, а также газ и нефть). В ныне Действующей Конвенции эта система была расширена и распространена на золото и уран.

Сообщество выделило 480 млн. экю на субсидии, выделяемые для реализации системы Сисмин в 1990—1995 гг.
Четвертая Ломейская конвенция предусматривает финансовое и техническое сотрудничество. Сферы сотрудничества охватывают окружающую среду, сельское хозяйство и сельское развитие, рыболовство, товары, промышленное и предпринимательское развитие, добычу полезных ископаемых, энергию, развитие услуг (включая туризм и современные телекоммуникации), торговое, культурное и регональное сотрудничество. В вопросах охраны окружающей среды четвертая Ломейская конвенция требует от ЕС запрещения экспорта токсичных отбросов в страны АКТ.
В 1990—1995 гг. Сообщество обязалось в рамках сотрудничества ЕС-АКТ оказать финансовую помощь в размере 12 млрд. экю, из которых около 10 млрд. будет предоставлено в форме субсидий, льготных займов, а также дотаций в виде сниженных процентных ставок, предоставляемых или управляемых Европейским инвестиционным банком. Главная цель финансовой помощи — стимулирование развития стран АКТ с опорой на собственные силы.

В связи с этой целью четвертая Ломейская конвенция особое внимание уделяет созданию фондов помощи странам АКТ для структурной перестройки их экономики с целью повышения ее конкурентоспособности.
Наконец, Ломейские конвенции создали постоянно действующий институционный механизм взаимного сотрудничества, состоящий из Совета Министров, Комитета послов и Паритетной ассамблеи АКТ-ЕС, в рамках которой в качестве европейских представителей выступают делегаты Европейского парламента. Функционирование данного институционного механизма призвано обеспечить за ЕС окончательное принятие решений по финансовым вопросам сотрудничества и ряду других договоренностей, в то же время предусмотрено, что необходимо должным образом учитывать интересы стран АКТ. Кроме перечисленных органов конвенция предусматривает создание ряда комитетов в тех отраслях, по которым осуществляется сотрудничество между Сообществом и странами АКТ.
Ломейская конвенция не распространяется на большинство развивающихся стран Латинской Америки и Азии. Правовой режим отношений Сообщества с этой группой стран имеет следующие важнейшие характеристики. С 1971 г. ЕС предоставил этим странам возможность использовать в рамках общей системы преференций (ОСП) ЕС для товаров, экспортируемых из развивающихся стран, преференциальный тарифный режим. Эта система направлена на то, чтобы помочь развивающимся странам разносторонне развивать экономику, идя по пути индустриализации, и открывать новые возможности для экспорта собственной промышленной продукции.

Она охватывает уже около 130 независимых государств и более 20 заморских территорий. ОСП предусматривает беспошлинный ввоз промышленных товаров и низкие пошлины на сельскохозяйственные товары. Однако схема получения экспортных доходов по ОСП ЕС не столь благоприятна для стран-получателей по сравнению со схемой, предусмотренной по Ломейской конвенции или некоторым средиземноморским соглашениям.



В частности, на некоторые наиболее чувствительные товары сохранены количественные ограничения.
Так как многие страны ЛатинсRой Америки и Азии являются основными экспортерами товаров, они получают выгоду от участия Сообщества в международных товарных соглашениях. В то время как программа Стабекс не применяется вообще к странам Азии и Латинской Америки, ЕС принял сравнимую, но более ограниченную программу для некоторых товаров из наименее развитых стран1. В 1988 г., например, к этой группе стран относились Бангладеш, Бутан, Бирма, Гаити2, Лаос, Мальдивы и Йемен, а охватываемые программой товары включали джут, кофе, чай, шкуры и кожу.
Начиная с 1976 г., развивающиеся страны Азии и Латинской Америки получают помощь из бюджета Сообщества. В настоящее время сумма помощи достигает 300 млн. экю ежегодно. Эти средства предоставляются в форме продовольственной помощи, гуманитарного содействия и помощи для целей развития беднейшим странам и предназначаются для улучшения условий жизни наиболее нуждающихся слоев населения.

Приоритет отдается проектам развития сельских районов и улучшению поставок продовольствия.
Наконец, в 80-х годах Сообщество приступило к реализации программы переговоров о сотрудничестве с отдельными развивающимися странами, такими как Аргентина, Бразилия, Мексика и Уругвай в Латинской Америке и Бангладеш, Индия, Пакистан и Шри Ланка в Азии и региональными группировками, такими как Андский пакт (или Картахенское соглашение), АСЕАН и Совет по сотрудничеству стран залива (ССЗ). В основном в ходе этих переговоров заключаются двусторонние соглашения о сотрудничестве между ЕС и заинтересованными странами. Эти соглашения весьма ограниченны по масштабам, носят рамочный характер и распространяются на торговлю, экономическое сотрудничество и сотрудничество в целях развития.

Они не предусматривают льготных условий доступа на рынки Сообщества товаров из стран Азии и Латинской Америки и не содержат положений о финансовой помощи ЕС своим партнерам.
В рамках реализации соглашения ГАТТ по текстилю Сообщество заключило соглашения о торговле текстилем со многими странами Азии и Латинской Америки. С принятием в члены ЕС Испании и Португалии отношения со странами Латинской Америки в выходят на новую ступень. В 1987 г. Совет министров ЕС принял декларацию, призывающую укреплять отношения со странами Латинской Америки и наладить с ними экономический и политический диалог.




Содержание раздела