d9e5a92d

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС


Кроме этого, в конце 80-х гг. ЕС успешно обращался в ГАТТ с рядом жалоб, касающихся таможенных сборов за пользование, имеющих целью заставить импортеров покрывать стоимость расходов на функционирование Таможенной службы США; дискриминационного налога на импортируемые химикаты; японо-американского соглашения о полупроводниках, Rоторое регулирует экспортные цены и устанавливает ограничения на экспорт японских полупроводников, приведший к нанесению ущерба ЕС, и раздела 337 Акта о тарифах США 1930 г., установившего процедуру для запрещения импорта товаров, которые нарушают патенты США.
Бытует мнение, что наибольший резонанс в международных экономических отношениях получило выдвинутое ЕС обвинение против США отдавать предпочтение односторонним действиям в торговых спорах и игнорировать процедуру урегулирования споров, принятую в ГАТТ. В частности, ЕС негативно относится к ежегодно составляемым властями США спискам, содержащим обвинения ЕС и других стран о проведении несправедливой торговой практики. Однако выше отмечалось, что и ЕС стало прибегать к изданию ежегодных обзоров торговых барьеров, применяемых США.

Можно предположить, что это является свидетельством стремления обеих сторон взять курс на установление сильного цетрализированного регулирования торгово-экономических мер. В одной из резолюций о внешней политике Союза, принятой на встрече глав государств и правительств ЕС в Амстердаме 16 июня 1997 г., говорится о том, что Европейский Совет с удовлетворением отмечает прогресс в осуществлении новой трансатлантической повестки и плана совместных действий "ЕС — США", принятых на Гаагском саммите в мае 1997 г., проведение которого совпало с празднованием 50-й годовщины плана Маршалла. По мнению Европейского Совета, это подчеркивает роль, которую США и ЕС продолжают играть в совместном обеспечении стабильности и развития демократической и неразделенной Европы.
Торговые отношения ЕС с Японией представляются менее сбалансированными, чем с США, и по причине их меньшего объема не вызывают столь острой реакции, как это имеет место иногда в отношении торговой политики США. Большинство жалоб о несправедливой торговой практике в двусторонних отношениях исходят от ЕС. Невзирая на то, что на некоторые японские товары продолжает распространяться система национального квотирования, применяемая отдельными государствами — членами ЕС (особенно час-г то это бывает в отношении торговли японскими автомобилями), что, мягко выражаясь, не соответствует праву ГАТТ, Япония не предпринимает серьезных усилий для их устранения.

Согласно данным ГАТТ в 1989 г. японский экспорт в ЕС был равен 61 млрд. долл. США, в то время как импорт из ЕС составил всего 28 млрд. долл. США, таким образом, торговый дефицит составил более 30 млрд. долл.

США.
По мнению ЕС, именно большой торговый дефицит вызывает серьезные трения в отношениях между ЕС и Японией, а сама несбалансированность взаимной торговли объясняется высокой степенью закрытости японского рынка для иностранных товаров. Дело доходило до того, что в 1983 г. ЕС угрожало подачей жалобы в ГАТТ по поводу несовместимости с правилами ГАТТ установленного Японией режима импорта, что, по мнению Союза, отрицательно влияло на доходы, которые он мог разумно ожидать от двусторонней торговли с Японией. До тех пор пока эта ситуация не была исправлена, ЕС настаивал на своем праве получить соответствующую компенсацию.

Хотя этой жалобе так и не дали хода, сама постановка вопроса весьма показательна.
Не менее демонстративно выглядит и политика частого применения антидемпинговой процедуры ЕС против японских товаров, а также его стремление установить жесткие правила о происхождении товаров, имеющие целью обеспечить интересы европейских производителей. В последнее время в отношении целого ряда экспортируемых товаров, особенно электроники, Япония отдает предпочтение ограничению экспорта путем принятия так называемых "добровольных" торговых ограничений.
В 1991 г. в связи с созданием единого рынка Союза встал вопрос о порядке распределения национальных квот на японские автомобили, применяемых некоторыми государствами — членами ЕС. Это объяснялось тем, что одной из целей единого внутреннего рынка было устранение всех мер, ограничивающих торговлю внутри Сообщества, включая меры, предпринимаемые по ст. 115 Римского договора.



Упомянутые меры необходимы для предотвращения торговли внутри Сообщества такими товарами, импорт которых из третьих стран может ограничиваться или не допускаться национальными квотами.
Соглашение по автомобилям между ЕС и Японией было подписано в июле 1991 г. По сообщениям прессы Япония согласилась ограничить экспорт автомобилей в ЕС на уровне 1990 г. (1,2 млн. единиц) до 1999 г. Ограничение экспорта распространяется также на некоторые государства-члены (Францию, Италию, Португалию, Испанию и Великобританию), хотя рыночная доля японского импорта в этих странах несколько возрастет по сравнению с текущим уровнем. После 1999 г. количественные ограничения на импорт японских автомобилей устанавливаться не будут, причем как на уровне ЕС, так и на уровне его государств-членов. В специальном заявлении ЕС, принятом в этой связи, выражается надежда на то, что японские компании доведут производство автомобилей в ЕС до 1,2 млн. единиц в год.

Вместе с тем в комментариях по поводу соглашения отмечается, что оно окончательно не решило всех юридических вопросов торговли автомобилями, что позволяет предположить наличие в будущем щекотливых моментов в торговых отношениях ЕС с Японией.
В своей политике по отношению к Японии Сообщество основывается на трех принципах. Прежде всего ЕС стремится расширить доступ на японский рынок для своих промышленных товаров и обработанных пищевых продуктов, а также банковских и финансовых услуг. Для увеличения возможностей экспорта Сообщество побуждает японскую сторону стимулировать внутренний спрос путем проведения необходимых структурных преобразований и последовательного устранения торговых барьеров. Кроме этого Комиссии внимательно следит за экспортом Японии в страны Сообщества в ряде жизненно важных областей, чтобы немедленно отреагировать в случае нарушения рыночного равновесия. В то же время Комиссия достигла соглашения с Токио о последовательной либерализации тех рынков ЕС, на которых еще сохранялась ограничительная система тарифов на ввоз японских автомобилей (Франция, Италия, Испания, Великобритания и Португалия).

Наконец, Сообщество стремится выйти на более высокий уровень сотрудничества с Японией, особенно в таких областях, как наука и технологии, а также в промышленной сфере. Оно также приветствует прямые японские инвестиции в Европе, благодаря которым фирмы производят продукцию на местах вместо того, чтобы экспортировать готовую продукцию из Японии. ЕС начало диалог с Японией по внешнеполитическим вопросам.

2. Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС со странами Восточной Европы и СНГ
Следующая группа отношений касается стран Восточной Европы, СНГ и России. Эта группа отношений отличается динамизмом и, бесспорно, относится к новому направлению внешнеэкономической активности ЕС. Перед Второй мировой войной торговля между Восточной и Западной Европой была обширной. Так, в 1938 г. 70% торговли восточноевропейских стран приходилось на страны Западной Европы.

30 лет спустя эта цифра сократилась до 20%. Восточноевропейская торговля долгое время была наименее важным компонентом торговли Западной Европы. Она достигала 9—10% такой торговли перед войной и только 1,5% в начале 70-х гг. Такие изменения стали результатом политического раскола Европы на противоположные военно-политические блоки и экономические союзы.

Большинство восточноевропейских стран объединились с СССР в СЭВ, в результате чего взаимная торговля между ними выросла значительно, в то время как внешние рынки, в том числе западноевропейские, играли второстепенную роль.
После окончания "холодной войны" в начале 90-х гг., когда восточноевропейские страны начали переходить к демократическим методам управления государством и рыночной экономике, торговые связи между Сообществом и этой группой стран начали возрастать, хотя хронологически отсчет активизации взаимных отношений следует вести с 1988 г., когда была подписана совместная декларация между Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и ЕС. Подписание этой декларации несколько оживило торговые связи между ЕС и отдельными странами — членами СЭВ. Например, в 1988 г. торговые соглашения были заключены с Венгрией и ЧССР (ныне два независимых государства — Чехия и Словакия).
В 1989 г. на встрече большой "семерки" Сообществу была поручена координация западной помощи Венгрии и Польше. Это решение нашло развитие в программе финансовой и технической помощи Польше и Венгрии (известного как программа ФАРЕ1), смысл которой заключался в предоставлении помощи этим странам таким образом, чтобы облегчить решение их экономических и социальных проблем на переходном этапе и позволить им включиться в процесс европейской интеграции. Для реализации этой программы ЕС устранил с 1 января 1990 г.



Содержание раздела