d9e5a92d

Парламент может признать деятельность Комиссии неудовлетворительной.


Парламент может признать деятельность Комиссии неудовлетворительной. В этом случае ст. 144 Договора предоставляет Парламенту право полностью распустить Комиссию.

Это полномочие реально на практике ни разу не было реализовано.
Как уже отмечалось, на начальном этапе существования ЕЭС Парламент осу-ществлял лишь консультативные функции, законодательная власть его носила весь-ма ограниченный характер. Усиление роли Европейского парламента произошло после принятия Единого Европейского Акта и Договора о Европейском Союзе. На современном этапе в рамках Европейского Союза действуют три вида законода-тельных процедур (включая разработку и принятие различных видов соглашений), в которых принимает участие и Парламент.

Это — консультации, процедура сов-местных действий (кооперация) и процедура принятия совместного решения.
Консультационная процедура. Комиссией разрабатывается проект закона и направляется в Совет. В тех случаях, когда это требуется на основании Договора о ЕС, проект сначала передается в Парламент для первого чтения, затем направляет-ся в соответствующий комитет.

Если к проекту предлагаются какие-либо поправки, то он снова возвращается в Совет. Окончательный текст закона принимается Сове-том только после обсуждения его в Комитете постоянных представителей.
Процедура совместных действий. Данная процедура была предусмотрена еще Единым Европейским Актом для обеспечения развития механизма принятия мер по формированию и развитию внутреннего рынка. Эта процедура предусматривала принятие решений большинством голосов.
В настоящее время решения по большей части вопросов принимаются на основании процедуры совместного решения (ст. 189b Договора о ЕС). Вопросы, ре-шаемые в порядке процедуры совместных действий, перечислены в ст. 189с Догово-ра о ЕС.

К ним в том числе относятся вопросы общей политики в области транспор-та, здравоохранения, безопасности и профессионального обучения.
При процедуре совместных действий Совет большинством голосов (54 голоса) принимает предложения по "общим позициям" и иные предложения Комиссии. По-правки к законопроектам принимаются Советом только единогласно. После этого законопроект передается для второго чтения в Парламент, который по истечении трех месяцев должен:
а) принять проект закона большинством голосов, либо
б) отклонить его абсолютным большинством, либо
в) предложить поправки к законопроекту по общим позициям,
которые принимаются абсолютным большинством голосов.
При одобрении законопроекта Парламентом Совет принимает его. В случае, если Парламент не выразит своей позиции по проекту закона в течение трех меся-цев, закон считается принятым. Усиление законодательной власти Парламента по Договору о ЕС проявляется в том, что он может отклонить законопроект. При этом требуется абсолютное большинство (260) голосов членов Парламента.

Предложение о внесении поправок в проект закона по общим позициям Парламент принимает абсо-лютным большинством голосов. Однако Комиссия, в которую снова возвращается законопроект, может и не принять поправки Парламента. В любом случае она напра-вляет проект в Совет, который либо принимает предложения квалифицированным большинством голосов, либо принимает другой вариант, но тогда за него все члены Совета должны проголосовать единогласно.
Процедура принятия совместного решения. Данная процедура была известна как согласительная и устанавливалась Единым Европейским Актом. Договором о ЕС она была значительно расширена и получила название процедуры принятия совместного решения. Она представляет собой механизм, обеспечивающий совместное участие в законодательном процессе Европейского парламента и Совета. В соответствии с процедурой принятия совместного решения законодательная власть не принадлежит только одному Парламенту.

Принятие окончательного решения принадлежит Совету. Однако Парламент наделен правом вето.
В соответствии со ст. 189b Совет принимает предложения по общим позициям квалифицированным большинством голосов. В последующие три месяца Парламент должен:
а) принять предложения, либо


б) внести поправки, либо
в) отвергнуть сделанные Советом предложения.
Если Парламент соглашается с предложениями, то Совет принимает окончатель-ное решение и законопроект считается принятым. В случае, если Парламент делает по-правки к законопроекту или отвергает его, то создается Примирительный Комитет, со-стоящий из равного числа членов Парламента и Совета. Цель Примирительного Коми-тета — сближение двух различных позиций и выработка совместного текста, который принимается Парламентом — простым большинством и Советом — квалифицированным большинством голосов. Если Примирительному Комитету не удается выработать сов-местный текст, то Совет может квалифицированным большинством голосов подтвер-дить представленный текст законопроекта, и тогда он считается принятым.

Однако Пар-ламент может заблокировать принятие проекта, если за это проголосует большинство его членов (так называемое право вето Парламента 8)1.
Процедура принятия совместного решения применяется в следующих сферах деятельности ЕС: в области регулирования свободного движения трудящихся (ст. 49 Договора о ЕС), установления и взаимного признания дипломов (ст. 54(2), 56(2), 57), внутреннего рынка (ст. 100 а), в области образования, культуры и здравоохранения (ст. 126, 128, 129), таможенной защиты (ст.

129 а), в области программ развития и научных исследований (ст. 130 i), а также программ защиты окружающей среды.
В соответствии со ст. 138 с Договора о ЕС Парламенту предоставлено право соз-давать временные так называемые Справочные Комитеты, в функции которых входит обязанность принимать и рассматривать жалобы на нарушение норм права ЕС или его неправильное применение. Граждане стран — членов ЕС либо лица, постоянно прожи-вающие на территории одной из стран-членов, имеют право обращаться с просьбами не-посредственно в Европейский парламент (ст. 138 d).

По Договору о ЕС Паламенту пре-доставлено право назначать Ombudsmen, которому направляются жалобы на деятель-ность органов ЕС, за исключением Суда.

Совет Европейского Союза
С принятием Договора о ЕС Совет Министров, являющийся исполнительным органом, стал именоваться Советом Европейского Союза (или Европейским Советом). Он состоит из представителей министерского уровня государств — членив Союза, кото-рые получают полномочия от своих правительств. Каждый член Совета обладает только одним голосом.

Президент Совета сменяется каждые 6 месяцев, обеспечивая тем самым представительство каждого государства. Европейский Совет проводит регулярные встре-чи на высшем уровне глав государств и министров иностранных дел государств-членов. Такие встречи в соответствии со ст. D2 Договора о ЕС должны проводиться не реже двух раз в год.

На этих встречах могут присутствовать Президент Комиссии или ее члены.
Основной задачей Совета является обеспечение выполнения задач, указанных в Договоре о ЕС (ст. 145 Договора). В связи с этим Совет обеспечивает координацию об-щих установок экономической политики государств-членов.

Он обладает правом при-нятия решения. Хотя Совет и является политическим органом Союза, который отражает преимущественно национальные интересы государств-членов в области законодатель-ной деятельности, он может принять предложение Комиссии. По многим вопросам Совет осуществляет консультации с Парламентом и Социально-экономическим комитетом. Совету предоставлено право с помощью единогласного голосования отвергнуть предложения Парламента, которые рассматриваются им в соответствии с процедурами совместного действия и совместного принятия решения.

Единогласие требуется также при принятии Советом предложений Комиссии (ст. 149 Договора). Принятие окончатель-ного решения по законодательным предложениям остается за Советом, если только Парламент не воспользуется своим правом вето.
В связи с тем, что члены Совета имеют различный статус (постоянные и непостоянные члены), то основная работа в Совете ложится на Комитет постоянных представителей, который является постоянным органом, состоящим из представите-лей государств-членов. В его функции входит рассмотрение предложений Комиссии перед принятием окончательного решения Советом.
Статья 148 Договора о ЕС устанавливает процедуру голосования в Совете при принятии поправок. При внесении поправок Совет может проголосовать, приняв их:
а) простым большинством, либо
б) квалифицированным большинством, либо
в) единогласно.
Голосование квалифицированным большинством голосов основано на системе средневзвешенных голосов. Франция, Германия, Великобритания и Италия имеют по 10 голосов каждая, Испания — 8, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия — по 5, Финляндия, Дания и Ирландия — по 3, Люксембург — 2 голоса. Для голосо-вания квалифицированным большинством необходимо минимум 62 голоса.
В соответствии с Римским договором по вопросам в наиболее важных обла-стях деятельности принятие решения возможно было только на основании едино-гласия. Договором предусматривался постепенный переход к процедуре принятия решения квалифицированным большинством голосов к концу переходного перио-да (31 декабря 1965 г.).



Содержание раздела