d9e5a92d

Основные положения социального законодательства ЕС


С другой стороны, Преамбула содержит весьма важную оговорку в форме "принципа субсидиарности", который устанавливает ответственность в области социальной политики "государств-членов или их составных частей", а в рамках компетенции Сообщества относит к его ответственному ведению.
Основными социальными правами трудящихся Сообщества Хартия признает такие, как свобода передвижения, выбор рода работы и профессии, право на справедливое вознаграждение и улучшение условий жизни и труда. Граждане ЕС имеют право на социальную защиту, профессиональное обучение и охрану Труда. Особая охрана труда предусмотрена для несовершеннолетних трудящихся, а особая защита прав — для пожилых людей и инвалидов.
Хартия закрепила также такие принципы международного трудового права, как равное отношение к мужчине и женщине в сфере трудовых отношений, свобода объединений и право социальных партнеров вести переговоры и заключать коллективные договоры. Кроме того, в нее включен специальный раздел об информации, консультациях и участии трудящихся в управлении производством.
Предполагалось, что Хартия получит обязательную силу, но на заседании Европейского Совета за нее проголосовали все государства-члены, кроме Великобритании. Совет придал ее положениям рекомендательный характер. Тем не менее, в 1992 г. при подписании Протокола и Соглашения о социальной политике страны-участницы сослались на Хартию, как на основной документ, определяющий социальную политику Сообщества, и выразили стремление осуществлять ее на основе достижений ЕС.
Великобритания не принимала участия в обсуждении и заключении Соглашения, считая, что в этой области — необоснованно увеличивать полномочия Сообщества или усиливать сотрудничество. Она не сочла необходимым передать Сообществу свои полномочия в социальной сфере, однако обязалась не чинить препятствий деятельности стран-партнеров в этой области.
Целями Соглашения в социальной политике являются увеличение занятости, улучшение условий труда и жизни, усиление социальной защиты и развитие социального диалога между трудящимися и предпринимателями.
Соглашение исключает из сферы своего применения вопросы заработной платы, право на объединение, на забастовку и локаут.
Акты Совета, принимаемые в соответствии с Протоколом о социальной политике, прежде всего директивы, могут быть одобрены квалифицированным большинством и будут считаться принятыми, если за них будет подано по крайней мере 44 голоса. Это относится к директивам, содержащим минимальные предписания по улучшению производственной среды для охраны здоровья и безопасности труда, равенству мужчин и женщин в трудовой сфере, информации и консультациям с работниками, а также вовлечения лиц, вытесненных с рынка труда, в экономическую деятельность.
Единогласное решение Совета требуется по таким вопросам, как социальное страхование и социальная защита трудящихся, защита прав работников при увольнении, представительство и коллективная защита интересов работников и предпринимателей, участие работников в управлении производством, условия занятости граждан третьих стран, проживающих на территории Сообщества на законных основаниях, выделение финансовых средств в целях содействия занятости и создания новых рабочих мест.
Становление и развитие социальной политики почти во всех европейских странах основано на сочетании законодательного и коллективно-договорного методов. Сочетание этих методов и представляет собой оптимальный вариант для разрешения многих проблем в отношениях работодателей, работников и профсоюзов. Социальный диалог как инструмент социального взаимодействия давно и плодотворно используется во многих странах.

Диалог на европейском уровне — естественное продолжение этих традиций и национальной практики.
Взаимоотношениям между профсоюзами и организациями предпринимателей Сообщество придает большое значение. Начиная с 1985 г., Комиссия ЕС поощряла развитие диалога между всеми социальными партнерами. В последующие годы Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП), Европейский союз конфедераций промышленности и предпринимателей (ЕСКПИП) и Европейский центр госпредприятий (ЕЦГП) выработали общие позиции по целому ряду вопросов.


В 1991 г. была создана специальная группа из представителей этих организаций с тем, чтобы определить, как повысить роль социальных партнеров в принятии решений Сообщества, расширить социальный диалог и прийти к практике проведения общих коллективных переговоров.
Соглашение от 31 Октября 1991 г., несомненно, стало историческим событием, так как впервые определило роли социальных партнеров и их место в процессе европейского социального регулирования. Были выработаны и переданы в Комиссию и Президенту Совета проекты статей 118/4, 118а, 1186 Европейского договора. За некоторым исключением тексты этих статей вошли в Соглашение о социальной политике (ст.

2/4, 3 и 4), заключенное 11 государствами в Маастрихте несколькими неделями позже.
В соответствии с положениями ст. 3 Соглашения у социальных партнеров есть несколько вариантов реализации своих полномочий в определении европейской социальной политики. Во-первых, процедура разработки законодательства Сообщества включает в себя обязательные консультации с социальными партнерами, которые проходят в два этапа. Прежде чем Комиссия официально представит свои предложения в области социальной политики, она консультируется с социальными партнерами о возможных практических путях их осуществления. Затем проходят консультации по вопросу окончательного содержания предложения, вынесенного Комиссией на обсуждение.

На этом этапе представители трудящихся и предпринимателей высказывают свое мнение, а в случае необходимости — дают рекомендации.
Далее социальные партнеры могут заявить о том, что они готовы к переговорам по поводу заключения соглашения по обсуждаемым предложениям. Продолжительность процедуры переговоров не должна превышать девяти месяцев, кроме случаев, когда заинтересованные стороны и Комиссия не решат совместно о продлении этого срока.
Социальные партнеры вправе принять решение о заключении соглашения на европейском уровне по любому вопросу, включая те, которые не подпадают под юрисдикцию институтов Сообщества. Комментаторы высказывают мнение, что в будущем такое право социальных партнеров может поставить под вопрос монополию Комиссии на законодательные инициативы1.
Соглашения, заключенные на уровне Сообщества, осуществляются либо в соответствии с процедурой и практикой, определенными или свойственными социальным партнерам и государствам-членам, либо решением Совета по совместной просьбе сторон, по предложению Комиссии, если это касается вопросов, охватываемых ст. 2 Соглашения2.
Ассоциации работодателей дали ясно понять, что они будут принимать участие только в ведении переговоров по соглашениям, которые будут инкорпорированы (оформлены) решениями Совета. Впрочем, многие уверены, что реально заключение коллективных Договоров на европейском уровне — дело отдаленного будущего или, по крайней мере, среднесрочной перспективы. Предстоит решить еще множество проблем. К примеру, европейские социальные партнеры получили полномочия, вступающие иногда в конкуренцию с полномочиями органов Сообщества, поскольку Соглашение признает их право нормотворчества посредством заключения коллективных договоров в рамках ЕС.

Однако, кто фактически может выступать в качестве сторон таких соглашений, не определено.
Комиссия приняла Европейскую конфедерацию профсоюзов как представителя европейских наемных работников, а Европейский союз конфедераций промышленности и предпринимателей и Европейский центр госпредприятий как представителей частного и государственного секторов промышленности в Европе. Но эта практика не имеет законного основания и ничто не может помешать другим созданным европейским ассоциациям наемных работников и работодателей выступать в качестве партнеров в социальном диалоге. Комиссия взяла на себя функции по выработке критериев представительности сторон на европейском уровне.

Профсоюзы предлагают включать в социальный диалог и представителей отдельных отраслей экономики1.

4. Основные положения социального законодательства ЕС
Программа единого рынка труда потребовала от Сообщества разработки социального законодательства, процедуры по включению его норм в национальное законодательство государств-членов и систем контроля органов ЕС за исполнением принятых норм. Правовое регулирование в сфере трудовых отношений осуществляется Сообществом с использованием всех видов нормативных актов наднационального права ЕС. В их число входят регламенты, представляющие собой законы, обязательные к применению в государствах-членах. Это нормативные акты прямого действия.

Вторым видом выступают многочисленные директивы, адресуемые государствам-членам. В них ставятся конкретные задачи, которые должны быть реализованы к определенному сроку в национальном трудовом законодательстве, но при этом за государствами-членами остается свобода выбора форм и методов для их выполнения. И, наконец, рекомендации и заключения, которые не имеют обязательной силы.



Содержание раздела