d9e5a92d

Единый Европейский Акт (ЕЕА) 1986 г.


д. (ст. 3).
Единый Европейский Акт (ЕЕА) 1986 г. провозглашает задачу преобразования Сообществ в Европейский Союз в соответствии с Торжественной Штутгартской де-кларацией от 19 июня 1983 ., включение в сферу интеграции помимо экономической области внешней политики государств-членов. В Акте говорится о совместной ответственности за принципы демократии, законности и прав человека, которым привер-жены государства-члены.
Цель Европейских сообществ и Европейского политического сотрудничества
состоит, согласно Акту, в том, чтобы способствовать сообща реальному продвиже-нию к европейскому единству (ст. 1).
Понятие "таможенный союз" заменяется здесь понятием "внутренний рынок". Он должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 8а).
В Маастрихтском договоре, развивающем эти положения, речь идет помимо прочего о завершении формирования единого внутреннего рынка, введении единой и твердой валюты, установлении гражданства, общего для всех стран-участниц, об осуществлении общей внешней политики и политики безопасности, включая возможное создание в будущем общих сил обороны, о развитии тесного сотрудничества в области правосудия и внутренних дел.
Из положений Амстердамского договора отметим лишь провозглашение задачи создания к 1999 году Экономического и валютного союза с единой для всех государств-членов денежной единицей.
Как видим, от учредительных договоров до Амстердамских соглашений ин-ституты и право Сообществ претерпели глубокую эволюцию. При этом расширение и углубление интеграции, постановка новых целей рассматриваются Сообществом в качестве одной из своих стратегических задач. Действие права и институтов Сооб-ществ распространяется сегодня на широкую сферу, включающую свободное движе-ние товаров, рабочей силы, свободы проживания и экономической деятельности, предоставления услуг и движения капитала, сельского хозяйства, а также транс-портной, социальной и конкурентной политики.

Как отмечает К.-Д. Борхардт, компе-тенция Сообщества не распространяется лишь на некоторые, однако важные аспек-ты государственного суверенитета, такие как оборона, внешняя политика, образо-вание и культура1.
Однако в свете Договора о Европейском Союзе представляется, что и первые две из этих сфер также включаются в орбиту Сообществ.
Сегодня можно говорить об определенной системе идей и ценностей, которой придерживаются и государства-члены. Это, в частности, обеспечение мира, единст-во, равенство, свобода, солидарность, экономическая и социальная безопасность, основные права2.
Основополагающие идеи в праве обычно рассматриваются в " качестве его принципов. Последние подразделяются в отечественной науке на принципы собст-венно права и принципы общества, выступающие в правовой форме. В данном слу-чае к принципам собственно права относятся лишь равенство и права человека.

В основном же речь идет здесь о системе ценностных ориентиров, которым следуют Сообщества в развитии своего права.
Что касается принципов собственно права, то этот вопрос будет рассмотрен в контексте источников права ЕС.
Динамизм права Сообществ находит отражение в характере истолкования этого права Судом ЕС, играющим определяющую роль в разработке правовой док-трины Сообществ. Так, если в начале, 60-х гг. он квалифицировал Европейское со-общество как новый порядок в рамках международного права, то позднее формули-руется положение об автономной природе права Сообществ и его независимости и от международного права, и от внутреннего права государств-членов. Так, в реше-нии от 15 июня 1964 г. по Делу № 6/64; Ф. Коста говорилось, что, "в отличие от других международных договоров, учредительный договор о ЕЭС создал собствен-ный правовой порядок, который был интегрирован в национальный порядок госу-дарств-членов, как только Договор вступил в силу, и который должен учитываться национальными судами как таковой, он для них обязателен".

Государства-члены учредили "Сообщество, существование которого не ограничено временными рам-ками, Сообщество, обладающее своими собственными институтами, отдельной пра-восубъектностью и правоспособностью, правом на представительство в междуна-родных отношениях и в особенности реальными полномочиями, вытекающими из ограничения компетенции государств или делегированными последними своих функций Сообществу". Эту позицию Суд ЕС в дальнейшем неоднократно подтвер-ждал и развивал в последующих решениях1.




2. Правотворческая процедура в рамках ЕС

Формирование нормативного "пласта" правовой системы начинается с про-цесса правотворчества, предполагающего наделенные соответствующей компетен-цией органы и предварительно закрепленную процедуру принятия актов, содержа-щих нормы права. Такими органами в рамках ЕС являются сегодня Европейский Совет, Европарламент, Совет, Комиссия и Суд. В известном смысле сюда же входит Центральный Европейский Банк.

Поскольку порядок их формирования, структура и компетенция уже были предметом рассмотрения, мы затронем этот вопрос лишь в той мере, в какой он "высвечивается" сквозь призму проблемы правотворчества.
Европейский Совет — это своего рода встреча в верхах, проходящая в рамках ЕС не реже двух раз в год и включающая руководителей государств и правителств государств-членов и председателя Комитета Европейских сообществ. Им оказывают содействие министры иностранных дел и один из членов Комиссии (ст. 2 Единого
Европейского Акта).
Европейский Совет: представляет собой форум, имеющий целью свободный и неформальный обмен мнениями между главами государств и/или правительств; он может рассматр ивать вопросы о заключении международных соглашений, касаю-щихся политического сотрудничества и затрагивающих интересы государств-чле-нов в целом; 3) он может предпринимать усилия (genernte an impetus), направлен-ные на дальнейшее стимулирование прогрессивного развития Сообществ2.
В свете изложенного можно сделать вывод, что Европейский Совет сочетает черты и органа высшего политического руководства ЕС, и высшего законодательно-го органа.
Законодательный процесс в рамках ЕС, хотя и имеет тенденцию к сближению с соответствующим внутригосударственным процессом, однако пока еще далеко ему неадекватен. Его отличают значительная сложность и высокая степень правовой неопределенности. Другая его черта, являющаяся объектом критики в зарубежных публикациях, — это дефицит демократии1, поскольку Европарламент не является пока в подлинном смысле законодательным органом2.
В этих условиях обобщение и типизация различных правотворческих проце-дур в рамках ЕС — задача достаточно сложная. Здесь возможно не одно, а несколь-ко оснований их классификации. При этом мы изначально исключаем из них про-цедуру принятия актов Европейским Советом (в силу пробельности этого вопроса), а также судебное правотворчество вследствие значительной его специфики.

Вопрос о нем мы рассмотрим ниже.
С учетом указанных оговорок можно выделить два наиболее крупных основания для классификации правотворческих процедур ЕС, в рамках которых есть возможность провести их более дробное деление.
Эти основания — классификация источников права ЕС на первичные (учредительные договоры и акты, дополняющие и развивающие их) и вторичные (правовые акты институтов Сообщества)3.
Соответственно этому можно выделить процедуры первичного
права и правотворческие процедуры в рамках вторичных источников права.
Первые из них — это своеобразный аналог конституционного законотворче-ства во внутригосударственной сфере. Речь идет о процедуре принятия догово-ров, дополняющих и/или изменяющих учредительные договоры, о принятии но-вых членов в ЕС и т. д. В основе этой процедуры лежит принцип единогласия. Так, статья 236 Договора об учреждении ЕЭС предусматривает следующую про-цедуру внесения поправок в этот Договор.

Предложния о внесении поправок могут вноситься в Совет правительством любого государства-члена или Комиссией. Поло-жительному заключению: Совета относительно созыва конференции представите-лей правительств государств-членов предшествуют его консультации с Европар-ламентом и, в надлежащих случаях, с Комиссией. Конференция созывается предсе-дателем Совета для определения с общего согласия тех изменений, которые сле-дует внести в Договор. Поправки входят в силу после их ратификации всеми госу-дарствами-членами в соответствии с их конституционными процедурами. Тот же принцип единогласия в сочетании с более значительной ролью Европарламента предусмотрен при решении вопроса о принятии в число членов ЕС новых госу-дарств.

Согласно поправке к статье 237 Договора о ЕЭС, внесенной посредством Единого Европейского Акта, с просьбой о членстве в Сообщество может обратить-ся любое европейское государство. Оно направляет свой запрос в Совет, который принимает решение единогласно, после консультаций с Комиссией и с согласия Европейского парламента. Последний принимает решение абсолютным большинст-вом голосов своих членов.
Важно отметить, что условия приема и адаптации к Договору являются предметом соглашения между государствами-членами и государством, подавшим заявление.



Содержание раздела