d9e5a92d

Творческий потенциал

Важность нравственности населения для нормальной экономической деятельности неоднократно отмечалась классиками экономической науки. У. Петти выразил это так: ...нет идеи более опасной, нежели неверие в бессмертие души, поскольку она превращает человека в животное, она лишает его совести и страха перед совершением какого угодно злого дела, если он только может избежать наказания со стороны человеческих законов, ...эта идея делает людей добычей всех дурных помыслов и желаний, которые не могут быть известны другим людям [Петти.

С. 57].
Свидетельством взаимосвязи этических и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т. е. теории морали. В разделе 1.2 отмечалось, что центральная идея А. Смита о невидимой руке, которая направляет действия предпринимателей в условиях свободной конкуренции, была впервые сформулирована не в Богатстве народов, а в Теории нравственных чувств первой книге великого экономиста.
Дж. Кейнс, которого многие считают крупнейшим экономистом XX в., писал: ...опасные человеческие наклонности можно направить по сравнительно безобидному пути там, где существуют перспективы делать деньги и накапливать личное богатство. Эти же наклонности, если они не могут быть удовлетворены таким путем, могут найти выход в жестокости, безрассудном стремлении к личной власти, влиянию и других формах самовозвеличивания [Кейнс. С. 425].

Вместе с тем в конце своей знаменитой книги Дж. Кейнс отмечал: Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей... рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла [Там же.

С. 132].
Таким образом, классики экономической науки стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.
Нравственность и богатство часто рассматриваются как трудносовместимые понятия. Такое противопоставление имеет давнюю историю. Еще в Новом завете сказано: Не собирайте себе сокровищ на земле (Матф.

6,19)... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Матф. 19,24). Все религии мира и духовные учения осуждают стремление к богатству как основной цели жизни.

Вместе с тем протестантизм, ислам и некоторые другие конфессии допускают, что при определенных условиях успешная хозяйственная деятельность является богоугодным делом.
Протестантское объяснение капитализма после работ M. Вебера было весьма популярным в начале XX в. [Бродель. С. 147]. И сейчас понятие протестантская этика часто употребляется западными экономистами и философами. Ряд исторических фактов показывает, что страны, в которых большинство населения было протестантским (Голландия, Англия, Швейцария), первыми вступили на путь капиталистического развития и достигли высоких темпов роста производительности.

Отцы-пилигримы из Англии, высадившиеся в XVII в. на восточном побережье Америки, стали основателями США. В настоящее время к числу наиболее развитых относятся страны (Германия, Швейцария, Норвегия и др.), в которых проте-станство является преобладающей религией.

Эти факты, разумеется, не исчерпывают причин хозяйственного развития, но достаточно определенно характеризуют значение этического аспекта экономики. Имеются основания утверждать, что этика капитализма формировалась в значительной мере под влиянием пуританской морали и кальвинизма одного из наиболее аскетичных и суровых направлений христианства.
Влияние протестантизма на успешность экономической деятельности обусловлено тем, что по догматам этой религии Богу угоден только такой человек, который строго соблюдает христианские заповеди, ведет благочестивый образ жизни и целью своего труда считает не рост личного и семейного потребления материальных благ, а выполнение своего призвания, долга перед Богом. Такое отношение к труду выражено даже в том, что в немецком языке понятия профессия и призвание обозначаются одним словом Beruf.
Успех деятельности благочестивого предпринимателя рассматривается в протестантизме как знак божественного одобрения. При этом увеличение прибыли должно направляться не на рост потребления, а на сбережение и последующее расширение производства.

Интенсивный и качественный труд в сочетании с благочестием и умеренностью в потреблении материальных благ составляют образ жизни, получивший название мирской аскезы Несомненно, что такой образ жизни создает весьма благоприятные условия для расширения производства и роста богатства страны.
Таким образом, экономическое значение протестантской этики определяется следующими требованиями:
1. Будь честен при всех условиях.
2. Строго выполняй договоры и обещания.
3. Будь трудолюбив, энергичен, предприимчив, старайся максимально использовать все свои способности для того дела, к которому ты призван Богом. Успех дела это свидетельство того, что ты к нему призван.
Помни, что все, чем ты владеешь, принадлежит Богу Человек лишь управляет богатством, которое имеет истинного владельца.
Живи скромно, будь умерен в потребностях, бережлив, аккуратен, избегай злишеств и развлечений. Копи деньги и вкладывай их в развитие своего дела.
Эти принципы сформировали тип человека трудолюбивого, честного, активного, аккуратного, строгого к себе и другим, но вместе с тем чопорного, не склонного к доброте, жалости, помощи слабым и бедным. Такие люди изображены в романах Ч. Диккенса, картинах Рембрандта и произведениях других авторов XVIIXIX вв.
Наиболее полно и последовательно принципы протестантской этики соблюдались в середине XVI в. в Женеве, когда ее фактическим диктатором был Кальвин. В этот период в городе были запрещены светские развлечения, танцы, театры и т.п.

Театральных представлений в Женеве не было до конца XVIII в Д'Аламбер и Вольтер считали это недостатком, а Руссо благом для нравственности народа.
Таким образом, протестантская этика предъявляет достаточно высокие требования к психике человека, подавляя ряд инстинктов и отвергая релаксацию в виде исповеди. Поэтому нельзя считать случайным отмеченный К. Юнгом факт того, что протестанты значительно чаще становились пациентами психотерапевтов, чем представители других конфессий. В тех редких случаях, когда психоаналитическая помощь требовалась католику, Юнг прежде всего отправлял его в церковь на исповедь, что существенно облегчало лечение [Вандерхилл С. 493]. Наблюдения Юнга подтверждаются другими авторами [Дюркгейм.

1994. С. 4158].
Мы уделили значительное внимание характеристике протестантской этики труда в связи с тем, что она является основой официальной деловой этики практически во всех развитых странах (не только протестантских), частности, этика труда в Японии построена на принципах, в значительной мере аналогичных рассматриваемым (честность, трудолюбие, аккуратность, бережливость). Отличия связаны преимущественно с тем, что на предприятиях Запада акцент делается на индивидуальных действиях, а в Японии на коллективных.
По общему признанию западных специалистов, в последние десятилетия наблюдается повсеместное расхождение между этическими нормами и их соблюдением Рост экономической преступности, характерный для всех стран, свидетельствует о кризисе деловой этики. Известный идеолог США 3. Бжезинский пишет об этом следующее: 'Если не будут предприняты определенные усилия к тому, чтобы поднять значение моральных критериев, обеспечивающих контроль над обогащением как самоцелью, американское превосходство может долго не продержаться [Коломийцев. С. 156].

О том, что трудовая этика становится национальной проблемой, свидетельствует появление на предприятиях США менеджеров по этике и консультационных фирм по деловой репутации [Бизнес уик. 1996.

8. С. 68].
При характеристике особенностей традиционной трудовой этики в России обычно прежде всего отмечается ее ориентация на коллективизм. Это подтверждают данные сравнительных социологических исследований, проведенных в ряде европейских стран в середине 90-х годов XX в. [Фирсов. С. 12].

Вместе с тем многие выдающиеся деятели России (H. А. Бердяев, П. А. Столыпин и др.) предупреждали о негативных аспектах общинной психологии. В частности, по мнению П. А. Столыпина, ...у русского крестьянина страсть всех уравнять, всех привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого деятельного и умного, то лучшие элементы деревни должны быть приближены к пониманию и стремлению худшего инертного большинства [Казарезов.

С. 115].
Многие авторы (в том числе M. Вебер) полагали, что в России старообрядчество влияло на экономическую деятельность во многом аналогично протестантизму в Германии, Швейцарии и других странах. Старообрядцы выделялись своим трудолюбием, предприимчивостью, честностью, трезвостью, аккуратностью, умеренностью в потреблении.

К старообрядцам принадлежали 64% представителей торговопромышленного класса России, в том числе такие известные кланы, как Рябушинские и Морозовы [Зарубина. С. 49].
Однако хозяйственная этика в России была значительно гуманнее, чем в протестантских странах. Если Кальвин запрещал нищенство (так как все должны трудиться), то в Россииблаготворительность и помощь неимущим всегда считались важной частью деятельности предпринимателя.
После изменения общественного строя и господствующей идеологии в 1917 г. трудовая этика России осталась коллективистской. Ее основой стало соблюдение интересов государства.

Нанесение любого ущерба так называемым общественным интересам каралось значительно суровее, чем интересам отдельного человека или семьи. Поскольку предприятия были собственностью государства, ущерб предприятию рассматривался как ущерб интересам страны со всеми правовыми последствиями.
Коллективизм в СССР по сравнению с общинностью и ар-тельностью дореволюционной России оказался значительно более полным и всепроникающим: коммуны, колхозы, коммунальные квартиры, коллективные мнения и т. д. и т. п. Трудовая этика была крайне противоречивой. С одной стороны, многочисленные примеры искреннего трудового энтузиазма, вера в социалистические идеалы, помощь товарищам по работе, относительно низкий уровень преступности; с другой ложь, доносы, ГУЛАГ, миллионы безвинно погибших и искалеченных людей.


В конце 80-х годов трудовая этика России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. 90-с годы характеризуются пестротой и противоречивостью моральных норм. До сих пор не сформировались какие-либо общие принципы, которые можно было бы сопоставить с протестантской этикой, социалистической этикой труда, другими этическими системами. В определенной мере это связано с отсутствием общепризнанной концепции национальной идеи.

Однако до сих пор в этом отношении нет чего-либо конкретного. Многими отвергается сама необходимость такой фундаментальной идеи.
Следует отметить, что и в развитых странах последнее десятилетие характеризуется кризисом идеологии. Об этом, в частности, говорилось на Европейской конференции по реформе высшего образования, проходившей в 1997 г. в Палермо.

В решениях конференции было отмечено, что университеты должны стать основой формирования и распространения новых идеологий и культурных ценностей [Известия. 1997. 3 окт ].
Всемирная история показывает, что периоды революций, общественных потрясений, резкой смены отношении собственности всегда были связаны с ростом социальной напряженности, активизацией антиобщественных элементов, ростом преступности. О возможностях обогащения в условиях государственной смуты еще за 500 лет до нашей эры Конфуций писал: Если государство управляется правильно, то стыдно быть бедным Если государство управляется неправильно, то стыдно быть богатым [Гусейнов С. 42]
Влияние общественной смуты на нравственность анализировали H. Д. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк, другие русские философы и социологи.
Массовая приватизация, либерализация цен и внешней торговли создали условия для быстрого и неправедного обогащения дельцов теневой экономики, высшего руководства пред--приятий, всех, кто был близок к прежней и стал близок к нынешней власти. В несколько раз усилилась дифференциация в доходах.

Для решения хозяйственных споров повсеместно используются криминальные методы.
Многие сравнивают нынешнюю ситуацию в России с временами первоначального накопления капитала, дикого Запада и золотой лихорадки. Есть и более близкие аналогии.

Бывший министр экономики и канцлер ФРГ, главный конструктор немецкого экономического чуда Л. Эрхард в 1945 г. писал: Я не скрываю своей приверженности либеральной концепции экономики, однако существование свободного рыночного хозяйства связано с предпосылками, которые у нас ввиду дефицита во всем сейчас отсутствуют [Эрхард. С. 30].
...Если моральное разложение приобретает такие масштабы, что это вызывает государственно-политические последствия и даже угрожает подрыву репутации немецкого народа в глазах всего мира как раз тогда, когда необходимо всеми силами стремиться стереть позорное пятно трагической двенадцатилетней эпохи нашей истории, то умолчание осведомленных об этом оборачивается тяжкой виной. Мне же как министру экономики, к сожалению, очень хорошо известно, как всевозможный сброд, паразиты и мародеры рвутся к средствам производства и промышленным предприятиям, чтобы жать там, где они не сеяли [Там же.

С. 31].
Через 50 лет министр экономики России, один из наиболее авторитетных отечественных экономистов профессор E. Г. Ясин напишет почти то же самое: Бывают, однако, особые времена порчи нравов, связанные чаще всего с крупными социальными потрясениями, когда предельно допустимая норма нечестности ( превышается многократно, угрожая устоям общества Тогда возникает своего рода противонорма, терпимое отношение к разным гадостям, распространяющееся ощущение, что обманывать убрать взятки, воровать вроде общепринято и позволительно.
Цинизм становится открытым. Не так ли у нас сейчас?
Недавно Мировой банк опубликовал доклад Государство в меняющемся мире, где проанализирован опыт 69 стран по достижению успеха и процветания. Важнейший из факторов индекс доверия к государству со стороны инвесторов, как граждан, вкладывающих свои скромные сбережения, так и крупных иностранных компаний.

Чем выше индекс доверия, тем больше объем инвестиций, тем выше темпы экономического роста.
Из семи групп стран самый низкий индекс доверия в странах СНГ, значит, у нас. Ниже, чем в Африке и Латинской Америке.

Почему? А вот потому, о чем речь шла выше.
...Нормальная жизнь требует, чтобы вошли в моду честность и справедливость. От нас зависит, чтобы цинизм вышел из моды, чтобы циники скрывали свои неприличные в порядочном обществе качества, как дурную болезнь. Это не романтизм, не утопия, это объективная НЕОБХОДИМОСТЬ. Не сделаем, не поймем, позволим обдуривать себя дальше будем всей страной прозябать в бедности, утрачивая нажитое.

Хотелось бы, чтобы последние скандалы для всех нас стали уроком, переломной точкой [АиФ. 1997.

33. Авг.]
В научной печати и публицистике неоднократно отмечалось, что после 1985 г. российские предприниматели, чиновники, менеджеры быстро усвоили западные стандарты потребления, но не проявляют достаточной активности в освоении западных стандартов организации труда, особенно в части этических и правовых норм.
Одна из основных ошибок реформаторов экономики России после 1985 г. состояла в том, что совершенно не учитывалось состояние общественной морали и возможных ее изменений в ходе трансформации хозяйственных отношений. Именно это привело к беспрецедентному росту преступности.

Поскольку к середине 90-х годов она стала основной проблемой России, все сколько-нибудь значимые варианты экономических решений должны оцениваться по их влиянию на уровень нравственности населения и криминогенную обстановку. Без новых решений в идеологии и социальной политике никакое увеличение затрат на правоохранительные органы не даст существенных результатов. Об этом можно судить по следующим результатам социологических опросов в 1999 г.: наиболее коррумпированными граждане России считают работников таможни и правоохранительных органов (48%), высших органов управления (34%), автомобильной инспекции (32%).

По мнению 61% россиян, искоренить коррупцию невозможно [Санкт-Петербургские ведомости. 1999.

3 апр.].
В последние годы Россия воспринимается западными инвесторами как страна с наиболее высокими в Европе уровнями коррупции и инвестиционного риска [Известия. 1997. 15 авг.].

Так как без инвестиций невозможно обеспечить развитие экономики и повышение уровня жизни, разработка и реализация мер по совершенствованию хозяйственной этики становится в настоящее время основным условием выхода страны из кризиса.

Творческий потенциал

В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом.

Например, в США она увеличилась за 19501990 гг. с 36 до 60%. Количество инженеров за этот период выросло в 4 раза, ученых более чем в 5 раз.

Так называемые белые воротнички (нерабочие и нефермеры) составляют в США свыше 70% трудоспособного населения и получают более 80% фонда оплаты труда.
Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.
Вклад стран в мировую науку оценивается различными показателями: по количеству Нобелевских премий, публикаций, ссылок в научной литературе По всем этим показателям ситуация не в пользу России. Из 380 Нобелевских премий по физике, химии и медицине до 1987 г. 143 было присуждено американским ученым, 68 английским и только 10 русским и советским. Лауреатами высшей награды мира стали 5 русских и советских писателей После 1975 г. советские и российские ученые не удостаивались Нобелевских премий.

Распределение стран по общему количеству лауреатов Нобелевской премии в области наук и литературы к 1995 г. выглядит следующим образом: США 186 человек, Великобритания 87, Германия (до 1949 г) 44, ФРГ 23, Франция 43, Швеция 29, Швейцария 16, СССР и Россия 15, Италия 13. Русский Писатель И. Бунин включен в официальный список нобелевских лауреатов с пометкой без гражданства, а поэт И. Бродский (осужденный советским судом за тунеядство) как гражданин США Следует отметить, что 156 из 186 Нобелевских премий, полученных гражданами США, приходится на период после 1945 г, когда утечка умов в эту страну стала особенно заметной
Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико отставание по электронике, вычислительной технике, производству предметов быта.
Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученых, т. е количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников Этот показатель в СССР в целом был 54, в РСФСР 50, а в развитых странах около 300 [Поиск. 1997.

24. С. 8] В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый как произведение индекса цити-руемости на число патентов В середине 80-х годов этот показатель для США составлял104 541, для Японии 76 984, для Тайваня 1000, для СССР 400 [Поиск 1997. 24 С. 8] Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столькоизобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений.

По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.
Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии 40%.

Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США 30%, ФРГ 20, Япония 10, Франция 8, Великобритания 7, Россия 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научнотехнических разработок 2030% валютных поступлений.

В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.
В Японии, а затем и в других странах, значительное развитие получили кружки качества, участниками которых являются в основном рабочие. Область деятельности таких кружков не ограничена вопросами улучшения качества; они разрабатывают предложения по рационализации практически всех сторон деятельности своего цеха, а иногда и предприятия. Активно используются различные формы материально го и морального поощрения рабочих за участие в рационализации В итоге Япония опережает Россию по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в 500 раз
Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении Эта тема не сходит со страниц печати. Однако в течение десятилетий ничего не меняется Классическим стал пример с методом непрерывной разливки стали, который был изобретен в СССР в 50-х годах, удостоен Ленинской и Государственной премий, признан во всем мире.

По этому методу в Японии производят 90% стали, в ФРГ 85, в Южной Корее свыше 70, а в России менее 15%.
Приведенные данные следует рассматривать в конструктивном аспекте как масштабы резервов роста эффективности труда и богатства страны за счет лучшего использования творческого потенциала народа. Для России эти резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов.
Пример M. В. Ломоносова, Д И. Менделеева, И. П Павлова, H И. Вавилова, Л Д.Ландау, П. Л. Капицы, Л. В Канторовича, A. H. Туполева, Б. Пастернака, А. Платонова, И Бродского, А Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран (физик Г. Гамов, авиаконструктор И. Си-корский, экономист В. Леонтьев, писатели А. Азимов, И. Бунин, поэт И Бродский, художник M. Шагал и др.).

Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.

Активность

Творческий потенциал человека определяет его способность к генерации новых идей и образов. Чтобы реализовать этот потенциал, т. е. создать произведения науки, искусства, найти полезные ископаемые, организовать выпуск новой продукции и т. д, необходим определенный уровень активности. В экономической литературе она обычно трактуется как предприимчивость, которую многие авторы считают особым видом экономических ресурсов.

Однако предприимчивость далеко не исчерпывает проявлений активности.
Природа активности человека глубоко и всесторонне исследована JI. H. Гумилевым. Он подчеркивал, что самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при которых мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, каким ходом мысли или подбором аргументов доказан тезис; это кухня научного ремесла, знать которое, конечно, надо, но одного знания мало Главный вопрос в том, почему иногда удается найти и доказать новый тезис?

Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории Клио [Гумилев. С. 257]. Далее он отмечает, что импульс, вызывающий проявление активности человека, может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии [Там же.

С. 260].



Содержание раздела