d9e5a92d

Структура потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Трудности в изучении потребностей начинаются с определения объекта анализа. Как писал А. Маршалл, потребностям и желаниям человека несть числа [Маршалл.

T. 1. С. 148]. Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог M. Аргайл отмечает примерно то же самое: Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей [Аргайл.

С 208].
Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.

Маршалл ссылается , на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКулло-ха, Германна и других авторов.
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу; потребности связи третьей и четвертой группам; потребности роста пятой группе.

Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру. Но у Альдерфера переключение потребностей идет не только снизу вверх, но и в обратном направлении.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы: гигиенические и мотивирующие.

К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков три группы: обеспечения, призвания и престижа.
В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе.

В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно обусловлена прежде всего тем, что условием условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма.
Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры?

Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией [Котлер.

С. 162].
Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры Никон.
Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.
О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования.

Архимед и Дмитрий Шостакович создавали- великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.
Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.
Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей.

Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.
Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.
К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности.

Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).
Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечиваетвыживание человека.
Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно.

В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования.

Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у сборщиков приборов или конторского персонала. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого общественного положения.

На уровне роскоши человек живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить. Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, T. Веблена и многих других авторов.
Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством [Маршалл. С. 206] ...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей [Там же.

С. 207].
Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о возвышении потребностей в Германии после второй мировой войны С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты ФРГ пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 56 лет восстановления экономики: der sogenannten Fress-WeIIe (так называемой волне обжорства), der Kleidungswelle (волне одежды), der Wohnungswellc (квартирной волне). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbedurfnisse) [Lippens.



S. 12].
У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего.

Классическим примером справедливости этого утверждения является жизнь Диогена. Одна из легенд о его жизни связана с визитом к нему Александра Македонского (ученика Аристотеля). На вопрос царя.

Чем я могу тебе помочь? философ ответил: У меня только одна просьба отойди, ты заслоняешь мне солнце. Потребности достижения целей жизни Духовное совершенствование Материальные блага
Все великие философы и религиозные деятели те кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей Многочисленные высказывания на эту тему приводит А Шопенгауэр Например Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул Сколько существует вещей которые мне не нужны [Шопенгауэр С 12]
Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее остальной части населения Один из крупнейших социологов мира Питирим Сорокин изучил биографии 4600 христианских святых Он установил, что несмотря на аскетический образ жизни, которому следовало большинство из них, средняя продолжительность жизни святых, включая и 37% тех, кто умер мученически не своей смертью, оказывается намного большей, чем у их современников, и даже большей, чем у сегодняшних европейцев и американцев [Сорокин С 226] После XVII столетия воспроизводство святых резко упало и достигло нулевой отметки в конце XIXначале XX веков [Там же]
Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые (см разд 1 2), целесообразно дифференцировать на четыре группы материальные блага для индивидуума и семьи, власть и слава, знания и творчество, духовное совершенствование
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ, у других к власти и славе, у третьих к знаниям и творчеству, у четвертых к духовному совершенствованию
Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни
При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности
В целом структуру потребностей человека можно проиллюстрировать рис 3 11 Различие базовых уровней удовлетворения потребностей существования для различных людей и видов деятельности представлено на нем ступенчатой линией
Основные отличия предлагаемой структуру потребностей состоят в следующем потребности делятся на два вида существования и достижения целей жизни,
к первому виду относятся потребности физиологические, безопасности,
причастности, ко второму потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве,духовном совершенствовании, выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования минимальный, базовый, уровень роскоши, потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования, базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия В заключение остановимся на проблеме границ потребностей На первых страницах книг по основам экономической науки обычно постулируется, что таких границ не существует Например, во введении одного из наиболее солидных учебни ков США по экономике отмечается: Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей [Фишер, Дорнбуш, Шмалензи. С. 1] Аналогичноеутверждение высказывают специалисты ФРГ [Lippens.

S 13] и отечественные авторы. Тезис о безграничности потребностей обычно рассматривается как некая аксиома, из которой выводится необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, что, в свою очередь, предопределяет предмет экономической науки.
Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной.

В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.
Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы.

Их количество ограничено и постоянно уменьшается.
Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей
Для того чтобы доказать необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории.

Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи экономической науки, вполне достаточно утверждения о том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.

Понятия рабочая сила", человеческий капитал", трудовойпотенциал"

Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал условия, от которых зависят здоровье и сила населения физическая, умственная, нравственная [Маршалл.

С. 268]. Он отмечал, что это соответствует выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) тело, б) разум, в) душа (Leib, Verstand und Herz) [Там же.

С. 269].
Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия рабочая сила и человеческий капитал. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве.

Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества.

Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
1. психофизиологические возможности участия в общественнополезной деятельности;
2. возможности нормальных социальных контактов;
3. способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
4. рациональность поведения;
5. наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
6. предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:здоровье;
1. нравственность и умение работать в коллективе;
2. творческий потенциал;
3. активность;
4. организованность и ассертивность;
5. образование;
6. профессионализм;
7. ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 3.2.1).

Творческий
потенциал
Творческие
способности
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых
изделий на одного работающего Предприимчивость
Доходы от авторских прав. Количество
патентов и
международных премий на одного жителя страны Темпы технического
прогресса
Активность Стремление к реализации способностей Предприимчивость
Организованность и ассер-тивность Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность Потери от нарушений дисциплины Чистота. Исполнительность Эффективное сотрудничество. Качество законо
дательства Качество дорог и транспорта Соблюдение дого
воров и законов
Образование Знания Количество лет учебы в школе и вузе Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение
квалификации персонала
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в
госбюджете

Компоненты трудового потенциала
Всемирная организация зравохранения определяет здоровье как состояние полного социального благополучия. Благополучие -это динамическое состояние ума характеризующей некоторой психической гармонией между способностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда [Всемирная организация здравоохранения.

С. 19].


Причины 1990 г. 1994 г. 1995 г. 1995 г. в % к
1990 г. 1994 г.
Болезни системы кровообращения 617,4 837,3 790,1 128 94
Несчастные случаи, отравления и чравмы 133,7 250,7 236,6 В 1,8 раза 94
Из них самоубийства 20,4 42,1 41,4 В 1,6 раза 96
отравления алкоголем 10,0 37,8 29,5 В 2,7 раза 78
Новообразования 194,0 206,6 202,8 104 98
Болезни органов
дыхания
59,3 80,8 73,9 125 91
Болезни органов пищеварения 28,7 44,1 46,1 В 1,8 раза 105
Инфекционные и паразитарные болезни 12,1 ?0,1 20,7 В 1,7 раза 103

Источник Известия. 1996 17 июля.

Таблица 3.2.3Динамика рождаемости и смертности населения России
Годы Показатели на 1000 человек Естественный
рождаемость смертность прирост (убыль)
1990 13,4 12,2 +2,2
1991 12,1 11,4 +0,7
1992 10,7 12,2 -1,5
1993 9,4 14,5 -5,1
1994 ' 9,6 15,7 -6,1
1995 9,3 14,9 -5,8
Источник. Известия 1996 17 мая
Источник Известия. 1996 17 июля.
Таблица 3.2.3 Динамика рождаемости и смертности населения России
Годы Показатели на рождаемость 1000 человек смертность Естественный прирост (убыль)
1990 13,4 12,2 + 2,2
1991 12,1 11,4 +0,7
1992 10,7 12,2 -1,5
1993 9,4 14,5 -5,1
1994 '9,6 15,7 -6,1
1995 9,3 14,9 -5,8

Источник. Известия 1996 17 мая
По данным Минтруда РФ, в 1995 г. в России отмечен наивысший в мире уровень производственного травматизма: 0,133 случая на 1000 работающих. В Англии этот показатель составил 0,016, в Японии 0,02, в США 0,054, в Германии 0,08 [С.-Петербургские ведомости. 1996.

23 мая].
Детская смертность в России в 23 раза выше, чем в развитых странах. С 1992 г. начался процесс сокращения численности жителей (число умерших стало больше числа родившихся) (табл.

3.2.3).
Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, его нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ), распространенности вредных привычек (алкоголь, курение), занятости на работах с неблагоприятными условиями труда (более 15 млн. чел.), недостаточных затрат на охрану труда (на порядок меньше, чем в США), высокой загрязненности воздуха, воды и земли, плохой организации медицинского обслуживания, недостаточной технической оснащенности лечебных учреждений.
Существенным фактором высокой заболеваемости в России является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ. Это обусловлено в значительной мере система ми оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые вынуждают многих женщин оставаться на вредных работах даже там, где это формально запрещено.

Такая практика негативно влияет на здоровье женщин и детей. Только 14% школьников могут считаться здоровыми. 10% детей не могут учиться в обычных школах из-за отставания в умственном развитии.

В 1996 г. каждый третий призывник был освобожден от военной службы по состоянию здоровья (для сравнения: в 1985 г. таких было 5%, в 1991 г. 20%).
При всех определениях здоровья крайней степенью неблагополучия в данной сфере является добровольный уход человека из жизни. Число самоубийств на 1000 жителей в России существенно выше, чем в развитых странах (в 3 раза, чем в США, и в 4 раза, чем в Великобритании).
С 1987 г. в России постоянно снижается средняя продолжительность жизни (см. рис. 3.2.2).

В 1997 г. появились признаки улучшения этого показателя.

Нравственность

Взаимосвязь этических и экономических проблем первым в европейской науке рассмотрел Аристотель Свои основные экономические идеи он изложил в работе Никомахова этика. В ней подчеркиваются принципиальные различия между наукой о рациональном ведении хозяйства экономикой и искусством наживать состояние хрематистикой. О последнем Аристотель писал: . в искусстве наживать состояние, поскольку оно складывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами...

Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности [Аристотель. С. 25].

Великий философ отрицательно относился к такому стремлению, но рассматривал его как неизбежное зло.



Содержание раздела