d9e5a92d

Понятие качества жизни

Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.
Для анализа и планирования качества жизни используется ряд показателей (социальных индикаторов), которые отражают как объективные характеристики (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективное восприятие людьми условий существования. В мировой литературе наряду с понятием качества жизни (quality of life QOL) используется также термин субъективное благополучие (subjective well-being SWB).
Относительность оценок качества жизни иллюстрирует следующий пример. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний.

Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной.
Американский психолог и специалист по медитации P. Альперт (Рам Дас) описывает различия мнений о качестве жизни , следующим образом: В храме моего гуру в Гималаях жизнь моя была очень проста. Я спал на подстилке, умывался из ведра, ел один раз в день, сидел, часами глядя в окно или изучая Гиту.

Однажды, сидя так, я припомнил статью из журнала Лайф о военнопленных американских летчиках, которую читал когда-то. Было там и несколько фотографий, показывающих их быт.

Я вспомнил одно описание жизни военнопленного: Весь день я сижу в комнате. Сплю на подстилке, моюсь из ведра и ем один раз в день. Целью статьи было показать ужас его жизни в таких жутких условиях. Я посмотрел на свою собственную жизнь: я добровольно выбрал такие же условия и при этом часто пребывал в экстазе [Рам Дас.

С. 60].
Таким образом, разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Причины этих различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла и целей жизни.
Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.
Для анализа и планирования качества жизни используется ряд показателей (социальных индикаторов), которые отражают как объективные характеристики (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективное восприятие людьми условий существования. В мировой литературе наряду с понятием качества жизни (quality of life QOL) используется также термин субъективное благополучие (subjective well-being SWB).
Относительность оценок качества жизни иллюстрирует следующий пример. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний.

Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной.
Американский психолог и специалист по медитации P. Аль- -перт (Рам Дас) описывает различия мнений о качестве жизни , следующим образом: В храме моего гуру в Гималаях жизнь моя была очень проста. Я спал на подстилке, умывался из ведра, ел один раз в день, сидел, часами глядя в окно или изучая Гитуі. Однажды, сидя так, я припомнил статью из журнала Лайф о военнопленных американских летчиках, которую читал когда-то.

Было там и несколько фотографий, показывающих их быт. Я вспомнил одно описание жизни военнопленного: Весь день я сижу в комнате. Сплю на подстилке, моюсь из ведра и ем один раз в день. Целью статьи было показать ужас его жизни в таких жутких условиях.

Я посмотрел на свою собственную жизнь: я добровольно выбрал такие же условия и при этом часто пребывал в экстазе [Рам Дас. С. 60].
Таким образом, разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Причины этих различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла и целей жизни.

Цели деятельности человека

Существует категория простых по форме вопросов, на которые трудно дать убедительные для всех ответы. К числу таких вопросов относится вопрос о смысле жизни.
Каждый человек так или иначе задумывается об этом, особенно в юности и старости. Поиски смысла жизни это, по-видимому, основное, что отличает человека от других живых существ.
Проблемам смысла и целей жизни, природы человека, его места в мироздании посвящено огромное число публикаций. Наиболее известными авторами таких работ являются: философы Аристотель, Эпикур, Марк Аврелий, M. Монтень, Д. Юм, А. Шопенгауэр, E. Трубецкой, С. Франк; писатели Г. Гессе, JI.

H. Толстой, Ф. Достоевский; теологи и религиозные деятели Ж. Кальвин, А. Швейцер, Тейяр де Шарден, Александр Мень, Шри Ауробиндо и др. Для понимания смысла жизни фундаментальное значение имеют Ветхий завет, Новый завет, Коран, тексты буддизма, индуизма и других религий.
Следует отметить, что словосочетание смысл жизни наиболее характерно для русской философии конца XIX начала XX вв. Западные авторы писали о природе человека, целях и мотивах его деятельности, учили житейской мудрости. В России искали именно смысл жизни. Вот что писал об этом один из наиболее авторитетных отечественных философов С. Франк: ...чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни.

Поэтому мы, например, видим, что средний европеец... как будто совсем не интересуется более этим вопросом... Мы, русские, отчасти по своей натуре, отчасти, вероятно, по своей неустроенности и неналаженности нашей внешней, гражданской, бытовой и общественной жизни, и в прежние, благополучные времена отличались от западных европейцев тем, что больше мучились вопросом о смысле жизни, или более открыто мучились им, более признавались в своих мучениях [Смысл жизни. С. 493494].

Далее С. Франк пишет, что для русской литературы и философии типичен вопрос: ...что нужно сделать, как наладить жизнь, чтобы она стала осмысленней... [Тамже. С. 502].
Несмотря на огромное разнообразие философских школ и Духовных учений, многие выводы, к которым приходят философы всех времен и народов в отношении смысла и целей жизни, Достаточно близки. Об этом писал А. Шопенгауэр в конце предисловия к своей самой популярной книге Афоризмы житейской мудрости: Все последующее в общих чертах, конечно, Уже высказывалось мудрецами, тогда как глупцы, т. е. подавляющее большинство людей, поступали всегда как раз наоборот; так будет и впредь [Шопенгауэр.

С. 6].
Итак, чему же учат, по мнению А. Шопенгауэра, мудрецы западного мира? Прежде всего, это умеренность в материальных благах, осознание суетности стремлений к богатству и славе.

Вот несколько цитат об этом: Сколько людей, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; им чуждо все, что выходит из узкого круга направленных к этой цели средств: их пустая душа невосприимчива ни к чему иному. Высшие наслаждения духовные недоступны для них; тщетно стараются они заменить их отрывочными, мимолетными чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею, жизни такого человека, выразятся на склоне его дней в порядочной кучке золота, увеличить или промотать которую предоставляется наследникам. Такая жизнь, хотя и ведется с большою серьезностью и важностью, уже в силу этого так же глупа, как всякая, осуществляющая девиз дурацкого колпака [Там же.

С. 15].
Ведь высшие, самые богатые по разнообразию и наиболее притягательные наслаждения суть духовные, как бы мы в юности ни ошибались на этот счет; а такие наслаждения обусловлены прежде всего нашими духовными силами [Там же. С. 11].
Ссылаясь на Аристотеля и других мудрецов древности, Шопенгауэр утверждает: ...счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей... [Там же. С. 31].
Осуждая стремление к власти и славе, Шопенгауэр замечает: ...по общему правилу власть принадлежит дурному началу, а решающее слово глупости [Там же. С. 29].
Жажда славы последняя, от которой отрешаются мудрецы, сказал Тацит [Там же. С. 58].
Переходя в середине своей книги к поучениям и правилам (т. е. на привычном для нас языке к практическим рекомендациям), немецкий философ, ссылаясь на Аристотеля,
пишет. Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий [Там же.

С. 113]. Эта мысль неоднократно повторяется.

Например: Глупец гонится за наслаждениями и находит разочарование; мудрец же только избегает горя [Там же. С. 115].

Цели деятельности человека

Это видно, в частности, из сопоставления приведенных ранее цитат со следующими словами Эпикура: Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души (Цит. по [Таранов. С. 447]).
Цели жизни человека предопределяют направления его активности в различных сферах труда и в использовании свободного времени. А. Маршалл писал об этом так: В каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддистской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей.

Крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий. Сторонники этого взгляда, очевидно, допускают ошибку, полагая, как отметил Герберт Спенсер, что люди живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.
Истина, очевидно, заключается в том, что человек в силу своего органического устройства быстро деградирует, если ему не приходится выполнять какую-нибудь тяжелую работу, преодолевать какие-либо трудности; некоторые напряженные усилия просто необходимы для сохранения его физического и морального здоровья. Полнота жизни кроется в развитии и применении возможно большего числа и возможно более тонких способностей [Маршалл.



С. 205].
Для понимания смысла и целей жизни существенное значение имеют работы русских философов конца XIX начала XX в.: В. В. Розанова, В. И. Несмелова, Вл. Соловьева, E. H. Трубецкого, А. И. Введенского, M. M. Тареева, С. Л. Франка.
Основные идеи этих авторов в значительной мере отражены в книге С. JI. Франка Смысл жизни, изданной в 1925 г. в Париже и многократно переиздававшейся после 1990 г., в том числе журналом Вопросы философии (1992.

11).
Анализируя различные представления о смысле и целях жизни, С Франк прежде всего показывает бессмысленность Реальной жизни и целей, к которым стремится подавляющая часть людей. Об этом можно судить по следующим цитатам:
Что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, что она ни в малейшей мере не удовлетворяет условиям, при которых ее можно было бы признать имеющей смысл, это есть истина, в которой нас все убеждает: и личный опыт, и непосредственные наблюдения над жизнью, и историческое познание судьбы человечества, и естественно-научное познание мирового устройства и мировой эволюции [Смысл жизни. С. 523].
...Так в американском темпе жизни миллионы людей в Америке и Европе суетятся, делают дела, стараются обогатиться и в итоге все сообща неутомимым трудом создают пустыню, в которой изнемогают от зноя и погибают от духовной жажды. Так в политической лихорадке митинговые ораторы и газетчики так упорно и неистово проповедуют справедливость и правду, что души и проповедников, и слушателей опустошаются до конца, и никто не знает, для чего он живет, где правда и добро его жизни.

Все мы, нынешние люди, живем более или менее в таком сумасшедшем обществе, которое существует только, как Россия в годы революции, разбазариванием благ, которые когда-то, в тихих, невидимых мастерских, неприметно создали наши предшественники [Там же. С. 568].
Но если реальная жизнь подавляющего большинства людей бессмысленна, то в чем же надо искать смысл жизни? Какие цели надо считать истинными?

С. Франк отвечает на эти вопросы так: ...каждый из нас, какое бы иное дело он ни делал, должен был бы часть своего времени затрачивать на основное дело: на накопление внутри себя сил добра, без которых все остальные дела становятся бессмысленными или вредными. Наши политики любят из всего дела св. Сергия Радонежского с одобрением отмечать, что он благословил рать Дмитрия Донского и дал ей двух монахов из своей обители; они забывают, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда, что этим трудом были добыты духовные богатства, которыми питались в течение веков и доселе питаются русские люди, и что без него, как указывает проницательный русский историк Ключевский, русские люди никогда не имели бы сил подняться на борьбу с татарами.

Мы рвемся воевать со злом, организовывать нашу жизнь, делать настоящее, практическое дело; и мы забываем, что для этого нужны, прежде всего силы добра, которые нужно уметь взрастить и накопить в себе. Религиозное, внутреннее делание, молитва, аскетическая борьба с самим собой есть такой неприметный основной труд человеческой жизни, закладывающий самый ее фундамент. Это есть основное, первичное, единственное подлинно производительное человеческое дело [Там же.

С. 568].
С. Франк подчеркивает, что стремление к личному духовному совершенствованию это не эгоизм, а то, что, по его мнению, нужно всем людям, обществу. Одинокий отшельник в своей келье, в затворе, невидимый и неслышимый никем, творит дело, сразу действующее на жизнь в целом и затрагивающее всех людей; он делает дело не только более производительное, но и более общее, более захватывающее людей и влияющее на них, чем самый умелый митинговый оратор или газетный писатель [Там же.

С. 569].
Как реалист и светский ученый, С. Франк отдает себе отчет, что такой путь могут избрать далеко не все. Поэтому он пишет, что молитва, уединение, аскетическая жизнь это удел отшельников и святых. Но кому это не дано, у того другое предназначение: он вынужден идти к Богу и осуществлять смысл своей жизни сразу двумя путями: пытаться по мере сил неуклонно идти прямо к Богу и взращивать в себе Его силу, и вместе с тем идти к Нему через переработку и совершенствование мирских сил в себе и вокруг себя, через приспособление их всех к служению Богу.

Таков путь мирянина. И на этом пути необходимо и правомерно возникает та двойственность, в силу которой отречение от мира должно сочетаться с любовным соучастием в нем, с усилием его же средствами содействовать его приближению к вечной правде [Там же.

С. 574].
Идеи С. Франка, E. Трубецкого и других русских философов во многом созвучны тому, что писал Л. Толстой в своей Исповеди. Приведенные мысли соответствуют сущности этических аспектов мировых религий и духовных учений.
Мы рассмотрели наиболее известные концепции смысла жизни. Философы, теологи и религиозные деятели пишут о суетности стремления к богатству, славе, власти, материальным благам.

Однако большинство людей стремятся именно к этому. Во всяком случае, практические действия чаще всего направлены на достижение материальных целей.

Экономические концепции, в отличие от философских и теологических, как правило, исходят из примата потребностей в материальных благах и власти.
Основной объективной причиной этого является то, что более половины населения Земли не может удовлетворить элементарные потребности существования, а четверть постоянно голодает. Как справедливо пишет Д. Гэлбрейт, ни одного голодного человека, если только он трезв, нельзя убедить в том, чтобы он потратил свой последний доллар на что-либо, кроме еды [Гэлбрейт.

С. 39].
Если стремление голодного к пище совершенно естественно, то как понять желание богатых стать еще богаче? Здесь можно указать на две причины. Первая связана с природой человека, вторая с господствующей идеологией.

Природа человека была одной из основных тем философии XVII XVIII вв. Об этом писали Д. Юм, Б. Мандевиль, Ф. Хатчесон, А. Смит, Ж. Ж. Руссо, И. Бентам и др. Одни авторы доказывали, что человек изначально добр, другие что в человеке преобладают силы зла, агрессии, эгоизма, разрушения.

Последняя позиция наиболее явно выражена Б. Мандевилем, который, в частности, писал: ...в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем (Цит. по: [Хатчесон. С. 13]).

Сочинения Мандевиля были осуждены английским судом того времени (начало XVIII в.) как противные основам религии и морали [Там же. С. 13], но Маркс ценил их весьма высоко.

Ж. Ж. Руссо полагал, что изначально человек был добр, но цивилизация (в том числе науки и искусства) сделала его злым и эгоистичным.
Большинство авторов исходят из того, что в каждом человеке уживаются как добро, так и зло; альтруизм и эгоизм. Такой подход весьма своеобразно отражен в работах А. Смита. Один из самых популярных историков XIX в. T. Бокль в своей Истории цивилизации в Англии писал, что основной темой работ А. Смита является природа человека.

Первая книга этого автора Теория нравственных чувств посвящена анализу добрых чувств, и прежде всего чувству симпатии, сострадания; а вторая (наиболее известная) Богатство народов основана на анализе проявлений эгоизма [Смит. 1868.

С. 10]. По мнению Бокля, в первой из этих книг Смит приписывает наши поступки сочувствию, во второй своекорыстию, но одно сочинение дополняет другое... [Там же. С. 11].

В сущности, Бокль пишет как бы о двух авторах: А. Смите-философе и А. Смите-экономисте, которые не всегда были согласны между собой.
Наиболее известная идея Смита о невидимой руке была впервые сформулирована им не в Богатстве народов, а в Теории нравственных чувств [Там же. С. 240] В этой же книге Смит пишет о тщеславии как основном мотиве активности человека (главная цель наша состоит в тщеславии, а не в благосостоянии.. [Там же.

С. 73]).
Соотношение добра и зла в человеке это основная тема наиболее значимых произведений мировой литературы. Неизменная популярность Достоевского во многих странах объясняется прежде всего тем, что сочетание добра и зла в человеческой натуре он изобразил особенно отчетливо.

Трудно представить какое-либо произведение, способное превзойти в этом отношении роман Братья Карамазовы.
Проблема природы человека является одной из важнейших в психологии и психиатрии. Идеи 3. Фрейда и многих других психологов основаны на том, что в человеке преобладают асоциальные инстинкты. Известный психоаналитик Э. Фромм писал, что для Фрейда центральным ...является образ человека изначально агрессивного и соперничающего [Фромм.

С 101].
От природной агрессивности человека Фрейд переходит к его другой черте к рожденной склонности к конкуренции. Гражданское общество всегда находится под угрозой распада из-за изначальной враждебности людей друг к другу (Цит. по: [Фромм.

С. 101102]).
По мнению американского психолога К. Роджерса, идеи Фрейда имеют много сторонников и в настоящее время: ...тот факт, что в глубинах души человек иррационален, несоциализирован, разрушителен по отношению к другим и себе, это представление принимается почти без сомнений. Конечно, слышны и голоса протеста [Роджерс.

С. 136].
Среди тех, кто не разделяет мнения о природной агрессивности человека, Роджерс называет А. Маслоу основоположника современной теории мотивации. На основе собственного клинического опыта Роджерс приходит к такому выводу: внутреннее ядро человеческой личности... является и самосохраняющим и социальным [Там же.

С. 136].
Один из крупнейших отечественных генетиков В. П. Эф-роимсон доказывает преобладание доброго начала в человеке .тем, что альтруизм является продуктом эволюции человека, его приспособления к окружающей среде. Без заботы о детях и стариках не было бы преемственности в передаче опыта Поколений.
Для экономистов проблема природы человека важна прежде всего с позиций истоков его производственной активности. Традиционным является утилитаристский подход, сформулированный Смитом: Не от благожелательности мясника, пивовара или улочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов.

Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах [Смит. 1962.

С. 28].
В современном обществе экономические мотивы действий о большей части населения в значительной мере формируются рекламой, которая рассчитана преимущественно на молодых людей, и поэтому она становится не столько средством информации, сколько воспитателем потребностей и вкусов. Этому же служат многие газеты, журналы и наиболее массовые виды искусства.

В результате, как писал P. Эмерсон, вещи сидят в седле и догоняют человечеством (Цит. по: [Флекснер. С. 161]).
Ряд экономистов доказывали и доказывают опасность складывающейся тенденции. Так, Гэлбрейт писал ...мы становимся слугами той машины, которую создали для того, чтобы она нам служила [Гэлбрейт С. 43]. Иллюстрацией абсурдности безудержного стремления к потреблению и экономическому росту является следующее его замечание: Предполагается, что святой Петр задает тому, кто стучится в ворота рая, лишь один вопрос: что ты сделал для увеличения валового национального продукта? [Там же.

С. 72].
Вместе с тем многие авторитетные экономисты настаивают на том, что попытки поколебать мотивы личной выгоды и максимизации прибыли могут иметь катастрофические последствия для экономических систем. Нобелевский лауреат M.Фридмен отмечает, что трудно указать что-либо способное столь сильно подорвать самые основы нашего общества, как идея иной ответственности руководителей корпорации перед обществом, чем ответственность перед акционерами добиться максимально большой прибыли (Цит. по: [Гэлбрейт.

С. 158]).
При всем различии приведенных точек зрения многие из них могут быть согласованы при анализе с позиций цели средства или критерии ограничения.
Обобщая изложенное, можно выделить следующие основные цели деятельности человека:материальные блага, власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование.
Первая и в значительной мере вторая цели объективно присущи всему животному миру. Третья и четвертая свойственны только людям. Особенно это относится к духовному совершенствованию, к тому, что С. Франк называл накоплением сил добра
Стремление к материальным благам представляется в настоящее время совершенно естественным большинству населения Земли. Очень многим понятно желание власти и славы, тем более что эти цели часто связаны с богатством Знания и творчество как цели жизни воспринимаются, по-видимому, не более чем 10% жителей развитых стран и России.

В целом первые три из указанных целей деятельности большинству людей представляются естественными и понятными.
В отличие от этого до последнего времени очень немногие воспринимают духовное совершенствование как основную цель жизни. Трудно объяснить, для чего необходимо стремление к духовному совершенствованию.

Это тот случай, когда основными являются внутреннее чувство, вера, убежденность. Можно лишь отметить, что жизнь была бы намного приятнее при большем числе людей, стремящихся к духовным ценностям.

Такое объяснение вполне материально, но главным в данном случае является внутреннее стремление человека к духовным ценностям, которые могут быть как религиозными, так и светскими.



Содержание раздела