d9e5a92d

Организованность и ассертивностъ

Стремление человека к новому, к изменению привычного, традиционного, нарушению инерции [Там же С. 263] Л. H Гумилев предложил называть
пассионарностью (лат. passio страсть). Из этого термина он исключает животные инстинкты, стимулирующие эгоистическую этику, и капризы, являющиеся симптомами разболтанной психики... [Там же. С. 261].

В указанной книге приводятся высказывания Г. Гегеля, Ф. Энгельса и других о роли страстей в развитии общества. В частности, Г. Гегель писал, что ничто великое в мире не совершается без страсти [Там же.

С. 262]. Проявления пассионарности JI.

H. Гумилев иллюстрирует образами Александра Македонского, Яна Гуса, Джордано Бруно, Жанны д'Арк, Ньютона, Рембрандта, Наполеона, Д. И. Менделеева и др.
Пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги* и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие...'л [Там же. С 285].

Проявления творческой, деловой, общественной активности вызывают соответствующие эмоциональные состояния: увлеченность, энтузиазм, восторженность и т. п. С пассионарностью связаны такие черты характера, как смелость, воля, настойчивость, целеустремленность. Лидеры, обладающие такими чертами, могут оказывать харизматическое воздействие на окружающих.

Например, Наполеон, которого считают автором утверждения. Ум и воля полководца должны равняться друг другу как две стороны квадрата.
H. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельным выдающимся личностям (политики, ученые, художники, полководцы и т. д.), но и к большим коллективам: этническим и социальным группам, населению страны. В пассионарном состоянии массы людей оказываются особенно восприимчивыми как к благородным, так и к низменным целям.
Понятие пассионарности было выдвинуто Л. H. Гумилевым для объяснения этногенеза, т. е. причин возникновения, развития и упадка этносов. Импульсы пассионарности он связывал с географическими и космическими факторами, иллюстрируя это многочисленными примерами из истории различных народов. Такой подход оспаривался многими историками, этнографами и социологами.

С критиками Л. H. Гумилева можно согласиться в том, что концепция пассионарности не может объяснить всех явлений этногенеза и смены цивилизаций.
Вместе с тем нет оснований сомневаться в том, что пассионарность существенно влияет на развитие общества. Л. H. Гумилев не только подчеркивал роль пассионарности, но и пытался рассмотреть ее взаимодействие с другими факторами. В частности, он предложил схему классификации людей по пассионарно-аттрактивному принципу [Там же. С. 329].

Под аттрактивностью (лат. attractio влечение) понимается общая направленность интересов. При этом выделяются два полюса: практичность духовность.
По признакам пассионарности и направленности интересов автор данной концепции предложил классификацию людей. В частности, он выделил такие типы, как обыватели, бродяги, ..., преступники, ..., деловые люди, ученые люди, авантюристы, пророки, ..., созерцатели, искусители [Там же.

С. 329].
Не обсуждая терминологии, такую классификацию нельзя признать удачной прежде всего потому, что не указана ее цель, т. е. то, что для любой классификации является основным. Кроме того, направленность интересов зависит от многих факторов, в том числе и от характеристик трудового потенциала (здоровье, нравственность, творческие способности).
Несмотря на ряд весьма спорных положений, концепция пассионарности важна для установления природы активности, ее истоков Это имеет существенное значение для управления социальными отношениями на предприятиях и в обществе.
Концепция пассионарности Л. H. Гумилева в определенной мере созвучна концепции Х-эффективности, предложенной X. Лейбенстайном [Теория фирмы].
Анализируя факторы роста эффективности, X. Лейбен-стайн доказывает, что аллокативная эффективность (получаемая за счет лучшего размещения и распределения ресурсов) обычно сравнительно невелика (в пределах 1%) Из приведенных им фактов следует, что рост эффективности определяется прежде всего отношением людей к труду, степенью их активности, заинтересованности в наилучшем использовании имеющихся ресурсов, в том числе собственного трудового потенциала. Эту часть сокращения затрат на единицу продукции, которая может измеряться десятками процентов, Лейбенстайн называет Х-эффективностью и подчеркивает, что она достигается в основном за счет улучшения мотивации труда.
Роль Х-фактора роста эффективности Лейбенстайн считает аналогичной роли неизвестного X в объяснении Л. Толстым причин победы России над Наполеоном. Авторы учебника Микроэкономика приводят следующую цитату из Войны и мира: В военном деле сила войск есть также произведение их массы на что-то другое, на какое-то неизвестное X.
X этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям, всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, .. дубинками или ружьями...
Дух войска есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки (Цит. по: [Гальперин.

С. 303304]).
Следует отметить, что Л. H. Гумилев, анализируя в первой части своей книги факторы этногенеза и развития цивилизаций, называет фактором X то, что затем определяет понятием пассионарности.
Таким образом, совершенно разные люди писатель Л. Толстой, историк Л. Гумилев, экономист X. Лейбенстайн в разное время пытались найти фактор, характеризующий активность человека в различных сферах деятельности.

Организованность и ассертивностъ

Важнейшей характеристикой организованности является рациональное использование времени. Афоризм времяденьги сформулировал Бенджамин Франклин (17061790), известный нам прежде всего из школьного курса физики.

Однако он был не только выдающимся естествоиспытателем, но так 3 2. Трудовой потенциалже и политиком, идеологом и публицистом. Франклин внес существенный вклад в завоевание независимости США и разработку проблем деловой этики на основе идеологии протестантизма.
Организованность человека характеризуется также его аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, законопослушностью. Население развитых стран обладает этими качествами в значительно большей мере, нежели население других стран.

Это обусловлено различными причинами, в том числе традициями и системой воспитания.
Так, в Германии детям с ясельного возраста постоянно внушают правило: Порядок это половина жизни. Знаменитый немецкий порядок (deutsche Ordnung) проявляется как в быту, так и в высоком качестве продукции, четкости законов, соблюдении договоров, цивилизованном разрешении социальных противоречий.
Японский опыт организации труда основан на пяти С: Сейри (упорядоченность), Сейтан (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность), Ситсуке (дисциплина). В России эти принципы хорошо известны, но у нас они обычно только провозглашаются, а в Японии и других развитых странах выполняются.
Слово порядочность происходит от слова порядок. Поэтому порядочность предполагает прежде всего высокую организованность во всех сферах деятельности человека, в том числе и в соблюдении этических норм
Организованность как компонента трудового потенциала тесно связана с ассертивностью. Это понятие до последнего времени использовалось преимущественно в литературе по психологии.

Оно описывается следующим образом. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как ее переживает.

Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка... Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов... Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя приятную атмосферу. От него исходит уверенность, в том числе потому, что он хорошо ориентируется в сложившейся ситуации Он ничего не внушает себе заранее Если ему чего-либо не удается, он не винит в своей неудаче других людей, тем более не убеждает себя, будто это, собственно, его успех.

Он умеет распознать манипуляцию и защитить себя от нее Ассертивность гармоничное объединение свойств личности, ... умений и навыков общения, этически допустимого в конкретной ситуации, проявление в форме конкретных действий мировоззренческой позиции позитивной направленности [Чернышев, Двинин С. 61].

Образование

А. Маршалл подчеркивал, что затраты на образование это лучшее помещение капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. В США за 19701990 гг. среднее число лет обучения занятых в хозяйстве страны увеличилось с 8,6 до 13, а объем знаний одного работника вырос в 4 раза.

Численность специалистов с высшим образованием растет значительно быстрее, чем общая занятость в экономике.
Эффективность образования в конечном счете определяется масштабами распространения знаний и других результатов творческой деятельности. В частности, установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.
За последние годы появилось много публикаций об отставании России в области образования от мирового уровня. Так, по данным профессора А. Ракитова, в США 35% трудоспособного населения имеет высшее образование, в Канаде 30, в Швейцарии 24, в Швеции 21, в Японии 21, в Финляндии 18, в Германии 17, в Англии 15, во Франции 14, в Италии 6%.

Россия в эту десятку не попала.
В США 12,5 млн. студентов приходится на население численностью в 240 млн. человек. В России на 150 млн. человек 2 млн. 600 тыс. студентов. В США затраты на одного студента составляют 18 тыс. долл. в год, а в России 1,5 млн. руб., т. е. 300 долл. [См.: Поиск.

1997. 13 (359).

2329 марта. С. 9.].
В специальной литературе и в публицистике чаще всего обсуждается количественный аспект нашего отставания от США и других стран. Здесь, действительно, много проблем, но они обычно заслоняют существенные различия в степени использования полученных знаний на производстве.



До последнего времени только 10% выпускников российских тех российских технических вузов были заняты собственно инженерной деятельностью. Остальные выполняли обязанности рабочих (свыше 20%), мастеров и других руководителей.

Главная проблема в том, что на большинстве предприятий России пока не требуется значительной части тех знаний, которые дают вузы страны.

Профессионализм

Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом.

Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма Дженерал электрик расходует на это ежегодно более 100 млн. долл.

В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд. долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства.
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30% работающих.

Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями.

После Чернобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС. Атомная энергетика России после 1991 г. практически не развивается
Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выработке электроэнергии России составляет около 10%, т. е. намного меньше, чем в большинстве развитых стран. Во Франции, которая не обделена гидроресурсами и топливом, эта доля превышает 60%. Благодаря АЭС во Франции самая низкая в мире себестоимость электроэнергии.

В энергетике таких густонаселенных странах, как Германия и Япония, доля АЭС значительно выше, чем в России.
Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате повышения технической и общей культуры, профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда.

Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.

Ресурсы рабочего времени

Ресурсы рабочего времени в общем случае определяются двумя факторами: численностью работников и временем работы.
Численность занятых на предприятии определяется количеством рабочих мест, которое, в свою очередь, зависит от объемов выпуска продукции, трудоемкости работ, режима сменности.
В масштабах страны численность занятых определяется численностью трудоспособного населения, потребностью в различных видах труда,, уровнем заработной платы, системой пенсионного обеспечения и рядом других факторов. Практически уровень занятости определяется соотношением спроса и предложения на рынках труда.
В настоящее время нижняя граница трудоспособного возраста в России составляет 16 лет, а верхняя 59 лет для мужчин и 54 года для женщин. В большинстве развитых стран верхняя граница трудоспособного возраста составляет 64 года. В России повышение верхней границы трудоспособного возраста пока нереально, так как большинство мужчин не доживают до 59 лет. Лица трудоспособного возраста составляли в середине 90-х годов основную часть трудовых ресурсов России 95,0%.

Доля работающих пенсионеров около 4,5%; доля работающих подростков (до 16 лет) менее 0,1%.
Продолжительность рабочего времени в экономике России устанавливается на основе Кодекса законов о труде РФ. В соответствии со ст.

42 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. Статья 43 КЗоТ определяет продолжительность рабочего времени для работников, не достигших возраста 18 лет:
1. в возрасте 1618 лет не более 36 ч в неделю;
2. в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, не более 24 ч в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных в части первой ст. 43 КЗоТ для лиц соответствующего возраста.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством (ст. 44 КЗоТ).
КЗоТ РФ определяет также режим работы (в том числе в ночное время), порядок сверхурочных работ, время отдыха, праздничные дни, ежегодные отпуска, порядок оплаты труда и другие обязательные для всех предприятий России условия труда.
Время занятости на предприятиях развитых стран составляет, как правило, 3340 ч в неделю при 46 неделях ежегодного отпуска. Однако значительная часть населения занята более чем на одном предприятии (одной работе). Для многих видов деятельности характерна сверхурочная работа или ненормированный рабочий день.

Последнее относится к большинству менеджеров и творческим видам труда.

Предпосылки реализации потенциала человека

Основой потенциала человека являются качества, заложенные природой. Это относится прежде всего к здоровью (физическому и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной ориентации личности.

Развитие природных данных и их реализация определяются тремя основными системами:семья; коллектив, в котором осуществляется деятельность человека;общество.
Влияние семьи обусловлено ее имущественным положением, духовными интересами, профессиональной ориентацией, местом жительства и рядом других факторов. Вместе с природными способностями эти факторы характеризуют стартовые возможности индивида.
Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных эффективно работающих предприятиях сформированы системы анализа и развития человеческих ресурсов. Основное внимание обычно уделяется повышению квалификации.

Наряду с этим значительные средства расходуются на поддержание и укрепление здоровья, развитие творческих способностей и другихкомпонент потенциала человека.
Реализация потенциала человека в очень большой мере зависит от ~Ы5щественных отношений, целей политики государства и средств их достижения. Для стран, достигших высокого уровня благосостояния народа, характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы, которыми осуществляется такая политика, хотя и имею национальные особенности, в целом едины: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов
В экономически развитых странах сформировалось уважительное отношение к культуре, науке и образованию. Функционируют государственные, общественные и частные фонды поддержки талантливых людей Так, в США действует государственная программа Мерит, в соответствии с которой во всех школах выявляются наиболее талантливые дети, которым предоставляется возможность получить образование в лучших колледжах и университетах страны.

Специалисты США подчеркивают, что цель таких программ не в выращивании гениев, а в том, чтобы обеспечить каждому талантливому ребенку возможность получения лучшего образования независимо от имущественного положения родителей.
К сожалению, в России XX в. сложилась иная ситуация с одной стороны, в 2040-х годах были созданы условия для того, чтобы дети рабочих и крестьян могли получить средне( и высшее образование. С другой в эти же годы осуществлялось планомерное изгнание и уничтожение значительно! части российской интеллигенции.

Это стало государственно! политикой после высылки виднейших специалистов в область гуманитарных наук осенью 1922 г. на философском пароходе, отправленном из Петрограда в Германию. В числе высланных и вынужденных покинуть Россию были философы, социологи, экономисты, писатели, которые вошли в элиту мировой культуры (Николай Бердяев, Питирим Сорокин, Семен Франк и др.).
На основе многих исследований установлена зависимость между политическими системами различных стран и благосостоянием их жителей. Ни в одной стране с высокоразвитой экономикой нет тоталитарного правления.

И наоборот, этот тип политического устройства существует в 70 наиболее бедных странах мира [Липсет].
Много веков человечество пытается найти идеальную форму общественного устройства Этому посвящены сотни трактатов, содержащих теоретические схемы и анализ исторического опыта. Хотя до общепризнанного решения еще далеко, несомненно, что важнейшим критерием рациональности общественной системы является ее ориентация на максимально возможное развитие и использование способностей людей.

Из этого критерия должна исходить любая социальная система: от государства до предприятия и любого коллектива, занятого общественно полезной деятельностью.

Компоненты трудового потенциала в системе факторовкачества жизни

Принципы анализа качества жизни были рассмотрены в гл. 2. Составсоответствующих показателей определяется концепцией и целями анализа. Общая оценка качества жизни обычно проводится по следующим направлениям: здравоохранение; среднее образование; высшее образование;
жилищные условия (выбор, качество, доступность);
культура и отдых;
инфляция;
безработица;
мотивация работников;
уровень жизни пенсионеров;
взрослые и дети, охваченные системой социальной помощи (процент населения); качество и доступность детских дошкольных учреждений;
проблемы наркомании, алкоголизма и тяжких преступлений качество природной среды (воздух, вода, инфраструктура); гражданские свободы; правоохранительные органы и суд; уровень политического участия [Флекснер. С. 263].
Наряду с проблемой определения перечня показателей качества жизни существенное значение имеет проблема их относительной значимости. Обычно она решается на основе мненийэкспертов.
Чтобы обосновать состав и структуру показателей качества жизни, целесообразно исходить из структуры потребностей человека. При этом (см. разд.

2.1) необходимо учитывать различие уровней удовлетворения потребностей групп населения. Для практических целей в первую очередь важно определить нижние границы показателей, которые будут формировать систему ограничений (особенно по экологии, здоровью и безопасности).

В конечном счете, проблема обоснованности показателей качества жизни определяется принятой концепцией смысла человеческого существования.
Причины, определяющие качество жизни, длительное время анализировались с позиций источников богатства страны. До середины XX в. основу представлений о причинах богатства можно было свести к известной формуле У. Петтиі Труд отец ... богатства, земля его мать [Петти. 1940. С. 55] После работ лауреатов Нобелевской премии Я. Тинбергена и P. Солоу основным фактором экономического развития признан технический прогресс.

Вместе с тем зависимость экономических показателей страны от природных ресурсов и численности населения отмечается и в современных работах по основам экономической теории (например, знаменитый учебник Economics П. Самуэльсона). В его первом русском, переводе влияние природных ресурсов характеризуется следующим образом: Одна из важных причин, объясняющих высокий уровень заработной платы в Америке, относится к сфере экономической географии.

По сравнению с численностью нашего самодеятельного населения мы более щедро обеспечены землей, углем, железом, нефтью и водными ресурсами [Самуэльсон. С. 598].
Ряд авторов полагает, что развитие страны зависит от численности ее населения. Преимуществом стран с большой численностью жителей считается емкость рынков сбыта Численность населения , при которой достигается максимум реального дохода на одного жителя, принимается за оптимальную По отношению к США, П. Самуэльсон отмечает.

А может, мы уже перешагнули через тот уровень, который характеризует оптимальную численность населения? На эти важные вопросы пока никто не может ответить [Там же.

С. 598].
Как показывает опыт, влияние природных ресурсов и численности населения на результаты хозяйственной деятельности нельзя считать однозначным и определяющим В частности, к самым богатым странам в настоящее время относят Японию и Швейцарию, которые обладают весьма скудными природными ресурсами. Что касается численности населения, то высокий уровень благосостояния характерен как для стран с большим числом жителей (США, Япония, Германия), так и для небольших стран (Люксембург, Финляндия).
Особое место занимает Россия. Наша страна богаче всех в мире по природным ресурсам.

По численности населения мы превосходим все развитые страны Европы. Вместе с тем по показателями качества жизни (потребление продуктов питания, обеспеченность жильем, услугами, состояние здоровья жителей и т. д.) Россия никогда не выделялась в лучшую сторону, а в последние полвека оказалась в числе стран с наиболее низким уровнем благосостояния.
С конца XIX в. и особенно после второй мировой войны США были лидером по
основным показателям экономического развития и благосостояния населения. Однако в последние десятилетия ситуация меняется вследствие того, что некоторые страны имеют более высокие темпы роста ВВП на душу населения, чем США, которые уже потеряли первое место по уровню жизни.
Экономисты и политики пытаются найти объяснение указанным тенденциям. При этом естественно обращение к историческому опыту, прежде всего к причинам, которые вызвали лидерство Нидерландов в XVIII в , Англии в XIX в. и США в XX в. (см. табл.

3.4.1).
Среди причин, которые обусловливают лидерство страны, в настоящее время наиболее существенными признаются те, которые связаны с характеристиками населения, особенно такими, как его образованность, профессионализм, трудовая
Таблица 3 4.1 Лидеры экономического развития в XVIIIXX вв.

Пери Продолжительность Страна
1700 85 Нидерланды
1785 105 Англия
1890 104 США
Источник Греисон С 86
активность и предприимчивость. Важную роль играют также общественные отношения, определяющие возможности использования потенциала нации. Повышение темпов экономического роста в США, начавшееся в 90-х годах, обусловлено прежде всего использованием так называемых высоких технологий, а также усилением иммиграции ученых и специалистов, в том числе из России В США с помощью высоких технологий создается около трети ВВП, а в Европе не более 10% [Бизнес уик. 1997. 6. С. 6].
В целом потенциал страны как основа благосостояния ее жителей определяется следующими ресурсами: 1) природными; 2) человеческими; 3) производственными и финансовыми; 4) информационными и духовными.
Природными ресурсами является все, чем располагает страна как часть земного шара1 ее географическое положение, плодородие земли, полезные ископаемые, запасы воды, климат и т. п. Но существующая система национальных счетов не отражает в достаточной мере влияние природных ресурсов и экологических факторов на экономику страны. В частности, вырубка леса обычно рассматривается как прирост ВНП, хотя отрицательные экологические последствия этой хозяйственной акции могут превысить доход от использования леса как источника сырья.
Человеческие ресурсы страны определяются численностью и качественными характеристиками населения. Важнейшей частью человеческих ресурсов является трудовой потенциал (см. разд. 3.2).
Производственные и финансовые ресурсы включают оборудование, запасы сырья, материалов, продукции, финансовые средства. Все эти материальные ресурсы могут быть собственностью предприятий, государства и граждан.
Информационные и духовные ресурсы это произведения науки, литературы, искусства, религии, а также традиции и обычаи.
Рассмотренные виды ресурсов характеризуют потенциал страны. Его использование зависит от общественных отношений, государственного устройства и систем управления предприятиями. На основе индекса качества жизни можно сравнивать факторы социальноэкономического развития различных стран и регионов. При современной статистической базе не всегда можно точно установить величину каждого из приведенных индексов. Однако во многих случаях могут быть получены ориентировочные оценки для качественных выводов. В частности, если при сравнении России и Японии исходить из десятикратного соотношения качества жизни (Ікж = 0,1) и принять, что средняя обеспеченность природными ресурсами одного жителя России в десятки раз больше, чем жителя Японии (I ~ 100), то все остальные индексы окажутся существенно меньше единицы. Особенно это относится к индексам трудового потенциала и систем управления.

Потребности и потенциал человека в рыночной экономике

В традиционной схеме экономического кругооборота рассматриваются взаимосвязи домашних хозяйств и предприятий с рынками ресурсов и экономических благ (товаров и услуг). Процессы обмена между домашними хозяйствами и предприятиями осуществляются благодаря двум противоположно направленным потокам: потоку ресурсов и потоку товаров и услуг.
Такая схема удобна для иллюстрации общих балансовых соотношений между объемами продукции и ресурсов. Однако При этом не учитываются особенности отдельных видов ресурсов, а также информационные и мотивационные аспекты.
Для более точного отражения реальных взаимосвязей в рыночной экономике целесообразно исходить из того, что каждый экономический субъект (человек или предприятие) характеризуется тремя основными признаками:
1. что покупает (в каких товарах и услугах нуждается);
2. что продает;
3. из каких источников получает доходы.
В соответствии с этими признаками на рис. 3.5.1 представлена схема взаимосвязей характеристик населения и предприятий через рынки труда и экономических благ.
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческие способности, активность, образование, профессионализм, организованность, ресурсы рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых предприятиями, а с другой стороны, как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.
Взаимосвязи населения и предприятия осуществляются через рынки экономических благ и ресурсов. В рассматриваемом аспекте важнейшими из рынков экономических ресурсов являются рынки труда.

На них спрос формируется информаци ей предприятий о необходимом количестве рабочих мест, а предложение информацией о численности и профессионально-квалификационных характеристиках людей, желающих работать. Кроме этого, учитывается информация о возможных ставках оплаты труда.



Содержание раздела