d9e5a92d

СТРОЕНИЕ РЫНКОВ

Подсчитать коэффициент перекрестной дуговой эластичности спроса по цене можно следующим образом Пусть спрос на г'-й товар при росте цены j-то товара на 1,0% снизился на 0,5%. Тогда коэффициент перекрестной эластичности по формуле (1.2) составит:
Щ = - 0,5/1,0 = - 0,5.
Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым Если коэффициент перекрестной эластичности Д; 0, то товары і и j являются взаимозаменяемыми, повышение ценыJ-го товара ведет к увеличению спроса на г'-й товар. Это будет иметь место, например, для различных видов растительного масла.
Если Е.. 0, то товары і и j являются взаимодополняющими, повышение цены j-го товара ведет к падению спроса на г'-й. Это будет иметь место, например, для компьютеров и мониторов к ним
Если Д; = 0, то такие товары являются независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Это будет иметь место, например, для сахара и автомобилей.
Величина коэффициента перекрестной эластичности может служить для определения границ единичных рынков рынков благ удовлетворяющих одну и ту же погребность. Напомним, что блага это все то, что используется для удовлетворения потребностей, это все разнообразие товаров и услуг.
Фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются свойства благ, их способность заменять друг друга в потреблении. Если два блага товара могут одинаково использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, тогда эти блага могут быть отнесены к одному единичному рынку.
Коэффициент перекрестной эластичности в ввде, представленном выражениями (1.1) и (1.2), может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров при небольших изменениях цен.
При значительных изменениях цен будет проявляться эффект дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Например, если цена на мясо резко снизится, то возрастет потребление не только мяса, но и других продуктов.

В этом случае Et. 0, и эти товарыможно классифицировать как взаимодополняющие, но это будет ошибкой.
Надежную оценку отношений взаимозамещения, как и взаимодополнения товаров, дают расчеты перекрестной эластичности, если исключить влияние эффекта дохода, т.е. если оценки выполняются при условии неизменности доходов покупателей:
ди _ аQj / Qi ij APj/Pj
IU - const,
(1.3)
где U доход покупателей.
Если Щ 0, то такие товары называются нетто-субститута-ми чистыми заменителями, в отличие от брутто-заменителей, определяемых по критерию Е.. 0. Если Е^ 0, то такие товары называются нетто-дополняющими, в отличие от брутто-дополняющих, определяемых по критерию Et- 0.
Перекрестный эффект замены является симметричным:
Классификация рынков по Чемберлину и определения отрасли.
Многие экономисты используют перекрестную эластичность для определения отдельных, единичных рынков и отраслевой принадлежности различных производств.
Э. Чемберлин предложил использовать для выделения и классификации отдельных рынков и отраслей два критерия. В качестве первого критерия была предложена оценка взаимозаменяемости товаров, предлагаемых разными предприятиями.

В качестве другого оценка взаимозависимости этих предприятий.
Первый критерий может бьиь представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями і и j:
dPj
(1.4)
где Е? коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями і и j; q. величина спроса на товар предприятия /; р. цена товара предприятия J; d знак дифференциала.
Второй критерий может бьиь представлен коэффициентом объемной, или количественной, перекрестной эластичности:
где Efj коэффициент количественной перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями і иJ.
В выражениях (1.4) и (1.5) в отличие от выражения (1.1) предполагается рассмотрение цен и спроса на товары отдельных предприятий, а не характеристики рынка в целом. Поэтому в выражениях (1.4) и (1.5) в отличие от выражения (1.1), величины спроса и цен обозначены малыми буквами q ир.

Выражения (1.4) и (1.5) дают оценки точечных показателей эластичности.
Коэффициенты ценовой и количественной перекрестной эластичности товаров двух предприятий в дуговом выражении могут быть представлены в виде:
_аРі:Лі 4 Д qjfqj Mj Pi’
где Д знак приращения.
Первый критерий, оцениваемый выражениями (1.4) и (1.6), характеризует влияние изменения цены товара j-то предприятия на продажи товара /-го предприятия.
Второй критерий, оцениваемый выражениями (1.5) и (1.7), характеризует влияние продаж товара j-то предприятия на цену і-го предприятия.
Чем выше ценовая перекрестная эластичность, тем выше однородность выпускаемых этими предприятиями товаров, тем более совершенна их взаимозаменяемость, и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли, а товары, выпускаемые ими, к одному единичному рынку.
Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жестка взаимозависимость предприятий и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли.
Если объемная перекрестная эластичность высока, взаимозависимость продавцов значительна, ни один из них не может игнорировать реакцию других на свое поведение, даже если предлагаемые на таком рынке товары весьма неоднородны
Если объемная перекрестная эластичность стремится к нулю, каждый продавец может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия, сколько бы их ни было на рынке и сколь близкими субститутами его товару ни были бы предлагаемые ими товары.
Отрасль. Изложенное выше позволяет датъ следующую предварительную формулировку понятия отрасли: отрасль это совокупность предприятий, предлагающих свои товары на одном единичном рынке, где высоки их ценовая и объемная перекрестные эластичности.
Практический метод определения границ отрасли. На практике для определения границ рынка часто используется оценка корреляция цен товаров во времени.

Высокая положительная корреляция близкая к единице величина коэффициента корреляции движения цен товаров в течение продолжительного времени свидетельствует о том, что товары являются близкими субститутами и образуют один единичный рынок, а предприятия, предлагающие товары на этом рынке, образуют отрасль.

СТРОЕНИЕ РЫНКОВ

Типы рынков. Рынки, как известно, различаются по своему внутреннему строению. В этой книге рассматриваются рынки, на которых действует множество покупателей. Напомним, что строение таких рынков можно определить их типом и типом конкуренции на этих рынках.

Различают однородные и неоднородные рынки.
Однородный рынок это рынок, на котором покупателю безразлично, товар какого предприятия он купит.
Неоднородный рынок это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение товару какого-то определенного предприятия. Неоднородный рынок создает условия для несовершенной конкуренции.
Причин, по которым на рынке могут огдаваться предпочтения отдельным товаром, много. Товар, предлагаемый на однородном рынке, стандартизован, поэтому покупателю может быть безразлично, у кого его покупать.

Стандартизованный товар, предложенный одним из предприятий, напротив, может иметь в глазах покупателя большую степень привлекательности по сравнению с товарами других предприятий.
Предприятия пытаются завоевать предпочтение покупателей за счет расположения своих магазинов в густонаселенных районах, вблизи транспортных магистралей, просто в удобных местах, используют рекламу и другие средства стимулирования. Дифференцированный, фирменный товар сам по себе может являться причиной того, что рынок становится неоднородным
Однородный рынок должен быть обозримым покупатели должны иметь возможность его наблюдать и сравнивать цены. Если рынок необозрим, покупатели могут отдать предпочтение товару любого предприятия.
Типы конкуренции. Рынки, на которых действует множество покупателей, подразделяют, как известно, по следующим типам конкуренции.
Чистая, или совершенная,конкуренция явление, характерное для однородного рынка, на котором свой товар множеству покупателей предлагает множество предприятий. Все участники рынка обладают полной информацией о других участниках рынка. Ни одно отдельное предприятие не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Совершенная конкуренция наблюдается на ограниченном числе рынков. На большинстве рынков имеют место различные виды несовершенной конкуренции, характеризуемые ниже.
Монополистическая конкуренция наблюдается на неоднородном рынке с множеством предприятий, предлагающих свои товары. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью предприятий предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях.

Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному, или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и предприятие может назначать обусловленную этим повышенную цену.
Олигополистическая конкуренция характерна для небольшого числа предприятий, предлагающих свои товары на рынке. Эти продавцы крупные предприятия весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Товары могут быть схожими и несхожими.

Каждое предприятие чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.
Олигополия на неоднородном рынке получила название неоднородной олигополии.
Чистая монополия это ситуация, когда на рынке товар предлагает всего одно предприятие. Это может быть государственная организация, например, почтовая служба, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
Классификация рынков по Чемберлину и Бейну. Различные типы рынка и типы конкуренции обусловливают различные условия выхода на рынок новьгх предприятий.

С учетом этого Дж. Бейн для классификации рынков и отраслей добавил к двум критериям Э. Чемберлина третий критерий условие входа на рынок.
Это условие в обобщенном виде определяется относительным превышением действительной цены товара над его конкурентной ценой, равной средним общим издержкам длительного периода:


Е=?=%-, (1.8)
где Е ^-условие Бейна; Р? действительная цена товара; Р,-: конкурентная цена товара, равная средним общим издержкам длительного периода.
Чем выше величина Е, тем привлекательнее рынок для новьгх предприятий, тем вероятнее их вход на рынок, и наоборот, чем оно ниже, тем менее привлекателен для них рынок и тем менее вероятно стремление выйти на этот рынок. Но предприятия, действующие на привлекательном рынке, могут быть защищены естественными или искусственными барьерами, препятствующими проникновению на рынок новых предприятий.

РЫНКИ И ОТРАСЛИ, УТОЧНЕНИЕ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

Единичный рынок по Робинсон. В экономической теории каждый отдельный, единичный рынок рассматривается как возможность исключить всеобщую заменяемость или взаимосвязь всех благ, чтобы сосредоточиться на частичном равновесии на рынке определенного единичного товара вне зависимости от того, что происходит на других рынках.

Можно ли достаточно точно определить границы этого единичного рынка?
Для решения этой задачи Дж Робинсон предложила определить единичный товар как произвольно изолированное от других благо, которое в практических целях может рассматриваться как внутренне однородное. Под внутренней однородностью следует понимать совершенную, близкую к совершенной взаимозаменяемость отдельных единиц блага, которая характеризуется высокой ценовой перекрестной эластичностью спроса.
Многие экономисты в дальнейшем стали представлять всю совокупность товаров как цепь субститутов, заменителей, в которой есть разрывы резкие изменения значений коэффициентов перекрестной эластичности смежных товаров. Эти разрывы представляют собой экономические границы единичных товарных рынков, а заключенные между ними участки цепи сами единичные рынки.

Отрасль же объединяет предприятия, предлагающие свои товары на единичном рынке.
Понятие отрасли. Понятию единичный рынок близко, хотя и не вдентично, понятие отрасль.

Рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. Отрасли объединяют производителей товаров, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке.
Отрасль, как правило, шире рынка, поскольку предприятия могут предлагать свои товары на разных единичных рынках. Например, предприятие, производящее программное обеспечение, может предлагать различные программы, предназначенные для разных, очень далеких друг от друга рынков, например, это могут быть и программы для бизнеса, и программы компьютерных игр для детей.

Для анализа цен и выпуска определенного товара обычно рассматривается рынок данного товара. Для изучения условий и возможностей входа на этот рынок и ухода с него необходимо изучать положение дел в отрасли.
Несовпадение понятия и границ рынков и отраслей, кроме того, обусловлено развитием глобализации. В современной открытой экономике на единичном рынке страны предлагаются товары, произведенные отраслями экономики других стран, часть продукции отраслей национальной экономики экспортируется и продается на внешних рынках по ценам, отличающимся от цен продукции на национальном рынке.
Однако понятия рынка и отрасли настолько тесно связаны, что некоторые экономисты считают их практически идентичными.

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИИ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОТРАСЛИ

Начало формирования отраслевой структуры экономики. Развитие отраслевой структуры началось в глубокой древности после того, как человек перешел от кочевого, собирательского образа жизни к занятию сельским хозяйством. Долгое время это развитие было очень медленным.

Возникновение новых отраслей являлось крупнейшим историческим событием. Лишь три века тому назад началось бурное развитие экономики и быстрое формирование новых отраслей. Экономическое развитие обычно характеризуют производительностью труда, уровнем доходов надушу населения.

Из истории экономики известно, что в течение почти 10 тыс. лет вплоть до XVIII в. заметного роста доходов на душу населения и ускорения темпов развития не наблюдалось. Затем произошел резкий всплеск, как показано на рис.

1.1, где помещен график, идея которого принадлежит А. Меддисону.


Рис. 1.1. Душевой ВВП в мире в исторической ретроспективе
Быстрый рост доходов населения за счет роста производительности труда и бурное развитие отраслевой структуры экономики являются изобретением западной цивилизации, этот этап развития бизнеса насчитывает примерно 300 лет. Современный механизм экономического развития характеризуется долгосрочным ростом доходов, приходящихся на душу населения, обусловленным повышением производительности труда. Его становление началось в Западной Европе в период с 1500 по 1700г. Рост душевого дохода в Европе за это время был невелик и составил 0,1% в год.

В Голландии, лвдировавшей в этот период в развитии экономики, рост душевого составил 0,3% в год.
Современное экономическое развитие. Современное экономическое развитие характеризуется экономическим ростом, наиболее известное определение которого дал американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике С. Кузнец. По Кузнецу оно представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают рост населения. К этому следует добавить, что темпы роста доходов ощущаются на протяжении жизни одного поколения.

Их средняя величина по меньшей мере должна превышать 0,3% в год.
Современный экономический рост обусловлен быстрой самоподдерживающейся эволюцией технологий, используемых в экономике. Изменение технологий, появление новых товаров обусловливают совершение промышленных революций, в ходе которых в начале осуществляется переход к машинному производству, которое усовершенствуется, постепенно обеспечивая возможность массового индустриального производства и развитие промышленности, создание новых отраслей. Дальнейшее развитие производства обеспечивает возможность развития сферы услуг, которая постепенно становится ведущим сектором экономики, что позволяет говорить о переходе в стадию постиндустриального развития.

Появляются новые отрасли промышленности и услуг. Рассматриваемые стадии можно иллюстрировать динамикой занятости в экономике США лидера по производительности труда, показанной на рис 1.2.
Технологические уклады. Модель технологических укладов предполагает, что распространение новых технологий носит комплексный характер, уклады принимают в экономике форму замкнутых воспроизводственных контуров, которые и называют технологическими укладами. В их рамках используются совместимые технологии, формы и методы управления, формы экономических отно-


Рис. 1.2. Динамика занятости в экономике США: сельское хозяйство, промышленность, услуги
шений. Технологические уклады зарождаются и отмирают с периодичностью длинных волн Н.Д.

Кондратьева.
В период доминирования уклада в его воспроизводственном контуре производится более половины валового национального продукта. Жизненный цикл уклада в развитых странах соответствует, по данным В. Маевского, трем циклам Кондратьева, одновременно в экономике функционирует три уклада.

В таблице 1.2 даны точечные оценки периодов распространения всех шести насчитываемых экономистами технологических укладов в странах лидерах мировой экономики по производительности труда.
Зарождение каждого технологического уклада сопровождается появлением новых ограслей экономики. Чем характеризуются известные современные технологические уклады?
Типичными для третьего, устаревшего, но пока широко используемого в нашей стране уклада в промышленности являются производства с использованием машин, станков, которые не могут без участия рабочего произвести или обработать хотя бы одно изделие.
На предприятиях промышленности, функционирующих в рамках третьего технологического уклада, трудятся станочники, сварщики, швеи, пекари.
Четвертый технологический уклад это воспроизводственный контур, в котором ведущую роль играют различного рода автоматы В промышленности четвертый уклад представлен серийным производством с помощью автоматических линий, переналаживаемых человеком.
Пятый уклад это контур, основу которого составляют гибкие автоматизированные системы. Представители пятого уклада в промышленности гибкие автоматизированные производства, позволяющие без участия человека производить под управлением системы компьютеров определенную, достаточно широкую номенклатуру продуктов.
Шестой уклад контур комплекса машин-автоматов, способных самостоятельно изменять программы своей работы. Представители шестого уклада системы, реализующие информационные технологии, комплексные информационно-управленческие системы, робототехнические комплексы, способные адекватно реагировать на изменения ситуации.
Жизненный цикл отрасли. Зарождение каждого технологического уклада приводит к возникновению новых отраслей экономики.

Но отрасли экономики не только периодически зарождаются, но и постепенно отмирают. Это дало основание для появления такой экономической категории, как жизненный цикл отрасли.
Жизненный цикл отрасли подразделяют на периоды Обычно для отраслей выделяют следующие четыре основных этапа жизненного цикла:
1. Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового ввда товара или нового вида услуги.

Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов вдти на риск и отказываться от привычных схем поведения.

На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое количество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост производства.
2. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрасли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъюнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но производство расширяется и требует инвестиций.

Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она потощает большой объем инвестиционных ресурсов за счет других отраслей.
3. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбьиа товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производство приносит прибыть и не требует инвестиций.

Этот этап нередко протяженнее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбьиа может вести к обострению конкуренции и снижению цен.

Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок.

На этом этапе проявляется долгосрочный характер отрасли будет ли она оборонительной, как, например, пищевая, швейная промышленность, или циклической, как автомобилестроение и тяжелое машиностроение.
4. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли повдет вниз. Падение сбыта может бьиь медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса.

Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбьиа объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции.

Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают покидать эту отрасль.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение (включая формулы и графики) следующих понятий:
а) единичный рынок;
б) коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене;
в) классификация рынков по Чемберлину;
г) типы рынков;
д) типы конкуренции;
е) классификация рынков по Чемберлину и Бейну;
ж) отрасль;
з) технологический уклад;
и) развитие отраслевой структуры экономики;
к) жизненный цикл отрасли.
2. Определите, какие из товаров А, Б и В можно отнести к продукции одной отрасли, если коэффициенты корреляции цен товаров составляют: товары А и Б 0,2; товары А и В 0,9; товары Би В 0,15.
3. Дайте прогноз: в каких десятилетиях XXI в. можно ожидать бума появления новых отраслей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ

Понятие монополии и рыночной власти. Монополией, напомним, называют такое строение рынка, при котором существует только один продавец определенного товара, не имеющего близких заменителей.



Содержание раздела