d9e5a92d

КАРТЕЛИ И ОТРАСЛИ С ДОМИНИРУЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Сговор. Предположение о стремлении или склонности олигополистов к явному либо тайному сговору известно давно.

Сговор между олигополистами является основой картеля, треста и строения отрасли, получившего название ценового лидерства. По существу, речь идет о той или иной форме монополизации отрасли, которой на национальном уровне противостоят антимонопольные государственные органы
Картель. Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен, распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик Картель может состоять из предприятий какой-либо одной или нескольких стран. Первый тип картелей, основанный на сговоре относительно цен, был особенно распространен в Германии и Европе вообще в период, когда антимонопольное регулирование еще не сложилось. Второй тип, основанный на сговоре относительно долей рынка, может образовываться правительствами некоторых стран.

Наиболее известным примером картелей второго типа является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК).
Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли.
В условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельные затраты равны рыночной цене. Однако иногда можно обнаружить поведение продавцов-олигополистов, получившее название квазиконкурентного.

Эти предприятия-продавцы могут придерживаться принципа уравнивания предельных затрат и цены, но они входят в отрасль, которая состоит из крупных и немногочисленных предприятий. При ква-зиконкурентном поведении олигополисты максимизируют свою прибыль, руководствуясь правилом приравнивания предельных затрат к рыночной цене.

При этом они могут не принимать в расчет возможной реакции на свои действия со стороны соперников.
Допустим теперь, что все предприятия отрасли объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монополии и обеспечит установление на рынке монопольной цены Картель в целом получит максимально возможную прибыль. Каждому вошедшему в картель предприятию будет установлена квота производства продукции.

При выпуске, равном установленной квоте, прибыль прежде квазиконкурентного предприятия теперь увеличится, поскольку это будет соответствующая квоте часть монопольной прибыли.
Но после того как будет достигнуто картельное соглашение и установлена монопольная цена, каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. Если предприятию удастся скрытно продать продукции больше установленной квоты по монопольной цене, то его прибыль дополнительно возрастет.

Таким образом, стремление к прибыли, которое побуждает квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, может в дальнейшем способствовать распаду картеля.
Для того чтобы ограничить стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот, цен, предотвратить угрозу развала картеля, заинтересованные в нем участники будут стремиться централизовать управление картелированными предприятиями, лишить их статуса самостоятельных предприятий, образовать из них трест.
Картели, регулирующие размежевание рынка. Картели, регулирующие размежевание рынка, ставят своей целью распределение рыночных долей между участниками картеля.

Если картелированные предприятия вдентичны по уровню и структуре затрат, рыночные доли могут бьиь распределены между ними поровну при единой монопольной цене. Если затраты предприятий существенно различаются, то производственные квоты и рыночные доли также будут различаться. Тоща рыночные доли определятся в ходе торга между олигополистами.

В этом случае картелю угрожает нестабильность.
Ценовое лвдерство и доминирующее предприятие. Особой формой скрытой координации поведения олигополистов-продавцов является ценовое лидерство, при котором один из продавцов получает статус признанного в отрасли ценового лидера. Ценовой лидер устанавливает цену, повышает или понижает ее. Все остальные предприятия отрасли образуют его окружение, которое называется конкурентным, поскольку ведет себя подобно совершенно конкурентному предприятию, в том смысле, что принимает цену.

Но в этом случае цена устанавливается ценовым лвде-ром, а не в результате достижения рыночного равновесия. Предприятие, берущее на себя роль ценового лидера, называют доминирующим.
Особенность ценового поведения доминирующего предприятия заключается в том, что оно не заинтересовано в том, чтобы посредством снижения цены избавиться от своего конкурентного окружения. Но наличие этого окружения и опасность вторжения на рынок новичков заставляет доминирующее предприятие поддерживать цены на уровне более низком, чем они были бы в случае монополии.

Поэтому часто предприятие-лидер с конкурентным окружением можно рассматривать, скорее, как промежуточный между монополией и олигополией тип рынка.
Различают два основных типа ценового лвдерства. Во-первых, это лвдерство предприятия с существенно более низкими издержками, чем у конкурентного окружения.

Во-вторых, это лидерство предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающегося от последователей по уровню издержек.
Доминирующее предприятие с конкурентным окружением и закрытым входом. Модель отрасли подобного типа предполагает следующие условия:
1. В отрасли существует предприятие, имеющее более низкие издержки на производство и больший размер, чем другие предприятия отрасли.
2. Все предприятия, кроме доминирующего, являются ценопо-лучателями и определяют свой выпуск, уравнивая свои предельные издержки и отраслевую цену.
3. Число предприятийв отрасли фиксировано; доминирующее предприятие знает, что оно может повышать отраслевую цену, не опасаясь ни входа на рынок новичков, ни создания дополнительных мощностей на предприятиях отрасли.
4. Доминирующее предприятие изучило функцию отраслевого спроса.
5. Доминирующее предприятие знает предложение конкурентного окружения и может предвидеть его величину при разном уровне цены
Рыночное равновесие модели доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом бывает двух типов: 1) доминирующее предприятие и его конкурентное окружение могут сосуществовать; 2) конкурентное окружение исчезает, а доминирующее предприятие становится монополистом.
Первый тип равновесия будет иметь место, если издержки доминирующего предприятия лишь немного ниже издержек предприятий, формирующих конкурентное окружение. В этом случае оптимальный выпуск доминирующего предприятия будет таков, что разность между рыночным спросом и выпуском доминирующего предприятия окажется равной величине предложения конкурентного окружения.

В этом случае конкурентное окружение сохранит свое положение на рынке, а входящие в него предприятия будут иметь экономическую прибыть. Доминирующее предприятие при этом получает максимально возможную прибыль.
Второй тип равновесия будет иметь место, если затраты доминирующего предприятия существенно ниже затрат окружающих предприятий. Тогда доминирующее предприятие остановится на рыночной цене, по которой предприятия конкурентного окружения не могут предложить свой товар, поскольку не будут в состоянии при этой цене покрыть свои издержки. В итоге доминирующее предприятие станет монополистом
Доминирующее предприятие с конкурентным окружением и свободным входом. При свободном входе количество предприятий, окружающих доминирующее предприятие, может бесконечно расти и, значит, функция их общего предложения вырождается в бесконечную величину предложения при некоторой цене.

Следовательно, до тех пор пока цена на рынке выше этой цены, конкурентное окружение может и будет поставлять продукцию на рынок.
Здесь также возможны два типа равновесия. Первый тип состоит в следующем.

Предельные издержки доминирующего предприятия сравнительно высоки; выпуск доминирующего предприятия сравнительно невелик; цена достаточно велика, обеспечивает наличие предложения со стороны конкурентного окружения, которое сможет продавать товар на рынке при нулевой экономической прибыли. Это значит, что приток новых предприятий, привлекаемых возможностью получить в данной отрасли положительную прибыть, способствует поддержанию цены продукции на уровне средних издержек.

Приток новых предприятий препятствует снижению доминирующим предприятием цены ниже этого уровня.
Второй тип равновесия будет иметь место, когда предельные издержки доминирующего предприятия существенно ниже, чему предприятий конкурентного окружения. В этом случае цена доминирующего предприятия столь низка, что ни одно из окружающих предприятий не может остаться в отрасли.

Доминирующее предприятие, как и в случае закрытого входа, становится монополистом.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НАЦЕНКИ
Проблема информированности и эмпирический метод ценообразования. Предприятие, обладающее рыночной властью, будь то монополист или олигополист, должно иметь представление о функции рыночного, полного или остаточного спроса. Не обладая этой информацией, предприятие не сможет обеспечить максимизацию своей прибыли, устанавливая необходимые для этого цену и величину выпуска.

Нередко предприятия не располагают ресурсами, необходимыми для проведения исследований и получения информации о рыночном спросе.
Не обладающие необходимой для максимизации прибыли информацией предприятия часто довольствуются фактически имеющейся информацией. Они следуют неким эмпирическим правилам, принимая решения по поводу установления или изменения цен. Такие эмпирические методы можно считать квазиоптимальными по отношению к методам, требующим полной и совершенной информированности.

Они позволяют сократить затраты средств и времени, необходимые для принятия оптимальных решений. Эмпирические методы могут позволить обеспечить оптимизацию, поскольку они могут приводить к получению того же уровня прибыли, что и оптимизация в условиях полной и совершенной информированности.
Широко распространенным эмпирическим методом установления цен является прибавление к издержкам предприятия определенного процента прибыли ценообразование посредством наценки.
Ценообразование посредством наценки, способное обеспечить максимизацию прибыли. Напомним, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам: MR = МС.


Предельный доход, согласно выражению (2.9), может быть представлен в виде:
Мй = ?(!--)- (3.37)
Е
Для максимизации прибыли необходимо, чтобы MR был положителен, поэтому максимизация возможна, лишь если коэффициент эластичности спроса по цене Е 1. В противном случае максимизация прибыли вообще неосуществима.
Для большинства предприятий в широком диапазоне загрузки производственных мощностей издержки могут быть представлены, как и ранее, линейной функцией вцца:
ТС =ЕС + AVC X. q, (3.38)
где ЕС постоянные издержки предприятия; положительная константа; А ?С средние переменные издержки предприятия; также положительная константа; q выпуск предприятия.
Тогда предельные издержки предприятия могут быть определены как:
d(FC + FVCxq)_л?с dq
dSTC
dq
(3.39)
МС =
Тогда условие максимизации прибыли MR = МС с учетом выражений (3.37) и (3.39) может бытъ представлено в виде:
MR = P(1 - )=MC - AVC,
откуда
(3.40)
P = AVS-^. E-\
Ценообразование посредством наценки может осуществляться с использованием следующего соотношения:
(3.41)
Р = А?Сх (1 + к),
где к коэффициент наценки в форме коэффициента валовой маржи, которая представляет собой разницу между выручкой и переменными издержками и направляется предприятием на покрытие постоянных издержек и формирование прибыли.
Сопоставляя выражения (3.40) и (3.41), можно получить выражение для величины коэффициента наценки в форме коэффициента валовой маржи, который обеспечит выполнение условия максимизации прибыли:
(3.42)
Таким образом, установление наценки в форме коэффициента валовой маржи, т.е. в процентах к средним переменным издержкам с учетом эластичности спроса по цене, обеспечивает возможность максимизации прибыли.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение (включая формулы и графики) следующих понятий:
а) олигополия:
б) допущения модели олигополии:
в) индекс концентрации Херфиндаля:
г) классификация отраслей по Шепарду:
д) условия максимизации прибыли олигополистами:
е) модель Курно:
ж) модель Чемберлина:
з) модель Штакельберга:
и) модель Бертрана:
к) модель Эджуорта:
л) сговор:
м) картель:
н) доминирующее предприятие;
о) ценообразование посредством наценки.
2. Определите индекс Херфиндаля и оцените степень концентрации, если в отрасли четыре предприятия имеют следующие доли рынка: 10%, 20, 30 и 40%.
3. Определите равновесную цену дуополии Курно, если спрос может быть представлен функцией Р = 100 10G, а функция издержек одного из предприятий может быть представлена как ТС =20 + 5G.
4. Определите прибыль единственного лидера дуополии по Штакельбергу, если спрос может быть представлен функцией Р = 100 10G, а функция издержек лидера может быть представлена как ТС =20 + 5G.
5. Определите соотношение между ценами, обеспечивающее максимизацию прибыли, на двух рынках монополиста, если на первом рынке коэффициент эластичности спроса составляет 1,5, а на другом 2,2.
6. Определите цену, обеспечивающую олигополисту максимизацию прибыли, если его средние переменные издержки составляют 100 ед., а коэффициент ценовой эластичности спроса составляет 1,25 ед.



Содержание раздела