d9e5a92d

Их презрения было бы не избежать.

Хотя внешне такие люди выглядят как самураи, сердца их ничем не отличаются от сердец нищих поденщиков. Не забывай об осмотрительности и чувстве стыда.
Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина. 26. Нельзя не знать историю клана Самурай, находящийся на службе, должен хорошо знать о происхождении клана господина, о поколениях предков клана и об их родственных отношениях с господином. Он также обязан знать родословную знаменитых вассалов клана.

И это касается не только тех, кто давно служит данному клану, но и тех, кто только что поступил на службу.
Ведь может случиться так, что самурай будет беседовать с человеком из другого клана, и его вдруг спросят о клане его господина. И если выяснится, что он ничего об этом не знает и не разбирается в родословной клана, его сочтут недалеким и поверхностным, каким бы замечательным вассалом он ни казался прежде.
Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина. 27. Хвастуны, а не клеветники Устные традиции самураев свидетельствуют, что в старину те, кто стремились стать настоящими воинами, никогда не говорили плохо о даймё и лекарях.

Они прекрасно понимали: если не им самим, то кому-нибудь из их родственников вполне может случиться искать службы у этого господина.
И тогда люди, слышавшие из уст человека порочащие господина слова, спросили бы: как же так, ваш родственник ищет помощи у господина, которого вы поносили? Их презрения было бы не избежать. Кроме того, может произойти так, что лекарь, которого осуждал тот или иной человек, вылечил его тяжело больного друга или родственника.

И тогда человеку пришлось бы идти к лекарю и вежливо и любезно благодарить его.
Подобное бывает достаточно часто, и самураю надлежит помнить об этом. Ведь тогда, он не совершит того, о чем впоследствии стал бы сожалеть.

Однако, есть люди, не осознающие этого.
Они поверхностно судят обо всем подряд, болтают о том, что взбредет им в голову и, ничуть не задумываясь о будущем, распространяют слухи о тех людях, о которых не имеют права говорить. Они даже вспоминают о плохих поступках людей, с которыми совершенно не знакомы. Такие люди слывут клеветниками и сплетниками, они напрочь лишены проницательности и понимания Бусидо, и конец их неминуем.

Ведь человек, узнавший, что кто-то другой о нем плохо говорит, сочтет несправедливость по отношению к себе следствием зависти, а того, кто за его спиной сеет клевету — недостойным имени самурая, низким и наглым человеком.
Кроме того, какой бы «невинной болтовней» не представить эти слухи, бывают обстоятельства, когда их просто нельзя оставить без внимания. Ведь как ни стараешься забыть и отбросить в сторону подобное, память о несправедливости надолго въедается в сердце и вызывает желание отплатить злом за зло.
Самурай должен хорошо понимать, что порочить человека и распространять клевету способны только низкие людишки, недостойные даже осуждения и презрения. Здесь необходимо заметить, что хотя внешне хвастун и клеветник похожи, между ними на самом деле — большая разница.
Многие воины прошлого слыли великими хвастунами. Так, главные вассалы сёгуна.
Мацудайра Кага-эмон и Окубо Хикодзаэмон очень любили похвалиться перед другими. И вообще, в те времена в кланах местных даимётрое из пятерых самураев считались хвастунами.
Однако те, кто удостоился славы хвастунов, совершали беспримерные подвиги в битвах. Никто не мог сравниться с ними в Бусидо.

Правда, они не отличались глубоким пониманием времени и были людьми упрямыми.
Кроме того, зачастую им было просто не с кем поговорить. Хотя они слыли хорошими самураями, за свою службу они не получали ни земель, ни постов.

Полагая это несправедливым, они становились предвзятыми в оценках и следовали неправильному пути, рассуждая обо всем подряд перед любым слушателем. Тем не менее, господин, старшие вассалы и главы кланов почитали таких людей как исключительных и смотрели на их выходки сквозь пальцы.

Они становились все более и более самонадеянными, утрачивали всякую благопристойность и почтительность и говорили о хороших и плохих поступках других людей так, как им заблагорассудится.
В молодости эти воины совершали подвиги, недоступные обычным людям. Они были уверены в своих силах, и поэтому кичились собственным геройством. В наше мирное время человеку, каким бы отважным и храбрым он ни был рожден, негде проявить свои качества и заслужить славу.

И вот люди, ни разу в жизни даже не надевавшие доспехов, сидят со своими друзьями и обсуждают, какие ошибки были допущены в клане господина. Они хулят вассалов кланов и чиновников, перемывают все косточки своим знакомым и считают себя очень умными, хотя на самом деле они глупцы.
Они отличаются от хвастунов далекого прошлого как ночь ото дня, а белое — от черного. Их можно назвать лишь клеветниками и недоумками. Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

28. Перечить и льстить — значит не знать долга Если самурай несет службу рядом с господином, последний когда-нибудь обязательно попросит его высказать собственное мнение по какому-нибудь вопросу.
Допустим, что самурай изложил свое суждение, и господин не согласился с ним. Если самурай уверен, что господин ошибается, он, тем не менее, должен внимательно выслушать хозяина, признать свое мнение неправильным и подождать следующего раза, когда господин будет в лучшем расположении духа.
В таком случае, если господин впоследствии изменит свой взгляд, совет самурая не останется без внимания, и это будет только на благо ему. Можно ли настойчиво и упрямо перечить господину и убеждать его, что он не прав — это зависит от положения человека.

Но в целом, для вассала, не имеющего родственных связей с кланом, подобное поведение считается верхом невежливости.
Самурай не должен так поступать, какую бы, по его мнению, пользу это ни могло принести господину. Однако, нет ничего более отвратительного и постыдного, чем, будучи уверенным, что господин не прав, легко менять собственное мнение, льстиво соглашаться с господином и с готовностью признавать свои ошибки только для того, чтобы тут же получить от него похвалу.

Вообще, самурай обязан раз и навсегда запомнить: ни при каких обстоятельствах не давать волю своему желанию заискивать перед господином. Если ты прилежно исполняешь свои обязанности, но не получаешь одобрения и похвалы со стороны господина,утешь себя тем, что таков твой удел.
Это — одно из самых главных качеств самурая. Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина. 29.

Как отличить храбреца от труса?
В Бусидо есть три важных качества: верность, прямота и мужество. Если человек обладает всеми тремя добродетелями, его можно назвать совершенным воином.

Думать и говорить об этих качествах легко, но как же тяжело постичь их своим сердцем и применить на практике. Вот почему с незапамятных времен совершенного самурая было трудно отыскать даже среди ста или тысячи воинов.Определить, верен тот или иной человек, и прям ли он, достаточно просто, ведь данные достоинства часто проявляются в повседневной жизни.

Но как же в наше мирное, не богатое событиями время выделить человека мужественного?
Подобные сомнения, однако, неоправданны. Ведь самурай в первый раз показывает свое мужество не тогда, когда надевает доспехи, берет копье и алебарду, вступает в битву и оказывается окруженным врагами. В спокойной и мирной жизни человека его мужество и трусость отражаются как в зеркале.

Почему так?
Человек, рожденный отважным и мужественным, будет ревностно и пылко следовать добру и точно так же избегать зла. Он будет исполнять свой долг перед господином и родителями с несравненной преданностью и сыновней почтительное- ^61 тью.

Все свое свободное время он будет посвящать Учению. Он ни за что не станет пренебрегать боевыми искусствами.
Он не будет расточительным, и не истратит понапрасну ни единой монеты. Из этого не следует, однако, что он скуп и скареден, ведь на необходимые вещи он без сожаления потратит сумму, с которой другие ни за что не расстались бы.

Если законы клана господина или родители запрещают ему посещать какие-либо места или играть в азартные игры, он ни за что не пойдет им наперекор и будет твердо воздерживаться от участия в неблаговидных делах, какие бы соблазны перед ним ни вставали.
Ни при каких обстоятельствах он не повернется спиной к господину и родителям. Он будет беречь здоровье и носить в сердце желание хотя бы раз в жизни совершить великий подвиг.

Он будет тренировать свое тело и соблюдать умеренность в еде и вине.
Он будет избегать излишеств в общении с женщинами, первыми соблазнительницами мужчины. Во всем же остальном он останется стойким.

Вот каковы свидетельства мужества человека.
Трус же, напротив, будет внешне почитать господина и родителей, а на самом деле — ни во что их не ставить. Он и думать не пожелает о законах клана господина и увещеваниях родителей. Он станет потакать своим желаниям, ходить туда, куда не следует и делать то, что запрещено.

Трус будет спать и утром, и днем.
Все, связанное с Учением, вызовет у него отвращение. Он не будет соблюдать дисциплины даже в занятиях боевыми искусствами — главном деле воина.

Попрактиковав все понемногу, он будет со знающим видом говорить обо всем, на самом деле не имея об этом ни малейшего представления. Он будет выбрасывать на ветер свое жалованье, не думая ни о прошлом, ни о будущем, расходуя деньги на лакомые блюда и бесполезные безделушки.
На прочие же траты он будет скупиться. Он не вспомнит даже о том, чтобы заменить прохудившиеся веревки на доспехах, доставшихся от родителей, еще меньше он будет желать приобрести новые доспехи и седла. Такой человек абсолютно не придает значения тому, что, заболев, он не сможет служить господину и доставит беспокойства и трудности родителям.

Он с охотой погрязнет в излишествах, пьянстве, похоти, подрывая тем самым свои жизненные силы.
Все это проистекает от слабого и нерешительного ума, неспособного на сдержанность.


Не ошибешься, если назовешь такого человека трусливым и малодушным самураем.

Так, даже в мирное и спокойное время, можно легко отличить храбреца от труса. Эти слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.
30. Никого не ценят так высоко, как воина Самурай, получающий содержание от господина и исполняющий предписанные обязанности, ни на мгновение не имеет права считать свое тело и свою жизнь принадлежащими себе.
Это касается не только знатных самураев, но и самураев низкого ранга. И вот почему.

В воинском сословии есть два типа самураев. Например, оруженосцы и лакеи, стоящие ниже пехотинцев, получают очень маленькое жалованье деньгами и рисом, хотя и днем, и ночью трудятся до изнеможения.

Но, с другой стороны, ни от одного из них не требуется жертвовать жизнью во имя господина.
Ни одного из них не обвинят в постыдном поведении, даже если он проявит трусость или убежит с поля боя — главного места службы воина. Но можно ли сказать, что служба заключается только в продаже собственных усилий? Самурай — это человек, которому предписано служить и понимать, что он отдает свою единственную жизнь за своего господина.

Поэтому, хотя его не обязывают трудиться каждый день до изнеможения, как низких слуг, в то мгновение, когда от него потребуется все, на что он способен, самурай не отступит ни на шаг и умрет славной смертью. Он будет стоять перед господином или командующим и закрывать его своим телом от тучи стрел.
Естественно, что во время войны господин высоко ценит таких людей, ищет их повсюду и назначает им щедрое содержание. Но и сегодня, когда страна в мире и подобной необходимости, казалось бы, нет, никого не чтят столь высоко, как самурая, никого не награждают так же щедро.

Ведь даже маленькое содержание в 100 коку в год за десять лет превращается в 1000 коку, а что уж говорить о знатных воинах, жалованье которых намного больше.
А если еще добавить богатства, полученные в предшествующие десятилетия отцами и дедами? Вот почему важно проникнуться добротой и щедростью господина и его искренним желанием поддерживать своих вассалов.
И каковы же его желания? Господин прекрасно понимает, каких расходов ежегодно стоит содержание самураев клана, знатных и низких.

Но он помнит о тех, кто служил его предкам в минувшие времена великих сражений.
Он знает, что, случись что-нибудь, полководцы должны будут повести воинов на поле боя, и тогда ему понадобится много людей, знающих военное дело. Например, удел, получающий доход в 100000 коку, должен по приказу сёгуната выставить 170 всадников, 60 пехотинцев с луками, 350 пехотинцев с мушкетами, 150 копьеносцев и еще помощников для командующего.

Что касается дополнительного количества воинов, то это зависит от возможностей и желания каждого военачальника. Кроме того, когда вся армия выступает в поход, замок не может остаться незащищенным.

На случай осады в нем необходимо держать достаточное для обороны количество воинов.
Когда составляешь план действий, всегда полагаешь, что людей в клане множество. Но когда приходит беда, людей оказывается недостаточно.
Можно подумать, что, поскольку сейчас мир и многие самураи не имеют хозяев, в случае необходимости их легко будет набрать на службу. Однако, все люди, независимо от ранга и должности, ценят хорошее к себе отношение.

Конечно, если набрать самураев, не имеющих господина, они принесут какую-то пользу.
Но если самурай не получал в течение многих лет милостей от господина, если он не видел его доброты и щедрости, если его не переполняло желание вознаградить господина за его благодеяния, в минуту " настоящей опасности он не пожертвует с готовностью собственной жизнью и не проявит своих лучших качеств. Местные даймё и полководцы хорошо понимают это.
Вот почему они принимают на службу множество самураев, и высокого, и низкого ранга, хотя и не нуждаются в них в мирное время. Ныне среди самураев, чьи предки в течение поколений служили тому или иному клану, немало людей неприятных, недалеких или попросту глупых. Но господин по-прежнему благоволит к ним и выплачивает им полное содержание. И в трудную минуту эти люди, желая отплатить господину за его любовь и доброту, не задумываясь отдадут за него свои жизни.

Все даимё и полководцы втайне надеются, что именно на таких людей можно положиться и именно они сослужат добрую службу в случае необходимости.
Поэтому самурай должен не только догадываться, какие тайные надежды возлагает на него господин, но и размышлять над тем, как ему самому надлежит исполнять свой долг и какие у него должны быть побуждения. Исполнение обязанностей стража, помощника или посланника является долгом самурая в мирное время.

Они настолько просты и незначительны, что их нельзя назвать делом, достойным настоящего вои-на.Если самурай практикует боевые искусства, желая своей несравненной преданностью воодушевить других; если у него должное количество людей, лошадей и доспехов для тех и других; если, на поле битвы, он, ничего не говоря другим, в сердце своем взывает к божеству войны Мариситэну и умоляет дать ему силы исполнить три обязанности: быть первым в атакующих рядах, быть первым, взобравшимся на стену при штурме замка и последним в отступлении, и не позволить никому другому занять его место — значит, этот самурай следует подлинному духу Бусидо. Настоящий самурай должен не только иметь вышеописанные намерения, но и обязан пренебречь собственным телом и жизнью.
Ему следует помнить, что довольно трудно судить, в какой момент он более всего потребуется господину. Вот почему самурай должен беречь свою жизнь и не тратить ее на еду, вино и женщин.

Настоящий самурай будет жаждать продлить свою жизнь хотя бы на день, если он знает, что может сделать что-то еще для своего господина. Тихая кончина от болезни в своей постели покажется ему отвратительной.
Тем более он будет помнить, что вступать в бессмысленные споры и поединки, убивать своих Друзей и знакомых, рискуя собственной жизнью — это верх несправедливости и предательства. Поэтому самурай обязан следить за своими словами и избегать праздных разговоров.
Вообще, воину не подобает произносить много слов. Те, кто не понимают этого, завязывают пустые беседы и возникает спор. Накалившийся до предела спор приводит к ссоре.

А ссора влечет за собой оскорбление.
Когда же два воина оскорбляют друг друга, остается один шанс из тысячи, что дело не закончится поединком. Поэтому того, кто понимает все еще прежде, чем начнется спор, кто с самого начала считает свою жизнь принадлежащей только господину, кто укрощает собственный гнев, можно назвать преданным и проницательным воином. Среди твоих знакомых и сослуживцев наверняка найдутся люди недалекие и глупые. Когда глупец несет какую-нибудь чушь, окружающие сделают вид, что не слышат его, и избегают его присутствия.

Однако, это заставляет его думать, что другие просто боятся его.
И вот он уже выходит из себя, говорит грубости и заканчивает тем, что наносит непереносимые оскорбления всем подряд. Если самурай окажется в подобной ситуации, это большое несчастье для него.

Когда воина оскорбили, он должен быстро принять решение, успокоить разум и сердце, оценить обстоятельства места и времени и, если дело невозможно разрешить незамедлительно, уйти к себе. Затем самурай должен закончить все служебные и личные дела и расстаться с мыслью о жизни в этом мире.
Вместе с теми людьми, которые присутствовали при нанесении оскорбления, знают все обстоятельства дела и могут выступить свидетелями, он должен составить документ. И только потом он может искать случая отомстить обидчику, приняв твердое решение сразу же после расплаты покончить с собой или же доложить обо всем господину с просьбой провести расследование.
Тогда он будет приговорен к сэппуку. В таком случае все друзья и сослуживцы сочтут действия самурая достойными, и сам господин выскажет свое восхищение. Ведь тогда разве не будет это служить оправданием за пренебрежение преданностью? Однако, не понимающие принципов Бусидо молодые самураи в подобном положении просто выйдут из себя от гнева, набросятся на глупца и погибнут быстрой и бессмысленной смертью.

И все случится потому, что они не знают: жизнь самурая с самого начала принадлежит не ему, а его господину.
Запомни же это раз и навсегда. Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.
31. Не забывай о сострадании к чужой беде Если кто-то из знакомых или соотечественников самурая вдруг заболел или удручен каким-либо несчастьем, то самурай, даже если он не был близко знаком с этим человеком, должен проявить сочувствие и запретить в своем доме громкий смех и музыку.
Об этом следует также предупредить жену, детей и слуг. И дело здесь не в том, что человек, у которого горе, может узнать обо всем. Просто тогда ты сможешь избежать осуждения и презрения со стороны других и дурной славы бесцеремонного и грубого человека.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина. 32.
Самурай, который бьет жену — просто трус Если жена делает что-то несоответствующее желаниям самурая, самое разумное — это объяснить ей, что правильно, а что — нет. Если проступок ее незначителен, то лучше простить ее и быть терпеливым.
Если же муж чувствует, что жена его — самодурка, и от нее не будет никакого проку, следует навсегда расстаться с ней и отправить ее обратно к родителям. Но если самурай не делает этого, и, считая женщину своей женой, повышает голос, ругает и оскорбляет, ту, кого люди почтительно называют супругой, то он ведет себя точно так же, как нищие поденщики, живущие на задворках городов и деревень.
Настоящий самурай не должен так поступать. Не нужно даже говорить, что только трусливый и малодушный человек может размахивать перед женщиной мечом, бить ее и совершать подобные отвратительные поступки. Тем более, если женщина рождена в древнем самурайском доме.

И хотя такая женщина скорее всего просто не допустит, чтобы муж распускал руки, ее горький удел — терпеть и молча лить слезы.
Ведь драться с соперником, который не способен сопротивляться — мерзко и позорно для самурая. Человека же, который поступает так, как не подобает храброму воину, и делает то, что вызывает у храброго воина презрение, нельзя назвать иначе как трусом.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.
33. Выполняй свои обязанности каждый день, но ни на мгновение не опережай события Самурай, находящийся на службе, должен в первую очередь думать об исполнении своих ежедневных обязанностей, какими бы бесконечными или трудными они ни были.

Очень важно, чтобы самурай имел решимость доводить все дела до конца в назначенный день и не тешил себя мыслью о том, что у него будет впереди еще много времени.
Ведь в нашем изменчивом мире человек, какое бы высокое положение он ни занимал, не может знать наверняка, что ему принесет день завтрашний. Кроме того, также трудно судить, какие непредвиденные события могут произойти между господином и слугой.

Если не случатся несчастия, отношения могут продолжаться до конца их жизни.
Когда самурай исполнен решимости каждый день делать свои дела, он не будет томиться от скуки и не оставит ничего без внимания. Тогда все пойдет своим чередом и решится в назначенный срок, ведь самурай будет усерден и не будет забывчивым и беспечным.

Но если самурай полагает, что наш мир останется неизменным и что у него еще полно времени, чтобы сделать незаконченные дела позднее, он превратится в утомленного жизнью, слабого духом, небрежного и беспечного человека.
Он будет откладывать на завтра не только второстепенные дела, но и те, которые необходимо срочно обсудить и решить. Таких дел будет накапливаться все больше, и человек позабудет о многих из них. Далее, если человек отмахивается от одного своего друга и сваливает вину на другого, в конце концов никто не придет ему на помощь.

В итоге, все важные дела останутся нерешенными. Вот что происходит, когда самурай беспечен и неосмотрителен, когда он не знает, что воин обязан прилежно исполнять все свои обязанности каждый день, а вместо этого полагается на грядущие дни и месяцы.
Запомни это хорошенько. Самурай, обязанности которого определены на каждый день месяца, должен помнить: если на службе необходимо появиться в шесть часов утра, следует знать расстояние от дома господина до своего жилища и сколько времени займет путь, и всегда выходить из дому заранее, несмотря ни на что.

Но бывает и так, что самурай с отвращением думает о службе и бездельничает по утрам.
Он может выпить еще одну чашку чая а потом еще одну, может курить трубку, может вести бессмысленные разговоры, сначала с женой, а потом и с детьми. Время идет, и самурай с опозданием покидает свой дом.
Он несется по дороге сломя голову, не обращая внимания на то, что могут подумать люди. Он прибежит к месту службы, запыхавшись и обливаясь потом, даже если на дворе зима, он будет долго обмахиваться веером и лепетать жалкие извинения, объясняя свое опоздание какими-то неотложными делами.

Любой разумный человек будет смотреть на него, как на уличного шута.
Ведь служба в доме господина — это первейшая обязанность самурая. Самураю предписано охранять покои господина и защищать его, даже если речь идет о коротком времени.

Поэтому, опаздывать на службу из-за каких-то личных дел просто недопустимо, какие бы ни возникли обстоятельства.
Кроме того, даже если самурай понимает это и является на службу в положенное время, в высшей степени неприлично проявлять беспокойство и зевать, если дела вынуждают задержаться, и тем самым показывать свое желание поскорее вернуться домой. Как будто пробыть чуть дольше положенного в резиденции господина—великий подвиг!
Не забывай об этом. Можно отпроситься со службы, если твои родители больны и ты должен присматривать за ними. Если же болеет твой ребенок, здесь уже все зависит от положения самурая и обстоятельств.

Разумеется, родитель, какое бы положение он ни занимал, не может оставаться безразличным к здоровью своего ребенка. Но если самурай не может послать одного-двух вассалов присмотреть за ребенком, болезнь последнего не может считаться оправданием для отсутствия на службе.
Другое дело,если ранг самурая не позволяет иметь слуг и ему некого послать присматривать за ребенком вместо себя. Само собой разумеется, что болезнь жены никак не может считаться извинением для неприхода на службу и неисполнения своих обязанностей даже для самурая низкого ранга, не говоря уже о высоких чинах.
Однако, если жена тяжело больна или если самурай сам подхватил болезнь, следует, сообщить об этом через гонца и остаться дома.



Содержание раздела