d9e5a92d

Тит Нат Хан - Преображение и целительство

СУТРА О ЧЕТЫРЕХ ОСНОВАНИЯХ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Однажды, когда Будда жил в Каммассадхарме, торговом городе народа Куру, я услышал от него эти слова.
Будда обратился к бхикшу; О бхикшу,
А бхикшу отвечали: Почтенный Господь.
Будда сказал: Бхикшу, существует самый замечательный путь помощи живым существам достичь очищения, тотчас же избавиться от горя и печали, покончить с болью и беспокойством, пойти по правильному пути и погрузиться в нирвану. Это путь четырех оснований внимательности.
Каковы эти четыре основания?
1. Бхикшу, практикующий пребывает погруженным в созерцание тела в теле - с тщательностью и вниманием, с ясным пони-
А как практикующий остается наблюдателем тела в теле?
Он идет в лес, к подножию дерева, или входит в пустую комнату, садятся в позу лотоса (скрестив ноги) и устанавливает перед собой внимательность. Он делает вдох, осознавая, что делает вдох. Он делает выдох, осознавая, что делает выдох.

Когда он делает долгий вдох, он знает: Я делаю долгий вдох. Когда он делает долгий выдох, он знает: Я делаю долгий выдох':. Когда он делает короткий вдох, он знает: Я делаю короткий вдох.

Когда он делает короткий выдох, он знает: Я делаю короткий выдох.
Он следует такому методу: Делая вдох, я осознаю все свое тело. Делая выдох, я осознаю все свое тело. А потом: Делая вдох, я успокаиваю деятельность своего тела.

Делая выдох, я успокаиваю деятельность своего тела.
Так же как искусный гимнаст знает, когда он делает длинный перепорот, Я делаю длинный переворот, изнает, когда он делает короткий переворот, Я делаю короткий переворот, так и практикующий, когда он делает долгий вдох, знает: Я делаю долгий вдох, - а когда он делает короткий вдох, знает: Я делаю короткий вдох. А когда он делает долгий вдох, знает: Я делаю долгий вдох,- а когда делает короткий выдох, знает: Я делаю короткий выдох.
Он следует такому методу; Делая вдох, я осознаю все свое тело. Делая выдох, я осознаю все свое тело. Делая вдох, я успокаиваю деятельность своего тела.

Делая выдох, я успокаиваю деятельность своего тела.
Вот как практикующий наблюдает за телом в теле. Он наблюдает за тем, что внутри тела или же снаружи, или одновременно за тем, что и внутри, и снаружи тела. Он наблюдает за процессом возникновения в теле или же за процессом распада в теле или же одновременно за процессом возникновения и за процессом распада. Или же он помнит такой факт: Здесь есть тело, -до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.

Он продолжает созерцание - свободный, недоступный никаким мирским соображениям. Вот как практиковать наблюдение за телом в теле, о бхикшу.
Более того, когда практикующий идет, он осознает: Я иду. Когда он стоит, он осознает: Я стою. Когда он сидит, он осознает: Я сижу.

Когда он лежит, он осознает: Я сижу. В каком бы положении ни находилось его тело, он осознает положение тела.
Так практикующий наблюдает за телом в теле. Он наблюдает за тем, что внутри тела или снаружи, или одновременно за тем, что внутри тела и снаружи.

Он наблюдает за процессом возникновения в теле или за процессом распада или одновременно за процессом возникновения и распада в теле. Или он помнит такой факт: Здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.
Более того, когда практикующий идет вперед или назад, он стремится к полному осознанию движения вперед или назад. Когда он смотрит прямо перед собой или смотрит назад, наклоняется или встает, он также стремится к полному осознанию того, что он делает. Он стремится к полному осознанию того, что на нем надето платье сангхати или же что он несет миску для сбора подаяния. Когда он ест или пьет, жует или смакует пищу, онстремится к полному осознанию всего этого.

Когда испражняется или мочится, он стремится к полному осознанию этого. Идет ли он, стоит, лежит, спит или просыпается, говорит или молчит, он озаряет все это светом осознания.
Затем практикующий медитирует на свое тело, от подошвы ног до макушки головы, а потом от волос на макушке головы до низа; на тело, покрытое изнутри оболочкой и полное телесных нечистот. Вот волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишечник, кал, желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слезы, слюна, слизь, моча.
Бхикшу, представьте себе мешок, который можно открыть с обоих концов, в нем множество разных зерен: бурого риса, дикого риса, фасоли, кунжута, белого риса. Если кто-нибудь, у кого хорошее зрение, откроет мешок, он увидит это так: Вот бурый рис, вот дикий рис, а это - фасоль, кунжут и белый рис.

Так и практикующий просматривает все свое тело от подошвы ног до волос на макушке головы, тело, заключенное в оболочку из кожи, и полное телесных нечистот. Вот волосы на голове, полосы на теле, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишечник, экскременты, желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слезы, слюна, слизь, синовиальная жидкость, моча.
Вот как практикующий остается погруженным в наблюдение за телом в теле; наблюдение за телом изнутри и снаружи, или одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в наблюдение за процессом возникновения в теле или процессом распада в теле, или одновременно за процессом возникновения и распада. Или он помнит этот факт: здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за телом в теле, о бхикшу.
Далее, в каком бы положении ни находилось тело, практикующий просматривает элементы, из которых состоит тело: В этомтеле имеется элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха.
Подобно искусному мяснику или ученику мясника, который заколол корову, и обдумывает, как разделать тушу на части, практикующий просматривает элементы, из которых состоит его тело: В этом теле имеется элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха.
Вот как практикующий остается погруженным в созерцание тела е теле; наблюдение за телом изнутри или снаружи, или же наблюдение за телом одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в созерцание процесса возникновения в теле или процесса распада в теле или одновременно за процессом возникновения и распада.

Или он помнит этот факт: Здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Бот как практиковать созерцание тела в теле, о бхикшу.
Затем практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе лежащим на кладбище один, два, три дня - раздувшимся, посиневшим и гнойным - и он наблюдает. Мое тело обладает той же природой.

Однажды оно точно так же перестанет существовать, и это неизбежно.
Так практикующий остается погруженным в созерцание тела в теле: созерцание тела изнутри или снаружи, или созерцание тела одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в созерцание процесса возникновения в теле и процесса распада в теле или одновременно за процессом возникновения и распада. Или он помнит такой факт: Здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.

Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям. Вот как практиковать созерцание тела в теле, о бхикшу.
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище - труп клюют вороны, поедают ястребы, коршуны и шакалы, в нем полно личинок и червей - и ом наблюдает. Мое тело обладает той же природой, оно точно так же перестанет существовать, и это неизбежно.
Вот как практикующий остается погруженным в созерцание тела в теле; он наблюдает за телом изнутри или снаружи, или одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в созерцание процесса возникновения в теле или процесса распада в теле, или одновременно процесса возникновения и распада.

Или он помнит этот факт: Здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за телом в теле, о бхикшу.
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище - это просто скелет с остатками плоти и крови, а кости соединены связками, и практикующий отмечает: Мое тело обладает той же природой. Оно точно так же перестанет существовать.

И это неизбежно.
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище; это просто скелет, уже без плоти, но с остатками крови, и кости все еще соединены связками...
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище; и все, что осталось - это горстка костей, валяющихся тут и там: в одном месте кость руки, в другом - кость голени, а вот бедренная кость, таз, позвоночник, череп.
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище; и все, что от него осталось - это побелевшие кости, кости цвета раковины...
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который он представляет себе брошенным на кладбище; труп лежитздесь уже больше года, и все, что от него осталось - это горстка иссохших костей...
Далее, практикующий сравнивает свое тело с трупом, который представляет себе брошенным на кладбище, и все, что от него осталось - это пыль от истлевших костей, и практикующий отмечает: Мое тело обладает той же природой, оно точно так же перестанет существовать. И это неизбежно.
Вот как практикующий остается погруженным в созерцание тела в теле, он наблюдает за телом изнутри тела или снаружи, или наблюдает за телом одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в созерцание процесса возникновения в теле или распада в теле, или одновременно процесса возникновения и распада.

Или он помнит этот факт: Здесь есть тело, -до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.



Вот как практиковать наблюдение за телом в теле, о бхикшу.
ство, источник которого - тело, он осознает: Я испытываю болезненное чувство, источник которого - тело. Когда он испытывает болезненное чувство, источник которого - ум, он осознает: Я испытываю болезненное чувство, источник которого - ум. Когда он испытывает нейтральное чувство, и источник этого чувства - тело, он осознает: Я испытываю нейтральное чувство, и источник этого чувства - тело.

Когда он испытывает нейтральное чувство, и источник этого чувства - ум, он осознает: Я испытываю нейтральное чувство, и источник этого чувства - ум.
Вот как практикующий созерцает чувства посреди чувств, созерцает чувства изнутри чувств или снаружи, или одновременно изнутри и снаружи. Он наблюдает за процессом возникновения в чувствах или процессом распада в чувствах, или одновременно за процессом возникновения и распада. Или он помнит этот факт: Здесь есть чувство, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.

Он наблюдает, свободный, недоступный никаким мирским соображениям. Вот как наблюдать за чувствами, находясь посреди чувств, о бхикшу.

Бхикшу, как практикующий закрепляется в созерцании чувств посреди чувств?
Когда бы практикующий ни испытывал приятное чувство, он осознает: Я испытываю приятное чувство. Когда бы он ни испытывал болезненное чувство, он осознает: Я испытываю болезненное чувство.

Когда бы он ни испытывал нейтральное чувство, он осознает: Я испытываю нейтральное чувство. Когда он испытывает приятное чувство, источник которого - тело, он осознает: Я испытываю приятное чувство, источник которого - тело.

Когда он испытывает приятное чувство, источник которого - ум, он осознает: Я испытываю приятное чувство, источник которого - ум.
Бхикшу, как практикующий наблюдает за умом в уме?
Когда его ум желает, практикующий осознает: Мой ум желает. Когда в его уме нет желания, он осознает: В моем уме нет желания.

Когда его ум что-то ненавидит, он осознает: Мой ум ненавидит. Когда п его уме нет ненависти, он осознает: В моем уме нет ненависти. Когда его ум находится в состоянии неведения, он осознает: Мой ум находится в состоянии неведения. Когда его ум находится в напряжении, он осознает: Мой ум находится в напряжении. Когда его ум рассеян, он осознает: Мой ум рассеян.

Когда его ум не рассеян, он осознает: Мой ум нерассеян. Когда кругозор его ума расширяется, он осознает: Кругозор моего ума расширяется. Когда у его ума ограниченный кругозор, он осознает: У моего ума теперь ограниченный кругозор.

Когда его ум способен достичь более высокого состояния, он осознает: Мой ум способен достичь более высокого состояния. Когда его ум не способен достичь более высокого состояния, он осознает: Мой ум не способен достичь более высокого состояния. Когда его ум спокоен, он осознает: Мой ум спокоен. Когда его ум не спокоен, он осознает: Мой ум неспокоен, Когда его ум свободен, он осознает: Мой ум свободен.

Когда его ум не свободен, он осознает: Мой ум не свободен.
Вот как практикующий наблюдает за умом в уме, наблюдает за умом изнутри ума или снаружи, или одновременно изнутри и снаружи. Он наблюдает за процессом возникновения в уме или за процессом распада в уме, или одновременно за процессом возникновения и распада.

Или он помнит этот факт: Здесь есть ум, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Так он наблюдает, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за умом в уме, о бхикшу. Бхикшу, как практикующий наблюдает за объектами ума посреди объектов ума?
Прежде всего он наблюдает за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание пять препятствий. Как он за ними наблюдает?
1. Когда у него есть чувственное желание, он осознает: У меня есть чувственное желание. А когда у него нет чувственногожелания, он осознает: У меня нет чувственного желания.

Когда в нем поднимается чувственное желание, он осознает это. Когда уже возникшее чувственное желание покидает его, он осознает это.

Если покинувшее его чувственное желание в будущем больше не возникает, он осознает это.
2.Когда в нем присутствует гнев, он осознает: Во мне присутствует гнев. Когда в нем не присутствует гнев. Он осознает:Во мне не присутствует гнев. Когда в нем поднимается гнев, оносознает это.

Когда уже возникший гнев покидает его, он осознает это. Когда покинувший его гнев в будущем больше не возникает, он осознает это.
3.Когда тупость и сонливость присутствуют в нем, он осознает: Во мне присутствуют тупость и сонливость. Когда тупость и сонливость не присутствуют в нем, он осознает: Тупость и сонливость во мне не присутствуют. Когда в немпробуждаются тупость и сонливость, он осознает это.

Когда ужевозникшие тупость и сонливость покидают его, он осознает это.Когда покинувшие его тупость и сонливость в будущем большене возникают, он осознает это.
4.Когда в нем присутствуют тревога и угрызения совести, оносознает: Во мне присутствуют тревога и угрызения совести.
Когда в нем не присутствуют тревога и угрызения совести, оносознает: Тревога и угрызения совести во мне не присутствуют. Когда в нем пробуждаются тревога и угрызения совести, оносознает это. Когда уже возникшие тревога и угрызения совестипокидают его, он осознает это.

Когда покинувшие его тревога иугрызения совести в будущем больше не возникают, он осознаетэто.
5. Когда в нем присутствует сомнение, он осознает: Во мнеприсутствует сомнение. Когда в нем не присутствует сомнение, он осознает: Сомнение во мне не присутствует. Когда сомнение пробуждается, он осознает это. Когда уже возникшее сомнение покидает его, он осознает это.

Когда покинувшее его сомнение в будущем больше не возникает, он осознает это.
Вот как практикующий наблюдает за объектами ума посреди объектов ума, наблюдает за объектами ума изнутри объектов ума или снаружи объектов ума, или же наблюдает за объектами ума одновременно изнутри и снаружи. Он наблюдает за процессом возникновения в объектах ума и за процессом распада в объектах ума, или же одновременно за процессом возникновения и распада.

Или он помнит этот факт; Здесь есть объект ума, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в наблюдение, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание пять препятствий, о бхикшу.
Далее, практикующий наблюдает за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание пять агрегатов. Вот как он наблюдает. Такова форма. Таково возникновение формы. Таково исчезновение формы.

Таково чувство. Таково возникновение чувства. Таково исчезновение чувства. Таково восприятие. Таково возникновение восприятия.

Таково исчезновение восприятия. Таковы ментальные формации. Таково возникновение ментальных формаций.

Таково исчезновение ментальных формаций. Таково сознание. Таково возникновение сознания.

Таково исчезновение сознания.
Вот как практикующий наблюдает за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание пять агрегатов: наблюдает за объектами ума изнутри объектов ума или снаружи, или наблюдает за объектами ума одновременно изнутри и снаружи. Он наблюдает, за процессом возникновения к объекте ума или за процессом распада в объекте ума или одновременно за процессом возникновения и распада. Или он помнит этот факт: Здесь есть объект ума, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в наблюдение, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за объектами ума, находясь посреди объектов ума, принимая во внимание пять агрегатов, о бхикшу.
Далее, бхикшу, практикующий наблюдает за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание шесть органов чувств и шесть объектов чувств. Как он наблюдает?
Он осознает глаза и осознает форму, и он осознает внутренние формации, возникающие благодаря глазам и форме. Он осознает зарождение новой внутренней формации, и он осознает, когда уже возникшая внутренняя формация исчезает, и он осознает, что исчезнувшая внутренняя формация больше не возникает.
Он осознает нос и осознает запах, и он осознает внутренние формации, возникающие благодаря носу и запаху. Он осознает зарождение новой внутренней формации, и он осознает исчезновение уже возникшей внутренней формации, и он осознает, что уже исчезнувшая внутренняя формация больше не возникает.
Практикующий осознает язык и осознает вкус, и он осознает внутренние формации, возникающие благодаря языку и вкусу. Он осознает зарождение новой внутренней формации, и он осознает исчезновение уже возникшей внутренней формации, и он осознает, что уже исчезнувшая внутренняя формация больше не возникает.
Практикующий осознает тело и осознает предмет, к которому прикасается, и он осознает внутренние формации, возникающие благодаря телу и прикосновению. Он осознает зарождение новой внутренней формации и осознает исчезновение уже возникшей внутренней формации, и он осознает, что уже исчезнувшая внутренняя формация больше не возникает.
Вот как практикующий остается погруженным в наблюдение за объектами ума посреди объектов ума, принимая во вниманиешесть органов чувств и шесть объектов чувств: наблюдает за объектами ума изнутри объектов ума или снаружи объектов ума, или наблюдает за объектами ума одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в наблюдение за процессом возникновения в объекте ума или за процессом исчезновения в объекте ума, или одновременно за процессом возникновения я исчезновения.

Или он помнит этот факт: Здесь есть объект ума, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание. Он остается погруженным в наблюдение, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.

Вот как практиковать наблюдение за объектами ума, находясь посреди объектов ума, принимая во внимание шесть органов чувств и шесть объектов чувств, о бхикшу.
Далее, бхикшу, практикующий остается погруженным в наблюдение за объектами ума, находясь посреди объектов ума, принимая во внимание семь факторов пробуждения.
Как он остается погруженным в практику наблюдения семи факторов пробуждения?
1.Когда такой фактор пробуждения, как внимательность, присутствует в нем, он осознает: Во мне присутствует внимательность. Когда внимательность в нем не присутствует, он осознает:
Внимательность во мне не присутствует. Он осознает, когда несуществовавшая до этого внимательность зарождается и когдауже возникшая внимательность полностью развивается.
2.Когда такой фактор пробуждения, как пытливость (исследование природы вевдеЙ), присутствует в нем, он осознает: Вомне присутствует пытливость. Когда пытливость в нем не присутствует, он осознает: Пытливость во мне. не присутствует.

Оносознает, когда не существовавшая до этого пытливость зарождается и когда уже возникшая пытливость полностью развивается.
3.Когда такой фактор пробуждения, как энергия, присутствуети нем, он осознает: Во мне присутствует энергия. Когда энергияв нем не присутствует, он осознает: Энергия во мне не присутствует.

Он осознает, когда не существовавшая до этого энергиязарождается и когда уже возникшая энергия полностью развивается.
4.Когда такой фактор пробуждения, как радость, присутствуетв нем, он осознает; Во мне присутствует радость. Когда радостьв нем не присутствует, он осознает; Радость во мне не присутствует . Он осознает, когда не существовавшая до этого радостьпробуждается и когда уже возникшая радость полностью развивается.
5.Когда такой фактор пробуждения, как легкость, присутствует в нем, он осознает: Во мне присутствует легкость. Когда легкость в нем не присутствует, он осознает: Легкость во мне неприсутствует.

Он осознает, когда не существовавшая до этого легкость зарождается и когда уже возникшая легкость полностьюразвивается.
6.Когда такой фактор пробуждения, как сосредоточенность,присутствует в нем, он осознает; Во мне присутствует сосредоточенность. Когда сосредоточенность в нем не присутствует, он осознает: Сосредоточенность во мне не присутствует.

Он осознает,когда не существовавшая до этого сосредоточенность зарождаетсяи когда уже возникшая сосредоточенность полностью развивается.
7.Когда такой фактор пробуждения, как непринужденность,присутствует в нем, он осознает: Во мне присутствует непринужденность. Когда еепринужденность в нем lie присутствует, он осознает: Непринужденность во мне не присутствует.

Он осознает,когда не существовавшая до этого непринужденность зарождается и когда уже возникшая непринужденность полностью развивается.
Вот как практикующий остается погруженным в наблюдение за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание Семь Факторов Пробуждения, наблюдает за объектами ума изнутри объектов ума или снаружи объектов ума, или наблюдает за объектами ума одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в наблюдение за процессом возникновения в объекте ума или за процессом исчезновения в объекте ума, или одновременно за процессом возникновения и исчезновения. Или он помнит этот факт: Здесь есть объект ума - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.

Он остается погруженным в наблюдение, свободный, недоступный никаким мирским соображениям. Вот как практиковать наблюдение за объектами ума, находясь посреди объектов ума, принимая во внимание семь факторов пробуждения, о бхикшу.
Далее, бхикшу, практикующий остается погруженным в наблюдение за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание четыре благородные истины.
Как, бхикшу, практикующий остается погруженным в наблюдение за четырьмя благородными истинами?
Практикующий осознает: Это страдание - когда оно возникает. Он осознает: Это причина страдания - когда причина страдания возникает. Он осознает: Это конец страдания -когда наступает конец страдания.

Он осознает: Это путь, который ведет к прекращению страдания - когда такой путь возникает.
Вот как практикующий остается погруженным в наблюдение за объектами ума посреди объектов ума, принимая во внимание четыре благородные истины, наблюдает за объектами ума изнут-



Содержание раздела