d9e5a92d

Когда тело и ум одно

В третьем упражнении практикующий использует свое дыхание, чтобы соединить тело и ум, так что объект концентрации -одновременно тело, ум и дыхание. Такое состояние, известное какединство тела и ума - состояние тотальной интеграции. В повседневной жизни мы часто замечаем, что тело и ум у нас разделены. Наше тело может находиться здесь, а ум - где-то е другом месте, он витает где-нибудь в далеком прошлом или в отдаленном будущем. Благодаря-внимательности мы можем обрести единство тела и ума и восстановить свою целостность.

В таком состоянии любая практика приведет нас обратно к источнику, то есть единству тела и ума, и мы будем открыты для подлинной встречи с жизнью.
Когда тело и ум одно, раны в нашем сердце, уме и теле начинают исцеляться. До тех пор, пока тело и ум разделены, эти раны не излечишь. Когда мы сидим в медитации, три элемента -дыхание, тело и ум - успокаиваются и постепенно становятся одним. Когда наступает спокойствие в одном из трех элементов, остальные два тоже скоро обретут покой.

Например, если тело находится в очень устойчивом положении, все мышцы и нервная система расслаблены, то это немедленно отразится на дыхании и уме, и они тоже постепенно успокоятся. Таким же образом, если мы правильно практикуем сознательное дыхание, наше дыхание с каждым мгновением становится все более упорядоченным, спокойным и гармоничным, и эта упорядоченность, спокойствие и гармония распространяются на тело и ум, что приносит пользу телу и уму. Только при помощи этих процессов можно достичь единства тела и ума.

Когда тело и ум - одно, дыхание служит гармонизатором, и мы ощущаем мир, радость и легкость -первые плоды практики медитации. Четвертое упражнение успокоение
Вдыхая, я успокаиваю активность своего тела. Выдыхая, я успокаиваю активность своего тела.
В этом упражнении, продолжении третьего, дыхание используется, чтобы достичь мира и спокойствия во всем теле. Когда в нашем теле нет покоя, то и уму трудно быть спокойным. Поэтому мы должны использовать дыхание, чтобы помочь нашему телу функционировать мягко и спокойно. Если мы дышим с трудом или наше дыхание не упорядочение, мы не можем успокоить деятельность своего тела.

Поэтому в первую очередь нужно гармонизировать дыхание. Вдох и выдох должен быть плавным и легким. Если гармонично наше дыхание, то гармонично и тело. Наше дыхание должно быть легким, ровным и неслышным.

Оно должно плавно струиться, как маленький ручеек, текущий по мелкому песку к океану. Чем легче наше дыхание, тем спокойнее будут наше тело и ум.

Когда мы вдыхаем, мы можем почувствовать, как дыхание проникает в наше тело и успокаивает все клетки тела. Когда мы выдыхаем, мы чувствуем, что выдох уносит всю нашу усталость, раздражение и беспокойство.
Во время дыхания мы можем повторять для себя такую гатху:
Вдыхая, я успокаиваю свое тело, Выдыхая, я улыбаюсь. Живя в настоящем мгновении, Я знаю - это мгновение чудесно.
Мы знаем, что во время медитации тело и ум - одно, поэтому, чтобы успокоить ум, нам нужно только успокоить тело. Когда мы улыбаемся, мы показываем спокойствие и радость тела и ума. Чувство покоя и радости вдохновляют практикующего, ипомогают ему идти вперед по пути практики. Чтобы глубже познакомиться с этим, читателя поощряют выполнять пятое и шестое упражнения Сутры о четырех основаниях внимательности (Аиапанасати сутта). Назначение этих двух упражнений - помочь практикующему пропитать себя радостью медитативного сосредоточения.

Суть практики медитации - в том, чтобы вернуться в настоящее мгновение, остаться в нем и созерцать то, что происходит в настоящее мгновение. Чудесный миг означает, что практикующий может узреть чудеса жизни в своем теле, уме и дыхании и может сделать стабильными и сильными чувства покоя и счастья.
Хотя сейчас мы обсуждаем ту часть сутры, которая учит полному осознанию тела в теле, но, поскольку между телом и чувствами существует прочная связь, мы, не колеблясь, должны пересечь границу между основанием тела и основанием чувств. Как нам уже известно, спокойствие тела есть спокойствие ума.
В упражнениях третьем и четвертом практикующий следит за дыханием, обретая снова единство с телом и успокаивая все тело. Очевидно, что во время этих дыхательных упражнений все ваши органы чувственного восприятия - глаза, уши, нос и язык - закрыты, так что картины внешнего мира не возникают и не нарушают внутренний покой.

Вернуться к телу таким образом - это также вернуться к уму.
Время от времени вы устаете, и вес, что вы делаете или говорите, кажется неправильным и создающим недоразумения. Вы можете подумать: Сегодня - не мой день. В такое время лучше просто вернуться к своему телу, отказаться от всех контактов и закрыть двери всех чувств.

Следя за дыханием, вы можете собрать воедино ум, тело и дыхание - и они станут одним. У вас появится чувство теплоты, как если кто-нибудь сидит внутри возле очага, а снаружи бушуют ветер и дождь. Этот метод можно применять везде и всегда, а не только в зале для медитации.

Вы возвращаетесь, чтобы соприкоснуться с самим собой и вернуть всю вашу личность.
Не нужно считать, что закрыть двери чувственного восприятия - это отгородиться от жизни и от мира, оборвать все связи с жизнью. Когда мы не являемся в действительности самими собой, когда мы разделены и раздроблены, мы на самом деле не связаны с жизнью. Связь глубока только когда мы - это действительно мы сами. Если в это мгновение, когда мы смотрим в синее небо, мы не являемся самими собой, то на самом деле мы не видим синее небо.

Когда мы держим за руку ребенка, на самом деле мы его не держим. Когда мы пьем чай, на самом деле мы этого не делаем. Целостность самих себя - основа любого значимого контакта. Мы можем достичь единства самих себя посредством сознательного дыхания, которое приводит нас обратно к нашему телу и уму.

Достичь единства самого себя означает также обновлять себя каждую секунду. Мы становимся обновленными, и другие люди наслаждаются общением с нами. Когда мы сами обновляемся, то и все вокруг нам представляется новым.

Мастер дзэн школы Бамбуковый лес однажды сказал: Все, к чему я прикасаюсь, становится новым.
Пятое упражнение - осознание положения тела
Более того, когда практикующий идет, он осознает: Я иду, Когда он стоит, он осознает: Я стою. Когда он сидит, он осознает: Я сижу. Когда он лежит, он осознает: Я сижу.

В каком бы положении его тело ни находилось, он осознает положение своего тела.
Это упражнение - внимательное наблюдение за положением тела. Это упражнение не предназначено для выполнения во время медитации сидя или в зале для медитации. Практики медитации, которым учит Сутра о четырех основаниях внимательности, могут выполняться в течение всего дня, чтобы помочьпрактикующему сохранять внимательность.

Выполняя медитацию ходьбы в зале для медитации или снаружи, практикующий может соединить дыхание с ходьбой, чтобы прочно укрепиться в состоянии внимательности. Перед любой медитацией ходьбы вы можете повторять такую гатху:
Ум может двигаться в тысяче направлений, Но я спокойно иду по этой прекрасной дороге. С каждым шагом веет нежный ветерок.

С каждым шагом распускается цветок.
Всегда, когда вы сидите, вы можете следить за дыханием и повторять такую гатху:
Сидеть здесь
Это все равно что сидеть под деревом Бодхи. Мое тело - сама внимательность, в нем нет ни следа рассеянности.
При помощи дыхания мы можем осознавать положение тела, когда мы сидим или стоим. Когда мы стоим в очереди за билетом или когда мы просто сидим, или чего-то ждем, мы можем повторять гатху: Вдыхая, я успокаиваю тело - чтобы продолжать пребывание в состоянии внимательности и успокоить тело и ум.
Шестое упражнение - осознание действий тела
Более тот, когда практикующий идет вперед или назад, он стремится к полному осознанию движения вперед или назад, Когда он смотрит прямо перед собой или смотрит назад, наклоняется или встает, он также стремится к полному осознанию
того, что он делает. Он стремится к полному осознанию того, что на нем надето платье сапгхати или он несет миску для сбора подаяния.

Когда он ест или пьет, жует или смакует пищу, он стремится к полному осознанию всего этого. Когда испражняется или мочится, он стремится к полному осознанию этого.

Идет ли он, стоит, лежит, спит или просыпается, говорит или молчит, он озаряет все это светом осознания.
Это упражнение состоит в наблюдении и осознании действий тела. Это основа практики монаха.

Когда я только стал послушником - сорок восемь лет тому назад - первая книга, которую дал мне мой учитель, чтобы я выучил ее наизусть, был сборник гатх, которые произносились, пока вы мыли руки, чистили зубы, умывали лицо, надевали одежду, подметали двор, находились в туалете, принимали душ и т.д. Слыша звон колокольчика, мы выполняли сознательное дыхание и повторяли гатху:
При звуке колокольчика. Обнажаются корни моих несчастий.

Крепнет и растет понимание, И пробужденный ум рождается во мне.
Практика дыхания в сочетании с повторением гатхи облегчает нам пребывание в состоянии внимательности. Внимательность делает каждое движение нашего тела более спокойным - и мы овладеваем нашим телом и умом. Внимательность питает в нас силу концентрации.

Многие из гатх в книге Гатхи на каждый день китайского мастера Ду Ти взяты из Аватамсака сутры. Автор написал книгу, куда вошли около пятидесяти такого же рода гатх, озаглавленную Настоящее мгновение, чудесное мгновение.

Эти гатхи очень просто использовать, и их также можно сочетать с сознательным дыханием.
Без внимательности наши действия часто оказываются резкими и поспешными. По мере того, как мы будем практиковатьшестое упражнение, мы можем заметить, что наши действия замедляются. Когда начинающий приложит свои усилия к выполнению шестого упражнения, он увидит, что его повседневные действия приобретают гармонию, изящество и размеренность. Внимательность становится зримой в его поступках и слогсах.

Когда действие озаряется спетом внимательности, тело и ум становятся расслабленными, спокойными и радостными. Шестое упражнение относится к числу тех, которые можно использовать днем и ночью, на протяжении всей жизни.
Седьмое упражнение - части тела


Затем практикующий медитирует на свое тело, от подошвы ног до верха, а потом от волос на макушке головы до низа; на тело, покрытое изнутри оболочкой и полное телесных нечистот. Вот волосы на голове, волосы на теле, нп7.ти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишечник, кал, желчь, мокрота, той, кровь, пот, жир, слезы, слюна, слизь, синовиальная жидкость, моча.
Это упражнение позволяет нам достичь еще более тесного контакта с нашим телом. Здесь мы созерцаем тело со всеми его частями: от волос на голове до кожи на подошве ступней. В процессе созерцания мы пристально изучаем все части тела, включая мозг, сердце, легкие, желчный пузырь, селезенку, кровь, мочу и т.д.

Будда приводит пример крестьянина, который опрокидывает содержимое мешка, наполненного множеством семян, на пол, а потом рассматривает и определяет каждый вид семян; Это -рис, это - бобы, а это - семена кунжута.
Естественно, что мы используем сознательное дыхание, чтобы внимательно наблюдать за всеми частями тела. Например: Вдыхая, я осознаю волосы у себя на голове. Выдыхая, я знаю, что это- волосы на моей голове. Если мы дышим сознательно, это помогает нам пребывать в состоянии внимательности и продолжать наблюдение за каждой частью тела.

Помимо сознательного дыхания, мы можем использовать метод мысленного называния каждой части тела, чтобы эти части становились ьсе более ясными в свете внимательности.
Зачем нам нужно внимательно наблюдать за различными частями тела? Прежде всего, чтобы быть в контакте с телом. Мы часто полагаем, что уже находимся в полном соприкосновении с нашим телом, но так же часто мы ошибаемся. Между нами и нашим телом может существовать глубокое разобщение, и наше тело остается для нас чужим. Есть даже такие люди, которые считают тело тюрьмой и местом наказания.

Вернуться к нашему телу значит узнать его и установить с ним гармонию. Мы знаем, что если наше тело несчастливо, мы несчастливы, - поэтому мы хотим, чтобы наше тело находилось в мире и покое.

Для этого мы возвращаемся к нашему телу и примиряемся с ним.
Вы можете попробовать прикоснуться к различным частям вашего тела, чтобы познакомиться с ними. Вы должны дотрагиваться до каждой части тела очень ласково и нежно.

Не одно десятилетие ваши глаза, ноги и сердце ревностно и преданно трудились вместе с вами и для вас, но вы на самом деле никогда не уделяли им много внимания и не выражали свою благодарность. Необходимо установить близкие отношения со своим телом.
Вторая причина, по которой мы внимательно наблюдаем за различными частями тела - то, что каждая часть тела может быть дверью, ведущей к освобождению и пробуждению. Сначала еы просто признаете присутствие той части тела, за которой наблюдаете, но позже вы увидите ее подлинную природу. Каждый волосок на вашем теле и каждая клеточка вмещают всю вселенную. Созерцание взаимозависимой природы одного только волоска может помочь вам проникнуть в природу вселенной. Наблюдение за каждой частью тела начинается с волос на голове и кончается кожей на подошве ступней.

Порой вы глубоко созерцаете какую-то одну часть тела - глаза, сердце или палец ноги. В процессе созерцания от головы до ступней ваш ум может что-то отметить. Например, когда вы доходите до сердца, вы можете подумать: У моего друга Джона болит сердце.

Я должен лоскорее навестить его, чтобы посмотреть, в порядке ли он. Вы можете записать эти замечания, а потом продолжить созерцание остальных частей тела.

Позже вы вернетесь к своим заметкам.
Восьмое упражнение - взаимозависимость тела и вселенной
Далее, в каком бы положении ни находилось тело, практикующий просматривает элементы, из которых состоит тело: В этом теле имеется элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха.
Это упражнение показывает нам взаимоотношения нашего тела и всего, что есть во вселенной. Это - один из главных путей засвидетельствовать самому себе, что все сущее - неличностно, оно не рождается и никогда не умирает.

Такое видение мира может освободить и пробудить нас.
Сутра учит нас, что мы должны осознавать присутствие элементов земли, воды и огня в нашем теле. Есть четыре великих элемента (на санскрите махабхута), их называют также царствами (на санскрите дхату). Элемент земли представляет твердую, прочную природу материи. Элемент воды представляет текучую, проникающую природу материи.

Элемент огня представляет жар, а элемент воздуха - движение. Дхатувибханга сутра и второй вариант сутры о внимательности, представленный в этой книге, упоминают шесть
элементов: два дополнительных элемента это пространство (на санскрите акаша) и сознание (на санскрите еиджняна).
Наше тело больше, чем на три четверти, состоит из воды. Когда Практикующий смотрит вглубь, чтобы увидеть воду в своем теле, он видит не только текучую, проникающую природу крови, пота, слюны, слез и мочи, но он также видит воду в каждой клеточке своего тела. В теле есть облака, потому что без облаков не бывает дождя, и у нас не было бы ни воды для питья, ни зерна и овощей для еды. Мы можем увидеть в себе землю как минералы в теле.

Мы видим, что в нас есть и земля, так как благодаря Матери-Земле у нас есть пища. Мы видим в себе воздух - воздух как движение.

Без воздуха мы, как и все другие виды жизни на Земле, не могли бы существовать.
Практикующий внимательно наблюдает за телом, чтобы увидеть все, что есть в теле, и свою взаимосвязь со всей вселенной. Он видит, что его жизнь не ограничена тем, что есть в его теле, и он преодолевает ошибочное воззрение я есть это тело. В книге Солнце - мое сердце автор говорит о солнце как о нашем втором сердце, сердце, которое находится за пределами нашего тела, но которое так же важно для нашего тела, как и сердце внутри.

Мы прекрасно знаем, что умрем, когда сердце внутри тела перестанет биться, но забываем о том, что если сердце снаружи нашего тела солнце - перестанет существовать, мы также немедленно погибнем. Когда мы внимательно созерцаем взаимозависимую природу нашего тела, мы видим нашу жизнь за пределами нашего тела, и мы преодолеваем границу между я и не-я.

Эта практика внимательного наблюдения помогает нам подняться над такими ограниченными понятиями, как жизнь и смерть.
Упражнение девятое непостоянство тела
Девять наблюдений (девять стадий разложения мертвого тела):
1. Труп раздувшийся, синий и гноящийся.
2.Труп кишит насекомыми и червями. Вороны, ястребы, коршуны и волки раздирают и пожирают его.
3.Все, что осталось - это лишь скелет, а на нем немногоплоти и крови.
4.Все, что осталось - .это лишь скелет со следами крови, аплоти уже нет.
5.Все, что осталось - лишь скелет, на нем больше нет следов крови.
6.Все, что осталось - это разбросанные кости: вот рука,вот голень, вот череп и т, д.
7.Все, что осталось - это горстка побелевших костей
8.Все, что осталось - это горстка иссохших костей.
9.Кости истлели, осталась лишь кучка праха.
Это упражнение помогает нам увидеть природу нашего тела: оно непостоянно и подвержено распаду. Объекты нашего внимательного наблюдения - это девять стадий разложения мертвого тела. Когда вы только об этом прочтете, вы можете подумать, что такая медитация - не из приятных.

Но эффект практики может оказаться значительным. Возможно, она освободит нас и принесет много мира и радости.

Практикующий внимательно наблюдает, чтобы увидеть мертвое тело на каждой из этих стадий и понять неизбежность того, что и его тело пройдет через все эти стадии.
В прежние времена практикующие действительно сидели на кладбищах и созерцали мертвые тела на этих различных стадиях разложения. Сегодня, конечно, увидеть разлагающиеся трупы нам не удастся. Но мы можем визуализировать их по описанию и сутре. Это упражнение следует выполнять людям с хорошим физическим и умственным состоянием. Если человек еще не избавился от желаний и чувства отвращения, ему не нужно выполнять эту практику.

Цель этой практики не в том, чтобы вызвать в нас усталость от жизни, а в том, чтобы показать ценность жизни, не в том, чтобы делать из нас пессимистов, а в том, чтобы помочь увидеть преходящую природу жизни и тогда мы не будем тратить жизнь понапрасну. Если у нас хватит смелости видеть вещими такими, какие они есть, то наша медитация принесет благие плоды.

Когда мы видим непостоянную природу вещей, мы умеем оценить их по существу.
Приходилось ли вам проводить ночь без сна, чтобы увидеть, как распускается цветок кактуса Cereus? Цветок распускается и через несколько часов увядает. Мы об этом знаем и поэтому ценим его чудесный аромат и красоту.

Мы реально соприкасаемся с цветком, и когда он увядает, не печалимся и не горюем, так как еще до того, как он распустился, мы знали, что он недолговечен.
Наши близкие, которые живут с нами, и все прекрасные и драгоценные существа вокруг нас - все они как чудесные цветы кактуса. Если мы можем увидеть их внутреннюю природу так же ясно, как их внешнюю форму, мы сумеем оценить их присутствие в настоящее мгновение.

Если мы сумеем их оценить, у нас найдется время, чтобы войти с ними в реальный контакт, мы позаботимся о них, сделаем их счастливыми, и от этого сами станем счастливее.
Эти девять наблюдений помогают нам увидеть ценность жизни. Они учат нас, как жить легко и по-новому, не попадая в плен привязанности и отвращения. Замечания по поводу первых девяти упражнений
Когда мы практикуем эти девять упражнений, предложенные Буддой для созерцания тела в теле, мы сосредоточиваемся на дыхании, на теле, на положении тела, на действиях тела, на различных частях тела, на разложении тела. Когда мы таким образом созерцаем тело, мы находимся в прямом контакте с ним, и мы способны увидеть процесс возникновения и исчезновения в составляющих частях тела. В первом варианте сутры, в конце каждого медитативного упражнения созерцания тела в теле, мы читаем:
Вот как практикующий остается погруженным в созерцание тела в теле, он наблюдает за телом изнутри тела или снаружи, или наблюдает за телом одновременно изнутри и снаружи. Он остается погруженным в созерцание процесса возникновения в теле или распада в теле, или одновременно процесса возникновения и распада. Или он помнит этот факт: Здесь есть тело, - до тех пор, пока не появятся понимание и полное осознание.

Он остается погруженным в созерцание, свободный, недоступный никаким мирским соображениям.
Мы должны помнить, что дыхание, положение тела, движения тела и части тела - все это относится к телу и есть само тело. Войти в соприкосновение со всеми этими аспектами и суметь увидеть процесс рождения и смерти, и взаимозависимую, неличностную природу тела - вот в чем смысл внимательного созерцания тела.
Поэтому три основных поучения буддизма - о непостоянстве, бескорыстии'и взаимосвязанном происхождении - непосредственно воплощаются в девяти упражнениях внимательного созерцания тела. Эти девять упражнений могут освободить нас и пробудить в нас видение реальности.
Во втором варианте сутры дается такое описание каждой медитации на тело:
Вот как практикующий осознает тело как тело, как изнутри тела, так и снаружи тела, и устанавливает внимательность в теле с осознанием, проницательностью, ясностью и постижением. Это и называется осознавать тело как тело.
Слова осознание, проницательность, ясность и постижение здесь означают, что практикующий распознает, видит, проясняет и постигает непостоянную и взаимосвязанную природу тела, и все это благодаря внимательному созерцанию тела.
Созерцание непостоянной, неличностной и взаимозависимой природы всего сущего не приводит к возникновению в нас отвращения к жизни. Напротив, это помогает нам увидеть ценность всего живого. Освобождение не означает бегство от жизни или уничтожение жизни.

Многие люди представляют себе буддизм как путь, на котором жизнь отрицается, где преодолевается мир пяти агрегатов (на санскрите скандхи) - форма, чувства, ощущения, ментальные формации и сознание. Представлять буддизм таким образом - все равно что сказать, что цель нашей практики - достичь отсутствия жизни или ничто, В Дхамма-чакка сутте, первой беседе Будды о Дхарме, которая проходила в Оленьем парке, Будда учил, что быть привязанным к бытию (на санскрите бхава) не лучше, чем быть привязанным к небытию (на санскрите абхава).

В Каччайяиаготта сутте Будда также говорил, что не следует сводить реальность к понятиям бытия или небытия. Смысл его поучений очевиден: страдание вызвано не жизнью, пятью скандхами или неличностной и взаимозависимой природой всего сущего. Причина несчастья - наше неведение.

Поскольку мы не можем увидеть, что на самом деле жизнь непостоянна, неличностна и взаимозависима, мы привязываемся к вещам, считая их постоянными. Это ошибочное воззрение - корень несчастий и внутренних формаций, или узлов: желания, ненависти, гордости, сомнения и т.д.

Непостоянство, бескорыстие и взамозависимость ~ главные условия жизни. Если бы не непостоянство, разве кукурузное зерно превратилось бы в растение кукурузы, а ребенок вырос бы и пошел в школу?
В действительности именно благодаря непостоянству, неличностной природе и взаимозависимости все возникает, достигает зрелости, приходит в упадок и перестает существовать. Рождение, упадок и прекращение существования - необходимые этапы жизни всех видов. Делая проблему из непостоянства, бескорыстия и взамозависимости, мы, совершенно безосновательно, превращаем жизнь в нечто неприемлемое.

Нам нужно вести себя прямо противоположным образом: восхвалять их как основные элементы жизни. Лишь когда мы не можем признать эти атрибуты такими, какие они есть, мы попадаем в сети привязанности и печали.
В Ратнакута сутре приводится такой пример: кто-то бросает в собаку ком земли. Когда ком попадает в собаку, она бежит за ним и рычит на него.

Собака не понимает, что в ее боли виноват не ком земли, а человек, который его бросил. Сутра наставляет:
Таким же образом обычный человек, который находится в плену дуалистических понятий, привык думать, что причина его страданий - пять агрегатов, но в самом 'деле причина страдания -недостаток понимания относительно непостоянной, иеличност-ной и взаимозависимой природы пяти агрегатов.



Содержание раздела