d9e5a92d

Структурная диверсификация народного хозяйства — основа экономического роста

Глобальная реструктуризация российской экономики направлена прежде всего на необходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами.

Но для этого необходима долгосрочная программа преобразований, разработка которой немыслима без широкого привлечения ученых специалистов в данной области. В свою очередь ее реализация предполагает проведение не только денежно-кредитной и финансовой, но прежде всего активной промышленной, структурной политики, которая должна стать доминирующей среди других направлений политики с выделением соответствующих приоритетов в бюджетных расходах.
Это отнюдь не означает, что именно государство должно монополизировать инвестиционную деятельность, как это было при социализме. Оно выступает одним из экономических субъектов рыночной экономики, функции которого в диверсификации народного хозяйства предопределены особым положением данного института. Однако основная инвестиционная нагрузка в воспроизводственном процессе падает на промышленный капитал в облике разномасштабного бизнеса, выступающего в соответствующих организационных формах крупного, среднего и малого бизнеса, каждый из которых занимает соответствующую масштабам капитала нишу. Функция государства состоит в том, чтобы задать направление инвестиционному потоку в соответствии с общенациональными интересами.

Но еще ранее должен быть сформирован устойчивый, благоприятный инвестиционный климат, образующий исходную предпосылку для развертывания частнопредпринимательской инвестиционной деятельности усилиями отечественного и иностранного капитала, равно как и для активизации деятельности институтов рыночной инфраструктуры во всем их функциональном многообразии, порожденном потребностями реального сектора экономики. Состояние такого климата во многом определяется самим государством. На современном этапе рыночной трансформации российской экономики укрепление инвестиционного климата предполагает прежде всего уверенность крупного капитала в том, что действительно не будет пересмотра итогов приватизации.

Этот вопрос приобрел особую актуальность в свете непростых и не вполне однозначных взаимоотношений власти и бизнеса. Неясность, непрозрачность этих отношений, а следовательно, и судьбы так называемых олигархов сдерживает инвестиционную активность крупного капитала, препятствует переходу от восстановительного роста к инвестиционному, стимулирует отток капитала за рубеж, препятствует притоку прямых иностранных инвестиций вследствие неопределенности перспектив. Ненадежной воспринимается и сама законодательная система.

Эти сомнения имеют основания в условиях устойчивости социалистического менталитета, проявляющегося во все чаще раздающихся призывах отнять и поделить. И это при том, что приватизация осуществлялась в стране самим государством в соответствии с им самим разработанным и принятым к исполнению законодательством.
Как известно, исходной базой экономического роста на приватизированных объектах явились оказавшиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Но если прирост ВВП они действительно способны обеспечить, то возможности их использования в процессе глобальной реструктуризации крайне ограничены тем, что их потенциал в значительной мере был исчерпан еще в советский период едва ли не повсеместным физическим износом безнадежно морально устаревшего основного производственного оборудования практически во всех отраслях народного хозяйства. Но неизбежность их скорого выбытия, с одной стороны, подрывает базу роста в текущем периоде, с другой порождает необходимость их возмещения на качественно новой технико-технологической основе, что оказывается моментом модернизации научно-производственного потенциала, крайне осложненной дефицитом инвестиционных средств.

Но без мощных инвестиционных вливаний не перейти к устойчивому экономическому росту.
Начавшийся с 1999 г. в российской экономике рост в значительной мере обеспечен донорством отраслей ТЭК, в силу объективно сложившейся на мировых рынках энергоносителей ситуации оказавшегося источником крупных экспортных поступлений. Альтернативы ему в качестве такового не нашлось. Однако высокая зависимость доходов государства от ТЭК и доходов его самого от состояния внешней конъюнктуры формирует крайне неустойчивую и неоднозначную ситуацию для проведения реструктуризации, которая сама по себе предполагает снижение удельного веса продукции добывающих отраслей уже вследствие присущей им низкой добавленной стоимости в структуре ВВП.

Вынужденное донорство ТЭК воспрепятствовало формированию более сбалансированного соотношения отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности в структуре народного хозяйства. Доля добывающей промышленности в переходный период еще более возросла, хотя такое увеличение в немалой мере произошло на фоне большего спада в отраслях обрабатывающей промышленности, ни одна из которых на 2003 г. не достигла исходного уровня 1990 г. И поныне основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены в экспортно-ориентированных отраслях, прежде всего в отраслях ТЭК и первого передела, доля которых в совокупном объеме экспорта составляет порядка 50%.
Восстановительный экономический рост, основой которого является использование незагруженных производственных мощностей, имеет весьма ограниченный потенциал. К тому же таким ростом консервируется высокая зависимость российской экономики от импорта потребительских товаров, а это, в свою очередь, препятствует переключению экспортной выручки на инвестиционные цели.

Сдерживающим фактором является все еще высокий государственный долг и необходимость его обслуживания, что ограничивает инвестиционные возможности самого государства для осуществления традиционных для макроэкономического субъекта видов деятельности в рыночной экономике.
Реструктуризация осуществляется на фоне крайне неблагоприятных демографических процессов, что проявляется в сокращении численности населения страны, в более быстром уменьшении в ней доли трудоспособного населения, а в нем наиболее активного мужского, в общем ухудшении генофонда страны.
Мировой практикой накоплен богатый опыт структурной диверсификации национальной экономики, что позволяет отобрать наиболее приемлемые способы и методы ее осуществления для собственной страны. Прежде всего необходимо создать условия, способствующие развертыванию активной частнопредпринимательской деятельности в равной мере для всех экономических субъектов.

И в этой связи по-прежнему актуальной остается не только проблема устойчивости благоприятного инвестиционного климата, но и поиска оптимальных границ и форм вмешательства государства в экономику, формирования конкурентной среды, без которой немыслимо становление конкурентоспособной на мировом уровне экономики, проблема укрепления институтов рыночной инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы, направленной прежде всего на укрепление прав собственности и соблюдение контрактных обязательств, условий ее успешного использования на практике.
Вместе с тем в условиях необходимости коренного изменения структуры народного хозяйства неизбежным оказывается дифференцированный подход государства к созданию более благоприятных условий для ускоренного развития наиболее перспективных отраслей и предприятий. В свою очередь это актуализирует решение государством чрезвычайно сложной и ответственной проблемы всестороннего экономического обоснования таковых в качестве приоритетных не только в теории, но и на практике. А здесь перед макроэкономическим субъектом возникают такие сложности, как ограниченность финансовых ресурсов, давление лоббистских группировок, равно как и государств-импортеров. Преодоление сырьевой ориентации российской экономики невозможно без изменения сложившегося соотношения в присвоении природной ренты.

Так, во всех странах сверхприбыль у нефтяных компаний изымается в соотношении 20:80 в пользу государства, в России и поныне 50:50 (Известия, 19 декабря 2003). При всей очевидной несостоятельности такого дележа изменить ситуацию в силу мощного давления лоббистских группировок так и не удалось.
Отметим еще один важный аспект проблемы приоритетов в ходе диверсификации экономики. С одной стороны, государство не может не ориентироваться на более полное удовлетворение конечных потребностей в рамках индустриального развития и в этой связи на наращивание масштабов производства и удешевление продукции.

Однако ориентация в долгосрочном периоде на современное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный объект государственного воздействия высокотехнологичное наукоемкое производство.
В среднесрочном периоде механизмом стимулирующего воздействия на развитие несырьевого производства является совершенствование налоговой и таможенной системы изъятия природной ренты, создание эффективной системы поддержки экспорта, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства. Так, обеспечению стабильности доходов от экспорта способствуют такие меры, как введение системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности, формирование системы гарантирования экспортных кредитов под долгосрочные экспортные контракты, расширение практики предоставления связанных кредитов прежде всего странам СНГ.
Особую роль в диверсификации народного хозяйства может сыграть малый и средний бизнес в силу присущих ему таких специфических свойств, как обладание предпринимательской инициативой, инновационным потенциалом, готовность к риску, мобильность в принятии и реализации решений, непосредственный контакт с потребителем и пр. Повышению эффекта частнопредпринимательской деятельности способствует решение государством таких острых проблем, как упрощение налогового учета и отчетности, внедрение упрощенной системы налогообложения среднего бизнеса по типу малого, обеспечение доступа малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, их предназначенных для продажи и передачи в аренду, статуса, состояния, цен, равно как и упрощение процедуры оформления прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также операций с собственностью, используемой в предпринимательских целях.


Диверсификация народного хозяйства предполагает оздоровление сельскохозяйственного производства, находящегося в чрезвычайно сложной ситуации. Это тем более важно, что именно данной отраслью обеспечивается национальная продовольственная безопасность страны. Ее возрождение осущестшіяется путем создания благоприятных условий для развития рыночных отношений на селе, повышения на этой основе конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, вытеснения ею импорта и наращивания собственного экспортного потенциала.

Развитие таких отношений связано с разработкой и реализацией земельного законодательства, с завершением приватизации в АПК в целях сокращения количества государственных предприятий и организаций в нем, со снятием ограничений на вертикальную интеграцию в аграрном секторе при одновременном усилении антимонопольного контроля в целях предотвращения чрезмерной концентрации на рынке и подавления малого и среднего бизнеса, преобладающего в сельской местности. Преобразование аграрных отношений в рыночные предполагает формирование рыночных институтов и инфраструктуры, как то: биржа, система складских расписок, страхование рисков в сельскохозяйственном производстве и пр. Совершенствование единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения) способствует снижению налоговой нагрузки на сельскохозяйственных производителей. Становление рыночных отношений способствует наращиванию экспортного потенциала, что в свою очередь требует устранения административных и рыночных барьеров в торговле, разработки системы сертификации сельскохозяйственной продукции на уровне международных требований, завершения аккредитации сертификационных организаций за рубежом, усовершенствования нормативно-правового механизма контроля безопасности и регулирования качества продукции.

Все это позволит снижать трансакционные издержки, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции.
Становление в процессе реструктуризации народного хозяйства постиндустриальной экономики, то есть экономики, основанной на знаниях, может быть достигнуто лишь в долгосрочном периоде путем обеспечения высокого уровня образования, создания эффективной инновационной системы, включающей крупные научноисследовательские центры и университеты, путем приоритетного развития информационного сектора и пр. Основы такой экономики закладываются уже сейчас, в краткосрочном периоде.

И здесь первостепенное значение имеет деятельность государства по стимулированию венчурного финансирования. Это тем более необходимо ввиду слабого присутствия российского капитала в венчурной индустрии, низкой ликвидности венчурных инвестиций в силу неразвитости фондового рынка, слабости стимулов для притока прямых иностранных инвестиций, несовершенства нормативно-правового регулирования венчурного инвестирования.

И в этой связи весьма настоятельно принятие закона о создании особых экономических зон, вовлечение таких институциональных инвесторов, как страховые компании и пенсионные фонды, в инвестирование венчурных проектов, укрепление нормативной базы, регулирующей деятельность институтов венчурного инвестирования.
Весьма важным фактором становления постиндустриальной экономики является всеобщее распространение новейшей техники и технологии, в советский период в силу ранее рассмотренных причин традиционно сосредоточенной в отраслях ВПК. Однако механизм взаимного обмена передовой технологией между приходящим на смену ВПК ОПК (оборонно-промышленный комплекс) и гражданским комплексом не сложился и поныне. Наиболее удачной в этом плане является частичная интеграция государственных оборонных предприятий и негосударственных предприятий, производящих продукцию гражданского назначения, сложившаяся в авиа- и кораблестроении. Объединение интеллектуальных и финансовых ресурсов для разработки совместных проектов дает возможность получать наибольший эффект при наименьших затратах, выравнивая при этом уровень технико-технологической оснащенности оборонных и гражданских предприятий.

Однако расширение такого совместного сотрудничества требует более совершенного законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, носителями которой выступают оборонные предприятия и научные организации.
Реструктуризация российской экономики предполагает создание развитой производственной инфраструктуры рыночного сектора как важнейшей составной части народнохозяйственной структуры тем более, что ее отрасли были крайне слабо развиты в советский период. Между тем инфраструктура позволяет снижать трансакционные издержки, повышать инвестиционную привлекательность экономики, преодолевать ее преимущественно сырьевую ориентацию.

Для превращения инфраструктуры в привлекательную сферу приложения частных инвестиций необходимо содействие макроэкономического субъекта, по крайней мере в следующих направлениях: укрепление законодательства в области продажи, аренды, залога земли, что будет способствовать активизации рынка жилищного и коммерческого строительства, расширение сектора коммуникаций и информационных технологий, либерализация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, ускорение реформирования естественных монополий, что приведет к снижению тарифов на их продукцию, обеспечит свободный доступ к продукции и услугам монополистов, расширение возможностей получения концессий на земельные участки для дорожного строительства, для возведения объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Диверсификация экономики как крупномасштабная проблема, требующая огромных долгосрочных инвестиций, может быть осуществлена в течение длительного периода времени. Успешная инвестиционная деятельность экономических субъектов, направленная на формирование принципиально иной структуры народного хозяйства, возможна при наличии ряда благоприятных макроэкономических условий, к числу которых можно отнести по крайней мере следующие: стабильность и сбалансированность государственного бюджета, что возможно при ослаблении зависимости от мировых цен на энергоресурсы, невысокий уровень инфляции, стабильный курс рубля, что является фактором ослабления валютного риска для иностранных институциональных инвесторов, прозрачная и долгосрочная тарифная политика в сфере естественных монополий в процессе их реформирования, постепенное неинфляционное повышение коэффициента монетизации ВВП, и поныне остающегося низким по меркам стран с рыночной экономикой.
Итак, на современном этапе рыночной трансформации российской экономики наиболее актуальной и сложной проблемой выступает ускоренная диверсификация народного хозяйства, направленная на формирование сбалансированной по рыночным критериям национальной экономики, ориентированной на постиндустриальное развитие. В свою очередь это предполагает преодоление структурно-технологической несбалансированности, увеличение удельного веса отраслей, производящих конечную продукцию в облике инвестиционных и потребительских товаров, опережающий рост сферы услуг и отраслей новой экономики, массовый переход к новейшим технологическим укладам, а тем самым и преодоление унаследованной от прошлого технологической многоукладности, увеличение доли инвестиций в ВВП, а в них инновационной составляющей, активное развитие малого и среднего предпринимательства, венчурного производства.

Ориентиром может стать структура промышленного производства развитых стран, в которой обрабатывающая промышленность составляет ныне почти 90%, а в ней доля машиностроения более 45%. Для обеспечения устойчивого экономического роста социальной направленности альтернативы такой реструктуризации не существует, без нее невозможно возрождение национальной экономики, восстановление статуса великой не только по масштабам военной мощи державы, как это было в советский период.
Вопросы для повторения:
1. Каковы основные характеристики воспроизводства как экономического процесса?
2. Как сформулированы основные положения концепции больших циклов конъюнктуры?
3. В чем состоит практическая значимость теории циклического развития?
4. В чем состоит структурно-технологическая несбалансированность унаследованной от социализма макроэкономической структуры?
5. Чем предопределяются основные направления реструктуризации народного хозяйства?
6. Какие факторы препятствуют переходу от восстановительного к инвестиционному росту?
7. Какие обстоятельства осложняют реструктуризацию российской экономики?
8. В каком смысле глобальная реструктуризация постсоциалистической экономики является основой экономического роста?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Воспроизводство как экономический процесс.
2. Циклическая форма движения воспроизводственного процесса и ее особенности на различных этапах машинизации производительных сил.
3. Концепция больших циклов конъюнктуры: ее основные положения и практическая значимость.
4. Факторы экономического роста российской экономики и перспективы ее развития.
5. Основные направления глобальной реструктуризации постсоциалистической экономики.
6. Функции макро- и микроэкономических субъектов в процессе структурной диверсификации российской экономики.
Литература:
1. Воспроизводство и экономический рост/Под ред. В.Н.

Черков-ца. М.: ТЕИС, 2001 (гл.1).
2. ГранбергА., Зайцев Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве//Вопросы экономики. 2002, 9.
3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики.

Большие циклы конъюнктуры. М.: Экономика, 1989.
4. Леонтьев В. Экономические эссе. М.: 1990.
5. Пыжиков А. Военные приоритеты мирного времени: экономическое развитие в СССР в 19451953 гг.// Вопросы экономики. 2001, 5.
6. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций//Вопро-сы экономики. 2003, 1.
7. Теоретические проблемы переходной экономики: Учебно-методическое пособие/Под ред. В.В. Радаева.

М.: ТЕИС, 2003 (гл. 6.1).



Содержание раздела