d9e5a92d

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Становление финансовой системы и ее институтов в постсоциалистической экономике
В любой национальной экономике приоритет принадлежит реальному сектору. Он является исторически и логически исходным уже вследствие того, что именно в нем осуществляется производство материальных благ и услуг.

Им же порождаются на определенном этапе развития денежные и финансовые потоки, во все большей мере образуются временно свободные денежные средства. Обслуживанием движения этих потоков и призвана заниматься финансовая система, которая в свою очередь становится фактором развития реального сектора. Определенность этого этапа состоит в зарождении и последующем всеобщем распространении товарного производства и соответственно товарного обращения, знаменующих переход от натурального к товарному, рыночному хозяйству.

По мере такого перехода и происходит окончательное распадение национальной экономики на реапьный и финансовый сектор, на физическую и бумажную (Дж.Тобин) экономику.
Именно такой этап и переживает постсоциалистическая экономика. Разгосударствление социалистической экономики становится основой всеобщего распространения подлинных товарноденежных отношений и появления соответствующей им институциональной базы во всем ее функциональном многообразии.

От социализма наследуется реальный сектор, где доминирующими были непосредственно общественные, планомерные отношения.
Рыночные отношения, называемые товарно-денежными, допускались в ограниченном виде, в виде расширения экономической самостоятельности в области управления, планирования, материального стимулирования. Однако подлинными товаропроизводителями социалистические предприятия не могли стать в условиях общенародного присвоения. А потому и финансовая система была весьма специфичной, порожденной потребностями директивного народно-хозяйственного планирования, управления из единого экономического центра.

Формирование финансовой системы как института сугубо рыночной экономики началось в переходный период и по существу заново. В период своего становления финансовая система сыграла огромную роль в преобразовании отношений социалистической собственности, в становлении рыночного механизма управления. Деятельностью ее институтов было обеспечено проведение кредитно-денежной и финансовой политики, под воздействием которой складывалась новая система взаимоотношений макро- и микроэкономических субъектов. При их активном участии осуществлялось накопление денежного капитала, без которого немыслимо проведение денежной приватизации, равно как и постприватизационный передел объектов собственности, суть которого состояла в корректировке итогов инсайдерской модели приватизации ее первого этапа.

Институтами финансовой системы заполнялся институциональный вакуум, образовавшийся в связи с упразднением государственных институтов управления.
Истоки финансовой системы были заложены раздвоением товарного мира на товар и деньги. Такое раздвоение ведет к зарождению денежного обращения и законов, его регулирующих, на основе которых определяется денежная масса в обращении в соответствии с функциями, выполняемыми деньгами. Возникают исторически и логически первые институты финансовой системы, регулирующие денежное обращение. Всеобщее распространение они получают в связи с переходом от натурального хозяйства к рыночному.

Появление денежного капитала в процессе превращения натурального хозяйства в рыночное капиталистическое усложняет финансовую систему, в недрах которой формируется кредитный рынок и соответствующие специализированные институты в облике коммерческих банков, осуществляющих трансформацию сбережений в инвестиции посредством движения кредита. В связи с превращением рабочей силы в товар и формированием рынка труда появляется такой значимый институт финансовой системы, как биржа труда.
Дальнейшее развитие рынка капитала связано с усложнением отношений собственности, что нашло выражение в появлении и широком распространении со второй половины XIX в. такой разновидности ассоциированной собственности, как акционерная. Ею был порожден принципиально новый институт финансовой системы в облике фондовой биржи. Последняя.выступает особой разновидностью финансового рынка, в качестве рынка капитала призванной обслуживать движение акционерного капитала.

Особенностью последнего является его двоякое бытие. Обособление потребительной стоимости от стоимости происходит теперь уже не на уровне простого товара, а на несравненно более сложном, на уровне капитала в форме акционерного.

Потребительная стоимость представлена натурально-вещественной формой бытия капитала, пребывающего в ней в реальном секторе экономики, его денежная форма обосабливается в облике ценных бумаг акций и облигаций, сферой обитания которых оказывается финансовая система, фондовая биржа прежде всего. Акционерный капитал в денежной форме приобретает самостоятельную форму движения на особом рынке рынке ценных бумаг, первичном и вторичном.

Соответственно и управление акционерным капиталом раздваивается: с одной стороны, оно осуществляется менеджерами акционерных компаний, с другой фондовой биржей.
Институты финансовой системы отнюдь не исчерпываются названными. Они функционально чрезвычайно многообразны. Но важно подчеркнуть то обстоятельство, что финансовая система детище именно рыночной экономики.

Здесь она получает всестороннее развитие, хотя возникновение ее простейших институтов относится к эпохе натурального хозяйства и связано с зарождением в недрах последнего товарного производства и товарного обращения, формированием допотопных форм капитала купеческого и ростовщического как исторических предшественников промышленного.
В российской экономике процесс становления капитализма оказался спрессованным во времени. В течение исторически кратчайшего времени практически одновременно происходит и образование торгового и банковского капитала как предшественников промышленного, и наряду с этим осуществляется прямое превращение наиболее экономически привлекательных производственных фондов в промышленный капитал путем их присвоения тем или иным способом без всякого денежного капитала.

Товарное производство возникает сразу в его высшей форме в форме капиталистического, а рыночная экономика в форме современной смешанной экономики. Но и это не все. Произошедшая в советский период монополизация экономики явилась основой возникновения акционерной формы собственности в ходе акционирования бывших ПО и НПО. Акционерный капитал в свою очередь породил фондовую биржу.

И все это в течение практически одного десятилетия. При таких темпах все еще говорят о неудачах, постигших российскую экономику, и даже о провале рыночной реформы!
Иначе протекал этот процесс в развитых странах. В длительной истории рыночной экономики можно выделить два основных этапа развития, которым соответствуют две модели.

Исторически и логически исходной является рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, на определенном этапе развития эволюционирующая в более сложную смешанную. По мере этой эволюции более сложной, совершенной и разветвленной становилась и финансовая система современной рыночной экономики, достигшая к настоящему времени апогея своего развития.
В социалистической плановой экономике не было места товарно-денежным, рыночным отношениям. Последние развивались либо в форме теневой экономики, либо вынужденно допускались сверху.

Однако возможности их развития были чрезвычайно ограничены отношениями общенародной собственности. Такие категории, как деньги, товар, цена, прибыль и пр., не были насыщены соответствующим содержанием, экономика не регулировалась законами товарного производства, так как экономические отношения социалистического производства были не товарными, а планомерными, равно как и обращение материальных благ и услуг, регулируемое директивным планом, по существу не было товарным обращением.
Становление подлинно рыночных отношений началось по мере разгосударствления экономики, что и создало предпосылки для формирования в недрах национальной экономики товарного производства, следствием чего явилось появление наряду с реальным сектором финансового, финансовой системы, призванной обслуживать движение денежных и финансовых потоков, порождаемых рыночными, товарно-денежными отношениями. Коренному преобразованию подверглись и государственные финансовые институты, обслуживавшие реальный сектор плановой экономики. Перестраивается банковская система.

Наряду с Центральным банком, приобретающим независимость от исполнительных органов власти и перестраивающим свою деятельность в соответствии с законами денежного обращения, появляются коммерческие, призванные выполнять присущие им функции. В коммерческие банки превратились и бывшие специализированные государственные банки, адаптационные способности которых оказались, однако, чрезвычайно низкими, в силу чего все они рухнули в ходе финансового кризиса 1998 г. В связи с акционированием государственных предприятий появляется фондовая биржа, регулирующая движение акционерного капитала.

Обращение превращающихся в товар материальных благ и услуг опосредуется товарной биржей, приходящей на смену государственной системе снабжения и сбыта готовой продукции. Биржа труда регулирует движение рабочей силы в региональном, отраслевом и прочих аспектах. Появляются страховые компании, негосударственные пенсионные, паевые инвестиционные и прочие фонды. Все они в совокупности и образуют тесно взаимодействующие институты финансовой системы, призванной обслуживать различные потребности реального сектора экономики, чем и определяется их функциональное многообразие.

Каждый из них регулирует соответствующий рынок: товаров и услуг, капитала, рабочей силы, недвижимости.
Вполне естественно, что все эти институты находятся в состоянии становления, а потому профессиональный уровень выполняемых ими функций соответствует этому состоянию. И тем не менее за прошедшее десятилетие они проделали большой путь. Остановимся, например, на изменении роли фондовой биржи в российской экономике в процессе ее развития.

Как известно, фондовый рынок в российской экономике возник в связи с акционированием наиболее крупных государственных предприятий, явившимся одним из способов ваучерной приватизации. На протяжении прошедшего десятилетия он не получил широкого развития ввиду тяжелого финансового положения большинства акционированных предприятий.



Его основная функция 90-х годов консолидация акционерного капитала в процессе формирования контрольных пакетов акций. Но уже к началу нового века рынок ценных бумаг обрел внутреннюю устойчивость, что позволило в более полной мере выполнять соответствующие ему функции в качестве инвестиционного института.

Если в 1996 г. объем инвестиций, привлеченных российскими предприятиями на фондовом рынке, составлял всего 0,6 млрд долл., то в 2002-м уже 5,6 млрд.долл., из них 1,8 - на внутреннем рынке. По мере преодоления дефицита долгосрочных ресурсов основным инвестором становится отечественный, в том числе мелкий частный. Так, доля зарубежных сделок с российскими акциями снизилась с 84% в 1998 г. до 44 -52% в 2001-2003 гг. (Ю. Данилов.

Новая роль фондового рынка в России. Вопросы экономики, 2003, 7). Важно и то, что ослабла зависимость отечественного фондового рынка от мирового финансового и сырьевого рынков.

Окрепли позиции фондового рынка на рынке капитала. Ныне именно он оказывается более доступным и выгодным для российских компаний относительно банковского кредитования. И это вопреки тому, что основная масса свободных денежных средств по-прежнему традиционно для постсоциалистического общества тяготеет к банковскому сектору вследствие, с одной стороны, неразвитости небанковских институциональных инвесторов, с другой неосвоенности широкими слоями населения вновь появившихся не менее прибыльных способов вложения денежных сбережений, позволяющих к тому же обрести, например, в качестве акционера статус собственника.

Российская банковская система и поныне ориентирована на краткосрочное кредитование, хотя доля долгосрочных сбережений в последние годы увеличивается, успешно идет процесс капитализации. Предприятия же реального сектора в условиях глубокой структурной перестройки испытывают потребность именно в долгосрочных кредитах.

Видимо, эта проблема будет решаться в процессе дальнейшего развития рынка капитала в ходе конкурентной борьбы между его сегментами, каковыми выступают рынок заемного капитала и рынок ценных бумаг.
Уже в настоящее время емкость внутреннего фондового рынка относится к числу крупнейших среди развивающихся рынков. Четко выявились основные факторы укрепления российского фондового рынка, к числу которых можно отнести следующие: возросла капитализация операторов фондового рынка, сложилась устойчивая клиентская база, отработан механизм взаимодействия между брокерами и клиентами, брокерами и торговой системой, преодолена ограниченность финансовых ресурсов, поступающих на фондовый рынок, произошла переориентация кредитных компаний с управления финансовыми потоками на капитализацию фирмы, снижены барьеры для входа на фондовый рынок для реципиентов инвестиций, принят Кодекс корпоративного поведения, что уже привело к увеличению до 50% числа компаний, выполняющих его требования.
Наряду с этими факторами необходимо усиление роли государства в формировании фондового рынка: прямое участие в выводе на рынок эмитентов, в создании новых финансовых инструментов, в усилении стимулирующей роли государства путем установления налоговых приоритетов, способствующих притоку инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг, превращение самого рынка - в рынок рублевых активов. Иными словами, перспективы развития российского фондового рынка, как и других институтов рыночной инфраструктуры, безграничны.

Особенности взаимодействия реального и финансового секторов в переходной экономике России

Среди этих особенностей отметим прежде всего то обстоятельство, что при либеральной модели рыночной трансформации доминирующей является денежно-кредитная и финансовая политика. Вашингтонской доктриной резонно предполагалось, что либерализация экономической деятельности явится достаточной предпосылкой для формирования рыночной экономики постсоциалистических стран. Как уже отмечалось, рыночные отношения прокладывали себе дорогу еще в недрах социализма.

Однако совершенно особая ситуация сложилась на исходе 80-х годов, когда принятое в эти годы сугубо прорыночное законодательство создало юридические предпосылки для бурного развития рыночных отношений. С начала 90-х годов оно приобрело лавинообразный характер в связи с провозглашением официального курса на рыночные преобразования и начавшейся либерализацией экономики, направленной на ее разгосударствление.
Данной, монетаристской по своему происхождению, моделью предусматривался по существу стихийный процесс преобразования плановой экономики в рыночную путем создания необходимой для этого правовой базы. Государственному регулированию подлежала главным образом финансовая система методами кредитно-денежной и финансовой политики, под проведение которой и создавались соответствующие институты.

Разыгравшаяся в экономике стихия в содержательном плане предстала процессом первоначального накопления капитала, в ходе которого происходит отделение непосредственных производителей от средств производства, совместными собственниками которых они были. Ранее созданные объекты общенародной собственности в ходе жесткой конкурентной борьбы в первую очередь за наиболее прибыльные и перспективные из них, переходят в частную собственность в различных ее формах индивидуального и совместного присвоения.
Наряду с широким использованием криминальных методов в борьбе за присвоение объектов государственной собственности в ходе ваучерной приватизации и постваучерного передела собственности еще на исходе 90-х годов начался активный процесс накопления денежного капитала. Капитал именно в такой форме выступает историческим предшественником промышленного.

В накоплении денежного капитала институты финансовой системы, и прежде всего коммерческие банки, сыграли выдающуюся роль. Они сумели в исторически кратчайшие сроки осуществить аккумуляцию свободных денежных средств предприятий реального сектора экономики и сбережений населения. На это была направлена вся многоаспектная финансово-спекулятивная деятельность коммерческих банков, где объектами спекуляций выступали ваучеры, скупавшиеся по бросовым ценам у обнищавшего населения, корпоративные и государственные ценные бумаги, валюта, недвижимость и пр. Наряду с этим коммерческие банки причастны к оттоку денежного капитала за рубеж, уходу предприятий в тень, к отмыванию грязных денег, что также чрезвычайно способствовало их быстрому обогащению.

В этих же целях создавались всякого рода заведомо мошеннические по своему назначению структуры, как то: Русский дом Селенга, Властелина, Тибет, финансовая пирамида МММ и пр. Огромную роль в накоплении денежного капитала сыграла и торговопосредническая деятельность, оказавшаяся в высшей степени прибыльной в изголодавшейся стране всеобщего хронического дефицита.

Ее развертыванию в немалой мере способствовали и коммерческие банки, широко кредитуя данный наименее рискованный вид деятельности, к тому же не требующей долгосрочных кредитов, не говоря уже о том, что и сами банкиры сплошь и рядом начинали свою предпринимательскую деятельность с торговли, позволившей им в кратчайшие срок накопить капитал, необходимый для создания банков. Последние открывали еще большие перспективы для накопления денежного капитала, а тем самым и доступ к объектам реального сектора экономики.
Весьма специфичным оказалось и поведение государства как субъекта финансовой системы, в качестве такового по существу заново, то есть по законам рыночной экономики, формировавшего и проводившего в жизнь финансовую и кредитно-денежную политику. Такая специфика была порождена крайне тяжелым финансовым положением, в котором оказалось государство, обремененное огромным долгом и острым дефицитом своего бюджета. Эти обстоятельства вынудили его сформировать экономически не вполне обоснованную налоговую систему.

Посредством такой системы государством изымалась едва ли не вся прибыль предприятий, что не только еще более ухудшало их и без того тяжелое финансовое положение, тем самым ставя их на грань разорения и вынуждая уходить в тень, но подрывало налогооблагаемую базу в долгосрочном периоде. И все-таки в 90-е годы возобладали текущие фискальные интересы государства, что позволило к началу века успешно разрешить остроактуальные на тот момент проблемы.

В последующий период налоговая система претерпела существенные изменения в сторону ее усовершенствования, продолжающегося и поныне.
Весьма сложной оказалась в переходный период проблема регулирования кредитно-денежной сферы. Будучи таковой по своей природе, она была крайне осложнена финансовой дестабилизацией начала 90-х годов, порожденной либерализацией цен в стране хронического дефицита с высокомонополизированной экономикой.

Гиперинфляция приняла угрожающие масштабы. В целях ее преодоления была разработана и проводилась в жизнь политика денежных рестрикций.

Однако она оказалась недостаточно экономически обоснованной уже вследствие того, что не вполне адекватно была определена природа инфляции как инфляции спроса (хотя преобладала инфляция предложения), а следовательно, и методы ее преодоления. В сложившихся условиях ЦБ РФ фактически перестал быть единым эмиссионным центром в стране.

Образовавшийся дефицит денежной массы в обращении стал стремительно замещаться всякого рода денежными суррогатами. Повсеместное распространение получили бартерные сделки между предприятиями.

Кризис неплатежей принял всеобщий характер.
Не лучшим образом регулировалось и кредитное обращение. Введение высокой ставки рефинансирования сделало кредит практически недоступным для большинства российских предприятий, хотя потребность в нем была чрезвычайно велика в условиях, когда непомерными налогами изымались едва ли не полностью их собственные инвестиционные источники, а фондовый рынок находился в эмбриональном состоянии, прежде всего опять-таки в силу тяжелого финансового положения большинства акционированных предприятий, тем более что по итогам ваучерной приватизации они оказались в руках инсайдеров, не обладавших инвестициями.
Итак, в переходный период складывается весьма специфичное взаимодействие реального и финансового секторов национальной экономики в странах, избравших либеральную модель рыночной трансформации. Формы проявления этой специфики многогранны.

Но, как представляется, суть этой специфики состоит в том, что деятельность финансового сектора в переходной экономике сосредоточилась прежде всего не на обслуживании потребностей реального сектора. Усилия институтов финансовой системы были направлены на накопление денежного капитала, что не только не укрепляло позиции реального сектора, но, напротив, во многом способствовало разрушению последнего.

И в этой связи напомним, что частичное разрушение унаследованной макроэкономической структуры было неизбежно ввиду ее несоответствия критериям становящейся рыночной экономики. Реструктуризация последней может быть осуществлена лишь промышленным капиталом. Но образованию последнего предшествует накопление денежного капитала. Деятельность институтов финансовой системы, коммерческих банков прежде всего, и была сосредоточена на формировании денежного капитала.

Последний предназначался для участия в денежном этапе приватизации и в постприватизационном переделе объектов собственности, в ходе чего и происходило его превращение в промышленный. А уже деятельность последнего прямо и непосредственно направлена на возрождение реального сектора экономики, на преодоление унаследованных структурных и технологических диспропорций.

С этой точки зрения правомерно говорить о том, что разрушение реального сектора, особенно интенсивно протекавшее в российской экономике вплоть до конца 90-х годов, носило все же созидательный характер: таким разрушением высвобождалось экономическое пространство для деятельности нового класса собственников, преобразующих структуру народного хозяйства в соответствии с критериями рыночной экономики.
Финансовый кризис 1998 г. засвидетельствовал исчерпание финансовой системой своего потенциала в качестве механизма формирования денежного капитала, что и явилось одной из причин ее краха, хотя были и другие, не менее важные, как, например, крупномасштабная несбалансированность государственных доходов и расходов в условиях высокого государственного долга и дефицита федерального бюджета, крайне усугубленная резким падением мировых цен на энергоресурсы. Вместе с тем всякий кризис насильственным путем снимает накопленные в предшествующий период противоречия, чем и создаются предпосылки для экономического возрождения. Примечательно, что начавшийся буквально на следующий год экономический рост в немалой мере оказался следствием превращения денежного капитала в промышленный, хотя имели значение и другие факторы, как то: протекционистский эффект девальвации рубля, начавшийся рост мировых цен на энергоресурсы и пр. Вместе с тем экономический рост сдерживался тем, что накопленный в стране денежный капитал превращался в промышленный далеко не в полной мере.

Значительная его часть была вывезена за рубеж. Нелегальный вывоз капитала не преодолен и поныне, одной из главных причин чего является в современных условиях неопределенность во взаимоотношениях государства и бизнеса.
В посткризисный период взаимодействие между реальным и финансовым секторами российской экономики стало складываться уже в традиционном для рыночной экономики виде. Вновь формирующаяся теперь уже по мере возрождения реального сектора финансовая система выполняет свою прямую функцию обслуживает соответствующие потребности последнего в меру
своих все еще весьма скромных возможностей, что соответствует этапу становления рыночной экономики.
Вопросы для повторения:
1. Чем определяется функциональное многообразие институтов рыночной инфраструктуры?
2. Каковы факторы становления и функционирования институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике?
3. С чем связаны перспективы дальнейшего развития институтов рыночной инфраструктуры в российской экономике?
4. В чем причины и каковы последствия финансового кризиса 1998 г. в России?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Особенности становления финансовой системы в российской экономике.
2. Институты финансовой системы и их функции.
3. Особенности взаимодействия финансового и реального секторов в переходной экономике.
4. Причины и последствия финансового кризиса 1998 г.
Литература:
1. Глазьев С. Бюджет-2003: очередной выбор социальноэкономической политики//РЭЖ. 2003, 2.
2. Головнин М. Банковская система в переходных экономиках// МЭиМО. - 2003, 2.
3. Ершов М. О финансовом механизме экономического роста// Вопросы экономики, 2002, 12.
4. Инвестиционный потенциал отечественного фондового рынка. Рубрик//Вопросы экономики. 2003, 7.
5. Саркисянц А. О роли банков в экономике//Вопросы экономики. 2002, 12.
6. Теоретические проблемы переходной экономики: Учебнометодическое пособие/Под ред. В.В.

Радаева. М.: ТЕИС, 2003 (гл.6.2).
7. Теория переходной экономики: Учебное пособие/Под ред. В.В. Герасименко.

М.: ТЕИС, 1997 (гл. 2.1., 5.1., 5.2).



Содержание раздела