d9e5a92d

Собственность как экономическая категория

Собственность и право

Собственность предстает одной из наиболее сложных экономических категорий. Ее анализ включает целый круг вопросов, среди которых следующие: содержание собственности, экономический механизм ее реализации, формы собственности в пространственно-временном или историческом и логическом аспектах, правовое оформление отношений собственности, спецификация прав собственности.
Отношения собственности являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области производительных сил, адекватной социальноэкономической реализацией которого они становятся.

Смена отношений собственности происходит в переходный период, когда общество оказывается перед необходимостью осуществления качественно нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в условиях сохранения прежних. Прежде всего объектом присвоения становятся средства производства, созданные в предшествующий период. Такое присвоение осуществляется путем раздела и передела ранее созданных объектов.

По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности.
Смена отношений собственности и составляет основное содержание любой переходной эпохи. Ею предопределяется вся совокупность институциональных преобразований, равно как и механизма хозяйствования. Преобразованию подлежит и социальная структура общества, сопровождающаяся изменением социального статуса всех членов общества.

Этот процесс является крайне болезненным, а потому, как правило, сопровождается острыми социальными конфликтами, нередко принимающими крайнюю форму гражданской войны.
Для России теоретическая разработка данной проблемы имеет особо важное значение уже в силу того, что в ее истории в течение одного только XX в. отношения собственности дважды подвергались коренному преобразованию: в начале века все формы частной собственности были насильственно преобразованы в формы социалистической собственности общенародной и кооперативноколхозной, в конце века преобразованию подлежала уже социалистическая собственность. Актуальна эта проблема и для ныне развитых стран в связи с эволюцией индивидуальной частной собственности, доминировавшей в эпоху индустриального развития, в многообразие форм собственности, порожденное постиндустриальным этапом, а следовательно, и проблемой оптимального соотношения этих форм в рамках каждого промышленного цикла, коль скоро в основе перехода от одного цикла к другому лежит технико-технологическое обновление научно-производственного потенциала.
В содержательном плане собственность есть система экономических отношений, складывающихся по поводу присвоения средств производства, которым предопределяется присвоение потребительских благ и услуг. Присвоение средств производства осуществляется в исторически меняющихся формах.

Материальной основой такого изменения является прогресс в области развития производительных сил, обеспечиваемый непрерывно углубляющимся познанием законов природы естественными науками. Результатом этих знаний становится все более усложняющаяся техника и технологиия.

Истории известны два основных способа такого присвоения: индивидуальное и совместное. Широкое распространение форм совместной собственности порождено концентрацией, централизацией производства и укрупнением масштабов последнего в эпоху индустриального и постиндустриального развития.
Индивидуальное присвоение имеет две разновидности: основой присвоения выступает либо собственный труд, либо чужой, находящийся в различных формах личной (полной или неполной) или экономической зависимости. Особой разновидностью индивидуальной собственности, основанной на собственном труде, получившей широкое распространение в современную эпоху как эпоху интеллектуализации труда, является собственность интеллектуальная, бестелесная, по выражению Ф.-А.

Хайека.
Многообразие форм совместного присвоения определяется масштабами этой совместности, ассоциации. В качестве таковой можно назвать групповую, коллективную, кооперативную, акционерную, общенародную. Последняя принимает юридический статус государственной. Специфической особенностью совместной, то есть ассоциированной, собственности является ее все более четкое обособление от управления как следствие укрупнения производственных объектов и соответственно усложнения управленческого труда.

Такое обособление порождает особый социальный слой менеджеров, на профессиональном уровне выполняющих функции управления, хотя стратегию развития, как правило, определяет собственник.
Итак, субъектом присвоения выступает либо отдельное лицо, либо разного масштаба ассоциация собственников, соответственно физическое или юридическое лицо. Присвоению противостоит отчуждение.

При отчуждении работника от средств производства складываются отношения экономической власти на стороне собственника и экономической зависимости на стороне работника, по мере превращения рабочей силы из товара в человеческий капитал эволюционирующие в партнерские отношения или отношения социального партнерства.
В наиболее общей форме отношения собственности экономически реализуются присвоением прибавочного продукта в исторически меняющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденд, процент и пр.). Таким присвоением обеспечивается не только воспроизводство субъекта присвоения, но и воспроизводство данной системы экономических отношений на расширенной основе, коль скоро именно расширенное воспроизводство является закономерностью экономического развития на протяжении всей истории человечества.

В ходе такого воспроизводства реализуются достижения в области НТП, что является фактором развития отношений собственности, а вместе с тем постепенно создаются материальные предпосылки их последующей смены при переходе к качественно иному этапу в развитии производительных сил.
Существует чрезвычайно важный в жизни всякого общества правовой аспект отношений собственности, которым нередко даже в науке подменяется экономическое содержание данной категории. Основой такой подмены является то обстоятельство, что экономические отношений как отношения собственности получают нормативно-правовое оформление тем более полное и совершенное, чем более развита экономическая система, в данном случае рыночная экономика.

Законодательными актами регулируются отношения собственности как отношения между различными субъектами собственности, между собственниками и несобственниками. С точки зрения права отношения собственности трактуются как имущественные.
Значимость правового оформления отношений собственности, надежной защиты прав собственности законом в полной мере осознается в переходной экономике, по определению характеризующейся правовым вакуумом (Л. фон Мизес). Такой вакуум образуется вследствие того, что вместе с упразднением прежней системы отношений собственности упраздняется и право, регулировавшее эту систему. Новое право возникает по мере становления новой системы экономических отношений, в полной мере отражая степень зрелости последних.

Но там, где не действует закон, в свои права вступает насилие: Насилие и закон, война и мир есть два полюса общественной жизни. Но содержанием этой жизни является экономическая деятельность.

Все насилие направлено на собственность других (Л. фон Мизес. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: 1991, с. 34).

В полной мере развернувшийся в переходной экономике России криминальный беспредел может служить подтверждением достоверности данного обобщения. Сам этот беспредел становится способом формирования новой системы отношений собственности.

Становление последних порождает необходимость их защиты от агрессивных посягательств силой закона. Медленно и постепенно последний вытесняет насилие, придает цивилизованные формы борьбе за раздел и передел объектов собственности.
К настоящему времени в правовой науке сложились две основные концепции: континентальная и англосаксонская. Классическим воплощением первой является действующий и поныне во Франции Гражданский кодекс Наполеона, провозгласивший частную собственность священной и неприкосновенной, единой и неделимой.

Концентрация прав собственности в полной мере соответствовала периоду становления и последующего безраздельного господства отношений индивидуальной капиталистической частной собственности, основанной на наемном труде.
С появлением и все более широким распространением форм ассоциированной собственности в эпоху зрелости буржуазного общества происходит рассредоточение прав собственности, что и породило англосаксонскую концепцию, в основе которой лежит теория прав собственности, предусматривающая расщепление собственности на правомочия, наделение которыми того или иного лица является правовой основой принятия им экономического решения в пределах этих правомочий. Классификация прав собственности весьма многообразна.

Она включает, например, права владения, пользования, управления, право на доход, на безопасность, на завещание и наследование, на запрещение вредного использования и т.д. В рамках данной концепции по существу исключается абсолютизация прав собственности, она заменяется их комбинацией, что вполне соответствует современной модели рыночной экономики со сложной структурой форм собственности и взаимодействия экономических агентов, ее представляющих.

Та или иная концентрация прав собственности дает их носителю экономическую власть над процессом производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Источником экономической власти является власть денег как исходной и всеобщей денежной формы капитала, позволяющего приобретать тот или иной пучок правомочий.
В постсоциалистических странах, как и в любой переходной экономике, правовое оформление отношений собственности крайне несовершенно и неустойчиво. Тем более беспомощен и бездеятелен институт исполнения судебных решений, столь необходимый в условиях, когда не сложилась еще традиция соблюдения прав собственности и контрактных обязательств.

Такая ситуация неизбежна в этот период уже вследствие того, что экономические отношения первичны относительно правовых. Разрушение прежних экономических отношений означает упразднение старого права, а новое и соответствующие ему институты появляются по мере становления новых экономических отношений.



В результате образуется так называемый правовой вакуум, создающий предпосылки для широкого использования насильственных методов изъятия объектов собственности у прежних субъектов, равно как и у конкурентов.
Вместе с тем именно законодательными актами формируются юридические предпосылки для начала радикальных преобразований отношений собственности, создающие для этого правовое поле. Таковым было, например, законодательство, принятое в СССР на исходе 80-х годов, на основе которого и началось по существу преобразование социалистических форм собственности еще в дореформенный период, главным образом путем расхищения ее объектов. В первую очередь такой возможностью воспользовалась правящая номенклатура, а также вышедшие из подполья теневики и не утратившие за годы социализма предпринимательского духа представители различных слоев населения.

По мере формирования из числа конкурентов подлинных собственников ранее созданных объектов присвоения появляется право, призванное придать юридическую силу вновь складывающимся отношениям собственности, регулирующим взаимоотношения между ее субъектами, создать правовое поле для деятельности хозяйствующих агентов, выступающих в качестве физических и юридических лиц. Надежная защита прав собственности придает устойчивость экономическим отношениям, что становится фактором их развития.

Формы собственности и их эволюция

Всякое содержание имеет соответствующую ему форму проявления. Не составляет исключения и собственность как экономическая категория.

При едином содержании формы ее проявления различны в зависимости от изменяющихся во времени объектов и способов их присвоения, характера соединения факторов производства. Меняются и экономические маски, в которых выступают хозяйствующие субъекты (феодал, ремесленник, капиталист, акционер, фермер и пр.).

Материальной основой смены форм собственности становится развитие производительных сил, качественные изменения которых и вызывают к жизни новые формы собственности, адекватные новому состоянию производительных сил, в качестве таковых способствующие новому качеству реализоваться в полной мере.
Историей выявлено три качественно различных этапа в развитии производительных сил: домашинный, индустриальный и постиндустриальный. В интерпретации К.Маркса это естественные, общественные и всеобщие производительные силы. Соответственно выделяются три экономические системы: традиционное патриархальное хозяйство, основанное на ручном труде и примитивной технике, где исторически и логически исходной была общая собственность первобытного племени, общины, вслед за которой сформировалась индивидуальная частная собственность, основанная на использовании чужого труда, находившегося в полной (труд раба) или неполной (крепостной) личной зависимости от собственника, индустриальное капиталистическое общество, где доминировали индивидуальная собственность, основанная на наемном труде, наконец, постиндустриальное общество, характеризующееся многообразием форм собственности как органической целостностью, порожденной многообразием сфер приложения капитала, требующих различной его концентрации.

Особое место занимает социалистическое плановое хозяйство, выпадающее из общего хода экономического развития, где была апробирована общенародная форма собственности. В качестве господствующей, доминирующей она выявила повсеместно, то есть во всех социалистических странах, включая КНР, свою полную экономическую несостоятельность обеспечивать рост эффективности производства вследствие присущей ей несовместимости с НТП.

Это нашло выражение в технико-технологической отсталости стран мировой социалистической системы относительно развитых стран.
Как отмечалось, формы собственности можно рассматривать с точки зрения исторической, временной, то есть в соответствии с их сменяемостью по мере качественных изменений в развитии производительных сил. Но возможен и другой подход логический, пространственный, когда акцент ставится на выявлении особенностей исторически определенной формы собственности в процессе ее эволюции от зарождения до гибели.

Полнота анализа достигается сочетанием того и другого аспектов, то есть и в рамках одной системы, и в экономической истории в целом.
5.3. Разгосударствление экономики при различных моделях реформирования. Приватизация государственной собственности, ее основные этапы и соответствующие им способы
Как известно, социалистическая экономика выступает как тотально огосударствленная. Как таковая она и подлежит разгосударствлению теми или иными способами.

Государственная собственность в становящейся системе сохраняется в пределах экономической целесообразности, но при этом деятельность государственных предприятий подлежит коммерциализации в связи с их превращением в товаропроизводителей.
Становление новой системы экономических отношений осуществляется в процессе разгосударствления национальной экономики. Такое разгосударствление может быть осуществлено и при сохранении незыблемой государственной собственности.

Но при этом официальным снятием запрета на частнопредпринимательскую деятельность создаются юридические предпосылки для становления негосударственных форм собственности, обладающих большим динамизмом развития. В конечном счете это ведет к изменению соотношения форм собственности не в пользу государственной.

Более радикальным способом разгосударствления экономики является приватизация государственной собственности, в ходе которой осуществляется раздел ранее созданных объектов присвоения, сопровождающийся, как правило, последующим их постприватизационным переделом.
По мере утверждения новых форм собственности вступают в силу экономические законы, регулирующие развитие и функционирование новой системы экономических отношений, создается соответствующая им институциональная база, формируется новый механизм хозяйствования, происходит спецификация прав собственности. Все эти институциональные преобразования, будучи чрезвычайно сложными и многогранными, имеют свои особенности в каждой стране в отдельности.
При градуалистской модели разгосударствление экономики достигается весьма продуманными, многообразными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее значимы следующие:
- деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;
- привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения политики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом их виде, обладающих огромным демонстрационным эффектом, убеждающим лучше всяких слов в их мощном экономическом потенциале;
- коммерциализация деятельности самих государственных предприятий на основе разграничения права собственности, которое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в подлинных товаропроизводителей. Исключена была лишь приватизация государственной собственности, неприемлемая как мера буржуазной либерализации, что, однако, не воспрепятствовало разрушению монопольного положения государственной собственности, положительному по своему экономическому эффекту уже в силу того, что подорвана монополия;
- с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской деятельности, что способствовало ее бурному развитию.
По-иному решается эта проблема при либеральной модели. Во всех постсоциалистических странах была осуществлена приватизация, начавшаяся в первые же годы, не завершенная и поныне.

Исходной явилась спонтанная приватизация, проведенная практически во всех постсоциалистических странах еще в предреформенный период, правовой основой которой в России, например, явилось законодательство конца 80-х годов, когда был снят запрет с индивидуальной частнопредпринимательской деятельности, разрешено создание подлинных кооперативов, допускалась аренда государственного имущества. После официального провозглашения рыночных преобразований либерализация экономических отношений осуществлялась путем проведения бесплатной (ваучерной) и денежной приватизации. В странах ЦВЕ и Балтии была узаконена и реституция: бывшим собственникам были возвращены принадлежавшие им объекты собственности, незаконно конфискованные в ходе социалистических преобразований. Совершенно особое место в реформировании отношений собственности занимала ГДР.

Воссоединение германских государств позволило осуществить в ней исключительно денежную приватизацию, так как не было проблемы с денежным капиталом.
Бесплатная приватизация была порождена двумя основными обстоятельствами. Во-первых, сугубо идеологическими соображениями. Таким образом была отдана дань социалистическому менталитету созданы равные для всех членов общества стартовые условия для вхождения в рыночную экономику, коль скоро национальное богатство было создано совместным трудом нескольких поколений советских людей. Вместе с тем ей не было альтернативы и с точки зрения экономической: бесплатная приватизация носила вынужденный характер вследствие того, что денежный капитал, необходимый для участия в денежной приватизации, по определению не мог быть накоплен в социалистическом обществе.

Таковым не обладала даже номенклатура. К тому же ваучерная приватизация открывала прежде всего ей (вкупе с трудовым коллективом) наиболее перспективный доступ к присвоению управляемых ею объектов.

Инсайдерская модель акционирования как способа приватизации наиболее крупных объектов позволяла им сформировать контрольный пакет акций и без денежного капитала.
И все же вслед за ваучерной приватизацией предстояла денежная. В ряде стран проблема денежного капитала решалась широким допуском к участию в приватизации иностранного капитала, как, например, в Венгрии.

В России этого не случилось. Денежный капитал был накоплен отечественными предпринимателями собственными усилиями и в кратчайшие сроки путем развертывания бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, в обоих случаях приносившей огромные доходы.

Уже в середине 90-х годов участники денежной приватизации выкладывали сотни миллионов долларов, а в начале века уже миллиарды.
Так случилось, что почти в эти же годы приватизация, естественно, исключительно денежная, была проведена едва ли не во всех развитых странах, начиная с Англии. Однако причина здесь была принципиально иной. Речь шла об оптимизации соотношения форм собственности для повышения эффективности функционирования нацирнальной экономики в целом, что достигалось путем сокращения непомерно разросшегося государственного сектора. И цель была достигнута.

О масштабах приватизации можно судить по следующим данным: в Англии за 13 лет было продано две трети государственных предприятий, совокупный доход от продажи составил 33 млрд фунтов стерлингов, число занятых на государственных предприятиях сократилось вдвое; во Франции за пять лет было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более 1000 предприятий, выручка составила 125 млрд, франков.
Как уже говорилось, в постсоциалистических странах приватизация вполне успешно решала принципиально иную социально-экономическую проблему. Имеются существенные различия в этих странах по соотношению ваучерной и денежной приватизации, масштабов той и другой, способов и сроков их проведения.

Остановимся более подробно на российском опыте. На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей. Приватизация проводилась следующим образом:
- продажа акций АООТ,
- продажа предприятий на аукционах,
- продажа предприятий по коммерческому конкурсу,
- продажа предприятий по некоммерческому конкурсу,
- продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий,
- выкуп арендованного имущества.
По способу приватизации предприятия были разбиты на три группы:
- предприятия со среднегодовой численностью занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов на 1.1.1992 г. не более 1 млн руб. подлежали продаже на аукционах;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых свыше 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн.руб. на ту же дату подлежали акционированию;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых от 200 до 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн руб. на ту же дату подлежали приватизации любым из указанных способов.
Приватизации подлежали объекты государственной и муниципальной собственности, к числу которых были отнесены следующие:
- предприятия, цеха и производственные участки, выделенные в самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. материальные и нематериальные ценности;



Содержание раздела