d9e5a92d

Постприватизационный передел собственности

- доли (паи, акции) государственных и местных органов власти в капитале АО, ТОО, СП, банков и пр.
Обязательной приватизации подлежали объекты и предприятия, в наибольшей мере влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также объекты и предприятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы экономического развития страны и формирование рынка. К числу таковых относились следующие:
- объекты и предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия;
- предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство;
- предприятия пищевой и легкой промышленности;
- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме специально оговоренных;
- законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства с истекшими нормативными сроками строительства;
- имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемника;
- предприятия автотранспорта, кроме специально оговоренных.
Главные цели приватизации были определены следующим образом:
- формирование широкого слоя частных собственников,
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации,
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации,
- содействие стабилизации российской экономики,
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства,
- привлечение иностранных инвестиций,
- создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.
Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей выходцев из различных слоев населения, сумевших в короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было существенно ограничено отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что чрезвычайно усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесценением вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступало акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом Президента 1993 г.
При акционировании предприятий предусматривалось три варианта предоставляемых трудовому коллективу льгот. В рамках первого варианта предусматривались следующие льготы:
- всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно передаются именные привилегированные акции, составляющие не более 25% уставного капитала, но не более 20 минимальных месячных оплат в расчете на 1 работника;
- обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не превышающие 6 минимальных месячных оплат труда в расчете на 1 работника, продаются членам трудового коллектива по подписке со скидкой до 30% их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки платежа до 3 лет. Величина первоначального взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимости акций;
- должностным лицам администрации предприятий (директор, заместители, главный инженер, главный бухгалтер) предоставлялось право приобретения обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющей на всех лиц в сумме до 5% уставного капитала, но не более 2000 минимальных месячных оплат труда.
Этим вариантом была заложена возможность приобретения инсайдерами, то есть фабрично-заводской администрацией и трудовыми коллективами, до 40% акций АООТ.
В соответствии со вторым вариантом трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. При этом не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия в закрытой подписке предоставлялось также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку.

Этот вариант предоставления льгот был избран 70% подлежавших акционированию государственных предприятий.
Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества заключал договор сроком на один год, по истечение которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия.

В противном случае акционирование проводилось по первому варианту.
Решение о выборе второго и третьего вариантов принималось общим собранием трудового коллектива или удостоверялось подписными листами его членов. Число поданных голосов должно было быть не менее двух третей, в противном случае льготы автоматически предоставлялись по первому варианту.
При всех вариантах льгот 10% выручки от продажи акций зачислялось на личные лицевые приватизационные счета работников предприятий. Приобретенные акции свободно обращались.
На аукционах государственные предприятия продавались физическим и юридическим лицам, предложившим наибольшую сумму. При этом 30% от продажной цены перечислялось работникам, уволенным с предприятия после 1.1.1992 г. и зарегистрированным в качестве безработных.
Коммерческий конкурс проводился в виде открытых и закрытых торгов. От потенциального покупателя требовалось соблюдение ряда условий:
- сохранение профиля предприятия,
- сохранение назначения объекта,
- сохранение численности рабочих мест,
- финансирование социальной сферы.
При проведении некоммерческих конкурсов (инвестиционных торгов) отбор победителя осуществлялся по лучшей инвестиционной программе.
Выкуп арендованного имущества составил 30% от сданного в аренду. Инвестиционные торги и продажа ликвидированных и ликвидируемых предприятий оказались наименее привлекательными: было приватизировано такими способами всего около 2% от выставленных объектов.
Итак, полученные населением ваучеры использовались следующим образом: при закрытой подписке на акции своих предприятий, при участии в чековых аукционах, при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы), около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.
В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г. пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив 52%, фабрично-заводская администрация 14,2%, крупные внешние инвесторы 11,5%, мелкие акционеры 8,2%, государство 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры около 66%, аутсайдеры 20%, государство 14,1%.

Как и ожидалось, возобладала инсайдерская модель акционирования. Она оказалась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под сомнение устойчивость обретенного ими статуса собственника.

Ситуация была усугублена для них прекращением государственного финансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфляции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.
К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.
С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. В первые годы она была направлена на достижение следующих целей:
- дальнейшее разгосударствление экономики,
- привлечение инвесторов в реальный сектор экономики,
- реструктуризация макроэкономической структуры,
- пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.
Денежная приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов. Так, в 19951996 гг. по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно, хотя и не исключительно путем развертывания активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона.

Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного непомерными долгами, составлявшими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых.

Кредиторы, в свою очередь, брали обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу.
Фактически ни один кредит не был возвращен, большая часть акций перешла в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Все 12 выставленных на аукционы объектов обрели реальных собственников, получивших название олигархов.

Важным фактором их победы в чрезвычайно острой и драматичной конкурентной борьбе с потенциальными претендентами, обладавшими не меньшими капиталами, явилась их близость к властным структурам.
Так называемые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятся наиболее прибыльные: это НК Лукойл, НК Сургутнефтегаз, НК ЮКОС, НК Сибнефть, НК Сиданко, металлургический гигант Норильский никель, Челябинский металлургический завод (АО Мечел), ОАО НЛМК, а также АО НАФТА-Москва, Новороссийское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное речное пароходство.
В ходе денежной приватизации глубокие изменения претерпели итоги первого этапа. Так, доля трудового коллектива в акциях упала уже к 1997 г. с 52% до 1520%.

Аутсайдеры, накопившие в течение 90-х годов значительный денежный капитал, не только потеснили инсайдеров, но и оказались главными действующими лицами этапа денежной приватизации.
На исходе 90-х годов принципы приватизации вновь подверглись корректировке, что нашло выражение в следующем:


- отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополнения доходов государства,
- переход к приватизации по точечным проектам с использованием индивидуальных стандартных способов продаж,
- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе земельных участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важно для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производства, роста эффективности.
Государственной программой приватизации этого периода преследовались следующие цели:
- привлечение инвестиций в производство,
- сокращение бюджетных расходов на управление,
- создание условий для развития рынка недвижимости,
- защита прав собственников и акционеров,
- содействие реализации мероприятий по социальной защите населения.
Для реализации этих целей предполагался отказ от количественных показателей приватизации, от предоставления льгот трудовому коллективу, осуществлялось расширение прав субъектов РФ и муниципальных органов власти. В области управления объектами государственной собственности предусматривалось:
- обеспечение общегосударственных приоритетов на приватизированных предприятиях с государственной долей, запрещение представлять интересы государства в органах управления АО фабрично-заводской администрации;
- более широкое использование доверительного управления государственным пакетом акций, но исключительно на конкурсной основе;
- ограничение передачи государственного имущества в хозяйственное ведение;
- совершенствование правовых отношений по поводу аренды государственного имущества;
- развитие нормативно-правовой базы в целях ужесточения ответственности за правонарушения в области приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями.
К началу нового века в основном завершено формирование портфеля акций, постоянно находящихся в федеральной собственности. Он включает контрольный и блокирующий пакеты акций АО, производящих товары и услуги стратегического значения для национальной безопасности. Остальные акции продаются по индивидуальной схеме, которая предусматривает:
- предпродажную подготовку АО, включая завершение консолидации пакета акций в уставном капитале для упрочения вертикальной интеграции и усовершенствования структуры предприятия;
- продажу акций по конкурсу с привлечением финансовых консультантов в целях обеспечения наилучших условий продажи;
- размещение акций на конкурсной основе среди юридических лиц, имеющих право ведения деятельности в качестве инвестиционного института.
Денежный капитал и по сей день устремляется в наиболее перспективные отрасли: отрасли ТЭК и первого передела, на предприятия, имеющие гарантированные заказы, а также высокотехнологичные, находящиеся на уровне мировых стандартов. При этом по-прежнему невелика роль кредита ввиду слабости как коммерческих банков, не вполне оправившихся после финансового кризиса 1998 г., так и фондового рынка. Незначительна и роль финансового рынка в аккумуляции свободного денежного капитала в целях последующего превращения в промышленный, в межотраслевом переливе капитала, столь важном в условиях реструктуризации народного хозяйства, вследствие низкой ликвидности большинства приватизированных предприятий, отсутствия достоверной и исчерпывающей информации об их состоянии. Главными действующими лицами на российском фондовом рынке являются крупные инвесторы, формирующие контрольный пакет акций, и биржевые спекулянты, формирующие денежный капитал.

Слабость институциональной базы сдерживает экономический рост.

Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления

В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления.

К числу наиболее широко используемых относятся такие, как агрессивная или согласованная скупка пакетов акций на вторичном рынке, добровольное или принудительное вовлечение в корпоративные структуры, лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, оставшихся у федеральных и региональных властей. В ходе передела и поныне не преодолено грубое попрание корпоративного законодательства, что проявляется в нарушении процедуры голосования на общих собраниях акционеров, в вычеркивании неугодных акционеров из реестра, в выпуске особых акций с особым дивидендом, а также конвертируемых облигаций, в утаивании и задержке информации о проведении общего собрания акционеров, во введении пороговых величин пакетов акций для участия в управлении, в принудительной скупке акций у мелких акционеров по заниженной цене и нарушении их прав при распределении дивидендов и т.д.

Все еще продолжается жесткая конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами за обладание контрольным пакетом акций и функциями корпоративного управления.
Обе стороны накопили немалый опыт в борьбе друг с другом за сохранение и приумножение пакета акций. Инсайдеры, например, широко используют такие методы, как
- контроль за реестром акционеров и манипулирование им,
- не избрание членов совета директоров, а их назначение и недопущение в него аугсайдеров,
- общая стратегия распыления акций,
- переход на единую акцию,
- изменение размера уставного капитала АО и уменьшение доли посторонних акционеров через дополнительную эмиссию акций,
- бесконтрольная перекачка активов в собственные компании,
- санкции по отношению к работникам-акционерам за продажу акций на сторону,
- широкое привлечение местных властей для ограничения деятельности чужих фирм, скупивших акции у работников,
- установление запредельных окладов,
- фиктивные банкротства с последующей скупкой продаваемых активов и т.д. и т.п.
Отработаны методы борьбы и аутсайдерами: это установление контроля за АО путем ведения корреспондентских счетов и регулирования финансовых потоков, получения пакета акций в качестве компенсации за долги АО, скупка акций в пользу институциональных инвесторов, в качестве каковых выступают страховые компании, НПФ, ЧИФы, действующие как портфельные инвесторы спекулятивной ориентации и выполняющие брокерские функции, ПИФы, ориентированные на привлечение средств мелких инвесторов, и пр.
Приведем примеры. Так, НК ЮКОС шла по пути дружеского поглощения коммерческих банков и легального размывания государственной доли с использованием схем реструктуризации задолженности государственному бюджету, НК Лукойл осуществила максимальное распыление выпускаемых акций с последующей их скупкой через дочерние и дружеские компании.
Финансовый кризис 1998 г. привнес новые моменты в передел собственности, среди которых отметим наиболее распространенные:
- переход от тактики захвата к тактике выживания путем сброса неработающих и неликвидных активов;
- ослабление прежних лидеров и нарастание агрессии со стороны конкурентов и региональных властей в связи с вынужденным расчетом акциями по долгам, арестом пакетов акций за долги и их последующей продажей в рамках официальной процедуры банкротства;
- агрессивное рыночное позиционирование путем установления контроля над поставщиками и потребителями, поглощение методом мелких шагов;
- реструктуризация долгов путем изменения прав собственности внутри АО;
- объединение на основе вертикальной производственной интеграции (например, развернувшаяся конкурентная борьба между металлургами и энергетиками за раздел и передел угольных шахт как поставщиков сырья);
- слияния и поглощения на добровольной и принудительной основе все еще преимущественно в экспортно-ориентированных отраслях, сопровождающиеся укрупнением и образованием новых вертикально интегрированных бизнес-структур под имеющуюся рыночную нишу в облике преимущественно холдингов вместо аморфных конгломератов 90-х годов. Так, на долю сделок с нефтедобывающими предприятиями в 2003 г. пришлось 63% стоимости сделок даже при несостоявшемся слиянии НК ЮКОС и Сибнефть, в то время как в мировой экономике на них пришлось всего 3% (Известия, 23 декабря 2003).
Слияния и поглощения заняли особое место в формировании корпоративного сектора в российской экономике во второй половине 90-х годов. С точки зрения российского законодательства слияние выступает как реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникающему юридическому лицу. Иная картина при поглощении. Оно трактуется как приобретение поглощающей фирмой контрольного пакета акций поглощаемой.

При этом фирмы остаются самостоятельными юридическими лицами. Как уже отмечалось, слияния и поглощения могут быть осуществлены агрессивно, жестко, на принудительной основе, тем паче что методы защиты от агрессора не отработаны в России ни законодательно, ни на практике.
Побудительные мотивы слияний и поглощений могут быть самыми разными: это и конкурентная борьба за привлекательный объект, и соображения вертикальной интеграции, как, например, создание замкнутой технологической цепочки в рамках единой корпорации, и повышение эффективности функционирования, и усиление монопольного положения, и вывод капитала из отраслей, оказавшихся в состоянии спада на отраслевых рынках, и проведение диверсификации производства, и отделение собственности от управления и пр. Наиболее интенсивно слияния и поглощения протекали после финансового кризиса 1998 г., явившись, по существу, способами передела собственности по итогам кризиса.

Однако на этом процесс не закончился. Начавшаяся вслед за тем реструктуризация и реорганизация корпораций в ходе консолидации акционерного капитала отнюдь не воспрепятствовала сохранению и даже нарастанию высоких темпов слияний и поглощений.

Более того, по их числу Россия оказалась лидером среди стран Центральной и Восточной Европы: она продемонстрировала потрясающий рост как по стоимости сделок с капиталом, так и по их количеству. Оценочная рыночная стоимость сделок по слияниям и поглощениям возросла с 7,5 млрд долл, в 2002 г. до 23,7 в 2003...

Большая часть инвестиций (86%) российских компаний пришлась на отечественные предприятия (Известия, 31 марта 2004).
К настоящему времени четко выявились основные тенденции в формировании акционерного капитала: сокращение доли акций работников предприятий и мелких акционеров, значительное увеличение доли аутсайдеров, постепенное превращение менеджеров в собственников и собственников в менеджеров. Реанимируются государственные холдинги в стратегически значимых отраслях путем перераспределения акций в крупных корпорациях, формируются региональные холдинги под эгидой региональных властей, более тесными становятся взаимоотношения между региональной властью и региональными компаниями, еще более окрепли естественные монополии, в связи с чем актуализировался вопрос об их реорганизации в целях подрыва в пределах экономической целесообразности их монопольного положения и формирования конкурентной среды путем, например, выделения генерирующего сектора в РАО ЕЭС или создания ОАО Российские железные дороги на базе МПС.
На фоне раздела и передела объектов государственной собственности протекает процесс становления корпоративного управления. Оно представляет собой систему экономических отношений, складывающихся между различными группами акционеров и менеджерами корпораций, суть которых состоит в защите финансовых интересов акционеров от оппортунистического поведения менеджеров. Данная проблема является актуальной и для развитых стран, о чем свидетельствует подписание Принципов корпоративного управления ОЭСР, явившихся потенциальным модельным сводом стандартов и руководств, в том числе и для стран с переходной экономикой, коль скоро одним из способов приватизации государственной собственности явилось акционирование и возникновение в связи с этим акционерной собственности.

Последняя, будучи одной из форм ассоциированной собственности, характеризуется отделением собственности от управления. На исходе 1995 г. был принят Закон Об акционерных обществах, положивший начало правовому оформлению отношений акционерной собственности. Однако российская практика 90-х годов характеризовалась грубым нарушением прав акционеров, что неизбежно в условиях становления рыночных отношений, когда процесс отделения собственности от управления едва начался.

Такому отделению препятствуют незавершенность раздела и передела объектов собственности, а следовательно, не вполне сложившийся слой акцио-неров-собственников и менеджеров, продолжающаяся консолидация пакета акций в целях формирования их контрольного пакета, сохранение значительной доли государственного пакета акций федерального и регионального уровня, создающее особые трудности в управлении корпорацией, малочисленный слой высокопрофессиональных менеджеров, слабая правовая защита даже крупных собственников и пр. Тем не менее все эти процессы в начале нового века приобретают все более цивилизованные формы.

Крупные корпорации приняли кодексы корпоративного управления, в связи с чем создаются отделы по работе с акционерами, вводят в совет директоров независимых директоров и пр. Между тем реальная ситуация меняется к лучшему чрезвычайно медленно в силу отмеченных преимущественно объективных причин.

Особенности формирования предпринимательского слоя в России

По существу, впервые в экономической науке специальный анализ предпринимательской деятельности и фигуры предпринимателя в социальной структуре общества был проведен Й.Шумпетером. В предшествующий период предприниматели в качестве особых субъектов экономических отношений так четко не вычленялись уже в силу своей малочисленности и слитности предпринимательской деятельности с иными функциями. Так, в эпоху классического капитализма капиталист в одном лице представал и в качестве собственника, и в качестве менеджера, и в качестве предпринимателя. В интерпретации Й.Шумпетера, предприниматель занимает совершенно особое место в жизни общества: он выступает носителем экономической динамики.

Последняя предполагает переход от привычно повторяющегося кругооборота к новой комбинации факторов производства. Внедрение новых комбинаций посредством деятельности предпринимателя, в интерпретации Й.Шумпетера, включает следующие моменты:
- изготовление нового блага илидостижение нового качества того же блага;
- внедрение нового, в данной отрасли промышленности ранее неизвестного метода (способа) производства (научное открытие, новый способ коммерческого использования соответствующего товара и пр.);
- освоение нового рынка сбыта, на котором данная отрасль не была представлена;
- получение нового источника сырья или полуфабриката (независимо от того, существовал ли он ранее, принимался или не принимался во внимание, считался или не считался доступным, имелся или предстояло его создать);
- проведение соответствующей реорганизации (создание монопольного положения, например, треста или, напротив, подрыв монопольного положения других предприятий) (см.:Й.Шумпетер. Теория экономического развития.

М.: Прогресс, 1982, с. 159).
Предприниматель отнюдь не обязательно должен быть собственником, а потому нет оснований говорить об особом классе предпринимателей в традиционном понимании класса. Это и не профессия, пожизненно им быть невозможно. Слой этот крайне неустойчивый, постоянно меняющийся по составу.

Ему присущ особый стиль жизни и особая система моральных и эстетических ценностей. Представители этого слоя обладают такими личностными качествами, как острота видения, умение идти вперед в одиночку, идти непроторенной дорогой, умение вести за собой и влиять на других, дар предвидения.

Предпринимательская деятельность не труд, но самореализация предпринимательской одаренности. Предприниматель революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции.

Его деятельностью разрешаются противоречия экономической системы между неизменными экономическими процессами и стихийными изменениями в экономике, между статикой и динамикой, между традиционными и нетрадиционными экономическими нововведениями. Мотивы предпринимательской деятельности Й.Шумпетер усматривает в следующем:
- равнодушие и неприязнь к праздным удовольствиям: предприниматель трудится, потому что не может иначе, его цель не в получении наслаждения от достигнутого, его девиз еще больше. В этой связи стремление к основанию частной империи, династии;
- воля к победе, успех ради успеха, прибыль лишь показатель успеха, символ победы. Экономическая деятельность как вид спорта: финансовая гонка, боксерский поединок, мотивы принципиально не экономические;
- радость творчества как определяющий момент поведения. Блага приобретаются не ради их самих.
В эпоху постиндустриального развития предприниматель из экзотической фигуры превращается в массовую, центральную в силу непрерывных технологических прорывов во всех областях жизнедеятельности, автоматизации рутинной работы в сфере бизнеса. Наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности малый бизнес, предоставляющий полную самостоятельность, свободу действий, ответственность и пр.

И хотя половина малых предприятий разоряется в первый же год своего существования, в них сосредоточена основная масса занятых в развитых странах, и более половины американских миллиардеров, например, обязаны своим состоянием малому бизнесу.
По принципу малого бизнеса формируется ныне предпринимательская деятельность и на крупных фирмах: работа малыми группами, благоприятный психологический климат, особая система заинтересованности. Важно и то, что в развитых странах создаются благоприятные условия для развертывания малого бизнеса: экономическая и социальная поддержка, формирование позитивного общественного мнения вокруг предпринимательской деятельности, создание льготного налогового режима, развитие инфраструктуры поддержки в облике инновационных, внедренческих и консультационных центров, курсов и школ подготовки предпринимателей, эффективной защиты интеллектуальной собственности (изобретения, новые идеи, концепции, методы деловой активности и пр.), дебюрократизация процедуры регистрации предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельностью не только углубляется дифференциация доходов, но и обеспечивается рост последних, что становится материальной основой подрыва принципа равенства, составляющего одну из типичных черт психологии люмпенов. Принцип социального равенства, сложившийся за годы советской власти, и поныне весьма распространен и почитаем в России, чем и объясняется, в частности, крайнее неприятие социальной дифференциации, объясняемой исключительно воровством, мошенничеством и т.п.

Это становится психологическим тормозом для развертывания предпринимательской деятельности, формирует неблагоприятную для нее среду.
Между тем частнопредпринимательская деятельность чрезвычайно значима в современной России в связи с тем, что идет коренное преобразование всех сторон жизнедеятельности общества, новаторство которому отнюдь не противопоказано. Такая деятельность в постсоциалистической экономике имеет весьма специфическую направленность.

Ею преодолевается психология патернализма, социального иждивенчества и пассивности, сформированная в эпоху социализма и совершенно неприемлемая для рыночной экономики. Переходным периодом актуализируется проблема поиска нетрадиционных способов выживания в экстремальных условиях, собственного места в новой системе экономических отношений путем активного участия в приватизации, в процессе первоначального накопления капитала, в создании собственных фирм. Российская практика реформирования выявила огромный предпринимательский потенциал широких слоев населения, обладающих даром предпринимательской инициативы и способностью ее реализации, что особенно отчетливо проявилось в изобретательности способов и приемов ведения успешной конкурентной борьбы за объекты государственной собственности, в становлении различных форм индивидуальной трудовой деятельности.

Вместе с тем предпринимательская деятельность оказалась крайне криминализированной. С одной стороны, такая криминализация неизбежна в экономике всякого переходного периода, с другой ее питательной почвой является глубокое разрушение духовно-нравственной среды в предшествующий период, вследствие чего были сметены нравственные барьеры на пути достижения поставленной цели, одной из которых было обретение статуса собственника.
Вопросы для повторения:
1. Каково содержание собственности как экономической категории?
2. Чем определяется эволюция форм собственности в историческом (временном)и логическом (пространственном) аспектах?
3. Почему необходимо разгосударствление постсоциалистической экономики и какими способами это достигается при различных моделях рыночной трансформации?
4. Каковы основные этапы, цели и социально-экономические последствия приватизации в российской экономике?
5. Чем обусловлена необходимость ваучерной приватизации и каковы последствия инсайдерской модели ее реализации?
6. Каковы способы и последствия денежной приватизации?
7. Чем порожден постприватизационный передел собственности и каковы способы и методы его осуществления?
8. В чем суть корпоративного управления и каковы особенности его становления в российской экономике?
9. Как осуществляется разгосударствление китайской экономики?
10. Что представляет собой предприниматель как субъект экономических отношений и какие функции он выполняет?
11. Каковы особенности становления и функционирования предпринимательской деятельности в России?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Экономическое содержание собственности и ее правовое оформление.
2. Формы собственности и факторы, определяющие их эволюцию.
3. Способы разгосударствления национальной экономики при различных моделях реформирования.
4. Основные этапы и способы приватизации российской экономики.
5. Постприватизационный передел объектов собственности: причины и способы осуществления.
6. Особенности становления корпоративного управления в российской экономике.
7. Преобразование отношений собственности в КНР.
8. Предприниматель как субъект экономических отношений в интерпретации Й.Шумпетера.
9. Особенности становления предпринимательского слоя в России.
Литература:
1. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля//Вопросы экономики. 2001, 10.
2. Радыгин А., Энтов А Инфрорсмент прав собственности и контрактных обязательств//Вопросы экономики. 2003, 5.
3. Собственность и корпоративное управление. Рубрика//Вопро-сы экономики. 2003, 5.
4. Теоретические проблемы переходной экономики: Учебно-методическое пособие/Под ред. В.В. Радаева.

М.: ТЕИС, 2003 (гл. 5.1).
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс 1982, (гл.1, п.З).
6. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ), часть 2. М.: 2003 (гл.11).



Содержание раздела