d9e5a92d

Методы кредитно-денежной и финансовой политики

Тем не менее методами кредитно-денежной и финансовой политики в конечном счете были подготовлены предпосылки экономического роста, отнюдь не случайно начавшегося сразу же после финансового кризиса 1998 г. Такой политикой был в значительной мере погашен государственный долг, ускорен процесс преодоления унаследованных дисбалансов, сформирован механизм конкурентной борьбы, под воздействием которой вымывалось безнадежно морально и физически устаревшее производство. И уже совершенно особую роль институты финансовой системы сыграли в накоплении денежного капитала, без которого невозможны были денежная приватизация и формирование подлинных собственников, способных превратить денежный капитал в промышленный.

Появление последних решающее условие возрождения инвестиционного процесса, а следовательно, и экономического роста.
Вместе с тем и в условиях реализации либеральной модели государство отнюдь не ограничивалось проведением исключительно кредитно-денежной и финансовой экономической политики. В той или иной мере оно занималось и инвестиционной политикой. Однако ограниченность финансовых средств не позволяла успешно выполнять даже те скромные инвестиционные программы, которые им принимались. Уровень финансирования государственных инвестиционных проектов не превышал 35%.

При крайне ограниченных финансовых возможностях государство в первую очередь вполне резонно направило свои усилия на устранение оказавшихся с завершением холодной войны излишними производственных мощностей, сосредоточенных в отраслях ВПК, что достигалось путем их перепрофилирования. Проведенная государством в несколько этапов конверсия ВП К была направлена на его преобразование в О ПК.
В меру финансовых возможностей обремененного долгами государства проводилась и социальная политика, основные направления которой предопределялись особенностями социальной сферы, сформированной в предшествующий период, а также обстоятельствами переходного периода, обусловившими резкое снижение жизненного уровня широких слоев населения. Важно и то, что был провозглашен законодательно закрепленный курс на построение социально ориентированной рыночной экономики. Как известно, таковой она является ныне в любой развитой стране в силу целого ряда вполне объективных причин, среди которых отметим следующие:
- коренное изменение соотношения материально-вещественного и личного факторов в процессе воспроизводства в сторону резкого возрастания значимости личного, то есть работника;
- вследствие этого классовые отношения с присущими им классовыми конфликтами уступили место отношениям социального партнерства, предполагающим иной подход к решению социальных проблем;
- современный этап развития производительных сил обеспечивает колоссальный рост производительности общественного труда, а тем самым и материальных предпосылок для роста благосостояния, для проведения эффективной и многогранной социальной политики;
- значимость последней резко возрастает в связи с необходимостью подготовки высококвалифицированной рабочей силы и создания условий для ее поддержания в работоспособном состоянии в течение всего трудоспособного возраста;
- развертывание предпринимательской деятельности, сопровождающейся углублением разрыва в уровнях дохода, порождает необходимость проведения политики регулирования доходов в целях недопущения чрезмерного и в силу этого социально опасного разрыва в их уровне.
По поводу возрастающей дифференциации в уровне доходов отметим то обстоятельство, что такой разрыв в высокоразвитых странах все в большей мере имеет своим основанием нарастающий разрыв в уровне квалификации работников. По мере все более широкого распространения знаний растет интеллектуализация труда, что находит выражение в резком возрастании уровня квалификации работников, носителей уникальных знаний и высочайшего профессионализма, а соответственно и в оплате их труда. Возрастание значимости умственного труда, его все более широкое распространение наблюдается во всех развитых странах, но наиболее отчетливо начиная с 70-х годов в США и Великобритании.

Однако сглаживание разрыва в уровнях личных доходов должно достигаться прежде всего созданием условий для выравнивания уровня квалификации лиц наемного труда путем неуклонного повышения уровня профессиональной подготовки, а отнюдь не методами налоговой и социальной политики.
Все эти проблемы со временем станут актуальными и для России. Но в переходную эпоху значимость социальной политики определяется другими обстоятельствами, а именно:
- необходимостью сохранения бесплатной, традиционно сложившейся в предшествующий период социальной сферы еще и вследствие резкого снижения жизненного уровня широких слоев населения в условиях трансформационного спада;
- социальная защита необходима и в связи с тем, что в условиях раздела и передела собственности население оказалось жертвой как самого государства, обесценившего трудовые сбережения, так и мгновенно возникших коммерческих банков, а тем более всякого рода финансовых мошенников типа МММ, Чара, Тибет и пр., что в немалой мере способствовало обнищанию неспособного ориентироваться в резко изменившихся условиях населения;
- слабой адаптацией членов постсоциалистического общества к рыночным условиям, пассивностью и беспомощностью большинства из них в силу объективно сложившегося за годы социализма стереотипа поведения, как то: иждивенчество, социальная пассивность, патернализм.
Эти обстоятельства и предопределяли основные направления в области социальной политики. Однако отсутствие навыков в решении проблем переходного периода, во-первых, ограниченность ресурсов государственной казны, обусловленная дефицитом федерального бюджета вплоть до конца 90-х годов во-вторых, не позволяли осуществлять социальную политику в масштабах, достаточных для оказания ощутимой поддержки в виде всякого рода социальных трансфертов хотя бы наиболее уязвимым слоям населения. Ситуация усугублялась несвоевременной выплатой заработной платы даже самим государством, запаздыванием с индексацией доходов, столь актуальной в условиях высокой инфляции.

Были допущены и элементарные просчеты в проведении социальной политики, обусловленные сложившимися ранее в данной сфере стереотипами, как то: принцип равенства в предоставлении благ и услуг всем членам общества через общественные фонды потребления, что воспрепятствовало на первых порах внедрению принципа адресности при оказании социальной помощи. Таковую в той или иной форме получало 70% населения, хотя за чертой бедности находилось около 30%, до которых вплоть до 2000 г. доходило всего 19% социальных трансфертов.

Иными словами, социальная поддержка традиционно оказывалась государством почти всем, что резко снижало ее значимость для остро нуждающихся членов общества.
Как видим, социальная политика государства 90-х годов была весьма ограниченной и не вполне компетентной. Тем не менее она наряду с прочими факторами вес же оказалась достаточной для того, чтобы не допустить столь естественных для всякой переходной эпохи острых социальных конфликтов на почве раздела и передела ранее созданного общественного богатства, тем более что в постсоциалистических странах объекты собственности изымались у всего народа, а вместе с тем устранялись и присущие ей экономические формы реализации. Основные усилия государства направлялись на предотвращение массовой безработицы, столь свойственной экономическому спаду, и недопущение массового разрушения привычной для населения старой социальной системы.

То и другое сдерживало рост нищеты в массовом масштабе.
Открытое недовольство выражалось главным образом по поводу несвоевременной выплаты заработной платы и социальных трансфертов. Что же касается собственно рыночных преобразований, то протест против них проявлялся в скрытой форме, а именно в неизменной и весьма широкой поддержке представителей КПРФ на всех выборах 90-х годов. Но такой протест во многом был погашен начавшейся на исходе века и успешно продолженной в последующие годы политикой, направленной не только на преодоление накопленной в предшествующий период задолженности по заработной плате и социальным трансфертам, не только на их индексацию, но и на постепенное и регулярное их повышение. Неуклонно рос размер минимальной заработной оплаты с 83 руб. в 90-е годы до 600 в 2003 г. Немалые успехи достигнуты и за 2003 г. Так, число бедных с доходом меньше прожиточного уровня сократилось за этот год с 25% до 22%, реальные доходы населения выросли на 11 % против 9% за 2002 год, благодаря чему существенно возрос внутренний платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги (Известия.

29 декабря 2003). Все эти процессы вполне соответствуют официально провозглашенному и в Конституции РФ зафиксированному курсу на посгроение социально ориентированной рыночной экономики. Повышение эффективности социальной политики стало возможным благодаря начавшемуся с 1999 г. экономическому росту, устойчиво положительному сальдо федерального бюджета. В свою очередь рост доходов населения становится фактором экономического роста.

Вместе с тем создаются материальные предпосылки для решения в соответствии уже с природой рыночной экономики таких глобальных проблем, как жилищ-но-коммунальная, пенсионная, состояние науки, здравоохранения, просвещения и пр. При проведении социальной политики важно найти оптимальное соотношение в распределении функций, выполняемых на уровне федеральных, региональных и муниципальных властей, и соответственно бюджетных средств под эти функции.
В этой связи еще раз напомним, что социальная ориентация экономики развитых стран Запада оказалась возможной далеко не сразу, а лишь по мере повышения уровня экономического развития в процессе завершения индустриального и перехода в эпоху постиндустриального развития, чем и были созданы материальные предпосылки, а вместе с тем и объективная необходимость для такой ориентации. По мере преодоления технико-технологической отсталости постсоциалистической экономики такие предпосылки появятся и в ней.
Итак, государство в постсоциалистических странах действует в чрезвычайно сложных и специфических условиях, в условиях беспрецедентного в мировой истории перехода к капитализму от социализма. Его назначение состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить построение рыночной экономики на руинах плановой путем создания соответствующих юридических предпосылок для преобразования всей системы экономических отношений и последующего юридического оформления вновь возникающих отношений, создать законодательную базу, способную эффективно защищать права и наемных работников, и собственников, равно как и обеспечивать неукоснительное выполнение взаимных обязательств в пределах правового поля их деятельности.



Совершенствование законодательной базы идет и по линии регулирования деятельности региональных и муниципальных органов власти, дебюрократизации управленческого аппарата разного уровня, укрепления нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность институтов рыночной инфраструктуры, банковской системы в том числе.
Однако государство является не только законодательным органом. В современной модели рыночной экономики оно выступает также в качестве макроэкономического субъекта, прерогативой которого является обеспечение методами экономической политики повышения эффективности функционирования национальной экономики. И в этом смысле государство призвано активизировать и направить инвестиционную активность микроэкономических субъектов в русло реализации общенациональных интересов. В переходной экономике такая активность должна быть сосредоточена на реструктуризации народного хозяйства по критериям рыночной экономики и в соответствии с современным этапом НТП.

В процессе рыночной трансформации складывается национальная модель государственного регулирования с присущей ей спецификой способов и методов такого регулирования. При проведении экономической политики чрезвычайно важно определить оптимальные формы взаимодействия государственного регулирования с рыночным механизмом, корректируя при этом их соотношение в соответствии с национальными особенностями, одной из которых, например, является сверхвысокий уровень монополизации отечественной промышленности, сложившийся еще в советский период и не преодоленный и поныне.
Роль государства меняется по мере прохождения различных этапов переходного периода. Завершение первого этапа в лихие 90-е годы и переход ко второму этапу выдвигают в качестве главной проблему возрождения реального сектора национальной экономики в соответствии с новейшими технологическими укладами, присущими постиндустриальному развитию. В этих условиях приоритетной постепенно становится промышленная политика, в рамках которой структурными преобразованиями преодолевается сырьевая зависимость экономики. Но такая приоритетность предполагает подчинение ей стратегии бюджетной политики при сокращении общей бюджетной нагрузки на экономику, что в свою очередь требует соответствующей корректировки доминировавшей в 90-е годы денежно-кредитной и финансовой политики.

Преодолению такой зависимости способствует начавшаяся реструктуризация естественных монополий. Так, реформирование МПС нашло выражение в создании ОАО Российские железные дороги. Идет дальнейшее углубление законодательной базы реформирования РАО ЕЭС России, предполагающее выделение генерирующего сектора в целях повышения эффективности функционирования электростанций.

На очереди начало реального реформирования Газпрома.
Как известно, даже в пределах одной модели существуют различия по многим аспектам рыночной трансформации. Есть они и в деятельности государства. Так, далеко не во всех странах, принявших либеральную модель, возобладали стихийные процессы.

В странах ЦВЕ, например, государство сумело во многом обуздать их. Решающее значение имело то, что в этих странах внутриполитическая борьба оказалась не столь острой и принципиальной, политическая культура более высокой, противодействие рыночным преобразованиям несравненно более слабым, криминализация экономической деятельности не приняла здесь всеобщего характера, как, например, в России.

Такие различия совершенно неизбежны в силу национальных особенностей той или иной постсоциалистической страны, как то: ее масштабы, географическое положение, особенности предшествующего развития в рамках мировой социалистической системы, степень готовности населения к рыночным реформам, сложившиеся традиции в области государственного регулирования, место данного института в жизни общества и пр.
И уже совсем по-иному складывалась ситуация в КНР, где рыночными преобразованиями не предусматривалось разрушения государственной собственности и ее институтов, а следовательно, и присущего ей механизма хозяйствования. Государственная собственность оставалась экономической основой монополии КПК на власть. Формирование рыночных отношений находится и по сей день под ее контролем, что не препятствует коренным изменениям в области государственного регулирования. Так, неуклонно сокращается сфера директивного централизованного планирования, все уже становится круг товаров, цены на которые устанавливаются государством, все более широкими полномочиями наделяются трудовые коллективы и директора государственных предприятий, все более широко внедряется акционерная форма собственности.

Иными словами, идет синхронный процесс преобразования государственного механизма хозяйствования и становления рыночного механизма. Это позволило сохранить правящей партии - КПК не только авторитет, но и власть. Решениями очередных партийных съездов и по сей день корректируются способы и методы достижения поставленной цели, состоящей в построении социалистического планового рыночного хозяйства, конкретизированной XVI съездом на перспективу до 2020 г. как построение общества среднего достатка в соответствии с концепцией сяокан. Этой цели подчинены все принимаемые и успешно реализуемые КПК решения.

Сочетанием механизмов государственного регулирования и рыночного обеспечиваются устойчиво высокие темпы экономического роста, достигается гармонизация экономических интересов всех слоев населения. Имеет значение и крайняя осмотрительность политических лидеров при проведении реформы, осуществляемой в соответствии с принципом переходить реку, ощупывая каждый камень.
Вопросы для повторения:
1. В чем уникальность опыта государственного регулирования в советской экономике и чем определяется актуальность его изучения в условиях становления смешанной рыночной экономики?
2. Под воздействием каких обстоятельств формируются функции государства в переходный период?
3. В какой мере приложим опыт государственного регулирования в развитых странах к постсоциалистической экономике?
4. Каковы основные аспекты экономической политики российского государства и последствия ее проведения в 90-е годы?
5. Под воздействием каких факторов изменяются функции государства в переходной экономике в XXI веке?
6. Какова роль государства в осуществлении структурной диверсификации народного хозяйства?
7. В чем причины высокой коррумпированности государственных чиновников на современном этапе экономики переходного периода в России?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Государство в социалистической экономике: его функции и эффективность государственного регулирования.
2. Функции государства в современной смешанной рыночной экономике.
3. Основные направления деятельности государства в экономике переходного периода.
4. Особенности формирования взаимоотношений государства и крупного бизнеса на современном этапе.
5. Особенности экономической политики государства в постсоциалистических странах (на примере РФ, КНР, других стран).
Литература:
1. Государство в меняющемся мире// Вопросы экономики. 1997, 7.
2. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы// Мировая экономика и международные отношения. 2001, 1.
3. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: 1995.
4. Обзор экономической политики в России за 2001 год. Бюро экономического анализа.

М.: ТЕИС, 2002.
5. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. - М.: ТЕИС, 2002.
6. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора.

М.: 1997.
7. Теоретические проблемы переходной экономики/Под ред. В.В. Радаева. М.: ТЕИС (гл.

5.3).
8. Теория переходной экономики: Учеб. пособие/Под ред. Е.В.Красниковой.

М.: ТЕИС, 1998. ч.2 Макроэкономика (гл.6).
9. Фетисов Г. Монетарная политика-2004: кредитование национальной экономики или наращивание валютных резервов?
10. Экономика: Учебник.

М.: Проспект, 1998 (гл. 21).



Содержание раздела