d9e5a92d

Земля же была безвидна и пуста

Все это наводит на мысль, что Аман, переподчиняя себе материю - космическую силу, превратил ее в свою небесную душу. Эту силу наследовал Аман своим потомкам.

Ибо они также, как и Аман, могли использовать ее по своему усмотрению. Великий Таннай, говоря о любви Бога к народу Израиля, поясняет: "Излюбленны израильтяне, ибо им дано орудие, которым создан мир: еще большая любовь явлена им, так как им известно, что им дано орудие, которым создан мир" . Орудие, о котором говорит Таннай, есть Бог - покровитель Ка, который Аман дал всем своим потомкам: израильтянам-Эл Азери.
Все это означает что, Филоновский Яхве и египетский Пта, это и есть вторая небесная душа Амана, созданная им в течение года.
Эта душа - Бог созидатель и покровитель Амана, его вторая пара рук, его тень в небесах. Аман, создавая своего небесного помощника, сам выступил как тождественный - язык и ум Вселенной, как Бог Пта. После этого Аман, отождествляя себя с Атумом, вместе с Пта создает себя. Это означает, что Бог Атум есть Аман с его небесным духом Ка.

Назвав своего небесного духа Ка другим именем Шу, Аман отождествляет его с воздухом, который отделяет небо от земли.
То же самое мы встречаем в индийской мифологии. Праджапати одновременно выступает и как жертвоприношение в целом, и как первый жертвователь (жрец), и как жертва, и наконец, как заказчик жертвоприношения, первым взошедший на небо, (Шатапатха брахмана, [далее Шбр] 10.2.2.1.) благодаря действию жертвоприношения.

С одной стороны, он творит всех Богов, и в том числе, конечно, Агни, с другой - Агни в качестве жертвенного огня является его отцом. Осуществляя первичный космический акт, Праджапати отдает себя в жертву Богам, которые затем создают как бы "второго Праджапати" в виде жертвоприношения (ШБр. 2.1.8.3-6)
Платон пишет: "Мы не скажем, будто мать и восприемница всего, что рождено видимым и вообще чувственным, - это земля, воздух, огонь, или какой-либо другой [вид], который родился из этих четырех [стихий], либо из которого сами они родились. Напротив, обозначив его как незримый, бесформенный и всевосприемляющий вид, чрезвычайно странным путем участвующий в мыслимом и до крайности неуловимый, мы не очень ошибемся.

Если только предыдущие наши рассуждения помогают нам напасть на след этой природы, справедливее всего было бы, пожалуй, сказать о ней так: огнем всякий раз является ее воспламеняющаяся часть, водой - ее увлажняющаяся часть, землей же и воздухом - те ее части, которые подражают этим [стихиям]" ("Тимей" 51 В).
Tаким образом, мы видим, что Платон отождествляет эти стихии с разными частями материи (непреходящей). Итак, Аман, назвав своего небесного духа Ка воздухом, отождествляет его воздушную часть с Богом Шу. А влажную часть он называет Тефнут.

О переходе этих стихий друг в друга написано много, поэтому мы пропустим этот вопрос, но отметим, что создавая небесный мир, Аман использовал на земле воду в качестве материи.
Говоря о небе, надо отметить, что у Гомера, в Библии и египетских текстах оно считалось созданным из меди. Чтобы читателю было ясно, отметим, что небо превратилось в медь после того, как создатель, плавя медь, с помощью магии пропитал весь небосвод парами, образующимися при этом химическом процессе.

Структура меди, по мнению Амана, была самой подходящей для этой цели.
Создание небесного мира с помощью двойника Амана передается Платоном в закодированном виде: "Вообразим, что некто находится в том месте Вселенной, которое преимущественно отведено природе огня, сосредоточенного там в огромном количестве и отовсюду туда устремляюшегося: пусть для этого человека оказалось возможным встать там и отделять части огня, кладя их на чаши весов. Допустим далее, что он поднимает весы, носильственно водворяя отторгнутый огонь в несродный ему воздух: очевидно, что в таком случае меньшие части окажутся податливее к насилию, нежели большие. Когда одна и та же сила поднимает в высоту две вещи, меньшая вещь по необходимости больше повинуется принуждению, а большая - меньше, и отсюда большое именуется тяжелым и стремящимся вниз, а малое - легким и стремящимся вверх. На том же самом мы можем поймать и самих себя, когда мы действуем в отведенной нам части вселенной.

В самом деле, если мы стоим на земле и отделяем части землеподобных тел, а то и самой земли, чтобы насильственно и наперекор природе вести их в чуждую среду воздуха, обе эти [стихии] проявят тяготение к тому, что им сродно, однако меньшие части все же легче, нежели большие, уступят насилию и дадут выдворить себя в чужеродную среду; именно поэтому мы называем их самих легкими, и место, в которое мы принуждаем их направляться, - верхним, а то, что противоположно тому и другому - соответственно тяжелым и нижним. Но все это необходимо должно разнообразиться, коль скоро главные скопления тел каждого рода занимают в пространстве различные места, лежащие одно против другого: то, что легко или тяжело, высоко или низко в одном месте, может быть соотнесено с легким и тяжелым, высоким и низким, в другом месте, противоположном первому, и оказаться находящимся в косвенных отношениях с этим последним и полностью от него отличным как с точки зрения возникновения, так и с точки зрения существования.

Но одно остается верным для всех случаев: стремление каждой вещи к своему роду есть то, что делает его тяжелой, а направление, по которому она устремляется, есть низ, между тем, как противоположное тому и другому и наименования носит противоположные. Таковы причины этих состояний" (Платон "Тимей" 63 ВСДЕ).
Таким образом, Бог и есть Аман - египетский фараон Амон и его небесный двойник Ка, которые вначале сотворили небо-душу космоса-Атума, а потом землю - тело космоса-Атума.
Это означает, что в "Торе" под словом "Бог" подразумевается именно фараон Аман (Амон). И он сотворил в небе землю, на которой души умерших людей продолжают жить вечно, при этом сохраняя память о жизни на земле. Именно эту вторую жизнь на небесах имел ввиду Овидий, начинающий свои "Метаморфозы" словами: "Ныне хочу рассказать про тела, превращенные в формы новые.

Боги - ведь вы превращения эти вершили" (1-2). 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
До сотворения Аманом мира духов на небесах, это место было пусто, как и весь световой океан, окружающий нашу землю. В пределах небосвода не было ничего созданного ни человеком, ни кем либо, - он был заполнен платоновской материей.

Дух египетского фараона Тактиз (Бог Кадус) Амана носился в этом тождественном, который вместе с движением, светом и звуком составляет материю. В "Книге мертвых" говорится: "Я - Атум, когда я был один в хаосе (Нун): Я - Ра в его первых воссияниях, когда он начал править тем, что он создал" (19). "Я великий, создавший сам себя, создавший имя свое - владыка эннеады (или: "все имена которого образуют эннеаду" - вариант Богов). Нет ему равного среди Богов. Я - вчера, Я знаю завтрашний день...

Я - феникс великий, что в Илиополе, исследуя существующее. Я Минь в его выходах...Я достигаю этой земли прославленных, вхожу в священные врата.

Вы, стоящие предо мной, протяните ваши руки - Я сделался одним из вас" (20).
Как мы уже отмечали, вначале только дух Амана носился на небесах, воображая каждую деталь будущего мира. Затем он принялся создавать свою небесную тень - Ка, которая представляется как солнце - Ра.

В течении года Аман создавал свою вторую пару рук в своем воображении, с помощью магических слов, ритуалов и жертвоприношений. Ровно через год родилась Ка Амана, которая в текстах раннего христианства называлась также "пальцами Аширата". Много древних материалов, посвященых этому событию, но основные из них созданы древнеиндийскими мудрецами. В брахманах и ранних упанишадах эта картина развития мира из космического яйца: "Сущим было это. Оно стало.

Оно обратилась в яйцо. Оно лежало в течении года.

Оно раскололось. Эти обе части скорлупы стали (одно) серебряной, а (другая) золотой. Серебрянная часть - это земля, золотая - небо. То, что было внешней оболочкой - это горы: внутренней - облако и туман, жилы - это реки, жидкость внутри - море. То, что там родилось, есть то Солнце.

Когда оно родилась, возникли шум и грохот, все существа и все желания" (Чхандогья упанишада, III. 19. 1-3).

В "Шатапатха-брахмане" (ХI.1.6.1-3) мы также сталкиваемся с представлением о возникновении золотого яйца из первичных вод: "1. Водами было это поистине вначале, лишь морем. Эти (воды) размышляли: "Как могли бы размножаться?" Они прилагали усилия, они передавались тапасу, возникло золотое яйцо.

Нерожденным был тогда год. Это золотое яйцо плавало столько времени, сколько длится год. 2. Из него возник через год человек. Это был Праджапати. Поэтому именно через год рожает женщина, или корова, или лошадь, ибо через год родился Праджапати.

Он пробил это золотое яйцо. Не было тогда никакой опоры. И плавало это золотое яйцо, пока длилось время одного года, пока оно несло его. 3. Через год он пожелал говорить. Он сказал: "Бхух" и возникла эта земля.

Он сказал "Свах" и возникло то небо. Поэтому ровно через год ребенок поистине испытывает желание говорить".

А в "Брихадараньяка-упанишады [далее Бр. уп]" четвертый брахман начинает космогонию так: "вначале мир был только Атманом в образе человека, и он воскликнул: - "Я есмь Брахмо". Далее следует миф о разделении Пуруши на женскую и мужскую половины, о возникновении Вселенной в силу полового соединения их в разных видах.

Текст подчеркивает, что Атман знает о своем творении, результат которого - он сам. Затем следует стих: "Итак (все) влажное семенем он сотворил.

Это есть Сома. Ибо весь этот мир - лишь пища и вкуситель пищи" (21).
Все это позволяет нам утверждать, что под словами "земля была безвидна и пуста" подразумевается небесный мир до сотворения в нем жилища духов. Здесь говорится именно о времени, когда Аман начал создавать свою вторую душу в небесных водах.

Надо отметить, что и в космогонии офитов дух женский носится над водами: это дух святой, первая женщина, мать живущих (22). 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Фараон Аман, дух которого носился над водой, изучив весь этап развития солнечной системы, начал создавать своего двойника на небесах. Ровно через год его мозговая энергия отделила из головы солнце в виде шара.



И начало это солнце отдельно существовать на небе, подчиняясь Аману.
В древнеегипетских текстах Ра считался создателем мира. До него существовал только отец его,- Хаос - старец Нун, и в нем "отцы и матери" - стихии. Ра поднялся из хаоса в бутоне лотоса, на том месте, где впоследствии возник Ермополь: здесь лучезарный Бог в виде солнечного диска вышел из распустившегося цветка. Начался свет.

Тогда Ра рождает из себя Шу и Тефнут, от них позже происходят Геб и Нут. Последние находились в постоянном соединении.

Ра велит Шу разделить их и поднять Нут на свои простертые кверху руки. Геб покрывается растительностью, Нут - небесными светилами, которые поплыли по ней на кораблях .
Чтобы отделить из себя созданную энергию, Аман магией связал созданную энергию с цветком и по закону "подобия", когда цветок распустился, отделил от себя солнечный диск.
В надписях Белого храма и стеллы Собекхотепа IV, Аман (Амон) называется не только именем Ра, но и уподобляется Атуму: "он - тот, кто стоит "во главе Девятки Богов", "Владыка лучей", и "Творец света". Амон, подобно этим Богам, странствует в ладье по небу, неся живительный свет и тепло .
Таким образом мы видим, что свет - это во-первых солнце в лице Бога Ра, во-вторых Атум, который рождается как космическое сушество, и, в-третьих, сам Аман, который создает его. И в "Айтарея-араньяке" (11.4.1-3) излагается подобная концепция происхождения мира: "Вначале все это было один Атман, ничего не было другого, что мигало бы. Он решил: "Я создам миры." Он создал эти миры, воду, свет, смертное и воды.

Эта вода поднялась над небом, и небо - его опора. Этот свет - воздушное пространство.

Смертное - земля, то что ниже земли - воды".
Филон пишет: "Господствующий Принцип озарен ярким светом, подобным одеянию. Первое творение Истинного Бытия, Логос, одет миром, словно облачением". В другом месте он говорит: "Незримый, и постигаемый лишь разумом свет есть отображение Божественного Логоса, доводящее его до нашего сознания.

Это наднебесная звезда, источник всех видимых звезд. Его следует называть "сверхсветом", из которого солнце, луна, звезды и прочие небесные тела черпают свой свет по мере своих возможностей".

Итак, свет, представляющийся "одеянием", - это не что иное, как эманация Логоса (25).
Как видим, Филон тоже под словом "свет" подразумевает свет Бога, в который облачился Господь. Р.Шимон б.р. Иехоцадак спросил р.Шмуэля бар - Нахмана: "Я слышал, что ты знаток предания. [Скажи], откуда создан свет?".

Тот ответил: "Господь Пресвятой облачился им, как ризою (одеянием), и озарил мир Своим сиянием от края до края" (26).
Таким образом, можно сделать вывод, что свет родился вместе с двойником Амана - Ка. Надо отметить также, что кроме создания Ка как Солнце, он проводил несколько ритуалов, которые подчинили весь мир этому солнцу. В ритуале "Ашвамедха" описывается один из таких ритуалов.

Во время жертвоприношения коня (его называли "Вселеннским конем") один из участников ритуала читал мантры, другой участник: заказчик ритуала, представлял все это в уме. В вступительной части "Великой лесной упанишады" (Бр. уп.l.l) говорится: "ОМ! Голова жертвенного коня - это поистине время рассвета, глаз - это солнце, дыхание - ветер, раскрытая пасть - Агни Вайшванара, туловище - это год, спина - небо, брюхо - воздущное пространство, пах - земля, бока - стороны света, ребра - промежуточные стороны, члены - времена года, сочленения - месяцы и половины месяцев, ноги - дни и ночи, кости - звезды ... передняя половина - восходящее, задняя половина - заходящее солнце и т.д.

Когда он оскаливает пасть - сверкает молния, когда он встряхивается - гремит гром, когда пускает мочу - льет дождь, его ржание - речь и т.д". Расшифровка этого ритуала дана в моей книге "Гор Аман".
Из этого можно сделать вывод, что в этом ритуале свет родился не отдельно, а вместе с разными частями небесного коня, который подчиняет своему всаднику Вселенную в образе коня или голове кентавра.
Рождение света в разных ритуалах проводится по разному. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Итак, Аман взглянув на созданный им мир, увидел, что творенье его существует, как он и планировал. Тогда он очень обрадовался.

Об этом мы читаем и у Платона: "И вот когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных Богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще больше уподобить [творение] образцу.
Поскольку же образец являет собой вечно живое существо, Он положил в меру возможного и здесь добиться сходства; но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему рожденному. Поэтому Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности, пребыващей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы называли временем.

Ведь не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо, но Он уготовил для них возникновение лищь тогда, когда небо было устроено" (Платон, "Тимей" 37 Д).
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что отделение Богом света от тьмы означает создание на небе нечто, которое контролирует время. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один.
Мы отметили что, создавая в небесах мир духов, Аман связывал его со временем. Т. е. создавая время, он определил день и ночь. Приводя цитату из "Великой Лесной упанишады" мы отметили, что "туловище жертвенного коня - это год, члены - времена года, сочленения - месяц и половины месяца, ноги - дни и ночи".

Это означает, что рождение света, отделение его от тьмы, создание дней и ночей, все эти процессы происходят в этом ритуале одновременно. А с помощью других ритуалов Аман этот механизм в точности сформировал.
В псалме (73,12-17) мы встречаем рассказ о том, как Яхве, сражаясь с водами, поразил многоголового Левиафана, а потом создал день и ночь, небесные тела и времена года (27).
Таким образом мы можем с уверенностью утверждать, что под
словами "и был вечер, и было утро: день один", подразумевается завершение первого цикла создания небесного мира. И это было первое чудо света. 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.
И стало так.
В одном из псалмов (24[23]:1-2) говорится: "Яхве принадлежит земля и то что наполняет его. Вселенная в обитатели ее, ибо он на морях поставил основания ее, и на реках воздвиг ее". Это означает, что Яхве основал Вселенную в водах. В древнеегипетских "Текстах пирамид" также указывается, что сначала существовал первобытный водный хаос - океан - Нун (старший Бог). Из него появился солнечный Бог, сам создавший себя,- Атум, он же Хепри (Хапри), он же первобытный холм.

Этот холм мыслился как первая твердь, появившаяся из первобытного океана, и он был началом мироздания. Таким образом, Бог Атум, как и Хепри,- самозарождающийся Бог, и из себя он уже создает первую божественную пару - Шу (свет, воздух) и его жену Тефнут (влажность). (28)
В древнем Египте небесный свод понимался иногда как море, подвешенное на четырех опорах, иногда как небесная корова, иногда как богиня Нут в облике женщины. В гимне в честь богини неба Нут говорится: "Нут, ты получила душу и ты сделалась могучей во чреве матери твоей Тефнут, еще до твоего рождения... Ты была дшерью, могучей в своей матери, воссиявшей, как царь.

Великая, сделавшаяся небом... ты наполняешь всякое место своею красотою. Вся земля лежит под тобою - ты покорила ее: ты охватила своими руками землю и все вещи (весь мир)... Геб соединил для тебя всю землю на всяком месте. Ты далека от земли, тебе принадлежит голова твоего отца Шу, которого ты сильнее.

Он любит тебя, и поместил себя под тебя и под все вещи. Ты взяла к себе всех Богов с их кораблями, ты поместила их, как светила, чтобы они не удалялись от тебя, будучи звездами. Нут!

Два ока (солнце и луна) явились на твоей голове. Ты взяла себе Гора и его волшебницу, ты взяла себе Сетха и его волшебницу.

Нут, ты исчислила твоих детей в имени твоем "Репит из Илиополя". Нут! ты - сияешь, как царь Нижнего Египта, владеешь Богами, их душами, их достоянием, их жертвами, их дарами" .
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, во-первых, твердь посреди воды, это свет, который Аман создал как самого себя. Создавая свет, он утвердил его как твердь, подкрепив законом "подобия".

Аман на земле, создавая свой образ как медь, приказывал своему двойнику Ка, который находится на небесах, чтобы он тоже подобно ему создавал себя как медь. Таким образом, Аман утвердил своего двойника - Ка на небесных водах как первую твердь. 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
Необходимо отметить, что Богиня неба - Нут иногда изображалась в египетских источниках в образе гигантской коровы, брюхо которой усеяно звездами. Во всех многочисленных вариантах земля и небо понимались египтянами в равной мере как твердь. В документе, найденном в саркофаге верховного жреца Пайноджема II говорится: "Бог свяшенный, владыка всех Богов Амон-Ра...

Он основал железную стену неба, что на воде его: никто не бежит по его пути...и т.д.". Судя по некоторым указаниям, земля считалась созданной из более рыхлого вещества, а небо из более плотного (меди и железа), и небо и земля, по убеждению египтян, омывались водами и возникли как твердь из водного хаоса (31).

Мы уже отмечали, что в "Текстах пирамид", Библии и в поэмах Гомера небо создано из меди (32).
Таким образом Аман закончил второй цикл своего творения, который полностью был посвящен переделке неба. И это было второе чудо света. 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.
И стало так.
Сотворив небо, Аман начал создавать землю. В одном мифе говорится, что Бог сам был "поднимаюшейся сушей", местом, где совершилось чудо . Это означает, что Бог Аман сотворил сам себя в виде суши. В богословском трактате говорится: "Ты был по бытию первым, когда еще не было ничего.

Не было земли, лишенной тебя в начале века. Все Боги появились после тебя. Эннеада соединена в членах твоих.

Твои части - все Боги, соединенные в теле твоем." А в гимнах посвященных Амону, говорится: "Твоя сущность - солнце, плоть твоя - дыхание для каждого носа, тобою дышат, дабы жить"; "ты - небо, ты - земля, ты - преисподняя, ты - вода, ты - воздух между ними" (34).
Таким образом Аман, назвав себя сушей, создает из себя землю Геб. 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

И увидел Бог, что это хорошо.
Для того чтобы ясно представить себе, о чем здесь идет речь, ознакомимся с надписью на одном из саркофагов Каирского музея. В этой надписи умерший объявляется угодным Богам и получающим от них четыре высших блага:
"Ра дает тебе свет,
Его лучи
Заполняют твое око.
Шу дает тебе воздух,
Наделяя твой нос жизнью.
Геб дает тебе всякие плоды,
Которыми ты живешь.
Осирис дает тебе Нил,
Чтобы ты жил" (35).

Это означает, что дух умершего человека, попадая в Геб, живет там в теле Атума, который есть Бог Аман (Амон). Под словом "море" подразумевается небесный Нил, который есть Осирис - животворящее начало.
Исходя из этого можно утверждать, что Аман, создав себя в виде Атума, породил Шу и Тефнут (они в свою очередь сотворили Нут и Геб, - небо и землю). После этого Аман окинул взором мир идей и увидел, что все порожденное им живет, как он и предполагал.

И он обрадовался. 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.
И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его.
И увидел Бог, что это хорошо.
Отметим, что согласно древнеегипетской логике зелень и трава считаются женской начальной энергией. Но и душа умерших людей тоже в древнем Египте имела то же самое значение. Поэтому под словами "зелень", "трава" подразумевается душа всего живого (людей, животных и растений).

Аман, создавая на небесах мир духов, принялся его уподоблять нашей земле. Но для того, чтобы души умерших на земле людей попадали в этот мир, Аман создал на земле мировое дерево - древо жизни. Связывая корни этого дерева с людьми и животными, он назвал верхушку дерева миром духов.

Таким образом, Аман закрепил душу всех людей со своим миром.
В книге "Бытие" упоминается это райское древо. В Талмуде ему приписываются поистине космические размеры: для того только, чтобы обойти его, требуется 500 лет. По иудейским легендам, сын Адама, Сиф, придя к вратам рая, получил от ангелов ветку райского древа. Посаженное в землю, оно разрослось в пышное дерево, из которого затем был вырезан волшебный жезл, с его помощью Моисей творил чудеса.

Согласно апокрифическому "Евангелию Никодима", Сиф вместе с чудесной ветвью получил заверения в том, что через 5500 лет родится сын божий . Позднейшие предания переиначили сюжет. Сифу удалось на некоторое время проникнуть в рай, где он увидел древо жизни, столь огромное, что верхушкой оно достигало неба. Там сын Адама узрел маленькое дитя (т.е.

Христа, которому надлежало родиться через 5500 лет), взглянув же под корни, он проник взором до самых глубин преисподней. Получив от ангелов три семени этого фантастического растения, Сиф, следуя их повелению, по возвращении из рая положил семена в рот своему умершему отцу Адаму. Из них выросли кедр, кипарис и пальма, из которых впоследствии был сооружен крест Спасителя. Схожая связь креста с райским древом отражена в эфиопском сочинении, известном под названием "Тринадцать крестных страданий".

В апокрифических "Деяниях апостола Андрея" в славословии кресту сказано: "Ты простираешься до неба и вещаешь о Высшем Слове. Ты распростерся вправо и влево и изгоняешь темные силы, и собираешь рассеянное.

В земле укреплен ты и соединяешь земное с небесным... О крест, в земле посаженный и приносящий плоды в небесах" .



Содержание раздела