d9e5a92d

И был вечер, и было утро - день третий

Таким образом можно утверждать, что древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, есть райское дерево - древо жизни. Души умерших людей, поднимаясь по стволу этого дерева вверх, попадают в мир духов, и, как плод этого дерева, вечно живут там.

Но с другой стороны это дерево и есть Бог Осирис (Озири), который создан из животворящей энергии.
Итак, Аман после неба и земли создал сына их - Осириса (Озири). И увидев, что созданное им дерево существует, как он и полагал, Аман обрадовался.
13. И был вечер, и было утро: день третий.
Этим Аман завершил третий цикл сотворения. Это было третее чудо света.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времени, и дней, и годов; 15. И да будут они светильниками на тверди
небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
Один из мифов о появлении великого светила в образе Феникса возник в Гелиополе, в центре культа Атума, слившегося впоследствии с солнечным Богом Ра. В другом тексте Бог Ра выступает в роли строителя, который придает различную форму инертной и неподвижной материи.

Он сооружает полукруглый небосвод. Он создает моря и горы, и таким образом расчленяет и оформляет основные элементы природы (38). Более ясная информация о светиле, которое родилось, чтобы отделять дни от ночей и т.д. мы находим у Платона. Он сообщает: "Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, которое мы называем временем.

Ведь не было ни дней ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо, но Он уготовил для них возникновение лищь тогда, когда небо было устроено... И вот, чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и 5 других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за другим их тела, Бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение иного: Луну - на ближайщий к Земле круг, Солнце - на второй от Земли, и т.д...

Итак, после того, как все [эти звезды], назначенные участвовать в устроении времени, получили подобающее каждой из них движение, после того как они, являя собою тела, связанные одушевленными узами, стали живыми существами и уразумели порученные им дела, они начали вращаться вдоль движения иного, которое наискось пересекает движение тождественного и ему подчиняется; одни из них описывали больший круг, другие меньший и т.д" (Платон "Тимей" 38 С Е).
16. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.
После того, как Аман создал себя в виде солнца Ра на небесах для управления обоими мирами до Судного дня, он создает и мессию - светило меньшее, для управления после судного дня, и подкрепил их вечность к звездам. Это означает, что если первый Адам, это большое светило, то второй Адам, который должен прийти в судный день - есть меньшее светило.

В "Послании к Коринфянам" (15:45,47) подчеркнуто: "Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий"."Первый человек - из земли, перстный: второй человек - Господь с неба".
Надо отметить, что в Новом Завете отчетливо просматривается христологическая концепция, согласно которой Христос есть "второй Адам". В "Поучения Силуана" Христа называют солнцем и светом: "Живи с Христом, и он спасет тебя, ибо он истинный свет и солнце жизни. Ведь как солнце является, чтобы давать свет глазам плоти, так Христос просвещает всякий ум и сердце" [ПС 98.25-30].

Образ Христа-Солнца знаком и Оригену: "Спаситель, будучи "светом мира" (МФ. 5:14), не тела просвещает, но бестелесный ум, чтобы каждый из нас, просвещаемый как солнцем смог увидеть и другие умопостигаемые" (39). Это означает что, Христос называется солнцем потому, что только он мог постигнуть мудрость Бога. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Богу, говорится: "Нет другого, познавшего себя, кроме сына твоего... (царя)...

Ты даешь сыну своему предначертания свои и мощь свою" (40). Можно сделать вывод, что два великих светила - это первый и последний Адам.
Эта мысль выражена в псалме (139 [Рус:138]:5), где говорится: "Сзади и спереди он объял меня (или создал меня). Сзади (после) - это последний день, а спереди (прежде) - это первый день" (41).
Таким образом получается, что Бог создал мессию в то же время, когда он сотворил небо и землю. А вторичное отделение света от тьмы означает, что в судный день Бог повторит потоп и заново обустроит мир.
И увидев, что сотворенный им механизм действует, Бог обрадовался. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Этим Аман закончил четвертый цикл сотворения. Это было четвертое чудо света. 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной.
Посла того, как Аман создал небо и землю, он закрепил этот небесный мир с землей с помощью древа жизни. Это означает, что дух умершего человека сразу попадает в мир духов, который находится на верхушке этого райского дерева. Но для того, чтобы души людей были еще совершеннее и могли хорошо передвигаться в этом мире, Аман связал эти души с душами змей и птиц. Как мы знаем, змея отличается от других животных тем, что она знает будущее. Значит ее душа может передвигаться в платоновской материи быстрее, чем души других животных.

А душам орлов свойственно парить в воздухе. Таким образом, чтобы души людей могли видеть будущее в том мире, Аман наделил их свойствами змеиной души. А для того, чтобы они могли перемещаться свободно, он наделил их свойствами души орла.

Для этого он, принося в жертву змею и орла под древом жизни, присоединил их души к Осирису/Озири.
21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных, пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.

И увидел Бог, что это хорошо.
Отметим, что вода в одном из египетских текстов была воплощением Осириса. В тексте утверждается, что Нил вытекает из рук Осириса и вода его является потом этого Бога. (42) Это означает, что, создавая души животных в теле Осириса, Аман усовершенствовал его качественно.
Платон эту тему кодировал так: "Во всем прочем [космос] уже до возникновения времени являл сходство с тем, что отображал, кроме одного: он еще не содержал в себе всех живых существ, которым должно было в нем возникнуть, и тем самым не соответствовал вечносущей природе. Но и это недостовавшее Бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза. Сколько и каких [основных] видов усматривает ум в живом существе, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе. Всего же их четыре: из них первый - небесный род Богов, второй - пернатый, плывущий по воздуху род, третий - водный, четвертый пеший и сухопутный род.

Идею божественного рода Бог в большей части образовал из огня, дабы она являла взору высшую блистательность и красоту, сотворил ее безупречно округлой, уподобляя Вселенной и отвел ей место при высшем разумении наилучшего, велев этому последнему следовать за ней; притом он распределил этот род кругом по всему небу, все его изукрасив и тем создав истинный космос. Из движений он даровал каждому [Богу] по два: во-первых, единообразное движение на одном и том же месте, дабы о тождественном они всегда мыслили тождественно, и во-вторых, поступательное движение, дабы они были подчинены круговращению тождественного и подобного.

Но остальные пяти движений он им не придал, сделав этот род неподвижным и покоящимся, так чтобы каждый из Богов был, сколь возможно, совершенен (Платон "Тимей" 40 В).
Чтобы иметь лучшее представление о сказанном, обратимся к документу, найденному в саркофаге верховного жреца Пайноджема II: "Говорит Амон-Ра, Царь Богов, предвечный: "Я издаю мой священный указ относительно обожествления Пайноджема, сына Исет-ем-хеб, моего служителя в преисподней... Я дам его душе выходить. Я дам ей входить по желанию сердца его, без задержки.

Я дам ей летать куда угодно; Я дам ей ходить куда она хочет. Я дам ему плавать по всем путям во всякое время по желанию, и не будет никого, кто бы вернул его назад" .
Как мы видим, Аман создал души в преисподней, использовав качества душ животных, дал душам умерших людей возможность по-разному передвигаться в мире духов. И увидел Бог, что созданное им существует и живет, и обрадовался. 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Создав в мире духов совершенное существо, Аман, придав им качество указанных животных, дал им способность передвижения на небе. Но самое невероятное то, что Аман дал им способность рожать. Это означает, что если на земле рождается человек, то вместе с ним на небе рождается его двойник.

И После смерти этого человека его дух, поднявшись по стволу мирового дерева, сливается со своим двойником, обретая бессмертие.
В "Федоне" Платон пишет: "Среди многих живых существ, которые ее населяют, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие - по краю воздуха, как мы селимся по берегу моря, третьи - на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка... Коротко говоря, что для нас и для нужд нашей жизни вода, море, то для них воздух, а что для нас воздух, для них эфир. Зной и прохлада сочетаются у них в таком соотношении, что эти люди никогда не болеют и живут много дольше нашего. И зрением, и слухом, и разумом, и всеми остальными способностями они отличаются от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха. Есть у них и храмы, и свяшенные рощи Богов, а Боги действительно обитают в этих святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми.

И люди видят солнце, и луну, и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего этого - полное блаженство" (Платон "Федон" III ВС). 23. И был вечер, н было утро: день пятый.
Так завершил Бог пятый цикл свего создания. И это было пятое чудо света.


24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их.

И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их и увидел Бог, что это хорошо.
Продолжая совершенствовать созданный им мир, Аман назвал его небесной коровой. Представление неба в виде коровы встречается во многих текстах.

Называя и связывая небо с коровой, он именовал себя "тельцом своей матери", "прекрасным тельцом Эннеады" (девятки Богов) и т.д.
Используя определенные свойства душ ряда животных и насекомых, в том числе саранчи, жуков и т.д., Аман наделил ими создаваемое им существо. Платон в "Федре" так кодирует эту тему: "Уподобим душу слитой воедино силе упряжки крылатых коней и возничего.

У Богов кони и возничие все благородны и от благородных предков рождены, а у остальных они не одинаковы. Прежде всего, правит упряжкой тот, кто и над нами властвует, а затем и кони у него - один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а второй,- совсем иной и от иных коней рожден" (246 В).
Таким образом можно сказать, что используя души разных животных, Бог усовершенствовал созданные им существа до идеальности. И увидел Бог, что созданное им существует и живет, и обрадовался. 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Чтобы расшифровать этот пункт, надо точно знать, о каком человеке идет речь. Поэтому обратимся к фактам. Р. Иехуда говорит от имени Рава: "Первый человек был от края света и до края...

Когда же провинился, Господь Пресвятой наложил на него Свою руку и уменьшил его" (44). Согласно Филону, Бог создал вначале "человека как вид", который был двуполым, и лищь потом сотворил Адама . А р. Хошайи отмечает, что когда Господь Пресвятой создал Первого человека, ангелы служения ошибались и пытались называть его Пресвятым (46). С другой стороны, согласно ряду гностических систем, Боги, особенно Верховное божество, носят такие имена, как "Совершенный человек", "Первый человек", "Человека света" и т.д . Таким образом напрашивается вывод, что под словом "человек" в текстах подразумевается не смертный человек, а первое божество. Ириней пишет: "После того как он (демиург) создал мир, сделал он и человека перстного, взяв не от этой сухой земли, но от невидимой сущности, от текущей и переменчивой материи, и в него решили поместить душевного человека.

И он был создан по образу и подобию. По образу - это материальный человек, близкий но не подобный Богу. А по подобию - душевной" . Это означает, что первого человека создал не сам Аман, а его двойник, тень его: вторая пара рук - Ка. После того, как Аман отделил от себя своего двойника Ка, этот двойник, подражая рукам Амана, создал из платоновской материи (непреходящей) первого человека. Значит Аман, создавая на земле, на гончарном круге первого человека из глины, приказал своему двойнику Ка, чтобы он тоже, подражая ему, взял на небесах из материи (непреходящей) невидимую энергию и создал из нее человека.

Платон в "Тимее" об этом пишет: "Дав рождение Богам, родитель Вселенной обращается к ним с такой речью: "Боги Богов! Я ваш демируг и отец вещей, а возникшие от меня пребудут неразрушимым, ибо такова моя воля... Теперь выслушайте, чему наставит вас мое слово. Доселе еще пребывают нерожденными три смертных рода, а покуда они не возникли, небо не получит полного завершения: ведь оно не будет содержать в себе все роды живых существ, а это для него необходимо, дабы оказаться достаточно завершенным.

Однако, если эти существа возникнут и получат жизнь от меня, они будут равны Богам. Итак, чтобы они были смертными и Вселенная воистину стало бы Всем, обратитесь в соответствии с вашей природой к образованию живых существ, подражая моей потенции, через которую совершилось ваше собственное возникновение.

Впрочем, поскольку подобает, чтобы в них присутствовало нечто соименное бессмертным, называемое божественным [началом], и чтобы оно вело тех, кто всегда и с охотой будет следовать справедливости и вам, я вручу вам семена и начатки созидания; но в остальном вы сами довершайте созидания живых существ, сопрягая смертное с бесмертным, затем готовьте для них пропитание, кормите и взращивайте их, а после смерти принимайте обратно к себе" ("Тимей", 41, БДС).
Как видим, платоновский Первый человек есть живой космос, который создан из материи и окружает всю землю. С.Г.Хук, исследуя мифы разных народов, отмечает, что древнееврейское слово, в оригинале означающее "сделал", "сотворил", отличается от соответствующего слова в "Жреческом кодексе" (1; 27), но это то слово, которое употребляется при описании деятельности гончара.

В различных месопотамских мифах о творении, создание человека изображается как магическое действие, при помощи которого некие Боги, приняв совместное решение, создают человека из глины, чтобы он служил Богам. В вавилонском эпосе о творении Бог Мардук после своей победы над чудовищем Тиамат создает человека из глины, смешанной с кровью Бога Кингу. Представление о сотворении человека как об акте божественного гончара, есть и в египетском мифе, где Бог Хнум изображен создающим первого мужчину и первую женщину на гончарном круге (49). А Бог Пта изготавливает самого Бога Ра на гончарном круге (50).

Согласно греческому преданию мудрый Прометей вылепил в фокидском городе Панопее первых людей из глины . Из вышеуказанного можно сделать вывод, что создавая космического первочеловека, Аман, принося в жертву разных животных, использовал их души по назначению. Таким образом Аман создал живое космическое существо, которому подчиняется земной и небесный миры.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Сотворение Богом человека "по образу своему" означает, что Бог создал человека по образу Амана, живого человека. А "по образу Божия" означает, что он создал по образу двойника Ка - который состоит из платоновской материи. Создавая первочеловека, Аман назвал его мужчиной, ибо он состоит в основном из тождественного. А свою душу Аман назвал Исидой, ибо она считалась женской начальной энергией. Надо отметить, что сотворение Вселенной в образе человека встречается и в Ведах.

В самой главной из них: "Ригведе", содержится широко известный "Гимн Пуруше", который повествует о том, как некогда Боги принесли в жертву человека и из него создали гигантского первочеловека Пуруша. В другом сочинении говорится о том, что голова Атмана - это небо, глаз - солнце, дыхание - ветер, тело - пространство, мочевой пузырь - вода, ноги - земля, и т.д. (52).
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Овидий в "Метаморфоза"х о рождении первого человека пишет следующее:
"И родился человек. Из сути божественной создан
Был он вселенной творцом, зачинателем лучшего мира,
Иль молодая земля, разделенная с горним эфиром
Только что, семя еще сохранила родимого неба?
Отпрыск Япета, ее замешав речною водою,
Сделал подобье богов, которые всем управляют.
И между тем как, склонясь, остальные животные в землю
Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо
В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.
Так земля, что была недавно безликой и грубой,
Преобразясь, приняла людей небылые обличья." (78-89)

Расшифровывая любой текст древней литературы, можно прийти к выводу, что первый человек - Адам, был всемогущим Богом, который владычествовал над обоими мирами. В самой книге "Бытие" ясно написано, что когда Ева родила Каина, она сказала: "приобрела я человека от Господа". Можно с уверенностью сказать, что Первочеловек Адам есть Господь Бог, который сам создал все: небесный мир со всеми его существами и затем усовершенствовал физический мир, подчинив и его себе. Таким образом, Первочеловек Адам и есть Аман, который своим умом и мудростью переподчинил себе все видимые и невидимые существа, и начал существовать как Бог.

После этого он наделил Первочеловека способностью рожать себе подобных. Если небесная душа со своими качествами змеи и птицы дана всем людям, чтобы они после смерти могли существовать в мире духов, то душа Адама, которая может воздействовать на любую вещь и на природу в целом, дана только прямым потомкам Адама - народу Озири/Осириса, т.е. Израиля.

Именно поэтому р. Акива пишет: "Возлюбленны сыны Израиля, ибо дано им орудие, которым создан мир: еще большая любовь проявлена им тем, что они сознают, что им дано орудие, которым создан мир" (53).
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу; Чтобы понять данный отрывок, обратимся к одному из древнеегипетских текстов; "Идет он, чтобы созерцать отца своего Осириса. Открыт ему путь херихебом (жрецом, произносившим магические формулы), приветствует он владык духов. Идет он к великому озеру внутри "полей даров", на котором пребывают великие боги; эти великие боги - неразрушимые звезды. Дают они ему это древо жизни, от которого они существуют, от которого вы существуете также. Ты берешь его с собой к твоему великому полю..." (54).

Отметим, что на одном из изображений Нут подает из кроны мирового дерева воду и пищу. Таким образом, можно так сформулировать мысль Бога: "Вот я дам вам для существования в мире духов древо жизни.

В этом древе жизни вы будете жить благодаря жизненной энергии, которая есть плод древа жизни. Вся женская начальная энергия будет вам пищею."
30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу.
И стало так.
В одном древнеегипетском тексте, повествующем о творении, говорится о том, что человечество было создано по образу Бога. Здесь подчеркивается доброта Бога-Творца, заботящегося о человеческих существах; "Хранит он людей - тварей своих.

Он создал небо и землю ради них, он устроил хаос вод, он сотворил воздух, дабы жили ноздри их. Они - подобие его, вышедшие из тела его. Он восходит на небо ради них. Он создал травы, скот, птицу, рыбу, дабы насытить их.

Он уничтожил врагов своих и (даже) детей своих, когда замыслили они поднять мятеж (против него)" (55).
Это означает, что души всех зверей, птиц и пресмыкающихся (которые являются женской начальной энергией) Бог дает душам людей в качестве энергии. 31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестой.
Взглянув в мир идей, Аман увидел, что все созданное им совершенно, устроено без недостатков. И закончил Аман шестой цикл сотворения.

И это было шестое чудо света.

II


1. Так совершены небо и земля, и все воинство их. После того, как Аман завершил шестой цикл творения, он полностью усовершенствовал небо и землю.

Так был создан идеальный живой организм - космос. Небесную землю Аман в точности уподобил физической земле, для того, чтобы не было лишнего и все было похоже на естественное создание, порожденное природой.
Сыграть исключительную роль в сотворении столь глобального организма Аману помогали его соплеменники. Об этой помощи говорится, в частности, в толковании р. Леви следующего стиха "Сделаем человека": "(Сказал) р. Иехошуа из Сихнина от имени р. Леви: "Он (Господь) советовался с душами праведников, как написано: "Они - гончары (творцы), живщие среди садов и насаждений; при Царе, для его работ, они жили там" (1 Хроники 4:23), "При царе, для его работ, они жили там" - (это значит:) При Царе над царями царей, Господе Пресвятом, жили души праведников, с которыми Он советовался, создавая мир" (Берешит Рабба 8,7 С. 61).
2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. 3. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Аман, завершив сотворение мира, перешел к заключительному этапу созидания. 3аключительный этап созидания и есть седьмое чудо света.
Мы уже упоминали о том, что Аман создал в небе светило: его вторую пару рук - Ка, которая, являясь его тенью, повторяла творенья Амана. И вместе с нею Аман создал все. О создании этого светила Аманом говорится в разных первоисточниках; в одном из них сирийский князь говорит египетскому послу: "Ты прав: Амон создал все страны и снабдил их. Раньше всего он одарил Египет, откуда ты прибыл. Совершенство вышло из него, чтобы приблизиться к тому месту, где нахожусь я, и знание вышло из него, чтобы достигнуть той страны, где я пребываю" . В индийской мифологии тоже говорится, что Праджапати создает на небе светило, и после смерти он надеется соединиться с ним (ШБр.

II,I. 8.6: II,2.

2.6 Раssim).
Таким образом, в седьмом цикле Аман физически умер, чтобы дух его, поднявшись на небо, соединился с созданным им же светилом. В древнеегипетском тексте об одном из дней, посвященных Осирису, говорится буквально следующее: это был день "радости и веселия Богов и людей, земли и неба", ибо "Бог почил в прекрасном гробе", чтобы затем "пробудиться от сна и взлететь на небо в виде птицы Феникса" (57). Надо отметить, что и описание созидательной деятельности Птаха завершается словами: "Итак, Птах почил после этого, как сделал все" (58).

Все это означает, что седьмое чудо света есть то, что Аман впервые во Вселенной получил бессмертие, и этим он создал новый вид существ, которые были невидимыми, но могли воздействовать на физический мир.

Адам и Ева в Эдемском саду

4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5. И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли.
Когда почил Аман, небесный мир был пустым, ибо был только что создан. Пока еще души животных и людей не заселяли необитемый мир духов и твердое небо.

Было создано только тело первого человека в виде человека, небесной коровы, в виде мирового дерева и т.д. Но ум - душа Амана, управляющее этим миром, пока еще не занял предназначенное ему место.



Содержание раздела