d9e5a92d

Девятка Атума

Текст даже подчеркивает существенную разницу между традиционным представлением о творении, когда Атум порождает Шу и Тефнут, и таким актом, при котором Птах назвал Шу и Тефнут и тем самым сотворил их. Зубы и губы Птаха - артикулирующие органы созидательной речи. По одной из версии мифа об Атуме, Шу и Тефнут - продукты семяизвержения Бога-творца.

Таким образом зубы и губы Птаха ставятся в паралелль с семенем и руками Атума. С точки зрения современных понятий действия Птаха носят более возвышенный характер.

Но это еще не значит, что древний автор хотел принизить более материальную версию. Может быть, он просто проводит аналогию между двумя версиями одного и того же мифа, когда говорит: "Девятка Атума возникла из его семени, (исторгнутого) перстами его; но Девятка Птаха суть зубы и губы в этих устах, которые произнесли имя всего, и (таким образом) Шу и Тефнут вышли из них (т.е. уст)" (5). Потом Шу и Тефнут породили землю и небо - Бога земли Геба и Богиню неба Нут.

А Геба и Нут в свою очередь породили Бога Осириса с его супругой Исидой и Бога Сета с его супругой Нефтидой. Итак, Девятка Атума такова:

АТУМ
ШУ ТЕФНУТ
ГЕБ НУТ
ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА

Из Гелиопольского варианта этого учения следует, что мироздание представляло собой цепь порождений одними природными явлениями других. "Посреди первобытных вод Нуна (Науна) вознесся на холме верховный Атум (Атама), чье имя могло толковаться как "все". Из самого себя Атум произвел чету Шу и Тефнут - Воздух и Влагу. От них родилась вторая чета - Геб (Гиба) и Нут (Ни) - Земля и Небо. Из любви к дочери - Небу Воздух встал сам и поместил все под нею, подняв ее над головою и отделив таким образом от земли.

К Атуме, его детям и внукам были присоединены еще две четы правнуков, порожденных Землею и Небом: Осирис и Исида, Сет и Нефтис (Нефтида). Последние четверо были обязаны честью, выпавшею на их долю, не своему значению в природе, а месту в представлениях, связанных с загробном бытием. Названные девять Богов составили "большую девятку", что в (городе) Ане, в отличие от другой - "малой девятки".

Сам Атум был отождествлен с гелиопольским городским Богом - Солнцем под именем Ра-Атум... Солнце объявляли "образующимся" под именем Хапри, поднимающимся под именем Ра и исчезающим из виду под именем Атум..."
В другом учении Птахом оборачивались восемь божеств. "Двое из них: Птах-Наун и Птах-Науна, составляли чету первобытных вод и были отцом и матерью Атума. Другой Птах - Птах Великий олицетворял сердце и язык "девятки" - Хора и Тота, которые вместе оказывались (оборачивались) Атумом.

Сердце замышляло, язык повторял задуманное. При этом учение прямо ссылалось на пример человеческой деятельности. "Девятка" служила зубами и губами в мировых устах, которые называли имена всего сущего.

Тут же излагалось и другое представление о Птахе, согласно которому он, будучи тождественным столичному Богу Земли Таченену, выращивает на себе деревья и камни. В конечном итоге Птах оказывался изначальной материей - первобытной водой и почвой, и вместе с тем мировым разумом" .
Чтобы получить более полное представление об этом учении, ознакомимся и с другими верованиями древних египтян. В "Mемфисском богословском трактате", очерчивая пределы действия силы Птаха, писец говорит, что так были рождены боги, так возник божественный порядок, так были узаконены принципы существования, от которых зависело снабжение человечества пищей и запасами, так было создано различие между добром и злом, так были созданы искусство, ремесла и все виды человеческой деятельности, так Птах создал провинции и города, определил всем местным божествам подобающие им места.

И наконец: "Так было установлено и понято, что его (Птаха) мощь более мощи (других) Богов. И вот Птах отдохнул после того, как создал все, и божественный порядок (слово божие) равным образом" . Слово "отдохнул" переводилось и как "почил".(8)
В другом тексте говорится: "Пта - единый всепоглощающий бог, соединяющий в себе и Атума илиопольского, и цикл Осириса. Он - мысль, возникшая в сердце и теле и проявляющаяся в слове, письме и искусстве.

Он - Бог творения, архитектон Вселенной, ибо слова Бога имеют действенное значение и творят Богов, людей и вселенную. Он же блюститель и нравственного порядка на земле" (9).
Но, с другой стороны, в текстах тот же Атум именуются Богом Амоном (в надписах Белого Храма встречается имя Бога Атум-Амона). В этом тексте он фигурирует вместе с остальными членами "великой Эннеады". (10).
В другом тексте Амон, отождествляемый с Птахом-Таненом, выступает в роли "отца" Огдоады: "Ты совершаешь превращения свои в качестве Танена, чтобы дать рождение первобытным Богам". "Танен, создавший себя сам как Птах, части членов которого - Огдоада", (11) или "тот, кто пребывает во всех вещах" (12).
В Лейденском "Гимне Богу Амону" прямо говорится: "Трое Богов - Амон, Ра и Пта - суть все боги. И нет ни одного подобного им. Тот, который Амон и который скрывает свое имя, с лица своего Ра и телом своим он Пта" (13). А в одной из надписей Фиванской гробницы Ноферхотепа (ХVIII династия) об Амоне говорится, что он - "Тот, кто возник сам, родивший свою мать (т.е. Нут), создавший своего отца (т.е.

Геба)" (14).
Как видим, все Боги египетского пантеона оказываются одним Богом, но с разными именами. И, чтобы разобраться во всем этом, мы должны понимать, какой философией они руководствовались, создавая Богов.

Для этого мы должны использовать логику древних мудрецов: таких, как Платон, Филон, Аристотель и т. д. Но для того, чтобы читатель не путался во всей этой неразберихе, мы, приподнимая вуаль секретности над древней тайной, будем опираться на древних мудрецов.
Согласно Платону, существует мир вечных, неизменных идей, которые изливают свою энергию на материальный мир. Материальный мир никак не может быть совершенным уже по одному тому, что идеи, являясь образцом для него, воплощаются в бесчисленных вещах всегда раздробленно, частично, распыленно.

С другой стороны, материя по Платону - "Хора" - некое пространство, некоторый вид - незримый, безформенный, неуловимый. ("Тимей" 50 В-С). Она тождественна самой себе и способна принимать различные формы. Материя источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости и т. д. А в мировозрении Аристотеля все, что существует в природе, состоит из материи и формы.

Без материи не может быть природы и вещей. Аристотель понимал вещь как составное целое, состоящее из субстрата - материи и сути бытия - формы. Вещь как "индивидуальная сущность" (ХII.3.ст.205) вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма.

Итак, материя - соучастник формы в вещах. Но, хотя материя и вечна, она источник преходящности вещей, именно благодаря материи, стоящей на черте бытия и небытия, а может быть, и выходящей за эту черту, вещь "способна быть и не быть" (У11.7.ст.221).

Кроме того, материя - источник индивидуализации вещей.
Таким образом, чтобы понять, что такое идея, материя и т. д., мы должны еще более расшифровать подвергнутые кодификации мысли древних мудрецов, ибо никто до нас этим не занимался.
После того, как солнечная система начала свое закономерное движение, в этом движении родилось еще несколько сил и законов. Кроме света и движения появился звук, так как каждая планета имела свою траекторию и скорость. Одновременно появились еще две силы и законы, которые современные ученые не хотят признать.

Эти законы Дж.Фрезер назвал законами магии - контагиозной и гомеопатической. Закон гомеопатической магии гласит: "Подобное производит подобное". Благодаря именно этой космической силе человек приобрел способность думать, рассуждать. А контагиозной магией называется сила, по которой "между вещами, однажды находившимися в соприкосновении, будучи разъединенными, остается связь". Благодаря этой космической силе человек приобрел память.

Таким образом платоновская материя состоит из света, движения, звука и законов гомеопатической и контагиозной магии. Все эти силы и законы вместе образуют мировую душу, мировой разум - материю, которую мы в дальнейшем будем называть непреходящей. Поэтому Эмпедокл писал: "Все части огня, как видимые, так и невидимые, обладают мышлением и причастны разуму", "Все одарены разумом, и не только животные, но и растения" (В. 110). Как и всем живым существам, человеку также был дан инстинктовый вариант этого высшего разума.

В нынешнем виде, именуемом "HOMO SAPIENS", человек предстал после того, как Бог-демиург создал его божественным. К этому вопросу мы еще вернемся.
Платон пишет: "Приходится признать, во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и не гибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее тоже имя - ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением.

В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но сама воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно" ("Тимей" 52 В).
Таким образом можно утверждать, что примерно 6 тыс. лет назад вся природа была почти такой же, как сейчас, человек был еще недоразвитым и интелектуально отсталым. Как животные, люди тоже руководствовались инстинктом и жили, за редким исключением, не более сорока лет.

Из-за разных эпидемий и болезней количество людей не возрастало.
Для достоверности наших слов обратимся к трагедии "Прометей прикованный" Эсхила: 105 Но тяжко и молчать и говорить
Об участи моей. Ведь я, злосчастный,
Страдаю за благодеяния смертным.
Божественное пламя я похитил,
Сокрыв в стволе пустого тростника...
Не думайте, что гордость заставляет
Меня молчать. Но я терзаюсь сердцем
При зрелище позора моего.
Кто, как не я, богам всем этим новым
490 Распределил почетные дары?
Но замолчу о том, что всем известно,
А про страданья смертных расскажу.


Ведь я их сделал, глупых, как дитя,
Разумными, способными к мышленью.
Я не в упрек им это говорю,
Но объяснить хочу вам все значенье
Моих благодеяний. Раньше люди смотрели
И не видели и, слыша,
Не слышали, в каких-то грезах сна

500 Влачили жизнь; не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича,
Ютились в глубине пещер подземных,
Бессолнечных, подобно муравьям.
Они тогда еще не различали
Примет зимы, весны - поры цветов -
И лета плодоносного; без мысли
Свершали все. Я им и показал
Восходы и закаты звезд небесных.
Я научил их первой из наук,

510 Науке числ и грамоте; я дал им
И творческую память, матерь муз.
И первый я поработил ярму,
Животных диких; облегчая людям
Тяжелый труд телесный, я запряг
В повозки лошадей вожжелюбивых,
Излюбленную роскошь богачей.
Не кто, как я, бегущие по морю
Льнокрылые измыслил корабли.
И это все изобретя для смертных,

520 Я не могу для самого себя
Придумать средство вырваться из бедствий...
Еще меня послушай, подивись
Искусствам хитрым, мной изобретенным.
Вот что всего важнее: если кто

530 Заболевал, он не имел целящих
Ни мази, ни питья, но погибал
За недостатком помощи врачебной;
Я научил их смешивать лекарства,
Чтоб ими все болезни отражать...

550 А кто дерзнет сказать,
Что до меня извлек на пользу людям
Таившиеся под землей: железо,
И серебро, и золото, и медь?
Никто, конечно, коль не хочет хвастать.
А, кратко говоря, узнай, что все
Искусства у людей от Прометея.
Примерно 5540 лет (nо Tоре) тому назад первобытный человек по имени Аман получил травму, результатом которой у него появилась болезнь - эпилепсия, считавшаяся священной. И вот во время одного из припадков Аман лежал на земле без сознания около суток. В это время дух Амана покинул его тело и приобщился к высшему разуму - непреходящему. И сразу же Аман начал понимать суть всех вещей: что все вещи состоят из материи и формы, а информацию содержит материя (непреходящая).

Все, с чем только не сталкивался дух Амана, отдавало ему всю свою информацию: из чего оно состоит, какая у него формула, какую болезнь с его помощью можно лечить и т.д. Приобщившись к высшему разуму, Аман узнал, что произойдет завтра, как можно продлить свою жизнь, каким образом можно воздействовать на природу и т. д. Таким образом, Аман очнулся гением. И после этого сам разными способами содействовал повторению приступа, во время которого изучал вселенную. Окружающие его люди, убедившись в его пророческом даре, начали верить ему, и избрали его своим царем. Совершенствуя день за днем приобретенный дар, Аман наконец познал все этапы развития Вселенной, и начал думать о бессмертии.

Но тело, в котором живет дух человека, не может быть бессмертным, ему только можно продлить жизнь. И тогда Аман начал думать о бессмертии души, поскольку только душа может жить вечно. Но для этого нужна соответствующая среда. Изучив структуру мироздания, Аман понял, что если создать мир духов по своему усмотрению, то он недолго продержится.

Потому что солнечная система и природа устроены так, что чужая, "незаконорожденная" среда не может долго существовать. Только четкая система, соответствующая рождению земной системы, и уподобленная ей, может жить вечно.

Но для того, чтобы создавать что-то, надо научиться управлять субстанцией, из которой состоит творение.
Как мы уже сказали, все существа состоят из материи - непреходящей и ее формы. Существо возникает тогда, когда в материю вносится форма. Получается, чтобы создать живое существо, надо научиться использовать силу материи (непреходящей). А ее можно использовать только тогда, когда среди материи существует нечто, которое подчиняется тебе.

Иными словами, чтобы управлять материей (непреходящей), надо из нее самой создать живое существо - душу, которая состоит из этой же субстанции. Поэтому Аман 21 марта: в день равноденствия, начал создавать в своем мозгу энергию-существо, которое состоит из материи и будет жить в материи.

В течении года он силой ума, жертвоприношениями, с помощью магических слов (мантры) и ритуалов создал на небе солнце - огненный шар, который состоит из материи (непреходящей).
В притче Филона архитектор "вначале мысленно представляет себе части города, которые должны быть построены: храмы, гимнасии, [городские] залы, рынки, гавани, причалы, улицы, жилые и общественные здания. Когда в его сознании, как на воске, запечатлелись все упомянутые формы вещей, он носит в себе образ города, созданного его разумом. После того, как силой памяти, которой он одарен, он представил картины разных частей (деталей) города и определил их типы еще более четко, он как хороший мастер (демиург) начинает строить город из дерева и камня, всматриваясь в созданный им образец, изготовляя зримые и ощутимые вещи, во всем соответствующие нематериальным идеям". Подобно этому, говорит Филон, "сделал Бог, приступая к сотворению мира.

Вначале Он создал в духе своем (представил себе) типы его частей (деталей) и соединил их в умозрительный мир, который затем превратил, согласно этому образцу, в мир, воспринимаемый органами чувств" (15).
Таким образом, Аман создает на небе Бога (которого египтяне в дальнейшем назвали Гором, евреи Яхве, греки Зевсом, и т.д.), который, выступая в ипостаси Солнца, олицетворяет собою высший разум. Как сообщают египетские тексты, называя себя Богом Пта, Аман (древнеегипетский Амон) отождествляет свою мысль и слово с непреходящим, тем самым как бы создает сам себя. Изливая в себя свое же семя-жизненную энергию, отождествляя семя с непреходящим, Аман на небе из непреходящей материи создает шар (также состоящий из непреходящей), подчинившийся ему. Так Аман на небе создает свою вторую душу, вторую пару рук, своего двойника - Ка, который может воздействовать на непреходящее.

Аман, отождествив свою вторую пару рук - Ка со своей тенью, уже мог выступить как Бог-созидатель. Платон этого Бога-созидателя именует "умом-демиургом".
Слово "демиург" состоит из двух слов: "деми + ург", при этом "ург" означает "солнце Ка" - Бог Гор. Слово "деми" происходит от имени египетского Атума. Как уже отмечалось, в древнем Египте каждый согласный звук означал конкретное понятие.

Итак, слово "ДМ" или "ТМ" означает созданный, подтвержденный, законченный непреходящий. Это означает что, библейский Адам и есть древнеегипетский Бог Атум/Атам.
Раввинистический Адам - исполинское существо, поднимающееся от земли до неба. Рабби Элиезер, определяя его рост, цитирует следующее место из Второзакония (4:32): "... сотворил Бог человека (Адама) на земле, и от края неба до края неба..." В секте гностиков, валентинианов, Адам - первый человек, в котором проявилось божество, - является земным представителем демиурга и даже причисляется к эонам. (16)
Название сочинения "Тимей" есть закодированно теонимом "Атама/Атума". А это означает, что платоновский "Тимей" посвящен рождению Бога Атама/Атума или библейского Адама.
Платон пишет: "Все вышеназванные вещи, рожденные в то время под воздействием необходимости, взял в свои руки демиург самой прекрасной и лучшей из возникших вещей, вознамерившись породить самодовлеющего и совершеннейщего Бога; причинами, которые присущи самим вещам, Он пользовался как вспомогательными, но при этом сам направлял каждую из возникших вещей к благу... Все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только Бог привел каждую из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы ныне именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи: Бог впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную - единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные.

При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил" (Платон "Тимей" 68 Е, 69 В-С).
Таким образом Аман со своей Ка превращает космос в живое существо. Создав на небе мир духов, он закрепляет человека к этому миру. После этого новорожденный человек дублируется своей Ка в небесах. После смерти дух человека прилипается к своему Ка и попадает в мир духов.

Там он получает бессмертие и живет вечно. Филон пишет, что создавая мир, Бог создал и бестелесные разумные души разной степени чистоты. Наиболее чистые души, соединившись с наиболее тонкими телами, стали ангелами, а менее чистые души стала душами людей. Эти души активны и в чувственном познании, и в мышлении. Они обладают некоторой свободой воли, которую могут попытаться противопоставить воле Бога.

Посла смерти тела душа может подняться в высшую сферу и насладиться там покоем в обществе ангелов. Она может далее взойти в мир логоса, а то и самого Бога.
По Платону краткий вывод таков: "есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три [рода] возникли порознь еще до рождения неба. А о Кормилице (материи - непреходящей) скажем вот что: поскольку она и растекается влагой и пламенеет огнем, и принимает форму земли и воздуха, и претерпевает всю череду подобных состояний, являя многообразный лик и поскольку наполнявшие ею потенции не были ни взаимно подобны, ни взаимно уравновешены и сама она ни в одной своей части ни имела равновесия, она повсюду была неравномерно сотрясаема и колеблема этими потенциями и в свою очередь сама колебала их своим движением.

То, что приводилось в движение, все время дробилось, и образовавшиеся части неслись в различных направлениях точно так, как это бывает при провеивании зерна и отсеивании мякины: плотное и тяжелое ложится в одном месте, рыхлое и легкое отлетает в сторону и находит для себя иное пристанище. Вот наподобие этого и четыре упомянутых рода [стихии] было тогда колеблемы Восприемницей (материя - непреходящей), которая в движении своем являла собой как бы сито; то, что наименее сходно между собой, она разбрасывала дальше всего друг от друга, а то, что более всего сходно, просеивала ближе всего друг к другу; таким образом, четыре рода обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной. Ранее в них не было ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся Бог. Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел.

То, что они были приведены Богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния, пусть останется для нас премущественным и незыблемым утверждением" (Платон "Тимей" 52 Е, 53 В).
Аман, воздействуя на стихии разным образом, переподчинил их своему Ка. После этого он начал строить космос со своим Ка. Ка Амана есть платоновский ум-демиург - вечный прообраз космоса, причина его и устроитель.

Причина возникновения мира - воля "ума-демиурга" или Бога, который "пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобно ему самому." По Платону "ум-демиург" это и Бог, и материя, и идеи-образцы, иначе говоря, Богу как уму-демиургу заданы идеи - носители целесообразной причинности, с одной стороны, и материя - носитель естественной необходимости - другой. Само творение состоит в том, что в материю влагаются идеи, как целесообразные причины.

Порядок, который превозносит Платон, - целесообразность живого организма, где все части служат целому и без целого нежизнеспособны.
Космос по Платону, - овеществление Бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Платон определяет космос как "живое существо, наделенное душой и умом" ("Тимей", 30 В).

Творя космос как живой организм, демиург устроил ум в душе, а душу - в теле.
Тело космоса творится из материи, материя - источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности, рождаемости и т.д. Из нее и создал ум-демиург тело космоса. Оно шарообразно, в центре его ось, на которой покоится неподвижная земля. Тело космоса находится внутри души космоса.

Душа космоса творится демиургом еще раньше его тела. Ум-демиург воспользовался двумя сущностями: неделимый и вечно тождественный, с одной стороны, и иной, претерпевающий телесное разделение, с другой стороны.

Две эти сущности демиург частично смешал и получил третью сущность, причастную тождественному и иному. Из этих трех сущностей (тождественного, иного, смеси тождественного и иного) демиург и создал душу космоса, разделив его на части, находящиеся в сложной пропорциональной зависимости.

Эти части - души космических тел. То, что Платон называет неделимым и вечно тождественным, является мировым разумом, который состоит из магической силы "подобное производит подобное" и "контактирующие вещи сохраняют связь после контакта".

А иное, претерпевающее телесное разделение, есть душа, отделившаяся от тела после смерти.
Аман на земле, мысленно представляя себе душу космоса, создает из чучел животных образы. А его небесная рука Ка создает из духа животных подобным образом то же самое на небе.
Платон пишет: "Мировая душа пронизывает тело космоса и объемлет его. Она производит два вида движения: внешнее и внутреннее, первое из которых соответствует тождественному, а второе иному. Внешним тождественным движением движется сфера неподвижных звезд: внутренним и иным движутся планеты, луна и солнце. Таким образом, первая функция мировой дущи - движение. Вторая функция мировой души - познание: "При всяком соприкосновении с вещью, чья сущность разделена или напротив, неделима, она всем своим существом приходит в движение и выражает в слове, чему данная вещь тождественна и для чего она иная.

Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью - материю, а смесью тождественного и иного - вещь. Это космическое знание выражается в космическом слове, и "это слово безгласно и беззвучно изрекается в самодвижущемся" ("Тимей", 37 В).
Это означает, что если Аман захотел, чтобы лился дождь, ему надо только произнести это вслух и через короткое время его Ка в небесах собрал бы облако на небе и полил бы дождь, подобно тому как сперва хотим мы протянуть руку для взятия чего-нибудь, а потом мозг наш переводит мысль в движение. Наш мозг олицетворяет тождественное, а тело иное.



Содержание раздела