d9e5a92d

Пример из Махабхараты

Через воду Оно оказывает бесконечное действие на природу - растворяет, соединяет, разрушает. Если мы вдумаемся в великие его деяния, как расширяется наше понятие о могуществе Божества!

Вернемся назад к тому далекому прошлому, когда человечество еще не было облечено в его теперешнюю форму. Посмотрим, что представлял тогда из себя мир, когда огонь и вода, Агни и Варуна трудились надо всей материей, чтобы приспособить мир к появлению еще нерожденного тогда человечества. Посмотрите, как трудится Варуна, чтобы построить горы, равнины, реки и долины. Поглядите, как проявляется мощь его и брата его Агни в том, что нам представляется разрушением, а на самом деле является лишь гармоническим строением. Огонь и вода, встречаясь вместе, производят взрыв и извержения, и там, где была равнина, появляются горные цепи.

Смотрите, как нагромождает Он снега на горных вершинах и постепенно наполняет расщелины, образовавшиеся от вулканических извержений, снегом, который превращается в лед. Поглядите, как начинается медленное взрывание земли, как могучий вал продолжает бороздить землю, пока не образуются ледники, углубляет расщелины, готовит все для будущего.

Посмотрите, как по прошествии нескольких веков канал, прорезанный ледником, наполняется тающим снегом, как низвергаются оттуда бушующие водопады, и ничто не может устоять под напором их вод. Долина, взрытая ледяным плугом, наполняется водой, которая постепенно осаждает на дно ил, образуя ту почву, на которой впоследствии будет жить человек.
Тогда Варуна заключает свои воды в более и более узкий канал, пока не образуются горная цепь, долина и текущая по ней река. Река катит вниз свои воды и изливается в море, а брат Варуны Агни снова втягивает в себя влагу, образуя вверху облака.

Таким образом из этой великой и на вид разрушительной работы возникают равнины и долины, где человек будет жить, любить, где будут играть его дети, а на солнце расти и наливаться хлеба, где на мирных речных берегах будет он поклоняться Богу, который даровал ему эту мирную жизнь.
У нас часто говорят о жестокости природы. Постараемся же понять, в чем заключается эта жестокость.

Перед нами уже заселенный мир, мы видим целые толпы народа, и, увы, река, которая делала возможной жизнь в долине, сообщая плодородие ее почве, теперь затопила берега, и могучий поток уносит деревни, города, мужчин, женщин и детей, оставляя позади себя мерзость запустения. Что это значит?

Разве весь этот ужас дело рук Божьих? Что сделал Варуна? Варуна трудится на пользу эволюции. Мысли его сосредоточены не на формах, в которые заключена жизнь, а на самой жизни, эволюционирующей в форме и могущей создать для себя новые формы. Когда люди сметаются с лица земли, происходит лишь ломка форм.

Жизнь восстает невредимая и свободная, ибо тело - это только темница эволюционирующей жизни, и, если бы никогда не отворялись двери темницы, мы всю жизнь были бы в оковах и не совершался бы в нас прогресс для будущего. Бог, для которого форма ничто, а жизнь - все, для которого форма служит лишь временным необходимым проводником и Достойна внимания только заключенная в этой форме жизнь, Бог отбрасывает форму, когда цель достигнута.

Такое разрушение является с Его стороны актом высочайшего милосердия, оно наиболее способствует эволюции.
Мы ошибаемся, братья, когда взираем на смерть глазами, полными слез, надрывая сердце свое, Смерть - это то, что ведет нас к высшему рождению и освобождает нашу плененную душу. Это освобождение птиц из клетки, когда она может воспарить к небесам, изливая в песне радостное ощущение обретенной свободы. Разве вам это кажется странным?

Возьмем пример из Махабхараты.
Однажды Боги совещались в Сварге, каким бы образом одному из них воплотиться на земле, чтобы прийти на помощь людям во время одного великого исторического кризиса. Великие люди нужны были человечеству, и возник вопрос, согласится ли кто-нибудь из Богов связать себя ограниченностью человеческой формы, чтобы содействовать прогрессу человечества. Среди тех, кто был нужен для этой работы, был сын Сома Дэвы по имени Вархас, и Боги пожелали, чтобы этот Дэв воплотился на земле. Но Сома Дэва колебался.

Ему не хотелось, чтобы сын покинул его и жизнь на небесах. Наконец он согласился, чтобы Вархас родился в образе Абхиманайю, сына Арджуны, но с одним лишь условием, чтобы он прожил только шестнадцать лет и был убит в великом сражении на Курукшетре.
Вы скажете, что это очень странный взгляд на жизнь! Что за странное условие предписывает любовь отца, чтобы юноша умер в шестнадцатилетнем возрасте, в самом расцвете сил, да еще насильственной смертью! Но это была воля Того, Кто любит сына больше всех, ибо небо смотрит другими очами, чем земля.

Сома заботился о жизни, а не о форме. Для Бога форма является темницей, а смерть тюремщиком, который освобождает заключенного.

Потому и было поставлено условие, чтобы божественная жизнь прожила человеческой жизни на земле только шестнадцать лет, и тогда сын мой во всеоружии вернется ко мне, вернется с поля битвы, погибнув славной смертью в разгар боя.
Знаете ли вы, что иногда такое исчезновение цивилизации путем естественных катаклизмов, каково, например, погружение Атлантиды в волны океана, носящего теперь название Атлантического, исчезновение целого народа или целой расы служит лучшим доказательством той любви, которую Всевышний Ишвара проявляет через своих непосредственных агентов к жизни, воплощенной в этих людях. Есть такие периоды в истории мира, когда человек действует в направлении, противном прогрессу его эволюции, когда желания его направлены на то, что замедляет эту эволюцию, и тогда Бог в своем милосердии вдребезги разбивает форму человеческую и дает ему новый толчок, который заставит человека и жизнь его идти вперед по пути своей эволюции.
Когда мне приходилось встречаться с нищетой наших больших городов на Западе, когда, исполняя свои обязанности, со стесненным сердцем я шла в трущобы восточных и южных кварталов Лондона, Глазго, Эдинбурга и Шеффилда и наблюдала окружавших меня людей, мужчин и женщин, в которых все человеческое было скрыто в животном и принижено до неузнаваемости, я иногда чувствовала, что единственная помощь, какую еще можно было призывать для спасения этих людей, - это освобождение их жизни из этих тел. Я чувствовала, что единственной надеждой было для них разрушение формы, в которую они были заключены. Для всех этих униженных, грубых, пьяных, развратных людей, самые тела которых носили отпечаток животности, лучшим проявлением Божественного милосердия было бы землетрясение, которое поглотило бы весь большой город и освободило бы все эти жизни, безнадежно заключенные в нем. Ибо ни одна жизнь не утратились бы, ни одна бы не уничтожилась, а наоборот, освободилась для того, чтобы перейти в несколько менее грубую форму, чтобы дать в себе более простора божественным силам, работающим для эволюции.

Иногда в исключительных, крайних случаях дальнейшая эволюция возможна лишь после того, как уничтожатся неподходящие для нее формы, худые формы.
Иногда говорят, что воспитывать детей легче, чем взрослых, потому что они податливее. Потому Богам иногда нужно иметь перед собой податливые формы детских Эго, вместо закоснелых с годами оболочек, и часто они разрушают темницу, чтобы свободно развивалась молодая жизнь,
Другая великая функция Богов имеет отношение к народной карме, или, как это часто называют, коллективной карме. Представьте себе народ, действующий как сила собирательная. Я не говорю об отдельных личностях, индивидуальная карма которых привела их к воплощению в эту нацию, но о народе как об отдельной единице.

И представьте себе, что народ этот совершает какое-нибудь преступление против другого народа. В прошлом году произошло одно такое потрясающее действие кармы, и я возьму его как пример - я говорю об Испании.
Несколько столетий тому назад Испания находилась в апогее своей власти. Это было одно из самых могущественных государств на Западе. Ей было послано в дар новое знание, чтобы она двигалась вперед. Знание это, правда, являлось в несколько неприемлемом виде, ибо пришло оно из Аравии и носило на себе печать Магомета.

Этот свет знаний принесли с собой дети ислама, и когда они основались в южной Испании, они и дали ей этот свет. Возникали университеты, были основаны большие школы. Со всех концов Европы толпы народа стекались в училища Кордовы, и здесь их обучали началам той науки, которая впоследствии распустилась на Западе пышным цветом. Что же сделала Испания? Она призвала против мавров и евреев, которые тоже обладали знанием Востока, инквизицию с ее ужасными пытками, допросами, тюрьмами и муками изгнания.

Не счесть сотен тысяч людей, которых изгоняли с родины, семей разрушенных, всех несчастий нищеты и голода, которые сопровождали изгнанников, евреев и мавров. Но все еще карма успеха Испании не была исчерпана.

Испанцы переплывают через Атлантический океан, и Италия приносит в жертву славе Испании одного из сынов своих. За кораблями Колумба следуют завоеватели Америки на своих кораблях, переполненных испанскими солдатами.
Я не буду останавливаться на истории завоевания Мексики и еще более жестоком завоевании Перу. Не хочу долго надрывать ваши сердца рассказами о том, как гибла великая цивилизация и уничтожались последние следы ее. Это была одна из совершеннейших цивилизаций, какие только знал мир.

Не хочу рассказывать, как заковывали кротких индейцев в цепи и заключали в темные тюрьмы, куда не проникал солнечный свет к этим детям Солнца. Слишком кроткие, чтобы оказывать сопротивление, привыкшие жить среди цветов, музыки и солнечных лучей, они брошены были в подземелья, которые их же заставляли выкапывать в недрах земли. Они гибли тысячами, добывая золото и серебро, которое требовали их победители испанцы, пока не погибло и самое имя древнего народа, и лишь несколько рассеянных перуанских индейцев остались представителями одной из прекраснейших цивилизаций мира. Такова была карма Испании в дни ее славы, и ужас ее завоеваний погрузился в пучину забвения.

Но разве Боги забывают? Нет, совершенна их память. Они лишь исполнители Божественного Закона и предоставляют сеятелям собирать жатву.



В той самой стране, которая когда-то была поругана, на покоренной когда-то земле восстает с течением веков новый народ, и снова возрождается старая борьба между двумя полушариями.
И в наши дни мы видим, как Америка и Испания снова борются на смерть, но чаша весов теперь склоняется в другую сторону, и Америка является кармическим исполнителем возмездия за страдания ацтеков и перуанцев. Она изгоняет из Западного полушария ту нацию, которая оскорбляла человечество в прошедшие века.
Итак, участие Богов необходимо, чтобы подвести итоги борьбы между народами и восстановить равновесие. И Божества действуют, пользуясь отдельными личностями как исполнителями своей воли и вызывают к жизни национальные события.

Они достигают этого, между прочим, заставляя в известную эпоху рождаться людей, чья индивидуальная карма делает их подходящими исполнителями коллективной кармы нации. Не случайно, не в силу мертвого закона или слепой необходимости появляется человек в мир.

Тут действует всем руководящее предопределение Божье, и Божества избирают для достижения своей цели людей, карма которых делает их помощниками этой работы и заставляет их рождаться там, где эта карма может прийти на помощь коллективной карме целого народа.
В более узком смысле это применимо и к индивидуальной карме. Вероятно, вы видели часто к своему изумлению, как невзирая на людские деяния исполняется с неуклонной справедливостью кармический закон. Это потому, что им руководит Божество.

Вы видите, как иногда умирает с голоду человек, и если, не поняв значения кармы, как часто многие к стыду их не понимают ее в Индии, где с незапамятных времен проповедовалось это учение, вы отвернетесь от голодного и скажете, что это его карма умирать с голоду, то это только ожесточенное сердце ваше ссылается на Божественную волю и прикрывает этим свой эгоизм, равнодушие и недостаток любви к людям. Карма этого человека умирать с голоду, а потому он и умирает!

Но если Дэв приводит вас на то место, где умирает голодный брат ваш, то он делает это лишь для того, чтобы через вас проявить свое милосердие к этому человеку, злая карма которого погашается его страданием. Дэв этим самым как бы говорит вам: Человек, твой брат умирает с голоду.

Окажи ему ту помощь, какая требуется его кармой, и будь моим посредником в деле выполнения Закона. И если вы откажете Божеству, если в своем ослеплении и равнодушии отвернетесь и не исполните того, что требует от вас Божество, Оно не будет поставлено этим в затруднение и найдет другого посредника, а в крайнем случае сделает это Само, совершив то, что человек в слепоте своей зовет чудом. Нельзя положить препон тому, что предначертано Богом. Тот, кто отказывается быть его посредником или послом, создает себе карму, которая и его оставит без помощи, когда пробьет его час. Ибо ничего не забывают исполнители доброго закона.

Всякий долг взыскивается, всякому кредитору платят сполна.
Вы можете сказать, что встреча ваша с человеком еще не доказывает, что карма его исчерпывается этой встречей. Правда, но это дело не ваше, а руководящего Бога, и Он Сам не допустит к человеку со злой кармой физической помощи. Если вам дан случай сделать карму доброй, ваша заслуга будет заключаться в желании что-либо сделать, в готовности принести жертву, одно это уже будет хорошим поступком.

Но если для человека не настало время получить помощь, вы не найдете способа оказать ему услугу, вы скажете, что обстоятельства не дали ему доступа к вам. Предоставьте Дэвам совершать дело Божье, выполнять закон. Вы же со своей стороны проявляйте милосердие, любовь и сострадание.

Только этого и требует Бог от человека по отношению к ближнему. Мы не можем нарушить закона, не можем изменить Божественного предначертания.

Но нам предоставлен выбор помогать им в работе или отказываться от нее, и от этого зависит наша карма.
Мы видим дальше, что Дэвы соединяют или разлучают людей, и это всегда делается с целью исчерпать их личную карму. Боги приводят людей и ставят их в такие условия, какие требуются их кармой. Мы знаем, что по самому составу своих видимых и невидимых тел люди имеют отношение к тому или другому из великих Богов. Это дает им сродство с тем или другим Дэвом. Например, низший сонм Дэвов, принадлежащих, как мы говорили, к области Агни, вводит в невидимое и видимое тело человека тот род материи, над которым обыкновенно и работает это Божество, породнив таким образом человека с этим Божеством.

Каждый человек связан с особым видом проявления Бога, к которому он и будет обращаться в зависимости от своего внутреннего устройства и хода своей эволюции. К несчастью, в наши дни, когда вместо знания повсюду царит невежество, человеку трудно бывает узнать, с каким именно Дэвом он связан.
У меня нет времени подробно вам это объяснять, но вы увидите, что вполне подтверждается древняя идея, что люди должны почитать разные проявления Божества и такое почитание приносит им пользу. Нам надо торопиться кончать этот общий обзор, ибо нам предстоит еще говорить о душах, стоящих на более высокой ступени эволюции, и от того, насколько вы уясните себе эту последнюю часть лекции, будет зависеть и ваша способность защищать Священное Писание от нападок на него. Потому-то я и попрошу вас внимательно следить за мной.

Те положения, которые я буду пояснять примерами, вы впоследствии можете проверять на сотне других случаев.
Дэвам в их отношениях с более развитыми человеческими душами поручено, как я уже говорила, руководить и учить людей, испытывать их, пробовать их силы, чтобы убедиться, насколько можно положиться на них. Они подвергают испытанию слабые стороны человека, чтобы освободить его от недостатков, и смотрят, не осталось ли зародыша порока, чтобы можно было с корнем вырвать его.

Посмотрим, в чем состоит эта работа.
Возьмем человека, ушедшего далеко вперед на пути эволюции. Он приближается к концу своих рождений, но в нем все же остается зародыш какого-нибудь порока, который еще не успел проявиться при погашении его кармы. Человеку предстоит скорое освобождение, но оно не может произойти, пока этот зародыш в нем. Как тут поступить? Нужно ускорить развитие зародыша, надо избавиться от него ценой несчастья, муки, временного падения, и Дэв приводит в действие такие силы, под влиянием которых зародыш быстро развивается и созревает.

И человек, поступая так, как если бы зародыш развился обыкновенным путем, должен будет испытать последствия своих ошибок и страданием избавить свою природу от заключенного в ней зла, которое мешало его конечному освобождению.
Позвольте мне пояснить это вам примером. Вы имеете перед собой человека сильного.

Это хорошо. Но еще надо испытать его силу и удостовериться, нет ли в ней какого изъяна. Если перед нами веревка, по которой человек должен спуститься в пропасть, и от нее зависит самая жизнь его, надо сперва осмотреть эту веревку и попробовать, нет ли в ней слабых мест, в которых она может порваться в ту минуту, когда тело будет висеть над пропастью. В веревке может оказаться изъян, и человеку нельзя, не испробовав ее наперед, подвергать свою жизнь опасности. Так же и Дэв может ли рисковать прогрессом развитого человека, опираясь на добродетель, про которую не известно, вынесет ли она напор?

Он станет испытывать ее, всячески напрягая добродетель, пока не выяснится, что она довольно крепка, чтобы вынести предназначенную ей тяжесть.
Возьмем пример из Махабхараты, которую вы все знаете или должны знать.
Арджуна ищет Божественного оружия, так как он должен предводительствовать войсками в сражении. Это время его тринадцатилетнего изгнания, и вы помните, что он проводит эти годы в поисках оружия.

Он ищет Махешвару, который обещал дать ему свое собственное оружие, и предварительно исполняет разные очистительные обряды, чтобы предстать перед Богом.
Однажды, в то время как он молился, мимо него проходит медведь, и в ту же минуту появляется горный охотник из очень низкой касты людей. А вы знаете, что Арджуна принадлежал к роду кшатриев. Он напрягает свой лук, чтобы пустить стрелу в медведя. В это время летит другая стрела, и медведь падает мертвым.

Арджуна, полный гнева за вмешательство стрелка, вскричал: Как ты осмелился целить в моего медведя? Он ссорится с охотником и грозит убить его. Охотник говорит ему: Если хочешь сразиться со мной, будем сражаться. И Арджуна начинает пускать в него стрелы, но все они падают далеко. Охотник смеется и повторяет: Отлично, отлично!

Ну-ка еще, еще! Арджуна пускает стрелу за стрелой, но все неудачно.

Стрелы пролетают мимо, палки, камни - все отскакивает от него. Стрелок стоит невредим, и вдруг превращается в Махадэву, и начинает осыпать похвалами человека, который сумел постоять на своем перед Богом.
Так испытывал он силу Арджуны. Разве возможно было послать его в Курукшетру с Божественным оружием, если бы силы его оказались слабыми для битвы? Он подвергся испытанию в борьбе со всемогущим Богом.

Бог умеряет свои силы, чтобы Арджуна мог противостоять Ему и бороться с Ним. Когда храбрость его оказалась безупречной и силы достаточными, Арджуну посылают в Курукшетру как испытанного воина, способного одержать победу.
Возьмем другой случай, еще более затруднительный. Юдхиштхира печален: он сражается, уже изнемогает, и ему грозит опасность. Дрона во главе вражеских полчищ гонит его с поля битвы. Никто не в силах победить Дрону.

Все бегут при виде могучего воина, который отражает всякое нападение. Что делать? Юдхиштхира в отчаянии. Неужели он должен будет уступить?

Этот сын Панду, этот царь, ничем еще не запятнавший себя, один из благороднейших и безупречнейших образов древней литературы! Но и у него есть слабости, и он в критическую минуту может не устоять, в нем слишком мало той силы кшатриев, которая умеет одиноко устоять против какой бы то ни было силы.

В нем есть зародыш слабости, и в этом заключается возможность гибельного падения.
И вот появляется Шри Кришна, великий Аватара, и стоит рядом с ним. С поля битвы прибегает Бхима с известием, что он убил слона, который носит то же имя, что сын Дроны. Если Дрона услышит, что сын его Ашваттхаман убит, он выронит оружие, выпустит своего врага: он не будет в состоянии сражаться после того, как погиб его любимец. Я сказал ему, что Ашваттхаман убит, но он не поверил мне.

Он послал меня к тебе, чтобы сказать, что Юдхиштхира всегда говорит правду и не произнесет лжи, если ему обещать даже и власть над тремя царствами. Если он мне скажет, что Ашваттхаман убит, я поверю.

Ужасное испытание! Велика та сила, с которой приходится бороться слабому человеку. Шри Кришна, стоя рядом с ним и пристально глядя на него, советует ему произнести эту ложь. Бог советует безупречному человеку сказать неправду.

Не странно ли это? Юдхиштхира повинуется Шри Кришне, произносит лживые слова, оружие выпадает из рук Дроны, и его убивают.
Вы могли бы поистине недоумевать, если рассказ кончался бы на этом, если бы дальше не шло повествование о жизни Юдхиштхиры, вы могли бы спросить: в чем же тут поучение? Но если мы вспомним, что одна из великих функций учителя Гурудева заключается в обнаруживании слабых сторон ученика, иначе этот последний, связанный своими слабостями, не достиг бы конечного освобождения.
Как только ложь была произнесена, колесница Юдхиштхиры проваливается. Она не могла устоять, поскольку была нарушена истина.

Годы идут, а горечь воспоминаний о произнесенной лжи остается. Убийство наставника, следствие сказанной неправды, глубоко угнетает царя. Он никогда не мог уже оправиться, не мог избавиться от последствий совершенного им поступка. Его покой вечно нарушается мыслью: Я убил своего Гуру.

Горе и стыд делают свое дело, а мучения совести очищают эту благородную душу от ее последней слабости. Кончен великий путь.

Когда братья его и жена умирают, ни одного слова жалобы не вырывается у Юдхиштхиры по поводу смерти любимых. Он готов уже подняться на небо, подле него единственное живое существо, которое сопровождает его во всех его странствиях,
- это его верный пес. С тех пор, как Юдхиштхира покинул столицу, это был единственный товарищ, который сохранил до смерти любовь к нему.

И вот перед ним появляется всемогущий Бог. Время твое настало, войди на мою небесную колесницу и в теле своем поднимись на небо. Ты приобрел право пребывать и царить там.

Пойдет ли он на зов Бога? Он отвечает: Здесь собака моя. Она доверилась мне, я не могу ее покинуть. Я должен взять ее с собой. Бог отвечает ему: Животным нет места на небесах, собаки нечисты, им нельзя быть там.

Ты покинул мертвых братьев и жену, почему же теперь остаешься ты с собакой своей? - Они умерли, отвечает Юдхиштхира, - живые ничего не могут для мертвых. А это существо еще живо.

Оно нуждается в моем покровительстве. Я не оставлю его. - Не будь безумным, - говорит Бог, - оставь здесь пса твоего. Но Юдхиштхира упорно стоит на своем. В нем достаточно твердости, чтобы противостоять Богу и остаться верным бедному животному, которое отдало ему свою любовь. Если ему нельзя взять с собой собаку, он останется на земле и исполнит свой долг.

Этот урок он выучил во время своего падения. Это результат воздействия Шри Кришны на его эволюцию.

Мы замечаем влияние этой работы во все время борьбы.
Проследите за Шри Кришной на всех страницах Махабхараты и вы увидите, что Он никогда не уклонялся от намеченной цели: довести борьбу до определенного заранее конца, когда должна восторжествовать справедливость и исчезнут кшатрии в Индии. Он в одно и то же время уничтожает несправедливость и готовит будущее Индии, сокрушая железную стену той воинственной касты, которая окружала и оберегала страну.

Во всех Его действиях видна определенная цель, и при внимательном изучении вы увидите, что воля Его непреклонна, что Он ведет все к определенному концу. Посмотрите, как он появляется там, где необходимо вмешательство Его силы или Его покровительство. Посмотрите, как Он старается возбудить в Пандавах желание исполнить свой долг и становится на их место только тогда, когда они не могут устоять. Обратите внимание на то место, где Шри Кришна дает обещание, что сражения не будет, и Арджуна отступает перед Бхимой и не в силах нанести удара.

Вспомните, как печальна была эта борьба - Арджуна не мог нанести удара Бхиме, величайшему из людей и воинов, совершенному в Дхарме, господину и учителю всех. Как могу я убить его? - повторяет Арджуна. - Я помню, как ребенком, весь измазанный в грязи, я влезал к нему на колени, обнимал его, называя отцом, а он отвечал мне: Я отец твоего отца. Как же могу я убить его?

Вспомните, как Шри Кришна Сам увещевает его не слабеть, велит ему совершить убийство. Трудная это была задача.

Арджуна слишком живо помнит все. Он борется только для вида, сдерживает себя, не проявляет всю силу, пока наконец Шри Кришна увидел, что Он должен поддержать его, чтобы тот выполнил свой долг и вступил в борьбу со своим старым учителем.

Шри Кришна бросает вожжи, берет бич, сходит с колесницы и с бичом в руке бросается в самую середину сечи, чтобы напасть на Бхиму.
Тяжело это видеть Арджуне. В нем просыпается кшатрий, и, вместо того, чтобы предаваться чувству, он вспоминает о своем долге. Он обнимает Шри Кришну и, останавливая его, восклицает: Уйди, уйди!

Пошли меня опять, я исполню свой долг и убью Бхиму! Что это значит? А то, что начертание Бога должно быть выполнено. Найдется ли для такого дела человек или нет, но эволюция должна идти вперед, независимо от того, слабеет ли человек, оказывает ли ей сопротивление.

И в то же время, как эволюция идет своим путем, повинуясь Божественной Воле, индивидуальный прогресс человека зависит от сотрудничества человеческой воли с этой Волей. Бог двигает эволюцию тех, кто помогает ему, посылая их помогать Себе в работе, и прогресс этих людей зависит от того, насколько они способны отозваться на данный Им импульс.
Я приведу еще один пример, чтобы показать вам, как поступает Шри Кришна, когда Арджуна встречается с силой слишком для него большой и Шри Кришна видит, что Арджуна при всей своей храбрости ничего не может сделать, когда ни увещание, ни поощрение не могут заставить его защищаться. Было одно оружие, которое никогда не давало промаха, небесное оружие, дарованное Шри Кришной после Своего пробуждения от тысячелетнего сна. Это оружие и направлено против Арджуны, он не может отвратить его, не имеющего себе подобия ни на земле, ни на небесах, Оно должно попасть в цель, и Арджуна должен погибнуть в самом разгаре сражения. Что делать Арджуне?

Он не может отразить небесного оружия стрелами Гандивы или другим могучим оружием, которое даровали ему Боги. Это оружие Всевышнего, перед которым ничто устоять не может. И в последнюю минуту, когда это оружие уже направлено прямо в грудь Арджуне, Шри Кришна становится перед ним, принимает удар на себя, и оружие, узнав своего Господина, превращается в венок цветов.

То же самое с колесницей. Шри Кришна велит Арджуне сойти с колесницы и взять оружие. Шри Кришна стоит неподвижно, пока не ушел Арджуна, но как только тот удалился, колесница тотчас воспламеняется.

Одно лишь присутствие Бога удерживало вместе ее части, ибо Он Бог Огня, также как и всего остального.
Вы видите, братья, как полезно изучать Священные Писания. Вы получаете возможность объяснять его людям одной с вами веры и защитить его от нападок людей других вероучений. Не защищайте его резкими словами, грубой речью, не защищайте его в гневе, когда язык ваш отравлен негодованием.

Помните, что там, где невежество нападает, там долг велит знанию выступить на защиту. Когда невежество нападает на то, что составляет духовную пищу миллионов людей, всякий знающий человек должен стать на защиту, иначе невежды уклонятся от истины при виде нападок на нее со стороны непонимающих смысла Священных Писаний.
Мы подходим к концу нашей лекции. Я прошу вас запомнить, что на всех стадиях вашей жизни вы окружены Дэвами. Никакая карма, которую вы создали себе, не забывается Ими, на всякий призыв откликаются Они. Если иногда вам и кажется, что нет ответа, если вас постигает несчастье, вспомните, что это все посылается вам любовью, и если вы мужественно будете переносить несчастья, вы быстро подвинетесь к своему избавлению. Вы должны отныне стать людьми, а не детьми, сыновьями живого Ишвары, подобием которого являетесь вы, а не младенцами, которых Он вечно должен носить на руках.

Он требует, чтобы ваша человеческая сила пришла на помощь Богам. Он двигает вашу эволюцию, чтобы сделать вас исполнителями Своей воли в будущем мире Своем. Вы можете отставать на пути, если вам угодно, можете терять время. Кальпа за кальпой можете пребывать на низшем уровне.

Если вы избрали такой путь, Он не будет насиловать вашей воли. Но мудрость и состоит в том, чтобы дать в себе доступ Его Воле, ведущей вас к совершенству, чтобы иметь радость возвестить эту Волю Его другим мирам и сознательно помогать Ему в других условиях жизни.

Ибо люди - Боги в становлении, и мы готовимся к выполнению Божественной работы.



Содержание раздела