d9e5a92d

Что такое Ишвара

Что такое Ишвара? Что такое Майя? Это первые великие проблемы.

Подойдем к ним с благоговейным чувством. Индусские философы разно отвечали на эти вопросы, но в каждом ответе заключается частица вечной истины.
Ишвара - это могущественный центр сознания, неизменно пребывающий внутри Единого Бытия. Таких центров сознания бесконечное множество. Припомните, что Свами Субба-Рао упоминал о них как о существующих внутри Единого Бытия. Ишвара в проявлении подобен светильнику: это свет, заключенный в лампаде. Ишвара под покровом Майи порождает мир.

Он скрыт, так сказать, в том мире, для которого он является светом. Проникая через оболочки, свет разливается повсюду.

Он пребывает, хотя бы мир был разрушен. Остается центр, даже когда исчезает содержавшая его в себе окружность. Таков и этот могущественный центр, когда исчезает мир. Он останется Один, сохраняя свою нерушимость, при самом акт погружения Себя в Бесконечное, Абсолютное, Сверхсознательное, Единое.

Мы будем рассматривать Его, как вечный центр самосознания, всегда способного погрузиться в сверхсознание и снова ограничить Себя в самосознании.
Что же такое Майя? Новое возникновение Майи подготавливается всякий раз, когда мир приходит к концу погружением всего в Ишвару.

Когда одна лока (план бытия) сворачивается и сливается со следующей, стоящей выше ее, тогда все формы первой локи исчезают, и остается лишь одно сознание, одушевлявшее эти формы. Остается изменение сознания, изменение, выражающееся в способности вибрировать. Это не сами вибрации, а лишь возможность вибрировать известным образом. И хотя форма и исчезает при слиянии одной локи с другой, стоящей выше ее, ибо исчезает сама материя, разлагаясь на более тонкий вид свой, все же в сознании сохраняется способность вибрировать так же, как оно раньше вибрировало в более грубой материи.

Свойство это сохраняется, хотя бы исчезли формы, возникшие от этих вибраций, так как теперь нет материала достаточно грубого, чтобы отвечать на эти вибрации.
По мере того, как одна сфера переходит в другую, процесс повторяется снова и снова, и локи исчезают одна за другой. Формы исчезли, исчезли вибрации, остались только разные виды сознания, способного дать начало подобным вибрациям.

И наконец Ишвара, сознание которого было единственным в мире сознанием, а жизнь - единственной жизнью, который сохранял всякую форму и делал возможными отдельные существования, вбирает в Себя Свой мир и Сам погружается в Единое. Тогда исчезают все известные нам формы, не остается ничего, кроме центра сознания.

Ишвара сохраняет свою способность вибрировать бесконечно разнообразными вибрациями, являющимися результатом эволюции Его мира. Когда он сольется Сам с Единым существованием, тогда исчезнут все формы, но в тонких видоизменениях сознания остаются те свойства, которые хранятся в этом неизменяемом центре, в могуществе Единой Жизни.

Разве это только мечта?
Был однажды великий учитель Васишта. Рама был его учеником, как вам известно, и в изложении его учения есть намеки на некоторые тайны жизни.
Если вы запомните все сказанное мной, если только грубые слова языка человеческого могли передать вам смысл этих великих проблем, послушайте, как Сурьядэва выражает ту же мысль, говоря о том же вопросе, а именно о конце и начале мира. К сказанному мной можно прибавить только то, что, когда возникает Ишвара, чтобы образовать новый мир, Он влагает свою жизнь в те видоизменения сознания, которые исчезли из виду. И вот, та Майя, в которой он появляется, в которой Он скрыт и ограничен, есть не что иное, как Его собственная вновь оживленная память, которую никогда нельзя отделить от Него. Под влиянием Великого дыхания Он вбирает в Себя Свое сознание, ограничивая его самосознанием.

В то время как внимание Его обращено на содержание этого самосознания, силы его начинают действовать, и это и есть Майя. Поэтому и написано: С этих пор Ты, Господи, стремишься поддерживать царство ночи, углубленное в я, вбираешь в Себя весь порядок вещей (иначе - мир) ...

Сегодня проснулся Ты и радостный желаешь выбросить снова (проявить весь мир в великих градациях (иерархия вещей). (Йога Васишта, 38, 7, 8).
Эти ночи и дни суть Ночи и Дни Брахмы, вдыхания и выдыхания Единого Существования, а Майя и есть тот порядок вещей, который Он вобрал в Себя, пребывающий в ночи и снова появляющийся, когда с наступлением дня просыпается Ишвара.
Если мы посмотрим, как определяют Майю разные школы, мы увидим, что это определение заключает в себе все остальные: оно объяснит вам, что понимается под иллюзией и что под грезой. Это радостное выбрасывание в проявление всех способностей, о которых вспоминает Ишвара, в тот миг, когда Его внимание обращено из Самого Себя, эта память, которая вызвала желание в сердце Вечного, и есть тот корень, от которого произойдет весь будущий мир.
Эта мысль дает нам ключ ко многому в древнем учении. В мировом Разуме, наполненном идеями, которые еще не превратились в конкретные явления, мы имеем мир идей Платона, невидимый мир еврейской Каббалы.

В каждом учении вы встречаете ту же мысль.
Если мы не будем ограничиваться словами и повторять фразы, которые часто не вызывают никакой мысли в уме того, кто их произносит, а попытаемся понять смысл, скрытый в словах, мы найдем следы индусской философии во всякой современной философии, достойной этого имени. Древняя Индия оставила следы и в Греции, и в Риме, и в Германии, и в Англии в наши дни.
Что же происходит на следующей стадии? Жизненное дыхание выдыхается Ишварой.

Центр всего, облеченный в Майю, шлет свой выдох. И когда это вибрирующее дыхание касается облекающего его покрова Майи, Майя становится Пракрити, или материей, или, скорее, Мулапракрити, то есть корнем всякой материи.

Когда это дыхание с его троякой вибрационной силой касается этой материи, оно вызывает в ней три изменения, создает ее атрибуты: тамас - инерцию, или, скорее, устойчивость, раджас - деятельность, силу и саттву. Слово это трудно перевести. Я передала бы его всего скорее словом гармония, ибо повсюду, где существует ощущение удовольствия, присутствует и саттва.

Это три основные свойства материи, соответствующие трем основным изменениям в Сознании Ишвары, - инерция, деятельность и гармония, это и есть три знаменитые гуны, без которых не может проявиться Пракрити. Основные, необходимые и неизменные, свойства эти присутствуют в каждой частице проявленного мира, и от их комбинаций зависят и свойства этих частиц. За этим следует семеричное деление. Сейчас я скажу, почему мы называем его семеричным вместо пятеричного, которое вам более знакомо.

Что такое это семеричное деление? Перед нами материя с тремя гунами, готовая к получению нового импульса от Жизненного Дыхания.

Оно исходит от Брахмы, ибо Ишвара раскрыл свою троичную сущность в ее трех аспектах, и оно идет в виде семи больших волн. Каждая из этих волн изменяет материю, заставляя эволюционировать и одушевляя все последующее.

Первые две волны находятся абсолютно вне нашего познания и не принадлежат к нашей теперешней стадии эволюции, потому о них обыкновенно не упоминается и в Священном Писании говорится только о тех пяти, которые создают Эволюцию мира. Изредка встречается упоминание о семи. Вы можете припомнить семь огненных языков и другие тому подобные выражения.

Но обыкновенно Прана в качестве Жизни, которая эволюционирует в пяти видах, - пятерична.
Сперва появляется изменение Сознания Ишвары, которое он высылает как силу. Если вы обратитесь к Вишну Пуране, вы найдете там упоминание о той же стадии, о которой я говорю более современным языком. Ишвара Сам в качестве Брахмы посылает силу, происшедшую от изменения в Его сознании. В Вишну Пуране сила эта именуется танматрой.

По-английски слово это переводится выражением зародыш (rudiment). Припомните зародыши звука, осязания, цвета и пр. Все это танматры, или силы
- свойства, зависящие от изменений в сознании или в жизни, без чего не может произойти и изменения в материи. Сперва меняется сознание, потом уже форма. Первой великой вибрацией появляется та, которая вызывает так называемый звук.

Все наши термины взяты из низших, или физических, проявлений. И первая вызванная ею форма есть Акаша, могущественный элемент эфира. Это, конечно, не тот эфир, который знает современная наука, хотя этот последний и является его представителем на физическом плане. Вслед за первой посылается в Акашу следующая танматра, следующее свойство - сила, являющееся результатом изменения в сознании.

Акаша, внутри которой есть уже одна вибрация, получает вторую вибрацию, посылаемую Ишварой, и эта последняя, распространяясь на всю окружающую материю, вызывает в ней следующее изменение, Вайю, или воздух. Вайю, проникнутый Акашей, одушевленный ею и облеченный в нее, получает от Ишвары новый импульс, третью танматру, новое свойство, зависящее от изменения сознания. Эта танматра, действующая в Вайю, вызывает в материи новое изменение, именуемое Агни, или огонь. В эту огненную материю проникает Вайю, одушевляет и облекает ее, как Акаша его.

В результате подобных же процессов появляются элементы Апас и Притхиви. Магнетическое поле атома состоит из всех танматр и элементов, предшествовавших ему.
Попробуйте, как это ни трудно, представить себе этот процесс. Что происходит при этом?

Произошло изменение Жизни или Сознания у Ишвары, которое проявляется как сила, как вибрация.
Все зависит от вибрации. Это утверждают одинаково и древняя, и современная науки.

Мир состоит из вибраций, и вибрации эти являются изменениями Божественного излияния жизни. Эти вибрации облекаются в основные формы материи - гуны, от этого и происходит все многообразие форм. Эти изменения материи, эти великие, или первичные, элементы именуются также таттвами. Итак, танматры - это силы, посылаемые изменениями сознания.

Это неуклюже переводится словом зародыши. За этим идут изменения материи, великие первичные элементы, или таттвы. Первая из них именуется Акашей. За ней идут Вайю, Агни, Апас и Притхиви.

Все эти пять таттв идут одна за другой. Их эволюция отличается тем, что все изменения одной таттвы повторяются в низшей, причем высшая наполняет следующую низшую и распространяется вне ее.


Если вы возьмете вторую главу Вишну Пураны и прочтете про эволюцию пятой таттвы, вы увидите, что санскритское слово происходит от корня, означающего в одно и то же время и проникновение внутрь чего-либо, и заключение в себя. Это даст понятие и о наполнении, и о распространении вокруг, чтобы образовать покров. Из этого вы можете заключить, что центральной жизнью каждой таттвы будет предыдущая таттва с ее танматрой.

Эти две плюс новая танматра и составляют жизнь, внешняя же форма - это та новая таттва, которая вызывается к существованию силой, центральной творческой силой центральной жизни.
Покончив с этим вопросом, за неимением времени входить в большие подробности, я прошу у вас позволения сказать еще несколько слов по поводу чисел семь и пять, ибо это послужило источником большого спора между вашими индусскими пандитами и некоторыми из наших теософов.
В мире, взятом как целое, жизнь Ишвары семерична. За таттвой, известной нам под именем Акаши, находится еще таттва, именуемая Анупадакой, а за ней Адитаттва - первая из них.
Обе они находятся вне пределов нашего сознания, наше мышление не идет так далеко. Для нашей жизненной эволюции пределом служат пять предыдущих таттв.

Потому в учебниках обыкновенно упоминается только о пяти, когда указывают путь нашей эволюции.
Мы вынуждены быстро идти вперед и перейдем теперь к тем таттвам, которые, изменяясь путем сцепления, распадения новых комбинаций, образуют бесчисленные формы. Следует помнить, что в мире существует столько же основных форм атомов, сколько таттв.

Таттва древних ученых - это атом современной науки, но последняя делает ошибку, предполагая, что существует только один основной атом. На самом деле современная наука ищет таттву Притхиви - низший, или физический, атом. Она еще не признала существования четырех (или шести) высших атомов, лежащих за пределами физического атома.

Эти атомы образуют мировые планы.
Все, что есть на физическом плане, происходит от таттвы Притхиви. Мало того, даже в пределах этой физической области воспроизводятся формы, соответствующие всем шести высшим формам атомов. Подразделения плана физического, которые зависят от комбинаций таттвы Притхиви, воспроизводят свойства тех великих областей, из которых состоит мир. Таким образом, наши твердое, жидкое, газообразное состояния, три состояния эфира и их атомы соответствуют шести высшим таттвам, но здесь все они являются в формах Притхиви.

Это такие изменения Притхиви, которые воспроизводят на низшем плане великие первичные элементы. Мы могли бы дать им следующие имена: Притхиви Адитаттва, Притхиви Анупадакататтва, Притхиви Акашататтва, Притхиви Вайютаттва, Притхиви Агнитаттва, Притхиви Апастаттва, Притхиви Притхивитаттва. Над областью Притхиви находится великое царство Апаса, с подобными же подразделениями Апаса таттвы. За ним идут еще другие семь в высшем царстве Агни. Подобные же деления находятся и в еще более высшем царстве Вайю.

Над ним находится царство Акаши с такими же делениями, а над ней - еще две не известные нам области.
Если вы припомните, что все эти области проникают одна в другую, вы получите понятие об изумительном многообразии и сложности того мира, в котором действует Единая Жизнь. Но мир этот легче изучать, идя сверху вниз, а в этом направлении и шла древняя наука.

Исходя из этой вначале простой жизни и дойдя до бесконечного разнообразия форм, вы можете проследить Единое во Множестве и видеть я во всем и все в Нем.
Когда приходит конец мировой системе, таттвы разлагаются и сливаются одна с другой. Таттва Притхиви распадается на атомы, атомы дробятся в свою очередь, а составляющая их танматра не может найти себе выражения за недостатком подходящего материала.

Она перестает быть силой и является уже только изменением сознания, оставаясь неизменной возможностью. Таким образом Апастаттва становится уже низшим проявлением и перестает существовать при повторении вышеуказанного процесса.

Таким же образом исчезают последовательно и все таттвы.
Потому-то в Шивагаме Махадэва и говорит: Мир произошел из таттв. Он держится, развивается таттвами.

Он исчезает в таттвах.
Таково представление о Космосе у древних ученых. Это единая жизнь, которая производит бесчисленные вибрации и образует материю в формы. На этом же и Пифагор основывал свою систему чисел. На этом основаны и математика, и музыка. На этом была построена и Великая Наука, или магия, давно погибших народов.

Наука эта хранится в чистоте только среди членов Великого Белого Братства, но следы ее видны еще во всех Священных Писаниях и религиях мира.
Перейдя к современной науке, мы очутимся в совершенно другой атмосфере. Теперь мы уже должны изучать явления, и наше внимание должно быть обращено на формы. Но мы увидим, что наука начинает отклоняться от изучения форм.

Все усилия великих ученых направлены теперь на отыскание единства в многообразии.
Не думайте, что я остаюсь равнодушной к результатам, достигнутым наукой, когда я говорю, что современная наука изучает формы.
Ни одним словом не стану умалять значения для всего человечества бесценной работы передовых ученых. Успехи их в настоящем столетии достойны глубочайшего уважения не только за то изумительное терпение, которое проявляют исследователи, как справедливо выразился о них Вильям Кингдон Клиффорд, но и за то самопожертвование, какое выказали многие из них, жертвуя жизнью за искание правды, когда они изучали сокровенные уголки всех явлений природы, исследовали тайны, скрытые под Покровом Изиды. Я не говорю ни слова против современной науки, я указываю только на то, что величайшим делом ее было обобщение, сказавшееся в попытке упростить, привести все к единству. Как далеко ушла наука за эти тридцать лет от общепринятого тогда взгляда материалистической школы, что мир состоит из бесчисленного количества атомов и что атомы эти суть наши химические элементы! Слова одного из знаменитейших ученых д-ра Людвига Бюхнера покажут вам, какая громадная перемена произошла во взглядах.

Он утверждал, что атом углерода вечно останется атомом углерода и был таковым изначала, и атом водорода вечно остается им, что все атомы со всеми их свойствами неразрушимы и потому самому вечны.
Какой ученый осмелился бы утверждать это теперь, зная, что все собратья по науке подвергнут его осмеянию? Кто отважится сказать, что атомы вечно остаются такими, какими они созданы?

Чего же на самом деле достигла наука в познании природы атома? Она открыла сложное тело в том, что считали за атом: вместо элемента нашла входящие в состав его другие частицы. Этим открытием мы обязаны главным образом исследованию сэра Уильяма Крукса, который показал себя в этом более глубоким философом, чем другие ученые. Наука дошла до того, что атомы строятся постепенно, что свойства их не постоянны, а изменяются в зависимости от разных условий.

Позднейшие опыты показали, что если химические тела охлаждать до той температуры, при которой воздух превращается в жидкое тело, а водород и кислород - в тела твердые, тела эти теряют свои предполагаемые постоянные свойства. Было доказано, что при изменении условий, при понижении температуры химические элементы теряют свои вечные свойства одно за другим, деятельность их меняется, и они утрачивают те отличительные признаки, при помощи которых они были открыты, как частицы движущегося мира. Все ниже и ниже опускается температура, свойства исчезают одно за другим, и изумленная наука спрашивает: Что же будет, если достичь абсолютного нуля? Что станется со свойствами материи и что остается от отличительных признаков элементов?

Не существует ли единая материя, и не являются ли все химические элементы лишь видоизменениями, различными агрегациями этой первичной материи?
То же и по отношению к силе. Современная наука сделала блестящее обобщение, что все известные нам силы суть только изменения одной силы и все они идентичны в своей сущности: теплота, свет и другие окружающие нас силы, каковы электричество, магнетизм и пр., суть только вибрации различной длины, действующие в более тонкой среде и могущие переходить одна в другую. По существу своему они не различны и представляют собой одно и то же в основном своем корне.

Но если это так, если существует только одна материя, одна сила, это означает, что наука теперь стремится к единству. Имея его в виду и стремясь к нему, наука должна будет неизбежно перейти из области плотной материи в область сил, действующих в тонкой среде. Мы видим, как на наших глазах совершается эта перемена, и если в прежние дни существование сил выводилось путем индукции при изучении изменений материи, в наше время наука признает, что силы существуют, и ставит вопрос: не является ли и сама материя действием силы? Вместо того, чтобы рассматривать атом как твердую, неделимую частицу, теперь существует стремление видеть в нем вихревое движение энергии, центр силы. Один из ученых зашел так далеко, что хочет видеть в атоме источник, через который невидимый флюид изливается в трехмерное пространство.

Другие атомы - антиатомы, может быть, лишь отверстия, через которые вытекает обратно этот флюид, если бы они соединились, тяжесть и инерция могли бы быть нейтрализованы. Разве не может существовать потенциальной материи и таковая находиться в пространстве без всех характерных свойств материи, только готовая к принятию жизни и образованию системы миров?
У нас получались бы тогда те атомы и центры Лайя, о которых упоминает Блаватская, когда делает попытку разрешить этот научный вопрос. Наука поднимается в невидимый мир, стараясь измерить и взвесить все, что она там находит. Это стремление к единству означает признание Единого, кроющегося во всяком проявлении.

Существует одна Сила, одна Материя и бесконечное разнообразие сил, переходящих одна в другую, и бесконечное разнообразие форм, которые распадаются и снова соединяются. Есть только единая Сила, кроющаяся во всех силах, единая Материя во всевозможных формах.

Отсюда ясно, что самый факт существования гармонии и эволюции указывает на коренное единство, тогда как вечно раздельные самодвижущиеся частицы могли бы породить только хаос.
По мере того, как наука идет по этому пути, который так много обещает, мы видим, как сильно меняется и сущность исследований. Перед нами удивительная теория Уильяма Крукса о генезисе элементов. Он исходит из протила, который на самом деле не что иное, как Вайю в его форме на физическом плане, Вайю Притхиви.

Он строит из протила один за другим все атомы, все же химические элементы он считает агрегацией атомов, которые удерживаются вместе действием положительной и отрицательной сил.
Я позволю себе напомнить вам об этом, так как среди вас есть ревностные последователи науки, которые с презрением относятся к родной литературе. Если бы они читали Вишну Пурану не одними глазами, вооруженными очками современности, а старались вникнуть в нее, они узнали бы эту теорию Крукса задолго до того, как она была обнародована им. Он нарисовал нам картину, где изображалась неподвижная ось. Вокруг нее обвивается спираль, на разных точках которой находятся атомы элементов, порожденных этой спиралью. Спираль эта изображает колебательную и охладительную силу.

Она находится в великом океане протила, или первичной материи, и по мере того, как она закручивается вокруг неподвижной оси, она порождает химические элементы один за другим, вызывая таким образом к жизни те материалы, из которых образуется мир.
В этих сухих выражениях суммирует наука свои положения. А между тем в одной древней книге я прочла о горе, которая служит эмблемой устойчивости, об оси, вокруг которой вращается все, что ввержено в великий океан; о великом змие, который обвивает гору своими кольцами: с одной стороны напирают из них Суры, с другой Асуры проявляют свою деятельность.

Между этими двумя - положительным и отрицательным - полюсами современной науки начинается эволюция, и змеиная спираль начинает закручиваться вокруг оси. В Священном Писании ось эта называется горой Мандара, а спиральные кольца - Змием Васуки, ось же покоится на Хари, как на острие.

Положительные и отрицательные силы именуются Богами и Демонами и в клокочущем океане возникают все материалы, из которых строится мир.
Так картинно описывает ясновидец все, что он видит очами духа в океане материи. Первое описание - это сухое научное изложение современного мыслителя, который делает свои прекрасные обобщения на основании изучения форм.

Ясновидящий и ученый сошлись.
Когда мы будем разбирать, что такое жизнь, я покажу вам, что современная наука приходит и тут к нашему взгляду. Я дам вам на основании последних научных данных те вехи, которые укажут вам, как наука постепенно приходит к взглядам, выраженным в древних священных книгах.
А теперь я закончу нашу сегодняшнюю беседу словами, которые я прошу вас обдумать на досуге.
Существует только Единая Жизнь, Жизнь Бога во всем, что только есть в Его мире. Нет другой жизни, кроме Его Жизни, нет другого сознания, кроме Его Сознания, нет другой мысли, кроме Его Мысли. В этом и заключается человеческая слава. Ибо только потому, что мы образы Его, и можем мы отвечать на вибрации Его мышления и воспроизводить в наших умах то, что Он положил изначала для того, чтобы могла совершиться наша эволюция.

Она происходит в разных направлениях, в разных частях нашего мира. Часть этой эволюции выполняется солнцем. Растительный, животный и человеческий миры выполняют каждый свою. Но в человеческом мире больше разнообразия, ибо здесь начинает проявляться самосознание. Образ Высшего на земле завершается на земле человеком, только в нем обретается высшая жизнь.

Все другое восходит к нему, но еще не достигло конца своей эволюции. Потому среди людей мы и находим больше различий, больше временных разделений, и человеку сильнее, чем другим существам низших классов грозит опасность впасть в антагонизм, ибо эти последние еще недостаточно для этого развиты. Отсюда и начинается борьба. Я беру мое скудное отражение маленькой частицы мысли Ишвары и говорю: Это Сам Ишвара, а не мое несовершенное понятие о Нем. Поклоняйся тому Образу, в каком я вижу Его, то есть поклоняйся мне, вместо Ишвары, и моему понятию о Нем, вместо Него.

Так все люди выражали свою идею о Боге, считая ее за выражение истинного Бога, и мы видим, как в мире возникли разные формы мышления и поклонения, разделившие людей.
Потому-то человек и воображает, что его братья, ближние поклоняются другим Богам, нежели он. Человек волнуется и беспокоится, не сознавая, что Богов много только потому, что мы поклоняемся нашим понятиям о Боге, а не Самому Богу, нашим ограниченным представлениям, а не мировому Единому Я. Больше того, человек часто не только требует, чтобы мы поклонялись его представлению о Боге, вместо нашего, полагая что его познание есть предел проявленности, что его бедное воображение исчерпывает всю Вселенную, вместо того бесконечного разнообразия, которое одно лишь может выразить всемогущество Божье. Он идет еще дальше и говорит: Если вы будете поклоняться моей идее о Боге, вы - отверженные, вы мне чужие, вы принадлежите к другой вере. Отойдите от меня, ибо я правоверный, а вы еретики, и вера ваша богохульная! Так продолжают и теперь говорить религии и люди фанатичные.

Так люди создают себе Бога из собственного отражения Его в себе, и антагонизм продолжает разделять братьев, чьи представления о Божественном образе одинаково необходимы для полноты Его проявления.
Это-то я прошу вас понять. Бог не может быть выражен вполне ни в вас, ни во мне, в нашем бедном ограничении, в скудости нашего мышления, в нищете нашего дерзкого притязания. Все миры, вместе взятые, только отчасти могут выразить Его.

Весь мир является зеркалом, в котором Он отражается, и каждая частица мира возвращается к Нему, как часть Его собственного совершенства.
Не благороднее ли, не выше и не славнее ли быть частицей совершенного целого, составлять часть Самого Единства, сохраняя его в своем отражении Ишвары, чем быть выделенным с осколком зеркала и тщетно пытаться отразить в нем все целое, отрекаясь на каждом шагу от частичного отражения совершенства в братьях своих?
Эту мысль я и провожу в моих лекциях, и я не достигну цели, если вы не проникнетесь ею. Ибо Ишвара есть Бытие и Разум и в то же время и Ананда, Радость, Блаженство неизреченное, которое можно познать лишь тогда, когда сознательно достигнешь единения, поймешь Единое во всем.

А лучшей услуги человек не может оказать другому человеку, как помочь ему видеть Я во всем.



Содержание раздела