d9e5a92d

Подготовка

Вспомните об основных принципах тай-цзи, таких, как подъем макушки, когда шея расслаблена, а голова строго вертикальна, кончик языка упирается в верхнее нёбо, зубы и губы сомкнуты, а все тело расслаблено. Упражнение можно Делать как сидя, так и стоя, желательно в стойке тай-цзи.

2. От носа к дань-тянъ

Полностью расслабив все тело, сосредоточьте внимание на животе. Вдыхая через нос, управляйте дыханием, стараясь дышать глубоко, плавно и долго. Медленно направляйте вдыхаемый воздух в нижнюю область живота. При этом его передняя стенка расширяется, наполняясь воздухом.

Ненадолго задержите дыхание, пока не почувствуете необходимость выдоха, а затем медленно сокращайте мышцы живота, так чтобы воздух направился вверх и вышел через ноздри.
По завершении выдоха многократно повторите упражнение. Во время каждого вдоха представляйте, как воздушный поток продвигается в область дань-тянь, а затем понимается на выдохе.

Не предпринимайте усилий, доставляющих беспокойство и создающих напряженность.
Всегда будьте умеренны.
Анатомически этот процесс представляет собой вдыхание большого количества воздуха в легкие, что вызывает давление на диафрагму. На вдохе она опускается и поднимается на выдохе.
По заявлению большинства китайских врачей такое упражнение регулирует кровообращение и усиливает приток крови к внутренним органам, таким, как печень, почки и селезенка. Кроме того, нормализуются сердечные функции, так как движение диафрагмы стимулирует жизненно важный нервный центр у основания позвоночного столба.

Техника глубокого дыхания также повышает слюноотделение и успокаивает нервы. Тем не менее, несмотря на очевидный оздоровительный эффект, главной целью упражнения являются достижение ощущения ритма тела и гармонизация ума.
3. Вращение шара тай-цзи
Техника вращения шара тай-цзи служит для усиления контроля над дыханием с последующим обострением восприятия потока ци. На вдохе мы представляем нижнюю область живота в виде шара.
По достижении успеха в практике от носа к дань-тянь дальнейший контроль достигается за счет плавного сокращения мышц в области феи-инь (область, образованная мышцей М.
Pectinius спереди и мышцей М. Gracilius сзади).
Во время вдоха создайте давление, достаточное для преобразования области дань-тянь в шар, который начнет автоматически вращаться назад и вверх. Новички начинают чувствовать вращение шара спустя несколько недель упорных тренировок.

Продвинутые ученики чувствуют количество оборотов, предшествующих каждому выдоху, и, по мере того как на вдохе начинают работать мышцы области феи-инь, начинают ощущать вихревое движение потока ци.
Это упражнение следует выполнять осторожно и, желательно, после консультации с опытным инструктором. Есть сведения о том, что в результате неверных действий у чувствительных учеников возникали проблемы со здоровьем, в частности, расстройство желудка, геморрой и тому подобное.

4. От дань-тянь через позвоночный столб
Освоив предыдущие упражнения, можно научиться чувствовать ци в позвоночнике (рис, 2.25), начиная с его основания и до точки, расположенной между лопаток. На выдохе (рис., 2.26) ци проходит через плечи в руки и далее к центру ладоней, также как от дань-тянь, через позвоночник и далее через ноздри.

Поток следует направлять в указанных направлениях одновременно.
Если новичку не удается почувствовать ци в позвоночнике, ему следует слегка подать плечи вперед и скрестить руки перед грудью. Это даст толчок к пробуждению потока. Со временем необходимость в этом


5. Из позвоночники к затылочной точке
Помимо обозначенных выше техник поток ци может быть направлен в затылочную точку. Иными словами, на вдохе ци направляется в дань-тянь, а затем вихревой поток устремляется в затылочную точку по позвоночному столбу (рис. 2.27). На выдохе ци совершает обратный путь и выходит через ноздри (рис.

2.28), либо направляется в точку между лопатками, а затем, разделяясь на два потока, стекает по рукам к ладоням (рис. 2.29).
6. Выдох через ступни
На выдохе поток ци можно направлять в ступни ног, сосредоточивая внимание на центральных точках, расположенных на подошвах ног (юнь-цюань или бурлящий родник). Эта методика улучшает циркуляцию ци и, что более важно, развивает способность к укоренению.

Последним термином обозначается продвинутая техника боевого аспекта тай-цзи, с помощью которой можно определить уровень подготовки ученика во время тренировки.
7. Циркуляция ци по всему телу
Если вы добросовестно выполните все приведенные ниже указания, то научитесь ощущать циркуляцию ци по всему телу.
Тщательно соблюдая все базовые принципы тай-цзи, вы также должны иметь в виду следующее: 1) описанные выше пути распространения потока ци являются лишь воображаемыми направлениями, обозначение которых служит одной цели развитию обостренного восприятия потока; 2) дышать следует так, как указано в начале каждого упражнения; 3) поток воздуха и воображаемый путь энергетического потока должны полностью совпадать (то есть вы не должны представлять выдох на вдохе и наоборот).
Придерживаясь этих трех указаний и освоив предыдущие шесть упражнений, вы обретете полный контроль над дыханием, что позволит в полной мере ощутить циркуляцию ци во всем теле. В практике тай-цзи этот процесс известен как наращивание (культивация) ци.
На физическом уровне вдох помогает провести ци в дань-тянь, где потоку придается вихревое движение, а затем поднять его вверх по позвоночнику до затылочной точки. Выдох помогает направлять ци вниз по спине и рукам в центр ладоней и по позвоночнику через ноги к центру ступней.
Повторяйте упражнение столько раз, сколько сочтете нужным. Если вы продолжаете испытывать трудности и периодически утрачиваете ощущение потока, слегка встряхнитесь, смещая центр тяжести из стороны в сторону.
Эта процедура поможет полнее ощутить циркуляцию ци во взаимодействии с дыхательным процессом. Добившись успеха, вы сможете управлять потоком спонтанно.

Со временем вы подготовите себя к практике усиленного дыхания и научитесь вырабатывать внутреннюю силу цзин.

Освоив предыдущие семь практик, можно переходить к технике естественной культивации, известной как лн-ци и описанной Чен Мэн-цзинем как ву-вонг ву-чу, что означает не забывай о своей ци или помоги ее росту.
Явная парадоксальность слов мастера Чень приводит в недоумение новичков, пытающихся развить в себе чувство потока ци. В этой связи будет полезным привести следующую аналогию.

Выращивая дерево, вы не тратите слишком много усилий для того, чтобы ускорить его рост; в то же время вы не забываете о его существовании. Правильный и постоянный уход за деревом
является залогом успешного роста. Говоря о ежедневном наращивании ци, мастер Чен имел в виду постепенное и едва заметное усиление энергетики.

Он заявил следующее: Для того чтобы поднять ее на уровень небоскреба, потребуется немало лет.
Тот, кто стремится преуспеть в искусстве тай-цзи, должен сосредоточиться на умственном развитии и внутренней работе. Если человек правильно тренировался и все же не достиг желаемого результата, то, скорее всего, причина неудачи кроется в неспособности к концентрации.

Именно это качество помогает повысить восприимчивость к потоку ци.
Бывает и так, что человек строго придерживается базовых принципов, но не обращает внимания на их практическое применение. Со временем тай-цзи становится привычной ежедневной рутиной.

Как-то в разговоре со мной Чен Мэн-цзин подверг критике учеников, не уделяющих внимания тому, что они делают; эти люди были не способны сосредоточиться на правильной методике. Поэтому ученики, несмотря на все старания, совершали досадные ошибки.
Сотни энтузиастов практикуют тай-цзи годами, но не добиваются желаемого результата. Даже инструкции опытного наставника не всегда приводят к успеху.

Это связано с тем, что, работая на тонко-энергетическом уровне, легко впасть в заблуждение и стать жертвой самообмана.
Всем новичкам настоятельно рекомендуется уделять пристальное внимание собственному разуму, телу и новым формам выполнения техники. Со временем исполнение упрощается. В действительности физические движения требуют так мало усилий, что практик перестает обращать на них внимание.

Слишком часто ученики исполняют технику тай-цзи механически и полностью игнорируют важные ментальные аспекты. Такой подход порочен, ибо постепенно парализует умственное развитие.
Концентрация тела и ума является необходимым условием для достижения состояния повышенной восприимчивости ци и служит залогом будущего успеха. В Классике тай-цзи сказано: какую бы форму... вы не исполняли, вы должны сосредоточиться на ее практическом применении. Мастер Чен поясняет: Вместо того чтобы обращать внимание на то, что вы делаете, сосредоточьтесь на истинном значении техники; в противном случае Техника отражения перестанет быть техникой отражения, а Техника отката техникой отката.

Учитывая то обстоятельство, что подлинный мастер тай-цзи одновременно использует ум и тело, отсутствие внимания к тому, что вы делаете, означает лишь одно вы не находитесь в состоянии тай-цзи. Иными словами, вы придерживаетесь внешней формы исполнения, которую нельзя назвать истинной практикой.
Для повышения способности к концентрации новички должны призвать на помощь свое воображение. Так, отрабатывая ту или иную боевую технику, они должны вообразить, что напротив находится реальный противник.

Постепенно они научатся концентрировать тело и разум, не прибегая к помощи воображаемого оппонента. Таким образом, по достижении полной концентрации повышается восприятие потока ци.
Как правило, физический дискомфорт мешает концентрации. Поэтому ученик должен определить причину беспокойства и исправить неблагоприятную ситуацию.

Однако на первых порах сама стойка тай-цзи будет причинять известное неудобство. Обычно, через несколько недель после начала занятий чувство дискомфорта пропадает.

Когда исполнение форм становится естественным, ученик может приступать к продвинутому, медитативному этапу тренировки.
Полное погружение в тай-цзи, как на физическом, так и на ментальном уровнях, является единственным способом повышения способности к концентрации и сознательного обострения восприятия ци. Однажды в разговоре со мной мастер Чен заметил, что если опьянение не доставляет человеку удовольствия, то он пьяница, и сам процесс становится бессмысленным.



Иными словами, человек, получающий удовольствие от опьянения, не является пьяницей. Это наблюдение сопоставимо с двумя этапами практики тай-цзи. На первом этапе вы отдаете отчет в своих чувствах, а на втором перестаете их осознавать. Именно к этрму состоянию следует стремиться.

Вовлеченности должна сопутствовать отстраненность. Именно это состояние представляет истинную сущность тай-цзи, и только в этом случае вашу практику можно назвать правильной.

ПРАКТИКА КООРДИНАЦИИ

Поток ци присутствует в теле и играет роль источника и смысла жизни. Как уже говорилось, любое нарушение потока создает на его пути препятствие и, соответственно, снижает эффективность функции ци. С понижением уровня функциональности жизненной энергии человеческий организм ослабевает и ощущение ци утрачивается.

Даже у здорового человека может значительно снизиться интенсивность потока за счет отсутствия координации между умом и телом.
Согласно традиции тай-цзи новорожденный обладает идеальной способностью к расслаблению и координации. Младенец осуществляет каждое действие одним движением, с полной координацией физической и умственной составляющих.

Например, когда он плачет, то плачет всем телом; когда ест или двигается все части его тела сосредоточены в одном усилии. Взрослея, ребенок под влиянием условных стереотипов цивилизации утрачивает врожденную способность к координации.

Пропорционально тому, как она слабеет, снижается интенсивность потока ци.
В системе тай-цзи координация один из ключевых факторов способности к восприятию ци. На протяжении всей истории учения тай-цзи понятие координации внутренней силы (дзэн-цзин) неоднократно искажалось.

Если человек не понимает истинного значения расслабления (шунь), то верное толкование смысла координации также недоступно его пониманию.
Говоря обыденным языком, координация это совместное и корректное функционирование тела и разума. Пытаясь взять со стола карандаш, человек не задумывается, так как это действие не требует концентрации.

Но совсем другое дело, если ему потребуется внести в комнату стол через узкий дверной проем. Для выполнения этой задачи ему придется скоординировать усилия ума и тела.
Во время практики тай-цзи, и особенно при выполнении медитативных техник, необходимо абсолютное согласие между умом и телом. Если этот союз способен на сопряженное усилие в нужном направлении, достигается состояние абсолютной координации.

Это означает, что человек не совершает самостоятельных движений рукой, ногой или бессмысленных перемещений всем телом, но действует, не задумываясь.
Например, при выполнении техники отражения руки, корпус и все остальное двигаются как одно целое, то сеть выражают истинное значение формы исполняемого приема. Если какая-либо часть тела нарушает общий вектор движения, или тело действует бездумно, результат будет плачевным.

Плохая координация нарушит свободный ток внутренней энергий и постепенно снизит восприятие циркуляции ци. Следовательно,
наращивание ци будет приостановлено.
В Классике тай-цзи Чжан Саньфэн говорит: От ступни к ноге и пояснице все тело подчинено единому движению общей ци. Оно должно быть скоординировано с потоком ци. Тело должно быть объединено в целостную систему, а не двигаться разобщенными частями.

Таким образом, начинающий практик должен понять истинное значение координации.
Координация должна стать не только элементом тренировки в спортивном зале, но и частью вашей повседневной жизни. Например, всякий раз, как вам потребуется ответить на телефонный звонок, прежде чем снять трубку, подайтесь к телефону всем корпусом. Когда трубка снята, представьте, что она очень тяжелая и одновременно хрупкая, и для ее удержания вам требуется усилие всего Тела. Аналогичную тренировку можно выполнять с ложкой во время еды и так далее. Скоординированное усилие всего тела обеспечивает Свободный и беспрепятственный поток ци.

Практика такого рода мобилизует умственную и физическую системы, улучшает естественную координацию и, следовательно, способствует лучшему восприятию ци.

МЕДИТАЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Ощущение потока ци в значительной мере зависит от медитативной практики и, до определенной степени, от игры воображения. Если описанные в этой главе техники не привели к желаемому результату; следует предпринять следующие шаги.
Шаг первый
Расслабившись в положении сидя, поднимите руки над головой и в стороны, как доказано на рис. 2.35. Кисти, ладони и пальцы расслаблены и слегка согнуты.

Глаза закрыты. Кончик языка прижат к верхнему небу.

Пальцы ног слегка развернуты внутрь.
Примерно на минуту сосредоточьтесь на ощущении потока, спускающегося от кончиков пальцев к плечам. Плавно опустите руки.

Повторите упражнение несколько риз и выполняйте его ежедневно до, тех пор, пока не почувствуете ци.

Шаг второй
Повторив предыдущее упражнение несколько раз, можно слегка ослабить воображение, игра которого необходима для создания ощущения плавности и текучести. Со временем вы разовьете в себе способность к сознательному управлению скоростью потока и сможете ощущать его то стремительным, то медленным, и даже приостанавливать его движение. Каждый этап (шаг) требует тщательности в исполнении. Ни на минуту не забывайте о базовых принципах тай-цзи. Следите за тем, чтобы все тело было расслабленным.

Не пытайтесь распрямить конечности полностью, чтобы не создавать препятствия на пути потока.
Шаг третий
Расслабьте руки и соедините кончики пальцев ладонями вверх на уровне живота. Локти слегка согнуты.

Попытайтесь испытать ощущение текучести и мысленно направьте поток энергии от кончиков пальцев в руки и плечи. И, наконец, ощутите энергию параллельных потоков в точке их пересечения между лопатками.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока ощущения не станут отчетливыми.

Шаг четвертый
Вышеописанную технику можно усилить следующим образом. Сместите ощущение, возникающее между лопатками, вниз по позвоночному столбу, через ноги в ступни, или направьте поток через лицо в затылочную точку или в область дань-тянь.

Этот шаг потребует нескольких месяцев упорных тренировок.
Шаг пятый
После развития чувства циркуляции энергии в разных органах, сосредоточьтесь на всем теле. Ваши ощущения усилят поток ци, который распространится по всему телу.

ПРАКТИКА МЕДИТАТИВНОЙ ФОРМЫ ТАЙ-ЦЗИ

Еще одним способом повышения восприимчивости к ци является медитативная форма тай-цзи. Как уже говорилось, чисто механическое выполнение упражнения не является упражнением тай-цзи как таковым.

Для того чтобы тело двигалось в соответствии с формой тай-цзи, нужно медитировать и сознательно направлять энергетический поток, то есть использовать силу воображения: Повторяя эту технику в течение продолжительного периода времени, можно заставить ци циркулировать согласно принципу тай-цзи. Иными словами, все тело начинает двигаться как единый механизм.

Как только поток ци заявит о себе, вы почувствуете его существование.
Для развития способности к восприятию ци мастера тай-цзи обучали учеников медитативным техникам. По сравнению с другими методиками эта практика предполагала более длительный период тренировки, в течение которого мастер мог получить представление о личных качествах ученика, в зависимости от которых решал, стоит ли продолжать дальнейшее обучение.

Это испытание было необходимо, чтобы убедиться в том, что ученик не воспользуется полученными навыками в корыстных или эгоистичных целях, например, желая стать сильнее других людей. В случае когда подобная мотивация имела место, учитель прекращал свои наставления и не знакомил недостойного ученика с такими ключевыми техниками как усиленное дыхание, с помощью которого ци преобразуется во внутреннюю силу.
Методика испытаний была особенно популярна в 30-е годы XX века. Однажды в разговоре со мной мастер Шэн Тонь-Шэнь последний живой представитель мастеров предыдущего поколения поведал о том, что учителя неоднократно испытывали его искренность и благонравие.

Мастер Шэн порекомендовал следующий простейший способ осознания ци: Даже в том случае, если ваша техника далека от совершенства, продолжайте практиковать медитативную форму в течение, по крайней мере, десяти лет. По истечении этого срока вы сможете ощутить ци.

И добавил: Но, даже в том случае, когда вы добились восприятия ци иным способом, продолжайте практиковать медитативное движение тай-цзи ежедневно, так как оно повышает количество ци, необходимое для силовой техники.

ПАРНАЯ ПРАКТИКА

Если ученик не преуспел в восприятии ци даже после практики медитативного движения, учитель знакомит его с парной практикой, которая необходима как новичкам, так и более опытным ученикам, изучающим боевые аспекты тай-цзи. Такие парные упражнения, как техника толкающих рук, техника вращающихся рук или талю помогают чувствовать давление и скорость, обретать контроль над ситуацией и учат плавной, осознанной и скоординированной манере ведения боя.
Опытным ученикам следует практиковать технику вращающихся рук для усиления потока ци и координации этого чувства с другими ощущениями. Усердно тренируясь под руководством опытного инструктора, можно развить отчетливое ощущение ци не только в себе самом, но и ощутить энергетический поток в другом человеке.

Во время физического контакта развивается повышенная чувствительность и восприимчивость к интенсивности, диапазону и направлению потока ци в оппоненте.
Все многообразие видов внутренней силы (цзин) развивается в процессе контроля над ци, известном как усиленное дыхание. Качество цзин можно идентифицировать по способу управления энергетическим потоком.

Так, сила прилипания является магнетической силой, производной от обратного движения потока ци.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

В практике тай-цзи традиционно использовались дополнительные средства тренировки, такие, как меч, нож и шест. Наиболее эффективным инструментом, при помощи которого обостряется восприятие потока ци, является меч тай-цзи. Свойства этого оружия расширяют возможности тела.

Упражнения с мечом тай-цзи требуют от практика сосредоточенности и координации движений, которые, в свою очередь, развивают обостренное ощущение потока.
В наши дни упражнения с мечом могут показаться чем-то архаичным. Тем не менее, эта практика приносит свои плоды и по праву считается одним из важнейших аспектов изучения тай-цзи.

Более подробную информацию о работе с мечом ученик получает от опытного инструктора.
Следует Заметить, что дополнительные средства тренировки должна быть изготовлены подобающим образом и в соответствии с определенными стандартами. Так, меч из дерева или литого металла не может быть рекомендован в качестве замены настоящему мечу тай-цзи.



Содержание раздела