d9e5a92d

ЦЗИН РАЗВИТИЕ И ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ

Как уже упоминалось в предыдущей главе, процесс усиления дыхания преобразует внутреннюю энергию (ци) во внутреннюю сйлу (цзин). В этой главе мы поговорим о демонстрации внутренней силы, то есть о процедуре, известной как фа цзин.

Слови фа буквально переводится как передача или демонстрация.
После того как ученик преуспел в наращивании ци и восприятии ее потока, он обретает способность ощущать и контролировать циркуляцию жизненной энергии в своем теле. По мере того как ци аккумулируется в центре тела, разум начинает ее сжигать или ускорять, что приводит к трансформации энергий в иную фирму -ту, которая ощущается как электрический ток, а в некоторых случаях, как электрошок.

Используя правильную методику, можно получить контроль над этим ощущением и преуспеть в технике фа цзин.
Внутренняя энергия должна распространяться и вибрировать подобно барабанному бою. Дух должен быть сконцентрирован в центре тела.
После преобразования внутренней энергии во внутреннюю силу перед практиком открываются многие возможности. Наиболее известной областью применения цзин являются боевые искусства; в этом случае цзин наполняет практика силой, непостижимой и недостижимой для среднего человека. На первый взгляд всевозможные легенды о том,
как мастера перелетают через многоэтажные здания, убивают и парализуют одним прикосновением, или, не вступая в физический контакт, размазывают по стене боксера-тяжеловеса, кажутся не более чем бездоказательными заявлениями.
Однако тот, кто знаком с уникальными методиками древнего учения тай-цзи, не будет столь категоричен. Для того чтобы понять тайны теории цзин, которые бережно хранились в течение столетий, рассмотрим боевой аспект тай-цзи.
Может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение учение тай-цзи имеет к рукопашному бою? И действительно, техника исполняется в нарочито замедленном темпе, исполнители не наносят ударов кулаками, ногами, не пытаются наращивать мускулы, не предпринимают напряженных физических усилий. И все же, тай-цзи цюань считается величайшим боевым искусством факт, который в равной степени удивляет обывателей и энтузиастов единоборств. Не менее удивительно то обстоятельство, что, считаясь боевым искусством, тай-цзи цюань связывают с теорией и практикой традиционной китайской медицины.

Для того чтобы рассеять возникающие сомнения, мы должны рассмотреть практические и теоретические аспекты цзин.
В отличие от большинства других методик, опирающихся на развитие Г)грубой физической силы, обучение тай-цзи основано на использовании внутренней энергетики. Физическое движение и ускорение производят так называемую внешнюю силу, проявления которой очевидны.

В случае применения методики тай-цзи движения становятся едва заметными, а порой и вовсе недоступными взору неискушенного наблюдателя.
В обычных обстоятельствах попытка нанести удар кулаком предполагает отведение руки назад
и напряжение мускулов, необходимое для того, чтобы сообщить ударной руке необходимое ускорение.
Таким образом, возвратно-поступательное движение сообщает руке скорость, и наносится удар. Применение техники тай-цзи устраняет необходимость отводить руку назад. Принципиальная разница подходов к технике

Преимущества метода тай-цзи очевидны. В то время как при обычном ударе кулаком цель может сменить позицию, боец тай-цзи цюань работает на опережение, так как наносит удар без промедления, то есть, не теряя время на возвратно-поступательное движение кулака. Таким образом, даже в том случае, когда цель движется например, когда противник уклоняется от удара техника тай-цзи позволяет атаковать без риска потерять контроль над ситуацией и пропустить ответный удар.

Более того, эта методика избавляет нападающего от последствий, характерных для обычного удара, то есть от повреждения кулака в момент физического контакта.
Этот же принцип применим к любому агрессивному действию, будь то удар рукой или ногой. Так, на рис.

техники тай-цзи, необходимость в дополнительном внешнем движении пропадает.
При анализе техники нанесения удара тай-цзи становится понятным, что сама рука является носителем движущей ею силы. В данном случае движущая сила цзин.

Древнекитайские мастера учили обретать эту силу с помощью вибрационной техники высшего уровня, на котором за счет абсолютной координации тела и ума создавался высокочастотный резонирующий эффект.

БАРАБАННЫЙ БОЙ И ВИБРАЦИЯ ЦИ

После выполнения упражнений по усилению дыхания практик может почувствовать вибрацию и дрожание внутри тела, напоминающие ощущения от удара электротоком. С обретением этого чувства следует научиться управлять им, то есть сознательно его усиливать, ослаблять и так далее.
По выражению, приписываемому мастеру Чжан Санфэню, ци должна звучать как барабанная дробь и вибрировать. Подобное указание смущало учеников почти восемь столетий.

Во времена мастера Чжана эти несколько слов мало что говорили новичкам. Но и по прошествии времени они с трудом воспринимаются современными энтузиастами тай-цзи. Традиционно подобные иносказания передавались изустно от учителя ученикам, принадлежащим семейному клану.

Это делалось для того, чтобы оградить учение от искажений и сохранить его аутентичность.
Вплоть до 1930 года мастера боевых искусств придерживались очень строгих правил отбора учеников и распространения классического наследия. С наступлением эпохи всеобщей коммерциализации искусство стало профанироваться.

На страницах этой книги я решил поделиться так называемым эксклюзивным знанием с читателями, так как исхожу из того, что те, кто взял в руки этот труд, люди порядочные и преданные идеям тай-цзи.
Дословное значение слов мастера Чжана скрывает истинный смысл этого высказывания. Для того чтобы открыть завесу тайны попробуем проанализировать сравнение ци с барабаном.
Согласно словарному определению, барабан это музыкальный инструмент, из которого извлекают звук посредством ударов, сделанный из полого цилиндра или полусферы, боковые отверстия которых плотно обтянуты пергаментом. Таким образом, то, что именуют барабаном, должно отвечать следующим
характеристикам.
1. Предмет должен издавать звуки, если по нему стучат; поэтому, для того чтобы ци завибрировала, ее следует бить.
2. Предмет должен быть сделан в форме полого цилиндра или полусферы. Каменный монолит не произведет ничего, кроме грохота. А барабан должен быть пустотелым. Поэтому, практикующий тай-цзи должен расслабить тело и сосредоточить внимание на нижней области живота.

В этой связи уместно вспомнить слова Лао-Цзы из Дао-дэ-цзин о том, что следует опустошить желудок и ослабить волю.
3. Боковые отверстия предмета должны быть плотно обтянуты пергаментом. Если материал недостаточно натянут, барабан перестает быть барабаном, так как не будет вибрировать в ответ на удар. С другой стороны, если материал натянут слишком сильно, то может лопнуть при ударе.

Следовательно, нужно найти золотую середину степени натяжения, которая будет соответствовать конечному пределу.

ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ИНЬ/ЯН

Все во вселенной находится в постоянном противостоянии и взаимодействии. Иными словами, все сущее постоянно демонстрирует негативные и позитивные аспекты своего проявления. Тысячи лет тому назад даосы обнаружили, что жизненная энергия (ци) постоянно проявляет .себя, расширяясь и сокращаясь.

Вселенная меняется и потому существует.
Теперь рассмотрим этот принцип с другой, точки зрения. Предыдущий пример основан на предположении, согласно которому движение, осуществляемое через семь пространственных отрезков, имеет постоянное ускдрение Возможно ли заменить семь отдельных ударов одним, но обладающим такой же силой, как все семь (рис.

3 8)? другими словами, могут ли семь очень быстрых ударов аккумулировать тот же энергетический потенциал удара, для осуществления которого не нужны ни дистанция, ни ускорение? Очевидно, что ответ на
этот вопрос будет отрицательным. Предположим, что цель (объект) может выдержать силовое воздействие, равное двум условным единицам.

Техника повторяющихся ударов, обозначенная в левой части рисунка 3.8, не окажет нужного воздействия на объект, так как всякий раз при возвратном движении, вместо необходимых двух возникает лишь одна единица ускорения.
Используя технику, показанную на правой стороне рисунка, при условии, что движение кулака начинается в точке 7 с одной единицы силы, в нулевой точке, за счет ускорения, можно достичь усилия, равного семи единицам. Следовательно, порочность техники, изображенной на левой стороне рисунка, соотоит в отсутствии ускорения, сообщаемого кулаку.

Рассмотрим еще один опыт: мысленно вобьем дротик в кусок дерева. Взяв на вооружение предыдущую логику рассуждений, условно поделим энергию на семь частей.

Предположим, что для того чтобы вонзить дротик на глубину одного 2,5 см, требуется десять единиц силы; которую можно развить за счет ускорения при броске с расстояния 2,1 метра (рис, 3:9). Этого же результата можно достичь, вбивая дротик семью ударами молотка, каждый из которых по силе будет равен 1,44 единицы (рис. 3.10).

Таким образом, для того чтобы вбить дротик в деревянную доску, требуется либо семь ударов молотка, либо бросок с расстояния 2,1 метра. Этот пример наглядно демонстрирует принцип, применения внутренней силы барабанную дробь и вибрацию ци.

Древние китайцы решили проблему ускорения за счет совокупной вибрации тела и разума, которая позволяла накапливать огромные запасы энергии.
t¦ і-¦-¦ ¦

Предположим, что в предыдущем примере мы использовали совокупное ускорение семи отрезков как единое волновое движение (рис. 3.11). Также представим, что дротик будет вбиваться в дерево ударами молотка силой в 1,44 единиц со скоростью, превышающей скорость света.

При таких условиях все, что нужно это вколотить дротик одним вибрационным ударом, силовой потенциал которого будет равен суммарной силе семи физических ударов.
Можно лишь сожалеть о том, что не существует простого способа нанесения подобного вибрационного удара, ибо мы ограничены пространственно-временными условиями. Однако китайцы обнаружили средство для преодоления этих ограничений.

Этим средством оказался человеческий разум.

РОЛЬ РАЗУМА

Единственной частью человеческого существа, которая не приземлена полностью, является ум. Наши тела суть порождение земное, но ум можно отнести к более возвышенной категории. Совершенно очевидно, что потребности тела ограничиваются такими приземленными вещами, как пища, крыша над головой и внешняя защищенность. В то же время ум выдвигает все новые и новые требования и находится в неустанном поиске того, о чем имеет лишь смутное представление.



По всей видимости, ограниченные возможности физического самосовершенствования не влияют на постоянную и все более требовательную активность ума. Именно в нем заложена возможность думать, анализировать и создавать мысленные образы.

Более того, скорость мысли воистину неизмерима.
В физике существуют теории относительно скоростных пределов, но я утверждаю, что есть немало феноменов и энергетических структур, способных передвигаться со скоростью, превышающей скорость световых волн. Скорость мысли бросает вызов времени и пространству. Так, с ее помощью можно ощутить миллионы лет за одну секунду.

Древние китайцы в философских построениях об энергетической трансформации, и в частности, формулируя концепцию цзин, опирались на теорию о неизмеримо высокой скорости мысли.
Цзин - это высокочастотная вибрация, управляемая разумом и воплощенная в сверхскоростную волновую формацию за счет координации тела и ума. На рис. 3.12 представлена схема формирования цзин. Управляя вибрациями, ум превращает их в сверхскоростную частотную формацию и высвобождает накопленную энергию в форме взрывной силы.

Практически происходит мгновенный выброс энергии. Единственным скоростным ограничением является сила воображения. Для развития способности к управлению этой силой следует предпринять следующие действия. 1 .. Встаньте в стойку тай-цзи.

Вспомните об основных принципах тай-цзи, таких, как расслабление, концентрация, отрешенность и так далее.
2. Выполняйте технику усиленного дыхания для преобразования ци в описанное выше электрическое чувство, которое следует распространить по всему телу.
3. Тело начнет слегка подрагивать. Когда это случиться, начинайте медленно вдыхать, концентрируясь на области дань-тянь.

На выдохе мысленно усиливайте скорость вибраций, которые должны проникнуть к ступням и ладоням.
4. Постепенно повышайте как скорость, так и частоту вибраций. Затем запустите обратный процесс, постепенно понижая скорость вибраций перед завершением упражнения.
5. После того как вибрации достигли крайне низкого скоростного уровня, успокойте ум с помощью одной из медитативных техник тай-цзи.
Согласно теории цзин, сознательное увеличение частоты внутренних вибраций приводит к тому, что созданные энергетические волны сталкиваются друг с другом и разрушают временные барьеры; в результате высвобождается огромное количество внутренней энергии, наделяющей человека неимоверной силой.
С годами тренировок вибрации тела становятся все более утонченными, так как их частота постепенно возрастает.
Вибрации могут распространяться за пределы тела, которое является своего рода силовым центром. При этом тело выглядит неподвижным, но в действительности ум работает на высокочастотном уровне и преобразует ци в цзин, то есть осуществляет процесс, именуемый динь-цзин или неподвижной силой.
Рис. 3.13

ПЕРЕДАЧА (ПРОЕКЦИЯ) ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ


ПЕРЕДАЧА СИЛЫ ОТРАЖЕНИЯ
1. Примите форму отражения, предварительно убедившись в корректности позиции, позы, равновесия и так далее.
2. С помощью техники усиленного дыхания заставьте ци вибрировать и преобразуйте ее в цзин.
3. Постепенно начинайте направлять вибрации через подошвы ног в землю. Сила возвратного движения поможет вернуть их назад.

Убедитесь в том, что держите голову прямо, а шея расслаблена (предупреждение: напряжения в области шеи могут создать серьезные проблемы). Пятки и пальцы ног должны плотно соприкасаться с поверхностью пола. Вибрации будут распространяться в трех направлениях: 1) вниз по позвоночнику, по отставленной назад ноге и далее в землю (рис.

3.16; 2) возвратная сила вибрации направит движение вверх, частично по ноге, стоящей сзади (рис. ЗД7), и частично по нрге, стоящей спереди; 3) основной потенциал вибрационной силы будет направлен вверх и вперед и вьщцет из тела через руку (рис. 3.18). 4, При передаче силы держите корпус прямо и соблюдайте равновесие.

Никогда не меняйте позы; не меняйте исходное положение корпуса; не поднимайте и не опускайте рук.

ПЕРЕДАЧА СИЛЫ ОТКАТА

Практика передачи силы отката уникальна, так как основана на силе обратной передачи. Именно обратная передача отличает ее от формы отражения. Таким образом, эти две техники взаимодополняют друг друга.

Более того, выполнение практики передачи силы отката автоматически улучшит технику передачи силы отражения.
Однажды мастера Чен Мэн-цзин спросили: Если бы вам пришлось выбрать всего лишь одну технику из арсенала тай-цзи, то казаком упражнении вы остановили бы свой выбор? Мастер без колебаний назвал форму
отката. Однако, когда его спросили о причинах такого ответа, он улыбнулся и промолчал.
Причина выбора мастера состоит в том, что по своему эффекту техника отката аналогична действию, производимому оттянутой назад и отпущенной тетиве лука, которая сообщает движение выпущенной стреле.
Затем сила направляется от земли, через подошвы ног и вверх по ногам (рис, 3.21).
Сила направляется вперед и вверх от ноги, стоящей сзади, в дань-тянь (рис. 3.22)]
После концентрации силы вибрации направляются по диагонали от руки в ногу, стоящую сзади
.

ПЕРЕДАЧА СИЛЫ ДАВЛЕНИЯ

В практике передачи силы давления используются те же принципы, что и при исполнении техники передачи силы отката. Отличительной чертой формы давления является передача энергии двумя руками.

В технике отката сила направляется от ноги, стоящей сзади, в руку, расположенную спереди. В технике давления направление остается тем же, но вибрации посылаются через обе ладони.
Таким образом, практикуя технику передачи силы давления, необходимо не только выполнить базовые процедуры передачи силы (как, например, в практике передачи силы отката), но и сосредоточиться на передаче вибраций через плечи в руки и далее в ладони.
Как только сила, направленная от ноги, стоящей сзади, достигла поясницы, ее следует направить вверх по позвоночному столбу и далее, двумя потоками, в плечи.

Затем энергия опускается в локти и посылается в ладони, из которых проецируется на внешний объект. Пятка ноги, стоящей сзади, и ладонь руки, находящейся спереди, должны находиться в одной плоскости, составляющей с поверхностью пола угол 45 градусов.

Это необходимо для непосредственной и скоординированной передачи силы.
Предупреждение: при передаче силы не поднимайте плечи; несоблюдение этого указания может вызвать чувство дискомфорта или привести к травме верхней части спины.

ПЕРЕДАЧА СИЛЫ ТОЛКАНИЯ

Для правильного исполнения техники передачи силы толкания следует соблюдать следующие правила.
1. Примите стойку лучника и убедитесь в том, что ступни плотно прижаты к полу.
2. Затылок направлен строго вверх. Взгляд устремлен в бесконечность. Ци сосредоточена в области дань-
тянь.
3. Верхняя часть корпуса и позвоночник находятся в строго вертикальном положении.
4. Плечи расслаблены и слегка опущены. Руки согнуты так, что локти направлены в пол.

Пальцы рук слегка согнуты и направлены вперед и вверх. Кисти свободны и слегка согнуты.
Во время передачи силы сделайте вдох и сосредоточьте ци во всех костях тела. Это создаст высокий вибрационный фон.

Направьте вибрацию вниз, в ногу, стоящую сзади.
Как только вибрация достигнет поверхности пола, направьте силу вверх, как ракету в небо. Позвольте энергии подняться через ногу вверх, в область пояса.

Далее сила направляется вверх по позвоночному столбу, через плечи, вниз по рукам и покидает тело через кончики пальцев.
Если вы испытываете трудности, то, возможно, вам помогут следующие рекомендации.
1. Представьте, что вы стоите в воде и пытаетесь обеими руками толкать вперед лодку. Если возможно, проделайте эту процедуру в реальной, а не воображаемой ситуации.
2. Выполните обозначенные выше действия в обратном порядке. Вместо толкающего движения вперед отведите ладони назад, но при этом оставайтесь в исходном положении. Это
действие стимулирует работу ума и пробуждает ощущение, необходимое для правильного исполнения техники передачи силы толкания.

ПАРНАЯ ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ

В этом разделе мы познакомимся с техникой передачи внутренней силы другому человеку. К данной практике можно переходить по достижении индивидуального совершенства в передаче внутренней силы и с разрешения опытного инструктора, В парной практике ученик передает внутреннюю силу своему напарнику и, таким образом, закрепляет успех, достигнутый во время индивидуальных занятий.

Во избежание ошибок и несчастных случаев рекомендуется тренироваться под наблюдением квалифицированного наставника.

ПАРНАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ СИЛЫ ОТРАЖЕНИЯ

Этот вид тренировки углубляет развитие базовых принципов индивидуальной практики. Партнер выполняет толкающий прием, плавно воздействуя на предплечье напарника.

Затем он делает вдох и через предплечье пытается передать оппоненту внутреннюю силу.


Для осуществления этого Приема попросите партнера выполнить толкающую форму, а затем резко напрячь мускулы рук. В момент этого напряжения передайте ему вашу силу посредством техники отражения.

Если ваши сила и координация отвечают необходимым критериям, партнер отлетит вверх и назад. Не прекращайте занятий, пока не добьетесь нужного результата.

Для того чтобы почувствовать процесс передачи внутренней силы, можно попросить напарника изобразить прыжок назад, как только он почувствует начало передачи.

ПАРНАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ СИЛЫ ОТКАТА

Методика выполнения этой техники, в принципе, не отличается от предыдущей (см. рис. 3.29).
При этом следует проявить осторожность, так как парная передача силы отката чревата травмами. Перед выполнением упражнения следует убедиться в доброжелательности партнере, их стремлении к сотрудничеству и

ПАРНАЯ ПЕРЕДАЧА СИЛЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДРУГИХ ФОРМ:

Принципы, используемые при выполнении техники передачи силы отката и отражения вполне применимы для таких форм, как давлением, толкание и иных форм тай-цзи цюань. Любые возникающие притэом вопросы следует разрешать при содействии опытного наставника.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ ВБОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

После ознакомления с теорией и практикой силовой передачи ученикам, интересующимся боевыми аспектами тай-цзи, будет полезно узнать о практическом применении цзин в условиях реального поединка. Для Того чтобы использовать цзин подобным образом, необходимо предпринять следующие шаги.,

ПОДГОТОВКА

1. Подчинение оппонента собственной воле
Нередко новичков смущают первые движения, необходимые для установления физического контакта с противником. В системе,тай-цзи предусмотрены специальные практики - техника прилипания и техника пяти схийей.

В первом случае ученик приближается к противнику, полностью повторяя его движения и как бы прилипая к нему. К пяти стилям относятся: движения вперед, назад, вправо, влево и неподвижная стойка.
2. Создание возможностей для передачи силы
После развития способности к управлений) действиями противника следует научиться выбирать нужную форму (отражение, откат, Давление, толкание и так далее) для передачи силы в конкретной ситуации. Однако самый эффективный способ обучения реальный бой под наблюденном опытного инструктора.

Практические Занятия такого рода помогают лучше понять, каким образом следует создавать возможности для передачи энергий в наиболее благоприятный для этого момент.
3. Выбор нужного вида силового воздействия
После того как практик занял соответствующую ситуации позицию (то есть выбрал нужный тип движения, скорость, дистанцию и так далее), он должен использовать тот вид силового воздействия, который даст наиболее ощутимые результаты. Например, если противник вооружен острым предметом, следует применить длинную силу и отбросить его назад на десять футов или около того.

Короткую или холодную силу можно использовать для того, чтобы разоружить оппонента. В ситуации, которая угрожает жизни, можно прибегнуть к спиральной силе или рубящей силе.
При выполнении техник по передаче внутренней силы следует быть особо осторожным, так как с практикой тай-цзи ученик приобретает грозное оружие, используя которое можно нанести человеку не только серьезные травмы, но и тяжелое увечье. Иными словами, нужно воздерживаться от неоправданного применения этих техник.

ПРИМЕНЕНИЕ: ОСОБЫЕ ФОРМЫ ЦЗИН

Цзин можно трансформировать в тридцать четыре специальные формы, которые меняются в зависимости от того, как используются руки и поясница для контроля над направлением физического движения и какой вид силы выбирает разум в конкретной ситуации.
Для того чтобы сохранить национальный колорит, приведенные ниже названия даются в дословном переводе с китайского. Описание сопровождается схемами, дающими некоторое представление об ощущениях, возникающих при использовании того или иного вида силового воздействия.

Согласно этим схемам атака начинается слева направо.
Сила прилипания (цзян ляп цзин)
В процессе выполнения техники вращающихся рук, толкающих рук и практики обратной передачи силы ученик развивает способность к чувственному восприятию и контролю, известную как сила прилипания. Практик прилипает к оппоненту, с тем чтобы контролировать его действия, контратаковать или нейтрализовать его нападение.

Таковы основные области применения внутренней силы.
В свободном поединке, осуществляя первичный контакт с противником, ученик ощущает его руку, или, если он обладает достаточным опытом, все тело как некую магнетическую силу. Таким образом, оппонент как бы прилипает к своему противнику подобно жевательной резинке, прилипающей к нёбу.

Для снижения скорости противника применяется особая техника исполнения формы силы прилипания.



Содержание раздела