d9e5a92d

Задачи муниципального управления транспортом

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
¦ обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
¦ модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
¦ приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
¦ обеспечение безопасности перевозок.
Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис. 4.5.2


Другая проблема износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину.

Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает вхолостую.
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно.

С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам.

Другая проблема автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить стыковку этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.

Критерии эффективности функционирования городского транспорта

Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис.

4.5.4.


правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности управления транспортным комплексом города?
2. Каковы основные задачи и функции органов местного самоуправления в сфере управления транспортом?
3. В чем основные проблемы транспортного комплекса современных городов?
4. Каковы основные показатели и критерии эффективности работы городского пассажирского транспорта?
5. Какова структура органов муниципального управления транспортом?

Муниципальное регулирование потребительского рынка

Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования

Важная составляющая муниципального управления регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.
Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями.

В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения.
Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы:
¦ резкое снижение уровня доходов населения в 1990-х гг. и низкая покупательная способность большинства категорий граждан;
¦ низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;
¦ снижение управляемости со стороны органов публичной власти в процессах реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;
¦ недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.
Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 г. О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ с последующими изменениями и дополнениями К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90 % всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешли в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания).

Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развитием торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Основные сферы потребительского рынка

Как отмечалось, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования служат торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет специфику.
Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис.

4.6.1).
Общественное питание в 1990-х гг. утратило свои позиции в обслуживании населения. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям.

Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.


первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).
Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т. д.
Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 4.6.2.
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20 %, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами.

Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.


экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 4.6.4.
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.


Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.

Для социально значимых предприятий возможны отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, имеют определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и др.
Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров.

Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования; предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции; взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией; создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение имеет потребительский рынок для жизнедеятельности населения в муниципальном образовании?
2. Каковы особенности функционирования местного потребительского рынка в условиях рыночной экономики?
3. Каковы основные сферы потребительского рынка и их состав?
4. Какие методы могут использовать органы местного самоуправления для регулирования потребительского рынка?

Муниципальное управление строительством. Муниципальный строительный комплекс

Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В понятие строительство в данном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.
Строительство одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования.

Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень), производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т. п., а также предприятия механизации и транспорта и организации, осуществляющие строительные, монтажные и иные работы. Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях.
Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому строительство можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, показанных на рис.

4.7.1.


, проектно-изыскательские, строительные, монтажные и иные организации, поставщики оборудования, строительных материалов и конструкций, пусконаладочные и другие организации, участвующие в строительном процессе. Из числа подрядных организаций заказчиком назначается генеральный подрядчик (генподрядчик), ответственный за организацию строительного процесса и сдачу в эксплуатацию законченного строительством объекта. Генподрядчик привлекает для выполнения отдельных видов строительных, монтажных и иных работ субподрядные организации. Подрядчики могут располагаться как на территории муниципального образования, так и за его пределами, особенно субподрядные организации, специализированные на отдельных видах работ.

Технологическое и иное сложное оборудование для строящегося объекта обычно заказывается и поставляется на строительную площадку непосредственно заказчиком строительства, однако он может поручить эту работу генподрядчику.
Учитывая особо важную роль проектной стадии в строительном процессе, проектно-изыскательские организации выделены на рис. 4.7.1 в качестве отдельного участника этого процесса.

Из числа проектных организаций заказчиком назначается генеральный проектировщик, ответственный за разработку проекта в целом. Он привлекает для выполнения отдельных видов работ субподрядные специализированные проектные и изыскательские организации.
Для руководства и координации инвестиционного процесса местная администрация или иной (немуниципальный) инвестор могут создать управляющую компанию. Схема взаимодействия между основными участниками инвестиционно-строительного процесса на территории муниципального образования представлена на рис.

4.7.2.

Подотрасли, этапы и нормативная база строительной деятельности

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских округов организацию строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. К компетенции муниципальных образований всех типов отнесено строительство автомобильных дорог и сооружений на них на соответствующих территориях.

Фактически под контролем органов местного самоуправления находятся не только жилищное и дорожное строительство, но и строительство промышленных объектов коммунального хозяйства, потребительского рынка, социальной сферы, инженерных коммуникаций.
Подотрасль жилищного строительства в настоящее время представлена, с одной стороны, сохранившими свой производственный потенциал крупными комплексными подрядными строительными организациями, ведущими многоэтажное строительство, с другой стороны, средними и малыми строительными фирмами, специализирующимися на малоэтажном индивидуальном строительстве.
Крупные строительные организации, как правило, существуют в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ и были созданы в результате приватизации бывших государственных строительных организаций. Они выполняют на условиях подряда весь комплекс строительно-монтажных и отделочных работ, имея в своем составе специализированные строительные и транспортные подразделения, подразделения строительной техники и предприятия стройиндустрии.
Средние и малые строительные фирмы, как правило, образовались в период экономических реформ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Для обеспечения своей деятельности они в значительной степени используют подрядные отношения с крупными строительными организациями.
Важной особенностью современного жилищного строительства является использование новых современных технологий и отделочных материалов. Для предприятий стройиндустрии характерно использование зарубежных технологий и материалов, обеспечивающих требования современного рынка жилья к качеству и ассортименту строительных изделий и полуфабрикатов.
Основные технологические этапы строительной деятельности:
¦ проектный этап: проведение инженерных изысканий, разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации;
¦ собственно капитальное строительство;
¦ приемка законченных объектов в эксплуатацию.
В условиях перехода к рыночной экономике началось реформирование системы проектирования и строительства муниципальных объектов и ее нормативной базы. Основные нормативные документы на строительство, утвержденные федеральными органами государственной власти:
¦ порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений;
¦ инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
¦ положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждении градостроительной, проектной и предпроектной документации в РФ.

Проектная документация на строительство

Всякая строительная деятельность характеризуется наличием проекта специальным образом разработанной и описанной ее модели. Проект характеризуется определенным жизненным циклом, под которым понимается период времени от замысла проекта до его закрытия (рис.

4.7.3).
Каждый проект представляет собой совокупность трех взаимосвязанных проектов: бизнес-проекта, строительного проекта и инвестиционного проекта.


проект комплект документации, описывающий процесс строительства и эксплуатации объекта. Он определяет окупаемость инвестиций и получение дополнительной прибыли или иного (социального, бюджетного, экологического) эффекта.

Бизнес-проект охватывает все три стадии жизненного цикла проекта и служит его основой.
Строительный проект комплект документации, описывающей процесс строительства объекта. Строительный проект разрабатывается и реализуется в течение двух первых стадий жизненного цикла проекта предынвестиционной и инвестиционной.
Инвестиционный проект комплект документации, описывающий процесс инвестирования (инвестиционный процесс) в строительство объекта. Инвестиционный проект, как и бизнес-проект, реализуется на протяжении всего жизненного цикла проекта. Важным параметром инвестиционного проекта является срок окупаемости, наступающий во второй стадии жизненного цикла проекта.

Под сроком окупаемости инвестиционного проекта понимается период с начала его финансирования до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат становится положительной.
На строительство и реконструкцию сложных объектов предусматривается разработка предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация оформляется в форме документа, именуемого Обоснования инвестиций в строительство или Технико-экономическое обоснование (ТЭО). При необходимости разработки предпроектной документации предынвестиционная стадия жизненного цикла строительного проекта включает следующие основные этапы:
¦ составление ходатайства (декларации) о намерениях и направление его в орган исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и предварительное согласование места размещения объекта строительства;
¦ составление задания на разработку Обоснований инвестиций в строительство;
¦ разработка Обоснований и получение заключения государственной экспертизы;
¦ утверждение Обоснований в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого намечается строительство, и получение акта выбора земельного участка для строительства.



Содержание раздела