d9e5a92d

Проблемы социальной защиты и социальной поддержки отдельных групп населения

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.
Социальная поддержка это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения.

Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно.

В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.
Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки на муниципальном уровне

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие.
1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке.

Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.
2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.
3. Утрата жилища и имущества.
Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке, приведены на рис. 5.5.2.


то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов. Она представлена рис.

5.5.3.


бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т. п.);
¦ услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и т. п.).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральными законами О ветеранах и О социальной защите инвалидов в Российской Федерации органы местного самоуправления:
¦ определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов;
¦ определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидами Великой Отечественной войны для жилищного строительства;
¦ бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди);
¦ обеспечивают реализацию других мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.
Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. Они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.

Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.

Муниципальная поддержка семьи, материнства и детства

Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере предполагает их участие в решении следующих государственных задач:
¦ обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
¦ улучшение охраны здоровья семьи;
¦ увеличение помощи семье в воспитании детей;
¦ содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;
¦ поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций;
¦ развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Органы местного самоуправления:
¦ стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей;
¦ создают органы опеки и попечительства, осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
¦ исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют па приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения;
¦ осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;
¦ обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.
В соответствии с Федеральным законом 2003 г. все перечисленные функции (за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные полномочия.

Муниципальная поддержка лиц, оказавшихся в критических ситуациях

К числу таких лиц относятся лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.
Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и т. п.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т. е. в отделениях дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и т. п.
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль над соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Они предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Финансирование социального обслуживания населения

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания.



Платные социальные услуги в оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Федеральному закону Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, учреждения социального обслуживания, как муниципальные, так и иные, пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.
Однако, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее время не позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечение населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и нормативным объемом финансирования.

В связи с этим возникает множество проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.
Наблюдается тенденция к передаче исполнения ряда государственных социальных функций с муниципального (в виде государственных полномочий) на федеральный уровень. Последствия этого неоднозначны.

С одной стороны, передача функций на федеральный уровень избавляет муниципальные органы от лишних финансовых и материальных затрат, сокращает количество муниципальных служащих, а гражданам позволяет лучше ориентироваться в системе органов власти, точнее судить об их характере и статусе. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты.

Могут снизиться качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания, гибкость и плодотворное реагирование на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы содержание и цели муниципальной политики в области социальной поддержки населения?
2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддержки населения в муниципальном образовании?
3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?
4. В чем состоят основные особенности социальной поддержки населения на муниципальном уровне?

Муниципальное управление образованием. Государственная и муниципальная политика в сфере образования

Образовательный уровень населения одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений.

Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов.

Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов.

Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизации управления: отсутствие четких требований, предъявляемых к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существовавшей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг).

Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Закон РФ Об образовании, федеральные законы Об утверждении федеральной программы развития образования, О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию, О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие правовые акты.

Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (рис. 5.6.1).


командная модель обеспечения унитарного образования, несмотря на рецидивы реставрации, уходит в прошлое. В современных условиях организационно-экономические меры в системе образования выступают как ключевой компонент реформирования образования в целом, главная цель которого повышение качества и эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Без этого улучшение содержания и качества образования, решение вопросов закрепления кадров невозможны.
Можно выделить следующие экономические и организационные меры.
1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы. Налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов.

Образовательные кредиты и страхование, что позволит определить текущие потребности в профессиональном и стыкующемся с ним вариативном общем образовании. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования.

Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.
2. Изменение принципов определения государственного и муниципального заказа на образовательные услуги и формирование государственных образовательных стандартов.
3. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Для этого требуются достижение или расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля за эффективностью хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.
4. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями высшей школы и науки

Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.
Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосудар- ¦ генными (частными). Муниципальных вузов практически нет.
Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:
¦ подготовку местных квалифицированных кадров;
¦ проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;
¦ повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.
Аналогично заинтересована муниципальная власть в развитии сети научных учреждений на территории.
Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогоообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

Муниципальные органы управления образованием

Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, разветвленности сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов.

На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.
Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 5.6.3).


художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис. 5.7.1).



Содержание раздела