d9e5a92d

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

В Конституции РФ перечень вопросов местного значения определен в укрупненном плане (см. раздел 1.3). Подробный перечень вопросов местного значения был приведен в ст.

6 Федерального закона 1995 г. Эти вопросы можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.
К вопросам первой группы можно отнести: принятие и изменение уставов муниципальных образований, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения и др.
Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных услуг населению, в свою очередь, можно разбить также на две группы. Для одной закон употребляет термины организация, содержание и развитие, что предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за их решение и частичное или полное финансирование решения этих вопросов из средств местных бюджетов.

К таким вопросам относятся: содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, снабжение населения и муниципальных учреждений топливом, содержание и строительство дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории муниципального образования, организация утилизации и переработки бытовых отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, организация транспортного обслуживания населения, организация и содержание муниципальной информационной службы, обеспечение социальной поддержки населения, обеспечение противопожарной безопасности, содержание муниципальной пожарной службы и т. п. Для другой группы вопросов в законе используются термины создание условий, участие, содействие, что предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение этих вопросов. К их числу относятся: жилищное и социально-культурное строительство, обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, деятельность учреждений культуры, деятельность средств массовой информации, организация зрелищных мероприятий, развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содействие занятости населения, участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Приведенный в ст. 6 Федерального закона 1995 г. перечень вопросов местного значения не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других органов.

Эта норма дает органам местного самоуправления право решать вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не отрегулированных законодательством.
Установленный Федеральным законом 1995 г. перечень вопросов местного значения имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, предметы ведения не отделены от полномочий, в ряде пунктов неясно, где здесь сфера деятельности, а где полномочие. Например, принятие и изменение устава муниципального образования это не вид деятельности, а полномочие, которым наделены органы местного самоуправления.

Во-вторых, многие перечисленные в законе вопросы местного значения не могут быть исключены из сферы государственного регулирования. Это вопросы образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, охраны общественного порядка, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, противопожарной безопасности и др. Закон не дает ответа на вопрос, в какой мере за эти сферы деятельности отвечает государство и в какой местное самоуправление, т. е. не разграничены полномочия по предметам ведения.

В-третьих, перечень вопросов местного значения одинаков для всех муниципальных образований от крупного города до сельского населенного пункта, тогда как их возможности по самостоятельному решению перечисленных в законе вопросов несопоставимы.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления в Федеральном законе 2003 г.

В Федеральном законе 2003 г. предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены исходя из следующих отправных положений.
1. Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплена вся сумма вопросов местного значения поселений и муниципальных районов.
2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, для развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей и т. п.
3. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы муниципальный район.

Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация библиотечного обслуживания населения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор), содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.
4. Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся: организация охраны общественного порядка, предоставления начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время, основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т. д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ.

Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.
5. Учитывая различные возможности отдельных поселений (например, сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью жителей 1-2 тыс. и городское поселение с населением 30-50 тыс. жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселению принимать на себя ряд функций муниципального района.
6. В отличие от Федерального закона 1995 г., в Федеральном законе 2003 г. установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
7. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью закона, т. е. отделены от перечня этих вопросов. Эти полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя такие пункты, как принятие и из-
менение уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов, установление официальной символики муниципальных образований, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами), формирование и размещение муниципального заказа, проведение муниципальных выборов, референдумов и голосований, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, учреждение муниципальных средств массовой информации, привлечение граждан к выполнению на добровольной основе общественных работ в порядке и на условиях, установленных законодательством, осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и т. п.


8. Установлено, что перечень вопросов местного значения всех типов муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов.

Федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, Федеральный закон 2003 г. кардинально меняет всю схему определения предметов ведения и полномочий местного самоуправления, делает ее более четкой, разграничивает по типам муниципальных образований, увязывает с решением вопросов финансирования. Все это будет способствовать совершенствованию всех сторон деятельности местного самоуправления.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Особым предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение ими отдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень является эффективной.

Это позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов и улучшить обслуживание населения.
Всякое полномочие органа публичной власти включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование, реальное предоставление тех или иных услуг.
Для вопросов местного значения все они закреплены за органами местного самоуправления. Что касается вопросов государственного значения, передаваемых органам местного самоуправления, то здесь делегируются только полномочия по предоставлению услуг. Уровень власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере, устанавливающий нормативы и стандарты предоставления услуг, а также различные социальные льготы, должен представлять, с какими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, и нести ответственность за их финансовое обеспечение.

Несоблюдение данного принципа привело к тому, что в 2003 г. финансовые обязательства государства только по социальным льготам превысили весь его консолидированный бюджет.
Согласно Федеральному закону 1995 г., наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий должна быть подконтрольна государству.

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.
Наделе этот порядок не соблюдается. Исчерпывающий перечень государственных полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, отсутствует. В отраслевых федеральных законах присутствуют десятки норм, возлагающих на органы местного самоуправления те или иные функции, не обеспеченные финансированием.

Особо обременительным для местных бюджетов является предоставление различных льгот и гарантий отдельным социальным слоям населения, установленных федеральными законами, - так называемые федеральных мандатов (бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилищнокоммунальных услуг, лекарственных средств, выплаты в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население и т. п.). На органы местного самоуправления были возложены такие функции, как организация выплаты государственных пенсий, выплата детских пособий, запись актов гражданского состояния, воинский учет, содействие призыву на военную службу, отдельные виды государственного надзора (архитектурно-строительный, ветеринарный) и т. д. Выявилась опасная тенденция перегрузки органов местного самоуправления государственными функциями.

В бюджетах отдельных городов доля расходов на выполнение государственных полномочий и мандатов превысила треть всех расходов бюджета.
В 2000-2003 гг. часть перечисленных функций была возвращена органам государственной власти (организация работы по выплате государственных пенсий, выплата средств в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население, запись актов гражданского состояния). Компенсация льгот, для ветеранов, инвалидов на и детские пособия, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами стала осуществляться через органы Федерального казначейства.

Все это позволило снизить нагрузку на местные бюджеты. Однако в целом решить проблему финансирования государственных полномочий, передаваемых на местный уровень, в рамках Федерального закона 1995 г. не удалось.
Федеральный закон 2003 г. позволяет кардинально изменить эту ситуацию. Прежде всего в нем установлено, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения, относится к государственным полномочиям. Выполнение отдельных государственных полномочий, как правило, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов. В федеральном законе или законе субъекта РФ, предусматривающем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с передачей полномочий, способы расчета нормативов для определения объема субвенций, перечень передаваемых с этой целью материальных средств или порядок их определения, порядок отчетности и контроля, условия и порядок прекращения полномочий.

Положения соответствующих федеральных и региональных законов вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средства. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Принятие данных законодательных норм влечет за собой пересмотр многих отраслевых федеральных законов, возлагающих на органы местного самоуправления нефинансируемые государственные полномочия. Указано, что признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных федеральных нормативных актов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям Федерального закона 2003 г. является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Таким образом, органы местного самоуправления получают право в судебном порядке защищаться от наделения их полномочиями, не обеспеченными материальными и финансовыми ресурсами.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти

На территории муниципального образования действуют многочисленные территориальные подразделения федеральных органов государственной власти. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ведомственные нормативные акты. Эти органы не вмешиваются в деятельность местного самоуправления, если это не входит в их должностные обязанности, а органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность органов государственной власти. Для решения общих задач между ними должно быть установлено взаимодействие.

Муниципальное образование содействует государственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участков, оказании социальных услуг для их работников (за средства последних). Решения органов местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муниципального образования.

К числу соответствующих государственных структур относятся следующие.
1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы, т. е. воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, исправительно-трудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и другие органы, действующие в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с органами местного самоуправления проводимые ими акции, способными повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать
этим органам отдельные поручения (например провести проверку, представить информацию и т. п.). Силовые органы информируют главу муниципального образования - при соблюдении необходимой служебной тайны - о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях.

Муниципальное образование оказывает содействие в их работе. В ряде случаев законодательство предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в решении задач территориальных федеральных органов (например призыв на военную службу).
2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телекоммуникации и т. п.). Большинство этих компаний акционировались, хотя государство сохранило решающее влияние на их деятельность, обладая нередко контрольным пакетом акций. Деятельность инфраструктурных ведомств оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ.

Они могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования, данные в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенного влияния на деятельность естественных монополий и их ценовую политику.
3. Органы государственного надзора (контрольно-ревизионная служба Минфина, службы земельного кадастра, санэпиднадзор, ветеринарный надзор, экологический надзор, горный надзор, лесоохрана, водный надзор, рыбнадзор и т. п.). Их задача - проверять соблюдение законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами деятельности на территории муниципального образования, в т. ч. и самими органами местного самоуправления. Органы государственного надзора обязаны информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений.

Органы местного самоуправления содействуют устранению нарушений и обязаны рассматривать адресованные им, а также муниципальным предприятиям и учреждениям предписания, а кроме того принимать соответствующие меры. Некоторые органы государственного надзора наделены правом наложения штрафных и иных санкций в административном порядке.
4. Территориальные подразделения службы занятости. Федеральные органы занятости населения во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую работу по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработице, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.
5. Территориальные органы Государственного пенсионного фонда, работающие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.
6. Органы государственной статистики. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять им всю необходимую информацию в установленном порядке.

Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации и устанавливают с ними договорные отношения.
7. По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и местного самоуправления, могут создаваться органы двойного подчинения. Типичным примером органа двойного подчинения является милиция. На органы милиции возложена как борьба с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по законодательству к вопросам местного значения. Во многих странах государственная и местная полиция разделены и имеют собственные полномочия.

По российскому законодательству милиция является государственным органом, но местное управление (отдел) внутренних дел имеет двойное подчинение, считаясь подразделением местной администрации. Оно оперативно подчиняется главе местной администрации, в то время как финансирует его местное управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника руководитель органа внутренних дел субъекта РФ.

Федеральным законом 2003 г. предусмотрена передача организации охраны общественного порядка на территориях муниципальных районов и городских округов органам муниципальной милиции, которая должна быть создана.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные формы государственного регулирования деятельности органов местного самоуправления?
2. Как можно определить понятия предметы ведения, полномочия, компетенция, вопросы местного значения?
3. В чем состоит принцип субсидиарности?
4. Каковы недостатки Федерального закона 1995 г. в определении предметов ведения и полномочий местного самоуправления и каковы соответствующие преимущества Федерального закона 2003 г.?
5. По какому принципу в Федеральном законе 2003 г. разграничены предметы ведения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами?
6. Каким должен быть порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?
7. Какие структуры федеральных органов государственной власти функционируют на территории муниципального образования и как должны строиться их взаимоотношения с органами местного самоуправления?



Содержание раздела