d9e5a92d

Основы градостроительной деятельности

Задачи пространственного развития города представлены на рис. 7.6.1.

Основы градостроительной деятельности

Градоустройство, пространственное развитие города осуществляется посредством градостроительной деятельности. Под ней понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного развития территорий и поселений, проектирования, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных и других особенностей конкретных территорий.
Градостроительная деятельность направлена на создание градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущих поколений.
Посредством градостроительной деятельности реализуются большинство муниципальных целевых программ и инвестиционных проектов, формируются планировка и застройка территории, оптимизируется в соответствии с зонированием территории размещение объектов жилищного строительства, городского хозяйства и социальной сферы, транспортных и инженерных коммуникаций, формируется архитектурный облик поселения, улучшается состояние городской среды.
Знание методологических принципов и законодательства, регулирующего градостроительные процессы, является залогом успешного управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
Градостроительная деятельность должна осуществляться с учетом государственных, общественных и частных интересов.
Государственные интересы в области градостроительной деятельности состоят в обеспечении условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий, функционирования государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур, сохранения природных ресурсов, охраны объектов историко-культурного и природного наследия государственного значения, территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Общественные интересы в области градостроительной деятельности это интересы населения городских и сельских поселений в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшении экологической обстановки, развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений и прилегающих к ним территорий, сохранении объектов историко-культурного и природного наследия местного значения.
Частные интересы в области градостроительной деятельности это интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением градостроительной деятельности. Их градостроительная деятельность может быть ограничена, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. ,
Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности обеспечиваются посредством выполнения требований государственных градостроительных нормативов и правил при соответствующем контроле. Согласование государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ, иных федеральных законов и правовых актов, а также законов и иных правовых актов субъектов РФ. Органы местного самоуправления принимают местные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности в пределах своей компетенции.

Система градостроительной документации представлена на рис. 7.6.2
Наиболее важным для города документом, комплексно отражающим весь круг задач его пространственного развития, является генеральный план развития города. В условиях многообразия форм собственности генеральный план перестал быть директивным документом, его правовой и управленческий аспекты существенно изменились, но остались исключительно важными.

Генеральный план утверждается представительным органом муниципального образования и имеет обязательную силу для администрации города при подготовке, согласовании и утверждении градостроительной документации, а также для всех физических и юридических лиц, осуществляющих градостроительную деятельность.
Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.
Другой важный градостроительный документ проект городской черты и черты прилегающих к городу поселений. Он разрабатывается на основе генерального плана и утверждается органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.
На основе генерального плана разрабатываются все документы о застройке отдельных территорий в пределах городской черты.

Механизмы и органы муниципального управления градостроительной деятельностью

Управление застройкой территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления на основе проектов планировки, межеваний и застройки территорий.
Проекты планировки разрабатываются для частей территорий городских и сельских поселений в соответствии с генеральным планом. Проекты межевания территорий разрабатываются для застроенных и подлежащих застройке территорий и служат основанием для установления границ земельных участков на местности. Проекты застройки территорий разрабатываются для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

В проектах застройки определяются, в частности, расположение зданий, строений и сооружений, этажность, тип и другие их характеристики, архитектурное решение застройки, системы инженерного оборудования, связи и благоустройства, организация движения транспортных средств и пешеходов.
Учет зонирования территории муниципального образования для градостроительных целей осуществляется путем разработки правил землепользования и застройки и градостроительного регламента территории.


творческим общественным организациям в области архитектуры и градостроительства союзам архитекторов и т. п. Они имеют право вносить в органы государственной власти предложения о разработке законов в области градостроительства, участвовать в разработке законов, в проведении конкурсов, разработке и государственной экспертизе градостроительной документации. Ведущим органом архитектурной общественности является Российская академия архитектуры и строительных наук.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играет градоустройство в решении задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования?
2. Каковы цели и задачи пространственного развития города?
3. Что такое градостроительная деятельность?
4. Каковы основные виды градостроительной документации?
5. В чем заключаются основные функции муниципального органа управления градостроительством?
6. Какую роль играет общественность при осуществлении градостроительной деятельности?

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Цель настоящей главы изучение местной власти как управляющего звена в системе муниципального управления. Рассматриваются вопросы построения и совершенствования организационных структур исполнительных органов местного самоуправления, планирования и организации их деятельности на основе современных технологий муниципального управления, кадрового и информационного обеспечения муниципального управления, организации контроля в муниципальном образовании.

Характеризуются критерии и методы оценки эффективности муниципального управления.
Усвоение материала главы позволит читателю овладеть методами формирования рациональных моделей и организационных структур органов местного самоуправления и практического решения проблем муниципального управления применительно к особенностям конкретного муниципального образования

Организационная структура местной администрации. Факторы, влияющие на организационную структуру местной администрации

Общая структура органов муниципальной власти, разграничение полномочий и система взаимоотношений между тремя ее основными звеньями (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация) рассматривались в главе 1 в основном с правовых позиций. Здесь речь идет о практической организации и технологическом процессе муниципального управления.

Важнейшую роль в этом процессе играет местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Поэтому изложение вопросов организации муниципального управления начинается с рассмотрения организационной структуры местной администрации.
Организационная структура важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.
Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.
Выше было показано, что муниципальные образования существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, со своей стороны, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.
Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важны взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды.



Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения.
Состав основных факторов, влияющих на организационную структуру местной администрации, представлен на рис. 8.1.1.


Наряду с перечисленными внешними факторами, следует выделить внутренние факторы, воздействующие на структуру администрации: кадры, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на организационную структуру управления, с другой сами определяются ею. Так, кадры управления воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками.

Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам работников. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания).

При формировании организационной структуры администрации необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости (диапазон управления).
Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.
От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации. В свою очередь, норма управляемости зависит от ряда факторов (рис.

8.1.2).


экономическим развитием муниципального образования. С этой целью в организационной структуре необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления.

На практике это достигается разделением полномочий между представительным и исполнительным органами, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стратегией развития муниципального образования.
3. Способность к развитию (адаптивность).
Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе муниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректирующих воздействий.

На практике это достигается путем периодического внесения изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (штабов, комиссий, комитетов).
4. Комплексность.
При построении организационной структуры местной администрации необходимо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществления управленческой деятельности:
¦ аналитический этап (анализ проблемы, определение возможных путей решения);
¦ постановка задачи (выявление приоритетов деятельности);
¦ принятие управленческого решения (выбор технологии и алгоритма решения задачи, определение конечного и промежуточных результатов);
¦ исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения);
¦ оценка результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).
Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно, когда исполнение функции разведено по разным структурам или для исполнения данной функции необходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации.

Желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного структурного подразделения администрации, носили максимально завершенный характер, что особенно важно для отраслевых структурных подразделений.
5. Индивидуализация.
Формирование организационной структуры должно основываться на учете индивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использоваться лишь как рекомендательные и ориентировочные.

Как показывает практика, отказ от унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей дают положительные результаты.
6. Экономичность.
Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в т. ч. за счет введения должностей (системного администратора, специалиста по информационным технологиям и т. п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов управления с целью их совершенствования.
Принципы построения организационных структур могут уточняться, а формы и методы использования этих принципов могут изменяться в связи с меняющимися внешними условиями, целями и задачами. Однако основные принципы должны соблюдаться, так как выражают общие требования к организации муниципального управления.

Подходы к формированию организационной структуры местной администрации

Организационная структура местной администрации как исполнительно-распорядительного органа строится на принципах единоначалия и иерархической подчиненности. Процесс формирования организационной структуры местной администрации включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.
Этот процесс разделяется на несколько этапов (рис. 8.1.3).


целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы. Вопросы целеполагания в муниципальной деятельности рассматривались в главе 3. Определение системы целей (дерева целей) и задач конкретного муниципального образования служит главным ориентиром формирования его организационной структуры.

При формировании организационной структуры на основе дерева целей требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций.
Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно к особенностям конкретного муниципального образования.
Системно-целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы, исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:
¦ не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;
¦ выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;
¦ исследовать и организационно оформить связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по осуществлению координации деятельности разных звеньев и организационных единиц при выполнении общих задач;
¦ обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, найти оптимальное для данных условий соотношение централизации и децентрализации в принятии решения.
При построении организационной структуры на основе дерева целей важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная характеристика служит обоснованием для выделения функций управления, количественная для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т. д.).
Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам:
¦ по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т. д.;
¦ по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое обеспечение, информационное обеспечение и т. д.;
¦ по территориальному признаку (в настоящее время для муниципальных образований сельских районов и для крупных городов, а после вступления в силу Федерального закона 2003 г. только для крупных городов).

Практика построения организационных структур местных администраций

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
¦ глава администрации;
¦ его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
¦ структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой (например, отдел в составе управления);
¦ коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
¦ аппарат администрации.
С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис. 8.1.4).


¦ контроль за исполнением решений;
¦ организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;
¦ материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации;
¦ взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.
Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.
В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т. п.
Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.
Такие организационные структуры получили название линейно-функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.
В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы: управления, отделы, комитеты, департаменты и т. д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения.

Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Однако объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.
Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.
Коллегия тот или иной совещательный орган при главе администрации играет особую роль в работе Администрации. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением решений, находящихся в компетенции представительного органа.

Решения коллегии при необходимости оформляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Программно-целевые структуры в местных администрациях

В условиях осуществления экономической и политической реформ линейно-функциональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объектами и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответствия линейно-функциональные структуры администраций могут дополняться структурами нового типа программно-целевыми.

Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В результате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муниципального управления.



Содержание раздела