d9e5a92d

Целеполагание в муниципальной деятельности

В муниципальной деятельности, как любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность (эффективность). Соблюдение законности предмет муниципального права.

Определение целесообразности человеческой деятельности вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей.
Цель управления достижение желаемого состояния управляемой системы.
С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике как системе взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.
Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона целесообразно, а что нецелесообразно делать.

Целеполагание в муниципальной деятельности. Качество жизни населения

На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики.

Это деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели. Наконец, это население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели.

Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в конкретной социально-экономической ситуации является весьма сложной задачей.
В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности.

Если последняя сформулирована нечетко, бесполезно требовать четкой организации дела, эффективного управления.
Главная (генеральная) цель муниципальной деятельности и стратегическая задача муниципальной политики могут быть сформулированы как повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.
Качество жизни человека важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности и формированием муниципальной политики. Под качеством жизни понимают систему показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т. д.) и степень их удовлетворения.
Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы материальных и духовных потребностей и интересов людей, по соблюдению которых можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

Критерием субъективной оценки качества жизни является оценка самим индивидом степени удовлетворения его потребностей.
Интегральный показатель качества жизни может быть определен весьма условно, но можно установить некую систему локальных показателей (критериев), каждый из которых поддается измерению. В международной статистике для этого используются три показателя:
¦ средняя продолжительность жизни (косвенно характеризует и состояние здоровья населения);
¦ средний уровень материального благосостояния (годовой доход или валовый внутренний продукт на душу населения);
¦ средний уровень образованности населения.
По каждому из этих показателей можно сравнивать отдельные регионы и муниципальные образования России, а также Россию и зарубежные страны. Такая статистика существует, и, как известно, она во многом не в пользу России (за исключением уровня образования).

Мировым банком делались также расчеты сводного индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) как средневзвешенного значения трех названных показателей, каждый из которых представляет долю некоего идеального значения. Так, ИРЧП российского жителя снизился с 0, 918 в 1985 г. до 0, 849 в 1992 г. и 0, 771 в 2001 г., а в 2003 г. он составил 0, 763.

На деле показателей, характеризующих качество жизни человека, гораздо больше. Измерителями отдельных таких показателей могут выступать потребительские, социальные, экологические, образовательные и иные стандарты и нормативы.
Муниципальная деятельность влияет на качество жизни человека лишь частично. Очевидно, что оно зависит от многих факторов: от самого человека, от состояния дел в государстве и его политики, от местной власти.

Например, состояние здоровья человека определяется его образом жизни и поведением, состоянием системы здравоохранения в государстве и в конкретном муниципальном образовании, состоянием окружающей среды и т. п. Вклад органов местного самоуправления в повышение качества жизни состоит в создании комфортной среды проживания и организации предоставления соответствующих муниципальных услуг. Именно в этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.

Система целей муниципальной деятельности

В соответствии с общей теорией менеджмента достижение генеральной цели муниципальной деятельности можно разложить на отдельные частные цели, каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни, например экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин частные муниципальные политики, которые являются составными частями целостной муниципальной политики.

Каждая из них реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления конкретной муниципальной услуги или группы однородных услуг (рис. 3.2.1).

Частные муниципальные политики являются подцелями генеральной цели.


Первую группу подсистем, в свою очередь, можно разбить на две большие подгруппы: подсистемы, обеспечивающие создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования, и подсистемы, обеспечивающие развитие самого человека (человеческого потенциала). Подсистемы второй группы напрямую не связаны с предоставлением конкретных муниципальных услуг и обеспечивают функционирование подсистем первой группы. Такое структурирование позволяет устанавливать степень удовлетворения основных жизненных потребностей населения, выявлять узкие места, формулировать цели и задачи развития муниципального образования, формировать частные муниципальные политики и принимать на основе этого управленческие решения.

Характеристика основных подцелей (подсистем) муниципальной деятельности представлена в табл. 3.2.1. В соответствии с приведенной структуризацией в муниципальном образовании может быть сформулирована градостроительная, жилищная, экологическая, социальная, образовательная, культурная, молодежная, спортивная, экономическая и иная политика.
Подсистема Управление по отношению ко всем остальным подсистемам занимает особое место, выполняя организующую и координирующую роль, роль управляющего звена в системе муниципальной деятельности. Ее цель организационное обеспечение муниципальной деятельности.

Это своеобразный мотор муниципальной деятельности, который гонит кровь по всем клеткам многосложного муниципального организма и обеспечивает превращение экономических и других ресурсов территории в жизненные блага для населения, а также скоординированное функционирование всех остальных подсистем.
Внутри подсистемы Управление следует особо выделить подсистему следующего порядка, связанную с вовлечением населения в процесс муниципального управления. Назовем эту подсистему Местное сообщество.

Ее цель обеспечение возможности и условий для самоорганизации населения на местном уровне и участия его в управлении муниципальным образованием, в принятии жизненно важных решений.
Специалист в области государственного и муниципального управления должен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое муниципальная деятельность и муниципальная политика?
2. Какие факторы и условия влияют на выработку целей муниципальной деятельности?
3. Какова главная (генеральная) цель муниципальной деятельности? На какие подцели ее можно разбить?
4. Какова роль управления в достижении целей муниципальной деятельности?

Муниципальные услуги. Общая характеристика муниципальных услуг

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг служит важнейшей составной частью муниципального управления.

Поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым к пониманию всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеточкой всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор и т. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте.



Другая часть человеческих потребностей удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальными благами и услугами представлены в табл.

3.3.1.
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и на оказание услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина в доме готовит пищу на всю семью.

Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (продукты питания), следует за ним.
Следование за продуктом, одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами починить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать мастера, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере развития цивилизации и углубления разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны.

Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в услугах будут постоянно возрастать. Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные и другие услуги). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают.

Именно их мы будем называть муниципальными.
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которыми органы местного самоуправления несут ту или иную ответственность.
Понятие муниципальные в данном случае подразумевает не форму собственности организации, оказывающей услугу, а местный характер услуги, определяемый местом проживания человека. К муниципальным услугам относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К муниципальным услугам следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг.

По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Использование термина муниципальные услуги не означает, что услуги должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать на территории муниципального образования все необходимые им муниципальные услуги.

Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Потребителями муниципальных услуг являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
¦ необходимость бесперебойного (для многих услуг круглосуточного) оказания услуг;
¦ необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
¦ увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого (свойство отсутствия соперничества);
¦ практическая невозможность ограничения доступа потребителей к некоторым муниципальным услугам;
¦ местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.) такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.

Классификация и система оплаты муниципальных услуг

Долгие годы в советское время, а порой и сейчас в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибочное представление. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требуют определенных затрат.

Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, а платить столько, чтобы поставщик услуги мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для организации предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции. Самому исполнителю услуги это в принципе безразлично.

При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:
¦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
¦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
¦ стимулируется качественная работа исполнителя услуг.
Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает
и исполнителя, и потребителя услуги, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.
Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рис. 3.3.1).


правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в главе 6.
Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:
1) за одну группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, содержание мест захоронения и т. п.);
2) за другую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и могут участвовать в финансировании расходов (охрана общественного порядка, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);
3) по третьей группе муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность за их предоставление, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детские дошкольные учреждения, здравоохранение, культура и т. п.;
4) четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для возможности оказания этих услуг путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы).
Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетания муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых моментов искусства муниципальной политики.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различия между материальным продуктом и услугой?
2. Каково определение муниципальных услуг?
3. Какое значение имеют муниципальные услуги для повышения качества жизни населения?
4. Каковы основные особенности муниципальных услуг?
5. Как можно классифицировать муниципальные услуги?
6. Каковы способы измерения объема муниципальных услуг?
7. Какова роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг?

Человек в муниципальном управлении. Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса

Выше отмечалось, что человек в муниципальном управлении выступает в трех качествах: как цель управления, как объект управления и как источник власти субъект управления. В связи с этим мы будем использовать термины человеческий потенциал (иногда говорят человеческий капитал) и человеческий ресурс.
Человеческий потенциал это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления.
Иначе говоря, человеческий потенциал то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс то, что можно получить от него.
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.
Создание условий для занятия физической культурой и спортом Создание условий для полноценного отдыха на территории муниципального образования, формирование рекреационных зон



Содержание раздела