d9e5a92d

Способ преодоления механизма возникновения негативных эмоций

04. Скво: Способ преодоления механизма возникновения негативных эмоций, когда кто-то указывает на твои омрачения.
Долгое время мне было сложно привыкнуть к тому, что мне кто-то указывает на мои омрачения. Мне сложно было конструктивно воспринять эти указания как руководство к действию.

Моя личность воспринимала это по-разному: как негативную оценку, как безосновательную критику, как выражение недовольства в свой адрес, как способ уязвить меня. Разумеется, во всех этих случаях я испытывала страдание, поддерживая в себе правомерность этого страдания - меня обидели.
Спустя некоторое время я, наконец, осознавала, что вместо того, чтобы устранить негативную эмоцию, я делаю все возможное, чтобы продлить ее существование. И даже в этом случае мне казалось, что я предаю себя, - меня обидели, а я устраню обиду, и соответственно уже не смогу показать своим поведением, как несправедливо со мной поступили. Ведь если у меня не будет моей правомерной обиды, то как же я смогу выразить отчуждение к тому, кто меня обидел?

А если я не буду выражать отчуждение, он подумает, что со мной можно как угодно обращаться... и так до тех пор, пока меня вдруг не озаряло окончательно - да ведь так все негативные эмоции и проявляют себя!
Необходимо осознать, что все омрачения, в том числе боль, обиды и ревность это проявления личности. Работать с личностью необходимо безжалостно, осознавая, что любая боль это лишь показатель несовершенства. И НЕ БОЛЕЕ ТОГО.

Испытывая боль, страдая от боли, я отождествляюсь со своей личностью, одну из составляющих которой задели.
Процесс разотождествления с личностью крайне болезненный. Но на каком-то этапе для меня стал возможен такой прием для мгновенного разотождествления.

Если я испытываю боль, страдание, совершенно неважно по какой причине, я произношу магическое слово ЛИЧНОСТЬ, что позволяет мне тут же впрыгнуть в осознание того, что я в который раз отождествилась, но вот прямо сейчас могу посмотреть на эту боль-препятствие-личность ясным взором и найти способы борьбы с этими омрачениями.

05. Скво: Пример работы с тупиковыми состояниями.

Уверена, что каждому практикующему приходится сталкиваться с таким состоянием, когда энергия находится на нуле, устремленность отсутствует, и все осознания дальше интеллектуального понимания не распространяются. Это состояние характерно еще тем, что вовлечься во что-то старое, ранее интересное, уже невозможно, и получается такое зависание между небом и землей.

Такое ощущение, что оказываешься в вакууме, в который не проникает ничего - ни желаний, ни интересов, ни стремлений.
И самое первое, что необходимо осознать в этом, на первый взгляд, тупиковом состоянии - что с ним можно работать, что оно не является чем-то устойчивым не неподвижным. Необходимо учиться к любой ситуации подходить конструктивно; в этом и выражается безупречность: если стремление отсутствует, необходимо продолжать совершать усилия, даже если есть ощущение, что они уходят в пустоту, и нет никаких результатов.
Необходимо попытаться классифицировать это состояние, разложить его по полочкам, и если найдутся хотя бы намеки на зацепки, то тут же набрасываться на них и вытаскивать на свет. Я приведу пример того, как делала я каждый день до тех пор, пока все показатели моего состояния с нуля не поднялись до того уровня, с которого я могла выполнять обычные практики.
Состояние:
· уровень энергии недостаточен для переживания устремленности
· нежелание заниматься практикой
· ряд хронических беспокойств
· хаотические отвлечения
· возврат внимания производится с огромным трудом. Практически невозможно зафиксировать невыдуманное состояние
· физическая форма относительно энергична
· пробуждение к осознанным действиям происходит болезненно и с трудом
· устранение негативных эмоций не происходит мгновенно. Отождествление с грустью, жалостью к себе, несостоятельности личности в целом
· негативные отношения не устраняются вовсе, т.к. присутствуют в виде фона и не осознаются как негативные
· физические переживания отсутствуют
· желание впечатлений отсутствует
· мир воспринимается блекло и плоско
· неверие в собственные силы
Меры:
· непрерывный анализ на предмет присутствия/отсутствия негативных эмоций. Непрерывное устранение всего, что хотя бы отдаленно напоминает негативные или положительные эмоции
· несмотрение в глаза (для начала в течение 3 дней)
· прекращение сексуальных отношений, не говоря уж об оргазмах
· исследование хаотических отвлечений (ежедневно в течение 1 часа 1 неделя)
· поиск беспокойств (необходимо составить максимально полный список всех беспокойств
· исследование концепций, лежащих в основе хронических беспокойств (ежедневно в течение часа 1 неделя)
· физическая нагрузка (йога, спортивная ходьба)
· максимальное ограничение в еде (в т.ч. полный отказ от мясной пищи)
· возврат внимания с выбранных объектов 1 час ежедневно
· возврат внимания со спонтанных отвлечений в течение дня
· анализ мыслительных процессов либо имеет место продуктивное думание (например, я могу исследовать концепции беспокойства), либо происходит автоматическое обсасывание образов и ситуаций
· конструктивный подход к любой критической ситуации, несмотря на отсутствие энергии, необходимой для практики
Итог дня:
*) Я практически непрерывно нахожусь в негативных эмоциях, но предпочитаю отдаваться им, упиваться ими, а не устранять:
беспокойства
ревность
жалость к себе
грусть
отчуждение
комплекс неполноценности *) Когда я страдаю, то начинаю искать несовершенства тех, кто вызывает мои страдания. Мне даже доставляет удовольствие найти слабое место этого человека и размышлять на эту тему вместо того, чтобы обратить внимание на свои страдания и заняться их прямым устранением.
*) Осознание необходимости вернуться к самому началу устранению негативных эмоций. Я не в состоянии мгновенно устранять некоторые негативные эмоции, потому что мгновенно отождествляюсь с ними, и мне стыдно признаться даже самой себе (не говоря уже о ком-то еще), что я нахожусь в омрачении.
*) Практика несмотрения в глаза позволяет постоянно помнить о практике, и в то же время внимание не уходит на других людей (что очень важно, потому что на анализ того, что обо мне думают другие, уходит масса энергии).
*) Сохранение сексуальной энергии позволяет направить ее на поиск устремленности и борьбу с негативными эмоциями и концепциями.
*) Искреннее осознание необходимости начать все сначала (с устранения негативных эмоций) наполняет меня радостью.

06. Пси: Метод задавания вопросов в работе с концепциями.

Skvo: я представляла себе самое худшее, и спрашивала себя: что меняется во мне? что мне мешает переживать любовь, несмотря на все вышеперечисленные преграды? да, он не любит меня. я никогда не получу от него ни одного проявления любви, но почему от этого должна измениться моя жизнь? почему я не могу позволить себе находиться в переживании любви?
Замечательная совокупность техник: представлять себе самое худшее и задавать себе вопросы. Их можно использовать также и по отдельности, и не только для исследования природы любви. Я использую технику постановки вопросов и поиска честных ответов, например, для борьбы с концепциями. Главное правило отвечать себе только то, что ты знаешь наверняка, в чём у тебя не возникает сомнений, и не придумывать того, чего не знаешь. Моё любимое оружие - вопрос почему?, эдакая игра в почемучки (видимо, в детстве получила кучу механических ответов).

Я беру какую-нибудь концепцию и начинаю бомбить её вопросом почему до тех пор, пока не нахожу для себя чёткого и понятного ответа, не важно за или против, это может быть также и ответ не знаю. Главное честный.
Например: Смерть страшна
Первая ветка:
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они её боятся?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование.
- Почему они так считают?
- Потому что умерший человек выпадает (исчезает) из их жизни, для них он не существует.
- Почему он не существует для них?
- Потому что у них нет ДОКАЗАТЕЛЬСТВ его существования, у них нет с ним контакта, нет осязаемого восприятия этого контакта.
Но если я живу на необитаемом острове и у меня нет контакта со всем остальным миром и нет доказательств его существования, значит ли это, что мира на существует?
Вывод: если мы понимаем под смертью прекращение для нас контакта с привычным миром, то что в этом страшного? Это не более, чем страх перед неизвестным.

Всплывает концепция: неизвестное страшно. И с ней далее проделывается работа по той же схеме:
Неизвестное страшно
- Почему страшно неизвестное?
- Потому что неизвестно, что это будет плохое или хорошее. Хорошего, конечно, бояться не стоит, так что получается мы боимся, что за неизвестным кроется плохое.
- Почему плохого нужно бояться?
- Не знаю. Просто все так делают, и я заодно.

Если я не понимаю, почему я должна делать что-то, то я просто не буду это делать.
Вывод: Все много чего делают, это не значит, что я должна это слепо копировать, если не чувствую для того достаточных оснований. А бояться плохого бессмысленно это не поможет мне избежать его, но зато очень хорошо может отравить жизнь страхом и беспокойством.
Вторая ветка: Смерть страшна
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они боятся смерти?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование, которым они так дорожат.
- А почему это страшно не существовать?
- Не знаю, здесь я не нахожу ответа. У меня нет опыта не существования, и я никогда не слышала ни о ком таком, который бы сначала не существовал, а потом сказал, что это страшно.
Вывод: концепция не имеет под собой оснований, которые могли бы показаться мне достаточными для дальнейшего следования ей.
В процессе работы с концепциями я поняла, что для их рассеивания мне не всегда необходимо формирование антиконцепции. Если путём постановки вопросов к концепции я прихожу к логическому тупику, то есть не могу обнаружить чётких аргументов в её пользу, то последнее, что остаётся, это спросить в этом случае: Почему же тогда я принимаю данное утверждение за истинное и следую ему? В итоге концепция развенчана.



Таким образом, в том случае, когда я создаю антиконцепцию, я как бы исповедую новую концепцию, следование которой включает в себя неследование исходной. А в случае постановки вопросов исходная концепция проявляет свою абсурдность и убивает себя сама.
Или вот ещё: Маму нельзя обижать
- Почему?
- Потому что ей будет больно и плохо.
- Почему ей будет больно и плохо?
- Потому что она считает, что если я веду себя с ней не так, как должна вести себя дочь с матерью, то у неё есть причина обидеться. А если такие причины у неё есть, то я ничего не могу с этим поделать, ведь это ЕЁ причины, следовательно от меня не зависит её выбор - обижаться или не обижаться.
Вывод: я не могу обидеть маму своим поведением, если она сама не захочет обидеться; её обида от меня не зависит.
И так далее... Вопросы могут быть самыми разными, главное копать до конца, пока не упрёшься.
Путь предельной искренности для меня замечателен тем, что если что-то не ясно, всегда можно начать задавать себе вопросы, и, если отвечать на них действительно честно, то на очень многое можно пролить свет.

09. Пси: Исследование отрицательности положительных эмоций.

В один из дней всеобщего субботника по борьбе с негативными эмоциями пришло осознание какой-то ущербности позитивно окрашенных эмоций. Странным образом было как-то неприятно и глупо их испытывать. Например, мне сделали комплимент, причем, казалось бы, заслуженный, и я обрадовалась: классно, когда тебя оценивают по достоинству. И моментально удалось проследить, как от этой эмоции, словно от истока, побежали ручейки: я почувствовала толчок гордыни (чувства превосходства) и толчок беспокойства-сожаления-опасения быть недооцененной, т.е. пришло понимание, что в позитивных эмоциях лежат корни негативных и наоборот.

То есть если есть плюс, то должен быть и минус, одно не бывает без другого, это просто две части одного целого, даже более того, это - одно и то же. Таким образом, по мере накопления опыта устранения негативных эмоций и отслеживания лежащих в их основе концепций пришло понимание того, что множество концепций является также базой и для позитивных эквивалентов негативных эмоций. Я намеренно употребляю здесь термин эквиваленты, т.к. считаю, что положительные эмоции тождественны негативным эмоциям, а условную окраску им придаём лишь мы сами в силу своего концептуального мышления.

Так о чём это бишь я? Ага, концепции Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров. Берём первую попавшуюся негативную эмоцию. Пусть это будет раздражение. Ситуация (моделирую от фонаря): я сплю, только что заснула. Меня будит телефонный звонок.

Моя реакция - раздражение. Ищем концепцию. Всё должно происходить так, как я этого хочу, как мне удобно. Ничто не должно мне мешать.

ОК, концепция выявлена и подлежит рассеиванию, но я буду продолжать за неё цепляться, если буду испытывать довольство-радость-удовлетворение, когда всё будет происходить по-моему. И, таким образом, буду продолжать неосознанно считать эту концепцию заслуживающей существования.

И тогда её рассеивание превратится для меня в титанический труд: шаг вперёд - два назад.
Или, к примеру, зависть (беру действительно первое, что приходит в голову). Ситуация: читаю Путь к Самадхи, абсолютно не въезжаю, что там написано, но просветлённой быть ужасно хочется. Я - не понимаю, а они все - запросто. Моя реакция (одна из) - зависть более продвинутым, более свободным. Ищу концепцию.

Чем человек больше имеет (больше свободы, больше каких-то хороших качеств), чем он больше знает, понимает, тем он лучше (лучше кого-то или лучше себя до приобретения этих качеств). И теперь, если я испытываю приятные ощущения от мысли, что я - добрая, или что я знаю японский язык в совершенстве, или от того, что люди обращаются ко мне за советом в трудных жизненных ситуациях, то я, тем самым, продолжаю культивировать в себе вышеобозначенную концепцию.
Идём дальше. Ревность. Мой муж мне изменяет.

Я ревную. Концепция: Муж не должен изменять жене.

И когда я пребываю в состоянии радости и удовлетворения по поводу того, что мой муж мне верен и другие женщины (или мужчины :) для него не существуют, то концепция остаётся устойчивой. Получается, что мы, когда нам это удобно (получение положительных эмоций), продолжаем использовать концепции, от которых пытаемся отказаться.
Подобные цепочки можно выстроить и в обратном направлении, начиная с положительной эмоции, через концепцию к эквивалентной негативной эмоции (радость от приобретения - есть вещи, которые по определению являются МОИМИ - горечь утраты, сожаление о потере и т.д.). Попробуйте сами.
Если почувствовать необходимость устранения негативной эмоции довольно легко, - они приносят страдания, от них хочется избавиться - то в отношении позитивных эмоций изначально такого не наблюдается. Они ощущаются нами как имеющие право на существование, и только выискивание концепций, лежащих в их основе, позволяет нам убедиться, что и те и другие (негативные и позитивные эмоции) одинаково заслоняют солнце.

Таким образом, осознание необходимости устранения позитивных эмоций наряду с негативными помогает быстрее продвигаться тем, у кого есть на это силы. Это как бы подкоп концепции с двух сторон.
Но как не перепутать радость-эмоцию с радостью-переживанием, радостью-осознанием? Я использовала здесь свой любимый:) вопрос почему?. Например, когда испытываю положительную эмоцию (или толчок положительной эмоции, то есть момент её возникновения), я спрашиваю себя - почему я радуюсь?

Если ответ: просто так, - то значит всё в порядке, устранять ничего не нужно. А если ответ, например, потому что мне удалось сегодня выполнить то, что задумала, то я сразу же спрашиваю себя: значит, если мне это не будет удаваться, я что, буду огорчаться? - и радость сразу улетучивается. Или: я радуюсь, потому что наблюдается видимый прогресс в занятиях практикой, вопрос: значит я буду раздражаться и корить себя, если прогресса видно не будет? а ведь может произойти даже откат или выпадение из практики, выходит в этом случае я должна испытать негативную эмоцию?, - и положительная эмоция устранена.

Но когда я говорю, что радость улетучивается это не значит, что я меняю свою радость на какое-то серое состояние, на уныние и т.п. Когда улетучивается концептуально обусловленная радость, тогда ощущается совершенно ясно какое же это бремя эта радость; тогда на смену ей приходит чувство освобождения, и каким бы легким, невнятным, едва различимым оно бы ни было, оно несет в себе запах настоящей свободы.
Но когда я говорю, что радость улетучивается - это не значит, что я меняю свою радость на какое-то серое состояние, на уныние и т.п. Когда улетучивается концептуально обусловленная радость, тогда ощущается совершенно ясно - какое же это бремя - эта радость; тогда на смену ей приходит чувство освобождения, и каким бы легким, невнятным, едва различимым оно бы ни было, оно несет в себе запах настоящей свободы. После устранения концептуально обусловленной радости не приходит безрадостность - приходит пронзительное чувство освобождения.

Оно как раз и является критерием того, что эмоция устранена успешно. И если после устранения концептуально обусловленной положительной эмоции это хоть и тихое, но пронзительное чувство свободы не возникает, то это означает, что мы позволили проявиться в себе этому бытовому автоматизму - нет радости - значит безрадостность.

Это означает, что нам надо обратить сейчас же внимание на третью стадию устранения негативной эмоции (первые две - осознание необходимости ее устранения и собственно это усилие по устранению), которая и состоит в том, чтобы не позволить себе свалиться в противоположность устраненной эмоции, а настроиться, уловить и сосредоточиться на этом переживании освобождения.

10. Рысь: Осознание и преодоление механической потребности в еде

Я почувствовала в себе потребность на некоторое время значительно ограничить себя в еде, т.е. есть только тогда, когда это на самом деле необходимо днем, когда я работаю, и без еды быстро почувствую переутомление, а в остальное время ограничиться соком или яблоком. Эта потребность никак не была связана с желанием похудеть или оздоровиться, никакой конкретной цели тут не стоит, чувствую, что надо что то делать, и делаю это.

Наблюдения за собой меня изумляют.
Как выясняется, с едой у меня связано огромное количество концепций, эмоций, мыслей и действий.
Меня, как наверное и большинство людей, приучили в детстве к тому, что кушать надо обязательно, что кушать - это святое, испытывать голод - очень вредно, вытерпеть это невозможно, это очень вредно - ты можешь ослабнуть, заболеть гастритом, авитаминозом и т.п. Если мне вдруг захотелось чего-нибудь съесть, родители и все родственники начинали активно в любом месте и в любое время суток добывать для меня еду; я помню, что даже в кино я ходила с бутербродами.

Я привыкла к тому, что желудок всегда должен быть удовлетворен, причем в ту же минуту, как только возникло желание поесть. Поэтому я, идя домой, всегда была озабочена вопросом - есть ли там что поесть, а то вдруг мне захочется есть, а еды не будет. Мои родители (а я довольно долго жила с ними) всегда имели всевозможные запасы разной еды, все всегда были сыты, даже более чем, и для меня такая озабоченность была всегда привычной и жила во мне до сих пор.

Сейчас я с удивлением обнаруживаю, что желание поесть возникает совершенно вне зависимости от реальной потребности в еде, я почти никогда не бываю голодна, когда хочу что-то съесть. С еще большим удивлением я обнаруживаю, что преодолеть желание поесть - это проще простого, уж по сравнению с устранением негативной эмоции это пустяк.

Я возвращаю внимание с мыслей о еде и желаний и после того, как внимание с этой темы убрано, проблема исчезает сама собой, я вообще забываю об этом. Это же надо, строить часть жизни (а вопрос покупки еды занимал довольно значимую часть) и испытывать озабоченность от вопроса, решить который требуется такое мизерное количество усилий !
В 99% случаев еда для меня - это развлечение, это возможность получить приятные ощущения, а также это один из наиболее привычных способов отвлечься от негативных эмоций - пока я что-то ем, мне вкусно, мне не до негативных эмоций, а когда я поела, я перевариваю, и это процесс, в котором я тоже в довольно вялом состоянии, там и негативные эмоции слабее, и желание что-то с ними делать слабее, что-то вроде засыпания, забытья, выпадения на время из жизни. Сейчас я вижу, как часто мне хочется заесть свои неприятности, и то, что я не делаю этого, вынуждает меня заняться прямым делом, а именно устранить свои негативные эмоции, разобраться в них, а не оттягивать время.

Мысль о еде - как мысль о наркотике. Чувствую в себе что-то похожее на ломки, и если бы я не знала о том, что негативную эмоцию можно устранить, я бы наверное сдвинулась от невозможности уйти от себя.
С одной стороны, я всегда заботилась, чтобы была еда на случай внезапного оголодания, с другой стороны, наличие еды вызвало во мне желание её съесть, таким образом круг замыкался, я сама себя обрекала на постоянное поедание (замечу при этом, что ем я по сути не так много, я не страдаю от избытка веса, основная часть проблем именно психологическая). Сейчас меня совершенно не волнует, что у меня в доме есть из еды; я знаю, что все равно кроме яблока мне ничего не светит, и это делает меня совершенно спокойной.
Еда - это целый ритуал, требующий огромного, как я вижу сейчас, количества действий и мыслей - надо придумать, что купить, сходить в это место, принести, приготовить, разложить по тарелочкам и т.п. Все эти занятия - тоже своего рода развлечения и впечатления, которые наполняют мою жизнь, создают иллюзию смысла.

Сейчас, когда я знаю, что кроме яблока я вечером ничего не съем, во мне возникает смятение - как же так, а что делать - поверить не могу, мне оказывается нечего делать. Если не есть, я не знаю, чем себя занять и начинаю порываться сходить в видеопрокат или что-нибудь почитать, не чтобы что-то узнать, а чтобы как-то провести это время, куда-то себя деть.

Наверное, так бывает с людьми, бросившими курить. Как я вижу, моя зависимость от еды так же сильна, не столько на уровне физиологической зависимости, сколько на уровне образа жизни. Я вижу сейчас, что у меня появилось огромное количество времени и пространства где-то внутри (не в желудке -:), которое я так похабно заполняла. Сегодня я на самом деле не знаю, как я проживу вечер, передо мной полная неизвестность, ни тени обыденности.

Ощущение огромного освобождения, как будто раньше я жила рядом с существом по имени Желудок, за которым мне нужно было ухаживать, кормить и заботиться, бежать к нему каждый вечер, регулярно позванивать , узнавать как он, что с ним, а теперь этот друг от меня съехал, и мне больше не нужно никого пасти и можно наконец пожить своей жизнью, забыв о его проблемах.



Содержание раздела