d9e5a92d

Практика забывания

Велосипед.. иногда просто летаешь на нем, сливаешься с пространством. Меняется посадка, дыхание, включается панорамное зрение, ни на что не смотришь прямо.. нельзя сказать, что вообще на что-то смотришь.. люди, машины.. взгляд как бы рассеивается, не цепляется ни за что.

Мир струится сквозь меня, особенно деревья - это такое неописуемое ощущение, ты словно пропускаешь дерево сквозь себя, как бы проживаешь с ним в унисон какое-то мгновение.
Вообще восприятие тела меняется; чувствую, что все привычные телодвижения.. это как фасад, что на самом деле ты движешься иначе.. но как иначе - пока не могу ухватить.
Неоценимую помощь в разрушении базисных концепций, связанных с пространством и движением (и не только этих, конечно), оказывает осознанное использование практик возврата внимания и затем осознания отсутствия. Почему подчеркиваю осознанное, потому что мне кажется, что элементы этих практик присутствуют в любом акте созерцания, наблюдения, даже если ты не отдаешь себе в этом отчета. Наблюдаешь небо и вдруг осознаешь, что оно уже внутри, ты переполнен небом и течешь и движешься вместе с ним. Или осенью в лесу, смотришь как падает лист, другой, все пространство наполнено этим движением и начинаешь падать с каждым листом, тут, здесь и там, одновременно.. ощущаешь потерю локальности, рассеивания в пространстве. У меня есть естественная склонность к созерцанию и я могла проводила часы, просто сидя на подоконнике и глядя как меняется небо на закате или заходит гроза, и что-то там такое происходило во мне, но до прочтения Бодхиной книжки, до привнесения в жизнь тех практик, что там описаны, у меня не было ни понимания, чем же так притягательно для меня это занятие, ни ощущения направления, куда же двигаться дальше.

Теперь же та тропинка, что нащупывалась впотьмах, ложится под ноги дорогой, по которой можно двигаться с открытыми глазами и идя по ней, встречаешься с удивительными Переживаниями.
Одно из основных - распад мира. Оно как заколдованное место:)- чем бы ни занималась - возвратом внимания со всех спонтанных отвлечений или произвольно выбранных объектов, осознанием отсутствия или вот теперь работой с внутренним диалогом - неизменно попадаю в состояние, в котором мир вокруг меня словно начинает распадаться, точнее сказать распадаются привычные способы восприятия мира мира.. часто резко расфокусируется зрение, все двоится, дрожит, становится как бы полупрозрачным, взаимопроникающим.. все протекает, струится друг через друга и чувствуешь, знаешь, что это не только зрительное восприятие.. как бы все остальные органы чувств тоже расстроились, перестали фильтровать восприятие определенным жестким образом, и непосредственно переживаешь неразделенность мира. И пребывание в этом состоянии очень целительно, отдохновенно, оно так наглядно, так непоправимо разрушает концепции, связанные с понятиями пространства, движения, времени..

И когда мир вдруг снова собирается - испытываешь прилив такого радостного изумления, часто просто неудержимого смеха, хохочешь и не можешь остановиться, так восхитителен этот привкус новизны мира, свежесотворенности..
Есть другое состояние, которое совершенно преображает восприятие. Ты как бы начинаешь видеть.. огненную природу вещей.. т.е. не то, чтобы видишь, и не то чтобы пламя..

Вот как в солнечный жаркий день если смотреть на костер, то огня практически не видно и жара не чувствуешь, но тем не менее если ты как-то догадался, что он там есть, ты уже можешь его воспринимать, так и здесь. Одна из самых поразительных вещей, что в этом состоянии ты живешь с совершенно отчетливым восприятием чего-то, что непереложимо на знакомый тебе язык зрительных и прочих ощущений, это переживается.. как будто ты стоишь лицом к лицу к природе непостижимого, к присутствию тайны, вошедшей в твою жизнь.

И ты смотришь на людей и видишь пламя, принявшее, наполняющее эти формы, и все пространство пронизано, напоено этим пламенем.. и когда ты впускаешь его в себя, когда ты начинаешь ощущать, что ты той же природы, можно сжигать в нем все ненужное, мысли, эмоции, механические желания.. это пламя очищает восприятие, оно становится более живым, текучим, более озаренным.
Переживание существования. Вдруг понимаешь, что ты есть всегда.

И ощущаешь удивительную уютность, даже комфортность мира, чувствуешь себя исключительно в своей тарелке:) Рушатся стены о которых и не знал, что они есть, только теперь догадываешься по огромному чувству облегчения, освобождения от ноши. И переживаешь такое удивительное доверие к миру, чувство полной открытости, безоговорочного приятия и приходят переживания, связанные уже с другим потоком - с Бодхичиттой.

Так часто бывает, что переживание одного потока вызывает, переплетается с другими двумя.
Переживание Пустоты. Оно впервые пришло при практике осознания отсутствия и вначале ассоциировалось у меня с ней. А теперь я вижу, что оно приходит независимо от того, чем я занимаюсь, вот и сейчас пришло :).

Сначала ощущаешь в себе зародыш пустоты.. словно сгусток тайны, а потом он начинает разворачиваться.. это как беззвучный взрыв изнутри, как мягкий распад, и ты расширяешься, раздуваешься как воздушный шарик и можно ощущать одновременно и большое пространство, и этот зародыш, и как бы пропускать, пробегать от одного к другому сферической волной. Иногда ощущаешь внутри этого сферического пространства какие-то очень быстрые флуктуации, такие мягкие трепетания, пока у меня не получается к ним присмотреться.
Переживание Открытости. Ощущение, словно исчезла какая-то скорлупа, в которой существовала раньше, очень радостное, удивительное ощущение.. неотделенности, отсутствия восприятия каких-либо границ.
С потоком Пространства связаны и яркие физические переживания. Перетряхивается весь набор восприятий тела, оно перестраивается, трансформируется, пробует новые типы движений.

Можно, например, ощутить себя несколькими сферами, вложенными одна в другую, скользящими, поворачивающимися или потянутся и почувствовать пространство вокруг себя далеко-далеко.
Недавно появилось ощущение-осознание, что движение и пространство неразделимы. Мы научились выхватывать некоторые структуры, типы движения и интерпретируем их как объекты. Так, глядя на воду или пламя, можно видеть некоторые как бы стационарные образования, завихрения, переплетения. Вижу как дерево смешивается с небом, не накладывается, а вливается одно в другое, как совершается удивительное, общее движение, которое откликается и во мне.

И понимаю, что можно интерпретировать себя, скажем, как бурун на поверхности реки и ограничивать доступный диапазон движений раздуванием и спадом, а можно отказаться от этого видения и ощутить безграничность реки или поймать струю и стремительно уйти вместе с ней куда-то. Это всего лишь аналогия, но суть именно в том, что видение мира как Потока открывает неограниченные возможности для Путешествия.

Я уверена теперь, что можно воспринимать все совершенно иначе, двигаться невообразимо иначе, чем привыкло делать это квазистационарное завихрение :), называемое в просторечии человеком.
19. Нэти: Практика забывания 1) Предпосылки: по мере продвижения в практике, я столкнулся с переживания новизны воспринимаемого мира. Привычные, тысячи раз воспринимаемые явления вдруг обретали качество свежести и тайны. Из привычных восприятий вдруг складывались новые картины и порой невозможно было сказать, что ты видишь именно то, что привык как-то называть. На основании этого, я решил исследовать данное явление и попытаться разработать методы, позволяющие получать подобные состояния систематически.

В результате этой работы я пришел к следующим выводам и практике.
2) Гипотеза: предположим, что в детстве ребенок воспринимает мир в чистом виде, без каких бы то ни было интерпретаций. Затем его учат называть явления, дифференцировать и использовать для своих целей. Таким образом мир фиксируется, собирается в плоскости функционирования. Эта призма механически просеивает восприятие, что позволяет уму не отвлекаться на оценку старых восприятий, если таковые уже есть в памяти, а заниматься в это время своим делом.

Внимание становится обусловленным функциональной жизнедеятельностью и из колоссального спектра восприятия оно выхватывает лишь узкую его часть. В принципе такой подход рационален и приемлем в случае тотального функционирования, но он не будучи осознанным крадет 99% восприятий, превращая живой процесс восприятия в различение на основании модели, которая является не чем иным, как памятью. Есть предположение, что это также отчасти происходит в следствие низкого энергетического уровня механизма тела-ума. Эта энергетическая примитивность ставит функционирование во главу угла и замыкает на него приоритеты.

С этого момента мы знаем мир.
3) Наблюдения:
Мною было замечено, что при многократном восприятии одного и того же объекта, его различение начинает изменятся. Например при частом повторении какого-нибудь слова, оно вдруг теряет смысл и вы слышите просто сочетание звуков, которые часто кажутся нелепыми или просто удивительными. Или если долго смотреть на себя в зеркало, то через какое-то время вы можете не узнать себя или вас вдруг привлечет какаято отдельная часть лица, которая в свою очередь окажется очень удивительной.

Все это происходит, на мой взгляд потому, что механизм просеивания восприятия на предмет функциональности включается хоть и механически, но не всегда, а только когда это надо.
В отличие от него, восприятие всегда имеет место. Но в случае с многократным восприятием объекта, его функциональность распознается в первый, второй, десятый раз, но на двадцатый заход это уже не нужно.

Как только механизм не срабатывает - вы видите что-то новое и туда сразу устремляется внимание. Как правило новизна состоит в восприятии основы явления звуков, движений, красок и пр. наблюдается как бы увеличение разрешающей способности внимания.

Это похоже на стереоскопические картинки сначала вы долго смотрите и нечего не видите, но потом вдруг проваливаетесь в новый мир.
Далее, если рассмотреть подробно, как происходит привычное восприятие-различение, то мы обнаружим, что оно состоит из распознавания довольно крупных объектов - дерево, чашка, мама, машина. Но ведь каждый из них состоит и громадного количества частей - формы, цвета, движений, фактуры, вибраций и пр.



Это своего рода элементарные частицы восприятия, но мы не обращаем на них внимания и если присмотреться к процессу восприятия-различения, то можно заметить, что мы как бы проскакиваем через распознавание огромного количества признаков, которые характеризуют объект, например дерево. Внимание не задерживается на них, ведь цель функционирования не в том, чтобы видеть, а в том чтобы не врезаться в это дерево.
Мной также замечены всплески такого рода очищения восприятия в результате практики возврата внимания, а также практик связанных с энергетикой. Объяснить это можно наверное тем, что вследствие практики возврата внимания сама функциональность становится неважной, а следовательно и механизм, который ее поддерживает, атрофируется.

Во втором случае в системе становится достаточно энергии для проявления детского любопытства - призма восприятия как бы становится более текучей.
Еще одно наблюдение однажды я вышел из метро и пошел мимо ларьков. Слышалась музыка и голос, который что-то пел. По какой-то причине, толи слышалось плохо, то ли дикция у певца была плохая я решил, что песня иностранная и шел себе не понимая, о чем поют.

И только через несколько долгих секунд, включился аппарат распознавания и на меня как холодный душ обрушилось понимание этой песенки. На лицо была ситуация предзнания мира. Для того, чтобы понимать, я должен знать, что это понятно, что это возможно, что эти звуки это речь явление, которое нужно пропустить через устройство распознавания речи.

Это механизм, полностью исключающий другую трактовку явления, но тут он дал сбой, который приоткрыл тайну этого явления.
4) Практика.
Итак, мы знаем мир, и наша задача - отбросить это знание с тем, чтобы дать свежей струе восприятия омыть наше скучающее существо. На основании вышеизложенных наблюдений я пришел к методу, который назвал практикой забывания, потому что в результате вы как бы забываете привычную, жесткую интерпретацию мира, хотя конечно никакого забывания на самом деле не происходит просто процесс восприятия-различения становится более осознанным и текучим.
Для описания метода, я сначала укажу его составляющие, а потом поясню их на примере. Итак:
а) Многократное восприятие объектов. Обычно мы спешим, занятые чем-то важным и мир проскакивает мимо нашего сознания как картинки в окне летящего мерседеса.

Здесь нам необходимо преодолеть этот автоматизм и как бы разглядывать попадающиеся нам объекты, с тем, чтобы пройдя функциональное их различение, вызвать в сознании эффект новизны, как при повторении слова.
б) При разглядывании, назовем его созерцанием, необходимо как бы разложить объект на составляющие и чем больше его особенностей вы отметите, тем дальше вы окажетесь от того бледного куска мира, которым вы считали этот объект. Тут еще важно отделить эти составляющие от самого объекта, ведь на самом деле они ему не принадлежат - это мы их искусственно группируем в дерево, например.

И еще. Тут очень важно постепенно прийти к неназыванию того, что воспринимается.

Далее я буду использовать называние, но это только для указания на процесс, который происходит.
в.) Пересобираем мир. Выделенные признаки можно попробовать объединять в нечто новое.

Этот этап трудноват на начальной стадии, но со временем, когда вы перейдете к панорамному созерцанию множества объектов, это начнет само происходить.
(Наверное, здесь будет интересно для фиксации этого нового объединения давать ему какое-то название. Вот я смотрю на монитор и вижу монитор, конечно:), поскольку вся совокупность - вот то и то и то - вот это я и называю монитором. А теперь я вспоминаю, что это вопрос договоренности, и на самом деле имеется именно набор восприятий, которые можно перегруппировать. И вот я вижу, что на моем мониторе есть три наклейки. Я объединяю их и называю как-то для того, чтобы помочь себе зафиксировать это новое объединение.

Так теперь передо мной не монитор, а треугольник наклеек + пятна на рамке и т.п. А можно ручку от чашки сгруппировать со столом, а саму чашку - с окном и назвать это как-то и пытаться даже оперировать этими объектами.

Функционально это наверное бессмысленно (хотя возможно, что это зависит от конкретного случая - возможно, что и с чисто функциональной стороны в этом может быть кое-что интересное), но это размывает нашу убежденность в том, что объект - это нечто независимое от интерпретации восприятия.
Итак. Смотрим что у нас стоит на столе. Ага.

Пиала (кружка:) для пития чая (это ум так это понимает).
Смотрим.
Круглая.
Два овала один вверху, другой внизу.
Синяя, блестит, внутри отражается что-то. Оно размазано по внутренней поверхности и образует еще круги и формы.
На дне недопитый чай. Блестит.

Темнеет. Отражает.
Чаинки лежат, покоятся.
Если начинать заглядывать в чашку она медленно опрокидывается и наезжает, увеличиваясь. Отражение на стенках и в чае изменяется и двигается.
Снаружи в эмали отражается то, что лежит на столе цепочка от ключей, резинка круглая. В отражении они причудливо искажаются, формируя у основания чашки сгусток, который резко размывается уходя вверх.
Музыка, очень подходит к тому, что сейчас происходит, тарахтит и переливается как струящаяся вода.
Ну вот примерно так. Очень важно продолжать практику до того момента, пока появится ощущение глубины, таинственности и легкого удивления. Необходимо найти такой угол зрения, такое усилие, при котором вы переживете тот факт, что на самом деле ничего не знаете о своем восприятии, что мир может быть любым.

Без этого переживания, практика забывания станет простой детализацией и укоренением вашего знания мира - привычной модели восприятия-различения.
В описании это все довольно формально выглядит, но на практике этот процесс будет вас захватывать. Дело в том, что со временем все эти признаки вы будете видеть сразу, одновременно, что ли. Простая чашка становится текучей как огонь, или как вода.

Попытаюсь описать как это происходит у меня.
Вот вчера например:...Иду гулять. Снег хрустит. Обращаю внимание на этот звук.

Звук отделяется от всего остального и как бы звучит сам по себе. В нем появляется глубина, протяженность и многогранность. В сочетании с другими звуками шелестом куртки, шумом машин он превращается во что-то целое и неделимое.

Вхожу в лес. Деревья. Они разные. Одно выстреливает в небо своим исполинским ростом, второе причудливо изогнуто.

Пятна снега на ветках складываются в различные формы и уже нельзя понять где кончается одно дерево, а начинается другое. Смотрю на кору березы. Очень сложная фактура переливается в лучах заходящего солнца. Издалека кора похожа на горные разрезы.

Если рассмотреть ее вблизи, то взгляд проваливается в невообразимую глубину, непонятно чего очень тонких узоров из сочетаний пятен, светов и теней. Появляется ощущение удивительной общности с этими существами.

Хочется их обнимать и просто быть рядом. Смотрю дальше.

На снегу собака. Какает. Спина изогнута как лук, хвост торчит, вертит головой по сторонам, на морде усы, шерсть блестит.

Тело собаки каким-то странным образом сочетается со снегом вокруг. Очень удивительно. Смотрю на людей, которые встречаются по дороге.

Их движения и мимика как бы разваливаются на составляющие, как будто их плохо смазали и теперь они движутся дискретно. Обращаю внимание на себя, на собственное тело. Оно обретает легкость и шарнирность. Приходит аналогия с животным лошариком из детского мультфильма. Обращаю внимание на его движения.

Они многофазовые, время как бы замедляется и все видится и чувствуется очень детально. Внимание как бы растекается по всему, что воспринимается, становится быстрым как свет и четким как тень.

Зрение панорамное и в тоже время направленное.
Вообще описать это сложно, но примерно так. В дальнейшем такое виденье должно практиковаться в любых условиях дома, на работе, при смотрении телевизора (о, это особенно впечатляет!).
Интересно попрактиковать практику забывания на человеческой речи. Вот, например едете вы в такси домой. Там сидят еще человек несколько и все говорят.

Начинаете вслушиваться в звуки, которые они издают, концентрируясь на басах например, потом оказывается, что басы эти странно сочетаются с визгливым поскрипыванием амортизатора и так далее и вот вы уже не понимаете, что цены на мобильники скоро поднимутся, а доллар рухнет :))).
Еще интересно попытаться не понимать написанное. Например в вагоне метро полно всякой рекламы, которую вы НЕПРЕРЫВНО читаете, если, конечно, смотрите по сторонам. А ведь текст это пятна краски и текстом его делает только лишь ваше предзнание этих пятен краски, которые имеют признаки текста.

Вот и постарайтесь видеть текст как пятна краски, которые могут входить в другие структуры рисунка или вообще никуда не входить. Вообще это невероятно трудно, но при даже неудачных попытках (а их 99%) я чувствую прилив какой-то энергии и оптимизма и самое главное это эффект утончения внимания. Здесь также можно искать наиболее удобные методы остановки предзнания, торможения автоматического распознавания.

Например, такой метод: каждая буква у нас ассоциируется со звуком. А вот ты возьми да и назови каждую букву иначе. Например - слово вход. Его можно прочесть так: две петли, крестик, нолик, домик.

Тут уж никакого входа не получишь. То есть надо всего лишь дать другое наименование и совершать выбор - когда какую систему чтения ты используешь.

Захочешь - прочтешь, а захочешь - начнешь домики с крестиками видеть. Когда у нас есть только однозначная интерпретация - тогда сложно от нее избавиться, приостановить ее.

Но если их хотя бы две - вот тут монополия разрушается и появляется конкуренция, свободный выбор, а как следствие - свобода интерпретации восприятия.
Но самые интересные открытия происходят, когда мы, вдоволь натренировавшись на внешних объектах, переводим такого рода восприятие на себя. И тут обнаруживается, что тот субъект, который знается умом как я - целый и не делимый, начинает распадаться на части, которые как элементарные частицы непрерывно движутся, складываясь в причудливые формы того, что мы привыкли называть собой. И чем острее лезвие забывания себя, тем удивительнее и загадочнее все выглядит. Какая-то необусловленная радость так и прет, когда видишь этот удивительный калейдоскоп, который раньше казался неподвижным и неделимым. А все потому, что мы никогда не смотрим туда.

А зачем? Для внешнего функционирования это не нужно. Говорят, что Будда мог за одно моргание ресницей, различить тысячи состояний ума.

Вот это качество острия внимания и начинает проявляться. Еще я открыл одну штуку в момент такого очищенного восприятия нет я. Но в обычном случае мы и не воспринимаем мир вовсе. Это как с чтением вы ведь не читаете слова целиком по нескольким буквам или контексту вы сразу видите смысл.

Но смысл этот заранее ОПРЕДЕЛЕН. Вот и наше восприятие ездит по таким, когда-то проложенным колеям. Настоящее восприятие длится лишь секунду или того меньше, а затем оно тут же отключается (внимание уходит с него, на додумывание), потому что происходит опознание. Тут и появляется я - додуманный умом пуп земли.

И это тоже можно видеть, если внимательно смотреть в себя!
5) Место применения и отрицательные стороны.
Метод относится к разряду практик работающих с различающим сознанием. Поэтому, до того, как вы провели значительную работу с эмоциями и концепциями, браться за нее не стоит, потому как внимание все равно будет ускользать на всякие грубые отвлечения и никакого созерцания не получится. Я сам много раз убеждался в этом, когда будучи в омраченном состоянии пытался что тот там увидеть - мир был непроходимо серым и на него не я смотрел, а мое омрачение. Более того, элементы такого виденья сами начинают проявляться, когда вы не озабочены грубыми проблемами. Тогда самое время усилить этот эффект практическими усилиями.

Наиболее сильный эффект этот метод дает в сочетании с практикой Возврата Внимания. Хотя на первый взгляд может показаться, что эти методы противоположны по сути ведь при созерцании мы наоборот направляем внимание на что-то, но это не совсем так. Практика возврата внимания направлена на устранение важности тех или иных явлений. А важность это и есть функциональное различение, т.е. все, что не важно игнорируется напрочь.

Практика забывания это практика забывания важности. Такое созерцание не должно, да и не может иметь цели. В плане функционирования оно совершенно бесполезно.

Наоборот, чем менее вы озабочены, чем успешнее ваш возврат внимания, тем более многогранным предстает для вас восприятие мира.
Тут еще есть два момента, на которые можно пойматься. Первое это жажда впечатлений. Да мир начинает удивлять и может появится желание это использовать. Я например стал фотографировать и рисовать все то, что мне открывалось. И попался.

Само фотографирование ничего страшного не делает, но вот озабоченность этим и чувство собственной важности это уже то, что перечеркивает возможность практики. Я ловился на это не один раз. В этом состоит и второй отрицательный момент такой практики тут как и возврат внимания присутствует тот, кто делает, а значит есть опасность, что переживания будут захвачены личностью.

Но что с этим делать мы то уже знаем практика осознания отсутствия все ставит на свои места, растворяя иллюзию я, которая и так уже основательно подмочена текучей природой восприятия. Вода, как известно, камень точит :)



Содержание раздела