d9e5a92d

"Я", ИЛИ ЭГО

Основное учение Рамакришны Парамахамсы бхакти, но в его глубине просматриваются идеи адвайты. Однажды какой-то мужчина попросил Рамакришну: "Я простой человек и хочу, чтобы мне сказали, что я должен делать.

Можете ли вы сказать мне просто и понятно, как мне прожить свою жизнь?" Ответ был поразительно прост: "Пойми и полностью прими, что ты всего лишь орудие Господа, и делай тогда, что хочешь".
И последний вопрос: "Что же мне теперь делать?" Ответ на него предельно прост: "То же, что и всегда".
У американского поэта Э. Э. Каммингса есть прекрасные строки: "Если можешь просто будь. Если нет не унывай, прими на себя мирские заботы, выполняй их, пока не свалиться с ног".
Рамеш говорит, что человек должен поступать так, как будто обладает свободой воли. Но, конечно, свободная воля это иллюзия. Мы можем принимать те или иные решения, но не в состоянии предвидеть их результат:
Представьте, что вы нашли где-нибудь на чердаке много денег, обрадовались, но, когда решили их потратить, обнаружилось, что это подделка. Свободная воля такой же обман, как и эти фальшивые деньги.
"Я", ИЛИ ЭГО
Рамеш говорит, что здоровое эго "осознает свое несовершенство, а также то, что мир состоит из взаимосвязанных противоположностей". Он утверждает, что "я" и свободная воля синонимы. По мере того как углубляется понимание того, что на свете не существует свободы воли, ослабевает наше "я":
Сознание отождествляется с каждой телесно-духовной единицей посредством механизмов ума. Эго и есть истинная причина разделения, но это не должно вменяться в вину человеку. Эго должно быть признано частью действующей Всеобщности. Разделение порождает чувство независимости.

Сознание, породив разделение, создало также и иллюзию ответственности не только за окружающий мир, но и за себя само.
Следующие истории иллюстрируют врожденную способность разума судить и разделять. "Чем сильнее эго, тем крепче его вера в себя, в свое всезнание, к то, что оно причина всего происходящего, и тем труднее ему признать свою ограниченность".


Один царь захотел жить вечно. Он пообещал отдать свое царство тому, кто сможет сделать его бессмертным.

Наконец, пришел один мудрец и сказал, что у него есть эликсир бессмертия. Тот, кто будет пить его, никогда не умрет.

Но эликсир, будет действовать при одном условии: его нужно принимать дважды к день, не думая при этом об обезьяне.
***
Один буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили: "Кто написал его?" "Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды.

Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеетесь", ответил учитель.
***
На беседы к Махараджу приходил необычайно способный человек: он всегда был первым в классе и лучшим на каждом экзамене от начальной школы и до защиты ученой степени. Махарадж знал о его достижениях и поэтому просто всплеснул руками, когда этот человек сказал: "Я верю вашим словам, что это высшее состояние, которого может достичь человек, но как узнать, подойдет ли оно мне?" Позже Махарадж сказал мне: "Как так может быть не понимаю!

Как человек, обладающий таким интеллектом и такими познаниями, мог задать подобный вопрос, забыв о сути? Ведь в том состоянии не может быть никакого "я", задающего такой вопрос".
Рамеш говорит, что "реакции эго зависят от его программы и внешних условий. События происходят в соответствии с предначертанной ему судьбой и заложенной программой":
Два человека идут вместе по дороге. И вдруг видят женщину, к которой пристает какой-то мужчина. Один из этих людей робок в соответствии со своей программой. Он будет колебаться.

Другой в соответствии со своей программой смел. Он попытается защитить женщину, ударит того, кто пристает к ней, и ракит его. Затем он предстанет перед судьями и присяжными. Если он обычный человек, то подумает: "Зачем я вмешался?" Но в действительности у него не было выбора.

Бели человек окажется достаточно мудрым, он будет спокоен, зная, что судьба каждого быть там, где он в данный момент находится. И примет то, что случилось, как должное.
Степень сосредоточения эго на самом себе заслуживает отдельной истории. "Желания человека, даже находящегося на очень высоком уровне развития, эгоистичны. Когда он утверждает, что хочет для целого мира того же, что и для себя, то думает, будто бы достиг невиданной степени альтруизма.

Но человек псе равно эгоистичен, он размышляет со своей точки зрения и не может встать на позицию миллионов других существ, населяющих земной шар".
Недавно я прочитал несколько историй о свами Нитьянанде, Махарадже из Ганешпура, расположенного в пятидесяти милях от Бомбея. Он был гуру более известного свами Муктананды. Вокруг свами Нитьянанды всегда собиралось много людей, и каждый приносил цветы или фрукты. Вечером он говорил своему помощнику, в какой храм их нужно отнести или каким людям отдать.

Однажды случилось так, что часть фруктов осталась на ночь и в жарком индийском климате они испортились. На следующее утро помощник пожаловался: "Смотрите, вы не сказали, куда отправить фрукты, они пролежали здесь всю ночь и испортились".

Я был поражен ответом Нитьянанды: "Не беспокойся. Фрукты отправились туда, куда им суждено было отправиться". (То есть на корм червям!)
Еще одним свойством эго Рамеш считает боязнь перемен, а ведь изменчивость неотъемлемое свойство реальности.
Там, где я живу, раньше была одна большая квартира, которую мы с братом превратили в две поменьше. У нас была прекрасная веранда под открытым небом. За исключением трех месяцев сезона дождей, мы проводили на этой веранде практически все утра и вечера. Особенно нам нравилось сидеть на ней по вечерам.

Сверху над верандой нависал слой цемента, наподобие крыши, и, когда во время бури в шели проникал воздух, раздавался пронзительный пугающий звук. Нам казалось, что в один прекрасный день эта несчастная крыша сорвется с веранды и улетит прочь. Эта мысль приходила в голову постоянно.

И вот однажды во время бури часть крыши действительно унесло ветром! Я стоял там и видел, что произошло. Жена собралась звонить, но я сказал ей: "Зачем впадать в панику? Зачем сообщать миру, что часть нашего дома осталась без крыши?" Когда случается то, о чем заранее думаешь как о бедствии, понимаешь, что ничего особенного не произошло.

Конечно, без навеса дождь стал попадать на веранду и нам пришлось убрать мебель, но это был далеко не конец света.
Большинство наших страхов основано на воспоминаниях и является чистейшими плодами воображения. На семинаре в Южной Индии один человек сказал мне: "Я прожил ужасную жизнь. Почти ничего в ней так и не случилось!"
ДУМАЮЩИЙ РАЗУМ И ДЕЙСТВУЮЩИ РАЗУМ
Чтобы помочь людям разобраться в путанице, возникающей при определении различных состояний бытия, Рамеш разработал концепцию думающею разума и действующего разума. Действующий разум озабочен исключительно выполнением текущей задачи. Думающий разум озабочен последствиями.

И в этом заключается огромная разница между ними: думающий разум препятствует работе действующего. Первый и есть эго, тогда как второй эго не является.

Когда человек достигает Просветления, Самореализации или Абсолютного Понимания, он не может обходиться без действующего разума, иначе эта телесно-духовная единица попросту не сможет действовать.
У правоверных есть поговорка: "Веруй в Аллаха, но не забывай привязывать верблюда". В современном варианте она могла бы звучать так: "Молись Богу, но всегда запирай машину и не оставляй в ней ключи".
***
Не так давно я прочитал историю про Уинстона Черчилля. Его скаковой жеребец должен был одержать победу на дерби, но не оправдал надежд и пришел четвертым. Черчилль нашел этому оправдание: "Я знаю, почему мой жеребец не выиграл. Перед скачками я подошел к нему и пообещал, что, выиграв дерби, он уже никогда не будет участвовать в соревнованиях и проведет всю оставшуюся жизнь в компании очаровательных молодых лошадок.

Это и было моей ошибкой. Жеребец и думать забыл о скачках".
***
Я думаю, что в любой области жизни наибольших успехов достигают те люди, которые не обязательно обладают исключительными способностями или блестящими профессиональными навыками, но у которых по милости Божьей думающий разум не мешает действующему такова их программа. Знаменитый балетный танцор Нижинский говорил: "Лучше всего я танцую, когда меня здесь нет".
Концепцию думающего разума и действующего разума иллюстрирует любимая (судя по тому, как часто он ее рассказывает и какое удовольствие от этого получает аудитория) история Рамеша:
Раньше были популярны герои американских комиксов Матт и Джефф. Не знаю, есть ли они сейчас, я их давно уже не видел.

Думаю, тот, что маленького роста, это Матт, а высокий Джефф. Джефф был за рулем машины, когда ребята пытались доехать до вершины холма. Автомобиль еле полз, Джефф даже наклонился вперед, пытаясь ему помочь. Наконец, когда они с большим трудом достигли цели, Джефф сказал: "О, Матт!

Как это было страшно! Машину могло повести назад, и тогда мы бы опрокинулись!" "Ты зря беспокоился, ответил Матт, я все время жал на ручной тормоз".
отсраненное наблюдение
"Отстраненное наблюдение предполагает неучастие, эмоциональную невовлеченность в окружающий мир. Чтобы войти в состояние отстраненного наблюдения, достаточно сделать совсем небольшое интеллектуальное усилие". Рамеш показывает, чем отличается отстраненное наблюдение от других состояний бытия:
В Бомбее по утрам, около одиннадцати часов, ко мне обычно приходил Генри Деннисон. Поскольку дверь всегда была открыта, он поднимался на лифте и проходил в комнату, где я ждал его. Однажды, войдя ко мне, Генри увидел, что я сижу в кресле-качалке с закрытыми глазами.

Он на цыпочках пробрался к своему месту и стал ждать. Не знаю, сколько это длилось, может быть, всего несколько минут, но когда я открыл глаза, то увидел сидящего перед собой Генри, который тут же произнес: "Прежде чем мы начнем беседу, опишите, пожалуйста, состояние, в котором вы находились, когда я пришел". "Я не задумывался об этом, но сейчас, после твоего вопроса, полагаю, что со мной происходило то же, что и всегда. Если есть предмет для отстраненного наблюдения, я постоянно нахожусь в этом состоянии.

Но когда предмета нет, состояние отстраненности углубляется: звуки, запахи, уличное движение ощущаются совсем отвлеченно, они скользят но краю сознания и не вызывают почти никакой реакции. Когда же появляется необходимость, переход от полного самоуглубления в состояние отстраненного наблюдения совершается очень мягко, как автоматическое переключение скорости в автомобиле. Оно происходит непроизвольно и очень плавно, почти незаметно. Если же самоуглубление не прерывается в течение длительного времени, тогда звуки и запахи, которые раньше все-таки отмечались сознанием, исчезают совсем.

Вот что со мной происходило", ответил я. Любопытно, что в тот же день мне попалась великолепная книга Раманы Махарши. Я открыл ее и тут же наткнулся на эпизод, прочитав который, навсегда исключил из своего лексикона слово "случайность". Вот что я прочел: один человек спросил Раману Махарши: "Иногда я впадаю в состояние, при котором все звуки и запахи воспринимаются очень слабо и отстранение.

Скажите, пожалуйста, это самообман или это хорошо?" "Это как раз то естественное состояние, к которому надо стремиться", ответил Рамана Махарши.
***
Двери моей квартиры никогда не запираются, друзья и соседи обычно просто открывают их и заходят внутрь. Прямо перед входом висит зеркало, в котором отражаются все входящие и выходящие, и я, сидя в кресле-качалке, могу видеть их реакцию, которая, как правило, оказывается очень интересной. Открыв дверь и войдя в квартиру, человек видит себя в зеркале, но в первые секунды не реагирует на это, поскольку находится в состоянии отстраненного наблюдения.

Затем, сделав один или два шага, он понимает, что это его отражение, и вздрагивает. Включается ум, сосредоточивается внимание, и состояние отстраненного наблюдения исчезает.
В качестве примера отстраненного наблюдения Рамеш приводит реакцию ребенка: "Обратите внимание на выражение лица младенца, когда он доволен сыт, спокоен, завернут в чистые сухие пеленки. Его взгляд нельзя назвать бессмысленным, ребенок просто наблюдает за тем, что попадает в поле зрения, и непосредственно реагирует на это: если вы скорчите ему рожицу он заплачет, если улыбнетесь он засмеется в ответ. И улыбка, и плач всего-навсего ответ телесно-духовной единицы на внешнее событие.

Ребенок не подумает: "Этот бородатый дядя пугает меня, а вот тот, другой, хороший и совсем не страшный. Дай-ка я ему улыбнусь". Ребенок не будет так рассуждать, его реакции непосредственны", Рамеш часто рассказывает историю о том, какой научился отстранение воспринимать боль:
Много лет назад мне сделали операцию по удалению аппендикса. Это было в 1948 году, еще до того, как у меня появился первый гуру.

Хирург предупредил, что будет больно, но в случае необходимости медсестра сделает обезболивающий укол, так что у меня все будет в порядке. Я испытал чувство облегчения, узнав об этом, и вдруг в голову закралась мысль: "Дай-ка я посмотрю, какая будет боль". И когда я почувствовал боль, я подумал: "Так, началось". Не было никакой паники, может быть потому, что я знал: физические страдания можно прекратить в любой момент, попросив лекарство. Скорее всего, сознание этого и помогло пройти эксперимент до конца.

Я спокойно и отстранение переносил постепенно усиливающуюся боль, пока наконец она не стала равномерной. И тогда я подумал: "А ведь если бы я испытывал подобные страдания постоянно, с самого рождения, то привык бы к этому, боль стала бы частью меня самого". Операция была сделана в восемь часов утра, а мой опыт по отстраненному восприятию боли продолжался до шести часов вечера, пока не пришла медсестра с ужином и не сказала, что может сделать обезболивание, чтобы я заснул.

На что я ответил: "Хорошо, так и быть, мой эксперимент завершен". Медсестра сообщила об этом хирургу. "Я и не представлял, что у вас такая способность переносить болевые ощущения", удивился врач. "Доктор, я всю жизнь был уверен, что мой болевой порог гораздо ниже, чем у других", ответил я.
Следующая история показывает, по словам Рамеша, "реакцию на реакцию", т. е. то, как думающий разум вмешивается в состояние отстраненного наблюдения:
Один мой друг потерял жену, с которой прожил пятьдесят пять лет. Когда через десять или двенадцать дней после похорон я навестил его, мой друг был все еще вне себя от горя.

А ведь он сорок лет читал мудрые книги и думал, что достиг Понимания. Он сказал мне: "Все, что я прочел за эти долгие годы, все мое знание оказалось бесполезным, когда пришла настоящая беда и вся моя жизнь рассыпалась в прах". После смерти жены он почти обезумел от горя, а сочувствие людей, приходивших разделить скорбь моего друга, только усиливало страдания. Он сказал: "И теперь, когда ты здесь, я все равно умираю от горя, хотя после ее смерти прошло уже почти две недели.

А я думал, что стал джнани*, что достиг Понимания".
* Джнани человек, следующий в духовном поиске путем высшего знания (джнаны). Прим. ред.
Говорить с ним тогда на эту тему было все равно что добивать раненого, поэтому я промолчал. Но как только вернулся домой, тут же написал ему длинное послание, закончив его так: "Надеюсь, что вы дочитали это письмо. Простите меня за дерзость и выбросьте его". Письмо появилось в результате почти безотчетного порыва.

Вот что я написал: "Горе, охватившее вас после смерти жены, это нормальная реакция любой телесно-духовной единицы. Вы потеряли любимую женщину что же еще вы должны были чувствовать, кроме боли и скорби?

Ваши чувства абсолютно естественны и непроизвольны. Скорее всего, неправильной была ваша реакция на собственные чувства: "Я считал себя джнани, и вдруг разрываюсь от горя". Это неправильная реакция. Она показала, что мой друг еще не достиг должной глубины Понимания.

Далее я написал: "Если бы вы любили свою жену не так сильно, то, наверное, гораздо легче перенесли бы се смерть и, пожалуй, подумали бы: "Я джнани. Смерть моей жены не так уж потрясла меня.

Я принял ее как то, чему суждено было свершиться". Но это случилось бы вовсе не потому, что вы джнани, а потому что вы любили бы свою жену недостаточно!"
ПОНИМАНИЕ РЕБЕНКА
Детей подчас посещают поистине удивительные прозрения. Рамеш часто рассказывает историю о своей внучке:
Акшата была очень живым, беспокойным ребенком. Однажды ее мама, не выдержав, сказала своей умной и сообразительной дочке: "Посмотри, Акшата, как к вечеру я устала от тебя. Нужно придумать что-нибудь, чтобы ты не утомляла меня до такой степени. "Да, мамочка, я сделаю все, что ты хочешь", согласилась девочка. "Сейчас я тебя искупаю, а потом ты пойдешь в свою комнату, тихонько посидишь в ней пять минут и все это время будешь молиться Богу, чтобы он сделал тебя хорошей девочкой". "Хорошо, я так и сделаю!" Акшата ушла в свою комнату, вернулась через пять минут и сказала: "Мамочка! Я молилась.

Я так не хочу, чтобы ты уставала, что молилась очень усердно". Но на следующий день ничего не изменилось.

Мама укорила Акшату: "Дочка, а я думала, что ты молилась!" "Мамочка, я так горячо молилась! Но если Бог не сделал меня хорошей девочкой, значит, он или ничего не может со мной поделать, или я нравлюсь ему такой, какая есть!"
***
В Лос-Анджелесе у нас была чудесная повариха. Кухня находилась на открытом воздухе, так что мы могли слышать слабое позвякивание кастрюль и шипение масла на сковородках, а повариха, в свою очередь, слышала наши беседы. Я часто видел, как она выходила из своего закутка, чтобы постоять и послушать беседу.

Тогда я обычно рассказывал про случай со своей внучкой и про озарения, которые бывают у детей. На одной из бесед, поскольку в предыдущие дни я повторял историю со своей внучкой три или четыре раза, я решил было обойтись без нее, как вдруг наша повариха, которая знала, что в этом месте я обычно рассказываю эту историю, воскликнула: "Расскажите им о внучке! О внучке-то расскажите!"
***
У одной женщины, Евы-Марии, было четверо детей. До пяти часов вечера с ними сидела Карен ее наняли следить за детьми и помогать по хозяйству. Однажды Карен сказала своей хозяйке: "Знаете, что сегодня заявил Филипп? Что мы все спим, а проснемся только после смерти".

Филиппу было тогда пять или шесть лет. "Тут что-то не так", подумала мать.
Вытирая сына полотенцем поело вечернего купания, она спросила: "О чем вы говорили с Карен?" "Да о чем мы только не говорили", ответил мальчик. "О сне и пробуждении", напомнила мать. "Ах, да. Я сказал Карен, что мы все спим, а проснемся только после смерти", слово в слово повторил Филипп. "Кто тебе это сказал?" поинтересовалась мать. Сын посмотрел на нее с такой укоризной, взгляд его выражал такое сожаление, что мама задает настолько глупый вопрос, но все-таки ответил: "Бог, кто же еще!"
Когда Рамеш рассказал об этом случае в Голливуде, один человек поделился похожей историей:
У женщины было двое детей: новорожденная девочка и мальчик трех лет от роду, который уже хорошо ходил и говорил. Однажды мать увидела, как он сидит у колыбели сестренки и просит ее: "Расскажи о Боге, а то я что-то стал забывать".
ИДЕИ
"Помните, что любые мысли, утверждения или понятия это лишь идеи. Они необходимы, не бойтесь применять их на практике, говорит Рамеш и цитирует Раману Махарши: "Воспринимайте идею как щепку, с помощью которой вы извлекаете другую, вонзившуюся вам в ногу. Как только заноза вытащена отбросьте обе щепки прочь".

Тогда вы освободитесь от идеи. Если же вы станете носиться с идеей, лелеять ее, тогда на нее будет наслаиваться масса других, под грузом которых трудно будет увидеть правду.

Так что, пожалуйста, пользуйтесь любой идеей, но, воспользовавшись, отбросьте ее прочь".
Человеческому уму сложно увидеть, что противоположности связаны между собой, что они находятся друг с другом в самых разнообразных отношениях. Обычно ум видит только одну из них, и тогда истинная, сложная природа явлений не видна:
Два монаха были такими заядлыми курильщиками, что это мешало им медитировать. Они обсудили между собой эту проблему и, поскольку не пришли к определенному заключению, решили обратиться к своим наставникам. На следующий день они встретились и рассказали друг другу, что произошло. "Мой учитель очень рассердился, что я посмел обратиться к нему с таким вопросом", сказал один монах. "Вот это да! воскликнул другой.

А мой наставник, когда я спросил, можно ли мне молиться, когда я курю, ответил: "Конечно, сын мой!". "А ты как спросил?" "Я спросил, можно ли мне курить, когда я молюсь...".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
"Когда разум пытается привыкнуть к мысли, что свободы воли не существует, может возникнуть еще один вопрос: "А что, если я ренту быть независимым и самостоятельным?" Но это будет не ваш выбор, а одно из действий Всеобщности. Если вы примете эту идею, тогда все проблемы и трудности исчезнут сами собой. В ином случае проблемы будут только множиться, как грибы после дождя.

И чем дальше, тем больше будет препятствий, ведь жизнь это взаимодействие противоположностей. Абсолютно бесполезно ожидать, что впереди будет только хорошее".
Один суфий говорил: "Будьте скромными ведь вы слеплены из праха. Будьте величественными ведь вы сотворены из звездной пыли".
Рамеш любит это изречение Лао-цзы:
Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло.

Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее, следуют друг за другом.
Он также часто цитирует еще одно высказывание Лао-цзы:
Когда устранили великое Дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.

Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".
***
Дзэнский поэт Цзин Сан сказал: " Если хочешь обрести истину, не заботься о правильном и неправильном. Противоречие между ними говорит о недуге ума".
Рамеш утверждает, что "сострадание преодолевает противостояние любви и ненависти. Это некое безличное состояние, когда человек отстраняется от своей индивидуальности. Лишь "я" озабочено существованием взаимосвязанных противоположностей и выбором между ними", Рамеш цитирует из "Аштавакрагиты":
Желание лежит в корне невежества, и, до тех пор пока длится желание, будет существовать ощущение приятного и неприятного, а оно ветви и побеги дерева сансары. Деятельность порождает привязанность.

Воздержание от деятельности порождает апатию. Мудрец, освобожденный от оков противоположностей, упроченный в Самости, живет как ребенок. Тот, кто привязан к сансаре, хочет отречься от нее, чтобы избежать страданий. Даже тот, кто не привязан к сансаре, продолжает пребывать в ней, но живет более счастливо. Тот, кто ищет просветления, но все еще отождествляет себя с телом, не джнани и не йог, он будет страдать от невзгод.

Пока вы не отринете абсолютно все, то не сможете упрочиться в Самости, даже если Шива, Вишну или Рама будут вашими наставниками. Что бы вы ни услышали это всего лишь идея, любое знание всего-навсего противоположность невежеству.
***
В основе жизни лежит двойственность. Это означает полное и безусловное принятие того факта, что в жизни, с одной стороны, всегда были такие личности, как мать Тереза *, а с другой психопаты; что человек не в состоянии контролировать действие взаимосвязанных противоположностей, на которых зиждется сама жизнь.

Следовательно, должны существовать противоположности и счастье, и горе. Так было всегда, начиная с Адама и Евы.
* Мать Тереза (1910-1997) католическая монахиня, албанка по рождению, посвятившая себя служению отверженным и обездоленным. Большую часть жизни прожила л Бенгалии (Индии), в трущобах, ухаживая за умирающими, прокаженными, больными.

В 1950 г. основала Орден милосердия. Люди считали ее святой.

Сразу после ее смерти католическая церковь начала процесс ее причисления к лику святых. Прим. ред.



Содержание раздела