d9e5a92d

Милеант А. - Семиглавый дракон . Индийско-оккультные учения в свете христианства

Дух же ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры,
внимая духам обольстителям и учениям бесовским.
(1 Тим. 4:1)
Человек не может, подобно животному, удовлетвориться одними материальными благами. Рано или поздно он начинает жаждать чего-то духовного в своей жизни и тогда целый ряд принципиальных вопросов встает перед ним: для чего он живет, какова цель его существования, есть ли что-то за пределами физического мира и т.д.

Христианство помогает человеку вырваться из тисков повседневной суеты, найти смысл в жизни и развить благороднейшие способности своей души. Но, начиная с конца прошлого столетия, западный мир все больше и больше стали наводнять всевозможные индийско-оккультные или восточные учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету людей западной культуры, эти учения свободно пользуются христианской терминологией и христианскими понятиями, создавая впечатление, что они не противоречат христианству, а лишь восполняют недостающее в нем.

На самом деле эти учения находятся в прямом конфликте с христианским учением и ставят людей на неправильный духовный путь. К сожалению далеко не каждый в состоянии разобраться, в чем собственно они заблуждаются.

Тем более, когда идеи, распространяемые этими учениями, тесно переплетаются с христианскими.
В этой работе мы в свете христианства рассмотрим главные положения в индийско-оккультных или восточных учениях и покажем, что именно и почему в них неправильно. Также покажем, почему предлагаемые ими психотехнические приемы, направленные к расширению сознания и открытию внутренних пространств, вредны для психики и пагубны для души.

Во второй части мы приведем некоторые исторические данные и особенности наиболее популярных восточных культов.
ТРИ ПОТОКА
Все индийско-оккультные учения можно условно разделить на три течения: 1) наукообразно-философские оккультные учения, 2) учения, делающие упор на психофизиологическую практику и 3) учения, направленные на развитие интуиции и спонтанности.
1.К направлению, отличающемуся наукообразием и интеллектуализмом, можно отнести гностицизм, теософию Блавацкой, антропософию Р. Штейнера, учение А. Бейли, агни-йога Е. И. Рерих, каббалу, учение Вивекананды, Розу мира Д. Андреева и им подобные.


Основной особенностью этих учений является построение наукообразных теорий об устройстве невидимого мира, об иерархиях невидимых существ, о влиянии космоса на судьбы людей, народов и материков, об устройстве человеческого существа, об эволюции мира, о загробном существовании и т.д. Все это крайне путано, туманно, произвольно и излагается на страницах толстых многотомных трактатов, изучение которых способно занять целую жизнь. Эти учения рассчитаны на людей созерцательного склада ума.

Если в них и присутствуют какие-либо советы практического характера, то они стоят на втором плане. Центр тяжести обращен на изучение оккультной литературы для того, чтобы развить в человеке интуицию к потустороннему. Человек становится способным к прозрению в мистическую сторону жизни, к оккультному пониманию событий.

Обычные психологические последствия изучения оккультных наук это развитие в человеке холодности, цинизма, презрения к людям, душевной пустоты, внутреннего бессилия и какой-то внутренней потерянности, переходящей в уныние.
2.Во втором потоке психофизиологическом упор ставится на практику методов перестройки своего организма, и поэтому данное направление чревато необратимыми последствиями для здоровья. Человек становится открытым объектом для влияния потусторонних духов и способен так нарушить ход своих биологических процессов, что ни один врач не будет в состоянии понять, что с ним случилось.

К этому потоку можно отнести различные виды йоги (хатха-йога, раджа-йога, мантра-йога, к которой примыкают кришнаизм и трансцендентальная медитация, даосская йога или мистический даосизм), методы тибетского буддизма, методы Всемирного белого братства О. Айванхова, метод Перепелицына, метод Порфирия Иванова, терапия С. Грофа с применением наркотиков, ванна Д. К. Лилли, дыхательные техники (голотропное дыхание С. Грофа) и т.д.
Этот список включает в себя как традиционные восточные, так и научно обоснованные их модификации, применяемые в психотерапии, а также некоторые наши доморощенные методы типа метода П. Иванова. Если в традиционных методах содержится довольно простая и примитивная теория, то модернизованные методы могут опираться на солидные научные исследования, которые касаются мира феноменов и иллюзий, открываемого, например, наркотиками или дыхательными упражнениями (как в методиках С. Грофа).
Главным аргументом этих течений психофизиологической мистики является ссылка на то, что они действуют, т.е. сама практика дает явно ощутимые результаты. Людей, не склонных к размышлениям, но склонных к действию, это привлекает.

Обычно используются следующие методы, приводящие к прорыву в невидимый мир: движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, способы воздействия на распределение крови и локализацию энергетических процессов в организме, повторение мантры, визуализация (это метод работы с воображением, когда человек, закрыв глаза, пытается нарисовать в темноте перед глазами какой-либо образ, так что со временем он может научиться видеть воображаемое совершенно ярко и отчетливо), метод сенсорной депривации (создания такой ситуации, когда полностью отключаются внешние раздражители, что способствует отверзение чувств в невидимый мир) и использование наркотиков.
3.Третий поток это интуитивная мистика, к которой можно отнести дзен-буддизм, философский даосизм, джана-йога (йога познания), учение Кришнамурти, учения Раджниша, учение К. Кастанеды и пр.
В этих учениях, как правило, отрицается рационально-логичный подход к вещам, утверждается парадоксальность и противоречивость окружающих нас явлений, необходимость раскрытия в человеке способности реагировать помимо разума, спонтанно, интуитивно, не сдерживая свои желания и бессознательные реакции. Девиз этого направления полная внутренняя раскованность.

Поэтому религиозный даосизм разрешает разнузданные оргии. Адепты же дзен-буддизма позволяют себе делать все, что им нравится.
Предложенное здесь деление индийско-оккультных учений на три потока условно. Скорее следует говорить о смещении акцентов на интеллект, практику и интуицию в соответствующих потоках.

Все они, в той или иной мере, пересекаются и имеют много общего. Главное, что их сближает, это своеобразное понимание Бога, как безличного мирового принципа, и повсеместное использование методов медитации и йоги.

ИНДИЙСКО-ОККУЛЬТНЫЕ УЧЕНИЯВ СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА

В самых общих чертах все религии и религиозно-философские учения можно разбить на две группы. К первой принадлежат те учения, которые признают Бога как личность и всесовершенное трансцендентное Существо, Творца всего видимого и невидимого. Ко второй те, которые верят в безличное начало. Одни именуют его Абсолютом, другие вечным мировым принципом, третьи космической силой или еще чем-то в таком роде.

К религиям первой группы относятся христианство, иудаизм, мусульманство. Их можно назвать Бого-устремленными, поскольку вера в Бога-личность является фундаментом всех религиозных истин. Ко второй группе относятся восточные учения индийско-оккультного направления.

В противоположность верам первой группы, эти учения следует назвать человеко-устремленными.
Читатель, неискушенный в богословских вопросах, может подумать, что вопрос личного или безличного Бога отвлеченно философский, поскольку Его сущность все равно непостижима. Главное быть честным и добрым человеком, а этим качествам учат все религии, независимо от их идейного содержания.

Однако, как увидим, вопрос личности и самосознания в Боге далеко не отвлеченный, а определяющий все идейное и практическое содержание данной религии или учения.
Все религии и философские учения стараются ответить на принципиальные вопросы бытия. Различие в ответах зависит, главным образом, от исходных предпосылок этих учений и в первую очередь личностен или безличностен Бог, т.е. обладает ли Он разумом, самосознанием, волей, или Он лишь некая сила, энергия.

Это принципиальное различие, как увидим, создает идейную пропасть между Бого-устремленными и человеко-устремленными учениями, и делает их моральные выводы диаметрально противоположными. Если иудаизм очистить от наслоений талмуда, а мусульманство от изречений Магомета, то эти учения приблизятся к христианству.

Индийско-оккультные учения, с другой стороны, никакими поправками к христианству не приблизишь: самая основа их существенно другая. Заменяя личностного Бога расплывчатым понятием все наполняющей энергии, они в центре внимания ставят человека и задаются целью научить его пользоваться этой энергией для личного саморазвития и счастья.
Индийско-оккультные учения, укоряя христианство в догматизме, видят свое преимущество в том, что они не навязывают определенной системы догматов, не сковывают свободу мысли, а предоставляют человеку свободу самому познать тайны бытия. Истина одна. Это люди понимают ее по-разному гласит известное индийское изречение. Однако, как увидим, все восточные учения опираются на один краеугольный догмат веру в существование безличностного начала, лежащего в основе всего. Все религиозно-философские идеи этих учений очень последовательно вытекают из этой главной предпосылки.

Действительно, если нет Бога, как личности, то нет ни высшего Разума и всенаправляющей Воли, ни бесспорного Авторитета, ни праведного Судьи все движется само собой под действием слепых космических сил. Все религиозные истины и моральные принципы, к которым приходит человек, обусловлены его познавательной способностью и интеллектуальной проницательностью и потому условны и подлежат пересмотру.

Отсюда, естественно, вытекает все то разнообразие, противоречивость и аморфность, которыми отличаются индийско-оккультные учения.
Итак, приступаем к разбору важнейших сторон индийско-оккультных учений, начиная с самого фундаментального вопроса.
БОГ И МИР
Каждая наука, даже самая строго-логическая и последовательная как, например, математика, вынуждена опираться на ряд самоочевидных истин, аксиом, которые в принципе не доказуемы и должны быть приняты на веру. Если бы аксиомы можно было доказать, то они стали бы теоремами, но доказать их невозможно. Неудивительно поэтому, что менее очевидные отрасли знания, как например, религия и философия, тоже опираются на своего рода аксиомы, догматы, которые недоказуемы и являются предметом веры. Самой фундаментальной аксиомой всех религиозно-философских учений является идея Бога.

В то время как Бого-устремленные религии опираются на веру в Бога-личность, восточные или индийско-оккультные учения все свои религиозно-философские выводы строят на предпосылке безличного мирового принципа.
Христианство учит верить в единого Бога-личность, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. В христианском понимании Бог надмирное и всесовершенное Существо, бесконечно премудрое и всемогущее. Он живет вне времени и пространства.

Все, что существует, возникло по Его желанию не из Его существа как бы путем эманации, а из ничего.
В начале ничего не существовало ни ангелов, ни духов, ни космоса, ни даже самых элементарных частиц, из которых он состоит, ни какой-либо энергии или силы, не существовало ни самого времени, ни пространства. Существовал один Бог, как вечный, животворящий и неприступный Свет.

Создавая мир, Бог заложил в него и те законы, по которым он должен был развиваться в намеченном Им направлении. Природа мира совершенно отлична от природы Творца, Который является чистейшим и вездесущим Духом. Бог пронизывает все, ни к чему не дотрагиваясь и ни с чем не смешиваясь.

Как мир создан из ничего, так по воле Божией он может и вернуться в небытие. Его судьба всецело зависит от воли Творца, Который, обитая в непреступном свете, вне времени и пространства, всюду находится и всем управляет.
Создав мир и нас людей с определенной целью, Бог и заботится о нас, как отец о своих детях.
Все индийско-оккультные учения исходят из идеи безличности Бога. Если для христиан Бог это Кто, то для индийско-оккультных учений Он что; Бог и мир они сливают в одно понятие: Бог есть все, и все есть Бог. Такое мировоззрение называется пантеистическим от греческих слов пан всё и теос Бог.

Одни учения говорят о Брахмане или Абсолюте, другие об общем принципе или закономерности, лежащих в основе бытия, третьи о всё наполняющей энергии, мистической силе или душе мира, четвертые о Первичной Реальности и т.д. Но во всем этом разнообразии имен всегда подразумевается нечто безличное, неотделимое от мира, как бы непознаваемая сторона Вселенной, которая вместе с миром эволюционирует по законам бытия.

Интересно заметить, что все эти учения, отрицая Бога как личность, вынуждены саму материю наделять некоторыми божественными свойствами, например: вечностью, бесконечной протяженностью, известной разумностью (в целесообразности законов природы) и справедливостью (в законе кармы).
Характерным для этих учений является концепция цикличности космоса, согласно которой мир периодически проходит через фазы зарождения, развития, одряхления и разрушения. Являясь временной формой (модальностью) абсолюта, космос проходит через циклы бытия и небытия, в которых миры то возникают из пропасти абсолюта, то затем исчезают в этой же бездне.

Поэтому начало приравнивается к концу, а время обращается назад. Таким образом Абсолют индийско-оккультных учений не надмирный Архитектор и Законодатель, как в христианстве, а предмет, подверженный законам эволюции и, следовательно, от них зависящий.
Характерным для этих учений является и их подчеркивание иллюзорности мира (майя). Так как в сущности всё вытекает из первичной энергии, то всё призрачно и нереально.

Всё, что мы видим вокруг нас, иллюзия, и, следовательно, все наши понятия условны и неверны.
На предпосылке безличности Бога зиждутся все религиозно-философские особенности, столь характерные для восточных культов, а именно: отрицание бессмертности самосознания в человеке, отрицание Божественного Откровения, отрицание Христа как Спасителя человечества, отрицание суда Божия и вечной жизни, преклонение перед роком, якобы определяющим судьбу людей, учение о карме и переселении душ, учение об относительности понятий истины и заблуждения, добра и зла, добродетели и порока и другие.
При всей кажущейся духовности индийско-оккультных учений и некоторой близости к христианству логически их следует отнести к атеизму или во всяком случае к одухотворенному материализму но не столь плоскому и воинственному, каким является коммунистический материализм.
ИСТИНА АБСОЛЮТНОЕ ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ?
В своем понимании истины индийско-оккультные или пантеестические учения очень последовательны: раз нет Бога-личности, заботящегося о людях, то не может быть и единого источника Откровения. Люди, старающиеся познать тайны бытия, ограничены и в сфере того, что подлежит их восприятию, и по своему интеллекту. Поэтому, естественно, их заключения несовершенны, неизбежно расходятся и подлежат пересмотру.

В качестве примера приводится слон, которого ощупывало четверо слепцов. Один из них дотронулся до ноги и объявил, что слон похож на столб; другой ухватился за хвост и объявил, что он похож на змею; третий дотронулся до живота и объявил, что слон это огромная бочка; четвертый коснулся ушей и заявил, что он корзина.

Кто из них прав? Ясно что и все, и никто!
Подобным образом заключают эти учения и каждая религия по-своему права. Религии человечества это разные уровни понимания одной и той же истины. В этом плане Христос, Будда, Конфуций, Зороастр, Магомет, Кришна и другие аватары воспринимаются как учителя, проповедовавшие одни и те же принципы, но в разных словесных формулировках.

Потому большинство индийско-оккультных учений считают, что нет ни ересей, ни заблуждений, а лишь разные уровни понимания Реальности.
Базируясь на идее относительности религиозных учений, индийско-оккультные учения поощряют сравнительное изучение религий с целью расширения интеллектуального кругозора. Тех же, которые отстаивают исключительную правоту своего учения, как например, христиан, объявляют фанатиками.
Идея принципиальной непостижимости истины лежит в основе дзен-буддизма. Поскольку мир призрачен и иллюзорен, то истина не постижима. Научить другого чему-то считается невозможным, равно и как научиться от кого-нибудь. Чтобы постичь что-либо, необходимо, в первую очередь, избавиться от предрассудков и мнений, проповедуемых разными религиями. Реальность не имеет объективного содержания, существует лишь субъективное восприятие.

Истина должна постигаться непосредственно, интуитивным путем, когда познаваемое и познающий сливаются в одно.
Книги могут быть полезными начинающему, поскольку они поощряют медитацию. Отвергая разум и логику, дзен верит в непогрешимость человеческой интуиции. Для развития интуиции дзен призывает к усиленным упражнениям в медитации, в йоговском понимании этого слова.

Медитируя, человек должен освободить свой ум от всяких внешних впечатлений и полностью расслабиться. Все, что человек может познать, придет к нему изнутри, внезапно. Главное почувствовать себя органической частью Целого. Достигнув этого, человек погрузится в состояние полного блаженства и поймет, что он бог.

Это спонтанное просветление дзен-буддизм объявляет постижением истины.
Христианское понимание абсолютности и неизменности истины базируется на идее Бога, как личности. Создавая человека, Он наделил его богоподобным разумом, способным общаться с Ним и познавать истину.

Если Бога сравнить с солнцем, то человеческий разум, подобно оку, способен принимать Его свет, хотя не во всей его яркости, и, просвещаемый Его светом, постигать сущность духовных и физических предметов.
Первозданный человек в своей нравственной чистоте был способен непосредственно общаться с Богом и даже беседовать с Ним (Бытие, 2-3 главы). Согрешив, человек отошел от Бога. Его разум помрачился, в результате чего появились всевозможные лже-религии. Однако Бог не отвернулся от человека.

Как любящий Отец, Он не переставал заботиться о спасении людей и посылал им Своих пророков-наставников.
Полноту истины принес миру Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий. Он восполнил то, чего недоставало в Ветхозаветных Писаниях, и дал более совершенные понятия о Боге и о многих духовных предметах.

Он четко объяснил, что правильно и что неправильно, как надо жить и к чему стремиться, чтобы достичь вечной жизни. Он не ставил Себе целью удовлетворять человеческую любознательность и открывать труднопонимаемые тайны бытия, а сосредоточил Свое учение на том, что главное для нас как достичь Царства Небесного.

Учение Христово сохранено в своей изначальной чистоте и неповрежденности в Евангелиях, записанных четырьмя евангелистами, и разъясняется в писаниях святых апостолов.
Таким образом, Библия содержит истинное и неповрежденное Божественное откровение.
Ближайшей задачей нашего земного существования познавать под руководством Церкви богооткровенные истины, содержащиеся в Священном Писании и на них строить свое мировоззрение и христианскую жизнь. Хотя человек не всегда способен постигнуть всю глубину богооткровенной истины, однако он всегда способен поверить в то, что она утверждает.
Не имея единого источника откровения Бога, индийско-оккультные учения нередко ссылаются на откровение оккультных духов, белых братьев или на авторитет гуру. Основательница теософского общества Е. Блавацкая, например, утверждала, что находится в постоянной телепатической связи с тибетскими махатмами: получает от них повеления, обращается к ним с вопросами и слышит их ответы.

Она считала свою жизнь и теософское учение исполнением воли таинственных учителей, живущих в заоблачных скалах Тибета.
Итак, христианство четко отличает богооткровенные истины от человеческих мнений и считает, что Истина одна, а заблуждений может быть множество. Все, что противоречит богооткровенной истине, является плодом фантазии.
ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРИРОДА И НАЗНАЧЕНИЕ
Человек в христианском понимании есть творение Божие, носящее в себе печать Его образа. В отличие от ангелов и животных, наделенных простой природой (духовной, или физической), человек двухсоставное существо, состоящее из разумной души и бренного тела.
Хотя природа души и ее появление в мир при рождении младенца это тайна Божьего творчества. Тем не менее христианство четко учит, что душа новорожденного не дух, который прежде где-то обитал, а потом вселился в новорожденного, а новое существо, возникшее в утробе матери в какой-то момент после образования зародыша. Наследуя от своих родителей многие их физические свойства, новорожденный наследует от них и чисто духовные качества как положительные, так и отрицательные.

Но при всем сходстве с родителями, новорожденный младенец все же является совершенно новым Я, отличным от Я его родителей: он уникальная и неповторимая личность, обладающая самостоятельным сознанием, разумом и свободной волей.
Душа новорожденного не просто вселяется в тело, как, скажем, жилец в квартиру, а соединяется со своим телом неким таинственным, самым интимным союзом, который по плану Творца должен бытьвечным. Смерть, которая пришла в результате греха, естьненормальное и противоестественное явление. Хотя после смерти тело, лишенное жизненного начала, распадается на свои составные элементы, тем не менее некий таинственный союз между телом и душой сохраняется.

Душа, выйдя из тела, сохраняет личность человека его духовный опыт, накопленные знания и то нравственное состояние, которого человек достиг при жизни. Его личность, его уникальное Я и после физической смерти продолжает сознавать, мыслить, помнить, чувствовать, желать.

Однако разлучение с телом является для души противоестественным и временным состоянием. Она не создана быть ангелом или привидением, а именно частью человеческого естества, духовной стороной его природы.

Вот почему люди никогда не смогут примириться с трагедией смерти: она противоестественное явление.
Целью пришествия в мир Господа Иисуса Христа было исправить аномалию смерти и восстановить человека в его двухсоставной природе. Это восстановление осуществится в день всеобщего воскресения мертвых, когда душа каждого человека возвратится в его Богом обновленное и одухотворенное тело, после чего человек будет жить бессмертно.

Важно понять, что при всеобщем воскресении душа каждого человека воссоединится именно с его собственным, а не с каким-то другим новым телом. Это будет именно восстановление человека в его первоначальном двухсоставном виде, каким Бог его создал.
Индийско-оккультные учения совсем иначе понимают природу человека. Для них душа это сгущение, материализация той же безликой энергии, наполняющей мир: она как бы капля осевшего пара или звуковая волна, застывшая на известной частоте. Тело человека это несущественная оболочка энергетического сгустка, как бы его одежда. Поэтому смерть рассматривается как естественный процесс, когда душа, это временно сконденсированная энергия, снова растворяется в энергетическом море, наполняющем космос. Но как молекулы пара могут снова сгуститься в дождевую каплю, или звуковые волны снова синхронизироваться в определенную частоту, так и частицы мировой энергии могут снова сгуститься, образовав душу человека с тем, чтобы вселиться в новое тело.

Этот процесс называется перевоплощением (реинкарнацией), или метапсихозом. Конечно, подробности этого процесса, равно как и терминология у разных восточных культов несколько отличаются одна от другой, однако суть от этого не меняется.

Все они сходятся в том, что личность и самосознание человека после его смерти утрачиваются.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ
Под личностью, или Я, следует понимать нематериальный центр сознания и всех психических процессов разумных существ. Через сознание человека течет непрерывный поток всевозможных ощущений, мыслей, чувств, эмоций и желаний, однако его Я не пассивное русло этого потока, а активный руководитель, который свободно контролирует и направляет свою душевную деятельность. При всем многообразии действий и состояний человек на протяжении всего своего существования сознает себя одной и той же личностью, хозяином своих решений и поступков.

Личность человека сосредотачивает в себе совокупность всех его природных и приобретенных индивидуальных качеств, в которые входят воспоминания, знания, способности, творческий талант, интуиция, чуткость, опыт, религиозное чувство, моральный уровень, сила воли, характер, темперамент, интересы, стремления и т.д. Все это образует его цельное и уникальное Я, отличное от внешнего мира и от Я остальных людей.



Содержание раздела