d9e5a92d

ГНОСТИЦИЗМ

Гностические секты (от греческого слова гносис знание) возникли на заре христианства и вплоть до 3-его века представляли большую помеху для Церкви. Учения этих сект являются попыткой возвысить христианство и дополнить его ценностями языческой культуры восточными оккультными верованиями и греческой философией.

В этой попытке все христианское извращается самой невероятной фантастикой.
Представителей гностицизма делят на восточных, или сирийских, и западных, или александрийских. К первым относятся офиты, Сатурнил, Василид, Кердоп и Маркиан, ко вторым принадлежат Карпократ и Валентин.

В восточном гностицизме заметно влияние персидского дуализма, согласно которому существуют два начала: добрый Бог, создатель духовного мира, и злой бог, создатель материального мира.
В западном гностицизме явно проглядывает платонизм и неопифагорианство с многочисленными ступенями эманирующего божества. Во главе всего гностики ставят высочайшее существо, называемое различными именами, которыми хотелось выразить его абсолютность: особую возвышенность, всемогущество, несравнимость, неопределенность и самозаключенность. Но перед глазами гностика лежал неустроенный, хаотичный мир.

Нужно было выяснить происхождение его. Этот мир, для гностиков казалось, никак нельзя признать созданием высшего Бога, ибо тогда в нем пришлось бы искать и источник мирового зла.

Нет, субстратом для мира может служить только материя, которую восточные гностики представляли в виде самостоятельного, живого, злого существа, а западные воспринимали как эманацию или тень Абсолюта, имеющую лишь призрачное существование. Однако инертная материя не могла сама собой произвести этот мир, где есть несомненно частица высшего божества.

Выяснить происхождение такого мира, состоящего из искр света, погруженных во мрак материи, была проблемой, которую старались выяснить все ветви гностицизма.
При решении ее пришлось выдумать сложную систему эонов существ, эманирующих (истекающих) из Абсолюта наподобие ступенчатых водопадов. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух (магическое число, позаимствованное из каббалы). Чем дальше находился данный эон по отношению к Абсолюту, тем слабее действовало в нем божественное начало и сильнее ощущалась помраченность матери. Первым эном, эманирующим из Абсолюта, был Демиург.

Он-то и создал мир, состоящий из духовных начал, смешенный с материей. Материя же этот самый низший эон, однозначно воспринималась как зло.

Духовно настроенные люди, которые независимо от своей воли оказались в плену дольнего мира, тяготятся узами мрака и желают вознестись к высшей ступени бытия и соединиться с жизнью Абсолюта. Это слияние достигается познанием тайн бытия, т.е. гнозисом.
Воспринимая материю как зло, гностики не могли признать действительности воплощения Мессии. Пневматическому существу, каким был Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи.

Отсюда возник докетизм (от докэо казаться) учение о том, что Христос лишь казался человеком, а на самом делы был духом.


Хотя к концу третьего века гностические секты постепенно сошли на нет, однако их идеи оказали значительное влияние на ряд последующих оккультных учений масонство, теософию, антропософию, а также на философские школы Якомба Беме, Шопенгаура, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и другие.
Итак, гностические учения вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные промежуточные существа, эоны. У одних это Демиург, у других Логос или София, у третьих мировая душа, женственное начало или еще нечто в этом роде.

Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации божества т.е. всё тот же оккультный пантеизм.
Надо с прискорбием заметить, что соблазн перебросить мост между всесовершенным Творцом и дольней тварью несколько задел и русское богословие благодаря трудам философа Владимира Соловьева. Целый ряд русских религиозных мыслителей, как например: прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булкаков, проф.

Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института подхватили гностические идеи В. Соловьева и целые сочинения посвящали темам Софии, мировой души и женственному началу в Боге.
О других оккультных учениях антропософии, розенкрейцерстве, кришне, эканкаре, учении Рерихов агни-йога и т.д. мы поговорим в отдельном приложении к данной работе. Здесь же упомянем лишь, что при некотором внешнем различии все они построены на пантеестическом догмате безличностного божества.

Заключение

Итак, нам суждено жить во времена буйного расцвета всевозможных индийско-оккультных учений, которые вытесняют в сознании общества традиционные христианские идеи. Писатель книги Откровения записал следующее видение, относящееся к последним временам: И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами, и на рогах его десять диадим, а на головах его имена богохульные ... И открыл он уста свои, для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не вписаны в книге жизни (От.

13:1-8). Речь здесь идет о Вавилоне мировом правительстве, которое, объединив все государства мира, установит самый бдительный контроль над многими сторонами частной и общественной жизни.
Политическая сторона этой темы равно как и выяснение различных подробностей возможного осуществления мирового правительства выходит за пределы нашего труда. Здесь необходимо коснуться лишь духовной стороны этой темы и, во-первых, обратить внимание на то, что апокалиптический дракон будет многоглавен.

Если голова символизирует мудрость и знания, то множество голов, очевидно, указывают на многосторонность и разнообразие идей, составляющих идеологическую основу будущего Вавилона . Ни христианство, ни другая какая-либо из существующих религий не сможет удовлетворить потребностей и вкусов всех народов.
Однако нечто похожее на ДНВ с его меркантильным методом и умением ассимилировать все лучшее из разных религий способно будет объединить человечество под сводами всемирной пан-религии. Не зная всех подробностей этой религии будущего, можно, однако, с уверенностью сказать, что объединяющим началом в ней будет, как и во всех индийско-оккультных учениях, идея безличностного божества , которая как на подобие хребта будет скреплять в один организм головы, туловище и хвость адского чудовища.
Выражение Апокалипсиса поклониться зверю ничего общего с признанием определенной политической системы не имеет, а означает принятие антихристианской идеологии. Это не значит, что личностный Бог будет нарочито отвергаться, а скорее всего Он будет просто проигнорирован, как несуществующий.

Христос же будет низведен в скромную категорию одного из учителей человечества.
В известном рассказе из греческой мифологии описывается победа Геркулеса над 9-тью главой гидрой. В своей геройской борьбе Геркулесу удалось победить чудовище лишь тогда, когда он отрубил все его 9 голов.

Но, конечно, это сказка. Головы апокалиптической гидры не так просто отрубить. В духовном плане многоглавой гидрой являются индийско-оккультные учения, которые своими псевдо-религиозными идеями и методами губят миллионы человеческих душ. Апокалипсис, имея в виду духовную суть, изображает это многоглавое чудовище свирепым и кровожадным.

Но по своей внешности, по тому, как его воспринимают люди, оно будет выглядеть совсем безвредным, даже симпатичным и улыбающимся, манящим к себе ничего не подозревающих людей. Иначе, спрашивается, как могло бы чудовище из преисподни погубить столько человеческих душ?
Но верующему человеку нет надобности сражаться с каждой головой чудовища в отдельности, то есть стараться опровергнуть каждую индийско-теософскую идею. Чтобы сразить чудовище, достаточно поразить его в самое сердце, а сердцем его является главная предпосылка всех оккультных учений отрицание Бога как лица. Поэтому достаточно христианину всем сердцем признать, что существует личностный Бог, Творец мира, Который любит нас и как заботливый Отец печется о нашем спасении, Который ждет от нас сыновней преданности и все хитросплетения оккультных идей развеются как дым. Это не внешнее глобальное сражение, а индивидуальный поединок, в котором верующему предстоит преодолеть соблазн оккультного мистицизма.

Победивший зверя, сказано, удостоится венца жизни (От. 15:2).

К счастью, в этой битве мы не одиноки. На нашей стороне Господь Иисус Христос, обещавший, что никто не сможет похитить верующего из руки Его (Иоанн 10:28).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси нас от адского зверя, чтобы мы вечно славили Тебя вместе с безначальным Твоим Отцом и Животворящим Духом. Аминь.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Верую в единого Бога Отца, вседержителя, творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом) Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого же за нас при Понтийском Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на Небеса, и сидящего одесную (по правую сторону) Отца.

И имеющего снова прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую (признаю) единое крещение в оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и будущей жизни.

Аминь.

Библиография

1.Иерей В. Елисеев, Православный путь ко спасению. Издательство Даниловский благовестник, Москва, 1995.
2.Джон Макдауэлл, Обманщики, редактор Д. С. Утамиши. Москва, 1993.
3.М. Ю. Медведев, Пять дней в Орхусе.

Пермь, 1995.
4.Общество Радонеж, Не участвуйте в делах тьмы. Москва, 1990.
5.Православная Церковь, Дороги, ведущие в ад, издательство Сатис. Санкт Петербург, 1996.
6.Православная Церковь, Современные ереси и секты, издательство Православная Русь. С. Петербург, 1995.
7.С. Радхакришнан, Индийская философия (два тома), редактор Макаров, С. Петербург 1994 г.
8.John Ankerberg, The facts on Astrology, Harvest House publishers, Oregon 1988.
9.John Ankerberg, The facts on Hinduism in America, Harvest House publishers, Oregon 1991.
10.John Ankerberg, The facts on The New Age Movement, Harvest House publishers, Oregon 1988.
11.Kieth Gerberding, How to Responde to Transcendental Meditation, Pub. House Concordia, St.

Luis 1977.
12.J. D. Douglas, The new international Dictionary of the Christian Church, General Editor, Michigan 1978.
13.Bob Larson, Cults, Tyndale House publishers, Illinois 1982.
14.Philip H. Lochhaas, How to Responde to the New Age Movement, Pub. House Concordia, St.

Luis 1988.
15.Philip H. Lochhaas, How to Responde to the Eastern Religions, Pub. House Concordia, St.

Luis 1979.
16.George A. Mather and Larry A. Nichols, Dictionary of Cults, Sects, Religions and the Occult, Zandervan Publishing House, Michigan, 1993.
17.Walter Martin, The Kingdom of the Cults, Bethany House publishers, Minneapolis, 1985.
18.Fr. Seraphim Rose, Orthodoxy and the Religion of the Future, St.

Herman of Alaska Brotherhood, Platina, CA 1990.
(09-22-97)
Приложение

СОБЛАЗН ОККУЛЬТИЗМА

Дух ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры,
внимая духам обольстителям и учениям бесовским.
(1 Тим. 4:1)
Как ребенок к матери, так человек инстинктивно тянется к Богу особенно в трудные моменты жизни. В Боге он видит своего Небесного Отца, Который желает ему добра и может сделать даже невозможное. Господь Иисус Христос обещал: Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворится (Мт. 7:7). Кто просит о физическом исцелении, о помощи в работе, об укреплении семьи, о благе детей; кто об укреплении веры, научении молитве, о стяжании Духа Святого, каждый в меру своего духовного уровня.

Бог же принимает мольбы всех, кто с искренней и горячей верой обращается к Нему.
Помимо того, что молитва привлекает к нам помощь Божию, она замечательна еще тем, что содействует внутреннему росту человека. Это потому, что молитва это не монолог, а беседа, в которой Господь отвечает душе и озаряет ее благодатью Святого Духа. Озаряя внутренний мир человека, Бог учит его искать не только материального, временного, но, главное, вечного и подлинно ценного. Человек, беседующий в молитве с Богом, сознает, что Бог высшее и всемогущее Существо, полное любви, но и праведное, перед Которым надо благоговеть.

Нельзя им манипулировать, как какой-то слепой силой. Он Отец, Которого надо слушаться.

Так личный молитвенный опыт, возникший поначалу в результате тех или других конкретных нужд, содействует нравственному совершенствованию человека и ведет его к высшему благу Царству Небесному.
Полной противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, черная духовность оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил.

Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному.

Цель оккультных занятий чисто утилитарная: узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть био-энергию, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто поиграть с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.
Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма.

Но, как увидим дальше, услужливые потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно расплачивается очень дорого за полученные услуги. Только поначалу все выглядит легко и просто.
Оккультизм древен, как само человечество. Вкушение в раю запрещенного плода было первой попыткой человека получить чрезвычайные знания и способности оккультным путем (см. Бытие, 3 глава). Колдуны, шаманы, вызыватели умерших и т.д. всегда существовали, но большей частью в подполье. Знаменательным для нашей эпохи является все усиливающаяся популяризация и увлечение разными формами оккультизма, о чем свидетельствует и целый ряд серьезных современных исследований.

Так, один из ученых Чикагского университета в области сравнительной религии и оккультизма, Mircea Eliade, замечает в своей книге Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: Как историк религии я не могу не быть изумлен огромной популярности колдовства в современной Западной культуре и субкультуре. При этом увлечение колдовством является лишь частью более широкого направления, а именно: повышенного интереса к всевозможным оккультным, эзотерическим наукам (The University Press, Chicago IL 1976). Под влиянием модного сейчас учения Новый век тысячи людей в США заявляют себя channelers (медиумами) и psychics (предсказателями), и миллионы обращаются к ним за советами и услугами, увлекаются их литературой. Некоторые из таких channelers хорошо известны в артистических и телевизионных кругах.

В Европе, Канаде, Бразилии, России и других странах тоже замечается повышенный интерес к потустороннему. Влияние оккультных идей начало проникать даже в серьезные науки, как психологию, медицину, философию, археологию и т.д.

Стали возникать псевдохристианские секты, распространяющие древние оккультные идеи, облаченные в псевдонаучную и христианскую терминологию. В книжных магазинах можно увидеть особый отдел, посвященный учению Новый век. Пестрят такие названия, как: Ведьмы в средние века, Древняя египетская магия, История секретных обществ, Серпантин и радуга, Секретные слова шаманов и зомби Гаити, Энциклопедия древних и запрещенных знаний; От кабалы до астральных миров: умственные энергии и тайны интимных отношений, Книга священной магии: необходимый черный источник оккультного знания.

Современный словарь ведьм: все, что тебе нужно знать, чтобы уметь очаровывать, Достигайте желаемого с помощью оккультной энергии, Левитация что это такое и как это делать.
Dr. Wаltеr R. Маrtin, выдающийся знаток культов в Америке, утверждает, что 60 процентов американцев в той или иной форме применяет оккультные приемы или интересуется оккультным.

Существует более 3000 издательств оккультных книг и журналов, имеющих общий оборот в размере миллиарда долларов в год. Даже традиционные журналы, которые в принципе не интересуются этой областью, печатают статьи об оккультных приемах, астрологических приметах, лечении кристаллами и т.д.

В России тоже увлечение оккультным принимает эпидемические размеры. Эти печальные факты говорят о духовном вырождении современного общества и предвещают близость Второго пришествия Христова.
Слово оккультизм происходит от латинского слова occultus, что значит: нечто скрытое и недоступное большинству. В сферу оккультизма входят разные необъяснимые явления и действия, которые приводят в движение таинственные, нефизические силы.

Оккультные занятия преследуют следующие цели:1) приобрести знания, недоступные обычными физическими средствами; 2) войти в контакт с духами или с сверхъестественными силами; 3) научиться манипулировать этими духами или силами. Вот частичный перечень оккультных учений и занятий: профессиональное гадание, астрология, хиромантия, нумерология, теософия (общество Блаватской), каббала, антропософия, спиритизм, астральные путешествия, некоторые виды мистицизма, трансцендентальная медитация, медиумизм или channeling, йога, экстрасенсное (нетрадиционное) лечение, лечение биополем, ритуальное кодирование, шаманство, колдовство, все виды белой и черной магии.
В наше время большую популярность приобретает оккультное учение Новый век, впитавшее в себя многие более древние оккультные учения. Некоторые современные секты-культы или возникли по откровению духов, или носят в себе элементы оккультизма и пользуются оккультными приемами.

Среди них следует назвать: орден розенкрейцеров, учение Рерихов (Живая этика или Агни-йога), общество Белых братьев, общества Е. Блаватской, движение Новый век, общество Аум Синрике, Кришнаизм, Lucius Trust (Alice Bailey), Eckankar (Paul Twitchell), The Children of God (David Berg), Unification Church (Sun Mun), антропософское общество (Rudolf Steiner), Astara (Earlyne Chaney), общество (церковь) мормонов (Joseph Smith с его angel Moroni), Christian Science (Mary Baker Eddy) и другие.
Что толкает просвещенных людей двадцатого столетия обращаться к таким ненаучным и сомнительным занятиям, как вызывание духов? Ответ на этот вопрос заключается в том, что одна наука и материалистическое учение не могут удовлетворить высших запросов человека.

Что-то в каждом из нас ищет высшего, духовного, жаждет ответа на принципиальные вопросы: для чего мы живем, существуют ли другие миры и другие более совершенные формы бытия, что ожидает нас за гробом, существуют ли нефизические силы, которые могут помочь человеку преодолеть физические законы и обрести прочное счастье. И вот люди, не зная или игнорируя христианское учение, обращаются к эзотерическим учениям.

Эти учения претендуют на то, что отвечают на глубокие принципиальные вопросы бытия и открывают доступ к нефизическим силам. Но эти ответы ложны, а рецепты пагубны. Самым страшным является то, что они подавляют в человеке страх Божий и чувство ответственности за свои поступки.

Падшие духи внушают новичку-оккультисту, что нет ни суда Божия, ни вечных мучений, а, напротив, все там легко и приятно. Поэтому обогащайся знаниями и впитывай подаваемую тебе силу.

И, действительно, иногда в результате оккультных упражнений у человека раскрываются необыкновенные способности телепатия, ясновидение, способность лечить биополем или передвигать предметы на расстоянии (телекинез) и т.д. Но, как увидим, эти способности развились в нем не самостоятельно, а при содействии нечистых духов, и потому они очень опасны и вредны. Правда, чтобы не отпугнуть наивного новичка, бесы хитро скрывают свое присутствие и выдают себя: а) или за безобидных блуждающих духов, или б) за безличную нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в самом человеке.

Рассмотрим насколько отвечают действительности эти представления оккультистов.
ПРИРОДА ОККУЛЬТНЫХ ДУХОВ
Общение с духами осуществляется или путем спиритизма, или путем медиумизма. История вызывания духов (спиритизм) уходит в глубокую древность. Упоминается оно и в Библии, как Богом запрещенное и греховное занятие: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев.

19:31). Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее (Лев. 20:6, 20:27).

В спиритических сеансах дух является или в форме привидения, или через свое воздействие на разные предметы, например, двигая блюдечко, постукивая по столу, колебля маятник (Ouija board) и т.д. В медуимистических сеансах, медиум в состоянии транса отдает свое тело в распоряжение духу, который, вселяясь в человека, овладевает его органами, совершает через него разные действия и вещает разные откровения. Современное учение Новый век популяризирует именно этот второй вид общения с духами (или силами), называя его channeling (от channel по-английски: проводить).

По мере того как медиум (channeler) впадает в состояние транса, мускулы его лица и губы начинают непроизвольно подергиваться. Когда дух полностью овладевает медиумом, происходит изменение в ритме его дыхания, и выражение лица изменяется иногда до неузнаваемости. Изменяется также его голос, так что женский голос, например, начинает звучать мужским басом.

Выйдя из транса, человек не может вспомнить, что происходило с ним или что говорил он в медиумическом состоянии. Поначалу дух не смеет вселяться в медиума без его согласия, и необходимо, чтобы сам медиум пригласил его войти в себя.

Однако после повторных медиумистких сеансов, вселение духа может принять непроизвольный, спонтанный характер, и медиум становится подвластным своему духу.
Несомненно, что среди спиритов и медиумов существует немало шарлатанов. Однако существует и немалое количество профессионалов, которые действительно общаются с потусторонними существами и получают от них сведения и способности, недоступные остальным людям.

Подавляющее число рядовых channelers и спиритов не подозревает, насколько коварны и опасны те существа, которым они доверяются. Это далеко не безобидные, блуждающие души, и не безличные силы природы. Напротив, согласно свидетельству многих профессиональных медиумов и шаманов, духи, с которыми они имели дело, сознательно обманывали их.

Они притворялись добрыми с целью завладеть ими и повредить им. Так, например, Satprem, ученик оккультиста и индусского гуру (учителя) Sri Aurobindo, писал: Всем оккультистам известно, что духи в состоянии принять любую форму, какую только захотят (Satprem, Sri Aurobindo or the Adventure of Consciousness, New York, Harper and Row, 1974).
Robert Monroe ярко описал случай, когда он во время одного из своих астральных путешествий подвергся наглому и упорному нападению злых духов. В самый решительный момент борьбы двое из духов внезапно приняли вид его двух любимых дочерей.

Сделали они это так неожиданно и правдоподобно, что Роберт потерял способность сопротивляться и чуть было не погиб (Journeys out of the Body, Garden City, NY, Anchor Books, 1973).
Известный медиум Emanuel Swedenborg, посвятивший себя общению с духами и признанный многими за серьезного специалиста в вопросах оккультизма, свидетельствует, что духи, с которыми общаются спириты и медиумы, настолько хитры и лживы, что человеку, обращающемуся к ним, невозможно установить их подлинную личность и цели. Эти духи отличные актеры, маскирующиеся под души умерших. Swedenborg предостерегает оккультистов-новичков следующими словами: Когда эти духи говорят что-нибудь, им совершенно нельзя верить, потому что они все придумывают и вечно лгут Причем они делают это с таким апломбом и наглостью, что человек полностью сбивается с толка. И если он хоть частично поверит тому, что они утверждают, то духи с крайней наглостью измышляют новые небылицы, так что совершенно запутывают его.

Поэтому всем необходимо остерегаться духов и ни на каплю не верить им (The True Christian Religion, New York, E.P Dutton 1936).



Содержание раздела